Финансовые гарантии ответственности турфирм в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Учитывая актуальность защиты прав потребителей в связи с особой социальной значимостью указанного сектора потребительского рынка, Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия продолжает информировать об обязательных требованиях законодательства в сфере оказания услуг по реализации туристского продукта.

  • возврат денежных средств, внесенных в счет договора, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, на которых туроператором было возложено исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта;
  • выплату денежных средств, причитающихся туристу или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору, в том числе денежных средств, необходимых для компенсации расходов, понесенных туристом или иным заказчиком в связи с непредвиденным выездом (эвакуацией) из страны (места) временного пребывания.

Основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора.

Существенным нарушением условий договора признается нарушение, которое влечет для туриста и (или) иного заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора. К существенным нарушениям туроператором договора о реализации туристского продукта относятся:

  • неисполнение обязательств по оказанию туристу и (или) иному заказчику входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению;
  • наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта.

Иск о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору, может быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно.

В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта перед туристом и (или) иным заказчиком и наличия оснований для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии потребитель вправе в пределах суммы финансового обеспечения предъявить письменное требование о выплате страхового возмещения или об уплате денежной суммы непосредственно организации, предоставившей финансовое обеспечение.

Не подлежат возмещению страховщиком или гарантом расходы, произведенные туристом и не обусловленные требованиями к качеству туристского продукта, обычно предъявляемыми к туристскому продукту такого рода.

Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплата денежной суммы по банковской гарантии не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.

В случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 17.4 настоящего Федерального закона, финансовое обеспечение ответственности туроператора должно гарантировать каждому туристу или иному заказчику, заключившему договор о реализации туристского продукта:

возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, на которых туроператором было возложено исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта;

выплату денежных средств, причитающихся туристу или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе денежных средств, необходимых для компенсации расходов, понесенных туристом или иным заказчиком в связи с непредвиденным выездом (эвакуацией) из страны (места) временного пребывания (далее - расходы по эвакуации).

Для целей настоящего Федерального закона под расходами по эвакуации понимаются не включенные в общую цену туристского продукта расходы по перевозке, размещению, а равно иные расходы по эвакуации.

В состав реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, не включаются расходы, произведенные туристом в стране (месте) временного пребывания по собственному усмотрению и не обусловленные договором о реализации туристского продукта.

Любые суммы, предоставление которых туристу и (или) иному заказчику гарантируется финансовым обеспечением ответственности туроператора, должны использоваться исключительно для удовлетворения требований туриста и (или) иного заказчика, предъявляемых на основании правил, установленных настоящей главой.

Страховщиками по договору страхования ответственности туроператора могут быть страховая организация, иностранная страховая организация, имеющие право осуществлять страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору в соответствии со страховым законодательством (далее - страховщики).

Досрочное расторжение договора страхования ответственности туроператора осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Туроператор не позднее 45 календарных дней со дня досрочного расторжения договора страхования ответственности туроператора либо отзыва банковской гарантии обязан представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документ, подтверждающий наличие у него финансового обеспечения ответственности туроператора.

В договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии должно содержаться условие, предусматривающее право туриста и (или) иного заказчика, заключивших договор о реализации туристского продукта с турагентом, при наступлении обстоятельств, предусмотренных статьей 17.4 настоящего Федерального закона, обратиться к страховщику или гаранту с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

При этом банковская гарантия должна предусматривать положение о возможности передачи без согласия гаранта права требования об уплате денежной суммы, принадлежащего туристу и (или) иному заказчику, объединению туроператоров в сфере выездного туризма в пределах суммы расходов, понесенных объединением туроператоров в сфере выездного туризма в соответствии с настоящим Федеральным законом на оказание экстренной помощи туристу.

Правила применения договора страхования ответственности туроператора и банковской гарантии для финансового обеспечения ответственности туроператора определяются в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае отзыва у организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение ответственности туроператора, лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования или лицензии на осуществление банковских операций либо признания такой организации несостоятельной (банкротом) в соответствии с законодательством Российской Федерации туроператор не позднее 45 календарных дней со дня получения соответствующего уведомления от уполномоченного федерального органа исполнительной власти обязан представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документ, подтверждающий наличие у туроператора финансового обеспечения ответственности туроператора. В случае, если указанный документ не представлен, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти исключает сведения о туроператоре из реестра не позднее 10 календарных дней со дня, следующего за днем, когда истек срок представления туроператором указанного документа (за исключением туроператоров, указанных в части пятой статьи 4.1 настоящего Федерального закона).

В целях своевременного получения информации об отзыве у организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение ответственности туроператора, лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования или лицензии на осуществление банковских операций либо о признании такой организации несостоятельной (банкротом) в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет взаимодействие с органом, осуществляющим функции по надзору в сфере страховой деятельности и за деятельностью кредитных организаций, на основании соглашения между ними.

Туроператор вправе относить затраты, связанные с финансовым обеспечением ответственности туроператора, на себестоимость туристского продукта.

Банковская гарантия для туроператора – что это?

Работа туристических компаний связана с большими деньгами, и соответственно рисками их потерять. Поэтому без определенных страховок, которые в достаточной мере покроют все неустойки, если что-то во время работы фирмы, что-то пойдет не так. Банковская гарантия для туроператоров России способна обеспечить безопасность и надежность функционирования этой организации. Давайте рассмотрим, что это, как работает, стоимость и где лучше всего заказать?

Что представляет собой банковская гарантия для туроператора?

Давайте разберем, что такое финансовое обеспечение туроператоров? На рынке туризма играют 2 ключевые фигуры – это операторы и агенты. Согласно законодательству, принятому в нашей стране есть определенные обязательства в плане финансов между любым агентом или оператором и потребителем.

Банковская гарантия для туроператора – это документ, который подтверждает обязательство финансовой компании выдать залог для осуществления безопасной сделки между туристическим оператором и заказчиком. Распространяется подобное обязательство на все услуги поставщика, указанные в договоре, который подписал клиент.

В таком случае, если что-то пойдет не так, то банк играет роль страховщика и кредитора. Заказчик получает деньги от финансовой компании для урегулирования случая. Процедура безотзывная, а сроки осуществления от 12 месяцев согласно ФЗ №132 ст. 17, п. 1.

Объемы сделок

Согласно законопроекту ФЗ №132, ст. 17.2, размер банковской гарантии для туроператоров может быть следующий:

  1. Отрасль внутреннего туризма или выездного позволяет заключить соглашение до 500 000 рублей.
  2. Если заказчик предоставит бухгалтерскую отчетность, где сказано о годовом доходе не более 250 000 000 рублей с УСН, то банковские гарантии для турагентств составят не больше 30 000 000 рублей.
  3. 30 000 000 выдается также организациям, которые не осуществляют услуг по выездному туризму для потребителя.
  4. Если сумма более 250 000 000 рублей, то сумма сделки – 12% от годового дохода по бухгалтерии.
  5. Банковская гарантия туроператорам, осуществляющим несколько услуг в рамках своей ниши, сумма средств для страхования будет наибольшей.

Сроки, цены и условия получения банковской гарантии

Интересно, сколько же это стоит?

  • Разовая выплата от 0,1 до 0,2% согласно объему сделки;
  • Ежегодные выплаты в размере 1-2% от суммы;
  • В определенных ситуациях требуется недвижимость в качестве залога;
  • Или внесение депозита в размере 100-120%.

К кому лучше обращаться за помощью?

В вопросах финансов и юриспруденции, следует доверять профессионалам. Поэтому наша компания с многолетним опытом практики работы с кредиторами, и решения различных юридических вопросов с денежными средствами рада предложить помощь. Получите бесплатную консультацию по вопросам банковская гарантия, реестр туроператоров и другим вопросам по телефонам, указанным на сайте.

Механизм страхования

страхование ответственности туроператора

Страхователи — туристические компании, оказывающие услуги по организации внутреннего, въездного и выездного туризма.

Страховщики — организации, имеющие соответствующую лицензию (выдает ЦБ РФ). Такие СК должны привести свои правила страхования ответственности в соответствие с аналогичными Стандартными Правилами, разработанными ВСС для туроператоров и согласованными с Росстрахнадзором. Поскольку этот вид страхования считается рискованным, ответственность туроператоров страхуют только крупные игроки российского страхового рынка.

Туроператор (или по его поручению — турагент) самостоятельно выбирает СК и страхует ответственность по всем своим туристским продуктам.

Условия договора — отдельные нюансы

Порядок заключения и применения договоров страхования определяется гражданским законодательством, законом № 132-ФЗ и Стандартными Правилами страхования ответственности туроператоров.

Объект страхования

Туроператор страхует свои имущественные интересы, связанные с риском неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств по возмещению ущерба пользователям туристических услуг (и третьим лицам).

Страховой случай

Страховыми являются случаи неисполнения туристическим оператором взятых на себя обязательств по турпродукту по причине прекращения деятельности и невозможности исполнения таких обязательств.

Датой страхового случая считают день, когда оператор публично заявил о прекращении деятельности. Если турфирма фактически прекратила работу, но не заявил об этом, отсчет страхового события начинается со дня принятия решения об исключении оператора из федерального реестра.

Страховая сумма

Сумма, в пределах которой страховщик несет ответственность перед страхователем, не может быть меньше финансового обеспечения, предусмотренного законом №123-ФЗ:

  • 500 тыс. руб. — для внутреннего и въездного туризма;
  • 5% общей цены продукта (но не менее 50 млн. руб.) — для выездного туризма;
  • 50 млн. руб. — для операторов, которые только начали бизнес/в течение года не работали/ранее были исключены из федерального реестра, но намерены осуществлять деятельность по организации выездного туризма.

Если туроператор заключает более одного договора страхования, страховая сумма в совокупности не должна быть меньше размера финансового обеспечения, установленного законом № 132-ФЗ.

Страховая премия — размер, порядок уплаты

СК рассчитывает размер страховой премии для каждого туроператора, исходя из сроков действия страховки, с учетом факторов, повышающих или понижающих степень риска. Например, въездные и внутренние туры считаются безрисковыми. Чем дольше компания работает в туристическом бизнесе, тем лояльнее программа страхования. Немалое значение имеет оборот услуг турфирмы за прошедший год, отсутствие/наличие убытков, претензии со стороны туристов к качеству услуг.

Тарифы устанавливают в процентах к страховой сумме. Условия франшизы в таких страховках не предусматривают.

Страховые взносы страхователи уплачивают единовременно. Страховка ответственности начинает действовать после уплаты взноса.

Срок действия страховки

Договор заключают не менее, чем на год, как того требует закон. Досрочное расторжение невозможно, но при определенных обстоятельствах страховка может быть признана недействительной (если страхователь сознательно ввел страховщика в заблуждение относительно рисков или СК ликвидирована).

Сроки и порядок выплат возмещения

Требования к страховщику о выплате возмещения вправе предъявить турист, его законный представитель или другой заказчик. Срок исковой давности для предъявления претензий — 3 года (общий срок).

К требованию прилагают документы, удостоверяющие личность заявителя, копию договора с туристической компанией, подтверждение размера ущерба.

  • возмещает стоимость перелета, трансфера, проживания, если туроператор не выполнил свои обязательства, в пределах его ответственности;
  • компенсирует убытки, связанные с некачественным предоставлением турфирмой услуг, например, нарушение в сфере безопасности отдыха;
  • не выплачивает требования по штрафам, пеням, упущенной выгоде, возмещения морального вреда.

Ущерб возмещают не позднее 30 календарных дней после получения требования туриста. В случае, когда обращений много и общая сумма ущерба превышает размер обеспечения ответственности, удовлетворение претензий осуществляется пропорционально суммам требований. Правила таких выплат утверждены Правительством РФ (постановление № 1811 от 11.11.20 г).

Страхование туроператора не освобождает страховщика от выплаты возмещения, если турфирма исчезла с рынка вместе с деньгами туристов, то есть страховой случай — результат умышленных действий страхователя.

Читайте также: