Фокальная теория взросления дж к коулмен кратко

Обновлено: 04.07.2024

Автореферат диссертации по теме "Проблема социализации подрастающих поколений в зарубежной педагогике"

московский ордена лепш1л п ордена трудового красного знамени педагогический государственный университет имеип в. и. ленина

Специализированный совет Д 053.01.03

Па правах рукописи

КРНВОВ ГОрп« Иванович

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Специальность 13.00.01 — теория и история педагогики

диссертации па соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Работа выполнена па кафедре педагогики высшей школы Московского ордена Лешша н ордена Трудового Красного Знамени педагогического государственного университета имени 13. II. Лсшша.

II а у ч и ы р у к о и о д п т е л ь:

чиеи-корреспондепт РАО, доктор педагогических паук, профессор Л. 15. МУДРИК

Оф и ц и а ль п ы е оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор 15. П. ИНЛШЮВСКПП

кандидат педагогических наук' 0. С. ПЛПЛСЕ1ШО

Ведущее учреждение — Калужский государственный педагогический институт.

Защита состоится «. $.1.1. 1992 г. в . /..тС часов

на заседании специализированного сонета Д 053.01.03 по присуждению ученой степени доктора педагогических паук при Московском ордена Лешша и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени 1!. II. Ллиша (103051, Мэскза, М. Сухаревский переулок, Д. 0).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета (119135, Москва, ул. М. Пироговская, д. 1).

Автореферат разослан «. Ъ.1. 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета, доктор педагогических наук, профессор

ОКДАЯ ХА1;А:СГК>ИСТИ:(А глтти

Социализация подрастающих поколений является одной из ведущих функций любого общества. Она включает и себя как конт;олн|усмио, осознанные и направленные, реализуемые через т[адиционные институты/семью, школу/ воздействия, так и спонтанное влияние, осуществляемое но только институционально /средства массовой коммуникации, группы сверстников/, но и через всю совокупность опосре-.дующих развитие ребенка, социальных феноменов.

Процесс становления ребенка полнощ амчгл участником сову сменных ему общественных отношения всегда бит г ср.ере интересов отечественной педагогики, социально:', психологии, социологии воспитания. Те или иные аспекты проблемы рассматривались в рлзное tij емл в теоретических работах К.А.Лбульхановой-Слевской, Г.М.Ан-.реевой, А.Г.Асмолова, ¿.П.Буевой, Л.С.Выготского, Л.С.'-'опа, А. ;:>;онтье-ва, А.В.Петровского, Г.Ф.Порпшола и других известных сшчцкапстов. В последние годы появился ряд публикаций, поошщешшх социализации личности в условиях неустойчивой соцлокультур ной ср'оды/Л.С.Кон, А.В.Мудрик, З.А.Орлова/, а также подготовке педагогом к работе в подобных условиях /В.А.Сластенин/.

Исторически, однако, .приоритет в изучении рассматриваемой проблемы принадлежит зарубехып научным акола'л, чей ста-, исследований в названном направлении исчисляется с конца XIX пека, тогда как в советской наунной литературе сам термин "социализм:;:«" нередко употреблялся лишь в контексте его критики, а первые попытки объективного анализа вопроса были предприняты только в конце 60-х годов в работах Г.Г.Ананьева, Н.З.Андрееьковой, П.СЛебедева, Ю.А.Хевады, П.С.'.'срлина, П.Д.Парыгпна. Интенсивная разработка теоретических аспектов проблемы социализации личности, ] азг.ерн.уп'л.алея в советской науке в 70-е годы и получившая свое продолжение в 80-е годы, способствовала активному обращению отечественных специалистов к зарубежным исследованиям в отой области. Целый ряд работ того периода положил начало ] ацнональному а и а.", из у западных теорий социализации. !1¡ ечде пеего, пто относится к публикациям JI.II.Ai'H'íjoj'or-o.l, .T.II.J'o-кояич, Ji.и.Гоярской, Г.Л.Вульрсона, Г.Г.Гуровой, !'.;i.I2 еоцнали-зацнн ro-.t • ' 'Жчлений, гнк щанило, сопутствовали рассмот-I о:;:: ■ \он;-1.:г>\ б многого иорл чка либо щ .¡. ,, The £с4цс.яИс,х Qiynt * t Ph", Qetta К i *

На защиту лпног.ятся слеп.'/!п:;;ие положения:

Коулмена/; требованиями интенсификации контактов впутр! культуры, raj мониаации :жологического окружения растущей личности /"Экология человеческого развития" У.Гронфенбреннера/; стремлением объяснять взаимосвязь между происходящими в обществе изменениями и процессом социализации подрастающих поколений /концепция "социализации дня социальных изменений" И.Таллмена/.

3. Усиливающееся взаимодействие и взаимообогащение культурных традиций и известная универсализация проблем социализации и воспитания no'ijлетающих поколений в современном -мире делают необходимом и целесообразным включение знаний о зарубежных теориях социализации в содержание профессионально", подготовки российского учителя. (

liaучп^':т ноп'.'зчл н теоретическая значимость исследования определяются том, что в нем:

-- впервые вводится в отечественный научно-педагогический оборот ряд ор игпначьных западных источников: работы Дж.Галлантайн, Ф.Джи-ринга, Дх.Ди Ггнцо, Дж.Огбю, Ф.Гагатона, Г.Гсйнгольда, И.Таллмена, У.Угштворта и др.;

- выявляется наличие в англо-американских исследованиях социализации двух оппонирующих друг другу подходов к проблеме, расходящихся в понимании роли растущей личности в процессе социачизации: утвер-ж поющего пассивную позицию ребенка субъект-объектного подхода /Г.Парсонс, ДжЛ'аплантайн, Г.Хавигхарст, Дж.Огбю и др./ и подхода субъект-субъектного, подчеркивающего активное участие растущей личности в процессе социализации /Л.Бандура, Ф.Джиринг, Д.Харгривс, Г.1 ойнгольд, У.Уоншворт и др./;

- анализируются совремонныо тенденции в изучении проблемы социализации подрастающих поколений педагогов Великобритании и США; показывается, что они характеризуются: попытками пересмотра традиционно принятого взгляда на подростковый возраст как на некий нормативный кризис /"фокальная теория взросления" Дж.К.Коулмена/, требованиями интенсификации контактов внутри культуры, гармонизации теологического окружения растущей личности /"Экология человеческого развития" У.Бронфепбреннера/, стремлением объяснить взаимосвязь между происходящими в обществе изменениями к процессом со- • циолизации подрастающих поколений /концепция "социализации•для социальных изменений" И.Таллмена/.

Практическая значимость исследования обосновывается возмож-

ностью использоьания ого "аториалор:

- р соиериенстрокшшл содержания педагогических дясчишлян •■. педвузах к систске перепэтотот-ка печигогичс •••кях нпщон;

- при разработке теоретических Koiuicmai." я ¡.отопил кот-] етн^х пробле.\: социализация по'Ц астагшх поколения н 1оссии;

- при планировании политики и области воспитания поя] чст^гдас поколений на рсгяонплыиу* ;t/;ui;i oi.'if ит.аон-'льно:: yioni:-ix.

названными специалистами, по существу иллюстрируют описанную вы-, ше новую тенденцию в западных исследованиях данной проблемы. Однако общность исходных теоретических позиций не помешала каждому из авторов следовать собственной научной логике.

"Фокальная теория" Дж.К.Коулмена содержит оригинальную концепцию подростничества, являющуюся попыткой согласования противоречий, которые обнаружились между "классической" и "эмпирической" оценками процесса взросления в западной науке в последние десятилетия. Представители"классического" направления/С.Холл, А.Фрейда П.Елос, Э.Эриксон, Г.Элдер и т.д./ традиционно склонны полагать подростковый возраст периодом некоего "нормативного кризиса". Их оппоненты в принципе отвергают подобный подход, основываясь на результатах эмпирических исследований/А.Бандура, Д.Оффер, Ф.Элкин, У.Уистли и др./. Констатируя наличие противоречия между рядом глубоких психофизических изменений, переживаемых взрослеющими подростками, с одной стороны, и относительной стабильностью, минимальной внутренней напряженностью большинства из тех, кто включен ■ в этот процесс изменений, с другой, "фокальная теория" показывает, как это противоречие разрешается в реальности.

По мнению Коулмена, большинство подростков в целом благополучно минуют период взросления потому, что в некий конкретный момент времени каждый подросток имеет дало с одной наиболее значимой, "вошедшей в фокус" проблемой и, разрешая ее, встречает очередную. Стрессы и отклонения возникают тогда, когда, не успев npé-одолеть одного препятствия, подросток сталкивается с еще одним. Задача воспитателей и взрослых - не обострять естественные проблемы подростков чрезмерной требовательностью или попуститаяь-ством, а терпеливо помогать им развязыпать жизненные узлы, преодолевать возникающие трудности.

Taiutv образом, концепция Коулмена подчеркивает связь процесса социализации подростка с динамикой tro внутреннего психическо-

го состояния на тех или иных этапах взр-осления. Последнее обстоятельство позволяет хар:актеривовать "фокальную теорию" как вер>-сию психологического анализа процесса социализации.

И..Таллмен, напротив, рассматривает.'отношения семейной социализации подростков в США и Мексике в связи с явлениями макропорядка - происходящими в этих странах социально-экономическими .изменениями. Предмет его интереса - механизм семейной социали-

задай в условиях нестабильной социокультурной среды. Полагал,что содержание, форма, качество процесса социализации и его результат во многом определяются условиями общества, в котором живет семья, Таллмен кладет в основу теории следующее предположение: "Чем лучше человек учится разрешать проблемы в собственном окружении будучи подростком, тем лучше он способен переживать стремительные изменения, непредсказуемость мира, когда становится взрослым".*' В целом, пять понятий - "социализация", "разрешение проблем", "общество", "семья", "социальная структура" - образуют "краеугольные камни" теории Таллмена. ■

Работа Таллмена имеет глубокий педагогический смысл. Она позволяет понять, что повседневные отношения социализации в каком-либо первичном социальном объединении /семье, классе и т.д./ tie . только испытывают на себе влияние разного рода изменений в обществе, но и сами способны в какой-то мере их стимулировать. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что педагогическая деятельность, наряду с разреаенпем тактических задач воспитания и социализации, должна развиваться в русло движения к целям стратегичес-. кого толка, чутко реагируя на каждое социальное изменение. В целом, будет корректным утверждение о выделении И.Таллмвном социологического аспекта проблемы социализация. ■ ' -

У.Бронфенбреннер в "Экология человеческого развития" предлагает свой вариант структурирования экологической среды, включающоЯ в себя растущую личность /микро-, мезо-, экзо~, макро-система/, а также разветвленную гипотетическую конструкцию, содержащую пятьдесят допускающих эмпирическую проверку постулатов. Последние, по существу, и являют собой концептуальный взгляд Еронфенбреннера на проблему социализации.

В отлично от "фокальной теории", рассматривающей названный-процесс сквозь призму индивидуально-личностных изменений, и теории Таллмена, тяготеющей к анализу макро-процессов, Бронфенбрен-нор концентрируется на, условно говоря, "связи между "Я" и "Мы" п на способах совершенствования этой связи. 'Главное внимание в этой концепции уделяется анализу взаимодействия растущей личности с ее социальным окружением мгперо- и мезо-уровня, исследованию

1. Tatimcn' к rOctioiz - 8яс

adoCcicent ьс 2ciUcr\ т Cics% - lu'iiuiat nezsp^'v* /ai 50c.! са о связи хода и результатов социализации с информационным процессом, о дет ер.-

минантах уровня информированности семьи и степени интеграции информации в планирование карьеры подростком. Эта проблема, нашедшая свое отражение и в работах У.Бронфенбреннера, Дк.С.Коулмена*, других западных исследователей, пока слабо представлена в отечественной педагогической науке, хотя, без сомнения, требует глубокого изучения.

Констатируя растущую в современном обществе тенденцию к дезорганизации, разобщению, подробно анализируя причины, её породившие, У.Бронфенбреннер предлагает целый ряд акций, направленных на противостояние разрушающей общество тенденциям. Весьма- злободневен его совет исходить при этом из того, что конструктивное воздействие на развитие детей возможно только тогда, когда воздействию подверг-гаются 'не одни лишь дети, но и те люди, которые образуют их постоянное окружение. В обществе смешанного типа, на пороге которого . " фактически стоит сегодня Россия, становится актуальным указание Бронфенбреннера на необходимость создания "работающего альянса" между частным и общественным секторами /и на мастном, и на общенациональном уровне/ с целью выстраивания продуктивных связей между различными институтами социализации, дабы но превратить общее-' ■ тво в "фабрику отчуждения личности".

Рассмотренные в исследовашш теоретические подходи «-проблеме социализации содергтт немало дискуссионных положений и отнюдь не соверпешш. Часть п.з них, как ужо отмечаюсь, критиковалась и критикуется за привнесониа излпгано конформистского взгляда ,на. социализацию, за игнорированио автономного и творческого компонентов личности. Теории жо, долающпо акцент иа автономности и креативности личности, чаще всого но приходят к осмыслению социального устройства л процесса преемственности поколет!«.

Срзштташшй анализ различных подходов и концепций позволяет сделать льтод о том, то. адекватная теория социализации должна объяснять как конформность личности, так и ео автономность таки-г.та, каюэя ora проявляются в социальных группах. Одновременно," с учетом соццоталыю.Ч порспектипн, -теория должна объяснять влияние : социализации кап на поддержание, стабильности общества, так и на динамику социальных псмененпЯ. Создание подобной теории остается актуальной задачей кек для отечественных, так и югя западных спо-

* Джеймс Сомгзл Коулмен - однофамилец Дж.К.Коулмена, профессор чикагского университета, крупнейший специалист в области социологии воспитания.

циалистов в этой области.

Усиливающееся взаимодействие и взаимообогащение культурных традиций и известная универсализация проблем воспитания и социализации подрастающих поколений в современном мире делают все более актуальным вопрос об интеграции западных теорий социализации в содержание профессиональной подготовки учителей в России. Справедливость и своеовременность подобной постановки вопроса подтвердилась и и процессе апробации материалов исследования. Так, в ходе анкетного опроса студентов Пензенского пединститута /68 респондентов/ выяснилось, что 42 из них /около 62£/ считают крайне низким уровень представленности зарубежных исследований в общем спектре материалов по психолого-педагогаческим-дисциплинам, а еще 1В /26,5$/ полагают его недостаточным.

Культурологический подход к формированию содержания высшего образования невозможен без существенного расширения доступного для личности спектра новых знаний, ценностей, позиций. Как попытку движения в данном направлении можно рассматривать подготовленный и апробированный в процессе данного исследования спецкурс "Социализация личности в меняющемся мире", куда вошли темы, освещающие ' не только общие тенденции изучения проблем социализации отечественной и зарубежной наукой, но и содержание конкретных теорий. В ходе семинарски^ занятий по темам спецкурса значительное место было уделено роли учителя как агента социализации подрастающих поколений. Опыт апробации спецкурса, а также внедрения материалов исследования в теоретические курсы преподавателями кафедр педагогики Вологодского /Н.С.Оботурова/ и Пензенского /С.Г.Разуваев/ пединститутов, показали, что включение названных материалов в содержание профессиональной педагогической подготовки следует осуществлять скорее интенсивным, нежели экстенсивным путем.

Рассмотрение проблемы социализации в целом, а также концептуальных подходов к ее анализу на Западе, позволяет обозначить ряд проблем, нуждающихся сегодня в серьезном внимании со стороны специалистов в нашей стране: разработка концепции школы как социального института, теоретическое осмысление комплекса профессиональных характеристик педагога как агента социализации подрастающих поколений, а также вопрос о способах фор'ирования указанных характеристик в процессе подготовки будущих учителей, воспитателей.

Основные положения работы отражены и публикациях:

1. Современное понимание роли и места школы как института социализации подрастающих поколений // Гуманизация и демократизация общественно-политического образования и просвещения в современных условиях. Тезисы региональной научно-практической конференции. — Вологда, 1991. — С. 105-108.

2. Моя встреча с Броифепбренпером // Магистр 1, 1991, сентябрь. — С. 23—30.

Концепцию Дж. Коулмена можно назвать слишком узкой, так как она рассматривает только подростковый период развития человека, а также одноаспектной, потому что, по большей части, в ней рассматривается именно поведение подростков. Конечно, эта концепция сделала большой вклад в дело изучения сущности социализации, но она должна быть дополнена другими исследованиями по изменению с возрастом когнитивной и эмоциональной сферы личности.

Концепция социализации И. Таллмена.

«Предмет интереса американца И. Таллмена — механизм семейной социализации в условиях нестабильной социокультурной среды. Полагая, что содержание, качество и результат социализации подростка во мно­гом определяются условиями общины, в которой живет его се­мья, он положил в основу своей теории следующее утверждение: чем лучше человек учится разрешать проблемы в собственном окружении, будучи подростком, тем лучше он способен пережи­вать стремительные изменения, непредсказуемость мира, когда становится взрослым. В общем виде теория может быть представлена следующим об­разом: условия общины опосредствованно, через семью, оказы­вают влияние на процесс социализации, которая осуществляет­ся тогда, когда родители и дети включаются в разрешение про­блем. Результатом этого влияния становится способность подро­стков разрешать проблемы в собственном социальном окруже­нии.

Исследование показало, что более активно включаются в ре­шение проблем подростки в тех семьях, которых устраивает жизнь их общины, а происходящие в этой жизни изменения идут в же­лательном для них направлении.

Для концепции И. Таллмена, как и для концепции Дж. Коулмена характерен узкий подход к изучению сущности социализации. Его концепция обращает внимание на микрофакторы социализации, в частности, влияние семьи на формирование личности.

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Т. А. ГАВРИЛОВА

Как известно, в переходном возрасте чаще, чем в любом другом периоде детства, взрослые сталкиваются с трудностями в общении со своими подрастающими детьми, которые демонстрируют иногда явные признаки внутреннего разлада. С позиций рассмотренного выше подхода к пониманию сущности психического развития ребенка этот факт не может быть объяснен иначе как вводом в действие какого-либо нового фактора, либо неизбежно наступающего в этом возрасте полового созревания (биологизаторский детерминизм), либо качественно нового возрастного статуса, закрепленного в возросших — а иногда и в противоположных по отношению к предъявляемым в детстве — социальных требованиях (социологизаторский детерминизм). Таким образом, кризис, несмотря на принципиальные расхождения в объяснении его причин, оставался для западных психологов неизбежным и необходимым явлением процесса становления взрослости, а при его изучении основное внимание уделялось негативным переменам в личности, которые оказывались первичными по отношению к позитивным ее изменениям.

Хотя эти данные вызвали скептическое отношение со стороны ряда исследователей (Уистли и Элькина критиковали прежде всего за нерепрезентативность выборки), вскоре стали появляться работы других авторов, получивших сходные результаты [12], [13], [19], [20], [22], [27]. Появилась необходимость пересмотреть традиционную модель взросления на том основании, что роль негативных тенденций, сопровождающих переход к взрослости, в прошлом слишком переоценивалась

Результаты эмпирического подхода к изучению нормального взросления показательны в двух отношениях. Первый интересный факт заключается в том, что они на эмпирическом материале опровергают популярное в психоанализе положение о неизбежной, но преходящей психопатологии подросткового и юношеского возраста (см. [16], [17]).

Такая же теоретическая позиция обнаруживается и при критическом анализе второго эмпирически полученного факта, который указывает на незначительность конфликта, проявляющегося в отношениях подростков и юношей со взрослыми. Широко распространенный в западной психологии тезис о том, что кризис взросления неминуемо порождает непримиримый конфликт младшего и старшего поколений (для того чтобы стать взрослым, подростку якобы необходимо противопоставить себя взрослым, и прежде всего родителям), опровергается в ряде работ ([9], [10—12], [13], [21] и др.). Оказывается, что: 1) большинство подростков и юношей доверяют своим родителям и черпают свою самооценку из родительского одобрения; 2) преобладающее влияние мнения

Интерпретируя полученные данные, некоторые авторы склоняются к признанию современного взросления относительно стабильным периодом развития личности. Так, Э. Дауван и Дж. Адельсон даже квалифицируют свои результаты как показатель консерватизма современной западной молодежи.

Конкретизируя понятие типа адаптации, Д. Оффер выделяет три основных пути развития человека в период взросления:

1) непрерывный рост — спокойный переход через взросление, характеризующийся неповрежденностью семейных отношений, усиливающейся независимостью, отсутствием серьезного расхождения с ценностями родителей, хорошими межличностными отношениями, включающими обращение к гетеросексуальной близости и общее чувство удовлетворенности;

2) волнообразный рост, характеризующийся преобладанием адаптивных явлений, сочетающихся, однако, с переживанием эмоционального конфликта, вызванного необходимостью контролировать свои сексуальные импульсы, и с большими трудностями в установлении отношений со сверстниками;

3) затрудненный рост — развитие с заметными признаками внутреннего беспорядка и трудностей в поведении; взросление в данном случае характеризуется как противоречивый период развития, связанный с семейными разногласиями и некоторыми явно клиническими проблемами. Д. Оффер полагает, что именно этот тип оказался в свое время в центре внимания психиатров и юристов, и присущие этому типу взросления особенности были перенесены на всех подростков и юношей.

предлагаемое Д. Оффером понимание сущности развития личности ребенка может быть охарактеризовано как в целом метафизическое, не учитывающее роли диалектического единства качественных и количественных изменений в развитии. Такое понимание ничем не отличается от традиционного для буржуазной психологии рассмотрения психического развития как процесса адаптации и, являясь одним из его вариантов, несет в себе его ограниченность.

Интерпретируя результаты своего исследования, Дж. Коулмен показывает, что установки на все взаимоотношения изменяются как функция возраста и что различные проблемы достигают своего пика на разных стадиях взросления (см. рис.).


Характерный для автора подход к проблемам развития порождает традиционное для западной психологии понимание кризиса как стресса, расстройства адаптации. По сути здесь выделяются лишь факторы, оказывающие влияние на степень этого стресса, прежде всего биологические факторы, например темп биологического созревания. Вместе с тем Дж. Коулмен выделяет и некоторые условия социального порядка, которые сводятся к особенностям стратегии общения взрослых с подрастающим поколением. В частности, он призывает родителей быть скорее авторитарными, чем либеральными по отношению к поведению своих взрослеющих детей: подростки и юноши, как он считает, лучше приспосабливаются не в том случае, когда ответственность за принятие жизненно важных решений целиком ложится на них, и не тогда, когда их вообще лишают такой ответственности, а только тогда, когда они выступают участниками процесса принятия решения наряду со старшими [10]. Он подчеркивает потребность подростка во взрослом: группа сверстников необходима для выработки некоторых социальных умений, но не она должна быть ведущей. Дж. Коулмен отмечает, что

чем меньше возможностей предоставляется взрослеющему для включения в деятельность старшего поколения и чем ниже уровень родительской заботы о нем, тем более он будет восприимчив к давлениям со стороны группы сверстников [там же].

Отмечая оптимистичность концепции Дж. Коулмена и прогрессивность его рекомендаций, следует вместе с тем подчеркнуть, что в целом его теория не способствует превращению этих рекомендаций в конкретное руководство для организации индивидуального подхода к подросткам и юношам. Акцент на биологических факторах и гетерохронных моментах развития не помогает вскрыть подлинную диалектику становления целостной личности. Развитие одной тематики отношений Дж. Коулмен не рассматривает непременным условием развития других. Выделение независимых линий адаптации внутри личности представляется сомнительным даже с точки зрения эволюционистского подхода к проблемам психического развития. Очевидно, что дальнейшее продвижение в понимании особенностей переходного возраста требует прежде всего пересмотра эволюционистской позиции в рассмотрении сущности психического развития личности ребенка.

1. Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития. — Вопросы психологии, 1972, № 2, с. 114—123.

2. Выготский Л. С. Педология подростка (на правах рукописи). — М., 1929.

3. Давыдов В. В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования. — Вопросы психологии, 1976, № 4, с. 3—15.

4. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. — Вопросы психологии, 1972, № 2, с. 25—37.

5. Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М., 1979.—175 с.

6. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1965. —570 с.

7. Якобсон П. М. Некоторые данные о психологии юношеского возраста в зарубежной литературе. — Вопросы психологии, 1970, № 4, с. 150—159.

8. Alissi A. S. Concepts of adolescence. — Adolescence, 1970, v. 7, N 28, p. 491—510.

9. Bandura A. The storm decade: Fact or fiction. — In: Adolescence: Interventional strategies: Participant's manual. Goethersburg, 1978, p. 89—96.

10. Coleman J. C. The nature of adolescence. L. — N. Y., 1980. 214 p.

11. Coleman J. C. Current contradiction in adolescent theory. — J. of Youth and Adolescence, 1978, v. 7(1), p. 1—11.

12. Coleman J. C, Georg R., Holt G. Adolescents and their parents: A study of attitudes. — J. Gen. Psychol., 1977, v. 130, p. 239—245.

13. Douvan E., Adelson J. The adolescent experience. — N. Y., 1966.

14. Elkin F., Westley W. A. The myth of adolescent culture. — Amer. Social. Rev., 1955, v. 20, p. 680—684.

15. Eidelberg L. (ed.) Encyclopedia of psychoanalysis. — N. Y. — L.: Free press, 1968. 571 p.

16. Freud A. Adolescence. — The psychoanalytic study of the child, 1958, v. 13, p. 255—278.

17. Freud A. Adolescence as a developmental disturbance. — In: Guardo C. (ed.) Adolescent as individual. N. Y.: Harper and Row, 1975, p. 71—75.

18. Looney J., Gurderson E. Transient situational disturbances: Course and outcome.—

Amer. J. Psychiatry, 1978, v. 135, p. 660—663.

19. Masterson J. F. The psychiatric significance of adolescent turmoil. — Amer. J. Psychiatry, 1968, v. 124, p. 1549—1554.

20. Masterson J. F. The symptomatic adolescent five years later: He didn't grow out of it. — Amer. J. Psychiatry, 1967, v. 123, p. 1338—1345.

21. Masterson J. F., Washburne A. The symptomatic adolescent: Psychiatric illness or adolescent turmoil. — Amer. J. Psychiatry, 1966, V. 122. p. 1240—1247.

22. Meissner W. Parental interaction of adolescent boy. — J. Gen. Psychol., 1965, v. 107, p. 225—233.

23. Mitchel J. R. Normality in adolescence. — Adolescent Psychiatry, 1980, v. 8, p. 200—213.

24. Offer D., Offer J. From teenage to young manhood. A psychological study. — N. Y., 1975.

25. Offer D., Offer J. Three developmental routes through normal male adolescence. — Adolescent Psychiatry, 1976, v. 47, p. 121—141.

26. Oldham D. Adolescent turmoil: A myth revised. — Adolescent Psychiatry, 1978, v. 6, p. 267—279.

27. Rutter M., Graham R., Chadwick O., Jule W. Adolescent turmoil: Fact or fiction. — J. of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines, 1976, v. 17, N 1, p. 35—56.

Поступила в редакцию 22. II 1983 г.

Мы собираемся в среднем раз в месяц и обсуждаем что-то актуальное:
- возрастные способы ношения (ношение в слинге ребенка в 1 месяц сильно отличается от ношения его же в возрасте 9 месяцев )
- особенности ношения в слингах по сезонам
- ну и разные слинги, и слингоштучки.

Главное меню

Купить слинг

Авторизация

Как уже говорилось, сейчас существует довольно большое количество концепций социализации подрастающих поколений, разработанных в рамках этнографии, социологии, социальной психологии, педагогики. Кратко рассмотрим лишь некоторые концепции отечественных и зарубежных ученых.


Если вы хотите знать какая она Тульская область с городом Тулой, добро пожаловать на наш сайт. Здесь вы найдете много интересной и полезной для себя информации.

Читайте также: