Философский уровень методологии педагогики кратко

Обновлено: 05.07.2024

В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, обще­научный, конкретно-научный и технологический. Все уровни методологии находятся в определенной соподчиненности и образуют сложную систему.

Философский уровень методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, опреде­ляя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования дей­ствительности. В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения, выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др.

Общенаучный уровень. В его основе лежат концепции, научные подходы, применяемые во многих науках.

Общенаучный уровень методологии ориентирует исследователя и прак­тика подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

конкретно-научный уровень— совокупность ме­тодов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки вклю­чает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методоло­гии, такие, как, например, проблемы системного подхода или моделирова­ние в педагогических исследованиях.

Технологический уровень методологии составляют методика и техника ис­следования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологи­ческое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Организация и логика педагогического исследования.

Под педагогическим исследованием понимаются процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления (В.М. Полонский).

Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки. Результатом фундаментальных исследований являются обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретическим и практическим достижениям педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе. Прикладные исследования – это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, установление закономерностей многосторонней педагогической практики. Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

Любое педагогическое исследование предполагает наличие в нем общепринятых методологических параметров: проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.

Программа исследования, как правило, имеет два раздела: методологический и процедурный. Первый включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориальный аппарат), предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором разделе раскрываются стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.

Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания.

Наиболее убедительным основанием, определяющим тему исследования, является противоречие между социальной и педагогической практикой, отражающее самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения. Но только его недостаточно, необходим логический переход от социального заказа к обоснованию конкретной темы, объяснение, почему для исследования взята эта задача, а не какая-то другая. Обычно это анализ степени разработанности вопроса в науке.

Предмет исследования – часть, отраженная сторона объекта. Это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые направлены на проверку гипотезы. Последняя представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.

Критерий научной новизны применим для оценки качества завершенных исследований. Он характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности образования, его структуру и механизмы, содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе.

Логика и динамика исследовательского поиска содержат ряд этапов: эмпирический, гипотетический, экспериментально-теоретический (или теоретический), прогностический.

На эмпирическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анализа является гипотеза исследования как система ведущих предположений и допущений, правомерность которых нуждается в проверке и подтверждении.

Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому (или экспериментально-теоретическому).

Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования, с потребностью в системных представлениях о нем.

Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.

Общие принципы познания и категориальный строй любой науки обусловлены системой философского знания. Наиболее известными и используемыми педагогикой выступают такие мировые философские течения, как гносеологизм, экзистенциализм, марксизм, фрейдизм, теологизм, гуманизм и др.

Гносеологизм (от греч. gnosie – познание и наука; гносеология – наука о познании, теория познания). В педагогике проявляется в акцентуированном внимании к вооружению детей и взрослых знаниями другим человеком – учителем, владеющим ими. В этом случае обеспечивается достоверное понимание человеком окружающего мира. По мнению сторонников данного философского течения, от этого зависит все остальное – правильная ориентация человека в жизни и ее ситуациях, принятие эффективных решений и их успешная реализация. Основанный на этих соображениях педагогический подход долгое время преобладал в мире, нашел свое отражение в педагогической системе школы знания, но постепенно его практика сужалась, хотя и сохранилась до настоящего времени. Он, как и многие из других, стал комбинироваться с другими подходами.

Преодолевая определенную мрачность и пессимизм исходных положений экзистенциализма, конструктивное его применение в педагогике предполагает приоритетность постоянного раскрытия обучающимся смыслов окружающего мира и учебного материала, эмоциональность при использовании педагогических средств и методов, показывает возможности достижения жизненного успеха, направлен на воспитание веры в него, в духовную удовлетворенность от сделанного.

Марксизм в педагогике связан с пониманием того, что историю творят люди, интересы и стремления которых побуждаются общественными условиями (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.). Природа личности социальна и связана с прижизненным ее формированием на основе природных, биологических предпосылок. Личность постольку развита, поскольку сформировавшиеся у нее духовные и материальные потребности побуждают к активности, удовлетворяющей их и вносящей позитивный вклад в общую жизнь людей и движение общества к совершенству. В формировании личности важнейшее место отводится окружающим социальным условиям, влияние которых зависит во многом от ее активного отношения к ним, и осуществления деятельности по их совершенствованию. Формирование личности — задача общества и всех его социальных институтов.

Марксизм в педагогике преобладал в XX в. в странах социализма (СССР, Чехословакия, Югославия, Польша, Германская Демократическая Республика, Венгрия, Болгария, Куба, Китай. Вьетнам) и в некоторых развивающихся странах Азии и Африки. В настоящее время он лишь частично сохраняется в ряде этих стран, сочетаясь с другими философско-педагогическими подходами.




Исследователю-педагогу важно понимать, что в основе изучаемых им педагогических фактов, педагогического опыта (течениях, системах, подходах, решениях, концепциях и пр.) всегда лежат определенные философские воззрения, нередко прямо не выраженные. Очень часто это положения не одного течения, а синтез нескольких течений философской мысли. Поэтому при анализе и оценке педагогического опыта необходимо прежде всего уяснить его глубинные философские основы. Без этого неизбежны грубые ошибки в его оценках.

Гуманистическая методология обусловила появление такого общефилософского подхода в научном познании, как аксиологического, который позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой – решать задачи гуманизации общества. Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология (от греч. axia – ценность, logos – учение о природе ценностей и структуре ценностного мира), являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, рассматривается как философский уровень методологии современной педагогики.

Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом. Ценность, согласно В.П. Тугаринову, – это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала.

Ценности сами по себе, по крайней мере основные из них, остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т.п., привлекали людей во все времена. Эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку в практике мировой истории. В условиях демократического преобразования российского общества речь поэтому должна идти не об изобретении каких-то новых ценностей, а прежде всего об их переосмыслении и переоценке.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество,но и характеризует каждого отдельного человека. Рассматривать социальное развитие вне человека – значит отделить мышление от его гуманистического фундамента. Именно в контексте такого мышления гуманизация представляет глобальную тенденцию современного общественного развития, а утверждение общечеловеческих ценностей составляет его содержание.

Развитие педагогики в значительной мере обусловлено синтезом философских знаний, который приводит к расширению ее границ, диалогу ученых с разными философскими подходами. Однако для того, чтобы диалоговый режим взаимодействия различных подходов не остался декларацией, необходимо внедрение в методологическую практику аксиологических принципов:

- paвнoпpaвиe всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);

- равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;

- равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания друг друга.

Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать представителям различных философских течений, искать оптимальные педагогические решения.

Общие принципы познания и категориальный строй любой науки обусловлены системой философского знания. Наиболее известными и используемыми педагогикой выступают такие мировые философские течения, как гносеологизм, экзистенциализм, марксизм, фрейдизм, теологизм, гуманизм и др.

Гносеологизм (от греч. gnosie – познание и наука; гносеология – наука о познании, теория познания). В педагогике проявляется в акцентуированном внимании к вооружению детей и взрослых знаниями другим человеком – учителем, владеющим ими. В этом случае обеспечивается достоверное понимание человеком окружающего мира. По мнению сторонников данного философского течения, от этого зависит все остальное – правильная ориентация человека в жизни и ее ситуациях, принятие эффективных решений и их успешная реализация. Основанный на этих соображениях педагогический подход долгое время преобладал в мире, нашел свое отражение в педагогической системе школы знания, но постепенно его практика сужалась, хотя и сохранилась до настоящего времени. Он, как и многие из других, стал комбинироваться с другими подходами.

Преодолевая определенную мрачность и пессимизм исходных положений экзистенциализма, конструктивное его применение в педагогике предполагает приоритетность постоянного раскрытия обучающимся смыслов окружающего мира и учебного материала, эмоциональность при использовании педагогических средств и методов, показывает возможности достижения жизненного успеха, направлен на воспитание веры в него, в духовную удовлетворенность от сделанного.

Марксизм в педагогике связан с пониманием того, что историю творят люди, интересы и стремления которых побуждаются общественными условиями (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.). Природа личности социальна и связана с прижизненным ее формированием на основе природных, биологических предпосылок. Личность постольку развита, поскольку сформировавшиеся у нее духовные и материальные потребности побуждают к активности, удовлетворяющей их и вносящей позитивный вклад в общую жизнь людей и движение общества к совершенству. В формировании личности важнейшее место отводится окружающим социальным условиям, влияние которых зависит во многом от ее активного отношения к ним, и осуществления деятельности по их совершенствованию. Формирование личности — задача общества и всех его социальных институтов.

Марксизм в педагогике преобладал в XX в. в странах социализма (СССР, Чехословакия, Югославия, Польша, Германская Демократическая Республика, Венгрия, Болгария, Куба, Китай. Вьетнам) и в некоторых развивающихся странах Азии и Африки. В настоящее время он лишь частично сохраняется в ряде этих стран, сочетаясь с другими философско-педагогическими подходами.

Исследователю-педагогу важно понимать, что в основе изучаемых им педагогических фактов, педагогического опыта (течениях, системах, подходах, решениях, концепциях и пр.) всегда лежат определенные философские воззрения, нередко прямо не выраженные. Очень часто это положения не одного течения, а синтез нескольких течений философской мысли. Поэтому при анализе и оценке педагогического опыта необходимо прежде всего уяснить его глубинные философские основы. Без этого неизбежны грубые ошибки в его оценках.

Гуманистическая методология обусловила появление такого общефилософского подхода в научном познании, как аксиологического, который позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой – решать задачи гуманизации общества. Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология (от греч. axia – ценность, logos – учение о природе ценностей и структуре ценностного мира), являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, рассматривается как философский уровень методологии современной педагогики.

Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом. Ценность, согласно В.П. Тугаринову, – это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала.

Ценности сами по себе, по крайней мере основные из них, остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т.п., привлекали людей во все времена. Эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку в практике мировой истории. В условиях демократического преобразования российского общества речь поэтому должна идти не об изобретении каких-то новых ценностей, а прежде всего об их переосмыслении и переоценке.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество,но и характеризует каждого отдельного человека. Рассматривать социальное развитие вне человека – значит отделить мышление от его гуманистического фундамента. Именно в контексте такого мышления гуманизация представляет глобальную тенденцию современного общественного развития, а утверждение общечеловеческих ценностей составляет его содержание.

Развитие педагогики в значительной мере обусловлено синтезом философских знаний, который приводит к расширению ее границ, диалогу ученых с разными философскими подходами. Однако для того, чтобы диалоговый режим взаимодействия различных подходов не остался декларацией, необходимо внедрение в методологическую практику аксиологических принципов:

- paвнoпpaвиe всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);

- равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;

- равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания друг друга.

Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать представителям различных философских течений, искать оптимальные педагогические решения.

Наука сможет развиваться только при накоплении новых фактов. Для такого накопления необходимо наличие научно обоснованных методов исследований, на которые влияют комплекс теоретических принципов, именуемых методологией.

Понятие и структура педагогической методологии

Методология – это наука о принципах формирования, способы и формы научно-познавательной активности. Научная методология описывает такие элементы исследований:

  • Задачу.
  • Объект.
  • Предмет.
  • Комплекс средств.

Также научная методология помогает формировать понятие о структуре и последовательности решения разных задач исследований.

Методология в педагогике – это комплекс теоретических принципов о педагогическом познании и изменения действительности.

Такой термин объединяет две важных категории научного инструментария. К первой категории относят систему методов познания реальности в педагогике.

Познание в педагогике – это объединение средств, условий, предписаний и ориентиров исследования.

Ко второй категории относят различные положения, принципы, методы, процедуры, которые представляют технологию преобразования и регуляции работы педагога.

Уровни педагогической методологии

Выделяют 4 уровня методологии:

  • Философия.
  • Общие науки.
  • Конкретные науки.
  • Технологический уровень.

Философский уровень

Общие принципы познания и научные категории в целом – это философия и методология педагогики на высшем уровне.

Система философский знаний выполняет функции методологии. Для исследования чаще всего используются такие направления в философии:

  • Экзистенциализм.
  • Бихевиоризм.
  • Прагматизм.
  • Диалектический материализм.
  • Идеализм.

Экзистенциализм также называют философией человеческого бытия. Полагаясь на это направление, человек – индивид, в котором с самого начала заложены все способности и возможности, и только от человека зависит их развитие, не от воздействий внешних факторов. Воспитание является самовоспитанием. Объект познания – это внутренний мир человека. Важную роль образования данное направление возлагает на гуманитарные предметы, а в воспитании – самовоспитанию, саморазвитию и самообучению. Философия существования человека изучает его внутренний мир, ценности и проявление внутренней обусловленной деятельности. На данном направлении формируются концепции в педагогике, которые основываются на образовательной гуманитарной парадигме.

Главная цель прагматизма – чтобы школа не учила, а готовила ребёнка к жизни в обществе. Используются практические методы образования. Главная идея – уникальность каждого человека. Такая идея привела к педоцентризму – ребёнок считается центром процесса образования.

Главная цель бихевиоризма – улучшить человеческое поведение. Главная задача образования – приобщить человека к общественным нормам, создавая для этого специальные условия, которые мотивируют нужное поведение, и закрепляют такой процесс при помощи поощрений. На принципах бихевиоризма сформированы определённые теории организации воспитательной среды и программированного образования.

За диалектическим материализмом, человек, как личность, должен развиваться в деятельности. Цели обучения формируются государством и социумом. За данным направлением считается, что все обладает причинно-следственной взаимообусловленностью. Воспитание, в рамках диалектического материализма, - это целенаправленное формирование заданных человеческих качеств. Существует религиозная или идеалистическая философия, которая считает, что воспитание – это подготовка к вечному существованию. Каждый человек, в духовном плане, должен найти своё место в мире и смысл жизни. Педагог должен научить различать добро и зло, и делать правильный выбор в жизни. Большое значение здесь имеет нравственное воспитание. Воспитание имеет большее значение, чем образование.

Общенаучный уровень

Ко второму уровню относят общенаучную методологию, которая изучает общенаучные принципы и подходы методологии в педагогики.

Конкретный научный уровень

Конкретно-научная методология – это комплекс принципов, методов исследования и процедур, которые применяются в конкретной научной дисциплине.

Такая методология конкретной науки включает в себя проблемы рассмотрения особенностей характера для научного образования в данной определенной области. Также к конкретно-научной методологии относят изучение проблем системного подхода и моделирование в исследованиях педагогики.

Технологический уровень

Технологическая методология – это методика и техника исследований, или конкретный комплекс процедур, которые способствуют получению эмпирической достоверной информации и её обработке для следующих добавлений в комплекс научных знаний.

Методология на данном уровне характеризуется сильным нормативным характером.

Все уровни методологии формируют определенную систему. В середине этой системы все уровни подчиняются друг другу и взаимодействуют. Базой методологического знания является философский уровень. Он определяет человеческое мировоззрение и взгляды на процесс познания и изменение действительности.

Наука развивается только при условии, что она постоянно пополняется новыми фактами. Для накопления и интерпретации этих фактов требуются научно обоснованные методы исследований, которые зависят от совокупности теоретических принципов, названных методологией.

Методология - учение о принципах построения, способы и формы научно-познавательной деятельности. Научная методология характеризует компоненты исследования: задачи, объект, предмет, совокупность средств, а также формирует понятие о структуре и последовательности решения различных исследовательских задач.

Методология в педагогике - это совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Данное определение объединяет две большие группы научного инструментария. Первая группа включает в себя систему методов познания педагогической реальности и представляет комплекс средств, условий, предписаний и ориентиров исследования. Вторая группа содержит принципы, средства, методы, процедуры, которые являются технологией преобразования и регуляцией педагогической деятельности.

Уровни педагогической методологии

Структура методологии представлена четырьмя уровнями:

  • философским,
  • общенаучным,
  • конкретно-научным,
  • технологическим.

Философский уровень

Содержание методологии высшего философского уровня методологии - общие принципы познания и научные категории в целом.

Фактически вся система философских знаний выполняет методологические функции. Философские направления, которые чаще всего выбираются исследователями:

  • экзистенциализм;
  • прагматизм;
  • бихевиоризм;
  • диалектический материализм;
  • идеализм.

Готовые работы на аналогичную тему

Экзистенциализм или философия существования. В рамках этого направления считается, что в человеке все способности заложены изначально и только от него зависит их развитие, а не от внешних воздействий. Воспитание представлено самовоспитанием. Объектом познания является внутренний мир человека. Ведущая роль в обучении данная философия отводит гуманитарным предметам, а в воспитании - самовоспитанию, саморазвитию и самообразованию. Экзистенциальный подход обращается к изучению внутреннего мира индивида, его ценностей и смыслов, проявления внутренне обусловленной активности. На данном подходе основываются педагогические концепции, разрабатываемые в рамках образовательной гуманитарной парадигмы.

Основная идея прагматизма заключается в том, что школа должна не учить, а готовить ребёнка к общественной жизни. Соответственно приоритетными являются практические методы обучения. Важной идеей данного направления является уникальность каждого человека, что привело к возникновению педоцентризма, при котором ребёнок является центром образовательного процесса.

Бихевиоризм преследует цель улучшать поведение человека. Задача образования при этом состоит в приобщении человека к общественным нормам посредством создания условий, стимулирующих необходимое поведение, и его закрепление при помощи поощрений. На идеях бихевиоризма основываются некоторые теории организации воспитывающей среды и программированного обучения.

Диалектический материализм считает, что личность развивается в деятельности, цели образования задаются государством и обществом, все обладает причинно-следственной взаимообусловленностью. Воспитание последователи данного направления видят в целенаправленном формировании заданных качеств. Религиозная или идеалистическая философия видит в воспитании подготовку к вечной жизни. Смысл духовной жизни человека в поиске смысла жизни и своего места в этом мире, а задача педагога заключается в том, чтобы научить различать зло и добро, делать правильный выбор. Особое значение здесь придаётся нравственному воспитанию. Ярко выражен приоритет воспитания над обучением.

Общенаучный уровень

Второй уровень представлен общенаучной методологией, которая включает теоретические концепции, используемые в большинстве научных областей.

Конкретный научный уровень

Третий уровень – это конкретно-научная методология, являющаяся совокупностью принципов, методов исследования, процедур, которые используются в определенной научной дисциплине.

Методология определенной науки включает одновременно проблемы специфического характера для научного знания в данной конкретной области и, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, например, моделирование в педагогических исследованиях или проблемы системного подхода.

Технологический уровень

Технологическая методология представляет собой методику и технику исследования, то есть определенный набор процедур, которые обеспечивают получение эмпирического достоверного материала и его обработку для последующего включения в массив научных знаний.

На данном уровне методология имеет ярко выраженный нормативный характер.

Уровни методологии образуют систему, в рамках которой они подчиняются друг другу. Философский уровень при этом является содержательной базой любого методологического знания и определяет мировоззренческие взгляды на процесс познания и преобразования действительности.

В настоящее время сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др.

Экзистенциалисты отмечают деформации личности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т. п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя.

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Неотомисты в воспитании подрастающих поколений отводят ведущую роль религии. В их работах (Ж. Маритен, У. Канингхэм, М. Адлер, М. Казотти и др.) содержится резкая критика падения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж. Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира – физический и духовный. Последний более богат, более благороден и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни.

Открытия, сделанные в области химии и биологии на стыке ХIХ–ХХ вв., обусловили появление в философии нового направления – позитивизма. Для его представителей, зачастую крупных ученых-естественников, пытавшихся философски осмыслить научные достижения, характерна абсолютизация естественных наук и применяемых ими методов. Верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов. Позитивисты объявляли псевдонаучными проблемы, связанные с классовой борьбой, развитием общества, социальными противоречиями. Они признавали науками лишь математику и естествознание, а обществознание относили к области мифологии.

Крупные ученые – физики, химики, математики, разделяющие позиции неопозитивизма, оказали большое влияние на перестройку содержания естественно-математического образования в 1960-1970-е гг. Они отдают приоритет методам познания, а не его содержанию: главное не знания, а методы их приобретения.

Прагматизм как философское течение возник на рубеже ХIХ–ХХ вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Основатели прагматизма заявили о создании новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Главные понятия в прагматизме (от греч. рrаgmа – дело, действие) – опыт, дело. Познание действительности прагматики сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него.

Наиболее яркий представитель прагматизма – американский философ, социолог, психолог Д. Дьюи (1859–1952). Он считается основателем прагматической педагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное влияние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США. Критикуя старую схоластическую школу, Д. Дьюи выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей; возбуждение интереса как мотива учения ребенка и др.

Диалектический материализм как философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления зародился в 40-е гг. ХIХ в. Широкое распространение он получил в ХХ в., особенно в странах социализма. Наиболее крупные его представители – К. Маркс и Ф. Энгельс – распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.

Основные положения диалектического материализма сводятся к следующему: материя первична, а сознание вторично; оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизма[1] ).

В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики:[2] переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

Читайте также: