Философские аспекты психоанализа кратко

Обновлено: 30.06.2024

Философия ХХ века стала уделять всё большее внимание целостности, спонтанности человеческого духовного опыта, специфике и немалому значению его нерациональных элементов. Были изменены акценты в понимании сравнительного значения рационального и нерационального в духовном опыте, психике человека.

Психоанализ Зигмунда Фрейда. Сознательное и бессознательное. .

. Философские и естественнонаучные предпосылки психоанализа 2.2. Логика бессознательного конфликта 3. Обоснование культуры как сублимации эроса 3.1. Психоаналитические концепции культуры 3.2. Философия истории и культуры 3.3. Психоанализ . философско-антропологическую концепцию, претендующую на роль всеобщего мировоззрения. 1. Психоанализ Зигмунда Фрейда 1.1. Зигмунд Фрейд: краткая биографическая .

Представители немарксистской философии XIX и XX веков отказались от примата познавательно-рациональных процессов и форм, но перенесли акцент не на противоречивую целостность социально-исторической практики, жизни индивидов, их познания и действия, а на какой-нибудь из нерациональных элементов психики, будь это воля, инстинкт, бессознательное и т.д.

  1. Философия жизни: общая характеристика и основные положения

Основные проблемы философии Ф.Ницше

. морали, ибо эта критика есть следствие неприятия буржуазно-либерального духа христианства и буржуазного рационализма. Философия Ницше как философия жизни носит антропоморфный характер, возвращая человека в природу и . признание естественности души в жизни, их слитности с мирозданием выглядит вполне логичным в контексте таких поисков. Тогда и безумие философии Ницше предстает не иррациональным, а .

Общество, как биологический культурный организм, не подчинено власти объективных закономерностей, которые действуют лишь в мире природы. Каждый культурный организм своеобразен и не сводим к другому, развивается циклично.

Его художественной натуре был близок романтизм И.Ф. Гёте и Р. Вагнера, что нашло глубокое отражение в философских произведениях (особенно раннего периода).

Важно подчеркнуть, что Ницше верил в развитие без Бога и против Бога. Страстный атеизм и антихристианство Ницше были усилены обострённым чувством собственного Я – чувством человека, боявшегося потерять в религии своё величие, индивидуальность и свободу(см. список исп. лит-ры 4, стр. 178).

Так создаётся философия истории радикального атеизма, из которой следуют выводы о полном самообожествлении и освобождении человека руками эстетствующей аристократией духа.

Дух в ходе эволюции воспаряет над аристократическими массами для того, чтобы гордо и одиноко проявить себя в творческих личностях. Бок о бок со сверхчеловеком живут рядовые люди, которые несут в себе страшную возможность упадка и разложения, осуждены на стадное существование. Но они необходимы истории: благодаря их неиссякаемой воли к жизни в процессе эволюции накапливаются положительные качества, что приводит к появлению всё новых и новых блистательных личностей.

Зигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека

. мотивы, страхи, и воспоминания, которые должны стать интегрированными в его настоящую жизнь. Согласно концепции психоанализа, бессознательному закрыт доступ в сознание, у порога которого находится “цензура”. Вытесненные . достижении его собственных интересов и целей – тогда психоаналитическая терапия закончена. 2. З. Фрейд: Человек враг культуры и общества. (я хотел бы изменить на(т. К. Нет соотв. .

2. Философские аспекты психоанализа

В общем плане, психика человека представлялась Фрейду расщеплённой на две противостоящих друг другу сферы сознательного и бессознательного, разделённых между собой психической инстанцией – предсознательным. Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть включает скрытые представления и влечения, а также вытесненные из сознания идеи. Бессознательное, как резервуар психической энергии, — иррационально и вневременно. Сознание – отпечаток внешнего мира – надстраивается над бессознательным, выступает посредником между бессознательным и внешним миром. В его формировании особую роль играет идентификация – бессознательное уподобление объектам (лицам) внешнего мира.

Согласно Фрейду, все душевные процессы, в конечном счёте, бессознательны. Источником психической динамики являются желания бессознательного, стремящегося к разрядке в виде действия. Цензуру желаний бессознательного осуществляет предсознательное. Психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а деятельность предсознательного – принципу реальности. Предсознательное сопротивляется попыткам проникнуть в сознание неприемлемых желаний и идей (сексуальных, эгоистических, асоциальных) и вытесняет их обратно в бессознательное.

Однако, бессознательные желания, сохраняющие активность, проявляются в поведении и сознании человека: в обмолвках, ошибках памяти, сновидениях, неврозах и др. Происходит также сублимация бессознательных влечений – замещение запретных стремлений социально приемлемыми действиями.

Фрейд как основатель психоанализа. О Фрейде

. оно стало названием науки о бессознательной душевной деятельности человека. В работах самого Фрейда содержатся многочисленные определения этого метода. Является ли психоанализ наукой, способной к объективному изучению . методов лечения. Придя к выводу, что душевная жизнь человека беспрерывно потрясается конфликтами, которые требуют своего разрешения, Фрейд поставил перед собой задачу по выявлению и .

Поведение человека, по Фрейду, определяется инстинктом родового самосохранения (Эрос, половой инстинкт).

Все остальные стремления – только следствия неудовлетворённости и сублимированного переключения либидо (сексуальной энергии) на другие области. Механизм сублимации оказывается основным источником творчества. Также Фрейд в дополнение к Эросу обращается и к инстинкту смерти (Танатосу).

Таким образом, Фрейд осуществил биологизацию человеческого существования и в этом смысле придерживался традиции социологии и антропологии XIX века, в которых сложные социальные и психические явления сводились к элементарным физическим и биологическим процессам.

Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к институтам культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд, — это проблема конфликта человека и общества.

По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к обществу, к его культуре, которая предстаёт как чуждая, враждебная человеку внешняя сила, мирное сосуществование с которой для него исключительно трудно.

Принципы и методы психоанализа Фрейд использует и для анализа религии и религиозности. По его мнению, эти феномены возникают в силу биологических и психологических причин. При этом он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорную защиту человека от произвола природы и защиту человека от несправедливой культуры.

Человек в психоанализе

. 3. Фрейда и других лидеров психоанализа и постфрейдизма, обращенных к проблеме природы человека. Критическому и философскому исследованию психоаналитической антропологии, современному состоянию психоанализа, месту психоанализа в философии и социальной жизни посвящены .

Как сублимированное символическое выражение изначальных психических импульсов и влечений, отвергнутых реальностью и находящих компенсаторное удовлетворение в области фантазии, предстаёт у Фрейда и художественное творчество. В произведениях искусства, с его точки зрения, каждый автор идентифицирует себя с героем и рисует либо исполнение своих бессознательных желаний, либо их трагическое столкновение с силами социального запрета.

Идеи бессознательного и психоанализа легли в основу различных направлений неофрейдизма – нового направления в психоанализе. Основатели неофрейдизма К. Корни, А. Кардинер, Г. Салливан начинали как ортодоксальные фрейдисты. Но постепенно они всё более включают в свои аналитические построения социальную компоненту. Сопиологизация психоанализа позволила им перенести фрейдистские идеи на общество и отвергнуть ряд ограниченных положения теории Фрейда.

Главой неофрейдизма по праву считают Э. Фромма (1900-1980), который, критикуя ортодоксальный фрейдизм, преодолел его пансексуализм, отказался от учения о либидо, сублимации и типах индивидов, различающихся наличием у них тех или иных эротических зон.

Одна из важнейших тем философских размышлений Фромма – взаимодействие психоаналитических и социально- экономических факторов в процессе общественного развития. Социальная программа Фромма сводится к отрицанию общества, которое вступило в противоречие с фундаментальными потребностями человеческого бытия.

Одним из основных направлений, вышедших из фрейдизма, стала аналитическая психология, крупнейшим представителем которой был К.Г. Юнг (1875-1961).

Фрейд признавал, что Юнг внёс много нового и полезного в психоанализ. Юнг, также как и Фромм, считал преувеличенным влияние сексуального влечения на человеческое поведение согласно концепции Фрейда. Он не только отвергал резкое противопоставление сознательного и бессознательного, но считал бессознательное полезным и созидательным.

Юнга тоже интересовал социальный аспект психоанализа. Считая возможным применить его к обществу, Юнг активно использовал для таких исследований мифологию и антропологию. Он ввёл в научный анализ понятие коллективного бессознательного, основанного на архетипах – бессознательных общих представлениях, влияющих на социальное поведение больших масс людей. Введение понятия архетипа расширило возможности исторического психоанализа.

3. Приведите характерные высказывания из произведений Ф. Ницше и 3. Фрейда и объясните их

Зигмунд Фрейд психоанализ

. и занимает среднее место между медициной и философией. Наиболее полное определение психоанализа Фрейд дал в энциклопедической статье " Психоанализ и теория либидо": - способ исследования . смысла и значения бессознательного в жизни человека, на раскрытие и понимание механизмов функционирования психики человека. В клинической практике психоанализ направлен на устранение невротических симптомов .

1. Раньше люди думали, да и до сих пор некоторые рассуждают так, что где есть страдание, там обязательно должно быть и наказание. Страдание, имеется в виду, причинённое одним человеком другому. А наказание в таком случае и есть месть. Зачастую жестокая и непреклонная. Ведь закон одного древнего государства гласил, что за отрубленный палец виновному нужно отрубить целую руку, и так далее. Но месть не лучший выход. Иисус говорил о том, что нужно подставить вторую щёку, получив удар по первой. Что тоже во все времена было не совсем верным, да и не соблюдалось вовсе. Мщение присутствовало всегда, и не искоренят его мудрецы всего мира, ибо народ сильнее, будь он во сто крат более необразованным и убогим, чем эти добродетели.

1. То, что человек — существо стадное, несомненно. Если он вдруг окажется в толпе, оттуда ему не выбраться. Куда большинство – туда и он. Главное, нужен хороший громогласный предводитель и несколько необразованное общество, тогда и управлять легче, да и народу не так обидно будет, если что вдруг сложится не так. Стадному чувству хорошо располагает отсутствие у индивида самостоятельности и инициативы. Масса, в отличие от одного человека, очень ослаблена интеллектуально, склонна к бурному, под час слишком бурному выражению своих чувств, будь то гнев или радость, она выплёскивает свою эмоциональную энергию через действия. Это и многое другое является переходом на более низшую психологическую ступень, на какой находятся дикари.

Философия о жизни смерти и смысле жизни

. видимый физический мир, топталась на тех же позициях. Целью жизни объявлялся сам человек, а смыслом жизни вся доступная человеку полнота бытия. Перед этой полнотой бытия смерть, по . деградация, завершающаяся новым рождением в физическом мире. Духовная вершина достигается человеком в момент завершения жизни следовательно, жизнь есть средство для достижения высшего совершенства именно она порождает .

Итак, что же мы выяснили, исследовав достаточно подробно два течения философии, имеющих место в XIX-XX веках??

Иррационализм стремится показать особенности гуманитарного знания и неисчерпаемость объектов исследования человека и общества, его культуры.

Фрейдизм следует отличать от психоанализа как конкретного метода исследований бессознательных психических процессов, принципам которого фрейдизм придавал универсальное значение. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений.

  1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2006.
  1. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  1. Философия истории: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.С. Панарина. М.: Гардарики, 1999.
  1. Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие / сост., авт. предисл. и вступит. ст. Н.И. Фокина; под ред. В.И. Кириллова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
  1. Рычков А.К. Философия : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.К. Рычков, Б.Л. Яшин. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

I. Роль философии в обществе и в жизни человека

. 2) объективного идеализма 3) рационализма 4) теизма 9. Как определяла античная философия сущность человека? 1) человек – существо чувственно-эмоциональное 2) животное разумное 3) существо моральное 4) двуногое . В чем заключается основной вопрос философии? 1) вопрос о смысле жизни 2) проблема соотношения материального и духовного 3) вопрос о сущности человека. 6. Какое философское учение является .

Примеры похожих учебных работ

Психоанализ Зигмунда Фрейда. Сознательное и бессознательное. Обоснование культуры .

. основном и имеет дело психоанализ. Исследуя сферу бессознательного, Фрейд, подобно многим мыслителям прошлого, поднимает вопрос о том, каким образом человек может судить о своих бессознательных представлениях. Если последние не .

Положения философии Фрейда

. положения философии Фрейда Зигмунд Фрейд - австрийский психолог, невропатолог, психиатр, для него характерны исследования явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявления. В статье "Моя жизнь и психоанализ" Зигмунд Фрейд писал: .

Зигмунд Фрейд психоанализ

. идеи психоанализа В теории психоанализ нацелен на выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека, на . медициной и философией. Наиболее полное определение психоанализа Фрейд дал в энциклопедической статье " Психоанализ и теория .

Иррационалистическая философия Шопенгауэра и Ницше

Зигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека

. должны стать интегрированными в его настоящую жизнь. Согласно концепции психоанализа, бессознательному закрыт доступ в сознание, у порога . целей – тогда психоаналитическая терапия закончена. 2. З. Фрейд: Человек враг культуры и общества. (я хотел бы .

Статьи о Фрейде в Философских науках

Как энергетическая сторона психики потребности рассматриваются и в современной психологии. По определению, потребности — основная побудительная сила познавательной и практической деятельности человека, источник его активности (47,287). Однако рассматриваются они фрагментарно, вне связи с противоречием, одним из полюсов которого являются.

Если определенное выше внутрипсихическое противоречие действительно имеет место, то можно утверждать, что найден энергетический источник, внутренняя движущая сила эволюции человека, индивида, личности. Появляется возможность рассматривать существование и эволюцию человека через призму диалектики как общей универсальной теории развития. Можно предположить, что этот новый уровень знаний о человеке, уровень анализа эволюции человека в соответствии с требованиями диалектической логики позволит определить эволюционные цели и задачи человека как одного из структурных уровней актуальной действительности и органически дополнить диалектический подход к анализу эволюции общества, исторического процесса, предложенный в философии марксизма.

4. Философия психоанализа

4. Философия психоанализа Философия психоанализа — одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру — искусство и литературу, театр и

Глава 34. ЗЛО ПСИХОАНАЛИЗА

Глава 34. ЗЛО ПСИХОАНАЛИЗА Если от философии мы перейдем к психологии, то заметим, что те же тенденции проявляются в самых недавних школах и в еще более опасном виде, так как вместо того, чтобы выражаться в простых теоретических воззрениях, они находят практическое

1. Скрытая тенденция психоанализа

1. Скрытая тенденция психоанализа Концепция человека, выдвинутая теорией Фрейда, стала тягчайшим обвинительным актом Западной цивилизации и в то же время ее наиболее надежной защитой. История человека, согласно Фрейду, есть история его подавления. Культурному

Философские аспекты экологического кризиса: виновны ли эпоха Нового времени или христианство в экологическом кризисе?

Философские аспекты экологического кризиса: виновны ли эпоха Нового времени или христианство в экологическом кризисе? Стараниям эмансипаторов по перманентному самоосуществлению каждого индивида вдруг наступил конец, во всяком случае эти усилия были временно

§ 2. Критика психоанализа

§ 2. Критика психоанализа Встреча с Фрейдом, как мы уже отмечали, оказалась для Бинсвангера судьбоносной. Дружба с мэтром психоанализа, продолжительная переписка выделяет его из ряда других экзистенциально-феноменологических психиатров. Он был не только современником

Философские аспекты

Философские аспекты В античности философия была главным образом обращением, то есть возвратом к себе, к своей настоящей сущности, путем насильственного вырывания из отчуждения бессознательности. Именно исходя из этого фундаментального факта и развивалась западная

Возрождение психоанализа: от конформизма к гуманизму

Возрождение психоанализа: от конформизма к гуманизму Эрих Фромм (1900–1980) — всемирно известный психоаналитик, психолог и философ, критически переосмысливший психоаналитическое учение 3. Фрейда о человеке и культуре, подвергший критике конформистскую тенденцию в

Кризис психоанализа [238]

Кризис психоанализа[238] Современный психоанализ переживает кризис. Внешне этот кризис проявляется в том, что несколько снизилось число студентов, желающих поступить в психоаналитические учебные заведения, а также пациентов, обращающихся за помощью к психоаналитику. В

Кризис психоанализа

Кризис психоанализа Современный психоанализ переживает состояние кризиса, что внешне выражается в снижении числа студентов, желающих учиться в институтах психоаналитического направления, а также числа пациентов, которые обращаются за помощью к специалистам

Социально – философские аспекты проблемы одиночества

Социально – философские аспекты проблемы одиночества теоретическое осмысление проблемы одиночества – одиночество как явление современной культуры – объективные и субъективные факторы возникновения одиночества – одиночество в системе взаимодействия личности и

Основные работы Фрейда, содержащие философские идеи и концепции:

Для философии Фрейда основная мысль – это то, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект – аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления.

– человека и социальной среды;
– человека и культуры;
– человека и цивилизации.
Через призму сублимации Фрейд рассмотрел:
– формирование религиозных обрядов и культов;
– появление искусства и общественных институтов;
– возникновение науки;
– саморазвитие человечества.

В рассмотрении социальной организации общества Фрейд концентрирует свое внимание не на ее надындивидуальном характере, а на природной склонности человека к разрушению, агрессии, которая может быть обуздана культурой.
Карл Густав Юнг – швейцарский психолог, философ, культуролог, начинал свою деятельность как ближайший соратник Зигмунда Фрейда и популяризатор его идей.

Австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) заложил основы психоаналитической философии.

Он обнаружил, что когда пациенты вспоминали некоторые важные обстоятельства, которые привели их к болезни, то их состояние улучшалось.

Болезнь, напротив, вызывалась тем, что человек стремился забыть что-то для него неприятное.

По Фрейду, психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного — принципу реальности.

Он считал, что бессознательное, главной силой которого является сексуальное влечение — либидо, находится в конфликте с сознанием, вынужденным постоянно реагировать на окружающую социальную среду с ее моральными стандартами и запретами. Запреты социальной среды неминуемо наносят душевную травму индивиду, вследствие чего энергия бессознательных влечений прорывается в виде неврозов, сновидений, ошибочных действий, часто агрессивных.

Ключевой для философии Фрейда становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект — аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, более углублённого его осмысления.

Классический подход к неосознанному состоял в следующем: то, что мы пока не осознаём, есть всего лишь смутное сознание, которое можно и нужно привести к ясности. Как тьма отличается от света степенью освещенности, так и бессознательное отличается от сознательного степенью осознанности индивидом своих представлений и переживаний.

Фрейдизм в философии: основные положения и развитие

Прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний.

Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психолог, культуролог, философ.

Он пересмотрел идеи Фрейда о происхождении творчества человека и развитии человеческой культуры.

Это коллективно-бессознательные образы Юнг назвал архетипами.

Юнга интересуют не причинно-следственные связи, а синхронные. Поэтому его архетипы выполняют функции основ мироздания, и фундаментальных структур человеческой психики, обеспечивающих доопытную готовность к восприятию и осмыслению мира. Юнг называет следующие архетипы коллективного бессознательного: Младенец и Дева, Мать и Возрождение, Дух и Трикстер (оборотень). Младенец — это возможное будущее; Он и Бог, и герой; он покинут, незащищён, но развивается в направлении независимости и непобедимости.

Юнг считает, что общую структуру личности создаёт архетип, и духовная жизнь личности несёт в себе архетипический отпечаток.

И хотя архетип как способ связи образов переходит из поколения в поколение с древних времён, он всегда у каждого человека наполняется конкретным содержанием. Архетипы структурируют понимание мира себя и других людей. Они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и понимания людей.

Основные понятия и идеи Фрейдизма

Психоанализ (от греч. psyche -душа и analysis-решение) — часть психотерапии , врачебный метод исследования , развиты й З. Фрейдом д л я диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическ ую доктрин у, направленн у ю на изуч е ние скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.

Кратко и понятно о психоанализе Фрейда

Исходя из вышеизложенного , сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:

1. психоанализ — как метод психотерапии;

2. психоанализ — как метод изучения психологии личности;

3. психоанализ — как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

Рассмотрев основной психологический смысл психоанализа , в дальнейшем мы будем обращаться к нему как мировоззренческой системе.

В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид) , Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

Под Оно (ид) понималась на и более примит и вная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности , ни об обществе.

Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

Эго — следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.

Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой.

К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).

Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго) , которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом.

Если ид предопределен генетически, а Я — продукт индивидуального опыта, то супер-эго — продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы.

Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид) , но в противовес сверх-Я (супер-эго) , то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски.

Сублимация — один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами.

Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван — либидо . Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов.

Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх.

В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Танатос как антипод Эросу) , по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Танатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

Философия Фрейда кратко

Возникнув как теория объяснения и лечения неврозов, она по­степенно превратилась в философское учение о человеке, обществе и культуре.

Ядро психоанализа составляет представление о вечной тайной войне ме­жду скрытыми в глубинах индивида инстинктами (главными из которых яв­ляется сексуальное влечение — либидо) и крайне важно стью соблюдать обще­принятые нормы и правила поведения в обществе, которые осуществляют контроль инстинктов.

Социальные запреты, подавляя энергию инстинктов, вынуждают ее ис­кать обходные пути.

И она проявляется в виде неврозов, сновидений забыва­ния неприятного и т.д.

Бессознательное – огромный пласт психики, по своему объёму значительно больший, чем вся сознательная жизнь. Бессознательное — ϶ᴛᴏ бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии: комплексы, страхи, неврозы, инстинкты.

Главный вывод Фрейда: человек никогда не может сам себя знать до конца.

Бессознательное не просвечивается светом разума. Это тёмный, бесконечно глубокий колодец, где чего только не намешано. Здесь и эдипов комплекс, доставшийся нам в наследство от нашего животного состояния, здесь всœевозможные страхи и комплексы, которые мы приобрели в детстве.

Любой человек напичкан разными комплексами и страхами.

Психические процессы и явления рассматриваются Фрейдом с трех ос­новных позиций:

— топической (с точки зрения строения);

— динамической (с точки зрения их проявления);

Первоначально топическая система была представлена у Фрейда тремя уров­нями: бес сознательный, предсознательный. сознательный. С начала 20-х годов 20-ого века Фрейд выделяет другие уровни:

— СВЕРХ – Я или СУПЕР – ЭГО

С точки зрения Фрейда, источником энергии психических процессов яв­ляется ОНО — ИД.

ИД — это сосредоточение слепых инстинктов (сексуаль­ных, агрессивных), требующих немедленного удовлетворения.

Приспособлению субъекта к реальной жизни служит Я — ЭГО (сознание), ко­торое воспринимает информацию об окружающем мире, состоянии организма и регулирует ответные действия человека в интересах его самосохранения.

СВЕРХ — Я включает моральные стандарты, нормы поведения, усвоен­ные личностью в процессе воспитания и прежде всœего от родителœей.

Это про­является в виде совести и может вызвать чувство вины или страха. Поскольку требования к ЭГО со стороны ИД и СУПЕР — ЭГО, как правило, несовмести­мы, то человек практически постоянно находится в состоянии конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с по­мощью защитных механизмов,

Вытеснение — ϶ᴛᴏ процесс, в результате которого мысли, воспоминания и переживания, травмирующие психику человека, изгоняются из сознания в сферу бессознательного, при этом они продолжают влиять на поведение ин­ дивида в форме неосознанного чувства тревоги, страха и т.д.

Рационализация — это сокрытие от сознания самого индивида истинных мотивов своего поведения для того, чтобы обеспечить состояние внутреннего комфорта и предотвратить переживания вины или стыда.

Сублимация — это преобразование (переключение) инстинктивных форм психики в более цивилизованные ее формы (творчество, политику).

Регрессия — это форма ухода личности от реальности и возврат к той ста­- дии развития личности, в которой ею переживалось чувство удовольствия.

Фрейд ввел в теорию личности ряд важных проблем:

— о бессознательных мотивах в поведении человека;

— о соотношении нормальных и патологических явлений психики; — о роли сексуального фактора;

— о ее защитных механизмах;

— о влиянии психологических травм, полученных в детстве, на поведение взрослого человека.

Фрейд говорил о всœесилии либидо, антагонизме сознательного и бессоз­нательного.

Именно в связи с этим, с его точки зрения, отношения между людьми в современном мире характеризуются враждебностью, в т.ч. и в культу­ре. По этой причине культура, особенно европейская, по мнению Фрейда несовер­шенна. Она запрещает человеку его влечения, а человек в свою очередь нена­видит запрещающую культуру.

По Фрейду, вся европейская культура невротична, и любой человек, ставший объектом этой культуры превращается в невротика.

Главный смысл учения Фрейда — осмысленный баланс СВЕРХ — Я и ОНО, тем самым дать возможность Я свободно и разумно строить самого се­бя.

Человек, зная о роли бессознательного в своем поведении, способен уста­новить компромисс между СВЕРХ — Я и ОНО.

Фрейд утверждал, что в конечном итоге разум и сознание окажутся силь­нее ОНО, что человек должен постоянно, укрепляя в себе Я, освобождаться от подсознательного, что людям нужно знать о бессознательном, чтобы быть свободным в своем поведении.

Учение Фрейда использовали некоторые деятели искусства, которые сбросили со счетов СВЕРХ — Я, предложили людям освободиться от соци­альных норм и прежде всœего от стыда, который был объявлен ложным и ме­шающим жить чувством.

Мир искусства занялся бесстыдным показом всœех скрытых пороков человека, его тайных инстинктов, забыв о главном в учении Фрейда — победить ОНО.

Фрейду в современной России довольно странно. Его книги переиздаются. Фрейдовские идеи свободно применяются политологами и журналистами для толкования нашей истории, текущих событий и действий известных политиков. Литературные критики дают толкования текстов, соединяя фрейдовские конструкции с идеями Деррида, Делеза и других постмодернистов.

Нужно заметить, что ранее в нашей стране отношение к Фрейду было иным.

Хотя его работы широко переводилась еще до революции, его идеи не получили широкого философского и культурного признания. Мне кажется, что непризнание фрейдовской концепции в России в это время объясняется тремя обстоятельствами:

1) ее сциентистским рационализмом; 2) ее биологизмом, иногда даже производящим впечатление биологического; 3) ее индивидуализмом: социальное окружение индивида — это только источник травм и в конечном счете причина неврозов, так как именно из столкновения социальных требований с биологическими инстинктами и желаниями индивида неврозы и вытекают.


Философия психоанализа совершила переворот в философии, она обратила внимание не просто на человека, а на его внутренний мир, психику. Психоанализ изначально был медицинской дисциплиной, однако глубина подходов, целостность трактовок, сделали психоанализ одной из ведущих философских теорий современной науки.

missing image file

Все симптомы невротических заболеваний Фрейд усматривает в забытых сексуальных переживаниях детства. Исходя из этого, Фрейд строит свое учение о детской сексуальности. Он выделяет 3 фазы: 1 – фаза детской сексуальности – оральная, получение удовольствий от сосания материнской груди и еды. 2 – садистко – анальная, связана с эрогенностью слизистых оболочек кишечника (удовольствие от опорожнения). 3 – фаллистическая – высшая ступень, – когда ребенок заостряет внимание на половых органах. На этой стадии и могут возникнуть неврозы и фобии (страхи).

Фрейд внес психоанализ во все основные философские науки: философию сознания, этику, эстетику, антропологию. Фрейд имел множество учеником, но все они отошли от его учения, повергли его критике.

Одним из наиболее выдающихся учеников Фрейда был Карл Густав ЮНГ (1875 – 1961) – швейцарский психиатр и философ. Однако Юнг отказался от главного принципа Фрейда от теории сексуальности.

missing image file

Фромм занимался философией человека, он пытался определить сущность человека как био – социального существа. «Человек часть природы и частица общества и одно и другое неразделимы.

Человек – это единственное существо, осознающие смысл своей жизни. Смысл человеческой жизни – это борьба с превратностями судьбы. Фромм выделяет 3 главных противоречия человеческой жизни: 1) это противоречие между жизнью и смертью, 2) противоречие между, тем, что человек хочет и то, что может (могу – хочу), 3) противоречие между стремлением был со всеми и стремлением к одиночеству.

Проявить себя человек может только в обществе справедливости, – это социализм (учение Фромма часто называют фрейдомарксизм). Однако Фромм критиковал Маркса, говорил, что Маркс не понял человека, который по своей природе эгоистичен; общество можно изменить, лишь изменив человека.

Психоанализ подошел к проблеме внутреннего мира человека. Долговое время фрейдизм оставался ведущим течением в философии ХХ века, появились его новые последователи. Фрейдизм – направление, охватывающее психологию, философию, медицину, социологию и другие науки. Психоанализ имеет большое практическое значение, врач – психоаналитик сейчас становится важной составляющей практической медицины и психологии.

Читайте также: