Шпаргалки по анатомии человека к экзамену кратко

Обновлено: 17.05.2024

1 Предмет и задачи анатомии и физиологии. Их связь с другими науками. Методы анатомических и физиологических исследований .наблюдение, эксперимент,острый и хронический опыты.
2 Общие закономерности онтогенеза организма человека. Понятия непрерывность, гетерохронность и гармоничность развития детей.
.
50 Строение и функции кожи. Гигиена кожи .Роль кожи в закаливании организма. Особенности теплоотдачи организма ребёнка. Суточное колебание температуры кожи у детей.

Вложенные файлы: 1 файл

АНАТОМИЯ (1).doc

1 Предмет и задачи анатомии и физиологии. Их связь с другими науками. Методы анатомических и физиологических исследований .наблюдение, эксперимент,острый и хронический опыты.

Анатомия- наука, которая изучает строение организма, его органов и систем в связи с их функциями. Включает следующие дисциплины: нормальную анатомию, топографическую анатомию, патологическую анатомию. Анатомия является основой для таких наук как антропология, физиология, гистология, и др. Физиология, гистология и эмбриология возникли из анатомии. К сравнительной анатомии близка палеонтология – наука о вымерших организмах, остатки которых находятся в земле.

Подходы применяемые в исследованиях по анатомии: 1 – систематический 2 – функциональный 3 – индивидуальный 4 – анатомический 5 – причинный.

Методы анатомии: макроскопические и микроскопические: наблюдение и осмотр организма; вскрытие; заморозка и распил; наливки; рентгеновский; эндоскопический; экспериментальный.

Физиология — наука о сущности живого и жизни в норме и при патологиях. Физиология представляет собой комплекс естественнонаучных дисциплин, изучающих как жизнедеятельность целостного организма, так и отдельных физиологических систем и процессов, органов, клеток, клеточных структур. Как важнейшая отрасль знаний физиология стремится раскрыть механизмы регуляции и закономерности жизнедеятельности организма, его взаимодействия с окружающей средой. Физиология изучает основное качество живого — его жизнедеятельность, составляющие её функции и свойства, как в отношении всего организма, так и в отношении его частей. В основе представлений о жизнедеятельности находятся знания о процессах обмена веществ, энергии и информации. Жизнедеятельность направлена на достижения полезного результата и приспособления к условиям среды. В общей форме физиология использует три методических приема исследований: наблюдение, острый опыт и хронический эксперимент. Классическими методами исследований являлись методы удаления и методы раздражения отдельных частей или целых органов, в основном применявшиеся в опытах на животных или во время операций в клинике. Они давали приблизительное представление о функциях удаленных или раздражаемых органов и тканей организма. Использование фотосъемки в инфракрасных лучах позволяет выявить наиболее горячие или холодные участки тела, наблюдаемые в состоянии покоя или в результате деятельности. С помощью так называемой компьютерной томографии, не вскрывая мозга, можно увидеть его изменения на различной глубине. Новые данные о работе мозга и отдельных частей тела дает изучение магнитных колебаний.

2 Общие закономерности онтогенеза организма человека. Понятия непрерывность, гетерохронность и гармоничность развития детей.

Индивидуальное развитие организма человека называют онтогенезом.

В онтогенезе различают 3 периода:

1. Предэмбриональный — развитие половых клеток (гаметогенез);

2. Перинатальный — от оплодотворения к рождению;

3. Постнатальный — развитие после рождения человека и до его смерти.

В предэмбриональном и постнатальном развитии человека, важную роль играет половая система. К мужской половой системе принадлежат мужские половые железы — семенники (яички), придатки яичек, семявыводящие пути и семенной мешочек, простата, внешние половые органы.

Женская половая система образует половые клетки, продуцирует половые гормоны, а также обеспечивает внутриутробное развитие плода и секрецию молока. К женской половой системе принадлежат яичники, яйцеводы (маточные трубы), матка, влагалище и внешние половые органы.

Предэмбрионный период развития организма происходит в половых железах. Процесс образования сперматозоидов называется сперматогенезом, а процесс образования яйцеклеток — овогенез.Развитие нового организма начинается с момента оплодотворения — слияние мужской и женской половых клеток. В течение первых 8 недель происходят основные процессы формирования органов, частей тела. Этот период называют эмбрионным (зародышевым), а организм будущего человека — эмбрион (зародыш). С 9-й недели, когда начинают определяться основные человеческие черты, организм называют плодом, а период — плодотворным.

Перинатальный период длится от оплодотворения до рождения ребенка. В нем выделяют 4 периода.1. Оплодотворение. Происходит в верхней части яйцевода после овуляции.

В процессе оплодотворения различают два этапа: проникновение сперматозоида через оболочки яйцеклетки; слияние ядер половых клеток. В оплодотворенной яйцеклетке происходит слияние ядер и образуется одноклеточный зародыш — зигота с диплоидным набором хромосом.

2. Деление — это многоразовые деления зиготы на дочерние клетки — бластомеры. В результате разделения зиготы образуется многоклеточный зародыш. Стенки этого зародыша образованы клетками — бластомерами двух видов: светлых мелких и темных больших. Светлые мелкие образуют оболочку бластулы — трофобласт, темные большие бластомеры скапливаются на одном из полюсов бластоцисты под трофобластом и образуют зародышевый узелок.

3. Гаструляция — это период развития, когда образуются зародышевые листки, осевые и около зародышевые органы. 4. Гисто и органогенез — образование тканей из зародышевых слоев стенки и образования органов.

Плацента — это комплекс, структур плода и слизистой оболочки матки, который обеспечивает постоянную связь между организмом матери и плода. Кровь в плаценте течет медленно, что способствует лучшему обмену между кровью, которая течет в сосудах ворсинок.

После рождения ребенка начинается постнатальный период развития человека. В своем развитии организм человека проходит три этапа:

Эволюционный этап, который характеризуется преимуществом размножения клеток над их разрушением. Показатели физического развития (рост, масса, размеры отдельных частей тела) в разные периоды эволюционного этапа изменяются по-разному.

Стабильный этап, который характеризуется уравновешенностью процессов образования и разрушения клеток, сохранением массы и размеров тела и отдельных его частей.

Инволюционный этап, который характеризуется преимуществом разрушительных процессов над образовательными, а потому наблюдается уменьшение массы тела и его размеров. На этом этапе происходит старение организма.

Гетерохронность проявляется в трех видах: а) Ретардация - процесс замедленного развития или отставания в темпах развития, по сравнению со своими сверстниками. б) Средний темп развития. в) Акселерация - процесс опережающего или ускоренного развития по сравнению со своими сверстниками. Акселерация— это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Основные причины акселерации: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Гетерохронность касается физического, умственного и полового развития детей и подростков.

Наследственностью называется передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК. Рост и развитие ребенка зависят от полученных наследственных задатков, однако велика роль и окружающей среды. Принято различать благоприятную и неблагоприятную наследственность. Задатки, обеспечивающие гармоничное развитие способностей и личности ребенка, относятся к благоприятной наследственности.

Отягощенная наследственность не всегда может обеспечить нормальное развитие ребенка даже в хорошей среде воспитания. Обычно она является причиной отклонений от нормы и даже уродств, а в ряде случаев и причиной длительной болезни и смерти. Помимо этого, причиной аномалий у детей может быть алкоголизм родителей и вредность их профессии. Однако наследственность, в некоторых случаях поддается коррекции и управлению. Рождения детей с неблагоприятной наследственностью можно избежать, проконсультировавшись у врачей-генетиков. Развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др.

4 Строение нервной системы и её значение .Вегетативная нервная система.

Нервная система играет интегрирующую роль в жизнедеятельности организма, так как объединяет его в единое целое и "вписывает" его в окружающую среду. Она обеспечивает согласовнную работу отдельных частей организма (координацию), поддержание равновесного состояния в организме и приспособление организма к изменениям внешней и/или внутренней среды.

Нервная система обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие между организмом и внешней средой.

Основные процессы в нервной системе

1. Превращение раздражения, внешнего по отношению к самой нервной системе, в нервное возбуждение, которым она может оперировать. 2. Переделка, преобразование входящего потока возбуждения в выходящий поток с отличающимися характеристиками. 3. Распределение возбуждения и направление его по разным путям, по разным адресам. 4. Моделирование. Построение нервной модели раздражения и/или раздражителя, которая заменяет сам раздражитель. С этой моделью нервная система может работать, она может её хранить, видоизменять и использовать вместо реального раздражителя. 5. Модуляция. Нервная система под влиянием раздражения изменяет себя и/или свою деятельность. 6. Активация исполнительного органа для совершения действия. Таким способом нервная система обеспечивает рефлекторную ответную реакцию на раздражение.

Задачи и деятельность нервной системы

1. Произвести рецепцию - уловить изменение во внешней среде или внутренней среде организма в виде раздражения. 2. Произвести трансдукцию - преобразование этого раздражения в нервное возбуждение, т.е. поток нервных импульсов с особыми характеристиками, соответствующими раздражению. 3. Осуществить проведение - доставить по нервным путям возбуждение в необходимые участки нервной системы и к исполнительным органам 4. Произвести перцепцию - создать нервную модель раздражения 5. Произвести трансформацию - преобразовать сенсорное возбуждение в эффекторное для осуществления ответной реакции на изменение среды.

6. Оценить результаты своей деятельности с помощью обратных связей и обратной афферентации.

Значение нервной системы :

1. Обеспечивает взаимосвязь между органами, системами органов и между отдельными частями организма. 2. Обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой. 3Обеспечивает мыслительные процессы 4. Осуществляет контроль за состоянием организма и отдельных его частей. 5. Управляет работой организма и его систем.

6. Обеспечивает активацию и поддержание тонуса, т.е. рабочего состояния органов и систем.

7. Поддерживает жизнедеятельности органов и систем.

Нервная система в функциональном и структурном отношении делится на периферическую и центральную нервную систему (ЦНС).

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга.

Функции нервной системы : 1) формирование возбуждения; 2) передача возбуждения; 3) торможение; 4) интеграция; 5) восприятие раздражения из внешней и внутренней среды организма с помощью специальных нервных клеток - рецепторов; 6) кодирование, т.е. преобразование химического, физического раздражения в нервные импульсы; 7) трофическая, или питательная, функция - образование биологически активных веществ (БАВ).

Нейрон - основная структурная и функциональная единица нервной системы.

Вегетативная (автономная) нервная система выполняет адаптационно-трофические функции, активно участвуя в поддержании гомеостазиса (т.е. постоянства среды) в организме. Она приспосабливает функции внутренних органов и всего организма человека к конкретным изменениям окружающей среды,​ влияя и на физическую, и на психическую активность человека.

5 Строение и классификация нейронов .Нейроглия и её значение.

Структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка — нейроцит (нейрон) с отходящими от нее отростками. Один или несколько отростков, по которым к телу нервной клетки приносится нервный импульс, называются дендритами. Единственный длинный отросток, по которому нервный импульс направляется от тела нервной клетки, — аксон, или нейрит. Нервная клетка способна пропускать нервный импульс только в одном направлении, от дендрита к аксону. В зависимости от количества отростков различают униполярные, биполярные и мультиполярпые нервные клетки. К биполярным относятся и ложноуниполярные нейроны — рецепторные нейроны спинномозговых ганглиев, у которых проксимальные отделы отростков сливаются между собой, а затем вскоре Т-образно делятся на аксон и дендрит. Основная особенность нейронов — наличие многочисленных безофильных глыбок и нейрофибрилл. Кроме нейронов в нервной системе имеются клетки нейроглии (глиоциты), выполняющие многообразные функции: опорную, трофическую, защитную и секреторную. Среди них различают две руппы: макроглию и микроглию.

Анатомия человека (от греч. anatemno - рассекаю) - наука, изучающая строение и форму человеческого тела и составляющих его органов в связи с их функцией и развитием. Она относится к одному из важнейших разделов биологических наук - морфологии. Задачей анатомии как науки является установление и описание строения, формы, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Кроме того, анатомия изучает взаимозависимость строения и формы органов с функцией, выявляет закономерности конструкции тела в целом и составляющих его частей.

Большое влияние на развитие медицины и анатомии оказали ученые Древней Греции. Древним грекам принадлежит заслуга создания анатомической терминологии. Очень многие древние греческие анатомические термины вошли в современную анатомическую номенклатуру (например, arteria - кровеносный сосуд, amnion - зародышевая оболочка, angiologia - учение о сосудах, anthropologia - учение о человеке, bronchus -бронх, bulbus - луковица, colon - ободочная кишка, larynx - гортань, lobus - доля, splen - селезенка, thalamus - зрительный бугор, thenar - возвышение большого пальца и т. д.). В Древней Греции анатомия пополнилась новыми фактами. Греки располагали сведениями о 700 анатомических образованиях. Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель и Герофил.

Анатомия человека вместе с физиологией (наука о процессах жизнедеятельности живого организма) составляют теоретическую основу медицины, так как знание строения и функций организма человека необходимо для понимания изменений, вызванных болезнью. В связи с этим одним из важных направлений является прикладная или клиническая анатомия, специально разрабатывающая анатомические проблемы теоретической и практической медицины. В зависимости от направленности научных проблем прикладная клиническая анатомия может быть хирургической, стоматологической, нейрохирургической и т. д.

В зависимости от плана изложения анатомии человека выделяют систематическую, топографическую и пластическую анатомию.

Систематическая анатомия описывает строение, форму, положение, взаимоотношения и развитие органов по системам. В состав систематической анатомии входят: остеология - учение о костях, составляющих скелет; артро-синдесмология - учение о соединении костей и суставов; миология - учение о мышечной системе; спланхнология - учение о внутренностях; ангиология - учение о сосудистой системе; кардиология - учение о сердце; неврология - учение о нервной системе; эндокринология - учение об органах внутренней секреции; эстезиология - учение об органах чувств.

Топографическая анатомия излагает данные о строении, форме, положении и взаимоотношении органов по областям тела послойно. Особое внимание обращается на пространственное расположение анатомических образований и взаимное их положение в пределах каждого отдельного слоя.

Пластическая анатомия сообщает сведения о статике и динамике внешних форм тела человека. Внутреннее строение организма рассматривается только для понимания внешних форм тела. Пластическая анатомия служит изобразительному искусству - живописи, графике, скульптуре.

Клетка, виды, строение. Теория Шванна

Клетка (cellula) - это элементарная структурно оформленная живая система, состоящая из цитоплазмы и ядра. Клетки составляют основу развития, строения и жизнедеятельности всех животных и растительных организмов. Каждая клетка имеет определенную форму, строение и функцию. Форма клеток разнообразна (куб, призма, шар, веретено и т. д.), что зависит от их тканевой принадлежности и функции.

Вещество, из которого строится вся клетка в целом, получило название протоплазмы.

В клетке различают две основные части: цитоплазму и ядро. Ядро расположено внутри клетки. Цитоплазма окружает ядро и отделена от него ядерной оболочкой - уплотненной наружной поверхностью ядра.

Химический состав клетки сложен. 90% всей массы вещества клетки составляет вода. Остальные 10% приходятся на долю белковых веществ, углеводов, жиров, минеральных солей и ферментов. Химический состав клетки меняется в зависимости от ее функционального состояния.

Ткани, характеристика, классификация

Ткани - это система клеток и межклеточного вещества, имеющих одинаковое строение, происхождение и функции.

Межклеточное вещество - продукт жизнедеятельности клеток. Оно обеспечивает связь между клетками и формирует для них благоприятную среду. Оно может быть жидким, например, плазма крови; аморфным - хрящи; структурированным - мышечные волокна; твёрдым - костная ткань (в виде соли).

Клетки ткани имеют различную форму, которая определяет их функцию. Ткани делятся на четыре типа:

эпителиальная - пограничные ткани: кожа, слизистая;

соединительная - внутренняя среда нашего организма;

Эпителиальная ткань, расположение, строение, функции

Эпителиальные (пограничные) ткани - выстилают поверхность тела, слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей организма, серозные оболочки, а также формируют железы внешней и внутренней секреции. Эпителий, выстилающий слизистую оболочку, располагается на базальной мембране, а внутренней поверхностью непосредственно обращен к внешней среде. Его питание совершается путём диффузии веществ и кислорода из кровеносных сосудов через базальную мембрану

Особенности: клеток много, межклеточного вещества мало и оно представлено базальной мембраной. Эпителиальные ткани выполняют следующие функции: защитная; выделительная; всасывающая.

Классификация эпителиев. По числу слоёв различают однослойный и многослойный. По форме различают: плоский, кубический, цилиндрический.

Если все эпителиальные клетки достигают базальной мембраны, это однослойный эпителий, а если с базальной мембраной связаны только клетки одного ряда, а другие свободны, - это многослойный. Однослойный эпителий может быть однорядным и многорядным, что зависит от уровня расположения ядер. Иногда одноядерный или многоядерный эпителий имеет мерцательные реснички, обращенные во внешнюю среду.

Однослойный плоский эпителий - выстилает поверхность серозных оболочек: плевра, лёгкие, брюшина, перикард сердца.

Однослойный кубический эпителий - образует стенки канальцев почек и выводные протоки желёз.

Однослойный цилиндрический эпителий - образует слизистую желудка.

Каёмчатый эпителий - однослойный цилиндрический эпителий, на наружной поверхности клеток которого имеется каёмка, образованная микроворсинками, обеспечивающими всасывание питательных веществ - выстилает слизистую тонкого кишечника.

Мерцательный эпителий (реснитчатый эпителий) - псевдомногослойный эпителий, состоящий из цилиндрических клеток, внутренний край которых, т. е. обращенный в полость или канал, снабжён постоянно колеблющимися волосковидными образованиями (ресничками) - реснички обеспечивают движение яйцеклетки в трубах; в дыхательных путях удаляет микробов и пыль.

Многослойный эпителий расположен на границе организма и внешней среды. Если в эпителии протекают процессы ороговения, т. е. верхние слои клеток превращаются в роговые чешуйки, то такой многослойный эпителий называется ороговевающим (поверхность кожи). Многослойный эпителий выстилает слизистую рта, пищевой полости, роговую глаза.

Переходный эпителий выстилает стенки мочевого пузыря, почечных лоханок, мочеточника. При наполнении этих органов переходный эпителий растягивается, а клетки могут переходить из одного ряда в другой.

Железистый эпителий - образует железы и выполняет секреторную функцию (выделяет вещества - секреты, которые либо выводятся во внешнюю среду, либо поступают в кровь и лимфу (гормоны)). Способность клеток вырабатывать и выделять вещества, необходимые для жизнедетельности организма, называется секрецией. В связи с этим такой эпителий получил также название секреторного эпителия.

Соединительная ткань, расположение, строение, функции

Соединительная ткань разнообразна по строению, но все разновидности соединительной ткани развиваются из мезенхимы (средний зародышевый листок). К соединительной ткани относятся кровь и кроветворная ткань, лимфатическая ткань, костная ткань, хрящевая ткань, волокнистая соединительная ткань. Вот почему, учитывая разнообразие строения разновидностей соединительной ткани, их называют тканями внутренней среды.

Особенности: клеток мало, межклеточного вещества много.

Соединительные ткани выполняют четыре основные функции:

опорно-механическая - образует строму органов (скелет органов);

трофическая - питает органы, в частности кровь;

защитная функция - образуют антитела;

репаративная функция - восстанавливает повреждённые ткани (рубцы).

Скелетная соединительная ткань

Обладает особыми механическими свойствами. Состоит из клеток остеоцитов, которые бывают двух видов:
1. остеобласты - клетки-разрушители, разрушают костную ткань и готовят место кальцию и питательным веществам;
2. остеокласты - приносят кальций и питательные вещества.
Межклеточное вещество состоит из оссеиновых волокон и минеральных солей (фосфат кальция - Ca3(PO4)2 - является основным строительным материалом для костей и зубов позвоночных.)
Функция костной ткани - опора, защита, белковый и минеральный обмен.

Состоит из клеток хондроцитов. Различают три вида хрящевой ткани:
1. геалиновый (стекловидный) хрящ - образует хрящи гортани и поверхности суставов костей;
2. эластический хрящ - образует ушную раковину;
3. волокнистый хрящ - образует межпозвоночные диски.
Функция у хрящевой ткани - опорно-механическая.

1. ретикулярная - образует строму кровеносных органов;
2. жировая - образует подкожножировую клетчатку;
3. пигментная - образует радужку глаз и ореол вокруг сосков;
4. слизистая - находится только в пупочном канатике у зародыша.

1. рыхлая - волокон мало, идут в разном направлении. Эта ткань образует мягкий скелет органов;

2. плотная неоформленная. Эта ткань образует сетчатый слой кожи;

3. плотная оформленная ткань.

Мышечная ткань, расположение, строение, функции. Мышечные ткани.

Двигательные процессы в организме человека и животного обусловлены сокращением мышечной ткани, обладающей сократительными структурами. К мышечной ткани относят неисчерченную (гладкую) и исчерченную (поперечнополосатую) мышечную ткань, включающую скелетную и сердечную.

Сократительными элементами являются мышечные фибриллы - миофибриллы (мышечные нити). Клетки мышечной ткани - миоциты. Мышечные ткани обладают возбудимостью и сократимостью.

Три вида мышечной ткани:

Гладкая мышечная ткань - состоит из веретеновидных клеток с продольной исчерченностью.

Особенности: длительно сокращается; долго находится в сокращённом состоянии; сокращается непроизвольно.

Образует стенки сосудов и кишечника.

Поперечнополосатая скелетно-мышечная ткань - клетки цилиндрической формы с поперечнополосатой исчерченностью.

Особенности: сокращаются быстро; долго находятся в сокращённом состоянии; на сокращение тратится не много энергии; сокращается не произвольно, а по нашему желанию.

Образует скелетные мышцы, мышцы языка, глотку и части пищевода.

Поперечнополосатая сердечная мышечная ткань.

Особенности: похожа на поперечнополосатую скелетно-мышечную, но есть вставочные диски и анастомозы; сокращается произвольно, не зависимо от нашего сознания; есть атипичные клетки, которые образуют проводящую систему. Образует мышцы сердца.

Нервная ткань, расположение, строение, функции.

Нервная ткань является основным компонентом нервной системы. Она состоит из нервных клеток и клеток нейроглии. Нервные клетки способны под действием раздражения приходить в состояние возбуждения, вырабатывать импульсы и передавать их. Эти свойства определяют специфическую функцию нервной системы. Нейроглия органически связана с нервными клетками и осуществляет трофическую, секреторную, защитную функции и функцию опоры.

Нервные клетки способны под действием раздражения приходить в состояние возбуждения, вырабатывать импульсы и передавать их. Эти свойства определяют специфическую функцию нервной системы. Нейроглия органически связана с нервными клетками и осуществляет трофическую, секреторную, защитную функции и функцию опоры. Нервные клетки - нейроны, или нейроциты, представляют собой отростчатые клетки. Размеры тела нейрона колеблются в значительных пределах (от 3-4 до 130 мкм). По форме нервные клетки также очень разные. Отростки нервных клеток проводят нервный импульс из одной части тела человека в другую, длина отростков от нескольких микрон до 1,0-1,5 м.

Различают два вида отростков нервной клетки. Отростки первого вида проводят импульсы от тела нервной клетки к другим клеткам или тканям рабочих органов, они называются нейритами, или аксонами. Нервная клетка имеет всегда только один аксон, который заканчивается концевым аппаратом на другом нейроне или в мышце, железе. Отростки второго вида называются дендритами, они древовидно ветвятся. Их количество у разных нейронов различно. Эти отростки проводят нервные импульсы к телу нервной клетки. Дендриты чувствительных нейронов имеют на периферическом конце специальные воспринимающие аппараты - чувствительные нервные окончания, или рецепторы.

Свертывание крови (гемокоагуляция) - это жизненно важная защитная реакция, направленная на сохранение крови в сосудистой системе и предотвращающая гибель организма от кровопотери при травме сосудов. Основные положения ферментативной теории свертывания крови были разработаны А. Шмидтом более 100 лет назад. В остановке кровотечения участвуют: сосуды, ткань, окружающая сосуды, физиологически активные вещества плазмы, форменные элементы крови, главная роль принадлежит тромбоцитам. И всем этим управляет нейрогуморальный регуляторный механизм. Физиологически активные вещества, принимающие участие в свертывании крови и находящиеся в плазме, называются плазменными факторами свертывания крови. Большинство плазменных факторов свертывания крови образуется в печени.

Читайте также: