Филон александрийский проблема соотношения веры и разума кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Периодизация средневековой философии
2. Основные мировоззренческие принципы
3. Основные проблемы средневековой
философии
4. Проблема соотношения веры и разума в
средневековой философии.
5. Проблема универсалий в средневековой
философии.

3. Средневековая философия (III-IV – XIV-XV вв.)

Философия, ставящая себя в зависимость от данных
религиозного (монотеистического) Откровения, или по
крайней мере, учитывающая эти данные.
Существует в трех формах:
- Европейская христианская (в двух традициях: греческой
византийской и латинской западной)
- Арабо-мусульманская. Аль-Фараби (IX-X вв.), Ибн Сина
(Авиценна, X-XI вв.), Аль-Газали (XI в.), Ибн Рушд (Аверроэс,
XII в.),
- Еврейская (иудейская). Филон Александрийский (Iв.), Саадия
(X в.), Ибн Габироль (XII в.), Моисей Маймонид (XIII в.)

4. 1.Периодизация средневековой философии

1. Апологетика (I-III вв.)- защита
христианского вероучения от языческой
философской критики.
Проблемы: 1)отношение к античной философии
и ее оценка (Филон Александрийский I в.,
Иустин Философ, Тертуллиан, II в.)
2)первые попытки создать систему
христианской философии (Климент
Александрийский, Ориген, III в.)

5. Периодизация средневековой философии

6. Патристика

7. Особенности греческой патристики

• Опытный, а не рассудочный характер
богословия. Синтез догматики и аскетики.
• Бог непознаваем в своей сущности, но
познаваем в своих энергиях. Познание Бога
– приобщение к Его нетварным энергиям
(благодати).
• Цель жизни человека – обожение.

8. Периодизация средневековой философии

9. 2. Основные принципы средневековой философии

10. Новое понимание человека

• Персонализм. Бог есть бытие личностное, а не
безличная природа. Отсюда человек, как образ и
подобие Бога – тоже личность. Обладает свободой,
самосознанием, волей. Глубина личности человека
(сердце) – проницаема только для Бога. Человек, как и
Бог, непознаваем до конца.
• Холизм. Личность – существо целостное, единое и
единственное. Поэтому тело в человеке так же
предназначено к вечной жизни, как и душа (учение о
воскресении мертвых). Невозможно переселение
душ.

11. Новое понимание страстей. Греховные страсти:


Чревоугодие (обжорство);
Блуд (похоть);
Сребролюбие (любовь к деньгам, жадность);
Гнев (ненависть);
Уныние (леность);
Печаль (неверие, отчаяние);
Тщеславие (стремление прославиться среди
людей, угодить людям, а не Богу);
• Гордость (противопоставление себя – Богу).

12. Новые этические принципы

13. 3. Основные проблемы средневековой философии

14. 4.Проблема веры и разума. Филон Александрийский (I в.)

15. Проблема веры и разума. Филон Александрийский (I в.)

16. Проблема веры и разума. Филон Александрийский (I в.)

17. Проблема веры и разума. Иустин Философ (ок. 100-165)

18. Проблема веры и разума. Иустин Философ (II в.)

Преимущества христианства перед философией:
1. философия - собственность только малочисленной
элиты, христианская же мудрость открыта всем
2. философия выражает свои положения в
труднодоступной форме и сложным языком
3. философия разделена на многие школы
4. христианская мудрость имеет превосходство
авторитета, философия есть творение людей, а
христианство - творение божественное.
5. Бóльшая по сравнению с философией древность.

19. Проблема веры и разума. Иустин Философ (II в.)

20. Проблема веры и разума. Тертуллиан (160—220 гг.)

21. Проблема веры и разума. Тертуллиан (160—220 гг.)

22. Проблема веры и разума. Августин (354-430 гг.)

23. Проблема веры и разума. Августин (354-430 гг.)

24. Проблема веры и разума в схоластике.

25. Латинский аверроизм

26. Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126–1198 гг.)

27. Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126–1198 гг.)

28. Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126–1198 гг.)

29. Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126–1198 гг.)

• Против аль-Газали:
• Предположение о сотворенности мира приводит к разного
рода противоречиям, приводящим к неправильному
пониманию Бога.
• 1. Если предположить, что Бог творит мир, то, следовательно, у
Бога чего-то не достает, что умаляет Его собственную природу.
• 2. Если Бог вечен, и воля Бога также вечна, то непонятно,
откуда берется начало мира?
• 3. Если Бог неизменен, то откуда в мире изменения?
• Следовательно, мир вечен, как и Бог.
• Бог – перводвигатель и мыслит лишь Себя.

30. Латинский аверроизм

• Следуя Аристотелю буквально, аверроисты (Сигер
Брабантский, Боэций Дакийский) учили о
превосходстве философии над теологией, о вечности
мира, о смертности индивидуальной души и
бессмертии единого мирового разума, о том, что Бог
не может мыслить индивидуальные вещи
(отсутствует Промысл Божий).
• Все эти положения противоречат вере, поэтому они
были осуждены католической Церковью, а изучение
Аристотеля на некоторое время – запрещено.

31. Проблема веры и разума в схоластике. Фома Аквинский(1225-1274 гг.)

32. Проблема веры и разума в схоластике. Фома Аквинский(1225-1274 гг.)

• Следуя Аристотелю, Фома полагает, что познание начинается
с чувственного, множественного и материального мира.
Однако разум способен путем абстракции переходить от
чувственного к умопостигаемому. Здесь разум
самостоятелен. Он сам может постичь и идею творения, и
единство Бога, и бессмертие души.
• Однако этого недостаточно. В Откровении содержатся
истины, требующие веры, Божественного света для их
понимания (единство и и троичность Бога, Боговоплощение и
т.д.)
• Главный принцип: благодать дополняет природу. Поэтому
они могут находиться в гармонии

33. Проблема веры и разума в схоластике. Фома Аквинский(1225-1274 гг.)

• Гармония веры и разума. Философия через
изучение природы ведет к познанию Бога как
первопричины. Теология, наоборот, через изучение
Откровения о Боге, приходит к исследованию
творения. Философия – это часть теологии. Она
помогает лучше понять те истины Откровения,
которые доступны разуму.
• Однако вера главенствует над разумом в отношении
тех истин, которые не постигаемы естественным
светом разума. Вера - это Божественный свет.

34. Проблема веры и разума в схоластике. Фома Аквинский(1225-1274 гг.)

• Таким образом, оставаясь приверженцем Аристотеля,
Фома смог обосновать (против аверроистов) положения о
превосходстве теологии над философией (при сохранении
прав философии), о непротиворечивости идеи творения
мира, о бессмертии индивидуальной души, о наличии в
мире Божественного Промысла (Провидения).
• Благодаря синтезу философии Аристотеля и христианской
теологии, осуществленному Фомой, философия
Аристотеля смогла вернуться в средневековые
университеты и способствовать дальнейшему прогрессу
наук.

35. 5.Проблема универсалий в средневековой философии

36. Проблема универсалий в средневековой философии

• Реализм – universalia sunt realia. Общее – это идеи,
которые существуют до единичных вещей и вне их (ante
res). Крайний – Гильом из Шампо. Умеренный - Фома
Аквинский (XIII в.)
• Концептуализм: универсалии в уме, как наши понятия о
вещах, но опираются эти понятия на реальное сходство
сущностей в вещах (in rebus). Петр Абеляр (XI в.).
• Номинализм: общие понятия являются лишь звуками,
именами вещей (post res). Росцелин (X-XI вв.), Уильям
Оккам (XIV в.)

37. Фома Аквинский: умеренный реализм

38. Распад схоластики. Уильям Оккам (ок. 1300–1350 гг.)

39. Уильям Оккам (ок. 1300–1350 гг.)

• Философия не имеет никакой ценности для богослова,
она даже не может доказать существования Бога,
потому что Бог есть актуальная бесконечность. Все
доказательства лишь вероятностны. Бог требует только
веры.
• Богословие опирается лишь на Писание, а предмет
философии не зависит от богословия.
• Теория двух истин — истины философии и богословия
отличаются друг от друга в силу различия и предметов
познания (земной мир и вечная жизнь) и методов (вера
и разум) познания.

40. Уильям Оккам. Номинализм.

РАЗУМ И ВЕРА

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

РАЗУМ И ВЕРА – фундаментальное соотношение двух способностей души человека, явившееся важнейшей философско-теологической проблемой на протяжении всей истории мысли.

В Античности вопросы веры обсуждались в контексте познания, для обоснования исходных самоочевидных аксиом и первоначал или для характеристики сферы мнения. Право быть целым признавалось за Умом.

В Средневековье с изменением онтологических начал изменились смысл и значение веры. Способы человеческого существования отныне предполагали исповедь, молитву, наставления (условия веры), которые являлись путем к обретению вечной и неизменной истины.

Можно выделить три периода, в течение которых смещались углы зрения на проблему соотношения разума и веры. Первый – до 10 в., когда разум и вера мыслились в опоре на авторитет. Второй – 10– 12 вв., когда дисциплинарно расходящиеся теология и философия ставят вопрос об оправдании авторитетного суждения разумом. Третий – 13– 14 вв., когда речь идет о двух истинах: истинах веры, которые принимаются без доказательства и обосновываются ссылками на Священное Писание, и истинах разума, которые требуют доказательств. Однако для всех трех периодов характерны общие черты. Христианское представление о сотворении мира троичным Богом – Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Святым Духом, т.е. Всемогуществом, Словом-Логосом и Благостью, основывалось на откровении Священного Писания. Признание высшей силы, разумом и доброю волею созидающей мир, дало основания для востребования веры, которая в силу непостижимости этого акта творения не могла рассматриваться исключительно в познавательном контексте. Признание ограниченности человеческого разума сравнительно с Божественной Премудростью означало, что ум участвует в богопознании совместно с другими, не менее важными способностями: человек считался сосредоточенным только тогда, когда его интеллект был сведен в сердце, т.е. когда ум становился усердным, а сердце вещим. Человек представал отныне не в двух измерениях – души и тела, как в Античности, а в трех – тела, души и духа, где дух осуществлял причащение человека Богу через благость, придавая тем самым вере онтологический статус. Философия, направленная к началам бытия, отныне не могла игнорировать веру и непременно должна была включиться в поиск соответствий разума и веры. Уже во 2 в. в противовес гностицизму, проповедовавшему невозможность единства разума и веры, представители Александрийской катехетической школы и прежде всего Климент Александрийский провозглашали их гармонию, полагая, что согласие веры и знания способно сделать человека сознательным христианином. Вера в благое и разумное основание мира есть начало философии. Правильно направленный разум способствует укреплению веры.

Вера предполагает существование неопределимых начал (Свет, Причина, Красота, Жизнь, Благо, Мудрость, Всемогущество, Единое, Мышление, Любовь), о которых можно свидетельствовать или которые можно созерцать, а также преображение всего человеческого существа, осознающего свое соприкосновение с Богом, просвещающим человека. Этот внутренний свет осеняет самое философию. В этом смысле философский разум идет в добровольное рабство к религии. Философия рассматривается как служанка богословия.

Рациональная функция философии подчеркивается в трактатах Иоанна Солсберийского, который писал, что предпочитает сомневаться с академиками, чем придумывать определения для того, что скрыто и неясно. Однако, хотя человек стремится разумом постичь все ему доступное, он должен иметь мужество признать существование проблем, превышающих возможности его интеллекта.

Уильям Оккам полагал опосредование разума и веры философскими или теологическими понятиями тщетным, поскольку уровни рационального, основанного на логической очевидности, и веры, основанной на морали и не являющейся следствием очевидных умозаключений, асимметричны. Потому сферы разума и веры не пересекаются.

Новое пространство веры и Духа. Греческая философия обесценила веру и верования (pistis) тем, что рассматривала их с познавательной точки зрения. Вера относилась к вещам чувственным, изменчивым, а потому была формой мнения (doxa). Правда, Платон попытался возродить ее ценность, переосмысливая веру как компонент мифа. Все же идеалом греческой философии оставалось познание, эпистема (episteme).

Мыслители дружно указывали на познание как исключительную добродетель, реализующую саму сущность человека. Библейское послание призывает человека подняться и перешагнуть через этот горизонт. При новой расстановке акцентов старой проблемы по ту сторону науки есть вера. Проблема соотношения веры и разума как одна из основных проблем теологии, была поставлена в связи с тем, что христианское вероучение содержит целый ряд положений, несовместимых с достижениями античной рациональной мысли.

Это не означает, что вера не имеет своей познавательной ценности: напротив, познавательная ценность есть, но она во всем отлична от той, которой обладает разум, интеллект. Следовательно, речь идет о познавательной ценности, значимой лишь для того, кто обладает верой, живет в ее пространстве. И как таковая, вера — это вызов интеллекту и разуму, "провокация" по отношению к ним.




Христианское богослужение становится новым видом практики – духовной практики, которая предполагает владение фундаментальными знаниями, полученными в специальном учебном заведении.

Иоанн Скот Эриугена (847-880) включил диалектику и философию в контекст теологии; так из форм эрудиции они превратились в инструмент исследования, постижения и разработки христианских истин. Начиная с XI в. школа выступает уже как университет. Universitas – типичный продукт средневековья. Если средневековые школы строились по образцу античных, в чем-то их обновляя, то университет не имел своего прототипа. Ни на Востоке, ни на Западе античность не знала такого рода корпоративных формаций и свободных объединений учеников и наставников с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями.

Кроме теологического, к высшим факультетам относились медицинский и факультет канонического права (юридический). На высших факультетах защита диссертации завершалась присуждением докторской степени. А на факультете искусств – присуждением менее значимой степени магистра.

… Еще всем этим не пресытясь, -

Новое пространство веры и Духа. Греческая философия обесценила веру и верования (pistis) тем, что рассматривала их с познавательной точки зрения. Вера относилась к вещам чувственным, изменчивым, а потому была формой мнения (doxa). Правда, Платон попытался возродить ее ценность, переосмысливая веру как компонент мифа. Все же идеалом греческой философии оставалось познание, эпистема (episteme).

Мыслители дружно указывали на познание как исключительную добродетель, реализующую саму сущность человека. Библейское послание призывает человека подняться и перешагнуть через этот горизонт. При новой расстановке акцентов старой проблемы по ту сторону науки есть вера. Проблема соотношения веры и разума как одна из основных проблем теологии, была поставлена в связи с тем, что христианское вероучение содержит целый ряд положений, несовместимых с достижениями античной рациональной мысли.

Это не означает, что вера не имеет своей познавательной ценности: напротив, познавательная ценность есть, но она во всем отлична от той, которой обладает разум, интеллект. Следовательно, речь идет о познавательной ценности, значимой лишь для того, кто обладает верой, живет в ее пространстве. И как таковая, вера — это вызов интеллекту и разуму, "провокация" по отношению к ним.

Христианское богослужение становится новым видом практики – духовной практики, которая предполагает владение фундаментальными знаниями, полученными в специальном учебном заведении.

Иоанн Скот Эриугена (847-880) включил диалектику и философию в контекст теологии; так из форм эрудиции они превратились в инструмент исследования, постижения и разработки христианских истин. Начиная с XI в. школа выступает уже как университет. Universitas – типичный продукт средневековья. Если средневековые школы строились по образцу античных, в чем-то их обновляя, то университет не имел своего прототипа. Ни на Востоке, ни на Западе античность не знала такого рода корпоративных формаций и свободных объединений учеников и наставников с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями.

Кроме теологического, к высшим факультетам относились медицинский и факультет канонического права (юридический). На высших факультетах защита диссертации завершалась присуждением докторской степени. А на факультете искусств – присуждением менее значимой степени магистра.

Особенностью средневековой философии является тесная ее связь с теологией (учением о Боге), ярко выраженный религиозный характер ее проблем и способов их решения. Определяющими чертами средневековой философии являются монотеизм, теоцентризм, креационизм, провиденциализм и эсхатологизм.

  • В монотеизме Бог понимается не просто как единый, но как радикально отличный от всего прочего, трансцендентный миру (т.е. выходящий за его пределы, как бы лежащий вне мира)
  • Креационизм означает восприятие мира как сотворенного Богом, причём сотворенного из ничего
  • Провиденциализм – это непрерывное осуществление в истории божественного замысла по спасению мира и человека
  • Эсхатологизм – учение о конце исторического процесса, предопределенного уже в самом его начале

Христианское миропонимание глубоко антропологично. Человек занимает особое место в мире как образ Божий, и всей своей жизнью он призван уподобиться ему в безгрешии, святости и любви.

Проблема соотношения веры и разума

Основной проблемой средневековой мысли была проблема соотношения веры и разума. Она может быть сформулирована как вопрос о путях познания: должны ли мы обладать верой для того, чтобы с помощью разума познавать мир и Творца? Или же именно рациональное освоение мира приводит нас к вере?

Постановка проблемы связана с именем Климента Александрийского. При всём разнообразии взглядов, по-видимому, можно выделить несколько основных подходов, в той или иной степени разделявшихся различными мыслителями:

  • 1) Вера самодостаточна и не нуждается в обоснованиях (Тертуллиан)
  • 2) Вера и разум дополняют друг друга; между естественным и Бого-откровенным знанием существует принципиальное согласие, но если мы не уверуем, мы не поймем (Климент Александрийский, Августин)
  • 3) У веры и разума собственные истины (теория двойственной истины); истины науки выше истин религии, но поскольку истины науки способны понять немногие, то для всех остальных религиозные идеи имеют право на существование, и их не стоит публично опровергать (Ульям Оккам). Кроме того, Фома Аквинский считал, что методы познания у философии и богословия различны

Проблема универсалий в средневековой философии

Другой важной проблемой схоластики была проблема универсалий, т.е. общих понятий (от лат. universalis – общий). Обладают ли они самостоятельным бытием или же они всего лишь имена для обозначения единичных вещей? Говоря иначе, в этом споре предпринималась попытка выяснить онтологический статус объектов общих понятий.

Спор об универсалиях восходил ещё к спору Платона и Аристотеля, а происходил главным образом в X-XIV вв. Эта проблема была связана с догматом о Святой Троице. Если Бог един в трех лицах, то существует ли он реально и в каком виде?

Первые схоласты нашли её в переведённом Боэцием введении одного из крупнейших неоплатоников Порфирия. Здесь знаменитый философ указывал три трудных вопроса, которые сам отказывается решить:

  • 1. роды и виды существуют ли в реальности или же только в мысли?
  • 2. если допустить, что они существуют реально, то телесны они или бестелесны?
  • 3. и существуют ли они отдельно от чувственных вещей или же в самих вещах?

В споре определились три направления: номинализм, реализм и концептуализм.

Номинализм

Реализм

Напротив, реализм полагал, что универсалии существуют реально и независимо от сознания. Крайний реализм приписывал реальное бытие общим понятиям, самостоятельное, обособленное и предшествующее вещам. Умеренный реализм придерживался аристотелевского взгляда и утверждал, что общее, хотя имеет реальное бытие, но заключаются в единичных вещах. (Реалистическая точка зрения более подходила к христианской догматике, а потому нередко приветствовалась католической церковью).

Концептуализм

Представитель номинализма – Уильям Оккам; крайнего реализма – Ансельм Кентерберийский; умеренный реализм представлен Фомой Аквинским; концептуализм ¬– Пётром Абеляром.

До XIV в. господствовал реализм, а с начала столетия перевес переходит на сторону номинализма. Как раз в споре об универсалиях в XIV веке проявился распад схоластики.

Таким образом, Средневековая мысль составляет один из важных этапов в развитии философии, где были подняты многие из актуальных и поныне вопросов.

Читайте также: