Объясните взаимосвязь динамического стереотипа и режим дня биология 8 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Режим дня – это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. В основе рационального режима лежит условно-рефлекторная деятельность. Выработанные и упроченные сложные условные рефлексы на время сна, приема пищи, включения в работу приобретают характер динамического стереотипа, образование которого позволяет правильно и экономно распределять время, быстро включаться в работу и плодотворно выполнять её, разумно и эффективно отдыхать.

Динамический стереотип по И.П. Павлову – это установившееся равновесие между организмом и средой, определенный порядок выполнения условных и безусловных рефлексов во времени и последовательности. Строгое соблюдение режима дня, начало и конец всех составляющих его видов деятельности всегда в одно и то же время приводит к возникновению у детей прочных условных рефлексов на время.

С развитием и ростом ребенка, переменой условий жизни появляются новые временные связи в коре головного мозга, затухают или полностью исчезают старые и образуется новый динамический стереотип.

У ребенка, приученного к определенному распорядку дня, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она осуществляется достаточно эффективно без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

Опираясь на концепцию И.П. Павлова о динамическом стереотипе и учитывая данные современной биоритмологии, можно считать, что рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней, социальной и биологической среды.

Обязательно и ежедневно должны выполняться такие основные компоненты распорядка дня, как время пробуждения и засыпания, длительность прогулок и время приема пищи. Остальные виды деятельности ребенка могут варьировать по срокам и продолжительности их выполнения.

При построении полноценного режима необходимо предусмотреть следующие основные его компоненты:

1) различные виды деятельности, их оптимальную продолжительность, рациональное чередование и регулярность;

2) достаточный отдых с максимальным пребыванием детей в условиях открытого воздуха;

3) регулярное питание;

4) гигиенически полноценный сон;

5) время для самообслуживания и гигиенических процедур.

Режим дня считается правильным, если он предусматривает разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами ребенка, его базовыми потребностями, с учетом времени года, возраста и пола, состояния здоровья, если в нем определено достаточное время для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивается высокая работоспособность на протяжении всего периода бодрствования.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует гармоническому физическому и полноценному психическому развитию, дает возможность педагогам раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка.

Гигиенические требования к режиму дня и учебным занятиям в ДОУ

Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов. В разновозрастных группах общие режимные моменты следует начинать на 5-10 мин. раньше с более младшими детьми. Режим дня в разновозрастной ясельной группе следует дифференцировать: для детей до 1 года, для детей от 1 до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет.

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину – после дневного сна или перед уходом детей домой. Проведение прогулок в холодное время года регламентируется климатической зоной, температурой и скоростью движения воздуха. Прогулки рекомендуется сочетать с активной физической нагрузкой, подвижными играми и физическими упражнениями.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часов, из которых 2,0-2,5 отводится дневному сну. Для детей от 1 года до 1,5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (на веранде). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

Администрация ДОУ несет ответственность за соответствие программ и технологий обучения и воспитания, методов и организации учебно-воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей.

Программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) – 11 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни) – 12, в старшей группе (дети шестого года жизни) – 15, в подготовительной (дети седьмого года жизни) – 17 занятий.

При 6-дневной учебной неделе в субботу целесообразно проводить только занятия эстетически-оздоровительного цикла, спортивные праздники, соревнования, увеличить продолжительность прогулки.

Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает двух, а в старшей и подготовительной трех. Их продолжительность для детей 4 года жизни – не более 15 минут, для детей 5 года жизни – не более 20 минут, для детей 6 года жизни – не более 25 минут, а для детей 7 года жизни – не более 30 минут. В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Длительность этих занятий – не более 25-30 минут. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку.

При проведении занятий с использованием компьютеров, занятия по иностранному языку группу рекомендуется делить на подгруппы.

Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят:

- для детей 4 года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

- для детей 5 года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 6 года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 7 года жизни – не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать не менее 50% общего времени занятий.

Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать указанные занятия с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой и т.п.

Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет – до 10 мин.

Для снижения утомительности компьютерных занятий необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

Домашние задания воспитанникам ДОУ не задают.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации режимных моментов и обязательный учет возрастных, индивидуальных психофизиологических особенностей детей в ходе воспитательно-образовательного процесса является залогом здоровьесбережения.

Ключевые слова:

деятельность, утомление, работоспособность, физиологические функции, усталость, утомление, нервные клетки, истощение, возбуждение, торможение, индукция положительная и отрицательная, самоиндукция, иррадиация нервных процессов, поле оптимальной возбудимости, активное внимание, фазу утомления, двигательное беспокойство, переутомление, биологический возраст, нормирование деятельности, отдых, фазы работоспособности, врабатывание, оптимальное состояние, режим дня, цикличность жизненных процессов, динамический стереотип, режим дня, И.П. Павлов.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается физиологическая сущность утомления?

2. Чем отличается утомление от усталости?

3. От чего зависит предел работоспособности корковой клетки?

4. Особенности основных психических процессов у детей и подростков?

5. Зачем регулярная смена деятельности в режиме дня?

6. Чем обусловлена продолжительность активного внимания?

7. Обоснуйте продолжительность активного внимания у детей и подростков на разном возрастном этапе.

8. Чем отличается первая стадия утомления от второй?

9. Перечислите условия развития переутомления.

10. Выделите основные принципы гигиенического нормирования любой деятельности.

11. Дайте характеристику фазам работоспособности.

12. Обоснуйте, почему некоторые режимные моменты необходимо выполнять ежедневно в одно и то же время?

13. Роль И.П. Павлова в учении о режиме дня?

доцент кафедры общей и социальной педагогики НГГУ

Радионова Л.В.

[1] лат. irradio освещать, озарять; ир- лат. приставка, означающая расположение внутри чего- либо +radio испускать, распространять.

[2] лат. inductio введение, наведение; в физиологии – функциональное взаимодействие нервных процессов, характеризующееся изменением их возбудимости.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

• У человека, соблюдающего режим дня, организм привыкает к повторяющемуся ритму, становится послушным. Например, привык человек обедать в 14 часов, и минут за 10—15 до еды (по приказу пищеварительного центра) железы желудка рефлекторно выделяют сок — сигнал готовности к приему пищи. Так же настраивается организм к определенному часу на зарядку, тренировку, умственную работу, сон и отдых.

• Разница между эмоциями и чувствами в скорости и длительности процессов.

1. Что такое работоспособность? Назовите её основные стадии.

Работоспособность — это физиологическое состояние человека, совершающего какой-либо труд: физический или умственный. В процессе труда работоспособность изменяется. Вначале она часто повышается, затем держится на одном уровне и, наконец, по мере развития утомления, снижается, а то и прекращается вовсе. Необходим отдых, чтобы восстановить силы. Первую стадию работоспособности называют врабатыванием или нарастающей работоспособностью. При наступлении стадии устойчивой, или оптимальной, работоспособности человек целиком и полностью сосредоточивается на деле. Чтобы отодвинуть наступающее утомление, полезно делать небольшие перерывы и проводить их в режиме активного отдыха. Переход к стадии истощения, как правило, происходит незаметно. Постепенно человек начинает замечать усталость, появляются ошибки, различные сбои в работе.

Почему в стадии врабатывания не рекомендуют делать перерывы в работе?

Отвлечения от работы, поиск забытых вещей отбрасывают человека к началу вхождения в работу. В период врабатывания рабочие навыки неустойчивы, они не отличаются прочностью, совершается много лишних движений, и даже случается так, что следующая стадия устойчивой работоспособности так и не наступает, а сразу начинается стадия истощения. Надо помнить, что стадия врабатывания — самая уязвимая. Работу нельзя прерывать, никакие отвлечения в это время недопустимы, а отдых вреден, так как он препятствует наступлению наиболее благоприятной стадии работоспособности.

3. Какими особенностями обладает стадия устойчивой работоспособности? Почему в этой стадии более благоприятен активный отдых?

При наступлении стадии работоспособности у человека уходят посторонние мысли, выработанные навыки четко осуществляются, человек ощущает легкость и испытывает удовольствие от труда. Работа идет споро, и результаты ее ощутимы. Чтобы отодвинуть наступающее утомление, полезно делать небольшие перерывы и проводить их в режиме активного отдыха. Выполняя домашнее задание, например по русскому языку, через какое-то время прервитесь: сделайте несколько физкультурных движений, подметите пол, займитесь другим делом. Перерыв не должен длиться более 5-10 мин. Такая непродолжительная смена деятельности поддерживает оптимальную работоспособность и в то же время позволяет не отключиться от главного дела и быстро включиться в работу. Однако стадия оптимальной работоспособности рано или поздно кончается.

4. Охарактеризуйте желательный отдых после окончания работы, если человек находится в стадии утомления.

Обычно в стадии утомления активный отдых не помогает. Нужен пассивный отдых, сон. Однако при сильных физических нагрузках переход к отдыху должен быть постепенным. Вначале надо немного походить, дождаться, пока успокоятся пульс и дыхание, а потом уж заняться спокойной работой или даже прилечь отдохнуть. После окончания умственной работы также полезно неторопливо погулять на свежем воздухе и только потом лечь спать.

5. Перечислите признаки утомления.

Постепенно человек начинает замечать усталость, появляются ошибки, различные сбои в работе. При физических нагрузках ощущается нехватка воздуха, учащается сердцебиение.

6. Объясните взаимосвязь динамического стереотипа и режим дня?

Соблюдение режима приводит к выработке динамического стереотипа — цепи следующих друг за другом условных и безусловных рефлексов. В результате выполненное дело становится сигналом для начала последующего, а это сокращает время, которое обычно тратится на врабатывание.

7. Составьте удобный для себя режим работы и отдыха и попытайтесь его выполнять.

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Работоспособность. Режим дня

Работоспособность – это физиологическое состояние человека, совершающего какой-либо труд: физический или умственный. В процессе труда работоспособность изменяется. Вначале она часто повышается, затем держится на одном уровне и, наконец, по мере развития утомления, снижается, а то и прекращается вовсе. Необходим отдых, чтобы восстановить силы.

Первую стадию работоспособности называют врабатыванием или нарастающей работоспособностью . Человек не может сразу полностью включиться в работу. Это требует времени. Он должен приспособиться к обстановке и к людям, с которыми работает. У одних людей стадия врабатывания проходит быстро, у других она затягивается. Одной из причин такого затягивания может быть неподготовленность рабочего места. Отвлечения от работы, поиск забытых вещей отбрасывают человека к началу вхождения в работу. В период врабатывания рабочие навыки неустойчивы, они не отличаются прочностью, совершается много лишних движений, и даже случается так, что следующая стадия устойчивой работоспособности так и не наступает, а сразу начинается стадия истощения. Надо помнить, что стадия врабатывания – самая уязвимая. Работу нельзя прерывать, никакие отвлечения в это время недопустимы, а отдых вреден, так как он препятствует наступлению наиболее благоприятной стадии работоспособности.

Врабатывание или нарастающая работоспособность

Устойчивая, или оптимальная, работоспособность

Истощение, когда вследствие утомления продуктивность работы падает

При наступлении стадии устойчивой , или оптимальной работоспособности человек целиком и полностью сосредоточивается на деле. Посторонние мысли уходят, выработанные навыки четко осуществляются, человек ощущает легкость и испытывает удовольствие от труда. Работа идет споро, и результаты ее ощутимы. Чтобы отодвинуть наступающее утомление , полезно делать небольшие перерывы и проводить их в режиме активного отдыха. Выполняя домашнее задание, например по русскому языку, через какое-то время прервитесь: сделайте несколько физкультурных движений, подметите пол, займитесь другим делом. Перерыв не должен длиться более 5-10 мин. Такая непродолжительная смена деятельности поддерживает оптимальную работоспособность и в то же время позволяет не отключиться от главного дела и быстро включиться в работу. Однако стадия оптимальной работоспособности рано или поздно кончается.

Переход к стадии истощения , как правило, происходит незаметно. Постепенно человек начинает замечать усталость, появляются ошибки, различные сбои в работе. При физических нагрузках ощущается нехватка воздуха, учащается сердцебиение. Обычно в этом состоянии активный отдых не помогает. Нужен пассивный отдых, сон. Однако при сильных физических нагрузках переход к отдыху должен быть постепенным. Вначале надо немного походить, дождаться, пока успокоятся пульс и дыхание, а потом уж заняться спокойной работой или даже прилечь отдохнуть. После окончания умственной работы также полезно неторопливо погулять на свежем воздухе и только потом лечь спать.

Режим дня – это постоянный распорядок труда, отдыха, приема пищи, отхода ко сну. Правильно организованный режим дня обеспечит нормальное развитие организма, сохранит здоровье. Режим дня способствует выработке полезных привычек, развитию воли, организованности.



Соблюдение режима приводит к выработке динамического стереотипа – цепи следующих друг за другом условных и безусловных рефлексов. В результате выполненное дело становится сигналом для начала последующего, а это сокращает время, которое обычно тратится на врабатывание.

Динамический стереотип – это объединение нескольких условных рефлексов в единую цепочку. Динамические стереотипы лежат в основе навыков и привычек, в том числе и спортивных. Например, для отработки горнолыжной техники используется специальный тренажёр. Он позволяет спортсменам многократно повторять упражнения, тренирующие мышцы, которые участвуют при катании на склоне.

Оптимальный режим дня должен предусматривать чередование умственного и физического труда. Это условие необходимо для правильного и гармоничного развития человека.

Учащимся после школы рекомендуют сначала отдохнуть, а уже потом садиться за уроки. Отдых после школы должен быть активным: можно заняться спортом, помочь родителям по дому. Физический труд и спорт не только развивают мышцы, сердце, грудную клетку, но и восстанавливают силы после умственной работы. Выполняя домашние задания, соблюдайте гигиену труда, помните о стадиях работоспособности и постарайтесь возможно дольше продлить стадию оптимальной работоспособности.

После приготовления уроков погуляйте на свежем воздухе, займитесь спортом, физической работой. Затем почитайте книгу, просмотрите интересные для вас телепередачи. Смена видов деятельности предохраняет от переутомления.

Многие учащиеся увлекаются компьютерными играми. Они развивают быстроту реакции, точность движений и отрабатывают некоторые навыки работы с компьютером. Однако слишком часто играть не следует, так как это вредно для зрения.

Многие считают, что режим дня, то есть жизнь по распорядку, однообразна. На самом деле это не так. Режим дня определяется рациональным чередованием разных видов деятельности и отдыха, способствует сохранению работоспособности в течение дня. Он отвечает разумным правилам, предусмотренным самой природой (ритмы сна и бодрствования, труда и отдыха, приема пищи). Несоблюдение режима дня может приводить к отставанию в умственном и физическом развитии, нарушению функций различных систем органов. Соблюдение режима — важное правило поведения, сберегающее здоровье.

Работоспособность – физиологическое состояние человека, совершающего физический или умственный труд, – имеет 3 стадии: 1) врабатывания, или нарастающей работоспособности; 2) устойчивой, или оптимальной, работоспособности; 3) истощения, когда вследствие утомления продуктивность работы падает. Знание стадий работоспособности позволяет правильно организовать отдых. В состоянии врабатывания любой отдых противопоказан. В состоянии устойчивой работоспособности полезен активный отдых, и наконец, в стадии истощения наиболее целесообразен пассивный отдых, сон.

Облегчает любую деятельность четкий распорядок дня – режим. При его выполнении образуются условные рефлексы на время. Они выстраиваются в четкий динамический стереотип, который сокращает время врабатывания, удлиняет фазу устойчивой работоспособности и дает возможность наиболее рационально сочетать труд, еду, отдых, спорт.

Работоспособность – физиологическое состояние человека, совершающего какой-либо труд – физический или умственный.

Активный отдых – эффективное времяпровождение, которое позволяет человеку снять стресс и усталость – пешие или водные прогулки, путешествия, спортивные мероприятия, подвижные игры, танцы, плаванье и др.

Истощение ­– крайняя слабость, изнурение вследствие нарушения нормального питания или нормальных функций организма.

Режим дня – постоянный распорядок труда, отдыха, приёма пищи, отхода ко сну.

Динамический стереотип – цепь следующих друг за другом условных и безусловных рефлексов.

Режим дня для школьника:

1. Следует отдохнуть после школы, потом садиться за уроки (отдых – активный).

2. При выполнении домашних заданий соблюдать гигиену труда.

3. После домашних заданий прогуляться на свежем воздухе, заняться спортом.

Работоспособность измеряется количеством качественной продукции, выполненной за единицу времени. В течение работы работоспособность изменяется, поэтому говорят о динамике работоспособности. Производительность учебного трудаможно измерять числом изученных страниц, решенных задач, примеров и упражнений, исписанных страниц и т.д. При этом надо обращать внимание на качество работы. Ошибочные решения в расчет не принимаются. Они учитываются отдельно. Режим дня включает и работу, и отдых.

1. Заполните таблицу. Допишите стадии работоспособности и их характеристики, отметьте, когда отдых противопоказан, когда нужен активный отдых, а когда - пассивный.

Стадия работоспособностиХарактеристикаОтдых
1. Врабатывание стадия нарастающей работоспособности. Она наиболее уязвима противопоказан, начатую работу не следует прерывать
2. Устойчивая (оптимальная работоспособность) наиболее плодотворный период необходим, но непродолжительный и активный
3. Истощение спад работоспособности происходит постепенно, учащается сердцебиение, ощущается нехватка воздуха необходим пассивный отдых

2. Если не приготовить все необходимое для работы, приходится отвлекаться. Как эти перерывы влияют на стадию вырабатывания?

Стадия вырабатывания затягивается из-за быстрого переключения внимания.

1. Составьте удобный для себя режим (распорядок) дня и дайте ему обоснование.

Режим дняОбоснование

7:00 гигиенические процедуры, зарядка

7:30 завтрак

8:00-15:00 занятия в школе

15:30 обед дома

16:00 уборка дома

16:30 домашнее задание с перерывами на физ.минутку

18:00-19:00 прогулка

19:15 ужин

19:45-20:45 чтение

21:00 гигиенические процедуры и сон

чередование физической и умственной работы позволяет избежать переутомления, а спокойные занятия вечером успокаивают нервную систему и готовят ее ко сну

2. Какая связь существует между динамическим стереотипом и режимом дня. Почему преимущество режима не ощущается сразу?

Если выполнять режим дня систематично, организм запоминает последоватьельность действий. Преимущество режима ощущается к тому времени, как установится динамический стереотип.

Читайте также: