Фонетические единицы соотношение буквы и звука ответ на билет кратко

Обновлено: 01.06.2024

В основу графики обычно положен принцип максимального соответствия букв алфавита звукам данного языка. В русском письме, прошедшем длительный путь своего развития, некоторые буквы не соответствуют звукам, поскольку звуковая система русского языка менялась. Поэтому соотношение между буквами русского алфавита и звуками речи характеризуется некоторыми особенностями.

1. Буквы русского алфавита имеют основное и второстепенное значения. Буква имеет основное значение, если она обозначает на письме сильную морфему, т.е. гласную под ударением или согласную перед гласной. Буква имеет второстепенное значение, если она обозначает на письме слабую морфему, т.е. безударную гласную или согласную в слабой позиции.

2. Буквы русского алфавита неодинаковы по количеству обозначаемых звуков: одни не имеют звукового значения (Ъ, Ь); другие обозначают одновременно два звука (Я, Ю, Е, Ё), остальные обозначаю один звук.

3. В русском алфавите имеются буквы однозначные и двузначные. Однозначные: А, Э, О, У, ы, для обозначения согласных Ж, Ш, Ч, Щ, Ц, Й, имеющие одно звуковое значение в любой позиции. Двузначные: Я, Е, Ё, Ю, И, Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х.

Двузначность перечисленных букв связана со слоговым принципом русской графики. Он состоит в том, что в качестве единицы письма и чтения выступает не буква, а слог, т.е. сочетание букв для обозначения согласного и гласного звуков. В этой графической единице обе буквы взаимно обусловлены.

Отсутствие отдельных букв для обозначения согласных, парных по мягкости и твёрдости, восполняется последующеё буквой. Буквы а, о, у, э, ы указывают на твёрдость предшествующего согласного звука (мал, вол, луг, сэр, быт), а буквы е, ё, и, ю, я обозначают мягкость предшествующего согласного (мял, вёл, люк, сер, бит). В конце слова и перед согласными мягкость согласных обозначается особой буквой – Ь, а твёрдость – отсутствием какой-либо буквы. Звук й обозначается буквами я, е, ё, ю, и в начале слова, после гласных, после букв Ъ и Ь. Буквой йобозначается неслоговой i в конце слога.

Применение слогового принципа графики способствует экономии графических средств: вместо дополнительных 15 букв для обозначения мягких согласных и буквы для обозначения звука й используется всего 5 букв: Я, Е, Ё, Ю, И.

В основу графики обычно положен принцип максимального соответствия букв алфавита звукам данного языка. В русском письме, прошедшем длительный путь своего развития, некоторые буквы не соответствуют звукам, поскольку звуковая система русского языка менялась. Поэтому соотношение между буквами русского алфавита и звуками речи характеризуется некоторыми особенностями.

1. Буквы русского алфавита имеют основное и второстепенное значения. Буква имеет основное значение, если она обозначает на письме сильную морфему, т.е. гласную под ударением или согласную перед гласной. Буква имеет второстепенное значение, если она обозначает на письме слабую морфему, т.е. безударную гласную или согласную в слабой позиции.

2. Буквы русского алфавита неодинаковы по количеству обозначаемых звуков: одни не имеют звукового значения (Ъ, Ь); другие обозначают одновременно два звука (Я, Ю, Е, Ё), остальные обозначаю один звук.

3. В русском алфавите имеются буквы однозначные и двузначные. Однозначные: А, Э, О, У, ы, для обозначения согласных Ж, Ш, Ч, Щ, Ц, Й, имеющие одно звуковое значение в любой позиции. Двузначные: Я, Е, Ё, Ю, И, Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х.

Двузначность перечисленных букв связана со слоговым принципом русской графики. Он состоит в том, что в качестве единицы письма и чтения выступает не буква, а слог, т.е. сочетание букв для обозначения согласного и гласного звуков. В этой графической единице обе буквы взаимно обусловлены.

Отсутствие отдельных букв для обозначения согласных, парных по мягкости и твёрдости, восполняется последующеё буквой. Буквы а, о, у, э, ы указывают на твёрдость предшествующего согласного звука (мал, вол, луг, сэр, быт), а буквы е, ё, и, ю, я обозначают мягкость предшествующего согласного (мял, вёл, люк, сер, бит). В конце слова и перед согласными мягкость согласных обозначается особой буквой – Ь, а твёрдость – отсутствием какой-либо буквы. Звук й обозначается буквами я, е, ё, ю, и в начале слова, после гласных, после букв Ъ и Ь. Буквой йобозначается неслоговой i в конце слога.

Применение слогового принципа графики способствует экономии графических средств: вместо дополнительных 15 букв для обозначения мягких согласных и буквы для обозначения звука й используется всего 5 букв: Я, Е, Ё, Ю, И.

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Предметом фонетики является материальная (звуковая) сторона языка.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке.

Виды фонетики в зависимости от методов изучения.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.

Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.

Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами.

Фонетика современного русского языка – это описательная фонетика, так как фонетические явления рассматриваются на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.

Фонетические единицы языка

Фраза самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой.

Даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Интонация совокупность средств организации звучащей речи, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания.

Синтагма объединение двух или нескольких фонетических слов из состава фразы.

Речевой такт часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).

Фонетическое слово - часть речевого такта (если фраза делится на такты) или фразы, объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в нем ударений, т.е. чаще всего знаменательные слова выделяются в отдельные такты. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко фонетических слов меньше, чем лексических. Как правило, неударяемыми являются служебные части речи, но могут оказаться в неударном положении и знаменательные слова: . Слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим, словам называются клитиками. В зависимости от того, какое место они занимают по отношению к слову, имеющему ударение, различают проклитики и энклитики. Проклитиками называют безударные слова, стоящие впереди ударного, к которому они примыкают: , энклитиками - безударные слова, стоящие после ударного, к которому они примыкают:, . В качестве проклитик и энклитик обычно выступают служебные слова, однако энклитикой может оказаться и знаменательное слово, когда предлог или частица принимает на себя ударение: по´ воду [по´въду].

Звук - наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.

Соотношение буквы и звука

Возможны несколько типов соотношения между буквой и звуком.

2. Одна буква может обозначать выступающие в разных позициях разные звуки. Например, буква о в слове городовой [гъръдаво:j] обозначает 3 разных звука — безударные гласные [ъ], [а] и ударный гласный [6]; буква б в слове рыба обозначает звонкий звук [б], а в форме Р. п. мн. ч. рыб — глухой звук [п]: [рып]. Буква е часто в печатных текстах используется не только в своем основном звуковом значении, но и заменяет букву ё, т. е. обозначает в подобном употреблении ударный звук [о] (принёс, лёд, вёл), а после гласной буквы или разделительных ъ и ь — сочетание [jo] (приём, подъём, вьётся).

3. Одна буква может обозначать сочетание двух звуков. Например, йотированные буквы, как уже говорилось выше, часто обозначают сочетание согласного звука [j] и гласного звука: пою [пajy].

4. Буква может не обозначать ни одного звука, т. е. не иметь звукового значения. Это касается не только безгласных букв ъ и ь (подъезд, тетрадь), но и, например, так называемых непроизносимых согласных: чувство [чуствъ], сердце [с`эрцъ], солнце [сонцъ].

5. Сочетание двух букв в слове может обозначать один звук. Например, в слове считать две первые согласные буквы обозначают один долгий мягкий согласный звук: [ш`итат`]. Сочетание согласной буквы с мягким знаком обозначает один согласный звук: день [д`эн`], мышь [мыш].

6. Разные буквы могут обозначать один и тот же звук. Так, буквы т и д могут обозначать один и тот же звук [т]: тот [тот], год [гот].

Несмотря на особенности соотношения между буквами и звуками, современная русская графика удобна. Она позволяет достаточно точно представить на письме соотношение звуков русской речи и является хорошей базой для русской орфографии.

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.

Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт) , фонетические фразы (синтагмы) .

* Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
* Синтагма (речевой такт) — отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие) , тактовое ударение не очень интенсивно.
* Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.
* Слог — наименьшая единица речевой цепочки.
* Звук — минимальная фонетическая единица.

Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон) , динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность) .

* Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
* Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
* Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
* Длительность — время звучания сегмента речи.

Фонетика — наука, изучающая звуковую сторону языка. Это наука не только о звуках, но и об ударении, интонации, паузах, слоге. Главным объектом исследования в фонетике явля­ются звуки человеческой речи, способы их образования и акусти­ческие свойства, закономерности звуковых изменений, а также роль звуков в языке как средстве общения.

Основные единицы фонетики: звук, слог, фонетическое слово, такт (синтагма), фраза. Эти единицы вычленяют­ся из звучащей речи и поэтому называются линейными, или сегментными.

Другой тип единиц фонетики оформляет звучащую речь, накладывается на нее, помогает сделать выразительнее —

это интонация, пауза, ударение. Эти единицы называются суперсегментными.

Линейные единицы (сегментные)

В звучащей речи, как уже говорилось, мы можем вычле­нить определенные отрезки: Роняет лес багряный свой убор. // Сребрит мороз увянувшее поле, // Проглянет день как будто поневоле / И скроется за край окружных гор //. От­резок звучащей речи от одной паузы до другой, объединенный интонацией и общей мыслью, называется фразой. (Обозначается в транскрипции знаком //). Фраза не всегда совпадает с пред­ложением: Посади ты эту птицу, // — Молвил он царю,// — Па спицу; // Петушок мой золотой / Будет верный сторож твой//.

Фонетическое слово — часть фонетического такта (ком­плекс звуков) с единым ударением (1 ударение = 1 фонетическое слово). Фонетическое слово не всегда равно лексическому слову, а может состоять и из 2 — 3 слов, так как есть лексические слова (чаще всего это предлоги, частицы), которые не имеют ударения.

Безударное слово называется клитиком. Если безударное слово стоит перед ударным словом (на дому), оно называется прокли- тиком, если позади (дал бы) — энклитиком. Клитики составля­ют одно фонетическое слово с соседним ударным — без году, во поле, такой же и т.д. Таким образом, проклитики — это безудар­ные предлоги, союзы, препозитивные частицы [пъ дАрогь], а стоящие позади постпозитивные частицы [тАкой жъ/ являют­ся энклитиками.

Слог в традиционной теории — это один или несколько зву­ков, произнесенных одним толчком воздушной струи.

Существует несколько теорий образования слогов:

1) традиционная, или экспираторная (слоги образуются толчками речевого выдоха);

3) слова, напри­мер, весна (24134):


Слогоделение проходит по границе максимальной звучности и спада. Для слова весна'. 34 — 134.

4) тональная (слоги — это минимальный отрезок звукового потока, ограниченный перерывами голосового тона или фазами его ослабления).

В русском языке фонетические слова делятся на слоги по закону восходящей звучности. Этот закон называется также принципом открытого слога, так как слогораздел производится после звука с наибольшей звучностью (гласные, сонорные): со- ло-вей, ме-сто, ве-рно, пе-ре-дал.

При сочетании нескольких согласных на границе слогораз­дела приняты следующие правила слогоделения:

1. Группа шумных согласных между двумя гласными обра­зует слог с последующим гласным: ша-пка, ше-фство, ра-ство- рить.

2. Если группа согласных включает сонорные звуки, то возможны варианты слогораздела: а) вил-ка, шар-фик, коль-цо, гай-ка (после сонорного следует шумный согласный и слогораз­

дел проходит между этими звуками); б) во-лна, га-мма (сонор­ные звуки объединяются в одном слоге, кроме [й]: вой-на).

Слог можно характеризовать по различным аспектам.

1. По отношению к ударению: ударный / неударный.

2. По звуку в начале и конце слога:

а) по начальному звуку:

— неприкрытый — начинающийся с гласного: a, at;

— прикрытый — начинающийся с согласного: ta, tat;

б) по конечному звуку:

— открытый — заканчивающийся гласным: a, ta;

— закрытый — заканчивающийся согласным at, tat. Например, в слове умойся:

1- й слог [у] — безударный, неприкрытый, открытый;

2- й слог [мой] — ударный, прикрытый, закрытый;

3- й слог [с’ь] — безударный, прикрытый, открытый.

Звук — наименьшая произносительная единица, рождаемая речевым аппаратом.

Суперсегментные единицы фонетики

Ударение — выделение силой выдоха звука, слова, синтаг­мы из ряда таких же единиц.

По характеру организации выделения фонетической едини­цы выделяют:

— экспираторное ударение — силовое, динамическое ударе­ние, которое организуется силой выдоха и большим напряжени­ем артикуляционных органов.

— тоновое ударение, музыкальное, мелодическое.

— количественное (квантитативное) ударение — удлине­ние артикуляции гласного.

— качественное ударение — четкая артикуляция звука.

По выделяемой фонетической единице:

1. Словесное ударение — выделение слога в слове. Оно может быть динамическим, количественным, ослабленным. Музыкального словесного ударения в русском языке нет. По привязанности к определенному месту ударного слога в слове различают ударение связанное (фиксированное) и свободное (нефиксированное). Русское словесное ударение свободное, раз­номестное, так как может быть на любом слоге слова: яркий, весна, активизация и т.д. Ударение может иметь постоянное

место в слове и его формах, т.е. быть неподвижным (красивый, красивее) и может быть подвижным: дерево, деревья.

Интонация — ритмико-мелодический рисунок речи, создаваемый:

1) повышением и понижением тона, 2) ускорением или за­медлением темпа, 3) паузами, 4) усилением ударения, 5) измене­нием тембра и другими фонетическими средствами.

а) различать предложения по коммуникативным целям (по­вествовательные, побудительные, вопросительные);

б) оформлять высказывания в единое целое и членить его.

а) выражение конкретных эмоций;

б) окраска различных функциональных типов речи: торже­ственной, деловой, разговорно-бытовой и т.д.

а) смыслоразличение фраз;

б) обозначение подтекста высказывания;

в) характеристика говорящего и ситуацию общения.

В интонационный рисунок любого языка включены паузы.

Пауза — перерыв речи (отсутствие звука).

Различают паузы: межтактовые, межфразовые, паузы обду­мывания (могут стоять в любом месте).

Читайте также: