Философы 19 века кратко

Обновлено: 08.07.2024

Другой немецкий философ — Фридрих Шеллинг (1775–1854) критиковал кантовское представление о явлениях. Пусть они определяются формами человеческого восприятия, но, может быть, они в таком же точно виде существуют и в природе? Самосознание, которое так высоко поставил Шеллинг, исходит из фихтевского Я, превратившегося в единство субъекта и объекта, которое, в свою очередь, Шеллинг объясняет тождеством природного и разумного, бытия и мышления.

Кант показал, как возможно общезначимое знание. Но Шеллинг заботится не об общезначимости, а об абсолютности его. Считая себя последователем трансцендентальной философии, Шеллинг говорит не о принципе бытия (такого последователь Канта не мог допустить), а о принципе знания, которое было бы гарантом достижения абсолютной истины.

Аристотель сформулировал законы формальной логики, Гегель — законы диалектики, которых у него тоже три. Аристотель ввел принцип развития, но результаты познания у него неизменны, как и идеи. Гегель обосновал самодвижение в мире, чего не сделал Аристотель, предположивший первоначальный толчок извне. Подобно Спинозе, Гегель объяснил движение развитием субстанции (в этой роли у него выступает Абсолютная Идея).

Диалектика Гегеля противостоит метафизике Аристотеля. Аристотель сформулировал законы мышления, познающего мир; Гегель — законы развития самого мира. Таких законов три — закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Сам универсум рассматривается в виде триады — идея, природа, дух.

Аристотель свел к минимуму находящееся вне реального мира, и таковым оказался у него только Бог — как перводвигатель. Гегель поместил перводвигатель внутрь действительности, представив ее самодвижущейся. Таким образом, Гегель совершил синтез идей Аристотеля (а через него Платона) и Канта. В то же время Гегель писал, что нет ни одного положения Гераклита, которое он не включил бы в свою систему. По сути, его философия и есть переложенный на западный манер Гераклит, Логос которого может рассматриваться как предтеча идей Платона и Канта.

Величие философа заключается в глубине и широте его синтеза. Чем более разнородные вещи он соединяет и чем удачнее это делает, тем более ценна его работа. Кант пытался соединить агностицизм и науку, разум и чувство. Гегель предпринял попытку соединить мышление и бытие, диалектику и логику, конструируя диалектическую логику.

Всякий, кто захочет утверждать что-то как абсолютно истинное, должен прежде принять гипотезу тождества бытия и мышления. Но гегелевская диалектика не дает возможности высказать ни одно общезначимо истинное положение. Формальная логика, по Гегелю, не соответствует диалектике бытия, но без нее оказывается невозможным устойчивое познание.

Если, по Шеллингу, о тождестве субъекта и объекта мало что можно сказать с помощью разума, то Гегель постарался расширить возможность разумного проникновения в суть данного тождества. Для этого он отошел от формально логического мышления, ограниченность которого показал Кант, и обратился к мышлению диалектическому. Гегель не мог не войти в конфликт с современной ему наукой, пользующейся формально-логическим аппаратом. Нынешние попытки создания трехзначной логики и эволюция науки в сторону статистического описания мира ведут к его более полному постижению в том же направлении, по которому шел Гегель.

Как для Декарта и Канта, метод для Гегеля — самое главное. Если для Канта важно, чтобы метод был общезначим, то для Гегеля — чтобы он был имманентен (внутренне присущ) предмету исследования.

В противоположность древнегреческим философам, больше занимавшимся этикой, немецкая классическая философия искала прежде всего формальные основания познания бытия. Кант не рассматривал вопрос о происхождении априорного. Он не историчен в подходе к разуму, который берет как нечто готовое. Дарвиновское учение позволяет выдвинуть гипотезу о зависимости разума от окружающей природы, к которой человек приспосабливался в процессе эволюции, и в этом смысле служит естественно-научным основанием идей о тождестве бытия и мышления Гегеля и Шеллинга, идущих, однако, гораздо дальше, чем может позволить себе любая наука.

Центральное место в системе Гегеля занимает логика, и ее предметом является Абсолютная Идея, развертывающая свои моменты как категории, составляющие основу действительности. Логику Гегеля составляют учения о бытии, сущности и понятии. Каждый отдел разделяется по принципу триады. Первая часть начинается с характеристики самой абстрактной категории — бытия как чистой абстракции, которое поэтому есть ничто. Это заставляет опять вспомнить Единое древних индийцев. Единство бытия и ничто есть становление. Здесь вспоминается дао, подтверждая, что история философии есть история развития идей. Но Гегель ведет начало философии от Древней Греции и поэтому выстраивает следующий ряд: понятие бытия соответствует в истории философии этапу элеатов, понятие становления — этапу Гераклита.

В единстве находятся все основные философские категории, представляющиеся противоположностями. Сущность является, а явление существенно.

Единство внутреннего и внешнего образует действительность. В категории взаимодействия Гегель фиксирует идею всеобщей связи. Учение о сущности завершается анализом категории свободы, которая определяется как постигнутая в понятии необходимость.

Понятие реализовано в вещи, как душа в некотором теле[158]. Подчеркивание Гегелем первичности понятия добавило еще один аргумент в определении основного вопроса философии как вопроса о первичности материи или сознания.

Аристотель поместил платоновские идеи в действительность, Гегель отождествил их с нею. Его рассуждения кажутся абстрактными и далекими от жизни, но речь идет об обосновании возможности и способах познания окружающего мира, а именно познание и последующее преобразование мира определили его современный облик.

Кант отверг все потустороннее как нерациональное, то есть совершил в философии то, что в целом в культуре эпоха Просвещения. Гегель сделал следующий шаг — рационализировал посюсторонний мир, тем самым обоготворив его. Только богом он стал (в соответствии с западным представлением о прогрессе) в его становлении, подтвердив, что в философии какой-либо эпохи и нации признается то, что соответствует духовному ядру данной культуры.

Философии свойственна тяга к единому и неизменному. Но сущность западной культуры в отличие от восточной — движение. Как примирить это? По Гегелю, неподвижная Абсолютная Идея присутствует в начале и в конце, а не за чувственным миром, в котором все течет, все изменяется. Гегель развил диалектику, придав ей предельно четкую и логичную, но схематизированную форму.

Гегель различает чувственное как единичное, представление как чувственное по содержанию и мыслительное по форме и мысль как всеобщее. Говоря, что истина познается только мышлением, Гегель возвращается от Канта к Декарту. Человек, по Гегелю, конечен в жизни и бесконечен в познании.

Гегель поставил познающее человеческое Я выше мира, и индивид почувствовал себя всесильным. Философия при Гегеле вернула себе ранг средства достижения абсолютной истины. Подъем духа и последующее разочарование были громадными. Гегель предложил своим последователям стать владельцами абсолютной истины, и многие польстились, причем позаимствованную у Гегеля абсолютную истину применяли к различным областям жизни, например к общественной, как Маркс и Энгельс, которые, посчитав, что мир философами уже объяснен, поставили перед философией задачу его преображения.

Зачатки материалистического направления в философии присутствуют в представлении Анаксимандра о бесконечном начале (апейроне) и в представлении Демокрита об атомах. В Новое время материализм возрождается преимущественно во французской философии, но окончательно оформляется в XIX в. Этому способствовала гегелевская философия, которую в схематичной форме можно представить в таком виде:

АИ ? П + И ? Ч + И,

где АИ — Абсолютная Идея, П + И — природа, в которой содержатся идеи, Ч + И — человек, в котором также присутствуют идеи. Стрелка означает процесс развития, идущий в рамках гегелевской триады (три основных этапа). В истории философии первый этап соответствует миру идей Платона, второй этап — философской системе Аристотеля, третий — системе Канта.

Из этой схемы легко вывести материализм. Если мы зачеркнем Абсолютную Идею, а также идеи из второго этапа, то у нас образуется основная схема материализма, в соответствии с которой бытие (природа) первично, а сознание вторично.

Развернутое материалистическое учение было создано вскоре после смерти Гегеля Людвиком Фейербахом (1804–1872), а затем в другом варианте Карлом Марксом. Маркс, сохранивший в своем учении гегелевские законы диалектики, назвал его диалектическим материализмом в отличие от материализма Фейербаха, который он считал метафизическим за то, что в нем вместе с гегелевской Абсолютной Идеей отрицались и законы диалектики.

Огюст Конт (1789–1857) предположил после Гегеля, что эпоха метафизики закончилась. Гегель следовал Декарту и Канту в том, что предметом философии сделал мышление. Но мышление в процессе самодвижения далеко отходит у него от чувств, расщепляясь с ними. Критика системы Гегеля способствовала нарастанию неверия в разум у всех последующих мыслителей, и это симптом кризиса философии. Эпоха Просвещения сменяется в XIX в. периодом Истории и Прогресса.

Позитивизм О. Конта продолжил традиции эмпиризма. Конт полагал, что идеи могут быть сведены к чувственному восприятию. В соответствии с присущей XIX в. историчностью он рассматривал эволюцию человеческой культуры как проходящую три последовательные стадии: религиозную, метафизическую и позитивную — стадию науки, основанной на эксперименте. Сначала человеческое мышление было религиозным (теологическим) и объясняло все происходящее действием богов. Потом оно стало философским (метафизическим) и выводило все из умопостигаемых идей и сущностей. В последовавшее за эпохой Возрождения Новое время мышление стало научным (позитивным), и оно делает выводы на основе эмпирической проверки теоретических построений, открывая законы природы.

Позитивизм Конта отражал реальный факт превращения науки в господствующую отрасль культуры в Новое время, но его излишняя категоричность не вполне соответствует действительности, в которой сохраняют свое значение и философия, и религия.

Герберт Спенсер (1820–1903) нашел прогресс и в природе. Он хотел примирить традиционный английский эмпиризм, модный в то время позитивизм, дополненный им эволюционизмом, с философией Канта. По Канту, формы созерцания и мышления существуют с самого появления человека и не могут быть результатом постепенных изменений. Спенсер признавал наличие априорного в данном человеке, но считал, что оно не предшествует эволюции и не результат индивидуального опыта, а врожденная и унаследованная им способность.

Эволюционная концепция базируется на естественно-научных данных. Под эволюционизмом понимается учение о постепенном развитии всех живых существ, общественных учреждений и верований. Научную основу его составила теория Дарвина. Социал-дарвинисты распространили учение Дарвина на общественную жизнь. Спенсер еще до Дарвина предположил, что человечество в своем развитии проходит два состояния: воинственное и сменяющее его промышленное. Борьба за существование, по Спенсеру, уменьшается в человеческом обществе по мере перехода от войн к промышленному сотрудничеству.

Историческая и эволюционная концепции подают хорошую надежду на будущее. Но вместе с тем такие взгляды ведут к пассивности людей, думающих, что объективные законы, олицетворением и исполнителем которых являются знающие их правители, сами пробьют себе дорогу, а подданным достаточно исполнять идущие сверху приказы.

Считая, что в основе человеческого поведения лежит не воля к жизни, как полагал Дарвин, а воля к власти, Фридрих Ницше (1844–1900) видел в ней источник развития от обезьяны к сверхчеловеку — следующему после Homo sapiens эволюционному виду. Прогресс, по Ницше, находится по ту сторону добра и зла, и эти понятия неприменимы к процессу выживания наиболее приспособленных. Человек имеет право, осуществляя волю к власти, на любой поступок по отношению к другим людям и всему, что ему противостоит.

Бессознательное, по Гартману, является единой духовной субстанцией, общей для природы и людей и лежащей в основе их деятельности. В человеке бессознательное действует на уровне инстинкта, который никогда не ошибается. Представление о бессознательном присуще не только западной культуре. В древнеиндийской философии ему уделялось большое внимание — как подсознательным мотивам, так и сверхсознанию, под которым понималась часть человеческого существа, находящаяся в контакте с Единым.

Гартман продолжал Канта и особенно Шопенгауэра в том значении, которое они придавали воле. К сознательной воле Гартман добавил волю бессознательную, которая, по его мнению, первична и более сильна.

Одно из свойств бессознательного — моментальность действия. Если мы что-то делаем, не раздумывая, по первому побуждению, это и есть проявление бессознательной воли. Она может находиться в конфликте с сознательными желаниями, и этим объясняется состояние, когда мы разумом понимаем, что нужно делать, но что-то внутри, непонятное нам самим, мешает приступить к выполнению намеченного, и делаем мы совершенно иное. С помощью представления о бессознательной воле можно объяснить, почему удовольствие часто переходит в свою противоположность. Человек отдает себя во власть инстинкта, являющегося выражением бессознательной юли. Но после его удовлетворения последняя ослабевает, зато более сильной становится сознательная юля, недовольная происшедшим; отсюда чувство неудовлетворенности собой.

1. Каковы основные черты философии XIX в.?

2. Как связана философия Фихте, Шеллинга и Гегеля с философией Канта?

3. В чем сходства и различия между философией Шеллинга и Гегеля?

4. Каковы основные законы диалектики Гегеля?

5. Что такое Абсолютная Идея?

6. В чем сходство и различие между системами Гегеля и Аристотеля?

7. Как представлял эволюцию человеческой культуры Конт?

8. Каковы этапы развития общества по Спенсеру?

9. Какую роль играет бессознательное у Гартмана?

10. В чем своеобразие учения Ницше?

Гартман Э. Философия бессознательного: В 2 т. — М., 1875.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — М., 1975–1977.

Конт О. Курс положительной философии: В 2 т. — СПб., 1899–1900. — т.1.

Ницше Ф. Собрание сочинений: — М., 1990. — Кн. 1, 2.

Спенсер Г. Сочинения: В 7 т. — СПб., 1898. — т. 1.

Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. — М., 1955.

Хрестоматия по истории философии: В 2 ч./Отв. ред. Л.А. Микешина. — М., 1994.

Философия XIX века включает различные философские направления и школы, в том числе: романтизм и идеализм на подъёме немецкой философии, противоположное движение — позитивизм во Франции и Англии, материализм Маркса и Фейербаха, философия отдельных великих мыслителей (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор), неокантианство, прагматизм и философия жизни.

Содержание

Философские школы и тенденции

Влияние прошлой эпохи Просвещения

В последней трети XVIII века появились идеи и труды, систематизирующие предыдущую философию. Среди философов, чьё влияние наиболее существенно для последующей философии, можно выделить Иммануила Канта и Жан-Жак Руссо.

В бурные 1789—1815 гг. европейская культура прошла через революцию, войну и разрушение. Социальные и культурные основы (в том числе философия) предыдущей эпохи Просвещения было необходимо переосмыслить с целью осуществления экономических и политических изменений. Европейская философия XIX века размышляет о них, участвует в них, является причиной многих из этих изменений.

Немецкая классическая философия

Одним из первых философов, который усматривает недостатки в системе Канта, является Иоганн Готлиб Фихте. В его развитии кантианская метафизика стала источником, воодушевляющим представителей романтизма. Отталкиваясь от философии И. Г. Фихте, Фридрих Вильгельм Шеллинг развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма; философия Шеллинга была воспринята романтиками на правах официальной философии. Другим выдающимся последователем Фихте стал Гегель. Шопенгауэр отвергает философию Гегеля, считая её воплощением всего, с чем он собирался бороться в философии [1] .

Утилитаризм

В XIX веке англичане Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль положили начало направлению в этике, согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью, значимостью.

Марксизм

Экзистенциализм

Экзистенциализм как философское направление ХХ века имеет предшественников: Кьеркегор и Ницше. В середине XIX века философия в Европе почти целиком занималась абстрактными метафизическими системами, а Кьеркегор был в поиске философии в духе Сократа, основанной на субъективизме, долге, вере, душевных переживаниях человека.

Позитивизм

Огюст Конт, основатель современной социологии, заложил основы направления, определяющего единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Прагматизм

Американские философы Чарльз Сандерс Пирс и Уильям Джемс в конце XIX века развивали философию прагматизма. Прагматизм базируется на практике в качестве критерия истины и смысловой значимости.

Трансцендентализм

Трансцендентализм имеет корни в трансцендентности Канта и немецкой классической философии. Ведущие представители: Ральф Уолдо Эмерсон и Генри Дэвид Торо. Трансцендентализм утверждает приоритет индивидуальной интуиции над религиозными доктринами.

Литература

  • История философии в кратком изложении. М., 1991. (Перевод с чеш.)
  • История философии: Запад — Россия — Восток / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. — Т. 1 — 4. — М.
  • Рассел Б. История западной философии. В 3-х кн. Любое изд.
  • Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — Т. 1 — 4. — СПб.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Философия XIX века" в других словарях:

Философия XVIII века — История западной философии Западная философия Античная философия • Средневековая философия • Философия Возрождения • Философия Нового времени XVII • XVIII • XIX век … Википедия

Философия XVII века — История западной философии Западная философия Античная философия • Средневековая философия • Философия Возрождения • Философия Нового времени XVII • XVIII • XIX век … Википедия

Философия в Башкортостане — философские воззрения башкир и философская наука в Башкортостане. Содержание 1 … Википедия

Философия общего дела — учение русского философа Николая Фёдорова. При жизни Н. Ф. Фёдоров, избегая известности и не желая получать деньги за свои сочинения, печатал свои статьи под псевдонимами или не печатал вовсе, давая на прочтение в рукописном виде.[1] Название… … Википедия

Философия жизни — Философия жизни … Википедия

Философия ботаники — лат. Philosophia botanica … Википедия

Философия биологии — или биофилософия раздел философии, который занимается эпистемологическими, метафизическими и этическими вопросами в области биологических и биомедицинских наук, а также анализом и объяснением закономерностей развития основных направлений… … Википедия

Философия — есть свободное исследование основных проблем бытия, человеческого познания, деятельности и красоты. Ф. имеет задачу весьма сложную и решает ее различным образом, стараясь соединить в одно разумное целое данные, добытые наукой, и религиозные… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 веке. Философия данного периода — это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. 1 Кроме того, развитие философской мысли, данного периода, происходило во взаимосвязи и взаимодействия с разными формами общественной, научной и культурной жизни и приобретала при этом многогранный и многозначный характер.

В истории философии наступает этап переосмысления ее основных принципов, нового неклассического типа философствования, относится под сомнение правомерность любой гармонической рационалистической системы. Как критерий философствования выдвигается принцип тесной связи с индивидом, его ощущениями, расположениями духа, переживаниями, с безутешной и безвыходной трагичностью его существования. Место проблем познания, которые были ведущими на этапе становления и классического развития буржуазной философии, заступает проблема человеческого существования. Внимание концентрируется на сферах истории и культуры, вокруг проблем смысла и судьбы человеческого бытия.

Философия 97

В чем же причина такого радикального изменения отношения философии 19 века к науке и уму? Чем объяснить распространение концепций, которые возражают ум и научное познание?

Иррационализм в философии и мировоззрении в целом приобретает силу в периоды социальной дестабилизации. Анализируя основные тенденции развития иррационализма, следует отметить две основные причины его возникновения: во-первых, он выживает в атмосфере бунтарского неудовольствия существующими порядками (в средневековых ересях, в учениях эпохи Реставрации), во-вторых, в хаотичных протестах будничного сознания в условиях кризиса цивилизации. Разочарование в социальном прогрессе и в результатах применения науки и техники, дисгармония между социальным и биологическим является социально-психологическим грунтом для распространения концепций неклассической философии 19 века.

II. Основная часть

Глава 1. С. Кьеркегор

  1. Проблемы человеческого существования в философии С. Кьеркегора

Роль философии в духовной жизни человека

. людей считали философию чем-то весьма важным для образованного человека. И определение смысла философии возможно лишь на пути рассмотрения самой философии и определения той роли, какую она играет в жизни человека. 2. Философия . принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д. Все это принимает вид и значение соответствующих .

Философия жизни

. Были измененыакценты в понимании сравнительного значения рационального и нерационального вдуховном опыте, психике человека. 1. Философия жизни: общаяхарактеристика и основные положения В последней трети XIX в.в Германии и .

Глава 2. А. Шопенгауэр

2.1. Волюнтаризм А. Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) — младший современник Гегеля. Он не признавал его и даже называл шарлатаном. Шопенгауэр противопоставлял рационализму-панлогизму Гегеля свой иррационализм и волюнтаризм (направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего).

1. Философия жизни: Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр

. Стадии развития познания: теологическая – все явления объясняются на основе религиозных представлений. метафизическая – заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы различного рода . нас мировой воли. ФридрихНицше– немецкий философ. Предпринял попытки установить господство жизни над интеллектом. Воля к власти – естественный порядок вещей. Свою философию Ницше называет переоценкой .

Шопенгауэр положил начало новому направлению философской мысли в Европе – иррационализму. Он исходил из абсолютизации психической жизни отдельного человека, а точнее, одной из психических способностей человека – воли. Вот почему его философию называют еще волюнтаризмом. Шопенгауэровский волюнтаризм – концепция, которая началом всего сущего объявляет волю, но не конкретного человеческого индивидуума, а всеобщую, мировую волю. В его картине мира началом всего сущего является некоторое стихийное бессознательное начало, которое управляет миром.

Шопенгауэр был философом-пессимистом. Он утверждал, что в мире господствует зло, поскольку мировая воля – злая, разрушительная в своей основе. Сколько бы человек ни боролся со стихией, она возьмет свое.

Расстройства воли и влечений

. расстройство. Купирова­ние приступа депрессии приводит к возобновлению интереса к жизни, активности). Абулия – резкое снижение воли; подавления физиологи­ческих влечений не наблюдается. - лень и безынициативность . подавляются как недопустимые. Отказ от удов­летворения влечения рождает сильные переживания; помимо воли, в голове постоянно сохраняются мысли о неуто­ленной потребности. Если она не .

Общее у них то, что представление есть встреча субъекта и объекта.

Философия о жизни смерти и смысле жизни

. новым рождением в физическом мире. Духовная вершина достигается человеком в момент завершения жизни следовательно, жизнь есть средство для достижения высшего совершенства именно она порождает карму, открывающую . существе, которое она одушевляет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя в прошлом и настоящем.Она способна покидать тело и переноситься .

Русская философия о смысле жизни

. и в настоящее время. Целью контрольной работы является изучение проблемы смысла жизни в русской философии на основе анализа научной и учебной литературы. Задачи работы: 1. Изучить . Рассмотреть значение духовности в вопросах поиска смысла жизни в русской философии. 4. Раскрыть сущность смысла жизни для современного общества. 1. СМЫСЛ ЖИЗНИ В РЕЛИГИОЗНОМ И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ Следует .

Глава 3. Ф. Ницше

3.1. Основные темы философии Ф. Ницше

Фридрих Ницше (1844-1900) — немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма. 6

Западная философия конца 19-20 веков

. что они – господа; они не вольны быть вторыми…" (Ф. Ницше. Антихристианин // Сумерки богов. – М., 1989. С. 83-84) Вопрос: Что такое сверхчеловек, . знать, а не чему он должен верить. На самом деле, философия не ссылается ни на откровение, ни на авторитет. Однако то, . в них то, что мыслилось на протяжении тысячелетий, - дело философии как превратившегося в профессиональное ремесло мышления. (См.: Там же. С. .

Христу противопоставляется Дионис, а не Люцифер, хотя в сознании Ницше присутствовал и образ Антихриста, царство которого возвещалось в следующем весьма характерном наброске (листок был приклеен самим Ницше к рукописи работы): Закон против христианства издан в День Спасения, первый день Первого Года (30 сентября 1888 г. ложного календаря).

В заключение хочется сказать: произведения Ницше критикуют, а некоторые даже просто ругают, но очень многие ими зачитываются, его высоко ценят; приобщение к его творениям, несомненно, обогащает, утончает наш духовный мир.

III. Заключение

Такова общая картина развития философской мысли рассматриваемого периода — в эпоху бурного развития науки и культуры в целом. Это еще раз, подтверждает наши знания о том, что любая философская концепция является продуктом своей эпохи, порождением определенных социально-культурных условий и обстоятельств.

Невозможно изучать современные философские концепции, не учитывая их генетического развития и органической связи с философскими концепциями XIX века. Неклассическая буржуазная философия имеет важное историческое значение: она является звеном связи между классической философией и современной, теоретической базой подготовки философских учений XX века.
Особенностями неклассической западной философии, основными темами ее философствования есть: во-первых, обращение к субъективному мире человека; во-вторых, анализ кризиса буржуазной культуры; в-третьих, подход к действительности, мире человека и мира вообще.

Среди множества направлений и течений современной мировой философии есть несколько линий, которые наиболее ярко характеризуют основные тенденции ее развития. Это, во-первых, гуманистическая, во-вторых, религиозная, в-третьих, позитивистская.

Эти тенденции находят отображение во многих учениях пост классической философии и это является подтверждение того, что классическая философия, созданная великими гениями человечества, не только не сошла со сцены, но она сохраняет свое стержневое содержание всего философского массива, сохраняя свою неувядаемую ценность.

IV. Список литературы

1. Кьеркегор С. Страх и трепет: Произведение/ Кьеркегор С. — М.: 1993.

2. Шопенгауэр А. Избранные произведения: Сборник/ Шопенгауэр А. — М.: 1992.

3. Ницше Ф. Антихристианин: Сочинение / Ницше Ф. — М.: 1990.

4. Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней: Учебное пособие/ Реале Д. — СПб.: 1996.

7. Свасьян К. Фридрих Ницше — мученик познания: Сочинение/ Ницше Ф. — М.: 1990.

8. Роде П. П. Серен Кьеркегор сам свидетельствующий о себе и своей жизни: Учебное пособие/ Роде П. П — Урал,: 1998.

9. Шестов Л. Кьеркегор и экзистенциальная философия: Учебное пособие/ Шестов Л. – М:, 1992.

10. Фишер К. А. Шопенгауэр: Учебное пособие/ Фишер К. — СПб.: 1999.

11. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования: Учебное пособие/ Ясперс К. — СПб.: 2004.

12. Спиркин А.Г. Философия: Учебник/ Спиркин А.Г. — М.: Гардарики, 2002. — 736 ст.

1 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. — 736 с. Ст. 157

2 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. — 736 с. Ст. 161

3 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. — 736 с. Ст. 161

4 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. — 736 с. Ст. 162

5 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. — 736 с. Ст. 162

6 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. — 736 с. Ст. 162

7 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. — 736 с. Ст. 163

8 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. — 736 с. Ст. 165

9 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. — 736 с. Ст. 164

10 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. — 736 с. Ст. 165

Примеры похожих учебных работ

Специфика психологического познания: человек как субъект и объект познания

Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

. эффектов дея­тельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребно­стей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оп­тимизации развития, .

Философия 98

. (Шопенгауэр, Ницше) Фрейдизм (З.Фрейд, К.Юнг) Экзистенциализм (Камю, Сартр, Фуко, Деррида) Человек, общество, изучение глобальной проблемы (современный поиск новых методов познания) Структура философского знания. Функции и методы философии. Разделы .

Философия 85

Философия 87

. человек усваивает в процессе жизни. По смыслу и сущности ценности отличаются от знаний. Знанием присуще стремление к истине – объективному познанию . будущей культурой. Художественное творчество, поэзия, ранняя философия многое включают в себя из мифов, .

Философия 97

. естественного иррационализма - философии жизни; философии человека; феноменологии; в) мистически . Ницше и Бергсоном, второй — Дильтеем и Шпенглером. Жизнь в философии Ницше . обществе выступают люди, одаренные сознанием и волей, ставящие себе .

В конце девятнадцатого и двадцатого веков. — эпоха неклассической философии — породила галактику замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями, отражающими достижения науки и другие аспекты материального и духовного развития человечества. Западная философия этого периода — это огромное разнообразие философов самых разных школ, течений и концепций. Наиболее яркие представители различных течений философии: иррационализм (А. Шопенгауэр) и философии жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон), американской философии прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи), феноменологии (Э. Гуссерль), герменевтики, философской антропологии (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден), экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр), позитивизма и неопозитивизма (О. Конт, Б. Рассел, Л. Витгенштейн), структурализма (К. Леви-Строс), критического рационализма (К. Поппер).

Философские взгляды выдающихся ученых конца 19 – 20 веков - Эпоха бурного развития науки и культуры

Эпоха бурного развития науки и культуры

В то время акцент был сделан на рассмотрении человеческого фактора. Классическая философия, созданная великими гениями человечества, не только не исчезла со сцены, но и сохранила основное содержание всего философского тела, сохранив тем самым его бессмертную ценность.

Шопенгауэр был первоклассным писателем, блестящим стилистом. Он был одиноким и горьким по своей природе. Он — одна из самых ярких фигур иррационализма. Иррационализм — это доктрина, согласно которой решающим фактором в знании, поведении человека, мировоззрении и историческом процессе играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (от лат. irrationalis — неразумное, бессознательное), что подразумевает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувств. Шопенгауэра привлекал немецкий романтизм, увлекался мистикой. Он уважал философию И. Канта и философские идеи Востока. Шопенгауэр не только уменьшил роль разума за счет эмоций и воли, он поставил под сомнение само понятие разума как сознательной деятельности человеческого сознания и ввел бессознательные и иррациональные элементы. Бессознательное не могло быть известно по разуму и было недоступно для любого рационального метода исследования. Интеллект, по словам Шопенгауэра, функционирует не в соответствии со своим рациональным планом, а в соответствии с указаниями завещания.

Великий композитор Р. Вагнер в своих эстетических взглядах находился под сильным влиянием Шопенгауэра.

Сёрен Кьеркегор (1813-1855)

Фридрих Ницше (1844-1900)

Однако основной тенденцией во взглядах Ницше было улучшение человеческой культуры, улучшение самого типа человеческой личности.

Анри Бергсон (1859-1941)

Бергсон резко отделил интеллект и интуицию друг от друга, что сделало невозможным познание, требующее единства обоих, их взаимодополняемости (от автора). То, что воспринимается в чистой интуиции, без концептуального различия или логического предчувствия, по сути, не поддается описанию. Более того, абсолютизация Бергсоном принципа мутируемости бытия ставит его в явное противоречие с достижениями науки и философии, в основе которых лежит бесспорный принцип единства мутируемости и стабильности.

Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914)

Уильям Джемс (1862-1910)

Иаков унаследовал от своей семьи глубокую веру в Бога. Его религиозные убеждения были демо-кратичны, полны тепла и человеческой доброты. Мысль о Боге, по словам Иакова, была правдой. Религия содержала Is-tin, ее содержание проникнуто духом разума, морали и милосердия. Иаков верил, что люди могут быть счастливы до тех пор, пока их вера в Бога делает их счастливыми. Иаков защищал свободу воли и бессмертие души.

Джон Дьюи (1859-1952)

Американский философ, политический мыслитель, внесший большой вклад в развитие идей образования и теории культуры, один из самых ярких представителей прагматизма. Основной концепцией его философии был опыт, который включал в себя все проявления человеческой жизни. Для Дьюи философия родилась не из чудес (как в древности), а из социальных напряжений и стрессов. Задача философии, таким образом, состоит в том, чтобы организовать жизненный опыт, особенно в том, чтобы быть социальным, таким образом, чтобы улучшить то, как люди живут, как они живут в мире. Метод науки и разума должен стать средством достижения этого и служить инструментом, соответствующим нашим прагматическим устремлениям. Этот метод заключается в определении сложности или проблемы, возникающей во всех жизненных ситуациях, и постановке перед человеком задачи найти средства для ее осмысленного решения. В этом процессе идеи и теории должны служить важными интеллектуальными инструментами. Поэтому суть его философии — инструментализм. По мнению Дьюи, идеи, концепции и теории верны, если они эффективны, выгодны, успешно работают в жизненно важных условиях и приводят к прагматическим целям. Таким образом, средства, выбранные для решения соответствующих проблем, не должны быть субъективными и произвольными; они должны соответствовать характеру проблемы и поставленной цели. Познание — это инструмент адаптации человека к его природному и социальному окружению. Мерой теории является ее практическая полезность в данной жизненной ситуации. Целесообразность — это не только мера истины, но и нравственности. Дьюи считал, что предложенный им метод инструментализма способен эффективно решить любую проблему в де-демократическом обществе. Прагматик не склонен спорить о непостижимости или немыслимости внутреннего смысла бытия. Он предпочитает думать о том, что ведет к успеху в жизни, поэтому задача человека — уживаться в жизни, в мире, а задача философии — помогать ему в этом.

Эдмунд Гуссерль (1859-1938)

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: