Фома аквинский сущность взглядов кратко 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Фома Аквинский считал высшей божественную волю, управляющую миром. Ее проявления он видел в законах, которые воспринимаются человеком как естественные (нормы морали, представления о справедливости) . Законы, установленные светской властью, по мнению Фомы, могyт расходиться с ecтественными. Хотя любая власть определялась им как имеющая божественное происхождение, он не исключал тoгo, что светские правители могyт пользоваться ею во зло. В этом случае, считал Фома Аквинский, народ не только имеет право на восстание против недостойного властителя, но и обязан противостоять ему во имя восстановления божественных законов. Хранителем их, в первую очередь, выступает церковь.
Возможность проявления злонамеренности cpeдневековый теолог связывал с происками дьявола, веру в существование котopoгo считал обязательной для христиан.

Фома Аквинский считал высшей божественную волю, управляющую миром. Ее проявления он видел в законах, которые воспринимаются человеком как естественные (нормы морали, представления о справедливости) . Законы, установленные светской властью, по мнению Фомы, могyт расходиться с ecтественными. Хотя любая власть определялась им как имеющая божественное происхождение, он не исключал тoгo, что светские правители могyт пользоваться ею во зло. В этом случае, считал Фома Аквинский, народ не только имеет право на восстание против недостойного властителя, но и обязан противостоять ему во имя восстановления божественных законов. Хранителем их, в первую очередь, выступает церковь.
Возможность проявления злонамеренности cpeдневековый теолог связывал с происками дьявола, веру в существование котopoгo считал обязательной для христиан.
Фома Аквинский считал высшей божественную волю, управляющую миром. Ее проявления он видел в законах, которые воспринимаются человеком как естественные (нормы морали, представления о справедливости) . Законы, установленные светской властью, по мнению Фомы, могyт расходиться с ecтественными. Хотя любая власть определялась им как имеющая божественное происхождение, он не исключал тoгo, что светские правители могyт пользоваться ею во зло. В этом случае, считал Фома Аквинский, народ не только имеет право на восстание против недостойного властителя, но и обязан противостоять ему во имя восстановления божественных законов. Хранителем их, в первую очередь, выступает церковь.
Возможность проявления злонамеренности cpeдневековый теолог связывал с происками дьявола, веру в существование котopoгo считал обязательной для христиан.
Фома Аквинский считал высшей божественную волю, управляющую миром. Ее проявления он видел в законах, которые воспринимаются человеком как естественные (нормы морали, представления о справедливости) . Законы, установленные светской властью, по мнению Фомы, могyт расходиться с ecтественными. Хотя любая власть определялась им как имеющая божественное происхождение, он не исключал тoгo, что светские правители могyт пользоваться ею во зло. В этом случае, считал Фома Аквинский, народ не только имеет право на восстание против недостойного властителя, но и обязан противостоять ему во имя восстановления божественных законов. Хранителем их, в первую очередь, выступает церковь.
Возможность проявления злонамеренности cpeдневековый теолог связывал с происками дьявола, веру в существование котopoгo считал обязательной для христиан.
Фома Аквинский считал высшей божественную волю, управляющую миром. Ее проявления он видел в законах, которые воспринимаются человеком как естественные (нормы морали, представления о справедливости) . Законы, установленные светской властью, по мнению Фомы, могyт расходиться с ecтественными. Хотя любая власть определялась им как имеющая божественное происхождение, он не исключал тoгo, что светские правители могyт пользоваться ею во зло. В этом случае, считал Фома Аквинский, народ не только имеет право на восстание против недостойного властителя, но и обязан противостоять ему во имя восстановления божественных законов. Хранителем их, в первую очередь, выступает церковь.
Возможность проявления злонамеренности cpeдневековый теолог связывал с происками дьявола, веру в существование котopoгo считал обязательной для христиан.
Фома Аквинский считал высшей божественную волю, управляющую миром. Ее проявления он видел в законах, которые воспринимаются человеком как естественные (нормы морали, представления о справедливости) . Законы, установленные светской властью, по мнению Фомы, могyт расходиться с ecтественными. Хотя любая власть определялась им как имеющая божественное происхождение, он не исключал тoгo, что светские правители могyт пользоваться ею во зло. В этом случае, считал Фома Аквинс


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page -->

Проверьте себя

Подумайте

1. Нарисуйте карту Земли, какой её представляли люди раннего Средневековья. 2. Из всех факультетов средневекового университета дольше всего надо было учиться на богословском. Предположите почему. 3. В конце XIII века в Европе были изобретены очки. О чём говорит этот факт? 4. Проведите исследование: какие традиции средневековых университетов, названия, с ними связанные, сохранились до наших дней? Привлеките к исследованию своих родственников и знакомых, получивших высшее образование 5. Какие качества личности средневековых учёных, о которых рассказано в параграфе, показались вам привлекательными, достойными похвалы? Кто вам понравился больше других и почему?

Проверьте себя

1. С развитием городов и торговли, деловых и дипломатических связей, в ходе завоевательных походов, люди стали чаще покидать родные места. Стали обмениваться культурами. Люди начали понимать, что мир устроен не совсем так, как они себе его представляли, то, что они считали привычным, для других было новинкой и наоборот. 2. Университеты представляли собой корпорации интеллектуального труда – профессоров (преподавателей) и студентов. Занятия велись на латинском языке, поэтому люди из разных стран могли учиться вместе. 3. Университет – это корпорация, потому что здесь присутствует группа людей, которые занимаются общим делом, подчиняются особым правилам и распорядку. Корпорацией так же можно было назвать церковь. 4.

Имя Годы жизни Сущность взглядов
Пьер Абеляр 1079 - 1142 Утверждал, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума.
Бернар Клервоский 1090 - 1153 Утверждал, что нужно верить, а не рассуждать. Вера должна быть простой и искренней, идти от сердца, а не рассудка.
Фома Аквинский 1225 - 1274 В своей книге он создал картину всей христианской Вселенной, показывая , что у каждой её детали своё место и роль, предназначенная Богом.
Роджер Бэкон 1214 - 1294 Он доказывал, что для познания истины авторитета и разума недостаточно, нужны также наблюдения и опыт.
5. Большинство богословов лишь рассуждали и обращались к священным писаниям, объясняя устройство мира, Роджер Бэкон же, больше доверял своим наблюдениям, опытам и экспериментам. 6. Схоластика – религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений. Благодаря схоластике люди начали задавать вопросы и пытаться объяснить то или иное явление, что способствовало развитию науки Нового времени.

Подумайте

1) В то время наука сама по себе была не столь развита, и университеты в основном поддерживались церковью, что делало этот факультет основным. 2) Так как грамотных людей становилось все больше, но освещение в те времена было только от свечей, и у людей просто портилось зрение, так что пришлось изобретать что-то для решения этой проблемы. 3) Многие названия сохранились и в наше время (студенты, профессора, ректор). Так же сохранились студенческие советы. 4) Эти люди были любознательными, им хотелось понять, как устроено то, что их окружает, и не боялись осуждений. Роджер Бэкон пошел дальше, доказывая свои рассуждения не только словом, но и делом.

Фома Аквинский — итальянский философ, последователь Аристотеля. Он был преподавателем, служителем доминиканского ордена, и влиятельным религиозным деятелем своего времени. Суть учения мыслителя — объединение христианства и философских взглядов Аристотеля. Философия Фомы Аквинского утверждает главенство Бога и его участие во всех земных процессах.

Биографические факты

фото 814

Примерные годы жизни Фомы Аквинского: с 1225 по 1274. Он родился в замке Рокказекка, расположенном неподалеку от Неаполя. Отец Фомы был феодальным бароном, и прочил сыну титул аббата бенедиктинской обители. Но будущий философ предпочел заниматься наукой. Фома сбежал из дома и присоединился к монашескому ордену. Во время поездки ордена в Париж братья похитили Фому и заточили в крепость. Через 2 года юноше удалось сбежать и уже официально дать обет, стать членом ордена и учеником Альберта Великого. Он учился в Парижском и Кельнском университете, стал преподавателем теологии и начал писать первые философские труды.

Позднее Фому призвали в Рим, где он преподавал богословие и служил советником по богословским вопросам при Папе Римском. Проведя в Риме 10 лет, философ вернулся в Париж, чтобы принять участие в популяризации учения Аристотеля в соответствии с греческими текстами. До этого, официальным считался перевод, сделанный с арабского языка. Фома считал, что восточное толкование искажало суть учения. Философ резко критиковал перевод, и добивался полного запрета на его распространение. Вскоре, он был снова призван в Италию, где до самой смерти преподавал и писал трактаты.

Основы философского учения

Представление о ступенях истины Фома сформировал на основе учения Аристотеля. Древнегреческий философ полагал, что их 4:

  • опыт;
  • искусство;
  • знание;
  • мудрость.

Фома поставил мудрость выше других ступеней. Мудрость основана на откровениях Бога и является единственным способом Божественного познания.

Согласно Фоме, есть 3 вида мудрости:

  • благодати;
  • богословская – позволяет верить в Бога и Божественное Единство;
  • метафизическая – постигает сущность бытия, используя разумные выводы.

С помощью разума, человек может осознать существование Бога. Но для нее остаются недоступны вопросы появления Бога, воскрешения, Триединства.

Виды бытия

Жизнь человека или любого другого существа подтверждает факт его бытия. Возможность жить важнее истинной сути, поскольку такую возможность предоставляет только Бог. Всякая субстанция зависит от божественного желания, а мир — это совокупность всех субстанций.

Существование может быть 2 видов:

Истинное бытие — Бог. Все остальные существа зависят от него и подчиняются иерархии. Чем сложнее природа существа, тем выше его положение и тем больше свободы действия.

Сочетание формы и материи

Материя — субстрат, не имеющий формы. Появление формы создает предмет, наделяет его физическими качествами. Единство материи и формы являет собой сущность. Духовные существа имеют сложную сущность. У них нет физических тел, они существуют без участия материи. Человек создан из формы и материи, но он также имеет сущность, которой его наделил Бог.

Поскольку материя однообразна, все созданные из нее существа могли бы быть одинаковой формы и стать неразличимыми. Но, по желанию Бога, форма не определяет существо. Индивидуализация предмета формируется его личностными качествами.

Представления о душе

Единение души и тела создает индивидуальность человека. У души божественная природа. Она создана Богом, чтобы даровать человеку возможность достичь блаженства, присоединившись к своему Создателю после завершения земной жизни. Душа — бессмертная самостоятельная субстанция. Она неосязаема и недоступна человеческому взгляду. Душа становится полноценной только в момент единения с телом. Человек без души существовать не может, она — его жизненная сила. Все остальные живые существа души не имеют.

фото 815

Человек — промежуточное звено между ангелами и животными. Он единственный из всех телесных существ обладает волей и стремлением к познанию. После телесной жизни он должен будет отвечать перед Создателем за все свои поступки. Приблизиться к ангелам человек не может — у них никогда не было телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступков, противоречащих божественным замыслам.

Человек волен выбирать между благом и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к благу. Такой человек подавляет животные стремления, очерняющие его душу. С каждым поступком он приближается к Богу. Внутренние стремления отражены во внешности. Чем привлекательнее индивид, тем ближе он к божественной сути.

Виды познания

В концепции Фомы Аквинского было 2 вида интеллекта:

  • пассивный — нужен для накопления чувственных образов, в процессе мышления участия не принимает;
  • активный — отделен от чувственного восприятия, формирует понятия.

Чтобы познать истину, нужно обладать высокой духовностью. Человек должен неустанно развивать свою душу, наделять ее новым опытом.

Есть 3 вида познания:

  1. разум — наделяет человека способностью формировать рассуждения, сравнивать их и делать выводы;
  2. интеллект — позволяет познавать мир, формируя образы и изучая их;
  3. ум — совокупность всех духовных компонентов человека.

Познание — основное призвание разумного человека. Оно возвышает его над другими живыми существами, облагораживает и приближает к Богу.

Этика

Фома считал, что Бог является абсолютным благом. Стремящийся к благу человек руководствуется заповедями и не допускает зла в свою душу. Но Бог не принуждает человека руководствоваться только добрыми намерениями. Он наделяет людей свободой воли: возможностью выбирать между добром и злом.

Человек, познавший свою суть, стремится к благу. Верит в Бога и главенство его замысла. Такой индивид преисполнен надежды и любви. Его стремления всегда благоразумны. Он миролюбив, смиренен, но в то же время храбр.

Политические взгляды

Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве. Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу.

Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права. Монарх должен подчиняться церковной власти, поскольку служители церкви — слуги Бога и провозглашают Его волю.

Тирания, как форма власти, недопустима. Она противоречит высшему замыслу, способствует возникновению идолопоклонничества. Народ имеет право свергнуть такое правительство, и просить Церковь выбрать нового монарха.

Доказательства бытия Бога

Отвечая на вопрос о существовании Бога, Фома приводит 5 доказательств Его непосредственного влияния на окружающий мир.

Движение

Все природные процессы — результат движения. Плоды не созреют, пока на дереве не появятся цветы. Каждое движение подчиняется предыдущему, и не может начаться, пока оно не закончится. Первым движением было появление Бога.

Производящая причина

Каждое действие происходит в результате предыдущего. Человек не может знать, какой была первоначальная причина действия. Допустимо предположить, что ей стал Бог.

фото 816

Необходимость

Некоторые вещи существуют временно, разрушаются и появляются вновь. Но части вещей необходимо существовать постоянно. Они создают возможность для появления и жизни других существ.

Степени бытия

Все вещи и всех живых существ можно разделить на несколько ступеней, в соответствии с их стремлениями и уровнем развития. Значит, должно существовать нечто совершенное, занимающее верхнюю ступень иерархии.

Всякое действие имеет цель. Это возможно только в том случае, если индивида направляет кто-то свыше. Из этого следует, что высший разум существует.

Фома Аквинский – итальянский философ Среднего Века, последователь философии Аристотеля. Ниже можно кратко прочесть его биографию.

Рождение и юность

Фома Аквинский родился в богатой семье в 1225 или 1226 году, в замке Аквино, принадлежавшим его роду – он был расположен неподалёку от Неаполя. Родители позаботились о том, чтобы мальчик получил полноценное образование – сначала он ходил в Бенедиктианский монастырь, в котором выучил латинский язык. После этого он поступил в Университет Неаполя.

Возвращение в Рим

Работая над своей теологией, Фома вступает в конфронтацию с консерваторами, отстаивавшими традиционные церковные устои. Всю свою жизнь мыслитель посвятил тому, чтобы обосновать христиано-католическую веру и защитить её право на существование.

Ключевые тезисы

Фоме Аквинскому удалось объединить учение Аристотеля и догматы католической церкви, а также вписать институт церкви в государственное устройство. По его мнению, всё человечество должно стремиться к вечному блаженству после смерти, но одного только государства для этого недостаточно. Заботиться о высшей цели должны даже не власть имущие, а наместники Христа – в особенности, Папа Римский.

Божественные законы, прописанные в Священном Писании, он ставил над интересами светского общества, существовавшего само по себе. Помимо естественных и положительных законов, прописанных Аристотелем, Фома Аквинский предложил человеческие законы (определяющие поступки членов светского общества) и божественные.

В своих работах он также пытался доказать существование Бога, чётко обозначив то, во что человек верит, а что человек знает наверняка.
Философ верил, что отрасль права должна исходить из морали и нравственной сущности человека. Только совесть определяет поступки человека, являясь в нём Божественным началом. Справедливость же предоставляет каждому человеку возможность брать то, что ему полагается, без ограничений и запретов.

Смерть и память

Фома Аквинский умер в 1274 году от подхваченной болезни, в Фоссануове. Через 60 лет, в 1323 году, он был возведён в святые. Его труды официально признаны Церковью как сильно повлиявшие и даже определившие философию европейского католицизма – в 1879 году его философия была названа официальной интерпретацией религии.

St-thomas-aquinas.jpg

Фома Аквинский считал, что можно совместить принципы античной науки и христианского богословия . Он занимался разработкой учения о гармонии веры и разума. Систематизировал известные ему достижения и теоретические положения схоластики. Его философское учение вошло в состав учения католической церкви в Европе. В \(XIV\) веке папа римский причислил Фому Аквинского к лику святых.

Читайте также: