Финансовая реформа сперанского кратко

Обновлено: 07.07.2024

Процесс проведения государственных реформ в России, который начался в начале 18 века был прерван после вступления страны в войну с Францией в 1805- 1807 гг. Эта война закончилась Тильзитским миром, невыгодным для России, из-за чего престиж императора был подорван. Поэтому, чтобы восстановить свой авторитет, император Александр I решил продолжить начатые реформы по совершенствованию государственного устройства.

Разработка реформ была предложена заместителю министра юстиции М. М. Сперанскому.

Суть реформ М.М. Сперанского

Сперанский был хорошим и исполнительным государственным служащим, отличался выдающимися способностями и трудолюбием, сам пробился в высшие слои российской бюрократии.

Целью реформы являлись два главных положения:

  • замена самодержавного правления конституционным;
  • отмена крепостного права.

В предложенном Сперанским проекте реформ отражались буржуазно-либеральные принципы:

  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • народное представительство;
  • выборное начало.

Согласно проекту, Государственная дума должна быть высшим законодательным органом, Сенат - судебным органом, а Комитет министров - исполнительным органом.

Из проекта реформ Сперанского следовало следующее:

Из предложенных Сперанским реформ были одобрены и реализованы лишь те, которые касались создания Государственного совета и завершения министерской реформы.

В 1810 г. был создан высший законосовещательный орган - Государственный совет. Основной задачей нового органа стало приведение правовой системы к общему единообразию. Государственный секретарь руководил канцелярией Государственного совета и занимался всем текущим делопроизводством.
Первым государственным секретарем был назначен М. М. Сперанский.

  1. Служба при дворе не имеет никаких привилегий.
  2. Те, кто имеет придворные звания, должны поступать на воинскую службу или гражданскую.
  3. Чиновники обязаны иметь соответствующее образование, обязательно знать базовые дисциплины: право, историю, иностранный язык, статистику, математику.

Так, у М. М. Сперанского появилось множество врагов, назвавших его преобразования преступными. Поэтому М. М. Сперанский вынужден был уйти в отставку в марте 1812 г. Он был отстранен от государственного управления вплоть до 1816 года и сослан в Пермь.

В 1816 г. его вернули на государственную службу и присвоили звание губернатора Пензы, в 1819 году он стал генерал-губернатором Сибири.

Важно отметить, что при Александре I были предприняты попытки следующих реформ:

Основные положения реформ А.А. Аракчеева

Аракчеев провел следующие реформы:

  • реформирование артиллерии;
  • порядок в армейском хозяйстве;
  • сделал вооруженные силы мобильными.

После войны с Наполеоном в 1812 году, влияние Аракчеева на императора значительно усилилось. Он подчинил себе Госсовет, Комитет министров, Собственную Его Императорского Величества канцелярию.


М.М. Сперанский (1772-1839)

Проведение финансовых и экономических преобразований в империи диктовалось насущной потребностью и необходимостью. Многочисленные войны, присоединение к континентальной блокаде, к тому же неумелое управление и хозяйствование привели финансы России в бедственное, если не сказать катастрофическое положение. С каждым годом увеличивался государственный долг. Вот что, к примеру, представлял собой бюджет на 1810 год: 125 млн дохода, 230 млн расхода, 577 млн долга, отсутствие резервов и дополнительных доходов, падение курса рубля до 33 копеек. Способ покрытия дефицита правительство видело в выпуске всё новых ассигнаций.

— прекращение выпуска обесценившихся ассигнаций;

— изъятие из обращения ассигнаций и образование капитала для погашения;

— сокращение расходов всех государственных ведомств;

— установление жёсткого контроля над государственными расходами;

— устройство монетной системы;

— упорядочение внутренней и внешней торговли;

— введение новых налогов, в том числе на дворянские имения (впоследствии дворяне не простят Сперанскому этой новации).

Реформаторские старания Сперанского дали быстрые результаты. Уже в 1811 году дефицит государственного бюджета сократился до 6 млн рублей, доходы возросли до 300 млн. Сперанский также занимался разработкой таможенного тарифа и торгового уложения. Заслуга его в развитии и улучшении функционирования отечественной финансово-экономической системы состояла ещё и в том, что впервые при нём были положены начала отчётности и проверки состояния финансовых дел в стране. Впервые вводилась практика обсуждения бюджета страны Государственным Советом. Это обеспечивало контроль и уменьшало произвол в финансовых делах.

Многие идеи М.М. Сперанского -как политические так и экономические — значительно опережали время, в которое он жил. Одним из первых он выступил с идеей и обоснованием необходимости создания Центрального банка страны. Только в 1860 году, через 21 год после ухода из жизни великого реформатора, в России бы создан Государственный банк. Творческие замыслы и наследие М.М. Сперанского явились большим вкладом в формирование российской финансово-экономической мысли и не потеряли своей актуальности и полезности и в наши дни.

Почти не получившие практического воплощения при жизни, идеи великого реформатора оказали в дальнейшем большое влияние на развитие России, утвердив в общественном сознании представления о конституционном образе правления. Хорошо известно влияние идей М.М. Сперанского на декабристов -для участия в учреждаемом ими после победы Временном правительстве, которое тщательно разрабатывалось руководством Северного общества, они предполагали пригласить только М.М. Сперанского и Н.С. Мордвинова. Ирония же судьбы в том, что великий реформатор, будучи членом Верховного уголовного суда, вынужден был участвовать в вынесении приговора декабристам.

Идеи М. М. Сперанского продолжали жить и будоражить передовые умы России второй половины XIX века. Свою частичную реализацию они нашли в реформах Александра II, на много десятилетий предвосхитив судебную реформу и Манифест 17 октября 1905 года.

Финансовые реформы – это преобразования, проводимые государственной властью, в сфере денежного обращения.

Они направлены на укрепление действующей системы денежного обращения в определенный период времени. Денежные реформы проводились в России на протяжении последних пятисот лет. Основная цель преобразований связана с упорядочением действующей системы финансов для стабилизации обращения денег.

Первые крупные преобразования были проведены в 16 веке. В то время возникла потребность приведения денежных единиц к единому эквиваленту. Денежное обращение и торговое дело сталкивались с проблемами в части расчетов, так как в обмене участвовало большое количество разных монет. Результатом преобразований стало введение единой копейки.

В семнадцатом веке выпустили серебряные монеты. Реформа закончилась инфляцией и нарастанием социальной напряженности.

На рубеже семнадцатого и восемнадцатого века при правлении Петра I была проведена глобальная перестройка финансовой системы. Большинство преобразований было связано с необходимостью финансирования множества проектов. Была введена медная копейка. Реформа стала успешной. В последующие годы проводилась нормализация денежного обращения. Постепенно были изъяты легковесные деньги.

Первые бумажные банкноты появились в России во второй половине восемнадцатого века. Введение данного вида денег было обусловлено необходимостью удобства для перевозки. При Николае I ассигнации были выведены из обращения и введены кредитные билеты. Можно сказать, что с этого момента началось широкое бумажное денежное обращение в России.

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков были проведены преобразования Витте, которые предусматривали установление монометаллизма. Предполагалось, что денежная система будет обеспечиваться золотым запасом. Но с началом Первой мировой войны обмен банкнот на золото был прекращен.

Готовые работы на аналогичную тему

Предпосылки преобразований М. М. Сперанского

Причинами необходимости преобразований стали:

  1. Многочисленные войны.
  2. Присоединение к континентальной блокаде.
  3. Неумелое управление.
  4. Бедственное положение финансовой системы страны.
  5. Рост государственного долга.

В начале девятнадцатого века в Российской империи на 100 миллионов дохода приходилось около 200 миллионов расходов, а госдолг составлял почти 600 миллионов. При этом произошло падение курса рубля до 33 копеек. Покрытие дефицита правительство проводило за счет дополнительной эмиссии денег.

Основная цель реформы Сперанского – ликвидация дефицита бюджета, для ее достижения необходимо было провести ряд радикальных изменений.

Финансовые преобразования М. М. Сперанского

Финансовые преобразования включали в себя следующие направления деятельности правительства:

  1. Запрет на выпуск ассигнаций.
  2. Изъятие ассигнаций из обращения.
  3. Выделение капитала для погашения задолженности.
  4. Сокращение государственных расходов.
  5. Установление контроля над расходами казны.
  6. Оптимизация внутренней и внешней торговли.
  7. Введение ряда налогов

Государственные расходы были сокращены на 20 миллионов рублей. Капитал для погашения задолженности формировался за счет приватизации имущества государства. Государство реализовывало леса, имения, находившиеся в аренде. К покупке были допущены не только купцы и крестьяне, но и иностранные подданные. Для структуризации налогов была проведена перепись. Так же государство стало использовать прямые займы за счет повышения ставок по долговым обязательствам. Сперанский был первым, кто обосновал необходимость и прибыльность коммерческих кредитов.

Реформатор предложил сделать главной разменной монетой серебряный рубль. Это позволило увеличить количество денег в обращении. Подобный подход позволил выровнять курс ассигнаций и серебра. За счет этого повысилось доверие к ассигнациям, а процесс их замены на серебряный рубль ускорился.

Уже через год государственный долг существенно сократился, а доходы бюджета выросли до 200 миллионов. Сперанский способствовал улучшению финансовой системы, при нем были введены обязательная отчетность и проверка состояния финансовых дел в стране. С его реформ началась практика предварительного обсуждения бюджетов. Так же Сперанский выдвинул идею о необходимости создания Центрального банка. Однако, он был создан только в 1860 году, спустя двадцать лет после смерти реформатора.

Преобразования Сперанского вызвали резкое недовольство дворянства и чиновников. Его всячески пытались сместить. Все изменения происходили на фоне усиления идей политического консерватизма. Угроза нападения со стороны Наполеона так же повлияла на реформы. Еще одной проблемой на пути реализации реформы стало ее сокрытие от интеллигенции, которая могла бы поддержать изменения. Отсутствие гласности погубило вполне эффективные начинания. Почти на десять лет Сперанский был сослан на Урал, но затем вернулся в Петербург и занялся законотворческой деятельностью.

Несмотря на то, что предложенные реформы были остановлены, взгляды Сперанского оказали существенное влияние на становление конституционного права в России.

Период правления императора Александра I был отмечен проведением умеренно-либеральных реформ. Значительная их часть была разработана Михаилом Сперанским. Комплекс реформ, подготовленный этим государственным деятелем, был частично введен в жизнь в период 1802-1812 годов. Всё это оказало существенное воздействие на обстановку России.

Сперанский

Цели реформ

Михаил Сперанский был одним из политиков начала XIX века, который четко осознавал необходимость перемен. Он видел только 2 социальных класса в стране: рабов государевых и рабов помещичьих, что сулило застой и высокий риск бунтов.

Разрабатывая реформы, Сперанский преследовал следующие цели:

  • сохранение самодержавного строя;
  • модернизацию государственного управления;
  • создание основ для конституционного процесса;
  • предотвращение революций.

Часть нововведений предполагала перестройку и разделение государственной власти. Другие реформы распространялись на изменение сословных устоев.

Перечень основных положений

За годы работы Сперанским были сформулированы положения:

  • разделения трёх ветвей власти;
  • территориального распределения работы различных ведомств;
  • создания государственного совета, думы, сената и министерств;
  • формирования и принятия законов;
  • классового деления российского населения;
  • прав и условий перехода в новое сословие.

Социальные реформы Сперанского встретили протест со стороны дворян. Однако многие высказанные им идеи впоследствии были использованы следующими российскими императорами.

Первый этап

В период 1802-1807 годов Сперанский, работая совместно с Кочубеем, трудится над министерской реформой. Ее цель заключалась в преобразовании коллегий, созданных Петром I. К началу правления Александра I они снова функционировали в качестве государственных органов при императоре после упразднения Екатериной.

Проекты реформы

С 1802 года свою деятельность начали пришедшие на смену коллегиям министерства. Чтобы координировать работу этих органов, был дополнительно создан кабинет министров. В этот период Сперанский также опубликовал доклады, в которых отражался итог исследований на тему роли права в государстве, потребности в грамотном перераспределении ролей между различными руководящими учреждениями. Этот материал лёг в основу дальнейших проектов, разработанных этим деятелем.

Второй этап

  1. Распределения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Идея была заимствована у Монтескье и других деятелей Французского просвещения. Осуществлять исполнительную власть должны были уже действующие министерства. Для оптимального функционирования остальных ветвей власти требовалось создать Государственную думу и сенат.
  2. Разработка новых законодательных актов переходила под ответственность специального совещательного органа — Государственного совета. Затем готовые проекты требовалось передавать в думу, где вопрос об их принятии решался путем голосования.
  3. Общество предлагалось разделить на классы дворян, среднее сословие и рабочий народ. Кроме последней категории, все относились к свободному люду, обладающему политическими правами.
  4. Природные и гражданские права должны были стать доступными всем российским гражданам.
  5. Вводилось понятие социальной мобильности. Реформа позволяла крепостным крестьянам выкупать себя, чтобы перейти в сословие среднего состояния. В этом случае они также приобретали гражданские права.
  6. Вся территория Российской империи делилась на волости, уезды, губернии. На каждом уровне должна была создаваться своя дума, контролирующая деятельность субъекта. Представители свободных сословий имели право выбрать кандидатов в волостную думу. Эти лица определяли состав уездной думы. Членам этого органа давались права на выбор представителей губернской думы, на депутатов которой возлагалась ответственность за выборы в думу, управляющую всей империей.
  7. Возглавить работу думы предстояло канцлеру.

План реформ Сперанского

В соответствии с разработанными положениями в 1810 году Сперанский возглавил государственный совет, на который была полностью возложена функция по разработке и утверждению законов до формирования Думы. Этот орган также отвечал за финансовые дела.

Третий этап

  • выделение судебного сената, который станет главным органом в этой сфере;
  • создание вертикали судебной власти, организовав суды на уровне волостей, уездов и губерний;
  • получение представителями низших сословий гражданских прав.

Практика показала, что кроме создания Государственного совета остальные замыслы политика остались на бумаге.

Почему реализация оказалась заморожена?

Существует несколько причин, по которым государственная и социальная модель государства, предложенного Сперанским, не стала реальностью. Первая заключалась в протесте со стороны консервативно настроенных дворян. Уже первый труд реформатора подвергся резкой критике.

Реформатор Сперанский

Сперанский также был задействован в разработке реформы финансовой системы, принятие которой привело к увеличению собираемых с дворян налогов. Это тоже усилило неприязнь к реформатору.
Вторая причина остановки преобразований крылась в личности Александра I. В силу характера он не мог допустить серьезного конфликта с дворянами, чего невозможны было избежать, если бы он начал активно претворять идеи Сперанского в жизнь. Критику, падавшую на его доверенное лицо, император переносил и на себя. В результате он не смог долго сдерживать напор дворянской оппозиции, хотя в первые годы защищал своего советника.

Кроме того, реформы, направленные на разделение власти, значительно ограничивали права и роль императора. С этим Александр тоже смириться не смог.

Заморозка проекта Сперанского отчасти была вызвана сменой отношений с Францией. В период, когда идеи частично реализовывались, между странами было относительное перемирие. Однако в условиях назревавшей войны перенимание французских идей было довольно рискованным шагом. При этом историки считают, что этот фактор вызвал бы временную заморозку реформ, если бы оставался единственной трудностью.

Причины отставки и ссылки Сперанского

Противодействие дворян, начавшееся в 1809 году, с каждым годом нарастало. Среди прочего Сперанского обвиняли:

  • в клевете;
  • в пособничестве Наполеону;
  • в заговоре, нацеленном на государственный переворот.

При этом Александр I активно защищал свое доверенное лицо. В 1811 году он отказался принять поданное Сперанским заявление об отставке, причиной которого служило понимание в невозможности внедрения разработанной им системы в жизнь. Позднее по распоряжению императора Сперанскому был внучен орден Александра Невского.

Однако ввиду нараставшего сопротивления дворян, а также проявления других внешних и внутренних факторов, доверие Александра к Сперанскому постепенно падало. Подписание указа об отстранении от обязанностей государственного служащего произошло в марте 1812 года. 17 марта Александр I встретился со своим бывшим советником лично. Содержание того разговора никому не известно.

В сентябре 1812 годы Сперанского сослали в Нижний Новгород, а после перевели в Тверь. В 1814 году ему было разрешено вернуться в родное имение в Новгородскую губернию при условии политического надзора.

С 1816 года Сперанский получил возможность вернуться к государственной службе. Сначала он был назначен на пост губернатора Пензы, с 1819 года стал исполнять обязанности генерал-губернатора Сибири. В 1821 году он вновь принял участие в составлении законов, за что получил государственную награду от Николая I.

Значение проведенных реформ

Хотя Сперанскому не удалось при жизни увидеть созданную им модель государства, его идеи активно обсуждались после его смерти. В 1864 году начала действовать разработанная им вертикаль судебной системы. А в 1906 году впервые была создана Государственная Дума. Следовательно, хотя проект не получил полной реализации, отдельные его положения существенно изменили российскую политику.

Особенности личности Михаила Сперанского

Будущий государственный деятель появился на свет в 1772 году. Как представителя низшего духовенства, обучавшегося в семинарии, юношу ожидала карьера священника. Однако после окончания обучения его оставили в качестве преподавателя. После, по рекомендации митрополита Санкт-Петербурга, Михаил стал выполнять обязанности секретаря у князя Алексея Куракина, который был повышен до должности генерал-прокурора. Эта должность открыла будущему реформатору дверь в большую политику.

Михаил Сперанский

Переломным моментом в истории стало подписание мира с Францией в 1807 году. Негласный комитет осудил действия Александра I и открыто выступил против принятого решения. В то же время Сперанский поддержал императора, тем самым заслужив его доверие. В результате Александр распускает Негласный комитет, начинает поддерживать Сперанского в качестве реформатора империи.

В течение нескольких лет этот деятель оставался вторым лицом в государстве. Он занимал должности государственного секретаря при Государственном совете, а также Обер-прокурора в сенате. Даже после отставки он делал все возможное, чтобы продолжать работать на благо страны.

Сперанский закончил свой жизненный путь в 1839 году, не оправившись после простудного заболевания. Незадолго до смерти его имя появилось в списках графских родов. И, хотя его идеи не получили должного воплощения в годы их появления, они продолжали оказывать влияние на дальнейшее развитие государства во время правления следующих российских императоров.

Читайте также: