Философские исследования витгенштейн кратко

Обновлено: 07.07.2024

Краткий биографический очерк

Ранний Витгенштейн

Семь фундаментальных положений>:

1. Die Welt ist alles, was der Fall ist.

1) Мир есть все то, что происходит (КА)

2) Мир есть все то, что имеет место (ДЛ);

3) Мир — это все, чему случается быть (Р);

4) The world is everything that is the case (РО);

5) The world is all that is the case. (ПМГ);

2. Was der Fall ist, die Tatsache, ist das Bestehen von Sachverhalten.

1 ) Происходящее, факт, — существование событий (КА);

2) Атомарный факт есть соединение объектов (вещей, предметов) (ДЛ);

3) То, чему случается быть, Факт, это то, что существуют определенные Положения Вещей (Р);

4) What is the case, the fact, is the existence of atomic facts (РО);

5) What is the case — a fact — is the existence of states of affairs (ПМГ).

3. Das logische Bild der Tatsachen ist der Gedanke.

1) Мысль — логическая картина факта (КА);

2) Логический образ фактов есть мысль (ДЛ);

3) Логической Картиной Фактов является Мысль (Р);

4) The logical picture of the facts is the thought (РО);

5) A logical picture of facts is a thought (ПМГ).

4 Der Gedanke ist der sinnvolle Satz.

1) Мысль — осмысленное предложение (КА);

2) Мысль есть осмысленное предложение (ДЛ);

3) Мысль — это Пропозиция, обладающая Смыслом (Р);

4) The thought is the significant proposition (РО);

5) A thought is a proposition with sense (ПМГ).

5. Der Satz ist eine Wahrheitsfunktion der Elementarsätze. (Der Elementarsatz ist eine Wahrheitsfunktion seiner selbst.)

1) Предложение — функция истинности элементарных предложений. (Элементарное предложение — функция истинности самого себя.) (КА);

2) Предложение есть функция истинности элементарных предложений. (Элементарное предложение — функция истинности самого себя.) (ДЛ);

3) Пропозиция — это Истинностная Функция Элементарных Пропозиций. (Элементарная Пропозиция является Истинностной Функцией самой себя) (Р);

4 ) Propositions are truth-functions of elementary propositions (An elementary proposition is a truth function of itself.) (РО);

5) A proposition is a truth-function of elementary propositions.(An elementary proposition is a truth function of itself (ПМГ).

6. Die allgemeine Form der Wahrheitsfunktion ist: [p¯,ξ¯,N(ξ¯)][p¯,ξ¯,N(ξ¯)]. Dies ist die allgemeine Form des Satzes.

1) Общая форма истинностной функции такова: [p¯,ξ¯,N(ξ¯)][p¯,ξ¯,N(ξ¯)]. Это общая форма предложения (КА);

2) Общая форма функции истинности есть: [p¯,ξ¯,N(ξ¯)][p¯,ξ¯,N(ξ¯)]. Это есть общая форма предложения (ДЛ);

3) Общая форма истинностной Функции такова [p¯,ξ¯,N(ξ¯)][p¯,ξ¯,N(ξ¯)]. Это и есть общая Форма Пропозиции (Р);

4) The general form of truth-function is [p¯,ξ¯,N(ξ¯)][p¯,ξ¯,N(ξ¯)]. This is the general form of proposition (РО);

5) The general form of a truth-function is [p¯,ξ¯,N(ξ¯)][p¯,ξ¯,N(ξ¯)]. This is the general form of а proposition (ПМГ).

7. Wovon man nicht sprechen kann, darüber muss man schweigen.

1) О чем невозможно говорить, о том следует молчать (КА);

2) О чем невозможно говорить, о том следует молчать (ДЛ);

3) О чем нельзя говорить, о том должно умолкнуть (Р);

4) Whereof one cannot speak, thereof one must be silent (РО);

5) Whereof one cannot speak, thereof one must be silent (ПМГ).

Разработав этот анализ мира-мысли-языка и полагаясь на одну общую форму предложения, Витгенштейн мог теперь утверждать, что все значимые предложения равноценны (ЛФТ 6.4). В дальнейшем он завершает свое путешествие предостережением касательно того, что может (или не может), что должно (или не должно) быть сказано (7), оставляя вне области высказываемого этические, эстетические и метафизические предложения.

Смысл и бессмыслица

Свойство быть бес-смысленным применимо не только к логическим предложениям, но также и к математическим, или к самой изобразительной форме картин, которые что-то представляютизображают. Они, подобно тавтологиям и противоречиям, буквально бес-смысленны: они не имеют никакого смысла.

Природа философии

Проблемы интерпретации

Поздний Витгенштейн

Философские исследования

Значение как употребление

Языковые игры и семейные сходства

Следование правилу и приватный язык

Одна из проблем, наиболее часто ассоциируемых с поздним Витгенштейном, — идея следования правилу. Выведенная из приведенных выше соображений, эта проблема становится центральным пунктом в обсуждении вопроса, что же может быть применимо ко всем употреблениям некого слова. То же самое догматическое положение, что и раньше, гласит, что правило является абстрактной сущностью, выходящей за пределы всех отдельных его применений; знание правила предполагает понимание этой абстрактной сущности и тем самым знание того, как его использовать.

Грамматика и форма жизни

Природа философии

Людвиг Витгенштейн относится к тем философам, которых, на мой взгляд, крайне нелепо пытаться понять сугубо на уровне его текста. Мыслитель, который очень лично проживал философский поиск, так или иначе требует обращения к биографии. Искусственный контекст попросту искажает ту важную часть текста, которая обращена автором не только к другим, но и самому себе. Как минимум мы должны ставить перед собой вопрос: какой он, Витгенштейн как философ?

Слишком популярный

Именно опыт самостоятельного продумывания без апелляций к авторитетам аналитической школы, пытавшимся приватизировать Витгенштейна, я собираюсь здесь предложить. В конце концов, все интерпретации, и моя в частности, в той или иной степени уязвимы для критики, что безусловно имеет смысл.

Не вписывающийся в рамки

Собственно, с проблематичности безусловного помещения Витгенштейна в один ряд с англо-американскими мыслителями аналитической традиции я бы и хотел начать. В конечном счете, по своему воспитанию он в высшей степени продукт европейской континентальной культуры, а его труды признавались и изучались не только в англоязычной философии языка, но и представителями философской герменевтики (Рикёр, Апель и др.) и психоаналитической традиции (Лакан, Бенвенуто и др.). Да и сам Витгенштейн на протяжении всей своей творческой биографии словами и поступками выбивался как из образа кембриджского профессора, так и из рамок логического анализа в духе Фреге, Карнапа и Рассела.

Серьезный

Начнем с первого момента. Аналогия между языковой игрой и игрой – очень условна, в то время как многие склонны её чересчур широко толковать. У некоторых интерпретаторов Витгенштейн превращается в пугало постмодерниста, говорящего, мол, все акты коммуникации – это просто игра, всё несерьезно, меняй роли, когда хочешь и будь свободен. Боюсь, настоящий Витгенштейн не оценил бы подобного: он не только был довольно серьезен, часто слишком буквально понимая шутки (от чего некоторые подозревают у него синдром Аспергера), но также верил в то, что особой свободы в пользовании языком нет.

Мистичный

В свернутом виде там можно обнаружить почти всё что угодно – и не столько в силу темных мест в рассуждении автора (хотя и они там имеются), сколько в силу его довольно широкой эрудиции, захватывающей большой круг проблем и взглядов. И всё же как-то не кажутся мне ни Джон Остин, ни Джон Сёрль идейными наследниками Людвига Витгенштейна. Адекватными продолжателями его идей я скорее бы счел Нормана Малкольма, Сола Крипке или даже Джона Уиздома.

Разберем вкратце, что же не так с теорией речевых актов Остина?

Центральная идея теории Остина состоит в том, что слова – это орудия социального действия, и, стало быть, любое использование слова (осмысленное/бессмысленное высказывание) – это действие (успешный/неуспешный акт). Мысль кажется очень знакомой: язык не описывает мир, а является частью мира, воздействующей на мир. Кроме того, вслед за Витгенштейном он обращается к конкретным случаям использования обыденного языка.

Витгенштейн был озабочен более сложными вопросами, в т. ч. касающимися понимания другого человека, а не удовлетворительности совместных социальных практик. Сёрль пошел еще дальше Остина и попросту ввел интенциональность как базис всякой семантики. Поэтому трактовка правил у него совершенно не витгенштейновская, это, по сути, намерения в окостеневшей форме.

Такой повод или основание – это правила языковой игры, уже кем-то установленные. Поэтому языковые игры во всей своей множественности дают какую-никакую опору в жизни. Ведь первичная форма языковой игры – это определенность правил, которая и позволяет действовать (из неопределенности действия обычно не следуют). И если кому-то подобное основание покажется не самым удачным – пусть ищет свое, сам же Витгенштейн, благодаря философским поискам, сумел избежать одного из самых сильных искушений своей жизни – самоубийства.

Поэтому взгляды Людвига Витгенштейна на этику, эстетику и ту часть жизни, что проходит где-то за рамками слов – останутся еще долго интересными и актуальными для ищущих свой путь в жизни. Впрочем, это уже тема для другой статьи.


Витгенштейн родился 26 апреля 1889 года в Вене в семье сталелитейного магната еврейского происхождения. Его родителями были Карл и Леопольдина Витгенштейн. Он был самым младшим из восьми детей, рождённых в одной из наиболее известных и богатых семей Австро-Венгерской империи. Среди его братьев - пианист Пауль Витгенштейн, который на войне потерял правую руку. Родители его отца, Герман Христиан и Фанни Витгенштейн, родились в еврейских семьях, но приняли протестантство после переезда из Саксонии в Вену в 1850-х годах, успешно ассимилировавшись в венские протестантские профессиональные слои общества. Существует история о том, что Витгенштейн однажды сказал, одному из своих друзей, что он единственный в мире философ не читавший Аристотеля. Еще одна из мифов-историй вокруг мыслителя есть гипотеза, что он учился в одном классе с Адольфом Гитлером.

Витгенштейн считал, что изложил все взгляды на философию и все проблемы в этомтрактате и решает больше не возвращатся к вопросу философии.

Витгенштейн не отвергает существование Бога, наоборот, считает, что если мы можем помыслить о Нем, значит Он есть. По его словам логика трансцендентальна (6.13).

Граница нашего языка- граница нашего мира (5.6). Все о чем мы можем рассуждать, говорить, входит в наш мир, оно логично и каким бы порой сложным не было является истинным.

Логике отводится место отражения мира а не теории а математике- логическому методу, поскольку предложения математики- уравнения, а они не настоящие предложения а псевдо и потому не выражают никакой мысли. (6.13, 6.2, 6.21).

Мир не зависит от воли человека (6.373) и смысл его лежит за границами этого мира (6.41). Все предложения равноценны (6.4) и ни одно ничего не скажет задругое. Мир состоит из имен, называя что-то мы как бы даем ему возможность быть в этом мире, поскольку как было написано выше я есть мой микрокосм.

Философы Венского кружка посчитали, что раз о чем невозможно говорить о том следует молчать предложили все те темы которые не касался Витгенштейн просто убрать и сделать язык простым, протокольным, раз многое говорить просто бессмысленно. Это стало одной из главных причин, побудивших Витгенштейна пересмотреть свою философию.

В философии Витгенштейна были поставлены и разработаны вопросы и темы, во многом определившие характер новой англо-американской аналитической философии. Известны попытки сближения его идей с феноменологией и герменевтикой, а также с религиозной философией (в частности, восточной). В последние годы на Западе опубликованы многие тексты из его обширного рукописного наследия. Ежегодно в Австрии (в городке Кирхберг-на-Векселе) проводятся Витгенштейновские симпозиумы, собирающие философов и ученых со всего мира.

Работы Витгенштейна оказали огромнейшее влияние на развитие лингвистической философии. Труды философа продолжают переиздаваться и издаваться практически ежегодно, давая новую пищу для размышлений и развития философской мысли, и , на мой взгляд , вся глубина идей Витгенштейна до конца еще не познана и требует осмысления.

Людвиг Витгенштейн не верил, что философию можно изучить по книгам. Но раз уж вы читаете эту книгу, то можете проигнорировать это его мнение и узнать немного больше об этом гениальном австрийце, который был величайшим философом своего поколения.

Людвиг Витгенштейн

Магия языка

Витгенштейн сравнивал философа с мухой в бутылке, которая бьется о стекло в попытках вырваться наружу, чтобы познать мир.

Записанные слова

Путаница или ошибки в понимании природы языка могут быть основаны на письменной речи. За последние 8000 лет письменность много раз изобреталась людьми, независимо друг от друга, и всякий раз результатом становилось появление символов для изображения слов. Это достигается или созданием символов для обозначения предметов и идей, или использованием символов для записи звуков устной речи. Результат все равно один и тот же — каждое слово превращается в ярлык со своим особым значением.

Клинопись

Клинопись — система письменности, изобретенная в Месопотамии, где писцы использовали знаки, выдавленные на влажной глине

Частное и общественное

Кролик и утка

Витгенштейн использовал этот рисунок, чтобы исследовать, как именно мы видим предметы. Мы можем сказать, что именно мы видим в конкретный момент — утку или кролика или одновременно и утку, и кролика. Витгенштейна интересовал процесс, когда в нашем сознании второй возможный образ проступает сквозь первый

Читайте также: