Философские проблемы науки и техники кратко

Обновлено: 03.07.2024

Виду важности влияний техники на содержание современной системы культуры, обеспечение ее структурных связей, степень распространения технических артефактов в повседневной жизни, так что последняя, по сути, моделируется ими, философское осмысление техники заслуживает глубокого рассмотрения.

При посредстве техники наука обретает реально ощутимое, наглядное и осязательное присутствие в бытии человека. Значение техники столь велико, что без ее поддержки наше привычное существование едва ли представляется мыслимым. Культурные ценности, интересы и цели незаметно, но давно и прочно обрели технизированную сущность. Если отталкиваться от целевого назначения техники – служить средством интенсификации природных человеческих возможностей, то легко согласиться, что всякое техническое дополнение к таковым принимается позитивно, а значит, в пределе, масштаб угрозы их атрофии также возрастает (ср.: напоминание о естественном пользовании мускулами собственного тела производится за счет искусственных, технических сооружений - тренажеров).

В самом широком смысле, техника есть изменение природы посредством человеческого сознания в соответствии поставленным целям. Сразу же требуется ограничение определения: речь идет не об изменении законов природы, но приспособлении к ним (по этой причине в античности техника трактовалась не как средство познания природы, а как способ обмануть ее). С данной позиции ценностно-эффективным измерением техники будет степень пользы и полезности, куда включается и чисто практическая, материальная польза, и польза духовная – от самопознания человека в стратегиях его могущества над природой, а, следовательно, собственных возможностей. Человек лишь тогда осознает себя, когда он деятелен.




Устраняет ли техника человека из современной жизни, если человек тем более охотно передает (или интенсифицирует?) в ее сферу свои возможности, чем более делает ее совершенной – такова философская постановка вопроса о ее сущности.

Ключевые понятия и термины: сущность техники, техника и культура, техника в социальной среде, ценностное измерение техники.

Виду важности влияний техники на содержание современной системы культуры, обеспечение ее структурных связей, степень распространения технических артефактов в повседневной жизни, так что последняя, по сути, моделируется ими, философское осмысление техники заслуживает глубокого рассмотрения.

При посредстве техники наука обретает реально ощутимое, наглядное и осязательное присутствие в бытии человека. Значение техники столь велико, что без ее поддержки наше привычное существование едва ли представляется мыслимым. Культурные ценности, интересы и цели незаметно, но давно и прочно обрели технизированную сущность. Если отталкиваться от целевого назначения техники – служить средством интенсификации природных человеческих возможностей, то легко согласиться, что всякое техническое дополнение к таковым принимается позитивно, а значит, в пределе, масштаб угрозы их атрофии также возрастает (ср.: напоминание о естественном пользовании мускулами собственного тела производится за счет искусственных, технических сооружений - тренажеров).

В самом широком смысле, техника есть изменение природы посредством человеческого сознания в соответствии поставленным целям. Сразу же требуется ограничение определения: речь идет не об изменении законов природы, но приспособлении к ним (по этой причине в античности техника трактовалась не как средство познания природы, а как способ обмануть ее). С данной позиции ценностно-эффективным измерением техники будет степень пользы и полезности, куда включается и чисто практическая, материальная польза, и польза духовная – от самопознания человека в стратегиях его могущества над природой, а, следовательно, собственных возможностей. Человек лишь тогда осознает себя, когда он деятелен.

Устраняет ли техника человека из современной жизни, если человек тем более охотно передает (или интенсифицирует?) в ее сферу свои возможности, чем более делает ее совершенной – такова философская постановка вопроса о ее сущности.

В течение долгого времени философия, и методология науки делала акцент на анализ, прежде всего естественнонаучного знания, в особенности - физического и математического, поскольку именно оно считалось образцом строгости и точности. Но в последней трети прошлого века исследовательское любопытство стало заострять своё внимание в сторону гуманитарных и социальных наук. Всё более активно стали изучаться проблемы методологии истории, психологии и социологии. Благодаря этому получилось во многом преодолеть имевшую место односторонность методологических концепций и, кроме того, дало возможность заново переосмыслить некоторые из фундаментальных проблем науки. К примеру, проблему закономерностей развития научного знания или проблему его достоверности.

Большинство исследователей, оценивая тенденции развития философии и методологии науки, акцентируют внимание на следующие два обстоятельства.

Во-первых, эволюцию теоретических концепций от нормативного подхода к процедурам и результатам научных исследований к дескриптивному, описательному. А во-вторых, поворот от логического анализа структуры научного знания к проблемам его исторического развития. Эти направления во многом являются координированными.

В процессе анализа исторического пути развития научного знания стало понятно, что надежды и веры на существование единого универсального научного метода, применимых везде и всегда критериев достоверности получаемых результатов, по всей видимости, не оправданы.

В науке никогда не было единых стандартов, эталонов научной строгости и точности. В каждом историческом периоде в различных научных дисциплинах применялись свои правила и приемы исследования, которые могли оказаться в той или иной степени более или менее успешными. Это привело к отказу от первоначальной установки логического позитивизма переформировать все здание науки в соответствии с последними достижениями логики. И в связи с тем, что ученые чаще всего действовали вопреки предписаниям методологов, оставило за методологией преимущественно описательную и классифицирующую функции по отношению к методам научного познания и его результатам. Такое изменение установки не превратило предшествующие разработки философов науки в бесполезные инструменты, а только ограничило область их использования и обнаружило степень их соответствия исторической практике научных исследований. Методологические проблемы науки имеют большое философское содержание, так как их способ постановки, а чаще всего и решение зависят, прежде всего от принятых исследователем философских допущений относительно природы мира, познания и специфики научной деятельности. Поэтому методологические проблемы науки не являются собственно внутринаучными проблемами.

К основным проблемам философии и методологии науки можно отнести проблему возникновения научного знания, соотношения и взаимосвязи научных и вненаучных форм познания, проблема строения научного знания и основных функций науки, проблема развития науки. Каждая из перечисленных проблем в свою очередь имеет комплекс подпроблем, для которой характерно наличие собственных логических и идейных связей.

Проблема структуры научного знания пытается понять, какие знания являются эмпирическими, а какие же считать теоритическими. Стараются понять, что представляет собой научный факт и что такое гипотеза, что является законом науки, а что является научной теорией. Хотят выяснить должна ли научная гипотеза базироваться на фактах или же она должна быть логическим следствием теории и т.д. Определенное решение каждой из перечисленных проблем оказывает воздействие на решение остальных, а иногда даже может завести решение других проблем в тупик. Практика исследования показала, что средства современной логики позволяют выражать эти и другие подобные проблемы вполне одним строгим методом, а также эти средства являются ценным инструментом их анализа. Единственным их недостатком следует отметить только то, что они не могут быть достаточными способами для решения всех методологических проблем. Логика оказывается тут тесно связанной с философской теорией науки.

Техника представляет собой совокупность различных приспособлений, механизмов и обслуживания непроизводственных потребностей общества. C помощью техники люди смогли сохранить свой многовековой опыт, приёмы и способы познания природы, смогли осуществить все достижения культуры человечества. Техника является своеобразным результатом, итогом труда людей, развитием их знаний и в то же время и их средством.

Человечество на протяжении всей своей жизни было связано с техникой. Благодаря технике человечество прогрессирует, развивается, не стоит на месте. Техника смогла не только расширить возможности человека, но и благодаря ней люди смогли облегчить и упростить собственную жизнь.

В процветании, продвижении техники следует выделить три главных периода.

а) орудие ручного труда

б) машины и автоматы

в) искусственный интеллект

На сегодняшний день техника по своему уровню развития начинает приближаться к человеческому уровню, продвигаясь от аналогии с физическим трудом и его организации к аналогиям с ментальными свойствами человека.

Важное место в понимании техники играет философия техники. Так в 1898 г. были сформулированы следующие ее задачи:

1. В любой человеческой активности, при всяком переходе от идеи к вещи, от цели к ее достижению мы должны пройти через некоторую специальную технику. Но все эти техники имеют между собой много общего. Одна из задач философии техники как раз и состоит в том, чтобы выяснить, что же такое это общее?

2. В каких отношениях находится техника со всей культурой?

3. Соотношение техники с экономикой, наукой, искусством и правом.

4. Разработка вопросов технического творчества.

Одна из проблем философия техники - эта проблема влияния техники на людей, на их жизнь. Бесспорно, никогда так не было, чтобы техника обладала такой силой, что в состоянии теперь разрушить жизнь в частичной системе экологии и в конце концов - довести дело до глобальной катастрофы.

По мнению Н. Винера, проблема информатизации и глобальной коммуникации является сутью проблем кибернетики. Взаимодействие между машиной и человеком - это взаимодействие между думающим, чувствующим, наделенным волей и сознанием существом и неодушевленным предметом. Демонизм - это символ злого начала. Когда речь идет о демонизме применительно к технике, то имеются в виду непредсказуемые последствия ее использования для человека, общества в целом.

Основная цель техники - это являться средством для достижения целей. С помощью техники человек преобразует свое воздействие на окружающую среду. Так как строительным материалом для техники служит механико-физико-химическая действительность, то можно утверждать, что благодаря технике люди принуждают одну силу природы, а именно природные ископаемые и природные явления воздействовать на другие и осуществлять при этом его цели, к которым он стремиться.

Техника представляет собой воплощение сущностной силы человека. Приспособления и механизмы позволяют достичь людям высокого результата при наименьшей затрате сил и времени. Если для человека техника является как рациональность, то на стороне техники обретает форму экономичности, оптимальности и эффективности. Техника, как средство, способна хранить и передавать власть человечеству.

Заключение

Достижения науки и техники создали у большинства людей представление об абсолютном превосходстве человека над природой. На сегодняшний день человечество стало упускать из виду, что они и сами являются частью природы, биологическим представителем, жизнь которого определяется изменением природных условий.

Применение и изготовление технических средств - специфический признак человеческой деятельности. Человек помещает между собой и естественной природой технические средства труда. Техника развивалась путём моделирования естественных органов человека и их функций. Человек вышел в космос, проник внутрь атомного ядра, освоил новые виды энергии, создал мощные вычислительные системы, разгадал генетическую природу наследственности, научился использовать в невиданных масштабах богатство природы т.д. Но всё же он менее преуспел в осторожном, внимательном отношении к природе и к богатейшим ее ресурсам. Одним словом, для человечества знания и информация становятся основным ресурсом современного производства. Однако результатом этого могут превзойти даже самые решительные ожидания. Наиболее реалистической и исторически обоснованной точкой зрения является та, которая утверждает, что вплоть до конца XIX века регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но это характерно для технических наук сегодня.

Техника большую часть своей истории была мало связана с наукой; люди могли делать и делали устройства, не понимая, почему они так работают. В то же время естествознание до XIX века решало в основном свои собственные задачи, хотя часто отталкивалось от техники. Инженеры, провозглашая ориентацию на науку, в своей непосредственной практической деятельности руководствовались ею незначительно. После многих веков такой "автономии" наука и техника соединились в XVII веке, в начале научной революции. Однако лишь к XIX веку это единство приносит свои первые плоды, и только в XX веке наука становится главным источником новых видов техники и технологии.

Таким образом, следует отметить, что значимость науки в жизни людей поменялась целиком и полностью. И это обстоятельство оказывает и будет дальше оказывать огромное влияние на все сферы жизни: и политику, и экономику, и социальную сферу, и образование, и культуру и т.д.

Список использованной литературы

1. Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Екатеринбург, 2008.

2. Нурманбетова Д.Н - Философия и методология науки. Учебное пособие - Астана, 2002.- 15 с.

3. Канке В. - Философия техники - М.: Республика, 2004 г.

4. Хрестоматия по философии под редакцией Радугина А.А. Учебное пособие - Москва: Центр, 2001.- 416с.

5. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: курс лекций /Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 480 с.

3. Инженерная деятельность с точки зрения этической и социальной ответственности.

4. Прогноз развития науки и техники.

Наука представляет собой объект исследования сразу нескольких дисциплин. Это свидетельствует о том, что наука представляет собой многогранный и сложно устроенный феномен. С одной стороны, наука представляет собой социальный институт, с другой стороны – определенную деятельность по производству знаний, и, наконец – традицию, позволяющую осуществлять эту деятельность.

Если рассматривать науку как производство знаний, то она включает:

· экспериментальные средства, необходимые для изучения явлений;

· методы, посредством которых эти явления фиксируются, воспроизводятся, познаются;

· люди, занятые научным исследованием;

· учреждения (лаборатории, институты, академии, научные журналы);

· знания, зафиксированные в виде текстов, заполняющих полки библиотек;

· конференции, дискуссии, защиты диссертаций, научные экспедиции и пр.

Общей основой перечисленных элементов, составляющих науку, служит технология человеческой деятельности по производству знаний. Таким образом, наука – это определенная человеческая деятельность, которая выделилась в процессе разделения труда и направлена на получение знаний.

1)совокупность средств труда, орудий, с помощью которых создают что-нибудь;

2)машины, механические орудия;

3)совокупность знаний, средств, способов используемых в каком-либо деле.

В современном мире техника не только занимает приоритетное место, чем порожден техногенный характер нашей цивилизации, но и порабощает человека, подчиняя его законам своей эволюции.

16.2. Техника в современном обществе оказывает определяющее влияние на многие важные экономические, экологические, социальные, научные и политические решения. Это неизбежно выдвигает на первый план следующие вопросы:

- что такое техника?

- какова природа техники?

- каковы истоки техники?

- что техника может дать человеку?

- что техника может отнять у человека?

Эти и другие вопросы, поставленные в наши дни и интенсивно обсуждаемые на всех уровнях общественного сознания, включая страницы центральных и провинциальных изданий, породили философию техники.

Философия техники определяет, что же такое техника. Фундаментальным качеством техники является лежащий в ее основе принцип преобразования. Как известно, цивилизация возникала на основе преобразующей деятельности человека и общества. Преобразование среды, природы, самого человека и человеческого общества, таким образом, лежит в основе развития культуры и цивилизации. Техника с момента своего возникновения является уникальным средством такого преобразования. В преобразовании заключена, как философская и историческая сущность техники, так и ее культурное назначение и призвание.

Если на предыдущих стадиях развития философия техники была сферой интересов отдельных исследователей, то в современных условиях философией техники занимается большое число людей, как профессиональных философов, так и специалистов из разных областей науки и техники (инженеры, историки науки, медики, демографы, политик, историки техники, культурологи). Специалисты в области философии техники не только пишут научные труды, но и используют все средства массовой коммуникации и информации для пропаганды наиболее полезных результатов и достижений научно-технической мысли. Специалисты в области философии техники, занимаясь исследованием современных экологических и других массовых движений, стремятся конструктивно влиять на них.

Чем сложнее становится техника, тем глубже становятся двойственное отношение человека к технике. Эта двойственность порождается тем, что технократическое поведение может обернуться подчиненностью личности и ее моральных установок техническим инновациям. Философия техники, решая эту проблему, обосновывает очень простое положение: не человек и общество для техники, а техника – для человека и общества.

16.3. В технократических концепциях фигура инженера является центральной в современной технической деятельности. Инженеры занимаются проектированием техники, руководят ее применением и реализацией. Поэтому именно в связи с деятельностью инженера возникают не только научные и технические проблемы, но и проблемы нравственные, психологические, социальные и даже политические. Проблемный характер инженерной деятельности обусловливает сложности и противоречия в отношении к инженерной деятельности.

Инженер должен руководствоваться сознанием своего морального долга перед обществом и заботиться о снабжении людей всем необходимым (энергией, водой, продовольствием), используя для этого технические средства. В этом заключается моральная и социальная ангажированность инженера, его гражданственность. Высокая этическая и нравственная позиция инженера является вместе с тем и проявлением его социальной и политической позиции. Высоконравственный инженер не может стоять в стороне от социальных и политических проблем. Его профессиональные качества не могут не проявляться в его социальных и нравственных ориентациях и принимаемых им решениях.

Философия техники, исследуя ее влияние на различные сферы общественной жизни, акцентирует внимание на нравственных и социальных ценностях. Среди этических проблем, непосредственно связанных с техническим прогрессом, можно указать на проблему ответственности.

Проблема ответственности может быть рассмотрена в трех аспектах:

1) в плане ответственности по отношению к природе, включая сюда и животный мир;

2) в плане ответственности по отношению к человеку;

3) в плане ответственности по отношению к самой технике, ее созданию и применению.

Философия техники призывает не рассматривать природу в качестве бесправного объекта неограниченной эксплуатации при использовании ее ресурсов, порождающей вследствие бесконтрольности неблагоприятные экологические последствия. По мнению специалистов в области философии техники, природа должна стать полноправным партнером во взаимоотношениях между обществом и природой. К природе следует относиться бережно, руководствуясь высоконравственными нормами и этическим долгом.

Философия техники, решая эти проблемы, пытается найти пути и способы направления технического прогресса в сторону обеспечения экологической безопасности.

Техника в силу противоречивости своей природы может принести человеку много пользы и облегчения, но она, независимо от технических намерений человека, может причинить также и вред. Сегодня учеными широко обсуждается вопрос о пределах манипуляции над человеком. Проблемы манипуляции над человеческой психикой, воздействия на человеческий мозг составляют особую группу проблемы ответственности. Некоторые структуры мозга при воздействии на них способны продуцировать галлюцинации, неадекватные поведенческие реакции, изменять эмоциональные состояния человека. Существуют эксперименты, связанные с электромагнитными воздействиями, посредством которых можно препятствовать возникновению сонливости, создавать ощущение бодрости, прилива энергии, способствовать снятию напряжения. Средства манипуляции психикой по своему воздействию сравниваются с транквилизаторами и наркотиками.

С этим двойственным характером воздействий техники связано и восприятие самой техники обществом. Обыденное сознание воспринимает блага, приносимые техникой, как нечто совершенно естественное и само собой разумеющееся. При этом общество весьма болезненно реагирует на незапланированные издержки применения техники, которые воспринимаются с чувством тревоги, а иногда и враждебности. Такое отношение к технике оборачивается проявлениями технического пессимизма и технофобии, принимающие зачастую весьма крайние формы.

Исследования проблем науки и техники сделали очевидным следующее: техника и техническая деятельность являются важной формой самовыражения и самореализации человека, его материального, духовного и нравственного самоутверждения. Это возможно при условии, если техническая деятельность человека контролируется разумным началом в нем.

Возможность предвидения будущего основана на том, что будущее коренится в настоящем и оказывает влияние на настоящее. Влияние будущего на настоящее становится все ощутимее и потому его нельзя не принимать в расчет. Для прогнозирования будущего используются самые различные методы: метод Дельфи, метод экспертных оценок, веерный метод, построение вероятностных деревьев. К сожалению, прогнозы, основанные на имеющихся методах, носят вероятностный характер. Универсальный метод прогнозирования будущего еще предстоит разработать.

Реализация этих достижений стала фундаментом для прогнозирования появления компьютерной техники, которая будет способна заглядывать в человеческий мозг и читать мысли человека. Данный прогноз в свете ощутимых преобразований в сфере коммуникаций представляется достаточно вероятным.

Прогнозируя и осуществляя развитие науки и техники, не следует забывать, что принцип гуманизма должен быть основополагающим для всех прогнозов и проектов. Игнорирование этого принципа приводит к трагическим последствиям. Технологический гуманизм должен стать ведущим фактором и популярным средством решения трудных научно- технических задач.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Департамент Общего Образования Томской области

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

____________________________________________________________________________

Выполнил: Швалёв Игорь Анатольевич

По моему мнению, воздействие техники и технологий способно как обеспечить процветание нашей цивилизации, так и погубить её. Я считаю, что многое зависит от позиции самого инженера, учёного, создающего технику и технического специалиста, эксплуатирующего её. Создание и эксплуатация технических устройств требует сегодня комплексного, системного анализа последствий использования техники, нужен новый технический специалист с широким философским видением перспектив использования техники.

Немаловажно и влияние на технический прогресс науки. Несмотря на то, что наука и техника развивались обособленно друг от друга, наука зачастую использовала технические устройства для получения результатов. В свою очередь и научные результаты успешно используются в технике, более того, очевидно, что стремительное развитие техники происходит, как раз, на основе современных научных достижений. Однако следует не забывать и о том, что принципиально новая техника может быть создана и без использования новых теорий. Из-за увеличения технического потенциала, увеличения объемов знаний, происходит изменение подхода к уже привычным вещам, так в последние десятилетия происходит все большая дифференциация наук, что приводит к созданию все более многочисленных ветвей знания, каждая из которых постепенно вырастает в отдельную науку. Возникают пограничные области знания, играющие все более важную роль. И поэтому ученых как создателей новой научной теории заботит выработка как можно более широких закономерностей. В то время как ученых технической направленности интересует создание конкретного технического решения поставленной задачи.

Я считаю, что взаимодействие науки и техники является некоторой формой симбиоза, т.е. их взаимодействие взаимовыгодно для каждой стороны, и, не смотря на отличия в методах познания науки и техники, они все равно находятся в очень тесной взаимосвязи. Также, эти две стороны могут развиваться и автономно друг от друга, но скорость этого развития, по моему мнению, будет значительно ниже.

Читайте также: