Философские идеи леонтьева и розанова кратко

Обновлено: 06.07.2024

Леонтьев Константин Николаевич ($1831-1891$) русский философ религиозно-консервативного толка, дипломат, публицист, литературный критик.

Движение к Богочеловеку

Таким образом, мыслитель считал, что в европейской традиции представлено поклонение не личности, которая находится в особой степени развития, а индивидуальности вообще. Идёт акцент на осуществление всеобщего равноправия человека и его счастье. Такая мораль считалась им неприемлемой.

Он предлагает другую мораль:

Антропологический пессимизм

Согласно идеям Леонтьева, как правило, помыслы человека социально ненадёжны, поэтому человеческая свобода нуждается в регулировании политическими и религиозными институтами. Это учение получило название антропологического пессимизма, созвучное с консервативным человекопониманием. Консервативные взгляды К. Леонтьева.

Готовые работы на аналогичную тему

Автор ценных литературно-критических этюдов о Л. Н. Толстом, И. С. Тургеневе, Ф. М. Достоевском. Выступал с критикой религиозных воззрений Толстого По данной теме мы уже выполнили реферат философия толстого подробнее и Достоевского По данной теме мы уже выполнили реферат Философия человека в творчестве Ф. Достоевского подробнее . Эстетизм Леонтьева.

Следуя философии Н. Я. Данилевского, выделял культурно-человеческие типы человечества, которые необходимо проходили определенные стадии своего развития: юность, зрелость и старость, или как говорил сам Леонтьев: первичная простота, цветущая сложность и угасание. Это можно обозначить как эстетический принцип оценки общества, культуры, истории.

Отношение к социализму

Основные труды Леонтьева

К $90$м годам $19$ века Леонтьева посещают мысли, касающиеся сомнения религиозной миссии России:

Конечным итогом его размышлений становится полный отказ от религиозно-византийского идеала.

В России первой половины 19 века самым острым был вопрос о судьбах страны, о ее роли и назначении. В его решении сложилось два теоретических и общественно – политических направления: славянофильство и западничество. Их диалог определил характер русской мысли не только 19, но и 20 веков. Славянофильство и западничество в России – это по сути противоположности противоречивого целого. У всех была одна любовь к России, но, идя от одних начал, философы приходили к разным выводам.

Оба направления в так называемых классических формах появились в одно и то же время – в 30-е годы 19 века – и почти одновременно, через 30 – 35 лет, прекратили свое сушествование .Одна из причин – смерть ведущих теоретиков обоих направлений.

Славянофильство, которое трудно оценить однозначно, сочетало в себе идеи консервативно-патриархального типа с либеральными, имело множество оттенков, но в целом было единым.

Западничество же изначально представляло более пеструю картину. Уже на первом этапе в нем существовало разномыслие. Это и явилось решающим в его эволюции. Из западников вышли революционеры-демократы А.Герцен, Н.Огарев, В.Белинский. Другой ветвью стало движение либералов, возглавляемое Т.Грановским. В целом философия западничества светская и либеральная.

Другой причиной увядания этих направлений стали социально-политические перемены в России после 1861 г., когда вопрос о будущем страны на первом этапе был решен.

Философия, социология, история, экономика, этика, эстетика, богословие и другие вопросы входят в круг интересов славянофилов. В их творчестве было осознано, что философия для России – не заимствование Запада, а необходимый элемент духовного национального развития. Славянофилы – религиозные философы. Их пристальный интерес к русской истории обусловлен стремлением составить программу будущего развития страны. А оно, по их мнению, глубинными корнями связано с прошлым. Отсюда и эмоциональность, с которой славянофилы отрицали преобразования, шедшие в разрез с православием, нравами и обычиями народа, историчес-кими традициями.

Центральным понятием в учении славянофилов является понятие народностикак проявления самобытности. Она – определяющий момент трех начал русской общественной жизни:православия, самодержавия,общины.

Идейным вождем славянофилов был А.С.Хомяков. Философ, историк, экономист, поэт, литературный критик, богослов он дорожил верой как истиной и был глубоко религиозным человеком. Признавая одну православную Церковь, единство Божье, он видит в ней источник света, духовную связь. Только в ней каждый человек находит самого себя в соборном единении с другими. Основой общего согласия является любовь к Богу и друг к другу, духовная активность. Рассуждая о месте России в мировой истории, А.Хомяков критичен в оценке ее прошлого, но идеи славянофильства помогут изменить положение, и в будущей России воплотится цельность русской культуры.

1848 год стал переломным для славянофильства. События европейских революций подтвердили значимость основных положений. Но под влиянием событий 1848 года изменилась позиция правительства: славянофильство оценивалось как оппозиционная сила, начались аресты (К.Аксаков, Ю.Самарин), последовал ряд запрещений, а через несколько лет для славянофилов была закрыта возможность всякого публичного выступления и выражения своих мыслей.

30–е годы 19 века – переломный момент в духовном развитии страны. Сложилась атмосфера философской культуры, в широких кругах русского общества интересовались и жили философскими вопросами. Осознание ответственности за историю, искание путей к активному вмешательству в ее ход, политический радикализм – основные черты русской внецерковной интеллигенции – западников. Они критиковали взгляды славянофилов.

П.Я.Чаадаев – один из наиболее ярких мыслителей – западников. При изложении его учения на первый план выдвигают его оценку России в ее прошлом и настоящем. Чаадаев утверждает, что мир сотворен Богом. Бог – это безграничная Творческая Сила, духовная сущность Вселенной, высшее мировое сознание. Бытие выступает в трех формах: материальной (бытие природы), исторической (бытие людей), духовной, которая предшествует первым двум. Россия занимает определенное место в распорядке истории.

Самая печальная черта русской истории – изолированность страны от общеловеческого развития. Россия пока спит. Страна существует в ограниченном настоящем без прошлого и будущего. Народу России надо оживить свою веру и дать себе истинно христианский импульс, при этом не следует бежать за другими, а объективно оценить себя, чтобы успешно развиваться вместе с другими народами мира.

Идеи западничества развивали Н.Станкевич и члены его кружка (В.Белинский, В.Боткин. и др.), А.И.Герцен и другие.

Николай Александрович Бердяев – один из наиболее известных русских философов. В центре его философского творчества находится проблема человека. Она рассматривается через проблемы свободы, творчества, личности, духа и истории. Большое место в его философии занимает философия религии, философия истории, социальная философия и этика. Свою философию Бердяев называет философией экзистенциального типа. Объективацию духа в реальность он считает своей основной идеей. Экзистенциализм у Бердяева перерастает в персонализм. Бытие открывается в человеке и через человека. Он создан по образу и подобию Бога, но в то же время человек есть точка пересечения двух миров, высшего и низшего, божественного и природного. Как существо плотское он связан со всем круговоротом мировой жизни, как образ и подобие Бога – он личность. Личность следует отличать от индивида. Индивид есть часть природы и общества. Личность не может быть частью чего то: она есть единое целое. Она связана с христианством. Христианство есть персонализм. Личность находится в конфликте с миром общего, с миром зла, она извечно свободна. Выход ее из власти общего был опытом человечности и сострадания, опытом о человеке, который есть единственный предмет философии.

Человеку присуща свобода, хотя она не абсолютна. В свободе скрыта тайна мира. Всякое организованное общество враждебно свободе и склонно отрицать человеческую личность. Через проблему свободы решает Бердяев проблему бытия и Бога. Свобода является свободной, проистекающей из истины и из Бога, проникнутая благодатью, несотворенная, неукорененная в бытии. Познание духа достигается не путем логических рассуждений, а посредством жизненного опыта. Познание носит творческий характер, представляет собой акт постижения истины. Творчество есть взлет, победа над тяжестью мира, но в продуктах творчества обнаруживается тяга к низу. Творчество человека есть божественное творение мира. Бог нуждается в творческом акте человека как продолжении миротворения.

Не будучи славянофилом К.Н.Леонтьев ста выразителем идей вырождающегося славянофильства.


Следующие слова — из своеобразного послесловия В.В. Розанова к письмам Константина Николаевича.

Если Леонтьев оказался другом для Розанова, то Розанов для него — настоящей отрадой в последние месяцы жизни. Конечно, подвергнуть подробнейшему анализу все 22 письма их друг к другу в рамках данной статьи не представляется возможным, и мы не преследуем такой цели. Но указать на некоторые важные, узловые моменты переписки, считаем своей задачей (и обязанностью).

Слишком сложно, туманно и к жизни неприложимо.

Высказывания Леонтьева в адрес современников-соотечественников кажутся порой просто парадоксальными. К примеру, он очень уважал и ценил Владимира Соловьева, чуждого ему по взглядам, и в то же время не терпел многих своих единомышленников (например, Н.Н. Страхова).

Собственно, статья Розанова, с рукописью которой ознакомился Леонтьев и в письме № 5 от 13 июня, к Василию Васильевичу снабдил подробнейшими примечаниями и явилась тем самым камнем-фундаментом дружбы, ибо именно в этой статье осуществились для Леонтьева его мечты быть верно понятым и по достоинству оцененным.

Два удивительных, претендующих стать пророчествами высказывания содержатся в письмах К.Н. Леонтьева.

11, 12 и последнее, 13, письма были отправлены Леонтьевым из Троице-Сергиевой лавры.

[1] Розанов В.В. Собрание сочинений. Литературные изгнанники. Т. 13. — М., Республика, 2001. — С. 319–321. Далее все цитаты приводятся по указанному изданию.

[5] Там же. С. 336–337.

Его не признавали ни западники, ни славянофилы. Горячие споры не прекращались и в начале XX века.

Вера Сергеевна Синенко (1923-2007)

Розанов хотел преклоняться перед Кромвелем, Фридрихом Великим, но не Вронским. Розанов остро ощутил свое происхождение и принадлежность к бедным, поэтому «все сытое и самодовольное воспринимал недружелюбно.

Либералам и в голову не приходило, что публицист в куколке есть самое свободомыслящее явление, может, за все существование русской литературы, что безбрежность его скептицизма и сердечной и идейной свободы оставляет позади себя свободу Вл.Соловьева, Герцена, Радищева, Новикова. По мысли Розанова этот религиозный аскет совершил переход от безнравственного язычества к религии, христианству.

Большинство писавших о нем признают его идеи исключительными и потому не принятыми обществом.
К. Леонтьев мечтал о восстановлении Восточного царства на византийских началах, обогащенных русской земледельческой общиной. Он верил в истину христианства, в торжество консерватизма и красоты.
Но Розанова поражает разность их судеб. О Ницше шумит Европа, о Константине Леонтьеве Россия молчит.

Сергей Николаевич Булгаков

Его вражда к Европе опирается на мотивы эстетические.

Читайте также: