Философская лирика заболоцкого кратко

Обновлено: 04.07.2024

Николай Алексеевич Заболоцкий принадлежит к первому поколению русских писателей, вступивших в литературу уже после революции. Вся его жизнь – это подвиг ради поэзии. Когда заходит разговор о поэтическом мастерстве, всегда вспоминают Заболоцкого.

Но главное качество и достоинство его поэзии – все-таки ее философичность.
Уже первая книга его стихов “Столбцы” имела шумный успех в конце 20-х годов. Поэзия Заболоцкого ярко выделялась среди различных поэтических направлений благодаря философской глубине. Например, о смерти поэты

чаще всего писали как о символе, просто называли этот затертый образ, и все. Заболоцкий неординарно подошел к этому образу в стихотворении “Искушение”:
Смерть приходит к человеку,
Говорит ему: “Хозяин,
Ты походишь на калеку,
Насекомыми кусаем.
Брось житье, иди за мною…
Как видим, образ смерти у Заболоцкого представляет собой некое существо, старающееся утешить человека, затюканного жизнью. Она является ему не перстом судьбы или логическим концом земного существования, а как бы подоспевшей вовремя подмогой. Далее в этом замечательном стихотворении поэт показывает, что герой внутренне

пытается сопротивляться. Он уверен, что без него много потеряет наука, некому будет хлеб убирать и т. д. Смерть и на это с философской глубиной дает ему ответ:
Не грусти, что будет яма,
Что с тобой умрет наука:
Поле выпашется само,
Рожь поднимется без плуга…
Смерть говорит человеку, что с его уходом ровным счетом ничего не изменится на земле. Другие люди будут двигать науку, сеять и убирать хлеб. Но человек не верит смерти и начинает совершать горькие поступки, вступает со смертью в торги:
Дай мне малую отсрочку,
Отпусти меня, а там
Я единственную дочку
За труды тебе отдам.
С этого момента смерть перестает сочувствовать человеку. Она забирает у него дочь. Заканчивается стихотворение тем, что человечеству предстоит еще долгий путь до истинного понимания жизни и смерти. А сейчас человечество интересуют, волнуют и утешают совсем иные ценности:
Мужики по избам спят,
У них много есть котят.
А у каждого кота
Были красны ворота.
Шубки синеньки у них,
Все в сапожках золотых,
Все в сапожках золотых,
Очень, очень дорогих…
Вот награда человеку, которую он заслужил, откупившись от смерти жизнью своей дочери.
Глобальные проблемы присутствуют почти во всех стихотворениях Заболоцкого. Он бесстрашно оспаривает влияние знаков Зодиака на человеческую жизнь и характер в стихотворении “Меркнут знаки Зодиака”:
Меркнут знаки Зодиака
Над просторами полей.
Спит животное Собака,
Дремлет птица Воробей,
Толстозадые русалки
Улетают прямо в небо…
Здесь с явной иронией поэт оживляет знаки Зодиака в небе и одновременно как бы переносит безжизненные символы на землю и дарит им счастье живой судьбы в образе собаки и кошки. Но поэт продолжает ерничать: он перечисляет массу земных “зодиаков”, которых на небе нет, то есть земля богаче и таинственнее этой холодной схемы. Значит, живое должно больше влиять на безжизненное, а не наоборот. Поэт как бы говорит человеку: не терзайся, ты сам волен распоряжаться своей судьбой:
Колотушка тук-тук-тук,
Спит животное Паук,
Спит Корова, Муха спит,
Над землей луна висит.
Над землей большая плошка
Опрокинутой воды.
Спит растение Картошка.
Засыпай скорей и ты!
Итак, мы видим, что в основе его философии лежит представление о мироздании как о едином целом, в котором ничто ни над чем не возвышается. Своей идеей Заболоцкий стремится объединить неживые и живые формы материи.
Судьба поэта-философа была горькой. Он был репрессирован в 1938 году и надолго оторван от литературы. Но в России всегда оставались честные люди, которые ценили его поэзию.

Например, К. И. Чуковский писал: “Кое-кому из нынешних эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом”. Так Чуковский подкрепил свое мнение о Заболоцком, которое он выразил в трех словах – подлинно великий поэт.

Николай Алексеевич Заболоцкий принадлежит к первому поколению русских писателей, вступивших в литературу уже после революции. Вся его жизнь — это подвиг ради поэзии. Когда заходит разговор о поэтическом мастерстве, всегда вспоминают Заболоцкого. Но главное качество и достоинство его поэзии — все-таки ее философичность.

Уже первая книга его стихов “Столбцы” имела шумный успех в конце 20-х годов. Поэзия Заболоцкого ярко выделялась среди различных поэтических направлений благодаря философской глубине.

Глобальные проблемы присутствуют почти во всех стихотворениях Заболоцкого. Он бесстрашно оспаривает влияние знаков Зодиака на человеческую жизнь и характер в стихотворении “Меркнут знаки Зодиака”:

Здесь с явной иронией поэт оживляет знаки Зодиака в небе и одновременно как бы переносит безжизненные символы на землю и дарит им счастье живой судьбы в образе собаки и кошки. Но поэт продолжает ерничать: он перечисляет массу земных “зодиаков”, которых на небе нет, то есть земля богаче и таинственнее этой холодной схемы. Значит, живое должно больше влиять на безжизненное, а не наоборот. Поэт как бы говорит человеку: не терзайся, ты сам волен распоряжаться своей судьбой:

Спит животное Паук,

Спит Корова, Муха спит,

Над землей луна висит.

Над землей большая плошка

Спит растение Картошка.

Засыпай скорей и ты!

В основе его философии лежит представление о мироздании как о едином целом, в котором ничто ни над чем не возвышается. Своей идеей Заболоцкий стремится объединить неживые и живые формы материи.

«Певучесть есть в морских волнах,

В последний период творчества Заболоцкого на первый план выходит уже не разум, а сердце, человеческая душа, страдающая и одинокая, ведущая свое таинственное бытие.

Лирическая тематика Заболоцкого расширяется: здесь и любовная лирика, и философско-лирические пейзажи, и пейзажная лирика в более узком смысле слова; разрабатывается новая тема – внутреннее, душевное напряжение человека, который стремится к освобождению всех своих светлых душевных сил.

В 1955 году Заболоцкий пишет стихотворение

"Некрасивая девочка" – одно из самых любимых читателями.

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,




И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,—

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

В этом стихотворении Заболоцкий ставит проблему красоты, традиционную для русской литературы. Понятие красоты меняется со временем, как и восприятие ее. Чтобы лучше понять, как же Заболоцкий определяет красоту, нужно обратиться к проблеме красоты в русской литературе.

В стихотворении "Красавица" А.С. Пушкин пишет:

"Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей",

и в этих строках – признание сверхъестественного воздействия красоты, ее обожествление. Красота для Пушкина самодостаточна, для него она заключается в прекрасной внешности. Такое отношение к красоте идет от античной эстетики, которая предполагала необходимым условием для красоты правильные черты лица в состоянии полного покоя. Любое движение души нарушало бы спокойствие черт и лишало лицо гармонии. Требованием античной эстетики объясняется состояние покоя, характерное для пушкинской красавицы:

"Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей".

По-другому воспринимается Пушкиным красота любимой его героини Татьяны Лариной.

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней…

Более того, Пушкин указывает, что ее нельзя было назвать красавицей.

Можно сказать, что в русской литературе первый заметил возможный контраст между прекрасной внешностью и злой душой М.Ю. Лермонтов. Героиня его стихотворения "Тамара"

Прекрасна, как ангел небесный,

Как демон, коварна и зла.

В стихотворении "К портрету" мы читаем:

В глазах, как на небе, светло.

В душе ее темно, как в море.

То истиной дышит в ней все,

То все в ней притворно и ложно,

Понять невозможно ее,

Зато не любить невозможно.

Парадоксальным является ощущение невозможности сопротивляться злому началу, воплощенному в красивое тело.

Радость чужого человека, как своя, полное отсутствие зависти, "умысла худого", младенческая грация души" –вот что такое истинная красота для Николая Заболоцкого.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.


Ф. Рокотов Портрет А.П. Струйской1772, холст, масло, 59,8х47,5cм
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Александры Струйской, несомненно, самый блестящий образ идеально прекрасной женщины во всей русской портретистике. Изображена обаятельная юная женщина, полная пленительной грации. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец и задумчивый, отсутствующий взгляд. В ее глазах – гордость и душевная чистота. Портрет написан переливами цвета и света. Тени неуловимо переходят в свет, пепельно-серые тона перетекают в голубые, а розоватые — в бледно-золотые. Световые переливы и цветовые градации не ощутимы и создают легкую дымку, быть может, какой-то загадки.
Александра Петровна – вторая жена Н.Е. Струйского, парный портрет которого Ф.С. Рокотов писал в то же время. Ей 18 лет, она первый год замужем. Ф. С. Рокотов (1735 - 1808 г.г.), как друг семьи, очевидно, не относился к портретируемой только как к состоятельной заказчице. Сохранилась легенда о любви художника к своей модели.
Легенда, конечно, навеяна особенно удачным исполнением портрета. Вряд ли так было на самом деле. Но соединить эти два имени любовной связью весьма заманчиво: ведь нам неизвестно ни одной женщины – избранницы художника. Был ли он женат, определенно мы тоже сказать не можем. Хотя, конечно, Александра Петровна в юности не могла оставить равнодушным ничье мужское сердце… Александра Струйская была призвана стать вечной музой своего мужа-поэта. Воодушевленный супруг посвятил ей огромное множество стихов.

Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Николай Алексеевич Заболоцкий принадлежит к первому поколению русских писателей, вступивших в литературу уже после революции. Вся его жизнь — это подвиг ради поэзии. Когда заходит разговор о поэтическом мастерстве, всегда вспоминают Заболоцкого. Но главное качество и достоинство его поэзии — все-таки ее философичность.

Уже первая книга его стихов “Столбцы” имела шумный успех в конце 20-х годов. Поэзия Заболоцкого ярко выделялась среди различных поэтических направлений благодаря философской глубине.

Глобальные проблемы присутствуют почти во всех стихотворениях Заболоцкого. Он бесстрашно оспаривает влияние знаков Зодиака на человеческую жизнь и характер в стихотворении “Меркнут знаки Зодиака”:

Здесь с явной иронией поэт оживляет знаки Зодиака в небе и одновременно как бы переносит безжизненные символы на землю и дарит им счастье живой судьбы в образе собаки и кошки. Но поэт продолжает ерничать: он перечисляет массу земных “зодиаков”, которых на небе нет, то есть земля богаче и таинственнее этой холодной схемы. Значит, живое должно больше влиять на безжизненное, а не наоборот. Поэт как бы говорит человеку: не терзайся, ты сам волен распоряжаться своей судьбой:

Спит животное Паук,

Спит Корова, Муха спит,

Над землей луна висит.

Над землей большая плошка

Спит растение Картошка.

Засыпай скорей и ты!

В основе его философии лежит представление о мироздании как о едином целом, в котором ничто ни над чем не возвышается. Своей идеей Заболоцкий стремится объединить неживые и живые формы материи.

«Певучесть есть в морских волнах,

В последний период творчества Заболоцкого на первый план выходит уже не разум, а сердце, человеческая душа, страдающая и одинокая, ведущая свое таинственное бытие.

Лирическая тематика Заболоцкого расширяется: здесь и любовная лирика, и философско-лирические пейзажи, и пейзажная лирика в более узком смысле слова; разрабатывается новая тема – внутреннее, душевное напряжение человека, который стремится к освобождению всех своих светлых душевных сил.

В 1955 году Заболоцкий пишет стихотворение

"Некрасивая девочка" – одно из самых любимых читателями.

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,—

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

В этом стихотворении Заболоцкий ставит проблему красоты, традиционную для русской литературы. Понятие красоты меняется со временем, как и восприятие ее. Чтобы лучше понять, как же Заболоцкий определяет красоту, нужно обратиться к проблеме красоты в русской литературе.

В стихотворении "Красавица" А.С. Пушкин пишет:

"Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей",

и в этих строках – признание сверхъестественного воздействия красоты, ее обожествление. Красота для Пушкина самодостаточна, для него она заключается в прекрасной внешности. Такое отношение к красоте идет от античной эстетики, которая предполагала необходимым условием для красоты правильные черты лица в состоянии полного покоя. Любое движение души нарушало бы спокойствие черт и лишало лицо гармонии. Требованием античной эстетики объясняется состояние покоя, характерное для пушкинской красавицы:

"Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей".

По-другому воспринимается Пушкиным красота любимой его героини Татьяны Лариной.

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней…

Более того, Пушкин указывает, что ее нельзя было назвать красавицей.

Можно сказать, что в русской литературе первый заметил возможный контраст между прекрасной внешностью и злой душой М.Ю. Лермонтов. Героиня его стихотворения "Тамара"

Прекрасна, как ангел небесный,

Как демон, коварна и зла.

В стихотворении "К портрету" мы читаем:

В глазах, как на небе, светло.

В душе ее темно, как в море.

То истиной дышит в ней все,

То все в ней притворно и ложно,

Понять невозможно ее,

Зато не любить невозможно.

Парадоксальным является ощущение невозможности сопротивляться злому началу, воплощенному в красивое тело.

Радость чужого человека, как своя, полное отсутствие зависти, "умысла худого", младенческая грация души" –вот что такое истинная красота для Николая Заболоцкого.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.


Ф. Рокотов Портрет А.П. Струйской1772, холст, масло, 59,8х47,5cм
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Александры Струйской, несомненно, самый блестящий образ идеально прекрасной женщины во всей русской портретистике. Изображена обаятельная юная женщина, полная пленительной грации. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец и задумчивый, отсутствующий взгляд. В ее глазах – гордость и душевная чистота. Портрет написан переливами цвета и света. Тени неуловимо переходят в свет, пепельно-серые тона перетекают в голубые, а розоватые — в бледно-золотые. Световые переливы и цветовые градации не ощутимы и создают легкую дымку, быть может, какой-то загадки.
Александра Петровна – вторая жена Н.Е. Струйского, парный портрет которого Ф.С. Рокотов писал в то же время. Ей 18 лет, она первый год замужем. Ф. С. Рокотов (1735 - 1808 г.г.), как друг семьи, очевидно, не относился к портретируемой только как к состоятельной заказчице. Сохранилась легенда о любви художника к своей модели.
Легенда, конечно, навеяна особенно удачным исполнением портрета. Вряд ли так было на самом деле. Но соединить эти два имени любовной связью весьма заманчиво: ведь нам неизвестно ни одной женщины – избранницы художника. Был ли он женат, определенно мы тоже сказать не можем. Хотя, конечно, Александра Петровна в юности не могла оставить равнодушным ничье мужское сердце… Александра Струйская была призвана стать вечной музой своего мужа-поэта. Воодушевленный супруг посвятил ей огромное множество стихов.

Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти"

Сегодня на уроке мы:

· поговорим о судьбе Николая Алексеевича Заболоцкого;

· постараемся понять философскую систему поэта.

Про Николая Алексеевича Заболоцкого часто говорили, что он совсем не похож на поэта. Выглядел он скорее, как счетовод или агроном. Поэта такие слова страшно обижали. Ведь Николай Алексеевич считал поэзию не просто своим призванием. Для него творчество было священнодействием. Это отношение проявлялось даже в мелочах. Например, поэт терпеть не мог небрежного отношения к рукописям. Сам же он стихи записывал ровным аккуратным почерком, который отличался от его обычного. Поэт даже брал для этого уроки каллиграфии и рисунка. Вся жизнь Заболоцкого была посвящена поэзии.

Родился Николай Алексеевич Заболоцкий 7 мая 1903 года в Кизической слободе – пригороде Казани.

Отец поэта, Алексей Агафонович Заболоцкий, по происхождению был простым крестьянином. Он смог вырваться из крестьянской среды и получить образование, закончив Казанское училище. Служил Алексей Агафонович земским агрономом. Ферма, на которой жила семья Заболоцких, была опытной сельскохозяйственной станцией Казанского земледельческого училища.

В 1910 семья поэта уехала из Казани на родину Алексея Агафоновича.


Новым домом для них стало село Сернур Уржумского уезда Вятской губернии. Здесь Заболоцкий начал писать стихи. Поэт вспоминал, что уже в семь лет он осознал своё предназначение и твёрдо решил стать писателем.

Учась в сельской школе, Заболоцкий выпускал рукописный журнал, страницы которого заполнял своими стихами.

В 1913 году Николай Заболоцкий поступил в Уржумское реальное училище. После окончания Уржумского реального училища Заболоцкий уехал в Москву.

Там он поступил сразу на два факультета Московского университета – историко-филологический и медицинский. В Москве Заболоцкий посещал поэтические вечера, принимал участие в литературных диспутах. Но учёба сразу на двух факультетах в голодной послереволюционной Москве давалась поэту слишком тяжело. Отучился он в Москве меньше года, вскоре перебравшись в Петербург.

Заболоцкий очень много читал, в том числе философские и научные труды. Он изучал статьи Тимирязева о растениях, теорию эволюции, учение о ноосфере и биосфере Вернадского и так далее. Работы основоположника космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского Заболоцкий не только прочёл – поэт вёл с учёным активную переписку.

Интерес к науке у поэта сохранился на всю жизнь и повлиял на его мировоззрение.

После службы в тысяча девятьсот двадцать седьмом году его приняли на работу в отдел детской литературы ОГИЗ – Объединения государственных книжно-журнальных издательств. Начальником Заболоцкого был Самуил Яковлевич Маршак. Так что с творчеством Заболоцкого мы начинаем знакомиться с самого детства.


В этот период у поэта формируется свой собственный, особенный, ни на что не похожий поэтический язык.

Горит садок подводным светом,

Где за стеклянною стеной

Плывут лещи, объяты бредом,

Галлюцинацией, тоской,

Сомненьем, ревностью, тревогой.

И смерть над ними, как торгаш,

Поводит бронзовой острогой.

Весы читают "Отче наш",

Две гирьки, мирно встав на блюдце,

Определяют жизни ход…

Арестовали поэта в марте 1938 года по обвинению в антисоветской пропаганде. На допросах Заболоцкий не оговорил ни себя, ни знакомых, несмотря на жестокие пытки, которые довели его до временного помешательства. В лагерях Заболоцкий провёл 5 лет, после освобождения жил в Казахстане.


В Москву ему удалось перебраться только в 1946 году.

Годы лагерей подорвали здоровье поэта и отразились на его душевном состоянии. До самого периода хрущевской оттепели Заболоцкого терзал страх перед творчеством. Теперь поэт загружал себя переводами. Он боялся искренне говорить с людьми и писать письма. Поэт уничтожил весь довоенный архив, который сохранила его жена. К стихам Заболоцкий смог вернуться только после смерти Сталина.

Активнее всего Заболоцкий писал стихи в последние 3 года своей жизни, которая оборвалась 14 октября 1958 года. Причиной смерти стал инфаркт. Похоронили поэта на Новодевичьем кладбище Москвы.

Поэзию Заболоцкого называют космической.

Космизм – это особая философская система, появившаяся в начале двадцатого века. Увлечение Заболоцкого космизмом выросло из его увлечения научными трудами, живописью и, конечно же, из бесконечной любви к природе. Согласно идеям космизма, Вселенная – это единый живой организм, в котором связаны космос, жизнь и разум. Всё живое и неживое взаимодействует и преобразуется из одного в другое.

И снится ей блестящий вал турбины,

И мерный звук разумного труда,

И пенье труб, и зарево плотины,

И налитые током провода.

Природа жаждет преобразования, и преобразования эти должен свершить человек. Но сделать это бережно, ведь связь человека и природы похожа на связь матери и ребёнка.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов

Себя я в этом мире обнаружу.

Многовековый дуб мою живую душу

Корнями обовьёт, печален и суров.

Мы много говорили о красоте природы, но в чём же заключается человеческая красота для поэта? Истинная красота человека – красота духовная, а не физическая.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка её на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поэт всю жизнь стремился к духовному совершенству. И читателям он оставил такой завет:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Нажмите, чтобы узнать подробности


Русский космизм – особенный, он в наибольшей степени выражал русскую идею соборности, которая основывается не только на христианской идее всеединства, но и на реальной взаимосвязи земных и космических процессов, на необходимости соизмерять то и другое, человеческую деятельность с целостностью мира.

Яркими представителями русского космизма были ученые Циолковский, Вернадский, Чижевский, религиозные философы Николай Федоров, Сергий Булгаков, Николай Бердяев, поэты и писатели Хлебников, Бальмонт, Вяч. Иванов, Андрей Платонов, композиторы Скрябин, Рахманинов, Римский-Корсаков, художники Чюрлёнис, Кандинский, Малевич, Филонов, Николай Рерих и другие.

Мироощущение и мировоззрение Николая Заболоцкого формировалось под влиянием многих из них. Известна преемственность обэриутов, к которым принадлежал поэт, с Велимиром Хлебниковым. У него они учились очищать слово, видеть мир глазами ребёнка и соотносить время с вечностью.

У Павла Филонова Николай Заболоцкий учился анализировать мир и собирать его в единое целое, используя словесные формулы спаянности и соборности. У Циолковского, Вернадского, Сковороды и Федорова он воспринял идею космичности и глубину философской мысли.


Услышать многое еще способен ум. Бывало, ухом прислонюсь к березе - И различаю тихий разговор. Береза сообщает мне свои переживанья, Учит управлению веток, Как шевелить корнями после бури И как расти из самого себя. ….

Готов я лечь в великую могилу, Закрыть глаза и сделаться землей. Тому, кто видел, как сияют звезды, Тому, кто мог с растеньем говорить, Кто понял страшное соединенье мысли — Смерть не страшна и не страшна земля. (Безумный волк, Монолог в лесу, отрывки. 1931)

Ранние стихи и метафизические поэмы Николая Заболоцкого наполнены размышлениями о вечных вопросах: о жизни и смерти, о природе и бессмертии, о безумстве храбрых и идеалистах. И пусть смыслы, которые поэт вкладывал в эти понятия, на протяжении жизни менялись, но они всегда оставались в центре его мироощущения.


Мы разогнем усталые тела. Прекрасный вечер тает за окошком. Приготовленье пищи так приятно — кровавое искусство жить! ….

И это — смерть. Когда б видали мы не эти площади, не эти стены, а недра тепловатые земель, согретые весеннею истомой; когда б мы видели в сиянии лучей блаженное младенчество растений,— мы, верно б, опустились на колени перед кипящею кастрюлькой овощей. (Обед, 1929)

* Там примус выстроен, как дыба, На нем, от ужаса треща, Чахоточная воет рыба В зеленых масляных прыщах. Там трупы вымытых животных Лежат на противнях холодных И чугуны, купели слез, Венчают зла апофеоз. (На лестницах, 1928)


Позднее смерть осмысливается поэтом как естественный переход в другое состояние, как отдалённый край, а не как страдание и убийство, но она не уходит из его поэзии. Также менялось и представление Николая Заболоцкого о жизни: от череды бесконечных превращений и метаморфоз до жизни как истории души человека.

Фактически поэт проделывает сложный путь движения из ада через чистилище в рай, где царят гармония и разум, путь обретения утраченных христианских ценностей. Большинство современных поэтов и исследователей склонны считать, что Заболоцкий двадцатых годов и есть настоящий поэт, что его сломала тюрьма и ссылка, после которых он превратился из поэта-философа в довольно заурядного поэта-резонёра, знающего, как надо жить и как себя вести.


Зацелована, околдована, С ветром в поле когда-то обвенчана, Вся ты словно в оковы закована, Драгоценная моя женщина! (Признание, 1957)

Набоков восхищался тем, что Заболоцкий смог в тоталитарном государстве найти своё неповторимое лицо и встать рядом с Зощенко, Олешей, Ильфом и Петровым. И еще более определенно высказался о Николае Заболоцком Иосиф Бродский:


Но, несмотря на это, поэт продолжает оставаться в тени Мандельштама, Ахматовой и Пастернака, как и в тени более известных обэриутов – Хармса и Введенского. Во многом это происходит потому, что писал он стихи, которые, по словам философа Александра Моисеевича Пятигорского, никто не понимает… Николай Заболоцкий – был и остается одиноким дубом, который воин, даже и один.

Дурная почва: слишком узловат И этот дуб, и нет великолепья В его ветвях. Какие-то отрепья Торчат на нем и глухо шелестят.

Но скрученные намертво суставы Он так развил, что, кажется, ударь — И запоет он колоколом славы, И из ствола закапает янтарь.

Вглядись в него: он важен и спокоен Среди своих безжизненных равнин. Кто говорит, что в поле он не воин? Он воин в поле, даже и один. (Одинокий дуб, 1957)

Читайте также: