Философские учения о психике кратко

Обновлено: 04.07.2024

Слова Бэкона о необходимости вспомогательных средств в процессе познания неоднократно сочувственно приводятся Л. С. Выготским(СНОСКА: Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 448.). По вопросу о том, в каком отношении к психологии мышления находится логика и может ли быть логика единственным или главным критерием мышления, в современной психологии существует большая дискуссия (СНОСКА: См.: Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.).

Раздел второй. Развитие психологии в рамках философских учении о сознании

Глава I. Выделение сознания как критерия психики

С именем Декарта (1596—1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое — духовное— бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность— главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение этого нового объекта исследования (в понимании Декарта) сначала в рамках философии, а с середины XIX в.— в психологии как самостоятельной науке. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий.

Рассуждения о душе и о теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знания.

Новую эпоху в развитии мировой психологической мысли внесли открытия механики. ЕЕ понятия и объяснительные принципы создали геометро-механическую (Галилей) и динамическую (Ньютон) картины природы.

Английский ученый Д. Гартли (1705 - 1757), развивая идеи Д. Локка, стал одним из основоположником ассоциативной психологии. Под ассоциацией понималось закономерная связь одних психических явлений с другими. Вся душевная жизнь, по мнению Гартли, строится на основе ассоциирования (связывания) друг с другом трех типов элементов: ощущений, мысли (идеи) и чувств. Механизм ассоциации он превратил в универсальный принцип объяснения психической деятельности.

Французский философы и естествоиспытатели Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций и Э. Кондильяк впервые разработали идею социальной детерминированности психики человека, согласно которой развитие психических качеств происходит под влиянием социальной среды. Однако связь индивида с обществом была раскрыта позже К. МарксомиФ, Энгельсом. Создание ими научной материалистической диалектики обобщило передовые идеи, высказанные философами-материалистами.

Для великих ученых XVII века научное познание психики исходило из обращения к телесному устройству. Но представления об устройстве и функциях организма были крайне скудными. Приверженцы эмпирической психологии ограничивались описанием ощущений, ассоциаций и т. д. как фактов внутреннего опыта, забыв о родословной этих понятий.

Итак, к началу XIX века были разработаны методологические предпосылки для возникновения психологии как науки:

· идеалистическая методология понимала сознание как замкнутую в себе сущность. Единственным адекватным для его изучения методом была интроспекция;

· материалистическая методология рассматривала сознание как свойство мозга, материи, а его содержание как отражение в нем реальной жизни людей. Для изучения психического приемлемы методы, используемые естественными науками.

3. Выделение психологических знаний в самостоятельную науку

3.1 Становление психологии как самостоятельной науки

К 70-м годам XIX века развитие науки привело к необходимости объединить знания о психике в отдельную дисциплину, отличную от других.

Американский психолог У. Джеймс (1842-1910) сделал психологию одной из наиболее популярной наук в Америке. Он был первым профессором психологии а Гарвардском университете, президентом Американского психологической ассоциации (1894-1895). В своих научных исследованиях Джеймс занимался проблемами личности, изучением деятельности головного мозга, развития познавательных процессов и эмоций. Одной из основных задач он считал исследование сознания. Джемс сделал многое для того , чтобы психология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины и философии. Он положил начало функционалистскому подходу (1881). Функционалисты считали, что роль сознания состоит в том , чтобы дать индивиду возможность приспособиться к ситуациям, возникающим на протяжении жизни, с помощью выработанных, измененных, новых форм поведения (процесс научения). В своих исследованиях они также использовали метод интроспекции.

Функционалистский и структуралистский подходы в изучении сознания не получили своего дальнейшего развития в современной психологии. На это повлиял ряд причин, в том числе использование субъективного и умозрительных представлений о статичности структуры сознания.

Таким образом, можно контролировать, что во второй половине XIX века психология выделялась в самостоятельную науку: была определена специфика предмета, разработаны методы исследования, открыты экспериментальные лаборатории, возникли новые отрасли психологии – дифференциальная, детская, зоопсихология и другие.

Новую эпоху в развитии мировой психологической мысли внесли открытия механики. ЕЕ понятия и объяснительные принципы создали геометро-механическую (Галилей) и динамическую (Ньютон) картины природы.

Английский ученый Д. Гартли (1705 - 1757), развивая идеи Д. Локка, стал одним из основоположником ассоциативной психологии. Под ассоциацией понималось закономерная связь одних психических явлений с другими. Вся душевная жизнь, по мнению Гартли, строится на основе ассоциирования (связывания) друг с другом трех типов элементов: ощущений, мысли (идеи) и чувств. Механизм ассоциации он превратил в универсальный принцип объяснения психической деятельности.

Французский философы и естествоиспытатели Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций и Э. Кондильяк впервые разработали идею социальной детерминированности психики человека, согласно которой развитие психических качеств происходит под влиянием социальной среды. Однако связь индивида с обществом была раскрыта позже К. МарксомиФ, Энгельсом. Создание ими научной материалистической диалектики обобщило передовые идеи, высказанные философами-материалистами.

Для великих ученых XVII века научное познание психики исходило из обращения к телесному устройству. Но представления об устройстве и функциях организма были крайне скудными. Приверженцы эмпирической психологии ограничивались описанием ощущений, ассоциаций и т. д. как фактов внутреннего опыта, забыв о родословной этих понятий.

Итак, к началу XIX века были разработаны методологические предпосылки для возникновения психологии как науки:

· идеалистическая методология понимала сознание как замкнутую в себе сущность. Единственным адекватным для его изучения методом была интроспекция;

· материалистическая методология рассматривала сознание как свойство мозга, материи, а его содержание как отражение в нем реальной жизни людей. Для изучения психического приемлемы методы, используемые естественными науками.

3. Выделение психологических знаний в самостоятельную науку

3.1 Становление психологии как самостоятельной науки

К 70-м годам XIX века развитие науки привело к необходимости объединить знания о психике в отдельную дисциплину, отличную от других.

Американский психолог У. Джеймс (1842-1910) сделал психологию одной из наиболее популярной наук в Америке. Он был первым профессором психологии а Гарвардском университете, президентом Американского психологической ассоциации (1894-1895). В своих научных исследованиях Джеймс занимался проблемами личности, изучением деятельности головного мозга, развития познавательных процессов и эмоций. Одной из основных задач он считал исследование сознания. Джемс сделал многое для того , чтобы психология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины и философии. Он положил начало функционалистскому подходу (1881). Функционалисты считали, что роль сознания состоит в том , чтобы дать индивиду возможность приспособиться к ситуациям, возникающим на протяжении жизни, с помощью выработанных, измененных, новых форм поведения (процесс научения). В своих исследованиях они также использовали метод интроспекции.

Функционалистский и структуралистский подходы в изучении сознания не получили своего дальнейшего развития в современной психологии. На это повлиял ряд причин, в том числе использование субъективного и умозрительных представлений о статичности структуры сознания.

Таким образом, можно контролировать, что во второй половине XIX века психология выделялась в самостоятельную науку: была определена специфика предмета, разработаны методы исследования, открыты экспериментальные лаборатории, возникли новые отрасли психологии – дифференциальная, детская, зоопсихология и другие.

Новое время (XVII век) - это эпоха попыток осмыслить душевный мир преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций. Время триумфа механики.

В начале нового времени был распространен рационалистический подход к проблемам познания души, разработанный Р. Декартом, Б. Спинозой, Г. Лейбницем.

У Р. Декарта тело и душа отделены друг от друга и сосуществуют по принципу психофизического взаимодействия. Тело влияет на душу, побуждая в ней страсти в виде чувственных желаний, эмоций и пр. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту машину работать.

Р. Декарт предложил схему рефлекса и теоретическую модель организма как автомата. По Р. Декарту принцип работы тела – рефлекс, принцип работы души – рефлексия.

Барух Спиноза (1632-1677) оппонент Декарта. Он учил, что имеется единая вечная субстанция – Бог, или Природа - с бесконечным множествам атрибутов (неотъемлемых свойств), а человек - это целостное телесно-духовнное существо, которому открыты только два атрибута Бога или Природы: протяженность и мышление.

Душа и тело связаны по принципу психофизического параллелизма, то есть не могут влиять друг на друга, но между ними существует предустановленная гармония. Они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время.

До Гоббса в психологических учениях царил рационализм: основой поведения людей считался разум, как высшая форма активности души. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциаций, а за основу познания был принят опыт. Рационализму был противопоставлен эмпиризм. Под девизом опыта возникла эмпирическая психология.

Джон Локк (1632-1704). Как и Гоббс, он исповедовал опытное происхождение всего состава человеческого сознания и критиковал концепцию врожденных идей. В самом же опыте выделял два источника: ощущение и рефлексию. Душа пассивная, но воспринимающая среда. Под воздействием чувственных впечатлений, души пробуждаются, наполняются простыми идеями, начинают мыслить, т.е. образуют сложные идеи. Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

В эпоху просвещения (XVIII в.) отмечено дальнейшее развитие эмпиризма и ассоцианизма, то есть взглядов на психику через призму механизмов образования ассоциаций. Идеи ассоцианизма звучат в трудах Д. Гартли, Д. Беркли, Д. Юма.

Самыми радикальными критиками учений, допускающих влияние на человека сил, ускользающих от опыта и разума, выступили французские мыслители (Э. Кондильяк, Ж. Ламетри, Д. Дидро и др.). Например, Пьер Кабанис (1757-1808) относился к психическим явлениям как к продукту деятельности мозга: мышление это функция мозга. Ему было поручено выяснить, осознает ли человек, которому отсекают голову на гильотине, свои страдания. Кабанис ответил отрицательно, так как только человек, обладающий головным мозгом, способен мыслить. Движения обезглавленного тела носят рефлекторный характер.

XVIII век и первая половина XIX века отмечены вкладом немецких философов в мировую науку и психологию.

Иммануил Кант (1724-1804) отрицал возможность познания души, а все что не познаваемо - от Бога. Определил три части души: познавательную, чувствительную и желательную.

Людвиг Фейербах (1804-1872) придерживался материалистической точки зрения на природу души. Психические процессы зависят, по Фейербаху, от мозговых процессов и способности чувствовать.

В XIX в. в России – материалистическую линию в русской психологии продолжили Сеченов, Бехтерев, Павлов, Ланге.

Психика – воспроизведение объективной реальности, обнаруживаемое субъектом в поведении и деятельности. В широком осмыслении – это совокупность всех психических явлений. Имеются разнообразные степени психики, присущие всем живым организмам: от одноклеточных (простейших) до самого высокоорганизованного – человека.

Все психические явления связаны с деятельностью мозга – центральной нервной системой. В начале XX в. оформились две центральные науки о психике на базе изучения эмпирических данных (практических обследований) – физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Взаимоотношение деятельности мозга с особенностями поведения рассматривал И. М. Сеченов. Последующие проведенные исследования психики продолжил И. П. Павлов, сформировавший теорию условно-рефлекторного научения. Заслуги в исследовании психофизиологии относятся ряду отечественных (П. К. Анохин) и зарубежных (К. Халл) ученых.

Н. А. Бернштейн эмпирически аргументировал, что никакое примитивное физическое движение не совершается без участия психики. Основателем психофизиологии научения является американский ученый К. Халл. Он анализировал врожденные и приобретенные механизмы регуляции адаптации к среде обитания и стабильности поддержания гармоничного состояния внутри самого организма – функции гомеостаза (физико-биохимические реакции, регулирующие неизменность внутренней среды: уровень кровяного давления, частоту пульса и дыхательных движений, температуру тела и пр.).

Сознание – форма воспроизведения объективной реальности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредованного, промежуточного фактора выдвигаются элементы социально-исторической практики, дозволяющие сооружать объективные (установленные) картины мира. Отправным пунктом социально-исторической практики является совместно реализовываемая деятельность. В субъективном формировании некоторые составляющие деятельности постепенно осваиваются ребенком в общей со взрослыми деятельности.

1) способность изолировать себя как индивидуума от окружающей действительности и себе подобных;

2) индивидуализацию познаний для остальных людей;

3) адекватное отображение реальности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2.5 Физиология и наука о психике

2.5 Физиология и наука о психике Науки о различиях между людьми — такие как френология и физическая антропология — искали соответствия между физическими и ментальными характеристиками. Они использовали физические черты как индикаторы психических, что казалось

Чудовища, таящиеся в психике, не нуждаются в отпущении грехов

Чудовища, таящиеся в психике, не нуждаются в отпущении грехов Чтобы следовать по пути от противного и уклониться от деструктивных сил, необходимо получить ясное представление о том, чего следует избегать. Мы можем обратиться за вдохновением к литературе и кинематографу

Что есть глубина, когда речь идет о психике?

Что есть глубина, когда речь идет о психике? Сила воздействия глубинной психологии основана на а) идее, б) технике и в) качестве присутствия. С идеей все просто: если я как пациент отказываюсь исследовать миф, который организует мое восприятие, я живу в режиме автопилота, не

Глава 5 Общее и индивидуальное б психике человека, типологии личности

§1. Общее понятие о психике

§1. Общее понятие о психике Психология — наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности

Что происходит в психике младенца?

Что происходит в психике младенца? Ребенок родился! И начинается ткаться полотно его жизни… И жизни пока вроде никакой! Знай себе ешь и спи. А вот и нет! Полотно уже ткется! Оно еще незаметно, потому что это внутреннее полотно психики: из тонких ниточек впечатлений, из

Как договариваться с ребенком, не нанося урон его психике?

§ 1. На подступах к психике взрослого человека

§ 1. На подступах к психике взрослого человека Желая изучить психику взрослого культурного человека, мы должны иметь в виду, что она сложилась в результате сложной эволюции и что в ней сливаются по крайней мере три русла: русло биологической эволюции от животных до

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ИХ МЕСТО И РОЛЬ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ИХ МЕСТО И РОЛЬ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА ОЩУЩЕНИЕ КАК НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. По словам Л. М. Веккера, результатом

Технологический удар по психике

Технологический удар по психике Если американская мечта поблекла из-за экономических невзгод, то американская психика в равной степени пострадала от технологического взрыва. Парадоксальность ситуации заключается в том, что те отрасли промышленности, которые дают нам

В сознании

В сознании Саморазрушающее поведение почти невозможно объяснить, не прибегнув к концепции раздвоения личности, в соответствии с которой мотивы и чувства, которые мы прячем от самих себя, иногда работают не в пользу наших лучших интересов. Без этой концепции такое

С этой лекции мы начинаем более систематически рассматривать вопрос о том, как в различные эпохи и периоды развития психологии менялись взгляды на ее предмет.

Так, Демокрит (460–370 гг. до н. э.) считал, что душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.

Когда говорят о Платоне, то сразу же появляется на сцене имя другого знаменитого античного философа – Сократа (470–399 гг. до н. э.). Почему эти два имени появляются вместе?

Дело в том, что Платон был учеником Сократа, а Сократ не написал ни одной строчки. Он был философом, который проповедовал собственные взгляды устно, в форме бесед. Свои дни он проводил в том, что ходил по улицам Афин, сидел на рыночной площади и беседовал с людьми, людьми очень разными. Это были и простые горожане, и приезжие философы, и его собственные ученики.

В двадцатилетнем возрасте Платон встретил Сократа, и эта встреча перевернула его жизнь. Он оставался с Сократом до самой его смерти, т. е. примерно 7–8 лет. Впоследствии все произведения Платона были написаны в форме диалогов, где главное действующее лицо – Сократ. Так и осталось неизвестным, какая часть идей, которые мы находим у Платона, принадлежит ему, а какая – Сократу. Скорее всего, в текстах Платона органически соединились взгляды обоих этих великих философов.

В текстах Платона мы обнаруживаем взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию ; она существует наряду с телом и независимо от него . Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное.

Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Оно мешает также чистому познанию.

Во взглядах на то, как душа и тело связаны с познанием, ярко проявляется идеализм Платона (он родоначальник объективного идеализма).

Платон постулирует изначальное существование мира идей . Этот мир идей существует вне материи и вне индивидуального сознания. Он представляет собой совокупность абстрактных идей – идей о сущностях предметов внешнего мира. Существуют идеи добродетели вообще, красоты вообще, справедливости вообще. То, что происходит на земле в повседневной жизни людей, есть лишь отражение, тень этих общих идей. Истинное познание есть постепенное проникновение в мир идей. Но для того чтобы приобщиться к нему, душа должна освободиться от влияния тела. Во всяком случае, она не должна слепо доверять показаниям органов чувств. Истинное знание достигается только путем непосредственного проникновения души в мир идей.

Из своего представления о душе Платон и Сократ делают этические выводы. Поскольку душа – самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье намного больше, чем о здоровье тела. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир.

Это последний день жизни Сократа. Он сидит в афинской тюрьме, и после заката солнца должен выпить яд. С Сократом произошла странная история: он был приговорен к смерти афинским судом за свою философскую деятельность, за те беседы, которые он целыми днями вел на улицах. За время этих бесед он нажил много врагов. Дело в том, что его интересовали не только абстрактные философские проблемы, но и истины, относящиеся к жизни. А собеседниками его были иногда и именитые граждане, и политические деятели. Сократ донимал их всех вопросами, показывал их недостатки, разоблачал образ их жизни.

К Сократу в тюрьму приходят ученики. Они в страшном горе и время от времени выдают свое состояние удрученным видом или каким-нибудь восклицанием. Сократ снова и снова убеждает их в том, что для него это день не несчастный, а, наоборот, самый счастливый. Он не чувствует, что с ним сегодня произойдет беда. Ведь он считал философию делом своей жизни и в течение всей жизни как истинный философ стремился к отделению души от тела. Неужели теперь, когда это событие, наконец, должно наступить, он дрогнет и воспримет его как наказание? Наоборот, это будет самый радостный момент в его жизни.

После объявления смертного приговора Сократ обращается к афинянам с последней просьбой: когда подрастут его сыновья, последить за ними, и если они увидят, что сыновья ведут недостойный образ жизни, поступать с ними так, как поступал он с жителями Афин, – указывать им на их недостатки, стыдить за недостойный образ жизни и призывать к жизни добродетельной.

Вот так своим поведением, жизнью и даже смертью Сократ доказывает свои взгляды на природу души и на ее назначение. И может быть именно из–за этого они произвели огромное впечатление на мировую культуру. Они вошли в христианскую религию, долго питали мировую литературу, философию.

Кстати, плащи, которые вскоре стали носить философы, воспроизводили плащ Сократа, в котором он ходил, не снимая его зимой и летом, а впоследствии эта одежда повторилась в монашеских рясах.

Если посмотреть на учение Сократа и Платона в целом с наших позиций, то можно обнаружить ряд поднятых ими проблем, вполне актуальных и для современной психологии. Нужно только подойти к ним особым образом – отнесись как к ярким и точным художественным метафорам.

Развивающийся вне этого мира ребенок (а такие истории известны – это дети, выкормленные животными), какими бы природными задатками он не обладал, не становится человеком, его психика не становится человеческой. И вот, когда читаешь Платона и воспринимаешь его учение как художественную метафору, удивляешься, насколько проникновенно и ярко он показал процесс приобщения индивидуального сознания к общечеловеческому сознанию, процесс врастания каждого индивида в мир духовной человеческой культуры.

Декарт окончил иезуитскую школу, где проявил блестящие способности. Особенно он увлекался математикой. Она привлекала его тем, что покоится на ясных основаниях и строга в своих выводах. Он решил, что математический способ мышления должен быть положен в основу любой науки. Кстати, Декарт сделал выдающийся вклад в математику. Он ввел алгебраические обозначения, отрицательные числа, изобрел аналитическую геометрию.

Декарт считается родоначальником рационалистической философии. Согласно его мнению, знание должно строиться на непосредственно очевидных данных, на непосредственной интуиции. Из нее оно должно выводиться методом логического рассуждения.

В одном из своих произведений Р. Декарт рассуждает о том, как лучше всего добраться до истины [31]. Он считает, что человек с детства впитывает в себя очень многие заблуждения, принимая на веру различные утверждения и идеи. Так что если хотеть найти истину, то для начала надо все подвергнуть сомнению. Тогда человек легко может усомниться в показаниях своих органов чувств, в правильности логических рассуждений и даже математических доказательств, потому что если бог сделал человека несовершенным, то и его рассуждения могут содержать ошибки.

Что же имеют в виду, когда говорят о состояниях и содержаниях сознания? Хотя предполагается, что они непосредственно известны каждому из нас, возьмем для примера несколько конкретных описаний, взятых из психологических и художественных текстов.

В этом отрывке мы знакомимся с содержанием сознания, которое однажды нашел в себе и описал В. Кёлер. Мы видим, что в это описание входят и образы непосредственного окружающего мира, и образы-воспоминания, и мимолетные ощущения себе, своей силы и благополучия, и острое отрицательное эмоциональное переживание.

Приведу еще один отрывок, на этот раз взятый из текста известного естествоиспытателя Г. Гельмгольца, в котором он описывает процесс мышления.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Или из стихотворения М.Ю. Лермонтова

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко.

Итак, на исследование вот какой сложной реальности отважились психологи в конце прошлого века.

Как же такое исследование проводить? Прежде всего, считали они, нужно описать свойства сознания.

Далее, содержания сознания, заполняющие обе описанные области, находятся в непрерывном движении. В.Джеймс, которому принадлежит яркое описание различных феноменов сознания, выделяет два вида его состояния: устойчивые и изменчивые, быстро преходящие . Когда мы, например, размышляем, мысль останавливается на тех образах, в которые облекается предмет нашего размышления. Наряду с этим бывают неуловимые переходы от одной мысли к другой. Весь процесс в целом похож на полет птицы: периоды спокойного парения (устойчивые состояния) перемежаются со взмахами крыльев (изменчивые состояния). Переходные моменты от одного состояния к другому очень трудно уловить самонаблюдением, ибо, если мы пытаемся их остановить, то исчезает само движение, а если мы пытаемся о них вспомнить по их окончании, то яркий чувственный образ, сопровождающий устойчивые состояния, затмевает моменты движения.

Далее, можно обнаружить, что процессы сознания делятся на два больших класса . Одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются субъектом. Первые процессы называются непроизвольными , вторые – произвольными .

Оба типа процессов, а также ряд других замечательных свойств сознания хорошо демонстрируются с помощью прибора, которым пользовался в своих экспериментах В. Вундт. Это – метроном; его прямое назначение – задавать ритм при игре на музыкальных инструментах. В лаборатории же В. Вундта он стал практически первым психологическим прибором.

Итак, сознание по своей природе ритмично , заключает В. Вундт, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной [20, с. 10].

Опыт Вундта состоял в том, что он предъявлял испытуемому ряд звуков, затем прерывал его и давал второй ряд таких же звуков. Испытуемому задавался вопрос: одинаковой длины были ряды или разной? При этом запрещалось считать звуки; следовало просто их слушать и составить о каждом ряде целостное впечатление. Оказалось, что если звуки организовывались в простые такты по два (с ударением на первом или втором звуке пары), то испытуемому удавалось сравнить ряды, состоящие из 8 пар. Если же количество пар превосходило эту цифру, то ряды распадались, т. е. уже не могли восприниматься как целое. Вундт делает вывод, что ряд из восьми двойных ударов (или из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания.

Далее он ставит следующий интересный и важный опыт. Он снова предлагает испытуемому слушать звуки, однако произвольно организуя их в сложные такты по восемь звуков каждый. И затем повторяет процедуру измерения объема сознания. Оказывается, что испытуемый на этот раз может услышать как целостный ряд пять таких тактов по 8 звуков, т. е. всего 40 звуков!

Итак, в психологии была проделана большая и кропотливая работа по описанию общей картины и свойств сознания: многообразия его содержаний, динамики, ритмичности, неоднородности его поля, измерению объема и т. д. Возникли вопросы: каким образом его исследовать дальше? Каковы следующие задачи психологии?

И здесь был сделан тот поворот, который со временем завел психологию сознания в тупик. Психологи решили, что они должны последовать примеру естественных наук, например физики или химии. Первая задача науки, считали ученые того времени, найти простейшие элементы. Значит, и психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые, части. Это во-первых. Вторая задача состоит в том, чтобы найти законы соединения простейших элементов. Итак, сначала разложить сознание на составные части, а потом снова его собрать из этих частей.

Так и начали действовать психологи. Простейшими элементами сознания В. Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения.

Например, в опытах с метрономом это были отдельные звуки. А вот пары звуков, т. е. те самые единицы, которые образовывались за счет субъективной организации ряда, он называл сложными элементами, или восприятиями.

Каждое ощущение, по Вундту, обладает рядом свойств, или атрибутов.
Оно характеризуется прежде всего
-качеством (ощущения могут быть зрительными, слуховыми, обонятельными и т.п.),
-интенсивностью, протяженностью (т. е. длительностью)
-пространственной протяженностью (последнее свойство присуще не всем ощущениям, например, оно есть у зрительных ощущений и отсутствует у слуховых).

Ощущения с описанными их свойствами являются объективными элементами сознания. Но ими и их комбинациями не исчерпываются содержания сознания. Есть еще субъективные элементы, или чувства.

В. Вундт предложил три пары субъективных элементов – элементарных чувств:
удовольствие – неудовольствие,
возбуждение –успокоение,
напряжение – разрядка.

Эти пары – независимые оси трехмерного Пространства всей эмоциональной сферы.

Он опять демонстрирует выделенные им субъективные элементы на своем излюбленном метрономе. Предположим, испытуемый организовал звуки в определенные такты. По мере повторения звукового ряда он все время находит подтверждение этой организации и каждый раз испытывает чувство удовольствия. А теперь, предположим, экспериментатор сильно замедлил ритм метронома. Испытуемый слышит звук – и ждет следующего; у него растет чувство напряжения. Наконец, щелчок метронома наступает – и возникает чувство разрядки. Экспериментатор учащает щелчки метронома – и у испытуемого появляется какое–то дополнительное внутреннее ощущение: это возбуждение, которое связано с ускоренным темпом щелчков. Если же темп замедляется, то возникает успокоение.

Не буду продолжать построения, которыми занималась психология сознания. Можно сказать, что она не достигла успехов на этом пути: ей не удалось собрать из простых элементов живые полнокровные состояния сознания. К концу первой четверти нашего столетия эта психология, практически, перестала существовать.

Для этого было по крайней мере три причины: 1) было ограничиваться таким узким кругом явлений, как содержание и состояние сознания; 2) идея разложения психики на простейшие элементы была ложной; 3) очень ограниченным по своим возможностям был метод, который психология сознания считала единственно возможным, – метод интроспекции.

Однако нужно отметить и следующее: психология того периода описала многие важные свойства и феномены сознания и тем самым поставила многие до сего времени обсуждаемые проблемы. Одну из таких проблем, поднятых психологией сознания в связи с вопросом о ее методе, мы подробно рассмотрим на следующей лекции.

Читайте также: