Философские категории в методологии юридической науки кратко

Обновлено: 04.07.2024

Методология как наука о принципах, формах, способах познания объективной реальности. Структура и уровни методологии: научные парадигмы, философские основания науки, концепции, теории, принципы, аксиомы и методы познания. Классическая, неклассическая и постнеклассическая парадигмы науки и их особенности в познании проблем права. Развитие методологии юридической науки.

Особенности современной методологии. Гуманистическая направленность. Методологический плюрализм. Рациональные и внерациональные методы познания. Относительность разграничения общенаучных и частно-научных методов познания. Научность при изучении и разрешении проблем общей теории права. Учет общечеловеческих и цивилизационных ценностей и идеалов как принцип изучения и научного разрешения проблем права.

Общефилософский подход к исследованию проблем общей теории права. Идеалистическое и материалистическое понимание сущности права, его отражение в соответствующих теориях права. Причины возникновения и противопоставления данных типов понимания. Диалектический и метафизический методы познания права.

Формационный и цивилизационный подходы, дедукция и индукция в познании права. Особенности догматического и нормативного способов изучения права.

Логический, конкретно-исторический, историко-сравнительный, сравнительный, аналитический, системный, функциональный, структурно-функциональный, конкретно-социологический, статистический и другие методы познания права.

Системный анализ. Открытые и закрытые системы. Выявляемые и моделируемые системы. Механические, саморегулируемые, саморазвивающиеся системы. Государство и право как системные объекты. Синергетический подход к познанию права. Государство как уникальный исторический саморазвивающийся субъект, находящийся в условиях непрогнозируемых внешних воздействий и стремящийся к их упорядочиванию в рамках достижения собственных целей. Право как саморегулируемая система, при помощи которой государство достигает собственных целей и преобразует внешние условия.

Моделирование, эксперимент и иные частные методы изучения права.

Система социологических методов изучения права: анкетирование, интервьюирование, личное, в том числе, включенное наблюдение.

Методология (эпистемология) общей теории права – теория познания сути и содержания права как сложных и важных общественных явлений. Это та часть науки общей теории права, предметом которой является процесс познания права, а не отдельные частные формы их проявления. Она выявляет сущность познавательного процесса, его механизм, возможности и границы познания. Важнейшая проблема методологии – соотношение знания о государстве, праве и государственно-правовой реальности и тесно связанных с ней вопросов об истине, путях, формах и способах ее достижения.

Структура методологии общей теории права включает элементы:

· исходные основания, фундаментальные понятия, категории, принципы, законы, аксиомы и т. д.

· идеализированный объект данной теории;

· логика и методология, используемые для ее построения;

· философские основания и ценностные факторы;

· совокупность законов и утверждений, выведенных из основных положений этой теории.

Предмет методологии (эпистемологии) права– процесс научного познания (исследования) и описания наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования самого объекта, то есть права.

Цель любой науки, в том числе методологии общей теории права,– постижение истины и открытие объективных законов (закономерностей), подтверждаемых практикой. Закономерности – связи (объективные, существенные, конкретно-всеобщие, внутренние, повторяющиеся длительное время, устойчивые) между государством и правом и другими общественными явлениями. Выделим следующие закономерности:

· государство и право – продукты общества;

· государство и право возникают неизбежно на определенной ступени развития общества;

· государство и право (право позитивное) возникают одновременно, они генетически связаны, причины их появления одинаковые;

· государство и право развиваются в тесной связи длительное время;

· государство и право тесно связаны с другими явлениями общества (экономика, политика, идеология, мораль, религия и т. д.);

· по мере развития права их связи дополняются, расширяются, видоизменяются, возникают новые связи, некоторые старые связи исчезают и т. д.;

· государство и право выступают элементом культуры общества, они представляют собой величайшую социальную ценность, ибо, регулируя общественные отношения, право упорядочивает поведение людей в обществе, а государство защищает и охраняет их в интересах стабильного функционирования общества.

Функции методологии.Методология (эпистемология) общей теории права как особая наука выполняет следующие функции:

· эмпирико-описательная – описание явлений государственно-правовой реальности: государственные органы; правовые акты (нормативно-правовые, правоприменительные, правоохранительные, юридические документы, юридические факты и т. д.);

· объяснительная – выявление сущностных закономерных связей и отношений права, раскрытие сущности объясняемого объекта;

· прогностическая – удовлетворение актуальных потребностей людей. Благодаря этой функции теория права как наука востребована в обществе.

Истина достигается с помощью познавательных методов. В настоящее время разработана система принципов, методов, логических приемов, средств и способов научного исследования процесса становления, развития и функционирования права. В подходе к классификации методов отсутствует единая точка зрения.

Классификация основных методов.Выделяют три группы методов изучения права (В. И. Власов, Д. А. Керимов, А. Ф. Черданцев): общенаучные, специальные и частнонаучные [4] .

Общенаучные методы: диалектический; методы формальной логики – анализ, синтез, дедукция, индукция, абстрагирование.

Основные принципы диалектики: универсальная взаимосвязь; развитие; детерминизм; системность; материальное единство мира. Содержание данных принципов конкретизируется в системе законов и категорий диалектики.

Основные законы диалектики, сформулированные немецким философом Г. Гегелем: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания.

Методы формальной логики:

· анализ (гр. аnalysis – разложение, расчленение) – логический прием, который заключается в расчленении объекта исследования (мысленно или реально) на элементы. Нормы права делятся на элементы: гипотеза, диспозиция, санкция;

· синтез (гр. synthesis – соединение, сочетание) – логический прием, означающий процесс мысленного или реального объединения разрозненных частей предмета в единое целое. Например: нормы права объединяются в институты права; институты права – в отрасли и подотрасли права; отрасли права – в систему права. Цель синтеза – представление права как единства и многообразия его сторон, свойств;

· индукция (лат. inductio – поведение) – логический прием, представляющий собой движение мысли от единичного к общему; умозаключение, полученное в наблюдениях и экспериментах; движение мысли от фактов к общему утверждению (гипотеза, выводы, заключение);

· дедукция (лат. deductio – выведение) – логический прием, который состоит в восхождении процесса познания от общего к частному, единичному;

· абстрагирование – отвлечение от ряда частных признаков, свойств, отношений отдельных предметов для получения цельного знания о предметах и явлениях.

Специальные методы (используются в некоторых науках):

· статистический – анализ информации, характеризующей количественные и качественные закономерности правовой жизни общества. При анализе правонарушений в определенном регионе, области, районе государства выявляется рост преступности;

· математический – анализ правовой реальности при выяснении процента опасных преступлений, совершенных в определенном районе, городе, коллективе школы;

· конкретно-социологический – наблюдение, опрос, интервью, построение правовых моделей, выяснение мнения различных слоев населения общества о поправках к УК, внесенных в Национальное собрание Республики Беларусь.

Частнонаучные методы используются только в теории права. В. И. Власов к этой группе относит методы:

· сравнительного правоведения – изучение правовых систем различных государств путем сравнения (сопоставления) этих систем в целом либо их отдельных компонентов, то есть нормативной системы права, отдельных институтов права, правовой культуры и т. д.;

· правового прогнозирования – предвидение сокращения роста преступности среди молодежи на основе объективных конкретных данных, характеризующих состояние, деятельность молодежи (в коллективе, районе, области);

· формально-юридический – изучение права вне связи с другими явлениями общества при рассмотрении структуры права.

Существует иная классификация методов (А. В. Малько, В. М. Корельский, Н. А. Горбаток):

Всеобщие, мировоззренческие, философские наиболее универсальные принципы мышления: метафизика, диалектика (материалистическая и идеалистическая) и др.

Общенаучные методы познания – анализ, синтез, системный и функциональный подходы.

Частнонаучные– специальные (конкретно-социологический, статистический, кибернетический) и сугубо юридические (формально-юридический и сравнительно-правовой) [6] .

Авторы данной классификации акцентируют внимание на мировоззренческих, философских методах. Однако некоторые специальные методы, используемые в науках (конкретно-социологичекий, статистический и др.), необоснованно отнесены к частным.

Доктор юридических наук профессор С. Г. Дробязко все методы разделяет на две группы: общенаучные (диалектический, метафизический, формационный, цивилизационный, догматический, нормативный, дедукция, индукция, анализ, синтез); частнонаучные (исторический, историко-политический, генетический, историко-сравнительный, компаративистский (сравнительно-правовой), структурный, структурно-функциональный, функциональный, статистический, конкретно-социологический, логико-математический, кибернетический, синергетический, телеологический, прогностический и др.) [7] .

С. Г. Дробязко не рассматривает суть каждого метода, однако справедливо замечает, что предлагаемые в общей теории права классификации методов относительны. В качестве критерия подобной классификации автор выдвигает наиболее общие принципы познания права. Он представил общую характеристику современной методологии (что особенно ценно), которая отрицает монополизм, является плюралистической, имеет гуманистическую направленность, отличается свободомыслием, открытой рациональностью [8] .

Выделяют также три уровня научного познания:

· высший уровень – методы, применяемые ко всем изучаемым объектам;

· средний – междисциплинарные методы, применяемые к нескольким однотипным объектам;

· низший – методы для изучения одного объекта.

Основные уровни постижения истины.По глубине постижения сути права, выявления государственно-правовой реальности в юридических науках, как в любых других науках, можно выделить три уровня:

· эмпирический – сбор, накопление и первичная, рациональная обработка данных опыта. Ученый непосредственно исследует объект. Использует методы: наблюдение; описание; измерение; эксперимент. Главная задача состоит в фиксации фактов;

· теоретический – ученый объясняет зафиксированные факты, оперируя исключительно идеализированными объектами. Использует методы: аксиоматический; дедуктивный; системно-структурный; функциональный; метод восхождения от абстрактного к конкретному; логический и т. п.;

Таким образом, эмпирический и теоретический уровни различаются способами идеального воспроизведения объективной реальности, подходами к построению системного знания. В криминалистике при исследовании объектов преобладают эмпирические подходы, в общей теории права – методы объяснительного характера, логический метод и др.

Выводы

Общая теория права – наука, которая носит фундаментальный, по отношению к другим юридическим наукам, характер. Она обобщает и систематизирует терминологический аппарат, выделяет общие характеристики, присущие праву, анализирует их.

Общая теория права является общетеоретической наукой, тесно связанной с другими юридическими науками.

Важнейшие функции общей теории права: онтологическая (определяет смысл существования права в философском контексте); гносеологическая (направлена на поиск нового знания); методологическая (конструирует методологию юридического научного познания); идеологическая (способствует формированию определенного мировоззрения); политико-управленческая (обеспечивает научный подход к государственному управлению).

Следует отличать общую теорию права как науку от одноименной учебной дисциплины.

Общая теория права использует общенаучные (диалектический, методы формальной логики – анализ, синтез, дедукция, индукция и абстрагирование); специальные (статистический, математический и конкретно-социологический); частнонаучные методы (сравнительное правоведение, правовой эксперимент, правовое прогнозирование, формально-юридический).

Особую ценность в научном познании представляют категории диалектики. Категории диалектики можно разделить на два вида: субстанционные и соотносительные. Первые - это те категории, которые употребляются в отдельности, безотносительно с другими. К таким относят категории: "бытие", "материя", "движение", "развитие", "пространство", "время", "противоречие" и т. д. Они фиксируют определенные общие свойства объективной действительности, но не дают непосредственного представления о связях этих категорий с другими. Вторые являются органически связанными одна с другой, в процессе познания предполагают одна другую; уяснив одну, нельзя не учитывать другую. К таким категориям относятся: единичное и общее; явление и сущность; форма и содержание; часть и целое; причина и следствие; случайность и необходимость; возможность и действительность.

Единичное и общее.Это философские категории, отражающие диалектическое единство и отличие между предметами и явлениями действительности. Так, категория "единичное" отражает в предмете, явлении то, что присуще только данному предмету, явлению. "Общее" -- это тождественность, которая объективно существует между предметами, вещами, явлениями в рамках конкретной качественной определенности. Ни единичное, ни общее не имеют самостоятельного существования, они не существуют как таковые. Самостоятельно существуют отдельные предметы, явления, процессы. Как общее, так и единичное существует лишь в отдельном. Всякое отдельное является единством противоположностей. Одновременно оно и единичное, и общее. Всякое общее является частичкой, элементом, стороной отдельного, поскольку оно отражает последнее не полностью, не целиком, а односторонне -- то, что есть тождественным в предметах. Единичное по своей сути есть проявление более богатое, нежели общее, являющееся абстрактным. Однако общее глубже раскрывает содержание, сущность предмета.

Явление и сущность.Это категории, определяющие разные ступени познания, каждая из которых отражает реальный уровень глубины постижения объекта. Сущность -- это философская категория для обозначения внутренней, относительно скрытой и устойчивой стороны объективной действительности, которая определяет природу предмета, процесса и присущие им закономерности развития. Явление -- это категория для обозначения в предмете, процессе того, что непосредственно обнаруживается, проявляется перед нами.

Содержание и его форма.Эти категории являются дальнейшей конкретизацией сущности и явления. Содержание - это совокупность элементов, сторон, свойств, связей и тенденций, составляющих данный предмет, процесс, явление. Форма - это способ организации предметов и процессов, которые составляют их содержание. Иными словами, форма предмета -- это организация устойчивых внутренних связей между элементами, которые позволяют ей предстать как единое целое и выполнять все присущие функции.

Часть и целое: элемент, структура, система.Часть и целое - категории, отражающие отношения между совокупностью предметов или их сторон, элементов и связей, которые их объединяют и приводят к появлению в этой совокупности новых свойств и закономерностей, не присущих предметам, сторонам, элементам по отдельности.

Диалектика рассматривает часть и целое в их диалектическом единстве. При образовании целого возникает новое качество, которое не сводится к сумме свойств частей; тем не менее, оно определяется частями -- их количеством и определенным типом взаимодействия. Поэтому диалектика считает, что познание целого может быть успешным лишь при условии знания свойств, частей, и наоборот, исследование частей должно опираться на предшествующее знание целого.

Категории "целое", "часть" схожи и взаимосвязаны с понятиями "система", "структура", "элемент". Элемент (от лат. elemenium - первичное вещество) -- относительно неделимая часть целого. Понятие части более широкое по своему объему, чем понятие "элемент", поскольку это не любая часть, а только относительно неделимая. Причем "часть" соотносится с понятием целого, а "элемент" -- с понятием структуры. Структура (от лат. struktura -- строение, размещение, порядок) -- способ закономерной связи между составными частями предметов и явлений. Система (от греч. systema -- объединение, творение) -- совокупность определенных элементов, между которыми существует закономерная связь или взаимодействие. Структура любой системы прежде всего зависит от ее составных элементов. В свою очередь, и свойства элементов в значительной степени обусловлены структурой той системы, которую они образовывают.

По характеру элементов и структуры выделяют разные виды систем. Наиболее распространенным является деление систем на материальные, существующие в объективной реальности, и идеальные, которые являются отражением ее в человеческом сознании. По количеству элементов и связей различают простые и сложные системы.

Причина и следствие. Практика показывает, что возникновение любого явления обусловлено каким-либо фактором или факторами, порождающими его. Явление, действие которого приводит к возникновению нового явления, называется причиной. А явление, возникающее под влиянием причины, называется следствием.

Необходимость и случайность. Эти философские категории отражают разные типы связей предметов и явлений друг с другом. Необходимость -- это внутренние, устойчивые, существенные связи между явлениями, которые определяют их закономерные изменения и развитие. Необходимость проистекает из сущности явления, процесса и неминуемо происходит в данных условиях. Случайность -- категория, которая определяет проблематичность или необязательность возникновения или существования объектов; случайным является то, что при определенных условиях может быть, а может и не быть. Случайность отражает моменты действительности, которые появляются преимущественно благодаря внешним условиям, поверхностным, неустойчивым связям и побочным для данного явления обстоятельствам. Необходимость и случайность не существуют по отдельности. Их взаимосвязь состоит в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение.

Возможность и действительность. Эти категории подчеркивают процессуальность, т. е. становление бытия. Как известно, из ничего не возникает что-то новое, оно может возникнуть только из определенных предпосылок, заложенных в лоне старого. Бытие нового в его потенциальном состоянии и является возможностью. Возможность - это философское понятие, которое отражает объективно существующее и внутренне обусловленное состояние предмета в его незавершенном, потенциальном развитии. Действительность - это философская категория, которая характеризует реализованное, актуализированное бытие: действительность является реализованной возможностью.

Прежде чем рассуждать на тему методологии, необходимо уяснить суть применяемых терминов и понятий.

Понятие метода

Методом называют способ познания, включающий в себя определенное действие, прием, набор знаний.

Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель в своих рассуждениях обозначал метод как инструмент субъекта, при помощи которого субъект соотносится с объектом. Английский философ, исследователь истории и политик Фрэнсис Бэкон использовал метафорическое сравнение метода с фонарем, который призван освещать путь следования ученого. Советский физик-теоретик Лев Ландау утверждал, что метод имеет большую значимость относительно даже самого открытия в науке, поскольку метод может быть источником множества открытий.

Метод в некотором смысле есть знание, на основе которого рождается новое знание. Т.е. некий объем знаний может выступать в роли как теории (знания разрабатываемого), так и собственно метода, где знание – основа для новой теории. Применительно к теме статьи можно сказать, что развитие общей теории права базируется на своей методологии, в то же время совокупность знаний правовой теории служит методом относительно различных отраслей юриспруденции.

Метод и методология

Понятие методологии заключает в себе два разных самостоятельных смысла.

  1. учение о методе как таковом;
  2. совокупность методов, применяемых в той или иной отрасли науки.

В основе большинства знаний, которыми владеет человек, лежат универсальные законы философии, распространяемые на все явления мира. Методология юридической науки (в значении системы методов) также в целом базируется на философских категориях. Роль философии в становлении теории права можно описать следующими утверждениями:

  • философские категории и закономерности подлежат непосредственному применению в процессе исследования явлений права (к примеру, изучение содержательной части и формы некого правомочия или неких правоотношений);
  • философия лежит в основе методологии как учении о методе в общем и раскрывает суть общих его видов (аналитический, интуитивный, дедуктивный и пр.) и конкретных философских подходов (сравнения, обобщения, абстрагирования, поиска причинно-следственных связей и пр.);
  • принципы и категории философии служат основой формирования как общих научных, так и частных методов.

Особым методом со своей спецификой для исследования права и государства является математический метод, объект которого – количественные характеристики явлений, что имеет несомненную значимость для отрасли юриспруденции.

Общенаучные категории и подходы

Из сказанного выше очевидно, что объект философского учения – всеобщие основные характеристики, т.е. те, что присущи любым предметам, объектам, явлениям. Соответственно, в отношении права и государства философия исследует те их черты, которые имеют общность с прочими явлениями действительности. В частности, речь идет о десяти философских категориях, учение о которых было основано известнейшим философом и ученым Аристотелем. Каждая вещь, о которой необходимо сформулировать высказывание, по мнению древнегреческого философа, возможно подвести под одну из десяти категорий или наивысших родов. Их предназначение – перечислить все, что есть предмет или предикат суждения. В перечень этих исходных для всего характеристик входят:

  • субстанция;
  • количество;
  • качество;
  • отношение;
  • пространство;
  • время;
  • состояние;
  • обладание;
  • действие;
  • претерпевание.

Очевидно, что одних философских категорий недостаточно для исследования явлений современного мира: используется специально-научный понятийный аппарат. Так сказать, посредником между универсальными абстрактными закономерностями философии и научной конкретикой являются общенаучные категории.

Общенаучными категориями называют категории, не обладающие чертами универсальности и всеобщности наподобие философских, но имеющие общенаучное значение (например, система, модель, информация, структура, симметрия и пр.)

Общенаучные категории – это сравнительно новое понятие, появившееся вследствие интеграции научных знаний и служащее теоретическим фундаментом новых подходов к исследованию: метод моделирования, системный подход, синергетический метод и пр. В частности, в отношении отрасли юриспруденции особое значение имеет системный подход: институт права в целом, само государство и все прочие, находящиеся с ними во взаимосвязи явления есть системы.

Проблема понимания и понятия в философии. Особенности правопонимания в современных школах права. Классификация понятий и правопониманий В. С. Нерсесянца и О. Э. Лейста.

Философское понятие сущности. Категория сущности в юриспруденции. Сущность права. Соотношение сущности и форм права. Различия в подходах к сущности права.

Философская категория истины. Общественная практика как критерий истины. Основные концепции истины.

Истинность юридических знаний. Проблема определения истинности правовой теории. Юридический эксперимент как источник познания и критерий истинности теоретических знаний. Юридическая теория и юридическая практика.

§ 1. Проблема понимания и понятия в философии

С самого своего рождения человек вынужден взаимодействовать с окружающим миром. Ориентироваться в нем человеку помогают знания. Их он получает в общении с окружающими людьми и в личном опыте.

Что лежит в основе процесса приобретения знании? Носит ли этот процесс черты всеобщности? Существуют ли закономерности процесса познания, которые человек мог бы использовать для совершенствования своего разума?

Ответы на этот и другие вопросы, подход к решению имеющихся в этой области знания проблем дает теория познания или гносеология – раздел философии.

Рациональное (логическое) познание использует категорию и явление понятия.

Понятие – обобщение ряда представлений по какому-либо признаку и обозначение его словом. Фиксируя словами свои чувственные образы, мы преобразуем их в логические образы. Этим мы консервируем (сохраняем на больший срок) свой личный опыт, даем возможность воспользоваться этим опытом другим людям.

Таким образом, иметь представление – хранить в памяти следы ощущений и восприятий; иметь понятие – правильно описывать словами чувственные образы, знать определения слов.

Накопление понятий свидетельствует о развитии рассудка (ratio). Отсюда и название этапа познания. Если человек накопил понятия и может с их помощью высказать некую мысль, то это значит, что он поднялся на более высокую ступень познания.

Правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к ценностному социальному явлению.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например:

гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, взаимодействующий в правовой сфере с другими людьми;

юрист-практик, профессионал, имеющий необходимый запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы и правовые акты;

ученый-правовед, человек с абстрактно-научным мышлением, занимающийся познанием права и правовой действительности, обладающий историческими и теоретическими знаниями, способный к интерпретации права, его принципов, владеющий методологией научного познания.

Объект правопонимания представляет собой не только само право как систему объективных социальных норм, но и право конкретной страны (компаративистика), отдельную отрасль права или сферу, либо всю правовую действительность общества. Необходимо понимать, что право существует не само по себе, а во взаимодействии с окружающими социальными и природными явлениями. Отсюда познание права становится познанием общества, в котором право существует и выполняет свои полезные социальные функции.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, общих правовых дозволениях, запретах и установках, а также оценка и отношение к ним как к справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня правовой развитости и правовой культуры, методологической оснащенности субъекта и выбора предмета изучения правопонимание может быть полным или неполным, правильным и неправильным, объективным или необъективным.

Среди теоретиков государства и права никогда не было и сегодня нет единства в отношении понимания права, а точнее, в отношении определения понятия права. Это обусловлено, прежде всего, тем, что право – это одна из самых сложных, тонких и многоаспектных научных категорий, которая постоянно вызывала и вызывает живые дискуссии среди юристов – ученых и практиков. Надо отметить, такая неопределенность в подходах к пониманию права была всегда, и в силу сложности и многозначности права ученые-мыслители с древних времен ведут поиск наилучшего, наиболее приемлемого определения понятия права. Рассмотрим основные из этих научных подходов, а точнее школ теории права.

Теория Г. Кельзена построена также на отождествлении права с государством и идентично правопорядку. Как организация принуждения государства нормы международного права имеют преимущество над внутренним законодательством любого государства.

Школа естественного права возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме и связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских юристов. В эпоху Средневековья эта школа получила развитие в трудах Фомы Аквинского. Однако как одно из основных направлений правопонимания эта школа сложилась в период разложения феодализма, подготовки проведения буржуазных революций XVII – XVIII вв. (в трудах Г. де Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Вольтера, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.).

Школа естественного права базируется на двух системах права – на естественном и позитивном (положительном) праве. Позитивное право – это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных нормативных правовых актах государства, в том числе санкционируемых им обычаях.

Сторонники этой школы доказывали, что в отличие от позитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, а распространяется на все времена и народы. Основные нравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые данной школой в качестве естественных положений, – это прирожденные неотчуждаемые права человека: свобода, равенство, семья, ответственность, безопасность, сопротивление гнету и др. Их охрана должна быть целью любого общества и государства.

Поэтому позитивное право, противоречащее положениям права естественного, должно быть заменено (вместе со всеми прочими устаревшими отношениями и государственными органами и учреждениями) на такое положительное право, которое основывалось бы на естественных законах, способствовало бы реализации исходных идей естественного права. Только в этом случае позитивное право может рассматриваться как справедливое и вечное.

Историческая школа права сложилась в первой трети XIX в. в Германии в период феодальной раздробленности. Историческая школа права, наиболее крупным представителями которой были Г. Гуго, Ф. К. Савиньи, Г. Ф. Пухта, явилась выражением власти на идеи естественной школы права.

Формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются на основе сложившейся практики. Соответственно, закон – это не основной источник права. На первое место сторонники данной школы права выдвигали обычаи, поскольку многие не знают предписаний закона, но каждому известно, как устроен распорядок жизни. При этом всякий институт, например рабство в античном мире, если он исторически сложился и стал привычным, оправдан, поскольку он существует.

С этих позиций историческая школа права отстаивала действовавшее в Германии право, закрепляемые им феодальные отношения и институты.

Психологическая школа права, пронизанная психологизмом и иррационализмом, получает распространение в начале XX в. в Германии (Бирлинг, Кнапп) и Франции (Тард).

В частности, для обозначения регуляции поведения Л. И. Петражицкий вводит понятие интуитивного права. Последнее исходит не из внешнего авторитета государства (как позитивное право), а основывается на проекции психологически обосновываемых прав, свобод и обязанностей граждан. Тем самым, психологические эмоции не только удостоверяют власть, но и создают само явление власти, делая возможным возникновение права позитивного. Эмоции, переживания, импульсы, осознания – вот то, что, по мнению ученого, является главным в появлении права и в переводе правовых предписаний (норм) в реальное поведение людей.

Кроме того, свое понимание права он связывает с двоякого рода обязанностями. При этом утверждается, что всякая обязанность вызывает в нашем сознании чувство связанности нашей воли: сознание обязанности выражается в том, что мы должны поступать так, а не иначе. Но не все обязанности связывают нашу волю одинаковым образом, доказывает он на примерах из практики.

Словом, доказывается, что наши обязанности бывают двух родов: в одних случаях обязанность лица сознается закрепленною за другим или другими лицами, принадлежащей другому, как его добро, в других случаях обязанность лица представляется односторонне связывающей, не закрепленной за кем-либо другим. В этом-то Л. И. Петражицкий и видит тот характерный признак, который отличает правовые обязанности от нравственных. Обязанности, по отношению к другим свободные (односторонне связывающие), он считает обязанностями нравственными; обязанности же, по отношению к другим не свободные (закрепленные активно за другими и образующие, таким образом, двустороннюю связь), он признает обязанностями правовыми, юридическими.

Различию обязанностей соответствует различие повелительных норм, управляющих нашим поведением. Существо одних из этих норм (нравственных) состоит исключительно в авторитетном предопределении нашего поведения: предписывая нам то или другое (например, утешать страждущих, любить ближних), эти нормы ничего не закрепляют за другими людьми, ничего не приписывают им как должное, следуемое. Существо же других, правовых, норм (например, занятое имущество должно быть возвращено должником) состоит в двух функциях: с одной стороны, они авторитетно предопределяют наше поведение; с другой стороны, они авторитетно отдают другому, приписывают как ему должное то, чего они требуют от нас.

Эта школа права как одно из основных направлений правовой науки, внешне противоположное абстрактно-нормативному и выступающее с его критикой, сложилась в первой трети XX в. сначала в Европе, а затем получила наибольшее распространение в США. Представители этого направления придерживались философии прагматизма (Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк, Левеллин и др.) и обосновывали, что право – это административные акты, обычаи, правосознание должностных лиц, правоотношения, а также и юридические нормы, значение которых среди названных правовых средств воздействия на поведение людей всячески принижается.

Марксистская школа права в отличие от рассмотренных выше учений базируется на материалистической философии.

Согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса право рассматривается как часть надстройки над экономическим базисом общества. Будучи обусловлено экономическими отношениями, оно оказывает на них обратное воздействие. Главное в праве, доказывали идеологи марксизма, это его классовая сущность. Они утверждали, что право всеобще есть возведенная в закон воля господствующего в данном обществе класса. Господствующие при данных отношениях классы должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона – выражение, содержание которого всегда дается отношениями этого класса.

Для марксистской школы характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации.

Так или иначе, вся история и теория правовой мысли юриспруденции сопровождается идеологическим и теоретическим противостоянием различных типов правопонимания. Наиболее полярное понимание права у так называемого легистского типа правопонимания (от lex – закон) и юридического типа правопонимания (от uis – право) (В. С. Нерсесянц).

Различие этих двух типов правопонимания заключается в следующем. Согласно легистскому подходу под правом понимается продукт деятельности государства (его властной воли, усмотрения, произвола): право — приказ (принудительное установление, правило, норма, акт) официальной (государственной) власти. Здесь право сводится к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам так называемого позитивного права (законам, указам, постановлениям, обычному праву, судебному прецеденту и т. д.), т. е. в конечном счете к закону, наделенному принудительной силой осуществления.

Для юридического типа правопонимания характерно различение формы и содержания права, т. е. различения закона и права. При этом под правом имеется в виду объективное, не зависящее от воли, усмотрения и произвола государства и его власти нормативное явление или система норм со своим сущностными характеристиками в соотношении с другими социальными регуляторами: политическим, экономическим, корпоративным, нравственным и т. д.

В рамках такого подхода существует внутреннее разделение:

естественно-правовой подход, исходящий из признания права естественных и обусловленных природой человека притязаций на определенные блага, противостоящий позитивному праву;

либертарно-юридический подход (развиваемый В. С. Нерсесянцем), который исходит из различения права и закона и под правом подразумевает бытие и нормативное выражение принципа формального равенства (как сущности и отличительного принципа права).

При этом принцип формального равенства трактуется и раскрывается в рамках либертарно-юридического подхода как единство трех основных компонент правовой формы:

абстрактно-формальной всеобщности нормы и меры равенства (равной для всех нормы и меры);

Как составные моменты принципа формального равенства все элементы данной триады (равная мера, свобода и справедливость) в рамках либертарно-юридической доктрины правопонимания носят чисто и последовательно формальный характер.

В итоге, Гегель различает понятие права в узком и широком смысле. Право в узком смысле, или абстрактное право, регулирует главным образом отношения людей в сфере владения вещами. Право в широком смысле определяет всю сферу общественных отношений и включает в себя государство и даже всемирную историю. Мораль и нравственность не совпадают. Мораль – субъективная оценка индивидуумом добра и зла, нравственность – порядок, устанавливаемый в различных видах общения людей – в семье, обществе и государстве.

Существование разнообразных правопониманий, — как пишет профессор О. Э. Лейст, — обусловлено сложностью объекта исследования (право), методом и углом зрения исследователя и нередко идеологическими установками. Это разнообразие, плюрализм мнений о праве, само может стать предпосылкой и причиной различных идейно-политических доктрин и акций. Многие конфликты современного мира — международные, внутригосударственные, социальные, национальные и другие, связаны с проблемами правовыми, их различным пониманием и толкованием.

Философские категории — это фундаментальные понятия философии, содержанием которых являются обобщенные знания о свойствах и связях действительности.

Категории философии разрабатывались на протяжении всей ее истории. Менялось их количество, пересматривалось и уточнялось содержание, предлагались разные системы. По-разному трактовалась сущность категорий. Но несмотря на все различия, они почти всегда интерпретировались как формы рационального познания, с помощью которых создавалась общая картина мира.

В догегелевской философии категории рассматривались вне их связи и взаимообусловленности. Гегель впервые разработал развернутую систему взаимосвязанных категорий, представив их как ступени развития абсолютной идеи, а следовательно — всего материального и духовного мира. В материалистической диалектике категории рассматриваются как отражение, обобщение и преобразование в сознании человека свойств и связей объективного мира.

Из всех философских категорий, а к ним относятся все фундаментальные понятия этой области знания, важнейшую гносеологическую функцию выполняет группа категорий, выражающая движение мышления от незнания к знанию, от менее глубоких к более глубоким знаниям, от явления к сущности.

В начале познания действительность представляет собой чувственно воспринимаемое нерасчлененное целое, некую неопределенность. Познающий субъект выделяет часть этого целого, познания — некоторую определенность, нечто. Объективной основой этого выделения является относительная изолированность отдельных вещей и процессов, благодаря которой каждый из них может рассматриваться как относительно самостоятельная часть единого целого.

Познание объекта начинается с познания его свойств.

Философские основания науки – это совокупность философских понятий, идей, принципов и утверждений, которые используются учеными при создании или обосновании какой-либо научной теории.

Философские основания науки выполняют функцию аргументации добытых знаний. Рассматриваемая функция призвана обеспечить объективную истинность, проверяемость, точность и доказательность результатов исследований.. Являясь средством приращения новых знаний, они способствуют формированию эффективных методов научного исследования.

Мировоззренческая философия предоставляет ученым- правоведам целостное описание картины мира, природы, общества и мышления, определяет место че­ловека в этом мире, пути и способы его взаимодействия с др. членами общества, а также с природной и социальной средой.

Онтологическая (учение о бытии ) выражается в применении в правовой науке, универсальной характеристики орга­низации общества и философских законов и катего­рий.




логико-методологическую функцию тем, что: 1) формулируют достаточно развитую совокупность принципов познания, нормативов, следование которым явл. не­обходимым условием получения достоверных, рациональных на­учных знаний; 2) раскрывают и развивают систему общих (логи­ческих) методов научного познания; 3) формулируют законы ло­гически последовательного мышления;

Гносеология - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, – теория познания. Рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту).

Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др.

Гносеология - 3. Изучение того, как в процессе познания происходит движение от незнания - знанию. 4. Изучение природы наших знаний, какими они есть сами по себе, соотношение этих знаний с предметами и явлениями, которые познаются.

Философские категории в познании права.

Философские категории - это фундаментальные понятия философии, содержанием которых являются обобщенные знания о свойствах и связях действительности.

Сущность нужно отличать от содержания явления. Сущность – это стержень явления. А содержание образуют все те элементы и связи между элементами, которыми обрастает сущность. Содержание всегда есть результат развития сущности. Сущность явления определяет его содержание. Можно сказать, что содержание – это развитая или развившаяся сущность явления. В отличие от сущности содержание может меняться: могут исчезать одни его элементы и связи и появляться другие и т. д.

Сущность и содержание права. Нахождение и характеристика сущности права - это теоретическая проблема, относящаяся к особой области - философских проблем права. И уже одно это делает ее достаточно сложной. Не говоря уже о том, что право само по себе представляет весьма сложное социальное явление, что хорошо видно при попытках найти ему более или менее точное определение.

Форма - понятие философии, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи. В соотношении с содержанием, форма понимается как упорядоченность содержания — его внутренняя связь и порядок. В соотношении с материей, форма понимается как сущность, содержание знания о сущем, которое есть единство формы и материи. При этом, пространственная форма вещи — есть частный случай формы как сущности вещи.

Правопонимание - это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к ценностному социальному явлению.

Закономерным образом юридическая наука в своем познании права стремится отразить в научном сознании существенные характеристики правовых явлений и процессов. Одной из таких важных характеристик является адекватность получаемых в процессе интеллектуально-волевой деятельности реальных свойств и качеств исследуемых объектов. Это и называется истинностью, что напрямую связано с точностью наших представлений о праве и его разнообразных проявлениях. Другими словами, истина – это правильное отражение в нашем сознании представлений о праве и правовых явлениях, которые выражаются через систему научных категорий.

Читайте также: