Фонетический состав первых слов особенности их слоговой структуры кратко

Обновлено: 01.06.2024

Одним из основополагающих принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормального и аномального развития (Л.С. Выготский). Поэтому при изучении процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с отклонениями речевого развития необходимо учитывать его основные закономерности. В связи с этим постановка проблемы формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с тяжелой речевой патологией (в частности, с алалией, дизартрией, ринолалией) предполагает рассмотрение нормального онтогенеза.

Это же явление отмечают в своих работах Н.Х. Швачкин, А.Н. Гвоздев и др. Однако в работах Н.И. Жинкина подчеркивается единство звуковой и слоговой структур [6]. С одной стороны, вне слога не может быть произнесен ни один звук речи и без него не может образоваться ни одна языковая единица. Вместе с тем звуки, синтезируясь в слоговом составе, обеспечивают не только узнавание слов, но и облегчают сцепление самих слогов путем слияния. Взаимосвязь и взаимопроникновение звукового и слогового состава слова показана и в первом фундаментальном исследовании процесса формирования слоговой структуры слова А.К. Марковой [10].

В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Поэтому рассмотрение процесса усвоения звуко-слоговой структуры слова следует рассматривать в двух направлениях: овладение звукопроизношением и ритмико-слоговой структурой слова.

Овладение звукопроизношением
Уже в крике ребенка наблюдаются гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок. Ребенок издает и звуки, приближенно напоминающие согласные (г, к, н). Однако все эти звуки носят рефлекторный характер и не рассматриваются исследователями детской речи как предшественники фонем (Т.В. Базжина).
Предшественники фонем появляются на стадии гуления. Первоначально на этой стадии появляются гласнолодобные звуки среднезаднего ряда неверхнего подъема, сопровождающиеся консонантными призвуками, т.е. наблюдается некоторая усредненность вокалических элементов (Н.И. Лепская).

Дальнейшее развитие получают и согласно-подобные звуки, которые утрачивают назализованный призвук уже в начальной стадии лепета. Происходит дифференциация звуков по типу носовой - ротовой ([т] - [р]). Помимо смычных звуков появляются щелевые [f, s], затем ребенок начинает произносить звуки разного места образования, реализуя их в максимально контрастных слогах (В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова, О.Н. Усанова и др.).
В этот же период начинается формирование артикуляторных противопоставлений по признакам щелевые — смычные, глухие - звонкие и к концу лепета - твердые - мягкие. Звуки лепета постепенно приобретают акустико-артикуляторную определенность и приближаются к фонетическому строю родного языка.

На стадии овладения словесной речью начинает формироваться звукопроизношение. Исследования В.И. Бельтюкова и А.Д. Салаховой [2] показали, что последовательность появления групп звуков одна и та же в лепете и в словесной речи. После двух лет происходит период накопления слов, которое в свою очередь ведет к необходимости их различения в процессе общения. Поэтому звуки в речи начинают приобретать функциональную значимость, которая связана с последовательным овладением системой противопоставлений, используемых в фонетической системе языка.

Первыми в словесной речи появляются твердые губные [m], [b], [р], зубно-язычный [v] и заднеязычные звуки [k], [g]. Из мягких звуков первым появляется среднеязычный [j]. В дальнейшем наблюдается следующая тенденция: сначала дети произносят мягкие варианты фонем звуков, затем - твердые. При этом взрывные звуки опережают появление фрикативных. Из фрикативных звуков первыми появляются звуки нижнего подъема — свистящие, затем верхнего — шипящие. В последнюю очередь дети овладевают смычно-щелевой и дрожащей артикуляцией (В.И. Бельтюков).

Формирование звукопроизношения в норме заканчивается к 4—5 годам.
Овладение ритмико-слоговой структурой слова
Началом овладения слоговой структурой слова принято считать конец стадии гуления, когда у ребенка формируется устойчивый слог.

В период лепета у ребенка появляется тенденция к редупликации однородных слогов, что приводит к развитию лепетной цепи. Длина такой цепи в 7-8 мес. (период расцвета лепета) составляет от 3 до 5 слогов. Характерной чертой организации лепетных цепочек является открытость слога: [kaka].

В период овладения словесной речью ребенок сначала произносит слово, состоящее из 1 слога (бо - больно). Затем ребенок начинает произносить первые двухсложные слова, представляющие собой повторение одного и того же слога(бобо - больно).
К 1,3 годам начинается усложнение произнесения слов, т.е. появляются слова из двух разных слогов. А.К. Маркова [10] выявила два направления усложнения произносимого слова:
1) переход от односложных слов к многосложным;
2) переход от слова с одинаковыми слогами к словам с разными слогами.

В период овладения синтаксической стороной речи продолжается развитие слоговой структуры слова. А.К. Маркова установила связь между формированием предложения и развитием слоговой структуры. Ребенок начинает раньше произносить предложения из трех и более слогов, чем трехсложные слова. Появление предложений из четырех и более слогов предшествует возникновению четырехсложных слов. До этого многосложные слова сокращаются. Процесс усвоения слоговой структуры предложения идет очень интенсивно в 2-2,5 года, после 2,5 лет сокращение слогового состава крайне редкое явление.

Наблюдения и специальные исследования показывают, что прежде чем ребенок научится безошибочно произносить слова, он проходит длительный путь усовершенствования своего произношения. А.К. Маркова отмечает, что после появления слова в течение некоторого времени (до нескольких месяцев) ребенок многократно возвращается к нему, проговаривает, то удаляясь, то приближаясь к правильному произношению. Первое произнесение слова является началом активных поисков на пути к правильному, более или менее стабильному варианту, который войдет в словарь ребенка. Поэтому закономерно, что у ребенка в процессе овладения слоговой структурой слова встречаются различные ошибки, без которых невозможно полноценное развитие речи. Эти ошибки специально изучали исследователи детской речи с целью выявления закономерностей овладения слоговой структурой, механизма и причин их нарушений.

Большинство авторов (А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Н.Х. Швачкин и мн. др.) выделяют следующие временные нарушения слоговой структуры слова у нормально развивающихся детей: пропуски слогов и звуков в слове, ошибки добавления числа слогов, ошибки сокращения групп согласных, уподобление звуков и слогов, перестановки звуков и слогов в слове.

Наиболее распространенным нарушением слоговой структуры слова являются пропуски звуков и слогов в слове ('элизии'). А.Н. Гвоздев объяснял причины элизии сравнительной силой слогов [5]. При произнесении слов, как правило, сохраняется ударный слог. Н.Х. Швачкин видел причину элизии в особенности ребенка воспринимать речь взрослого в определенной ритмической структуре [15]. Н.И. Жинкин находил объяснение этого нарушения в том, что глотка не успевает проделать слоговые модуляции или производит их ослаблено [6]. Г.М. Лямина объясняла причину элизии в неумении приспосабливать движения органов речедвигательного аппарата к слышимым образцам [9]. Авторы считают, что это нарушение в норме является временным фактом и преодолевается к концу преддошкольного возраста.

Очень распространенными, устойчивыми искажениями структуры слога являются ошибки сокращения групп согласных. С.Н. Цейтлин определила порядок сокращения групп согласных, происходящий по следующей схеме [14]:

- в сочетании сонорный + шумный сокращается сонорный: кука (кукла), пате (платье);
- в сочетании шумный щелевой + шумный смычный остается смычный и устраняется щелевой: десь (здесь), пать (спать).
Сокращения групп согласных зависит и от места в слове. Чаще всего группы согласных сокращаются в середине слова. А.К. Маркова объясняла это наблюдение тем, что при произнесении стечения согласных в середине слова возможно распределение стечения между двумя соседними слогами (реблюд - верблюд). Трудности в произнесении стечений согласных она связывала с их чрезвычайным фонетическим разнообразием. Сокращения групп согласных в той или иной мере присущи детям на всех этапах речевого развития [10].

Обобщение типов ошибок и сроки их преодоления у детей с нормальным речевым онтогенезом представлены в табл. 1.
Таблица I
Типы нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым онтогенезом и сроки их преодоления

№ п/п Вид нарушения К какому возрасту нарушение преодолевается
1. Пропуски слогов и звуков в слове (элизии) к 2,3 годам
2. Ошибки добавления числа слогов к 2,5 годам
3. Сокращения групп согласных к 3 годам
4. Уподобления слогов и звуков к 2,5 годам
5. Перестановки звуков или слогов в слове встречаются редко

Таким образом, в процессе усвоения звуко-слоговой структуры слова ребенок проходит длительный и сложный путь развития. Исследователи детской речи видят причины временных нарушений звуко-слоговой структуры слова в недостаточности двигательных и / или слуховых возможностей детей раннего возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Базжина Т.В. Становление речи и усвоение языка ребенком // Становление речи и усвоение языка ребенком. - М.: Изд. Московского университета, 1985.
2. Бельтюков В.И., Салахова А.Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми // Дефектология. - 1976.
3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 1977.
4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. -М.: Просвещение, 1987.
5. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - М. - Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.
6. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
7. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
8. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). - М.: Изд-во МГУ, 1997.
9. Лямина Г.М. К вопросу о механизме овладения произношением слов у детей второго и третьего года жизни // Вопросы психологии. - 1958.
10. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс. . канд. пед. наук. - М, 1963.
11. Носиков СМ. Опыт фонетического описания лепета (организация слога и ритмической структуры) // Становление речи и усвоение языка ребенком. -М.: Изд. Московского университета, 1985.
12. Салахова А.Д. Звуковой состав лепета слышащего ребенка // Дефектология. - 1971.
13. Сикорский И.А. Развитие речи у детей // Сб. научно - литературных статей. - Киев, 1899.
14. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000.
15. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.-Л., 1948.

Изучение детской речи имеет огромное значение для ряда научных дисциплин и служит основанием для руководства развитием речи в дошкольном и школьном возрасте, поэтому важно знать, как формируется слоговая структура у детей в онтогенезе.

– для обозначения того периода динамического развития детской речи, который начинается с появления у ребенка первых слов и продолжается до становления развернутой фразовой речи;

– для изучения тех данных о нарушенном и нормальном процессе усвоения детьми родного языка, которые необходимы для построения коррекционного обучения: первоначального словарного запаса, нарушения слоговой структуры слов, аграмматизм, нарушения звукопроизношения и некоторых других.

Процесс усвоения слоговой структуры слова детьми с нарушениями речи изучен недостаточно. Ряд авторов указывает на необходимость выделения внутри фонетической стороны речи особого процесса усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков слова.

И.А. Сикорский в своих наблюдениях приводит факты, свидетельствующие о возможности усвоения отдельными детьми преимущественно звуковой или слоговой характеристика речи. В его примерах для детей так называемого звукового направления характерно ошибочное воспроизведение одного или нескольких звуков слова; дети же так называемого слогового направления схватывают слоговой состав слова, искажая его звуковой состав и используя при этом очень незначительное число звуков. Сведения Сикорского говорят об известной самостоятельности процесса усвоения слоговой структуры слова по отношению к овладению отдельными звуками.

Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается в том, как сокращаются ребенком до одного слога двусложные и трехсложные слова.

Т.Г. Егорова, анализируя вопрос о факторах, влияющих на выделение звука из слова, наряду со звуковым окружением называет слоговую и ритмическую структуру: ребенку легче выделять звуки из двусложных слов с открытыми слогами, труднее анализировать слова с одним закрытым слогом и еще труднее со стечением согласных.




Первые слова детей в онтогенезе и дизонтогенезе речи характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.

В этот период развития речи как в норме, так и в патологии имеет место элизия (пропуск) слогов, отсутствуют многие артикуляционные уклады, наблюдаются пропуски и замена звуков. Возможности детей в плане звукопроизношения остаются очень ограниченными, однако в норме выступает ярко выраженная способность к передаче акцентно-мелодических контуров слов и особенно к передаче в них ударения.

2 года 3 мес. – 3 года – слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

В настоящее время в логопедической работе над произношением детей, страдающих общим недоразвитием речи, на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе обучения речи постоянно обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет особенно большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.

Вопросы слога и слогоделения с давних пор интересовали лингвистов.

Слогом принято называть минимальную единицу речевого потока. С точки зрения артикуляции слог определяется как минимальная произносительная единица, то есть такая последовательность речевых движений, которая образуется единым дыхательным толчком, единым импульсом мускульного напряжения (Л.В. Щерба) или в результате одной управляющей команды (Л.А. Чистович и др.). При акустическом подходе слог определяют как волну нарастания и ослабления звучности. При том и другом подходе вершиной слога считается гласный, являющийся слогообразующим элементом, а согласные считаются его периферическими элементами.

Слоги делятся на закрытые (оканчивающиеся на согласный) и открытые (оканчивающиеся на гласный). Наиболее распространенная модель слога в русском языке – согласный + гласный (СГ), т.е. открытый слог. Как отмечает Л.В. Бондарко, речь есть объединение в непрерывную последовательность открытых слогов, каждый из которых может содержать различное количество согласных.

Основной структурной единицей русского языка являются слоги СГ – открытые слоги. Являясь минимальной речевой единицей как в плане перцепции (восприятия), так и плане произношения, слоги обладают пятью перцептивно-артикуляционными признаками, которые называются признаками слогового контраста. Слоговой контраст – это различие согласного и гласного звука в слоге. Все открытые слоги типа (СГ) контрастнее, чем любые слоги типа (ГС).

1. Контраст по громкости – от минимума на глухом взрывном согласном к максимуму на гласном; ослабление контраста происходит как за счет увеличения громкости согласного (наиболее громкие – сонанты), так и за счет уменьшения громкости гласного (наименее громкие – [и], [ы], [у]).

3. Контраст по длительности – от мгновенного шума взрывных к длительному звучанию гласных. Контраст исчезает в слогах с любыми другими согласными.

4. Контраст по участию голосовых связок – от глухого согласного к гласному. Контраст исчезает в слогах со звонкими согласными.

5. Контраст по месту образования (локусу), связанный с начальной и конечной частотой второй форманты гласного. Минимальный контраст – в [а]-слогах с мягкими согласными, минимальный – в [и]-слогах. Контраст ослабляется по мере сближения места образования согласного и гласного. При этом ослабление контраста максимально в заударных слогах: слоги с сонантами или звонкими щелевыми согласными часто бывает невозможно разделить на два элемента, соответствующие согласному и гласному, в результате полного исчезновения контраста между этими элементами.

В норме после трех лет слоговая структура в основном является сформированной, но в ряде случаев нарушения слоговой структуры после трех лет сохраняются и проявляются стойко. Сочетаясь с нарушением звукопроизношения (физиологические нарушения), с нарушением звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры часто делают речь непонятной для окружающих. Нарушается ее основная развивающая функция – коммуникативная. В речи такого ребенка отмечаются:

Подобные нарушения в формировании слоговой структуры приводят к торможению развития словаря, грамматического строя и к другим проявлениям системного недоразвития речи.

Изучение детской речи имеет огромное значение для ряда научных дисциплин и служит основанием для руководства развитием речи в дошкольном и школьном возрасте, поэтому важно знать, как формируется слоговая структура у детей в онтогенезе.

– для обозначения того периода динамического развития детской речи, который начинается с появления у ребенка первых слов и продолжается до становления развернутой фразовой речи;

– для изучения тех данных о нарушенном и нормальном процессе усвоения детьми родного языка, которые необходимы для построения коррекционного обучения: первоначального словарного запаса, нарушения слоговой структуры слов, аграмматизм, нарушения звукопроизношения и некоторых других.

Процесс усвоения слоговой структуры слова детьми с нарушениями речи изучен недостаточно. Ряд авторов указывает на необходимость выделения внутри фонетической стороны речи особого процесса усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков слова.

И.А. Сикорский в своих наблюдениях приводит факты, свидетельствующие о возможности усвоения отдельными детьми преимущественно звуковой или слоговой характеристика речи. В его примерах для детей так называемого звукового направления характерно ошибочное воспроизведение одного или нескольких звуков слова; дети же так называемого слогового направления схватывают слоговой состав слова, искажая его звуковой состав и используя при этом очень незначительное число звуков. Сведения Сикорского говорят об известной самостоятельности процесса усвоения слоговой структуры слова по отношению к овладению отдельными звуками.

Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается в том, как сокращаются ребенком до одного слога двусложные и трехсложные слова.

Т.Г. Егорова, анализируя вопрос о факторах, влияющих на выделение звука из слова, наряду со звуковым окружением называет слоговую и ритмическую структуру: ребенку легче выделять звуки из двусложных слов с открытыми слогами, труднее анализировать слова с одним закрытым слогом и еще труднее со стечением согласных.

Первые слова детей в онтогенезе и дизонтогенезе речи характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.

В этот период развития речи как в норме, так и в патологии имеет место элизия (пропуск) слогов, отсутствуют многие артикуляционные уклады, наблюдаются пропуски и замена звуков. Возможности детей в плане звукопроизношения остаются очень ограниченными, однако в норме выступает ярко выраженная способность к передаче акцентно-мелодических контуров слов и особенно к передаче в них ударения.

2 года 3 мес. – 3 года – слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

В настоящее время в логопедической работе над произношением детей, страдающих общим недоразвитием речи, на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе обучения речи постоянно обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет особенно большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.

Вопросы слога и слогоделения с давних пор интересовали лингвистов.

Слогом принято называть минимальную единицу речевого потока. С точки зрения артикуляции слог определяется как минимальная произносительная единица, то есть такая последовательность речевых движений, которая образуется единым дыхательным толчком, единым импульсом мускульного напряжения (Л.В. Щерба) или в результате одной управляющей команды (Л.А. Чистович и др.). При акустическом подходе слог определяют как волну нарастания и ослабления звучности. При том и другом подходе вершиной слога считается гласный, являющийся слогообразующим элементом, а согласные считаются его периферическими элементами.

Слоги делятся на закрытые (оканчивающиеся на согласный) и открытые (оканчивающиеся на гласный). Наиболее распространенная модель слога в русском языке – согласный + гласный (СГ), т.е. открытый слог. Как отмечает Л.В. Бондарко, речь есть объединение в непрерывную последовательность открытых слогов, каждый из которых может содержать различное количество согласных.

Основной структурной единицей русского языка являются слоги СГ – открытые слоги. Являясь минимальной речевой единицей как в плане перцепции (восприятия), так и плане произношения, слоги обладают пятью перцептивно-артикуляционными признаками, которые называются признаками слогового контраста. Слоговой контраст – это различие согласного и гласного звука в слоге. Все открытые слоги типа (СГ) контрастнее, чем любые слоги типа (ГС).

1. Контраст по громкости – от минимума на глухом взрывном согласном к максимуму на гласном; ослабление контраста происходит как за счет увеличения громкости согласного (наиболее громкие – сонанты), так и за счет уменьшения громкости гласного (наименее громкие – [и], [ы], [у]).

3. Контраст по длительности – от мгновенного шума взрывных к длительному звучанию гласных. Контраст исчезает в слогах с любыми другими согласными.

4. Контраст по участию голосовых связок – от глухого согласного к гласному. Контраст исчезает в слогах со звонкими согласными.

5. Контраст по месту образования (локусу), связанный с начальной и конечной частотой второй форманты гласного. Минимальный контраст – в [а]-слогах с мягкими согласными, минимальный – в [и]-слогах. Контраст ослабляется по мере сближения места образования согласного и гласного. При этом ослабление контраста максимально в заударных слогах: слоги с сонантами или звонкими щелевыми согласными часто бывает невозможно разделить на два элемента, соответствующие согласному и гласному, в результате полного исчезновения контраста между этими элементами.

В норме после трех лет слоговая структура в основном является сформированной, но в ряде случаев нарушения слоговой структуры после трех лет сохраняются и проявляются стойко. Сочетаясь с нарушением звукопроизношения (физиологические нарушения), с нарушением звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры часто делают речь непонятной для окружающих. Нарушается ее основная развивающая функция – коммуникативная. В речи такого ребенка отмечаются:

Подобные нарушения в формировании слоговой структуры приводят к торможению развития словаря, грамматического строя и к другим проявлениям системного недоразвития речи.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

В многочисленных работах педагогов, психологов, лингвистов нашел отражение большой фактический материал, который был получен в результате наблюдений за становлением детской речи.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Проблема становления слоговой и звуковой структуры у детей с нормальным речевым онтогенезом отражена в работах Е.А. Аркина, А.Н. Гвоздева, К. Зика, Е.И. Исениной, Г.М. Ляминой, А.К. Марковой и др. В многочисленных работах педагогов, психологов, лингвистов нашел отражение большой фактический материал, который был получен в результате наблюдений за становлением детской речи. Результаты этих наблюдений показывают, что развитие речи детей раннего возраста имеет ряд особенностей. Овладение структурой родного языка осуществляется ребенком за достаточно короткий период. К 3-4 годам у ребенка формируется так называемое ядро речи.

Многие авторы отмечают неравномерный, скачкообразный характер речевого развития у детей. Оно может замедляться, останавливаться, а в ряде случаев иногда наблюдается регрессия (А.Н. Гвоздев; Д.Б. Эльконин и др.), что связано не только с состоянием здоровья и особенностями наследственной программы, но также с потоком информации, поступающим по различным информационным каналам. Существует определенная последовательность в развитии как предречевых вокализаций, так и в усвоении грамматических категорий.

В.А. Богородский выделял четыре периода:

1) подготовительный период, или период рефлекторных криков и гуления, начинающийся со дня рождения и заканчивающийся на втором году жизни;

2) период упрощенного произношения слышимых слов, продолжающийся около четырех месяцев;

3) период большего приближения к произношению окружающих, продолжающийся около шести месяцев;

4) период, когда ребенок, уже достаточно овладевший звуками языка, переходит к обычной речи.

Н.Х. Швачкин выделил два периода в развитии речи детей - дофонемную (просодическую) речь и речь второго периода – фонемную.

Е.Н. Винарская выделяет следующие коммуникативно-познавательные периоды детского возраста с учетом диалектики биологического и социологического:

1) период младенческих криков, продолжающийся от 0 до 2-3 месяцев;

2) период гуления, длящийся от 2-3 до 5-6 месяцев;

3) период раннего лепета, приходящийся на время от 5-6 до 9-10 месяцев;

4) период лепетных псевдослов - от 9-10 до 12-14 месяцев;

В.И. Бельтюков сопоставляя речевое и моторное развитие детей раннего возраста, выделяет в нем доречевой и речевой этапы.

Обобщая имеющиеся сведения о раннем речевом развитии, А.А. Леонтьев называет следующие периоды:

1) доречевой этап, в котором выделяют период гуления и период лепета, - первый год жизни;

2) этап первичного освоения языка, или дограмматический, который приходится на второй год жизни;

3) этап усвоения грамматики - третий год жизни.

По мнению Т.А. Титовой для любой классификации или периодизации раннего речевого развития характерно выделение ряда особенностей:

– Усвоение языка ребенок начинает с самого элеметарного уровня - с освоения основных интонационных типов.

– Постепенность в овладении звуковой системой речи.

– Периоды гуления и лепета являются своего рода подготовительным этапом к собственно произношению слов.

– На ранних этапах формирования речевых единиц характерна низкая ступ

ень абстрагирования от индивидуального – они опознаются только у людей, с которыми ребенок общается постоянно и не опознаются у незнакомых.

– Более раннее развитие импрессивной речи.

– Сложная взаимосвязь и взаимозависимость в деятельности речеслухового и речедвигательного анализаторов.

– Взаимосвязь между развитием артикуляторных навыков, мелкой (ручной) и общей моторики.

– Скачкообразность в развитии в целом.

– Общая аритмичность речи, наличие итераций и пауз.

Помимо общего речевого развития, большой интерес вызывают у исследователей и вопросы овладения ребенком фонетической стороны речи, в частности, овладение звукослоговой структурой слова.

Как показали исследования Н.И. Жинкина, Р.В. Тонковой-Ямпольской, определенные успехи у детей первого года жизни в усвоении интонаций подготавливают ребенка к дальнейшему овладению слогом. Детский лепет имеет интонационные структуры, которые впоследствии прослеживаются в речи. Данные В.И. Бельтюкова и А.Д. Салаховой показали, что последовательность появления групп звуков в лепете и словесной речи одна и та же. Лепет необходим для образования артикуляционного контроля. При этом в период с 0.3 до 0.5-0.6 мес. происходит качественный скачок в развитии вокализаций ребенка. В.И. Бельтюков и А.Д. Салахова называют этот этап периодом синтагматической организации речи, который заключается в соединении голосовых элементов (синтагм) в линейную последовательность с модуляцией по тембру и высоте. Авторы называют лепет первой тренировкой ребенка в выстраивании линейной структуры звуковых комплексов.

Вначале для общения ребенку достаточно воспроизведения только приблизительного слогового состава слова. А.К. Маркова считает, что ребенок прежде всего усваивает открытый тип слога (СГ и Г). Характерным для этого периода является трансформирование детьми закрытого слога типа СГС в открытый слог типа СГ. Ее исследования показали, что после 2,5–3 лет сокращение слогового состава слова представляет собой редкое явление.

Г.М. Лямина отмечает, что более или менее стабильно воспроизводя слоговую структуру слова, ребенок значительно варьирует его звуковой состав. Она выделяет ряд факторов, от которых зависит устойчивость или вариабельность заполнения звуками структуры слова: возраст испытуемых, сложность звукового состава слова, трудность выполнения инструкции взрослого.

А.Н. Гвоздев отмечает, что овладение произношением тех или иных звуков служит условием для того, чтобы ребенок использовал их в качестве фонем, как звуко-смыслоразличителей. Свидетельством усвоения ребенком нормы произношения является контролирование им как своей, так и чужой речи на основе принятых речевых образцов.

К концу раннего детства ребенок практически овладевает основными фонемами родного языка.

В целом произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Все исследователи детской речи единодушны в том, что фонетический строй речи и словарь дети усваивают не параллельно, а последовательными скачками. Освоение и развитие фонетической системы языка идет вслед за появлением слов как семантических единиц. То есть, если сказать кратко, овладение фонетической стороной речи происходит при усвоении под влиянием семантики (А.Н. Гвоздев, Н.И. Швачкин и др.). И только благодаря семантике звуковые элементы слов становятся предметом усвоения. На начальной стадии формирования речи семантическую нагрузку несут в основном ритм и интонация, а в дальнейшем - звуковой рисунок слова.

По данным А.И. Гвоздева, ребенок не сразу овладевает слоговой структуры русских слов, очень отчетливо сказываются на воспроизведении слов ребенком. Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается в том, как сокращаются ребенком до одного слога двухсложные и трехсложные слова. В двухсложных словах остается ударный слог:

В трехсложных словах при любом месте ударного:

Относительно времени усвоения слов с различным строением слогов, А.Н. Гвоздев приводит наблюдения над своим сыном Женей Г. и пишет, что первым слоем слов являются односложные слова (н'а – на; д'ай – дай; т'ам – там) и двусложные, состоящие из повторения одного слога (оба слога произносятся с одинаково сильным ударением): бо – бо; га – га ; ам – ам; ба – ба; (бай – бай ).

Так же в самое раннее время появляются и двусложные слова с одним ударением : ма – ма (мама), баба, л'ал'а (ляля), н'йга (книга), к'ис'ка , п'ис'и (пища), б'ада ( вода ), т'ан'и (штаны).

Автором отмечается тот факт, что ребёнок очень рано усваивает место ударения (из 87 первых слов ударение только в одном случае не совпало по месту с ударением взрослых: т'ан'а - Таня).

А также в самое раннее время наблюдаются колебания в усвоение места ударения и различий в силе ударных и безударных слогов. Слово т'ука (чулок) имеет слабое ударение на первом слоге и добавочное на втором, а иногда произносится с двумя равносильными ударениями.

Приблизительно до 1,9 лет встречаются двусложные слова. А в дальнейшем особенно часто наблюдается пропуск предударных слогов. Первый предударный слог опускается спорадически, хотя довольно часто - как из одного гласного: д'ом ( идём); так и из нескольких звуков- кл'ой (открой).

Второй предударный слог опускается до 2,0 лет (последовательно) и до 2,6 (спородически): из одного гласного - кус'у (укушу); из нескольких звуков - лас'о (хорошо).

Заударные слоги сохраняются чаще (из них иногда опускаются внутренние слоги, являющиеся наиболее слабыми): п'еп'цу (пепельницу); комт'и (в комнате).

Подытоживая можно сказать, что под овладением структурой слова понимается овладение нужным (адекватным) количеством слогов в нём. Адекватной считается такая структура слова, в которой сохраняется необходимое количество слогов. Быстрее усваивается слоговая структура слов, включающих меньшее количество слогов. Большое влияние на уровень адекватной слоговой структуры оказывает звуковой состав слов. Слоговая структура слов, включающая трудные в произносительном отношении звуки (свистящие, шипящие, р, л) усваивается медленнее, чем структура, в которой они не встречаются. Кроме того, формирование звуковой стороны родного языка определяется тесным взаимодействием с развитием семантики, лексико-грамматической стороны речи, а также взаимовлиянием процессов овладения произношением звуков и усвоения ритмической, слоговой структуры слова.

В целом, как было показано, овладение ребёнком звукослоговой структуры слова происходит постепенно, проходя целый ряд закономерно сменяющихся фаз. К трём годам при нормальном развитии речи у ребёнка исчезают практически все трудности словообразования. В отличие от этого при аномальном развитии часто наблюдается глубокое отставание этого процесса.

Список литературы:

1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. / Под ред. Запорожца А.В., Давыдова В.В. – М., Просвещение, 1968. – 445 с.
2. Бельтюков В.И., Салахова А.Д. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы звуков // Вопросы психологии. – 1975. – 5. – С.71-76.
3. Богородицкий В.А. Фонетика русского языка в свете экспериментальных данных. – Казань, 1930. – 357с.
4. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи // Язык и человек. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. – С.55-62.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 471 с.
6. Гвоздев А.Н. От первых слов до первых книг. Дневник научных наблюдений. - Саратов: Изд-во Саратовского Ун-та, 1981. – 23 с.
7. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. – М., Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – С.3–15.
8. Жинкин Н.И. Механизм речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370 с.
9. Зик К. Как говорит мой ребенок в различные периоды своей жизни. – М.: Прогресс, 1985. – 93 с.
10. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1986. – 162 с.
11. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1965. – 245 с.
12. Лямина Г.М. К вопросу о механизме овладения произношением слов у детей второго третьего годов жизни // Вопросы психологии. – 1958. – №6. – С.119-131.
13. Маркова А.К. Овладение слоговым составом слова в раннем возрасте // Вопросы психологии. – 1969. – № 5. – С.22–34.
14. Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 126 с.
15. Тонкова-Ямпольская Р.В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни // Вопросы психологии. – 1968. – № 3. – С.94–101.
16. Швачкин Н.X. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – Вып. 13. – С.101-129.
17. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 1958. – 115 с.

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности формирования слоговой структуры слова у детей в онтогенезе. Анализируются факторы, определяющие усвоение структуры слова детьми с нормальным речевым развитием.

Вопросами изучения становления слоговой структуры речи в онтогенезе занимались многие известные ученые, такие, как А. Н. Гвоздев, А. К. Маркова, С. Е. Большакова, Т. А. Ткаченко и другие.

Изучение детской речи имеет важное значение для многих научных дисциплин, оно служит тем фундаментом, которым руководствуются специалисты при определении нормы и патологии развития речи ребенка. Архипова С. Ф. отмечает, что под онтогенезом речи в логопедии понимается весь период формирования речи человека, от его первых речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления [1].

Согласно определению из толкового словаря Д. Н. Ушакова, слог – это звук или сочетание звуков в слове, произносимые на одном выдыхе. Различают открытые слоги, оканчивающиеся гласным звуком, и закрытые, которые оканчиваются согласным.

В период лепета у ребенка наблюдается тенденция к повторению одинаковых слогов, что приводит к развитию лепетной цепи. Длина такой цепи в 7-8 месяцев – период расцвета лепета – достигает 3-5 слогов.

В период овладения словесной речью ребенок сначала произносит слово, состоящее из одного слога (бо - больно). Позже ребенок начинает произносить первые двухсложные слова, которые представляют собой повторение одного и того же слога (бобо - больно).

К 1,3 годам начинается усложнение произнесения слов, т. е. появляются слова из двух разных слогов. А. К. Маркова выделяет два направления усложнения произносимого слова: 1) переход от односложных слов к многосложным; 2) переход от слова с одинаковыми слогами к словам с разными слогами.

Развитие слоговой структуры слова продолжается и в период овладения синтаксической стороной речи. До этого многосложные слова сокращаются. Процесс усвоения слоговой структуры предложения идет очень интенсивно в 2-2,5 года, после 2,5 лет сокращение слогового состава крайне редкое явление.

Однако, как отмечает Г. Н. Соломатина, основываясь на наблюдениях А. К. Марковой, не все многосложные слова проходят через стадию сокращенного произношения. Целый ряд слов, появляющийся на определенном этапе речевого развития, ребенок сразу произносит в полном слоговом составе. Это является свидетельством того, что звуковая сторона собственной речи становится предметом сознания ребенка и то, что активная познавательная деятельность является характерной чертой для формирования слоговой структуры слова [2].

Тех же позиций придерживался и Б. Китерман. Он так же придает решающее значение в процессе усвоения слогов сравнительной силе их произношения, динамическому ударению, а также некоторым другим фонетическим моментам, соотносимым с ударностью слога, таким, как длительность гласного звука, его ясность и высота. Таким образом, принимая во внимание материалы указанных исследователей, А. К. Маркова делает вывод о том, что подобное толкование усвоения слоговой структуры слова обусловлено некоторыми закономерностями звуковой действительности русского языка и их влиянием на процесс овладения речью.

Рассматривая вопрос о факторах, влияющих на выделение звука из слова, Т. Г. Егоров наряду со звуковым окружением выделяет слоговую и ритмическую его структуру : ребенку легче выделять звуки из двусложных слов с открытыми слогами двухбуквенного или однобуквенного строения и труднее анализировать слова с одним закрытым трехбуквенным слогом и еще труднее со стечением согласных [3].

Ткаченко Т. А. в своей работе указывает на то, что ранее отметила Р. Е. Левина, а именно: возникновение предложений в речи ребенка тесно связано со слогообразованием. По мнению Д. Б. Эльконина, овладение грамматическим строем напрямую зависит от того, как ребенок ориентируется в звуковой системе родного языка. Улучшая последнюю, в частности, воспроизведение слоговой структуры слов, логопед создает основу для усвоения детьми различных грамматических конструкций и грамматики в целом [5].

Таким образом, согласно исследованиям А. Н. Гвоздева, Т. А. Ткаченко, А. К. Марковой и других ученых формирование слоговой структуры речи в онтогенезе проходит через несколько этапов: дифференциацию звуков на гласные и согласные, слогообразование, использование односложных слов, затем двусложных, трехсложных и т. д. От того, насколько ребенок овладел слоговой структурой, в дальнейшем зависит качество усвоения им лексики и грамматики родного языка.

1. Архипова Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей. М. : АСТ: Астрель, 2007.

3. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1961. - С. 59-70

4. Большакова С. Е. Формируем слоговую структуру слова. — М. : ТЦ Сфера, 2006. — 32 с.

5. Ткаченко Т. А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. – М. : Книголюб, 2008. – 48 с.

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Читайте также: