Фольклор и письменность в древней руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

Культура – это все, что остается, когда остальное забыто, и с этим нельзя не согласиться. Древнерусская культура многолика и загадочна. Под влиянием язычества и христианства на Древней Руси сформировалось особое отношение к жизни и тому, что ее воплощает. Здесь появились уникальные памятники зодчества, развилось устное народное творчество, возникли литературные произведения, покоряющие воображения спустя многие столетия.

План урока:

Особенности древнерусской культуры

Главной особенностью культуры Древней Руси стало испытанное ею внешнее влияние, без которого не возникло бы тех замечательных произведений искусства, которыми до сих пор восхищаются современные мастера. Значительное воздействие на особенности формирования Древнерусской культуры рассматриваемого периода, оказали:

  1. Восточные славяне. Среди восточных славян были умелые кузнецы, резчики по дереву и камню. С первыми славянскими племенами на Русь пришли мифы и сказания, ставшие основой языческой религии и глубокого трепета, который древнерусский народ испытывал перед силами природы (русалки, домовые, лешие, кикиморы, водяные – это все основа восточнославянского фольклора).
  2. Древние, соседствующие с Русью, народы. Угро-финов, балтов, хазар, печенегов, половцев и западных славян нельзя назвать хорошими соседями. Но сами того не желая они оказывали непосредственное влияние на их культуру и быт.
  3. Византия. Из Византийской империи на Русь пришло не только христианство с его традициями и устоями, но также зодчество и искусство создания книжных миниатюр.Влияние культуры Византии на культуру Древней Руси проявляется вплоть до конца 12 века.
  4. Христианство. Новая религия вырвала Русь из темных веков, стала толчком для массового просвещения народа.Влияние христианства на культуру Древней Руси проявляется в зодчестве, иконописи, сочинительстве.

Не следует, однако, думать, будто во всем подражали византийцам, русские мастера создавали собственные шедевры. Главная тема бытовой и духовной культуры народов Древней Руси – патриотизм. В каждой поэме или каждом сказе людей призывали к объединению. Это было главной особенностью в развитии древнерусской культуры.

Устное народное творчество

К устному народному творчеству Древней Руси относят:

  • песни;
  • сказки;
  • былины;
  • пословицы и поговорки;
  • загадки Древней Руси.

Они передаются из уст в уста посредством рассказа. Древнерусский фольклор появляетсяпрежде письменности и становится единственным способ передачи нужной информации.

Русскому народу, проживавшему в далеком от нас 8 веке, были не чужды понятия верности, любви, дружбы, трепетного отношения к родному дому. Все это проявлялось в песнях, сказках, пословицах и поговорках. Популярной была любовная лирика. Обрядовые и свадебные песни Древней Руси были наполнены печалью и верой в лучшее (пелись во время сбора или посадки урожая, на праздничных гуляниях или в семейном кругу за прялкой для привлечения достатка). Трогательные песни поют на окраинах русских дорого скоморохи и баяны (бродячие певцы). Они же рассказывают путникам былины [1] и сказания Древней Руси.

Излюбленными былинными героями были:

  • грозный воин-богатырь Илья Муромец;
  • умный и добросердечный Добрыня Никитич;
  • веселый и удачливый юный богатырь Алеша Попович;
  • хитрый и трудолюбивый пахарь Микула Селянинович.

Главными героями сказок Древней Руси были животные и птицы, простые крестьяне, княжеские сыновья и молодые отроки. Рассказы об их приключениях передавались из уст в уста многими поколениями русских людей. Фольклор и древнерусская литература тесно связаны, былинные мотивы проявляются во многих древнерусских летописях. Мифы и былины Древней Руси записали на бумагу и в таком виде они дошли до наших дней.

Богатыри, В.М. Васнецов

Появление письменности: первые книги, распространение грамотности

О появлении письменности на Руси известно еще до принятия христианства, но простые люди активно используют ее для своих нужд лишь ближе к началу X века. Создателями славянской азбуки становятся братья Кирилл и Мефодий. По имени первого из братьев, русский алфавит называют кириллицей.

Владимир Красное Солнышко приглашает на Русь, как священников, так и людей, способных обучить начаткам алфавита приближенных к нему людей, челядь [3] . Грамотные люди, в основном монахи приезжают из Византии и Болгарии. По распоряжению князя при каждой большой церкви или монастыре открывают школы для обучения основам христианской веры, а также письму, чтению и счету. Благодаря тому, что учились на русском языке, количество грамотных удается повысить в короткие сроки. Но умевших читать и писать людей на Руси в 9 веке все еще остается намного меньше, чем тех, кто не умел написать даже свое собственное имя. Причиной повальной неграмотности становится элементарное отсутствие книг. Книги того времени пишутся от руки, привозятся издалека и стоят больших денег. Первая книга на Руси раннего периода – это Библия, но не в каждом церковном приходе она есть, других же книг не видят даже зажиточные граждане.

Пытаясь решить эту проблему, русские монахи немедля принимаются за перевод греческих и болгарских книг. На стоимость первых книг Древней Руси это не влияет, но их становится гораздо больше. При Ярославе Мудром грамотные люди появляются среди простых горожан. По заказу богатых купцов и князей все те же монахи делают книги на листах из телячьей кожи, иллюстрируя их миниатюрами [4] и выписывая каждую букву по уставу [5] .

До открытия женских монастырей девочек письму и чтению не обучали, но после появления такого монастыря в Киеве, стали учить и женскую половину населения. Это также способствует повышению грамотности и распространению письменности. Появляется новый вид общения – деловая переписка. Люди начинают переписываться друг с другом. Кожу для написания букв могут позволить себе не все, потому пользуются деревянными дощечками и берестой [6] .

Литературные сочинения: летописи и летописцы

В XI веке основными жанрами Древнерусской литературы стали:

Летописи пользовались большим спросом у читающего населения Руси. Сюжеты и герои русских летописей близки народу. Популярными в это время становятся также различные жития святых и поучительные обращения (Слово).

Зодчество: древние соборы и храмы

Зодчество в Древней Руси, как искусство сооружения различных построек с соблюдением требований удобства и красоты, развилось уже у восточных славян. Основными материалами для постройки первых памятников культуры Древней Руси были дерево и камень.

Самым доступным для славян строительным материалом было дерево (строения возводятся из деревянных бревен). Дерево легко обрабатывать, нехватки в нем славяне никогда не испытывали (густые леса покрывали земли Новгородского и Владимиро-Суздальского княжеств). Из дерева строились избы крестьян, терема князя и бояр, крепостные стены. Традиционно все строения имели несколько ярусов, их украшали башенки и терема. Отдельные здания соединялись между собой переходами, клетями и сенями. Деревянное зодчество Древней Руси продолжило развиваться в 13-14 вв.

Первые значительные каменные строения появляются только к концу 10 в. В основном это храмы и крепости. Храмы древней Руси заслуживают особого внимания историков. В 989 г. Владимир Красное Солнышко закладывает фундамент церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Чтобы построить храм, князь выделил деньги из своей казны (десятую часть дохода), из-за чего церковь долгое время назвалась Десятинной. Она получилась по-настоящему грандиозной. Выстроили ее из кирпича, перемешанного с камнем. Для украшения использовали резной мрамор.

Каменное зодчество Древней Руси изначально имеет много общего с византийским. Свое собственное направление в этом виде искусства появляется лишь при Ярославе Мудром. Выстроенный при нем Софийский собор в Киеве носит отпечаток, как греческой, так и славянской культуры. Первый каменный храм Древней Русиимел форму многокупольной пирамиды. Изнутри он был богато декорирован фресками [9] и мозаикой [10] . Украшения были яркими, хорошо сочетались между собой. Основные мотивы – сюжеты из Библии, сцены обыденной жизни (ряженые, охота), изображения князя и его семьи.

В 11-12 веке камень используют повсеместно. Самым знаменитым строением того времени становится Софийский собор в Новгороде. Этот памятник русского зодчества удалось сохранить и в наши дни. Этот Новгородский храм Древней Руси имеет всего 5 куполов. Его стены известняковые, а внутренняя часть украшена фресками.

Первые храмы Древней Руси сосредоточили в себе несколько видов искусства – непосредственно зодчество, изобразительную живопись и обрядовость.

Изобразительное искусство

Основной художественной культуры Древней Руси была настенная живопись – фрески, мозаики, иконы. Домонгольская фресковая живопись Древней Русисохранилась не в полной мере. Мозаика в храмах Древней Руси частично обнаружена в Софийском соборе Новгорода. Самой древней из икон считается Богоматерь Владимирская, относящаяся к XI в. Богоматерь нарисована в умиленной позе, она нежно прижимает к себе младенца Иисуса Христа. Автором иконы по преданию является евангелист Лука. Иконопись Древней Русистала образцом подражания для иконописцев последующих эпох

В середине 12 века центром каменного строительства становится Владимиро-Суздальская земля. Появляется еще один вид изобразительного искусства Древней Руси – каменная резьба. На стенах храмов появляются выбитые в камне птицы и животные, портреты святых, грифоны [11] , растения. Примерно в это же время в Новгороде формируется монументальное направление в живописи (роспись церкви Георгия в Старой Ладоге и Спаса-Нередицы). Преимущественное направление – фресковая живопись. С этого времени ей свойственны упрощенные художественные приемы.

Рисунками покрывают посуду, ювелирные изделия и даже оружие. Чтобы изготовить сережки и кольца пользуются сложной техникой.

Картин в современном понимании еще не существует, но это не мешает говорить о высоком уровне культурного развития. Влияние Византии, христианства и даже запада на культуру Древней Руси обогатило ее, но позволило сохранить некую самобытность, которой лишены культуры многих других стран.

Словарь

1. Былина – рассказ о прошлом в форме стихотворения. Основная идея – прославление подвига русского воина (богатыря).

2. Нечистая сила – демоны, духи, все негативное, что есть в мире и рассматривается людьми, как зло.

3. Челядь – зависимое население в Древней Руси (прислуживали князю). Иногда челядью звали обедневших родственников князя, не имевших дома и живших за счет его подачек.

4. Миниатюры – небольшие картинки, иллюстрирующие текст.

5. Устав – древнейшая форма кириллицы, правила, применяемые при написании рукописного текста.

6. Береста – особым образом обработанная кора березы, использовавшаяся вместо бумаги. Берестяные грамоты были найдены при раскопках Древнего Новгорода.

7. Летопись – жанр литературы, представляющий погодовое изложение исторических событий с подробным их описанием.

8. Житие – литературное описание жизни и деятельности людей, причисленных православной церковью к лику святых.

9. Фреска – разновидность живописи, при которой картина пишется водяными красками по мокрой штукатурке.

10. Мозаика - картина из множества вдавленных в штукатурку стеклянных камешков.

11. Грифон – крылатое мифическое существо с туловищем льва и головой орла.

Древняя Русь – это период в развитии российского государства со времени образования государства в IX в. и до монголо-татарского нашествия в XIII вв.

Письменность

Сами Кирилл и Мефодий были монахами, которые занимались распространением христианство среди славян юго-восточной Европы. Создание нового алфавита было сделано для того, чтобы адаптировать священные книги для языческих народов. За основу был взят греческий алфавит; он был дополнен шипящими согласными (характерными для славянских языков) ж, ш, ч, щ, а также другими буквами, из которых одни дошли до наших дней (б, ы, ь, ъ), а другие не сохранились (ять, фита, ижица). Изначально в этом алфавите было 43 буквы, которые были близки греческим по написанию. Каждая из них имела свое название, например:

Наряду с кириллицей существовала и глаголица, которая имела тот же буквенный состав, но написание букв было сложней, что и стало причиной ее почти полного исчезновения в XIII в.

Также параллельно с этим существовал церковнославянский язык, который преимущественно использовался в делопроизводственных документах и частной переписке. Последние ярко отражают черты и особенности разговорного языка. Огромное количество писем было найдено на берестяных грамотах, которых на данный момент было найдено более 700 штук, причем в разных городах – Киеве, Полоцке, Владимире, Суздале, Новгороде (особенно известны грамоты мальчика Онфима, который использовал их как тетрадки). Береста была очень удобным и недорогим материалом. Записи производились на внутренней стороне коры палочкой из кости, дерева или металла.

Готовые работы на аналогичную тему

В договорах Византии и Руси в 907 и 911 гг. можно найти информацию о существовании письменных завещаний на Руси, а в договоре 944 г. есть упоминание о золотых и серебряных печатях.

Принятие христианства дало обширные возможности для развития письменности. Монастыри и церкви стали центрами образованности, так как создавали свои школы. Уже в 1023 г. в Курске была школа для подготовки лиц духовного сана. Примерно в 1030 г. Ярослав открыл школу в Новгороде, а в 1080-е Анна Всеволодовна открыла первую женскую школу при Андреевском монастыре. Кроме того, были открыты школы в Ростове, Галиче, Полоцке. Там изучали не только письмо и чтение, но также и философию, грамматику, богословие, риторику.

Литература

Другим известным жанром литературы являются жизнеописания святых – жития. Традиция написания житий пришла на Русь с Византии. Если человека причисляли к лику святых (канонизировали), то его житие должно было быть обязательно написано. Этим занимались те, кто мог предоставить точные свидетельства о его жизни. Житие несло в себе воспитательную функцию, так как служило примером праведной жизни, на который надо было равняться. Одним из первых произведений такого жанра было житие Бориса и Глеба (первых русских святых).

Похожие произведения были созданы о других князьях и события:

Одной из примечательных особенностей древнерусской литературы можно считать отсутствия авторского права. Известно только небольшое количество авторов, которые подписывали свое произведение. Большинство авторских текстов неизвестно, сохранились лишь их более поздние списки. Переписчики нередко выступали как соавтор или редактор, иногда меняя идею и направленность произведения, сокращая или дописывая некоторые фрагменты, и вообще меняли стиль.

Другой особенностью может считаться ее историзм. Древнерусская литература почти всегда обращалась к историческим, реально существующим героям. Чудеса, если они и встречаются, то это не вымысел автора, а записи рассказов очевидцев. В целом же, древнерусская литература связано с историей развития государства, а оттого и пронизана героическим пафосом.

Литература Древней Руси заложила основы для дальнейшего формирования и развития этого направления, создав определенные традиции и замечательные примеры мастерства слова.

Древнерусская культура находилась в общем русле европейской культуры и характеризовалась высоким уровнем развития, о чём свидетельствует множество фольклорных, письменных и материальных памятников, сохранившихся до наших дней. Это объясняется тем, что на том этапе социально-экономическое развитие Руси, её социальная структура в целом мало чем отличались от других стран Европы. Свою роль сыграла и христианизация, во многом определившая магистральное направление культурного развития.

Формирование единого культурного пространства Киевской Руси происходило на основе традиций восточнославянских племён. Она также испытала влияние кочевых народов степи и Византии, что позволило приобщиться к наследию античности. Культурный синтез достижений восточных славян и Византии способствовал созданию уникальной культуры Древней Руси.

Традиционность жизненного уклада средневекового человека определяла весь его жизненный путь. Уже при рождении он имел определённый сословный статус, изменить который у него возможности практически не было. Исходя из сословной принадлежности человек получал и профессию, даже не задумываясь о её смене в будущем. Мальчиков, родившихся в крестьянских семьях, уже с малых лет брали на полевые работы, приучая к тяжёлому повседневному труду. Девочек обучали ведению домашнего хозяйства. В то же время сын ремесленника перенимал у отца секреты его ремесла, а отпрыск боярина или дружинника с детства обучался ратному делу.

Традиционные семейные отношения на Руси исключали конфликты отцов и детей. Наоборот, каждое следующее поколение воспитывалось в духе глубокого уважения и почтения к старшим, послушания родителям. Даже когда дети создавали собственные семьи, они перед совершением какого-либо важного поступка должны были обращаться за родительским благословением, что создавало прочную религиозно-нравственную основу взаимоотношений между поколениями. Именно на том этапе были заложены фундаментальные основы общинной психологии русского крестьянства, определившие его развитие на многие столетия вперёд.

Тем не менее, нельзя говорить о полном бесправии женщин на Руси. Они были наделены правом собственности: боярыни владели сёлами, крестьянки — своим приданым. Женщины могли требовать развода в случае, если уличат мужей в краже, пьянстве или насильственном принуждении к вступлению с ними в интимные отношения.

Многолетние наблюдения за окружающей природой привели к созданию народного календаря, имевшего неразрывную связь с сезонными работами крестьян: жатвой, посевом, сенокосом, сбором овощей и др. Эти же наблюдения стимулировали развитие народной медицины, основанной на знании о лекарственных свойствах многих трав и растений. Тем не менее, знание природы, бережное к ней отношение в большинстве случаев не спасало современников Древней Руси от последствий стихийных бедствий, голодных лет или эпидемий. Об архаичности их мышления свидетельствует и наличие огромного количества суеверий, не поддающихся рациональным объяснениям.

Письменность и летописание

Распространение славянской письменности, созданной братьями Кириллом и Мефодием, начинается в X веке. Во 2-й половине IX в. братья из Фессалоник (Византия) создают глаголическое письмо (глаголицу). Переработав её с учётом особенностей греческого алфавита, в 863 г. эти просветители и проповедники христианства создали первую славянскую азбуку — кириллицу. Наиболее ранняя надпись, сделанная на Руси кириллицей, датируется первой четвертью X в.

Кирилл и Мефодий

Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) — славянские просветители и проповедники христианства IX в., создатели славянской азбуки. Возведены в ранг святых как Православной, так и Римско-католической церковью.

Принятие христианства послужило мощным стимулом к дальнейшему развитию письменности, грамотности. Основными центрами грамотности были монастырские и церковные школы, первая из которых возникла ещё в годы княжения Владимира Великого. Кроме чтения и письма, в них преподавались богословие, диалектика, риторика и др. В конце XI в. при Андреевском монастыре была открыта первая женская школа.

О достаточно высоком уровне грамотности в период Древней Руси свидетельствуют многочисленные изделия ремесленников с нанесёнными на них надписями. Это могли быть пряслица, глиняная посуда, обувь и др. На сегодняшний день обнаружено немало граффити (надписей) на стенах древнерусских монастырей и церквей. Большинство из них содержат обращения к Богу за помощью.

В середине XX в. в Новгороде археологами было обнаружено несколько сотен берестяных грамот. Позже их находили и в других городах — Пскове, Смоленске, Полоцке. Для письма использовали так называемое писало — металлическую или костяную палочку с заострённым концом, с помощью которой процарапывались тексты. На бересте писали завещания, решали хозяйственные вопросы, выражали чувства и пр.

Всего из домонгольского периода развития Руси до нас дошло около 150 книг, большинство из них украшено различными рисунками-миниатюрами. В дальнейшем миниатюра стала неотъемлемой составляющей книжного дела, выполняя функции художественного оформления и иллюстрации к тексту. В 1037 г. при Софийском соборе была открыта первая библиотека.

Нестор

Литература

Архитектура

При строительстве жилья и оборонительных сооружений славяне издревле использовали местные материалы и опирались на традиции, достигавшие ещё трипольской культуры. В условиях лесостепи основными строительными материалами были дерево и глина. Для русской деревянной архитектуры были характерны многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением в русском зодчестве. Городские и сельские жители обитали в полуземлянках с земляным полом или деревянных избах. Князья и бояре жили в теремах.

Христианство требовало соблюдения определённых канонов религиозной службы, которая обязательно должна была проходить в стенах храмов. Поэтому вскоре после крещения Руси начинается строительство церквей. Васильевская, построенная из дерева по образцу храма в Корсуне, и возведённая в 996 г. двадцатипятиглавая Десятинная, или Богородицкая — первая каменная церковь в Киеве. Она была возведена греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями. На сегодняшний день от этого сооружения сохранился лишь фундамент, а сама церковь была разрушена во время монгольского нашествия.

Со временем древнерусская культура строительства стала всё больше отличаться от иностранных традиций зодчества. Ей было присуще использование глубоких (до 4 метров) и широких фундаментов, для возведения которых использовали грубый камень, залитый цементом (так называемая рустика). Стены выкладывались из тонких кирпичных полос, чередовавшихся с толстыми слоями цемента особого состава, в котором в качестве основного компонента выступала известь.

Шедевр древнерусской архитектуры — 13-купольный Софийский собор в Киеве — возведён в 1037 г., согласно преданию, на месте, где состоялся окончательный разгром печенегов. Он уже отражал сочетание славянских и византийских традиций. По замыслу создателей, храм Святой Софии символизировал Дом Премудрости Божией Софии, которую олицетворяли и вселенская христианская Церковь как собрание верующих, и как её прообраз — Матерь Божья. Киевская София строилась по крестово-купольной модели. Пять её нефов и тринадцать куполов образовывали символ шатра, медленно поднимавшегося снизу вверх к грандиозному центральному куполу, расположенному на величественном цилиндре с прорезями для изящных арочных окон.

Параллельно с ним в Киеве появились Золотые ворота — главные ворота города времён Древней Руси. Они были построены также в годы княжения Ярослава Мудрого в честь победы над печенегами. Строились выдающиеся сооружения и в других городах Руси — Софийские соборы Новгорода (1050-е) и Полоцка, Спасо- Преображенский в Чернигове, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др. Всего сохранилось около 150 памятников древнерусской архитектуры домонгольского периода.

Живопись

Так как мозаики были очень дорогими в исполнении, большинство изображений в храмах и в княжеских палатах выполнялись в виде росписей краской — фресок. Фреска представляла собой рисунок, нанесённый водяными красками на влажную штукатурку. Богатым на сохранившиеся фрески оказался храм Святой Софии в Киеве. На них изображены дети Ярослава Мудрого, сценки бытового характера, княжеская охота. Храмы и соборы Чернигова, Ростова, Суздаля, Переяслава и других городов украшали фрески, иллюстрирующие сюжеты Святого писания.

Появились иконы, первоначально написанные греческими мастерами. Первым древнерусским иконописцем, имя которого сохранили письменные источники, был Алипий (Алимпий) Печерский — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI в., ученик греческих мастеров.

Алипий Печерский

Алипий Печерский (1065-1114) — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI в., ученик греческих мастеров. Первый древнерусский живописец из названных по имени.

Фольклор

Важной составляющей древнерусской культуры являлся фольклор — устное народное творчество, отражавшее повседневный быт и разнообразные представления средневекового человека об окружающем мире. К фольклору относят обрядовые действия, характеризовавшие взаимоотношения человека с природой. Среди его жанров: песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы, сказки. Главными героями былинного эпоса были Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович — богатыри, стоявшие на страже родной земли. В свадебных, застольных, похоронных песнях (плачах) отражены уклад и особенности жизни людей того времени. Фольклор являлся важным элементом передачи жизненного опыта от поколения к поколению.

Ремесло

Славилась Древняя Русь и своими ремёслами. По подсчётам историков, в домонгольский период ремесленниками было уже освоено свыше 60 различных специализаций. В домах горожан нередко располагались кожевенные, ювелирные, ткацкие и прочие мастерские. Во всей Европе пользовались спросом изделия русских кузнецов: замки, самозатачивающиеся ножи и др. Также ремесленники занимались литьём колоколов, изготовлением стекла. С середины X в. получило широкое распространение производство кирпича — плинфы, пользовалась популярностью многоцветная керамика, совершенствовалась обработка дерева и кожи. Славились древнерусские ремесленники и как высококлассные мастера по изготовлению оружия (мечи, сабли, копья) и доспехов (кольчуги, шлемы, щиты). В XII в. оружейники уже освоили производство арбалетов с гранёными стрелами.

Христианская культура и языческие традиции

Многие годы древнерусская культура развивалась под влиянием языческой религии и мировоззрения. С принятием Русью христианства новая религия стала претендовать на изменение мировоззрения людей, восприятия окружающей действительности, а значит, и представления о красоте, эстетике, художественном творчестве. Тем не менее, оказав огромное воздействие на древнерусскую культуру, христианство всё же не смогло полностью искоренить её языческих истоков, которые органично вписывались в новую культурную реальность.

Ключевые даты

Основные понятия

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Укажите факторы, оказавшие, на ваш взгляд, наибольшее влияние на формирование культурного пространства Древней Руси.

Ответ. Формирование единого культурного пространства Киевской Руси происходило на основе традиций восточнославянских племён, стоявших у истоков древнерусского государства. Она так же испытала влияние кочевых народов степи и Византии, что позволило приобщиться к наследию античности. Большое значение имело принятие христианства.

Автором какого произведения древнерусской литературы является киевский князь Владимир Мономах?

Запишите термин, о котором идёт речь.

Художественное изображение, получаемое путём компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и прочих материалов.

Для Киевской Руси был характерен высокий уровень культуры. Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IX в., уже в X в. распространилась на Руси. Так, договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках — греческом и славянском. К середине X в. относится и первая надпись кириллицей на найденном во время раскопок в Гнездове (под Смоленском) обломке горшочка. В начале XI в. грамотность уже проникает в среду феодалов. Так, Ярослав Мудрый создал княжеские мастерские по переписыванию книг и переводу с греческого языка на русский. Еще раньше Владимир инициировал создание школ для боярских детей и детей дружинников.

Умение читать и писать в Киевской Руси считалось престижным. Недаром летописец отмечает любовь к чтению как положительную черту Ярослава. Его дочь Анна, королева Франции, умела читать и писать (сохранилась ее подпись), в отличие от своего мужа, французского короля, ставившего вместо подписи крест.

О широком распространении грамотности на Руси свидетельствуют владельческие записи на шиферных пряслицах, кувшинчиках и других ремесленных изделиях XI-XII вв., колодки с именами заказчиков, надписи на стенах церквей, новгородские берестяные грамоты, содержащие записи для памяти и письма, начиная с XI в.

Архитектура

К сожалению, памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Каменное строительство началось на Руси в конце X в., после принятия христианства. На Руси не было еще опыта возведения каменных построек, потому первые сооружения из камня были возведены приезжими византийскими мастерами. Уже в 989 г. князь Владимир заложил в Киеве храм Успения Богородицы, так называемую Десятинную церковь. Десятинной она называлась потому, что на ее содержание была отпущена церковная десятина, т. е. десятая часть доходов князя. Строительство было завершено в 996 г. Византийскими архитекторами ок. 1037 г. был построен сохранившийся до наших дней Софийский собор в Киеве. Софийский собор — замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Великолепные мозаики прекрасно сохранились во внутренних помещениях собора. Здесь изображены семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены (борьба ряженых, охота на медведя и т. д.).

Киев окружали деревянно-земляные укрепления, однако в деревянной стене были построены в 30-х гг. XI в. каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещенья, украшенной и мозаикой, и фресками. Остатки ворот сохранились до наших дней. В XI в. были построены каменные храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде, киевских монастырях — Выдубицком и Киево-Печерском.

Самым замечательным из этих произведений искусства является Софийский собор в Новгороде (1045-1050 гг.). В архитектурном облике Новгородской Софии угадываются некоторые черты будущего новгородского архитектурного стиля. Этот храм значительно строже киевского. Гораздо мощнее несколько мрачноватые стены, сложенные не из кирпича, а из местного известняка. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, более суровые и спокойные. София стала символом Великого Новгорода.

Читайте также: