Фома аквинский риторика кратко

Обновлено: 08.07.2024

Фома Аквинский – итальянский философ Среднего Века, последователь философии Аристотеля. Ниже можно кратко прочесть его биографию.

Рождение и юность

Фома Аквинский родился в богатой семье в 1225 или 1226 году, в замке Аквино, принадлежавшим его роду – он был расположен неподалёку от Неаполя. Родители позаботились о том, чтобы мальчик получил полноценное образование – сначала он ходил в Бенедиктианский монастырь, в котором выучил латинский язык. После этого он поступил в Университет Неаполя.

Возвращение в Рим

Работая над своей теологией, Фома вступает в конфронтацию с консерваторами, отстаивавшими традиционные церковные устои. Всю свою жизнь мыслитель посвятил тому, чтобы обосновать христиано-католическую веру и защитить её право на существование.

Ключевые тезисы

Фоме Аквинскому удалось объединить учение Аристотеля и догматы католической церкви, а также вписать институт церкви в государственное устройство. По его мнению, всё человечество должно стремиться к вечному блаженству после смерти, но одного только государства для этого недостаточно. Заботиться о высшей цели должны даже не власть имущие, а наместники Христа – в особенности, Папа Римский.

Божественные законы, прописанные в Священном Писании, он ставил над интересами светского общества, существовавшего само по себе. Помимо естественных и положительных законов, прописанных Аристотелем, Фома Аквинский предложил человеческие законы (определяющие поступки членов светского общества) и божественные.

В своих работах он также пытался доказать существование Бога, чётко обозначив то, во что человек верит, а что человек знает наверняка.
Философ верил, что отрасль права должна исходить из морали и нравственной сущности человека. Только совесть определяет поступки человека, являясь в нём Божественным началом. Справедливость же предоставляет каждому человеку возможность брать то, что ему полагается, без ограничений и запретов.

Смерть и память

Фома Аквинский умер в 1274 году от подхваченной болезни, в Фоссануове. Через 60 лет, в 1323 году, он был возведён в святые. Его труды официально признаны Церковью как сильно повлиявшие и даже определившие философию европейского католицизма – в 1879 году его философия была названа официальной интерпретацией религии.

В этой части мы познакомимся с самым крупным представителем схоластической философии периода ее расцвета — Фоме Аквинском. Посмотрим как и зачем он строит христианскую идеологию на основе аристотелевской метафизики.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.


Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике


💁🏻‍♂️ Фома Аквинский или Фома Аквинат (1225–1274) родился в замке Роккасекка близ Неаполя и был седьмым сыном графа Аквинского. Его семья была очень знатной. В частности, Фома приходился троюродным братом императору Фридриху II Штауфену.

🤓 Пятилетнего Фому отдали в бенедиктинскую обитель, где он пробыл 9 лет. Затем он изучал философию Аристотеля и семь свободных искусств: логику, риторику, арифметику, геометрию, грамматику, музыку, астрономию в Неаполитанском университете.

📕 В 19 лет Фома вступил в члены доминиканского ордена, разгневав тем самым свою семью, которая ожидала, что он станет бенедиктинским монахом. Доминиканский орден с самого своего основания был нищенствующим. К тому же доминиканцы всегда отличались своей непримиримостью к еретикам, вплоть до того, что сами иногда расшифровывали свое название как Domini Canes — Псы Господни. В неспокойном мире позднего Средневековья было опасно примыкать к крайним партиям, считали родители и братья Фомы. Поэтому два года они удерживали его взаперти, но потом все же он исполнил свое желание и стал доминиканцем.

👨🏻‍🏫 В 1252 году Фома поехал в Парижский университет, где стал учеником Альберта Великого. В возрасте 30 лет он и сам занял там пост профессора. В 1259 году вернулся в Италию и преподавал в различных школах. В 1269 году снова приехал в Париж,но спустя четыре года отказался от преподавания из-за ухудшения здоровья.

⚰️ Фома Аквинский умер 7 марта 1274 года в Цистерцианском монастыре, не оправившись от сердечного приступа, который у него случился по пути в Лион.

😇 18 июля 1323 года Фома Аквинский был канонизирован католической церковью как святой.

💒 В 1879 году томизм — учение Фомы Аквинского — было признано официальной философской доктриной католической церкви.

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) – это итальянский философ и теолог, получивший звание Учителя Церкви (причём наиглавнейшего), канонизированный католической церковью как святой, и работавший в областях схоластики и основанного им томизма.

Основополагающие начала философского учения Фомы Аквинского

Фома Аквинский, оказавшись в историческом периоде, характеризующемся противостоянием идеалистической схоластики и материально-атеистического аверризма, утверждал, что истина имеет двойственный характер и подразделяется на:

Бог является конечной причиной мира, который был сотворён им из ничего. Поэтому существование мира (то есть Божественного творения) является доказательством существования Бога.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, философское учение Фомы Аквинского стало новым философским направлением, которое представляло собой объединение положений реализма и номинализма и примирение Аристотелевской философии с христианским представлением о Боге.

Лингвистический аспект деятельности Фомы Аквинского

Кроме онтологических и гносеологических вопросов Фома Аквинский в своих трудах касался вопросов языка. Однако большинство его лингвистических высказываний также являлись повторным изложением позиции своего учителя. Но несмотря на это, можно выделить в его работах и привести некоторые существенные рассуждения лингвистического порядка.

Рассматривая природу предложения, Фома утверждал, что слова, которые обозначают субъект и предикат, с одной стороны (если рассматривать вещь как пребывающую в реальном мире), обозначают одно и то же, а с другой стороны (с точки зрения рационального постижения вещи), называют разные стороны вещи.

Подобное рассуждение Фома считал справедливым и распространял на все случаи, когда отдельная вещь определяется предикатом, который содержит общее понятие.

А рассуждая о значении слов вообще, Фома Аквинский призывал различать два существенно отличающихся друг от друга свойства слов: его первичное значение и его обычное употребление.

Кроме того, Фома Аквинский обращался к проблеме взаимоотношений имён существительного и прилагательного. По его мнению, они отличаются тем, что существительные обозначают основные понятия, а прилагательные призваны приписывать существительному то, что они обозначают, и прибавлять к его изначальному значению значения качества.

Таким образом, Фома Аквинский, преимущественно включая результаты изучения языковых явлений в рассуждения теологического содержания, оставил свой след в развитии лингвистической науки, который оказал некоторое влияние на последующие исследования.

Фома Аквинский (Фома Аквинат) был одним из выдающихся европейских мыслителей, философом и богословом. Он получил известность благодаря тому, что сформулировал основные принципы томизма и систематизировал средневековую схоластику.

Детство и юность

Родился философ в 1225 году в семье обеспеченного феодала. Его отцом был граф Ландольф Аквинский, который приходился троюродным братом императору. Фома был седьмым ребенком в семье, и его участь была предопределена с рождения — ему предстояло получить сан священника, в то время как старшие братья философа строили военную карьеру.


Фоме пророчили успешное будущее и должность аббата бенедиктинской обители — такой сан уже занимал дядя мальчика в одном из монастырей. Так как молодой человек происходил из знатного рода, он мог в будущем даже стать Папой. С детства Фома воспитывался у дяди, при монастыре ордена бенедиктинцев.

Томизм был призван доходчиво объяснить христианское вероучение, не опровергая его истинность. Таким образом возникла богословская мудрость, которая отражала свет истинного знания так, как сотворенная Вселенная отражает величие и мудрость Всевышнего.

Основные принципы томизма

Исходя из античного учения и христианских догматов, Фома выделил пять доказательств существования Бога:

  1. Перводвигатель. По мнению Аквината, все происходящее в мире происходит после толчка извне, все что движется, приходит в движение по воле Бога.
  2. Первопричина. Не существует такого события, которое было бы причиной самого себя, следовательно, за этим стоят высшие силы.
  3. Необходимость. Все, что мы считаем сущим, было создано с какой-то целью, с какой-то необходимостью. Эта необходимость лежит в нематериальной сфере.
  4. Степени бытия. Человечество стремится с каждым шагом к лучшей, новой степени бытия, отличной от предыдущей. Все сущее находится в стадии совершенствования, а высшее совершенство — это Творец.
  5. Целевая причина подразумевает существование того, кто полагает эту цель. Философ утверждал, что все в мире имеет цель и движется к ней.

В своем учении Фома Аквинский определял и принципы, которым подчиняется все сущее. Основные принципы бытия, согласно Аквинату:

  • Все существующее на земле состоит из материи и идеи;
  • Сущее есть не что иное, как единство материи и идеи;
  • Идея — это основа, а материя — лишь форма;
  • Идея существует в Божественном замысле, в собственной форме и в восприятии человека.

Первый раздел содержит рассуждения о монотеизме, второй — о божественном провидении. В третьем разделе рассматривается сотворение мира, в четвертом — излагаются основные догматы христианства.

Размышления о человеке и обществе

Немало внимания мыслитель уделил и рассуждениям о человеческой душе.

Так же, как схоластика зависит от высших откровений, тело подчиняется бессмертной душе. Душа формирует личность, налагает на человека ответственность за поступки, а единение души и тела составляет человеческую природу.


Труды Аристотеля во многом стали основой философской мысли Аквината. Он не только досконально изучил мысли античного философа, но и смог адаптировать их относительно христианского мировоззрения.

Аристотель считал, что есть 4 ступени познания истины — искусство, знание, опыт и мудрость. Фома ставил мудрость наивысшей ступенью, так как считал ее единственным способом Божественного познания.

Мудрость, в свою очередь, Фома разбивал на три этапа: мудрость благодати, мудрость богословская и метафизическая. Метафизическая мудрость относится к философии и помогает познать сущность бытия, а богословская мудрость помогает поверить в Бога.

Аристотель утверждал, что факт бытия подтверждает жизнь любого человека или другого живого существа. Фома же говорил, что возможность жить предоставляет только Бог.

Важно! Таким образом, бытие может быть самостоятельным и зависимым. Самостоятельное и истинное бытие присуще только Богу, все остальное зависит от Его воли и подчиняется Ему.

Достижения философской мысли Фомы Аквинского

Итогами деятельности Фомы Аквинского стали:

  • Доказательства существования Бога;
  • Систематизация схоластики;
  • Разделение понятия эссенции и экзистенции;
  • Доказательство господства идеи над материей, следовательно, божественного над сущим;
  • Разделение философии и теологии;
  • Доказательство истинности ряда утверждений теологии и схоластики;
  • Создание нового философского учения — томизма.

Благодаря трудам Фомы Аквинского, философия перестала быть служанкой богословия. Рациональное объяснение религиозных истин изменило привычную картину мироздания и обусловило научный подход к христианскому вероучению. Философские знания сделали христианство более понятным для простого человека, и тем самым укрепили его в вере.

Читайте также: