Финансирование через механизмы рынка капитала это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Существуют два основных варианта мобилизации ресурсов на рынке капитала: долевое и долговое финансирование. В первом случае компания выходит на рынок со своими акциями, т.е. получает средства от дополнительной продажи акций либо путем увеличения числа собственников, либо за счет дополнительных вкладов уже существующих собственников. При долговом финансировании компания выпускает и продает на рынке срочные ценные бумаги (облигации), которые дают право их держателям на долгосрочное получение текущего дохода и возврат предоставленного капитала согласно условиям, определенным при организации данного облигационного займа.

В соответствии с критерием такого разделения финансовые средства, полученные в результате эмиссии ценных бумаг, выступают как привлеченные (по долевым ценным бумагам — акциям) и заемные (по долговым ценным бумагам — облигациям).

В мировой практике основной формой привлечения средств для инвестирования является расширение акционерного капитала, затем займы и выпуск облигаций. Достоинства этой формы финансирования в том, что доход на акцию зависит от результата работы предприятия, а выпуск акций в открытую продажу повышает их ликвидность; с помощью акций капитал привлекается на неопределенный срок и без обязательств по возврату; открытое акционерное общество имеет больше возможностей для привлечения капитала, чем закрытое. Недостатки заключаются в том, что увеличение числа акционеров затрудняет управление, а выпуск акций приводит к дроблению дохода между большим числом участников; открытая продажа акций может привести к утрате контроля над собственностью; акционерное общество открытого типа более ограничено в возможностях объявления информации, составляющей коммерческую тайну.

• при больших объемах эмиссии низкая цена привлекаемых средств;

• использование привлеченных инвестиционных ресурсов не ограничено по срокам.

• Недостатком данного метода является то, что для зрелых, давно работающих предприятий, новая эмиссия акций расценивается обычно инвесторами как негативный сигнал, что в свою очередь, может неблагоприятно сказаться на курсе акций предприятия.

Облигационные займы. Одним из инструментов, который может занять достойное место на рынке ценных бумаг, являются корпоративные облигации — документированные инвестиции, осуществляемые в предприятия различных форм собственности с целью получения от эмитентов оговоренных форм (и размеров) доходов, а также погашения (возврата) авансированных ранее сумм к определенному сроку. В основе инвестиционной привлекательности корпоративных облигаций лежит то, что, с одной стороны, владелец таких ценных бумаг получает фиксированный доход, не зависящий от цен на облигации на рынке, с другой стороны, поскольку облигации обращаются на вторичном рынке, инвесторы всегда имеют возможность сыграть на разнице цен — номинальной и рыночной.

Интересен выпуск облигаций и для самих предприятий. Благодаря облигациям эмитент привлекает заемный капитал, при этом изменения структуры собственности предприятия не происходит; к тому же новые инвесторы не вмешиваются в дела управления компанией. В пользу выпуска облигаций говорит и тот факт, что привлеченные через них средства, как правило, обходятся компании дешевле, чем банковский кредит. Однако к этому методу финансирования инвестиций могут прибегать лишь те предприятия, платежеспособность и деловая репутация которых не вызывают сомнений у инвесторов (кредиторов).

Средства, полученные от выпуска акций (IPO). Удачным дополнением к кредитным возможностям часто оказываются сделки типа "РЕПО", когда часть акций предприятия покупается только на период инвестиционного цикла и с абсолютным обязательством владельцев контрольного пакета и/или оператора проекта (управляющей компании) выкупить их по согласованной в бизнес-плане цене в определенный момент инвестиционного цикла. В том числе по таким схемам возможно и сотрудничество с инновационными фондами, когда инновационные проекты находятся уже на стадии перехода к инвестиционной фазе (например, от стадии НИР/ОКР к промышленному или предпромышленному внедрению).

Второй источник финансирования предприятия - финансирование через механизмы рынка капитала. Это способ привлечение средств из других источников финансирования. Основным источником в данном элементе финансирования является рынок капитала.

На рынке капитала существуют два метода мобилизации денежных средств: долевое и долговое финансирование. Первый метод подразумевает выход предприятия на рынок со своими ценными бумагами и получает доход либо от их продажи, либо за счет привлечения новых собственников или за счет новых вкладов существующих собственников. Второй метод заключается в выпуске и продаже на рынке срочных ценных бумаг – облигаций, которые позволяют их владельцам получать долгосрочно текущий доход возвращать предоставленный капитал.

Рынок капитала, в сравнении с самофинансированием, как источник финансирования определенной компании является практически бездонным. Для благоприятного привлечения инвесторов необходимо создать условия, при которых они бы удовлетворяли свои инвестиционные запросы. Такое развитие дел возможно лишь в теории, на практике часто случается, что компания не может воспользоваться рынком капитала для мобилизации дополнительных источников дохода.

Банковское кредитование

У перечисленных ранее способов финансирования есть ряд недостатков: первый метод имеет ограниченность привлекаемого капитала, второй метод является сложным в реализации и недоступным для представителей бизнеса. В этом случае способ банковского кредитования намного привлекательнее, чем предыдущие способы. Получение банковского кредита не зависит от размеров производства заемщика, устойчивостью получения прибыли, степенью распространенности его акций и на рынке капитала, как это учитывается при мобилизации средств на финансовом рынке. Объемы привлекаемого с помощью банковского кредитования капитала могут быть любыми. Оформление кредита может быть сделано в кратчайшие сроки. Основной проблемой этого метода является убеждение банкира на выдачу кредита на приемлемых условиях.

Второй источник финансирования предприятия - финансирование через механизмы рынка капитала. Это способ привлечение средств из других источников финансирования. Основным источником в данном элементе финансирования является рынок капитала.

На рынке капитала существуют два метода мобилизации денежных средств: долевое и долговое финансирование. Первый метод подразумевает выход предприятия на рынок со своими ценными бумагами и получает доход либо от их продажи, либо за счет привлечения новых собственников или за счет новых вкладов существующих собственников. Второй метод заключается в выпуске и продаже на рынке срочных ценных бумаг – облигаций, которые позволяют их владельцам получать долгосрочно текущий доход возвращать предоставленный капитал.

Рынок капитала, в сравнении с самофинансированием, как источник финансирования определенной компании является практически бездонным. Для благоприятного привлечения инвесторов необходимо создать условия, при которых они бы удовлетворяли свои инвестиционные запросы. Такое развитие дел возможно лишь в теории, на практике часто случается, что компания не может воспользоваться рынком капитала для мобилизации дополнительных источников дохода.

Банковское кредитование

У перечисленных ранее способов финансирования есть ряд недостатков: первый метод имеет ограниченность привлекаемого капитала, второй метод является сложным в реализации и недоступным для представителей бизнеса. В этом случае способ банковского кредитования намного привлекательнее, чем предыдущие способы. Получение банковского кредита не зависит от размеров производства заемщика, устойчивостью получения прибыли, степенью распространенности его акций и на рынке капитала, как это учитывается при мобилизации средств на финансовом рынке. Объемы привлекаемого с помощью банковского кредитования капитала могут быть любыми. Оформление кредита может быть сделано в кратчайшие сроки. Основной проблемой этого метода является убеждение банкира на выдачу кредита на приемлемых условиях.

Финансирование капитала – это деньги, которые кредиторы и акционеры предоставляют бизнесу для повседневных и долгосрочных нужд. Финансирование капитала компании состоит как из заемных средств (облигации), так и из капитала (акций). Бизнес использует эти деньги для оборотного капитала. Держатели облигаций и акций ожидают получить доход от своих инвестиций в виде процентов, дивидендов и прироста стоимости акций.

Понимание финансирования капитала

Для приобретения капитала или основных средств, таких как земля, здания и оборудование, предприятия обычно привлекают средства через программы капитального финансирования для покупки этих активов. Есть два основных пути, по которым бизнес может получить доступ к финансированию: привлечение капитала путем выпуска акций и привлечение капитала за счет заемных средств.

Выпуск акций

Компания может выпустить обыкновенные акции посредством первичного публичного предложения (IPO) или путем выпуска дополнительных акций на рынки капитала. В любом случае деньги, которые предоставляют инвесторы, покупающие акции, используются для финансирования инициатив по капиталу. В обмен на предоставление капитала инвесторы требуют возврата на свои инвестиции (ROI), который представляет собой стоимость капитала для бизнеса. Возврат инвестиций обычно может быть обеспечен инвесторам в акции путем выплаты дивидендов или эффективного управления ресурсами компании с целью увеличения стоимости акций, принадлежащих этим инвесторам.

Одним из недостатков этого источника финансирования капитала является то, что выпуск дополнительных средств на рынках размывает авуары существующих акционеров, поскольку их пропорциональное владение и влияние при голосовании в компании будет уменьшено.

Выпуск долга

Финансирование капитала также может быть получено путем выпуска корпоративных облигаций для розничных и институциональных инвесторов. Когда компании выпускают облигации, они фактически занимают средства у инвесторов, которые получают компенсацию в виде полугодовых купонных выплат до наступления срока погашения облигации. Ставка купона по облигации представляет собой стоимость долга для компании-эмитента.

Кроме того, инвесторы в облигации могут иметь возможность приобрести облигацию со скидкой, и номинальная стоимость облигации будет погашена при наступлении срока ее погашения. Например, инвестор, который покупает облигацию за 910 долларов, получит выплату в размере 1000 долларов при наступлении срока погашения облигации.

Особые соображения

Финансирование капитала за счет заемных средств также может быть увеличено путем получения ссуд в банках или других коммерческих кредитных учреждениях. Эти ссуды отражаются в балансе компании как долгосрочные обязательства и уменьшаются по мере постепенного погашения ссуды. Стоимость получения кредита – это процентная ставка, которую банк взимает с компании. Выплаты процентов, которые компания производит своим кредиторам, считаются расходами в отчете о прибылях и убытках, что означает, что прибыль до налогообложения будет ниже.

Хотя компания не обязана производить выплаты своим акционерам, она должна выполнять свои обязательства по выплате процентов и купонов перед держателями облигаций и кредиторами, что делает финансирование капитала за счет заемных средств более дорогой альтернативой, чем за счет собственного капитала. Однако в случае банкротства компании и ликвидации ее активов ее кредиторы будут погашены, прежде чем будут рассмотрены акционеры.

Краткий обзор

Есть два основных способа, которыми бизнес может получить доступ к финансированию: путем привлечения капитала путем выпуска акций и путем привлечения капитала путем выпуска долговых обязательств.

Стоимость капитального финансирования

Компании обычно проводят обширный анализ стоимости получения капитала за счет капитала, облигаций, банковских кредитов, венчурных капиталистов, продажи активов и нераспределенной прибыли. Компания может оценить средневзвешенную стоимость капитала (WACC), которая взвешивает каждую стоимость финансирования капитала, чтобы рассчитать среднюю стоимость капитала компании.

WACC можно сравнить с рентабельностью инвестированного капитала (ROIC), т. Е. С прибылью, которую получает компания, когда она конвертирует свой капитал в капитальные затраты. Если ROIC выше, чем WACC, компания продолжит реализацию своего плана капитального финансирования. Если он ниже, бизнесу придется переоценить свою стратегию и перебалансировать долю необходимых средств из различных источников капитала, чтобы уменьшить свой WACC.

Примеры финансирования капитала

Есть компании, которые существуют с единственной целью – предоставить капитальное финансирование предприятиям. Такая компания может специализироваться на финансировании определенной категории компаний, например, компаний здравоохранения, или компаний определенного типа, например, учреждений по уходу за престарелыми. Компания по финансированию капитала может также предоставлять бизнесу только краткосрочное и / или долгосрочное финансирование. Эти компании, такие как венчурные капиталисты, также могут сосредоточиться на финансировании определенного этапа бизнеса, например бизнеса, который только начинается.

II. Непроизводственная. Неотъемлемым аспектом воспроизводственного процесса является возникновение у предприятий целой системы обязательств – перед своими работниками, финансово-кредитной системой и т. д. Следовательно, часть финансовых ресурсов выполняет непроизводственную функцию, обеспечивая непроизводственную сферу предприятия, т. е. необходимость соблюдать свои обязательства и расширять деятельность: это ресурсы, направляемые в формирование и поддержание резервного капитала, фондов накопления и потребления и др. В непроизводственной сфере финансовые ресурсы выполняют следующие функции:

1. Инвестиционная – обеспечение расширенного воспроизводства, т. е. приносящих прибыль долгосрочных и краткосрочных вложений. Реализация этой функции вызвана тем, что предприятия стремятся использовать уже имеющиеся у них ресурсы с максимальной прибылью.

2. Потребительная – не создает прибавочной стоимости, связана с необходимостью обеспечения ликвидности, для чего необходимо сохранять часть финансовых ресурсов в формах, не дающих дохода, – в виде наличных денежных средств, помещенными в фонды или резервы.

21. Способы финансирования предприятия

Система финансирования предприятия состоит из пяти элементов:

1. Самофинансирование – финансирование производственной деятельности предприятия за счет генерируемой им же прибыли. Как правило, собственники предприятия реинвестируют часть полученной прибыли в дальнейшее развитие производства (что и обеспечивает механизм самофинансирования), другую часть направляя на дивиденды. Распределение прибыли на реинвестированную прибыль и дивиденды позволяет наращивать объемы финансово-хозяйственной деятельности. Слабые стороны самофинансирования: а) ограниченность объемов; б) трудности долгосрочного прогнозирования.

2. Прямое финансирование через механизмы рынка капитала – один из наиболее значимых путей финансирования, позволяющих привлекать средства из сторонних источников.

Основные механизмы: а) долевое финансирование (выпуск акций, увеличение вкладов уже имеющихся вкладчиков, привлечение новых); б) долговое финансирование (выпуск срочных ценных бумаг – облигаций). В отличие от самофинансирования, рынок капитала фактически не ограничен в объемах.

3. Банковское кредитование – позволяет преодолеть недостатки таких методов, как самофинансирование (ограниченность объемов и трудности прогнозирования) и финансирование через механизмы рынка капитала (сложность в реализации). Кредит позволяет сократить время, необходимое для достижения удовлетворения хозяйственных и личных потребностей. Предприятие, получившее кредит, приобретает возможности для расширения ресурсов и хозяйства, скорейшего достижения производственных целей.

4. Бюджетное финансирование – метод финансирования, подразумевающий поступление средств из разного уровня бюджетов; данный метод является наиболее привлекательным для очень многих российских предприятий, но в настоящее время этот источник становится все менее доступным.

5. Взаимное финансирование хозяйствующих субъектов – возникает в рамках поддержания хозяйственных связей между предприятиями – поставок продукции на условиях оплаты с отсрочкой платежа.

22. Самофинансирование и финансирование через механизмы рынка капитала

Самофинансирование – финансирование производственной деятельности предприятия за счет генерируемой им же прибыли. Перед собственниками предприятия имеется выбор из трех возможностей:

1) изъятие сгенерированной за отчетный период прибыли в полном объеме. Цель такого выбора: а) потребление; б) осуществление инвестиций в другой проект;

2) реинвестирование всей полученной за отчетный период прибыли в деятельность того же предприятия. Цель данного выбора – развитие предприятия, расширение его деятельности в расчете на дальнейшее повышение прибыльности;

В основе экономики рыночного типа на микроуровне лежит пятиэлементная система финансирования ее системообразующих ком­понентов (предприятий); самофинансирование, прямое финансирова­ние через механизмы рынка капитала, банковское кредитование, бюджетное финансирование и взаимное финансирование хозяйст­вующих субъектов.

Самофинансирование. В этом случае речь идет о финансирова­нии деятельности фирмы за счет генерируемой ею прибыли. Суть этого варианта заключается в следующем.

Собственники предпри­ятия всегда имеют выбор между: а) полным изъятием полученной в отчетном периоде прибыли с целью ее потребления или инвестиро­вания в другие проекты; б) реинвестированием прибыли в полном объеме в деятельность того же самого предприятия, поскольку такое приложение полученного дохода представляется им наиболее предпочтительным; в) комбинацией первых двух вариантов, преду­сматривающей распределение полученного дохода на две части — ре­инвестированная прибыль и дивиденды.

Именно последний вариант является наиболее распространенным. Он позволяет найти компромисс между текущим и отложенным по­треблениями, обеспечить наращивание объемов финансово-хозяйст­венной деятельности, получить выгоды в случае различий в налого­обложении реализованного и капитализированного доходов (если это предусмотрено действующим налоговым законодательством) и др.

Самофинансирование — наиболее очевидный способ мобилизации дополнительных источников средств, однако он трудно прогнозируем в долгосрочном плане и ограничен в объемах. Поэтому любое стра­тегическое направление развития бизнеса с неизбежностью предпола­гает привлечение дополнительных источников финансирования.

Финансирование через механизмы рынка капитала. Достаточно очевидно, что никакое предприятие не ограничивается самофинанси­рованием. Дело в том, что жить в долг выгодно; правда, в том слу­чае, если этот долг обоснован. Поэтому предприятие прибегает к привлечению средств из других источников. Наиболее значимый ис­точник — рынки капитала.

Существуют два основных варианта мобилизации ресурсов на рынке капитала: долевое и долговое финансирование.

В первом слу­чае компания выходит на рынок со своими акциями, т. е. получает средства от дополнительной продажи акций либо путем увеличения числа собственников, либо за счет дополнительных вкладов уже су­ществующих собственников.

Во втором случае компания выпускает и продает на рынке срочные ценные бумаги (облигации), которые дают право их держателям на долгосрочное получение текущего до­хода и возврат предоставленного капитала в соответствии с условия­ми, определенными при организации данного облигационного займа.

Одна­ко подобное развитие событий возможно лишь теоретически, а на практике далеко не каждая компания может воспользоваться рынком капитала как средством мобилизации дополнительных источников финансирования. Функционирование рынков, в том числе и требова­ния, предъявляемые к его участникам, в известной степени регули­руются как государственными органами, так и собственно рыночны­ми механизмами.

В частности, роль государства проявляется в анти­монопольном законодательстве, препятствующем суперконцентрации финансового и производственного капиталов; что касается рыночных механизмов, ограничивающих возможность привлечения необосно­ванно больших объемов финансирования, то здесь следует упомя­нуть о зависимости структуры капитала и финансового риска и эф­фекте резервного заемного потенциала предприятия.

Банковское кредитование. Рассмотренные выше два метода фи­нансирования деятельности компании не свободны от недостатков: первому методу свойственна ограниченность привлекаемых финансо­вых ресурсов, второму — сложность в реализации и недоступность для многих представителей малого и среднего бизнеса. В этом смысле банковское кредитование выглядит весьма привлекательным.

Получе­ние банковского кредита, в принципе, не связано с размерами произ­водства заемщика, устойчивостью генерирования прибыли, степенью распространенности его акций на рынке капитала, как это учитывает­ся при мобилизации средств на финансовых рынках; объемы привле­каемого капитала теоретически могут быть сколь угодно большими; оформление и получение кредита может быть сделано в кратчайшие сроки и т. п. Главная проблема заключается в том, как убедить бан­кира выдать долгосрочный кредит на приемлемых условиях.

Для нормального функционирования экономики крайне необхо­димо развитие сети инвестиционных банков; именно эти банки исключительно значимы в странах с развитой рыночной экономикой, поскольку им в известной степени принадлежит связующая роль ме­жду компаниями и рынками капитала (напомним, что традиционно банк понимается как организация, занимающаяся ссудозаемными и сберегательными операциями; инвестиционный банк — это компания, специализирующаяся на организации эмиссии, гарантировании раз­мещения и торговле ценными бумагами).

Неудовлетворительное текущее положение с инвестиционным климатом в России, проявляющееся в том числе и в отсутствии ин­вестиционных банков, отчасти объясняет достаточно узкий спектр операций, выполняемых отечественными банками и сводящихся в основном к обслуживанию текущих платежей своих клиентов.

Бюджетное финансирование. Это наиболее желаемый метод фи­нансирования, предполагающий получение средств из бюджетов различного уровня. Привлекательность этой формы финансирования со­стоит в том, что за годы советской власти руководители предпри­ятий привыкли к тому, что этот источник средств практически бесплатен, нередко полученные средства не возвращаются, а их рас­ходование слабо контролируется. В силу ряда объективных причин доступ к этому источнику постоянно сужается.

Принципиальное отличие данного метода финансирова­ния от предыдущих заключается в том, что он является составной ча­стью системы краткосрочного финансирования текущей деятельности, тогда как другие методы имеют стратегическую значимость.

В условиях централизованно планируемой экономики имеет место абсолютная доминанта двух последних элементов приведенной систе­мы — бюджетного финансирования и взаимного финансирования пред­приятий.

В рыночной экономике прибыль и рынки капитала рассмат­риваются как основные способы наращивания экономического потен­циала хозяйствующих субъектов.

Прибыль — наиболее дешевый и быстро мобилизуемый источник, однако, во-первых, его объемы огра­ниченны и, во-вторых, существуют некоторые обязательные и (или) весьма желательные направления использования текущей прибыли.

Второй источник, напротив, требует немалых расходов по его созданию и реализации, кроме того, подготовка и проведение эмиссии —довольно продолжительны во времени; поэтому к данному источнику прибегают лишь после тщательной подготовки и в случае необходимости мобили­зации крупного капитала, необходимого для реализации проектов, имеющих для компании стратегически важное значение.

Перечисленными способами не исчерпывается все их многообра­зие. В последние десятилетия появляются новые формы финансиро­вания деятельности предприятий; одна из наиболее примечательных и бурно развивающихся — финансовый лизинг.

Развитие мировой экономики показывает, что в системе стратеги­ческого финансирования крупных хозяйствующих субъектов, в осо­бенности субъектов, являющихся системообразующими для экономи­ки мирового, национального и регионального масштабов, рынки ка­питала безусловно занимают доминирующее место.

Читайте также: