Философская культура юриста кратко

Обновлено: 02.07.2024

15.1. Совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человечеством и определяемых ими форм жизнедеятельности человека и общества:

15.2. Основной вид духовной культуры, определяющий смысл, идеалы, ценности жизнедеятельности человека и общества:

1) нравственная культура,

2) философская культура,

3) религиозная культура.

15.3. Единство идеалов духовности, рационалистичности, гуманизма, нравственности, эстетизма — качество, присущее:

15.4. Сочетание знаний, умений, навыков выявления и разрешения философских проблем правовой деятельности:

1) юридическая культура,

2) философско-правовая культура,

3) философская культура.

15.5. Понимание и использование знаний о специфике познания правовых процессов:

1) исследовательская культура,

2) философско-гносеологическая культура,

3) эпистемологическая культура.

15.6. Осознание социальной и личностной ценности права, правовых идеалов, норм:

1) культурно-ценностная ориентация,

2) духовно-нравственная ориентация,

3) философско-аксиологическая культура.

15.7. Владение философским и общенаучными подходами в правовой деятельности, системой специально-правовых методов:

1) философско-методологическая культура,

2) инструментальная культура,

3) культура целедостижения.

Все темы данного раздела:

Преподавание дисциплины опирается на знания, полученные на предыдущих уровнях образования. В полной мере используется мировоззренческая и методологическая подготовка студентов по дисциплин

Заочная форма обучения Вид учебной работы (по учебному плану) Трудоемкость (в часах) Зачётные единицы – 3 з.е.

Темы дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану) Лекции Семинарские и прак

Тема 1. Предмет философии права. Проблема сущности права Взаимосвязь философии и права. Сущностный характер взаимодействия философии и пра

Рефлексия права как развивающееся явление правосознания. Интуитивно-психологические предпосылки и формы рефлексии права как базовые нормативистские проявления индивидуальн

Особенности философско-мировоззренческой рефлексии права. Понятие и критерии философских проблем права. Философско-антропологические основания права. Право как осознанно-н

Зависимость организации философии права от структуры философского знания. Гносеология, онтология, аксиология, методология как относительно самостоятельные функциональные и структурные компоненты фи

Вопросы, выносимые на семинар: 1. Основные направления взаимовлияния философии и правовой теории и практики. Цель и функции философии права в системе научного знания

Вопросы, выносимые на семинар: 1. Философско-мировоззренческие основания правовой рефлексии. Интуитивно-психологическая рефлексия права. Духовно-мистическая

Вопросы, выносимые на семинар: 1. Понятие и структура философско-правового учения. 2. Закономерности эволюции философско-правовой мысли. 3. Космоцентризм философс

Вопросы, выносимые на семинар: 1. Онтология права. Право в системе социальных норм. 2. Гносеология права. Специфика познания правовых явлений. 3. Аксиология права

В условиях современной глобализации большая роль отводится философии права как науки изучающей наиболее общие принципы бытия правовой реальности и ее познания, исходные основания пр

Знакомство с вузовской системой образования происходит уже на первой лекции, где от вас требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. Чтобы грамотно его составить, а зате

1. Внимательно прочитать: Мальков Б.Н. Философия права. Курс лекций. М., 2006: — Тема 1. Взаимосвязь философии и права. — Тема 2. Предмет философии права. 2. Вып

1. Внимательно прочитать: Мальков Б.Н. Философия права. Курс лекций. М., 2006: — Тема 3.Многообразие и единство правовой действительности. — Тема 4. Научное и философское

1. Внимательно прочитать: Мальков Б.Н. Философия права. Курс лекций. М., 2006: — Тема 6. Социально-психологические предпосылки и формы рефлексии права. — Тема 7. Духовно-

1. Внимательно прочитать: Мальков Б.Н. Философия права. Курс лекций. М., 2006: — Тема 8. Типология философской рефлексии права. — Тема 9. Особенности развития философии п

1. Внимательно прочитать: Мальков Б.Н. Философия права. Курс лекций. М., 2006: — Тема 10. Современные философские проблемы права. 2. Выполнить задания для самостоятельной

Основными видами аудиторной работы магистров являются: лекции, семинарские и практические занятия. Магистранты, без уважительной причины, пропустившие аудиторные занятия должны их отработать. Предс

24. Социально-психологические факторы функционирования права. 25. Основные подходы к периодизации истории философии права. 26. Право и философия в истории европейской культуры.

1. Реферат (от лат. refero – сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного док­лада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. 2. Цель –

1.1. Система нормативного регулирования отношений в обществе, опирающаяся на авторитет государства: 1) право, 2) мораль, 3) религия. 1.2

2.1. Общее предназначение философии права в системе правовой культуры: 1) формирование правового мировоззрения, 2) формулирование правовых ценностей, 3) выработка критери

3.1. Понятие философии права, отображающее единство правовой теории и практики: 1) правовая деятельность, 2) правовое творчество, 3) правовой анализ. 3.2. Строен

4.1. Система рационально и практически доказанных юридических знаний и деятельность по их совершенствованию: 1) правовая концепция, 2) юридическое направление, 3) юридиче

5.1. Философское понятие, обозначающее осознание, осмысление субъектом предпосылок, содержания и форм собственной деятельности: 1) самоконтроль, 2) рефлексия,

8.1. Тип философствования, при котором за основу берется представление о сущности Космоса, Вселенной и человеке как части Космоса: 1) космоцентризм, 2) онтологизм, 3) нат

9.1. Наиболее характерная традиционная черта российского философско-правового сознания: 1) державность, 2) православная религиозность, 3) патриотизм. 9.2. Первое

10.1. Отрасль философии права, изучающая первоосновы и формы бытия правовых явлений: 1) социология права, 2) антропология права, 3) онтология права. 10.2. Субстр

11.1. Раздел философии права, разрабатывающий учение о познании правовых явлений: 1) логика права, 2) социология права, 3) гносеология права. 11.2. Философская к

12.1. Раздел философии права, разрабатывающий учение о ценности права и проявлении ценностных отношений в правовой деятельности: 1) этика права, 2) аксиология права, 3) о

13.1. Раздел философии права, служащий анализу и развитию системы методов познавательной и практической деятельности в правовой области: 1) методология права, 2) аксиология права,

14.1. Человек, рассматриваемый в аспекте его социально-значимых качеств: 1) индивид, 2) личность, 3) персона. 14.2. Устойчивая совокупность личностных качеств, п

Примеры похожих учебных работ

Правовая культура, правовое воспитание

. средств правового воспитания. Задачи данной работы заключаются в анализе формирования правовой культуры как результата и цели правового воспитания, а также в характеристике форм, методов и средств правового воспитания. 2.Правовое воспитание Правовое .

Права человека и правовой статус личности

. Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы . Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом :” Конституционные (основные) права и свободы, принадлежащие ему .

Права человека и правовой статус личности

Личность и право в истории правовой мысли

. формированию правового государства, к правам человека, к личной свободе, к равенству много веков назад. Идея свободной личности, защищенной государством, правом нашла воплощение во многих документах, принятых в разные времена и в .

Правовая онтология: анализ сущности правового бытия

. права Нового времени и эпохи Просвещения. Темы докладов и рефератов 1. Общее и различное в философско – правовых идеях древнегреческих и древнеримских мыслителей (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, .

  • Анализ социологических данных
  • Антропология
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Возрастная психология
  • Гендерный анализ
  • Демография
  • Дифференциальная психология
  • Зарубежная философия
  • Зоопсихология
  • Истории и теории мировой культуры
  • Истории русской философии
  • История и теория религии
  • История психологии
  • Клиническая психология
  • Конфликтология
  • Культурная антропология
  • Логика
  • Логико-комбинаторные методы
  • Методологические проблемы психологии
  • Методология и методы социологии
  • Методы измерения в социологии
  • Общая психология
  • Онтологии и теории познания
  • Основы нейропсихологии
  • Основы психодиагностики
  • Педагогика
  • Педагогическая психология
  • Политология
  • Психогенетика
  • Психология личности
  • Психология сознания
  • Психология труда и инженерная психология
  • Психология
  • Психофизиология
  • Современная социальная политика
  • Современные теории деятельности и практической рациональности
  • Социальная и экономическая антропология
  • Социальная история
  • Социальная психология
  • Социальная структура и социальная стратификация
  • Социальная теория и прикладное социальное знание
  • Социальная теория семьи и семейных отношений
  • Социальная философия
  • Социально-экономическое поведение домохозяйств
  • Социолингвистика
  • Социологическая теория
  • Социологическое исследование
  • Социология
  • Социология культуры
  • Социология маркетинга
  • Социология науки и научного знания
  • Социология образования
  • Социология политики
  • Социология предпринимательства
  • Социология профессий
  • Социология религии
  • Социология труда и занятости
  • Социология хозяйственного развития
  • Специальная психология
  • Сравнительная психология
  • Физиология высшей нервной деятельности
  • Философия
  • Философия и методология науки
  • Философия образования
  • Философия политики и права
  • Философия религии и религиоведения
  • Философия языка и коммуникации
  • Философская антропология
  • Экономическая и социальная статистика
  • Экономическая социология
  • Экспериментальная психология
  • Эстетика
  • Этика

Все документы на сайте представлены в ознакомительных и учебных целях.
Вы можете цитировать материалы с сайта с указанием ссылки на источник.

Возрастание роли и значения философской культуры юридических кадров в условиях реформирования общества и правовой системы.

Философская культура как вид и системообразующий фактор культуры, совокупность основных ценностей и представлений, определяющих смысл и содержание жизнедеятельности общества и личности. Философия и ценностное определение исходных универсалий культуры: польза, истина, добро, красота, справедливость. Справедливость как социально-личностная ценность.

Мировоззренческая культура юриста. Осознание исходных оснований права, его социальной значимости, диалектики форм бытия права, закономерностей развития.

Гносеологическая культура. Понимание особенностей познания правовых явлений, сочетания истинности и справедливости в правовых исследованиях, специфики форм и методов научных исследований в области права.

Аксиологическая культура юриста. Осознание социальной и личностной ценности права, правовых идеалов, необходимости ценностного анализа правовой реальности.

Методологическая культура. Владение философским и общенаучными подходами, системой специальных методов в решении задач правотворчества и правоприменения, реформирования правовой системы общества.

Педагогическая культура юриста. Необходимость деятельности юридических кадров по повышению правовой культуры всех субъектов социальных отношений.

Личностно-нравственная культура юриста. Осознание роли и специфики проявления этических, морально-нравственных проблем в юридической деятельности.

Роль личностных качеств юриста в утверждении принципа справедливости в жизнедеятельности общества.

Осознанность философско-нравственной ориентация как характерная черта российской философии права и практической деятельности юристов в истории отечественной юриспруденции.

Возрастание роли и значения философской культуры юридических кадров в условиях реформирования общества и правовой системы. Юрист как субъект и объект правовой деятельности. Личность юриста как разновидность профессионального типа личности. Система социальных факторов зарождения, формирования, развития личности юриста. Социальные, нравственные, психологические качества личности юриста: осознание социальной значимости профессии юриста, критическое мышление, выражение общественных запросов, идеалов, ценностей, служение закону как социальный долг, развитое чувство справедливости. Свобода и ответственность в деятельности юриста. Антикоррупционная составляющая в профессиональной деятельности юриста.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

Семинар-круглый стол по Теме 1. Предмет философии права.

1.Сущность и особенности философского подхода к праву.

2.Философия права в системе гуманитарного знания и юриспруденции.

3.Основные функции философии права.

4.Структура философии права.

5.Понятие и структура философско-правового учения.

Семинар-круглый стол по Теме 2. Философско-правовые идеи в контексте зарождения и развития мировой цивилизации.

1.Зарождение и развитие философско-правовых идей Древнего Востока.

2.Философия права в античный период.

3.Основные направления христианского миросозерцания в эпоху средневековья и его правовые аспекты.

4.Философско-правовые учения в Западной Европе в XV - ХIХ столетиях.

5.Общая характеристика философии права XX столетия.

6.Характерные черты российской философско-правовой мысли.

1.Специфика права как объекта познавательной деятельности.

2.Сущность и критерии прогресса права.

3.Парадигма права и ее структура.

4.Типология парадигм права.

5.Правовая реальность и ее структурные элементы.

6.Формы бытия права и их теоретическая концептуализация.

Семинар-круглый стол по Теме 5. Юридическая парадигма как методологическая основа правопонимания.

1.Юридическая парадигма и типы правопонимания.

2.Этапы становления концепции естественного права.

3.Современные естественноправовые концепции.

4.Либерализм в праве.

5.Юридический позитивизм: предпосылки формирования и общая характеристика методологических установок.

6.Развитие позитивистской концепции в праве: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

7.Современный кризис методологии юридической науки и новые подходы в правопонимании.

Семинар-круглый стол по Темам 6, 7. Антропология и аксиология права.

1.Философский смысл и обоснование прав человека.

2.Современные дискуссии об иерархии естественных прав человека.

3.Антропология права и правовая глобализация.

4.Право как ценность и ее критерии.

5.Правосознание и правовая культура как проблемы философии права.

6.Универсально-цивилизационное и специфично-культурное в правосознании.

7.Ценность права в русской культуре.

Семинар-круглый стол по Темам 8, 9. Философские основы правовой деятельности и философская культура юриста.

1.Философские основания правовой деятельности.

2.Использование философских концепций в процессе правотворчества.

3.Проблема поиска истины в правоприменении: абсолютная или относительная.

4.Юрист как субъект и объект правовой деятельности.

5.Система социальных, нравственных, психологических качеств личности юриста.

6.Свобода и ответственность в деятельности юриста.

7.Антикоррупционная составляющая в профессиональной деятельности юриста.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЕЙ.

Виды самостоятельной внеаудиторной работы:

1.Информационно-аналитическая справка;

2.Подготовка групповых презентаций к семинарам-конференциям;

3.Самоподготовка к семинарам-круглым столам;

4.Реферат на философско-правовую тему.

РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.

Основными видами аудиторной работы студентов являются: лекции и семинарские занятия. Студенты не имеют права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае они могут быть не допущены к экзамену.

В ходе лекций преподаватель, используя интерактивные методики, излагает и разъясняет основные вопросы темы, обсуждает связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации для углубленного изучения темы в ходе самостоятельной работы. Поскольку лекции носят интерактивный характер обязанность студентов - критически слушать излагаемый материал, задавать (в случае крайней необходимости) вопросы, требующие углубленного разъяснения и участвовать в предложенных преподавателем в ходе лекции интерактивных экспресс-дискуссиях.

Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных разделов (тем) учебного курса. Они служат для контроля преподавателем степени усвоения студентами начитанного материала; его закрепления; развития умений и навыков его критического обсуждения, используя широкий спектр приемов и методов аргументации, а также его практического применения для решения предложенных преподавателем конкретных профессиональных заданий.

В целях практического закрепления теоретического материала и развития навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель ближе к концу семинарского занятия предлагает небольшую контрольную работу в виде тестового задания или решение юридической задачи с использованием пройденного материала.

Результаты контроля качества учебной работы студентов преподаватель оценивает, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.

Кроме того, семинарские занятия могут проводиться в форме учебных конференций. Семинар-конференция включает в себя выступления студентов с заранее подготовленными презентациями на оригинальную философскую и философско-правовую тематику. Основу презентации, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефератов.

Рефератна философско-правовую тему – это самостоятельная письменная работа (15-20 страниц, 14 шрифт, А4 формат) включающая анализ публикаций по теме учебного курса, выработку и обоснование собственной позиции студента в отношении исследуемых в работе вопросов.

Поскольку подготовка реферата - вид исследовательской деятельности, работа над ним включает ознакомление с широким спектром философских первоисточников, монографий, статей; обобщение собственных взглядов и наблюдений студента, консультирование с экспертов (преподавателем). Работа над рефератом активизирует творческий потенциал и критическое мышление студента, способствует формированию навыков применения знаний в философско-правовой области на практике для разрешения актуальных политико-правовых и общегуманитарных проблем.

В процессе работы над рефератом студенты вправе обращаться за консультациями к преподавателю. Примерная тематика рефератов приведена в настоящих методических рекомендациях. Кроме указанных тем, студенты могут, по согласованию с преподавателем, выполнять рефераты и на иные, темы в рамках учебного курса.

На первой лекции учебного курса преподаватель знакомит студентов с общей методикой самостоятельной работы, которая в ходе процесса обучения может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы (специально оборудованные аудитории, библиотека) выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу по изучению учебного курса следует начинать с ознакомления с Программой, которая содержит, во-первых, цели и задачи учебного курса, его хронометрию и содержание, во-вторых, основные требования к уровню освоения учебного материала студентом в виде знаний, умений и навыков, в-третьих, методологию освоения учебного материала курса. Обязательно следует учитывать рекомендации преподавателя, данные на первой лекции и на последующих занятиях и консультациях. Только после этого целесообразно приступать к изучению тематического материала в порядке, предусмотренном программой.

Получив представление об основном содержании темы на лекционном занятии, необходимо руководствуясь лекционными информативными схемами ознакомиться с рекомендованной основной и дополнительной литературой. При этом целесообразно письменно фиксировать возникшие в ходе ознакомления с материалами вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно и собственные идеи для их дальнейшего обсуждения на семинарских занятиях и консультациях.

Изучение учебного курса заканчивается экзаменом, проводимым по всему его содержанию. Форма экзамена может быть различной: ответ на вопросы экзаменационного билета; собеседование по всему курсу; защита реферата по философско-правовой проблематике – в зависимости от решения кафедры по представлению преподавателя.

К экзамену допускаются студенты, систематически работавшие над материалами учебного курса в ходе аудиторных занятий и показавшие положительные результаты на контрольных работах.

Непосредственная подготовка к экзамену осуществляется по вопросам, представленным в данной Программе. Ответ на экзамене предполагает четкое ознакомление с формулировкой каждого билетного вопроса, понимание существа вопроса. Это позволяет составить примерный план ответа.

Обычно план ответа на вопрос экзаменационного билета включает в себя:

- обзор освещения предмета изложения в истории философско-правовой мысли;

- определение сущности рассматриваемого предмета;

- основные элементы содержания и структура предмета изложения;

- факторы, логика и перспективы эволюции предмета;

- показ практической значимости исследуемого предмета в профессиональной деятельности юриста.

Полный ответ на вопрос непременно включает его аргументацию, в том числе ссылки на первоисточники.

Развитое массовое правосознание, зрелое правосознание и правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан - необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью. Актуальное значение имеет познание роли правосознания в правотворческой деятельности государства, в обеспечении правомерного поведения граждан, в применении права государственными органами и должностными лицами. Правовое сознание находит выражение в юридических актах, оказывает воздействие на сам процесс правотворчества. В соответствии с установками правосознания вырабатываются содержание и форма юридического акта, структурные особенности норм и правового акта в целом. Вместе с идеологической частью правовая психология служит корректирующим началом в разработке правовых актов. Правовое сознание обязывает в доступных формах излагать юридические положения, своевременно публиковать принятые законы, другие правовые акты. Язык правового акта, его терминология должны отвечать сложившимся в обществе правовым представлениям, уровню развития правового сознания граждан. В разработке важнейших правовых актов большую роль играет массовое правосознание народа, которое находит выражение в общественном мнении. В процессе правоформирования, законодательной деятельности государства существенное значение имеет массовое обсуждение законопроектов или конкретных правовых положений, идей, затрагивающих интересы народа, его благо. Правосознание помогает дать справедливую оценку конкретному юридическому факту, определить правомерность или противоправность действий лица, оценить содержание конкретного юридического документа
79. Сущность, структура, особенности и противоречия современного гражданского общества.

Разные ученые по-разному трактовали понятие гражданского общества. У Гоббса оно слито с государством, Монтескье и Локк уже разделяют общество и государство.

Г. Гегель называл гражданским обществом сферу частной жизни граждан, сочетание интересов разных групп, классов и институтов, отношения которых регулируются правом.

Мы же, говоря о гражданском обществе в современное время, имеем в виду способность существовать и развиваться различных общественных отношений независимо от государства.

Наши современники видят гражданское общество моделью, которую надо создать на пути к свободному рынку и демократии (К. Гадмиев).

Эти точки зрения на гражданское общество подчеркивают независимость от государства институтов, организаций, источников доходов и существования социальных структур общества.

Гражданское общество – это социальное пространство, в котором люди взаимодействуют, но в то же время независимы друг от друга и государства. Р. Дарендорф называл гражданским обществом объединение демократии с эффективной рыночной экономикой. Гражданское общество имеет ряд функций:

1) интегративную (объединяет людей в группы, определяет нормы деструктивной борьбы);

2) инструментальную (коллективное целедостижение);

3) дистрибутивную (определение ролей, вознаграждений);

4) воспроизводственную (воспроизводство социальной жизни);

5) регулятивную (контроль, система норм и санкций);

6) коммуникативную (достижение консенсуса между разными интересами).

Государство – это совокупность взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, которые осуществляют управление обществом в интересах определенного класса.

Основными органами государства выступают правительство, вооруженные силы, милиция, суд и т. д.

В основе возникновения государства лежат такие факторы, как социально-экономическое неравенство, образование классов, разделение труда на управленческий и исполнительный. На государство влияют общественные отношения, культура, исторические традиции.

Государство имеет географические пределы (территорию) и человеческие (население). Государству принадлежит исключительное право на создание законов и норм (и граждане это признают), денег, взимание налогов с населения.

Государство нужно для защиты интересов людей от негативных последствий рынка.

Но чтобы государство не перешло черту, существует гражданское общество со своими законами, ограничивающими государство.

Государственные функции – интегративная, регулирующая, социальная.

80. Социализация и индивидуализация как взаимосвязанные процессы развития общества.

Ребенок не может развиваться в полноценного человека, способного к адекватному самоосуществлению в современном открытом обществе, находясь в одномерном пространстве культуры.

Социализация и индивидуализация — это равноценные и необходимые процессы для целостного образования человека, это природно-социально-духовные феномены его бытия. Утрата одного из них (а точнее, нивелирование одного за счет абсолютизации другого) ведет к ущербности образовательного процесса и как следствие — к ущербности личностного и социального развития.

Социализация — развитие и самореализация человека на протяжении жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Индивидуализация — это развитие и самореализация человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности (осознанное самоосуществление собственной биографии).

81. Философская культура в деятельности общества и личности.

Философская культура представляет собой способность усвоения философских знаний и приобщение к миру философских знаний, овладение опытом философского осмысления действительности, приобретение умений и навыков философского выражения, т.е. философского языка. Эта сфера культуры связана с рефлексией отношений человека и мира, человека и других людей, а также отношения к себе как к объекту исследования и существует в виде философских концепций, школ, произведений философов. Специализированный уровень культуры представлен трудами специалистов-философов, обыденный уровень — здравым смыслом и народной мудростью — афоризмами, пословицами и поговорками.

Из всех сфер культуры философская культура менее всего нуждается в социальных организациях, хотя существуют связи между философами и действуют философские школы. Зачастую философская культура зависит от национальной специфики, которая определяет традиционный круг проблем философии и подходы к их решению. Прямая связь философии с другими сферами культуры отсутствует, но можно говорить об опосредованном ее влиянии на религию, нравственность, право и науку.
82. Философская культура юриста

Понятие философской культуры юриста.

(к у л ь т у р -ф и л о с о ф и я) – понятие, употребляемое в зап. философии в смысле осознания сущности и значения культуры. Термин "Ф. к." (Kulturphilosophie) введен нем. романтиком А. Мюллером. Ф. к. следует отличать как от философии истории, ибо процесс культурного творчества человечества в своих ритмах не совпадает с фазами историч. эволюции, так и от социологии культуры, к-рая рассматривает культуру с т. зр. ее функционирования в эмпирически данной системе обществ. отношений, отвлекаясь в ней от всего, что не укладывается в эту систему.

Проблематика Ф. к. впервые осознается софистами, зафиксировавшими антиномию природного и нравственного (отождествляемого с культурным); так, согласно Гиппию, человеч. установления (обычаи, законы) ". насилуют нас часто вопреки природе" (цит. по кн.: Гомперц Т., Греч, мыслители, т. 1, СП Б, 1913, с. 346). Киники, гл. обр. Антисфен и Диоген Синопский, развили это противопоставление до логич. вывода о необходимости возврата к природе, к простоте первобытночеловеч. состояния и, т.о., выступили в качестве первых на европ. континенте критиков культуры. Кинич. критика искусственности и испорченности обществ. состояния, воспринятая в ослабленном виде стоицизмом, входила неотъемлемым элементом в духовную атмосферу, в к-рой развивалась раннехрист. обществ. мысль. В лоне христианства Ф. к. превращается в "теологию культуры", в рамках к-рой выдвигается новая антиномия: культуры и бога. Природа теряет права быть критерием оценки культуры, разрушается натуралистич. фундамент языч. Ф. к. Эпоха Возрождения создает предпосылки для реставрации культурфилос. проблематики древних, но расцветает она в новое время – у Вико и Руссо, воспроизводившего определ. элементы кинич. критики культуры. Нек-рые мотивы этой критики, хотя и без руссоистского "робеспьеризма", характерны также для Монтескье, Вольтера и Гельвеция. Новый этап Ф. к. связан с нем. культурфилос. мыслью – Винкельманом и Г. Лессингом и в особенности Гердером, Шиллером и Гёте. Шиллер своим учением о различии "наивной" и "сентиментальной" поэзии создал теоретич. прецедент для филос. размышлений о различных фазах в истории европ. культуры. Гердеру принадлежит идея качеств. различия нац. культур, развитая иенскими романтиками (см. Романтизм) до вывода о взаимной непроницаемости культур. От неизбежного на этом пути релятивизма нем. романтики избавились, перейдя от языч. эстетизма к религ. мировоззрению, – путь, приводивший к "теологии культуры", к-рую развивал Шеллинг. Именно романтикам и Шеллингу принадлежит постановка проблемы о соотношении отдельных нац. культур и общечеловеч. культуры как надысторич. целого. В сфере той же проблематики формировались культурфилос. воззрения ранних славянофилов в России, в особенности Хомякова. Шопенгауэр и Ницше, напротив, направляют Ф. к. в русло нового языч. натурализма, ориентированного на принцип космич. "воли к жизни", У Ницше критика культуры осуществляется не с т. зр. "гармонич." природы (как у Руссо), а с позиций "трагич." "воли к жизни" ("воли к власти"). Причем вслед за Буркхардтом Ницше также возрождает определ. аспекты антич. традиции (ср. Калликла – персонаж из диалога "Горгий" Платона, Соч., т. 1, М., 1968, с. 307–08).

От Ницше и отчасти от рус. славянофилов можно датировать существование Ф. к. в узком смысле – в качестве филос. осмысления различных фаз (или стадий) эволюции человеч. культуры.

83. Роль философии в повышении правовой культуры.

Формирование правовой культуры современного российского общества требует переосмысления сложившейся системы ценностей, нравственно-правовых идеалов. Сегодня гуманитарные науки, и правовая наука в том числе, Могут развиваться, лишь опираясь на духовный опыт народа, сконцентрированный в его вере, нравственных ценностях, особенностях правосознания. Этот опыт нашел свое отражение и осмысление в русской философии права. Ее возрождение должно стать важной предпосылкой целенаправленного формирования правовой культуры личности и общества. Необходимость этого осознается как философами, так и юристами, причем последними даже в большей степени. В этом видится возможность преодоления десятилетиями господствовавших в нашей науке юридического позитивизма и догматизма, а также возрождения традиций отечественной юридической науки. Русская культура – через православие и Византию – прямая наследница культуры античной. В русской философии права (речь, однако, вовсе не идет о всех ее представителях) мы находим действующими ее основные принципы, которые уже прошли через горнило последующих философских школ и традиций и преображены в свете исторического опыта христианства.

В Новое время нравственный смысл естественного права легко подменялся механистической концепцией общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк) или натуралистическими концепциями Просвещения (Ж.-Ж. Руссо). И в том, и в другом случае в основе права лежала предпосылка, исключавшая духовное начало бытия. Теория естественного права была поднята до истинно научного уровня лишь благодаря усилиям -классиков немецкой философии – И. Канта, И. Г. Фихте и особенно Г. В. Ф. Гегеля. Основа права стала определяться ими не как некий всеобщий закон бытия (естественный закон), отчужденный от человека и внешний ему, а как духовно постигнутое бытие, как дух,

Думаем, что в трудах классиков немецкой философии русских юристов прежде всего привлекало сочетание строгой научности изложения с непременной ориентацией на идею свободы, которая занимала центральное место в философско-правовых системах Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Гегель, определяя предмет философии права, утверждал, что этим предметом является понятие о природе свободы вне зависимости от того, что признано, от представления данного времени.Разумеется, далеко не все из идейного наследия немецких классиков было воспринято у нас (как, впрочем, и в других странах). Зачастую Фихте или Гегеля понимали поверхностно или даже прямо неверно.

Читайте также: