Философские основания науки кратко

Обновлено: 08.07.2024

Рассмотрим теперь третий блок оснований науки. Включение научного знания в культуру предполагает его философское обоснование. Оно осуществляется посредством философских идей и принципов, которые обосновывают онтологические постулаты науки, а также её идеалы и нормы. Характерным в этом отношении примером может служить обоснование Фарадеем материального статуса электрических и магнитных полей ссылками на принцип единства материи и силы.

Экспериментальные исследования Фарадея подтверждали идею, что электрические и магнитные силы передаются в пространстве не мгновенно по прямой, а по линиям различной конфигурации от точки к точке. Эти линии, заполняя пространство вокруг зарядов и источников магнетизма, воздействовали на заряженные тела, магниты и проводники. Но силы не могут существовать в отрыве от материи. Поэтому, подчёркивал Фарадей, линии сил нужно связать с материей и рассматривать их как особую субстанцию.

Философские основания науки не следует отождествлять с общим массивом философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов её решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы.

Формирование и трансформация философских оснований науки требует не только философской, но и специальной научной эрудиции исследователя (понимания им особенностей предмета соответствующей науки, её традиций, её образцов деятельности и т. п.). Оно осуществляется путём выборки и последующей адаптации идей, выработанных в философском анализе, к потребностям определённой области научного познания, что приводит к конкретизации исходных философских идей, их уточнению, возникновению новых категориальных смыслов, которые после вторичной рефлексии эксплицируются как новое содержание философских категорий. Весь этот комплекс исследований на стыке между философией и конкретной наукой осуществляется совместно философами и учёными-специалистами в данной науке. В настоящее время этот особый слой исследовательской деятельности обозначен как философия и методология науки. В историческом развитии естествознания особую роль в разработке проблематики, связанной с формированием и развитием философских оснований науки, сыграли выдающиеся естествоиспытатели, соединившие в своей деятельности конкретно-научные и философские исследования (Декарт, Ньютон, Лейбниц, Эйнштейн, Бор и др.).

Обе подсистемы исторически развиваются в зависимости от типов объектов, которые осваивает наука, и от эволюции нормативных структур, обеспечивающих освоение таких объектов. Развитие философских оснований выступает необходимой предпосылкой экспансии науки на новые предметные области.

4. Науки о действительности и конструирующие науки.

4. Науки о действительности и конструирующие науки. Наука имеет дело с действительностью. Однако условием познавания действительности является знание о недействительном. Доступное пониманию действительное - дух - мы понимаем в каждом случае при помощи очевидной

§ 7. Науки о фактах и науки о сущностях

§ 7. Науки о фактах и науки о сущностях «Та (в свою очередь эйдетическая) взаимосвязь, какая имеет место между индивидуальным предметом и сущностью, согласно с чем каждому индивидуальному предмету принадлежна некая сущностная наличность — в качестве его сущности,

7.1. Институционализация науки и ее философские проблемы

7.1. Институционализация науки и ее философские проблемы В широком смысле социальный институт трактуется как элемент социальной структуры, исторической формы организации и регулирования общественной жизни – совокупность учреждений, норм, ценностей, культурных

1. Философские основания теории медицины

1. Философские основания теории медицины Особенностью современного естествознания является то, что в настоящее время все глубже изучаются качественные и количественные переходы между основными формами движения материи. Если раньше такие науки, как физикохимия,

1. Философские основания теории медицины

1. Философские основания теории медицины Особенностью современного естествознания является то, что в настоящее время все глубже изучаются качественные и количественные переходы между основными формами движения материи. Если раньше такие науки, как физикохимия,

РАЗДЕЛ I Теоретико-концептуальный и естественноисторический 1. Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания

РАЗДЕЛ I Теоретико-концептуальный и естественноисторический 1. Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания 1.1. Определение науки и естествознания как отрасли наукиВ науке и для науки интересно все. Даже само слово наука. Этимология (от

Глава 1. Знание и творчество в успехах науки и техники: методологические основания единства антиномии

Глава 1. Знание и творчество в успехах науки и техники: методологические основания единства антиномии О, Господи, дай знать, Изведать дай любви, печали, И, что б они ни означали, Готов из рук Твоих принять. Перевод автора из Э. Мерике Знание как многообразие путей

Джон Хорган Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки

Джон Хорган Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки Введение Поиск ответа Horgan THE END OF SCIENCE Facing the Limits of Knowledge in the Twilight of the Scientific Age 1996Перевод с английского М. В. ЖуковойДизайн Вадима НазароваОформление Александра ПономарёваЗащиту интеллектуальной

§ 7. Науки о фактах и науки о сущностях

§ 7. Науки о фактах и науки о сущностях Та (в свою очередь эйдетическая) взаимосвязь, какая имеет место между индивидуальным предметом и сущностью, согласно с чем каждому индивидуальному предмету принадлежна некая сущностная наличность — в качестве его сущности, равно

§ 26. Науки с догматической и науки с философской установкой

§ 26. Науки с догматической и науки с философской установкой Итак, естествоиспытатели отзываются о математике и всякой эйдетике скептически, однако в своей эйдетической методике поступают догматически. К счастью для них! Ведь великим естествознание стало благодаря тому,

§ 56. Вопрос об объеме феноменологической редукции. Науки о природе и науки о духе

§ 56. Вопрос об объеме феноменологической редукции. Науки о природе и науки о духе Выключая полагание мира, природы, мы воспользовались этим методическим средством для того, чтобы вообще стал возможным поворот взгляда к трансцендентально чистому сознанию. Теперь же,

5. Основания философствования

5. Основания философствования Два способа анализа философских проблем. Меняем курс!В современной философии широко используют два основных способа интерпретации философских проблем. При первом способе за основу берут определенный тип философствования и уже в его

Основания науки

Основания науки Можно выделить по меньшей мере три главных компонента оснований научной деятельности: идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания науки. Каждый из них, в свою очередь, внутренне структурирован. Охарактеризуем каждый из

Техника науки и технические науки

Техника науки и технические науки Согласно третьей, указанной выше, точке зрения, наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов, и представляет собой ряд попыток исследовать способ функционирования этих инструментов.Германский

Философские основания XX века

Книга первая О мире как представлении Первое размышление: Представление, подчиненное закону основания: Объект опыта и науки

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ – система философских идей и принципов, посредством которых обосновываются представления научной картины мира, идеалы и нормы науки и которые служат одним из условий включения научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи.

В фундаментальных областях исследования развитая наука, как правило, имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте (иногда практическое освоение таких объектов осуществляется не тогда, когда они были открыты, а в более позднюю историческую эпоху). Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи. Поэтому научные картины мира (схема объекта), а также идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразном согласовании с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с доминирующими смыслами универсалий культуры. Такое согласование обеспечивают философские основания науки. В их состав входят наряду с обосновывающими постулатами также идеи и принципы, которые определяют эвристику поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку научной картины мира и нормативных структур науки, а затем применяются для обоснования полученных результатов – новых онтологий и новых представлений о методе. Но совпадение философской эвристики и философского обоснования не является обязательным. Может случиться, что в процессе формирования новых представлений исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые им представления получают другую философскую интерпретацию, благодаря которой они обретают признание и включаются в культуру. Философские основания гетерогенны: они допускают вариации философских идей и категориальных смыслов, применяемых в исследовательской деятельности. Философские основания науки не тождественны общему массиву философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы.

Формирование философских оснований науки и их изменение требуют не только философской, но и специальной научной эрудиции исследователя (понимания им особенностей предмета соответствующей науки, ее традиций, ее образцов деятельности и т.п.). Они осуществляются путем выборки и последующей адаптации идей, выработанных в философском анализе, к потребностям определенной области научного познания, конкретизации исходных философских идей, их уточнения, формирования новых категориальных смыслов, которые после вторичной рефлексии эксплицируются как новое содержание философских категорий. Весь этот комплекс исследований на стыке между философией и конкретными науками осуществляется совместно философами и учеными-специалистами. В настоящее время этот особый слой исследовательской деятельности является важнейшим аспектом философии и методологии науки. В историческом развитии науки особую роль в разработке проблематики, связанной с формированием и развитием философских оснований, сыграли выдающиеся ученые, соединявшие в своей деятельности конкретно-научные и философские исследования (Декарт, Ньютон, Лейбниц, Эйнштейн, Бор, Вернадский и др.).

Обе подсистемы исторически развиваются в зависимости от типов объектов, которые осваивает наука, и от эволюции нормативных структур, обеспечивающих освоение таких объектов.

В неклассической науке кон. 19 – 1-й пол. 20 в. акцент был перенесен на гносеологическую проблематику, а новые смыслы онтологических категорий вводились с учетом трактовки познания как деятельности субъекта, от характера средств и операций которой зависят получаемые знания об объекте. В современной постнеклассической науке ее философские основания центрируют внимание на проблематике социокультурной обусловленности познания, анализе его мировоззренческих предпосылок и его социально-этических регулятивов. Под этим углом зрения разрабатываются смыслы онтологических и эпистемологических категорий. Такая разработка определена доминирующими типами объектов исследования, которыми становятся сложные, исторически развивающиеся системы. В их познании важную роль начинают играть способы коммуникации познающего субъекта, включенность операций деятельности в развитие изучаемых систем, этические регулятивы, определяющие выбор возможных стратегий изменения системы. Развитие философских оснований выступает необходимой предпосылкой освоения наукой принципиально новых типов объектов и процессов. См. также ст. Наука.

1. Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. М., 1986;

2. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1987;

3. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1988;

4. Никифоров А.Л. Философия науки. История и методология. М., 1998;

5. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992;

Философские основания науки.

Философские основания играют не маловажную роль в развитии науки. Это выражается в следующем:

1. От исходной философской идей часто зависит степень обоснованности разрабатываемой научной гипотезы.

2. От исходной философской идеи часто зависит понимание истинной природы явлений, истинной природы той или иной теории.

3. От исходной философской идеи часто зависит способность общественного сознания оценить по достоинству новое открытие.

Развитие научной мысли всегда происходило в рамках фундаментальных идей и принципов философии.

Николай Кузанский предсказал развитие науки вплоть до Ньютона его подтвердили Коперник, Гильберт, Галилей, Ньютон.

Уровнял природу и Бога, а следовательно можно её изучать.

Бекон - ввёл индуктивную логику в рамках философских принципов.

Общий характер философских оснований науки в истории человеческого познания.

1. В 17-18 веках философия обосновывала методы научного познания (Бекон, Декарт см. выше).

2. 19-20 (первое десятилетие) века философия обосновывала роль субъекта и научного языка в познании.

3. В настоящее время философия выполняет общеметодологическую функцию по отношению к научному познанию:

1. обосновывает фундаментальные принципы и модели познавательной деятельности,

2. определяет границы и возможности современной науки.

К философским основаниям науки относятся

1. Фундаментальные принципы и модели познавательной деятельности.

2. Категории и понятийный аппарат, входящие в содержание наук (например теоретическая физика) и определяющее их мировоззренческое, гносеологическое (принцип дополнительности) и методологическое значение.

3.Научная картина мира (НКМ) а также стандарты и стиль научного мышления.

2. В качестве иллюстрации - обоснование Фарадеем. Ввёл понятие поля. Учёные недоумевали о природе этого явления (распределение металлических опилок между полюсами). И Фарадей прибегает к философии - принцип материального единства, поэтому линии силы надо связывать с материей.

Другой пример - обоснование Сетченовым сущности сознания - субъективный образ объективного мира, т.е. связывает с материей, не допускает мистики и т.п.

Нильс Бор в вёл принцип дополнительности.

Нормы, цели, ценности и идеалы науки.

Специфика науки как особой деятельности по получению знаний утверждалась и утверждается в своих собственных номах, целях, ценностях и идеалах.

Основная функция этого перечня атрибутов науки состоит в организации и регулировании научных исследований. Они признаны ориентировать исследовательский процесс на поиски эффективных путей, способов и форм достижения результатов.

Норма (вообще предполагает) некоторое предписание, образец поведения или действия. Норма предполагает меру заключения о каком-то результате или меру оценки какого-либо результата. Нормальное - соответствующее норме, а анормальное - отклонение от нормы.

Норма в науке - с необходимостью предполагает некоторый "шаблон", "трафарет". В рамках "принятых научных стандартов" (этих шаблонов) познавательная деятельность и её результаты считаются либо соответствующими норме, либо не соответствующими этой норме.

Стёпин связывает норму с научной традицией.

Конкретный пример. У аспирантов эта нормативная деятельность начинается с выбора темы научным руководителем - ему и кафедре надо развивать свою тему. Далее выстраиваются отношения с научным руководителем по плану работы аспиранта.

Понятие нормы в науке раскрывается в сопоставлении с понятием научная традиция. Но они характеризуют науку безлично (не проявляются персоналии аспиранта, ученого). В тоже время конкретные акты деятельности (шаги исследовательской деятельности) всегда целенаправлены, осуществляются конкретным творческим субъектом. Предполагает выбор конкретной цели, предполагает следовать определённым ценностям, идеалам. К нему (живому, деятельному субъекту) относятся понятия цели и ценности и идеалы науки.

К идеалам науки относится такая совокупность её параметров, норм, установок и предпочтений, которая представляет собой высшие образцы научной деятельности и высшие результаты этой деятельности.

Для ученого идеалы научности притягательны своим совершенством, но именно поэтому они не всегда оказываются достижимыми. Если идеалы остаются не достижимыми, не реализованными об этом можно только сожалеть. Но нормы должны быть выполнимы и это отличает их от идеалов. Идеалы, как правило, более расплывчаты, чем нормы.

3. Это преимущественно пожелания, а нормы - директивные распоряжения.

Но несмотря на это, они занимают одно из ключевых мест, т.к. ими задаётся значение хорошего и плохого в деятельности учёного, должного и предрассудительного, правильного и неправильного. Идеалы науки систематизируют наиболее отвлечённые и общие представления о деятельности ученого, но ценностная сила идеалов несомненна.

Всегда надо к чему-то стремиться, иначе - мертвое, нет концентрации творческой энергетики.

Вспомним, что в структуре научного познания выделяются три основных уровня: 1. эмпирическое познание; 2. теоретическое познание; 3. метатеория (основания науки).

Рассмотрим более детально содержание метатеории. Метатеория (основания науки) является признаком состоявшейся науки, находящейся на довольно высоком этапе развития.

Основания науки имеют многослойное строение. Можно выделить три структурных элемента в основаниях науки:

1. Идеалы и нормы научного познания

2. Философские основания науки

3. Научная картина мира

Идеалы науки – это ценностные ориентации научного мышления ученых, которые занимаются наукой. Ценности есть общезначимые образцы, нормы, которые предъявляются к научному исследованию.

Идеалы и нормы науки носят исторически развивающийся характер. Например, идеалом классической науки XVII-XIX вв. в понимании причинности была динамическая трактовка причинности: все предопределено – прошлое, настоящее, будущее.

Идеалом понимания причинности в неклассической науке (конец XIX-XX вв.) является статистическая трактовка причинности. Здесь причинность носит вероятностный характер – события жестко не предопределены. Большое значение в наступлении того или иного события придаётся случайности.

Основные идеалы и нормы научного познания:

1. Непротиворечивость – речь идёт о формальной непротиворечивости, т.е. одно высказывание в сфере мышления не должно противоречить другому высказыванию.

2. Принципиальная проверяемость – верификация. Данная ценность особенно значима в науках, которые имеют дело с конкретными фактами в виде определенных наблюдений, экспериментов.

3. Принципиальная возможность фальсификации, т.е. допущение возможности опровержения того или иного научного положения.

4. Организованность и системность. Это значит, что каждый новый результат науки опирается на предыдущий результат. Кроме этого, каждое новое высказывание в науке выводится из других истинных и доказанных высказываний. Например, в математике такими высказываниями являются аксиомы. В конкретных естественных науках такими высказываниями являются законы.

5. Принцип точности – этот идеал ориентирует ученого на выражение результатов исследования в точной количественной математической форме. Данный идеал особенно ценится в естественных и технических науках.

7. Идеал научного объяснения – задача науки состоит в адекватном объяснении мира.

8. Идеал предсказания – наука ценится, когда может предсказывать явления и события.

9. Для современной науки особо ценным является идеал возможности практического использования научных выводов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине.

Философские основания науки

На протяжении истории науки философия играла значительную роль в ее развитии. Следует вспомнить, что философия является праматерью всех наук. Две с половиной тысячи лет назад возникла единая система знаний – философия, которая включала в себя и научную проблематику. Первые философы были одновременно и учёными.

Философские основания включают в себя четыре вида оснований:

1. Онтологические основания. Именно философия говорит о бесконечности мира, о том, что нет беспричинных явлений и т.д.

2. Гносеологические основания. Философия, а вернее значительная часть ее представителей, говорит о возможности объективной истины, то есть такого содержания знания, которое независимо от человека.

3. Методологические основания. В науке используются такие философские методы, как диалектический метод, системный метод, структурно-функциональный метод, в гуманитарных науках метод герменевтики – искусство, умение трактовать, правильно понимать текст.

4. Аксиологические основания. Естественные науки в целом безразличны к ценностям, задача ученых заключается в том, чтобы познать и объяснить окружающий мир. В то же время любой ученый является человеком, он не свободен от ценностей – от понимания добра и зла, справедливости и несправедливости. Эти ценности изучает и привносит в науку философия, прежде всего отрасль философии – этика.

Примером влияния философских оснований на развитие науки является история с атомистическим учением Демокрита. Демокрит выдвинул идею о том, что мир состоит из атомов, которые движутся в пустоте. Атомы различаются между собой по форме, по местоположению в пространстве. Ученик Демокрита Эпикур заявил, что атомы различаются также по весу. Демокрит допускает пустоту для того, чтобы показать вечность движения и изменений в мире. Эта идея Демокрита оказалась исключительно плодотворной для развития науки, особенно для науки эпохи Возрождения и Нового времени, в том числе для таких русских ученых, как М. Ломоносов и Д. Менделеев.

Читайте также: