Альбер марке биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Имя Альбера Марке (фр. Albert Marquet, 27 марта 1875, Бордо — 13 июня 1947, Париж) зачастую упоминают рядом с именем Матисса. Действительно, с великим мэтром фовизма они были друзьями с момента знакомства в Школе декоративных искусств, в которой Марке учился с 15 до 20 лет. Эта дружба продлилась до самой смерти Марке.

Альбер Марке, сын железнодорожного служащего в Бордо, рисовал с детства на всём, что под руку попадет: углем на полу, карандашом на полях школьных тетрадок. Он регулярно ходил в местный музей, где любовался Рубенсом, Веронезе, Мурильо. Родители не возражали против его увлечения, и после окончания Школы декоративных искусств Альбер вместе с Матиссом поступил в Школу изящных искусств на курс к Гюставу Моро. Оба называли Моро своим первым учителем и всю жизнь вспоминали его с большой теплотой.

В мастерской Моро встретились те, кто в будущем составит ядро фовизма: Матисс, Руо, Дерен. В 1898 году Гюстав Моро умер, и Марке, и Матисс сразу же ушли из Школы. Так что из официальных подтверждений гордого звания художника Альбер Марке успел получить только удостоверение учителя начальной школы.

В конце 1890–начале 1900-х Марке пишет в импрессионистической манере. Его излюбленный жанр – пейзаж. Именно пейзажи принесут Марке известность. Постепенно он отходит от импрессионизма и разделяет с Матиссом его увлечение диким цветом.

Любовь всей своей жизни Альбер Марке встретил в 45 лет в Алжире. Марсель Марти, писательница и журналистка, сопровождала его по стране в качестве гида. Через три года она поженились и больше не расставались. Марсель почувствовала внутреннее одиночество и глубокую застенчивость Марке, и смогла мягко и бережно войти в его мир. По приезду в Париж она стала его связующим звеном для всех необходимых внешних контактов, на нее легли связи с галеристами и журналистами, ведение финансовых и хозяйственных дел. В их отношениях царили тепло и взаимопонимание, всерьез пошатнувшиеся лишь однажды, когда Марсель заговорила о ребенке. Художник категорически отказался, пояснив это своими опасениями, как бы ребенок не вырос таким же необщительным и замкнутым, каким было он сам. Мадам Марке сумела смириться с таким подходом и осталась рядом с мужем. Они продолжали достаточно активно путешествовать, но всегда возвращались в Париж – именно этот город был необходим Альберу Марке для жизни и живописи.

Вторую войну Марке переждал в Алжире. Когда он вернулся в Париж, то был представлен к ордену Почетного Легиона, также ему предлагали членство в Академии искусств. Но совершенно равнодушный даже в молодости к почестям, очень смущающийся от пристального внимания к своей персоне и уже имеющий проблемы со здоровьем, Альбер Марке отказался от всех регалий.

Альбер Марке (Albert Marquet; родился 27 марта 1875 — умер 14 июня 1947 гг.) — выдающийся французский художник-постимпрессионист, пейзажист и фовист XIX-XX веков, известный своими многочисленными индустриальными пейзажами европейских и африканских городов. В произведениях Альбера Марке простые, привычные вещи — лодки и мосты, подъемные краны и портовые причалы — будто бы преображаются под рукой человека, приобретают особую силу. Работы Марке искренние и честные, наполненные воздухом и светом. Художник любил изображать спокойную воду, переливающуюся многочисленными оттенками голубого, синего, зеленого и золотого. Много и часто писал города с высокой точки, будто бы увлекая за собой зрителя вглубь пространства резким сокращением перспективы.

Биография Альбера Марке

Альбер Марке родился 27 марта 1875 года во французском городе Бордо. Отец мальчика работал кондуктором, будучи зрелым мужчиной женился на юной девушке. Разница в возрасте родителей Марке — 15 лет.

Альбер Марке мало рассказывал о своем детстве. Известно лишь, что рисование интересовало его больше, чем учеба. Еще в дошкольном возрасте мальчик выводил простые формы углем на полу, после — создавал первые картины цветными карандашами. В 1890 году, сразу по окончании средней школы, он поступил в Школу декоративных искусств в Париже, где познакомился и подружился с Анри Матиссом (Henri Matisse). Эту дружбу они сохранили на всю жизнь.

В 1895 году Альбер и Анри продолжили обучение, вместе поступив в Школу изящных искусств. Позже, уже будучи известным художником, Альбер будет вспоминать эти годы как наиболее веселые и беззаботные в его жизни. Молодые люди много времени проводили вместе, часто рисовали на улице, создавая наброски зданий, мостов и людей. Если человек двигался слишком быстро, один из художников издавал шипящий звук, прохожий пугался и замирал на секунду, тем самым позволяя закончить работу. По вечерам студенты подрабатывали штукатурами.

К сожалению, обучение в этой школе Марке и Матисс не закончили — после смерти Гюстава Моро (Gustave Moreau), их любимого преподавателя, они больше туда не вернулись.

В начале XX века Марке увлекся новым направлением в живописи, фовизмом (в переводе с французского — дикий). Контуры его пейзажей упростились, а цвета стали неестественно яркими, контрастными. Публикой фовизм был принят холодно и продержался всего пару лет. Особое возмущение вызвала выставка 1905 года, где не только картины смотрелись странно, но и художники пришли, облачившись в необычные одежды. А сам Марке надел старый заношенный вельветовый костюм и широкополую шляпу.

Альбер Марке написал десятки видов французской столицы, часто изображал город с высоты. На его холстах — суетливые будни парижан, спешащих по своим делам, величие Собора Парижской Богоматери, изысканность Эйфелевой башни, остров Сите, мосты, баржи и прогулочные катера.

Мастер много путешествовал, объехал Европу, побывал в России, посещал Алжир, Тунис и Марокко. Свою единственную жену он встретил в Алжире. В 1920 году сорокапятилетний художник познакомился с Марсель Мартине (Marcel Martinet) и с тех пор был с ней неразлучен. В Алжире же он провел все годы Второй Мировой, писал узкие улочки местных городов и безмятежность морской глади. Есть в его работах и бури, и шторма.

В Париж семья вернулась уже после окончания войны. Альбер Марке приобрел квартиру на улице Дофин, откуда открывался вид на Новый мост и так горячо любимую им набережную Сены. В последние годы жизни художник тяжело болел, но не прекращал писать. Он умер в 72 года, в 1947-ом, перенеся тяжелую операцию. Уже после смерти его жена написала о мастере книгу.

Известные картины Альбера Марке

Картины Альбера Марке существенно различаются между собой — живописец писал не только взморья и гавани, но и портреты, и обнаженную натуру. За долгую творческую жизнь неоднократно менялся стиль художника. Наиболее известны его индустриальные пейзажи, изображающие обычную повседневную жизнь городов:

Альбер Марке прожил долгую жизнь и написал сотни великолепных картин. Найти некоторые из них можно на известных аукционах мира. На сайте Very Important Lot ценителям искусства предлагается недорого купить картины легендарных мировых художников и приобрести работы современных мастеров.

Его любимыми и, можно сказать, почти эксклюзивными темами в творчестве были порты, мосты и набережные Парижа — предметы, которые он изображал с непринужденной простотой и большой чувствительностью к тону.

Содержание:

Французский художник, тесно связанный с движением фовистов , и рисовальщик Пьер-Альбер Марке .

Он родился в 1875 году в Бордо , Франция . В 1890 переехал в Париж , чтобы учиться в Высшей национальной школе декоративного искусства (Ecole des Arts Decoratifs, сокращённо ÉnsAD; также известна как Arts Decos' или просто Школа декоративного искусства) . Там он встретил человека, с которым подружился на всю жизнь, Анри Матисса . Какое-то время они были соседями по комнате и влияли на работы друг друга.

В 1892 году Марке продолжил своё обучение теперь уже в Школе изящных искусств у художника-символиста, последователя романтической традиции Эжена ДелакруаГюстава Моро .

Первые выставки и фовизм

В эти годы он стал выставлять свои картины в Салоне Независимых . Эти выставки художника особо продажами не порадовали, однако сослужили ему хорошую службу — художественное сообщество Парижа узнало о нём и его работах.

Его ранние композиции характеризовались ясным и живописным фовистским подходом, в котором художник прекрасно контролировал рисунок и реагировал на свет, не только усиливая самые сильные тона, но и рассматривая более слабые в колористических терминах.

В 1905 году картины Марке появились на Осеннем салоне наряду с работами его друга Анри Матисса , а также работами других художников: Мориса де Вламинко , Андре Дерену , Отона Фриеса , Жоржа Руо , Рауля Дюфи , Анри Мангена , Жоржа Брака , Луи Вальта , Жоржа Дюфренуа и Жана Пюи .

Первая персональная выставка художника состоялась в 1907 году в галерее Дрюэ в Париже .

Марке и Матисс

В конце 1907 года в Париже Марке и Матисс написали серию городских пейзажей . Принципиальное различие между их работами заключалось в том, что Матисс использовал яркие цвета, а Марке предпочитал серо-желтые, серо-фиолетовые или синие. Черный обычно использовался им как резкий контраст со светлыми цветами для таких форм, как голые стволы деревьев или каллиграфически нарисованные люди, контрастирующие с очень светлыми, часто желтыми или оранжевыми улицами и тротуарами.

Другое их отличие состояло в том, что Марке использовал приближение традиционной перспективы, хотя его цвета и композиции постоянно ссылались на прямоугольник и вырезали его плоскость своей каллиграфией.

Не только Париж

С 1907 года до своей смерти Марке попеременно работал как в своей студии в Париже , где в начале 1910-х написал свою знаменитую серию реалистичных обнажённых женщин , так и во многих частях европейского побережья, а также в Северной АфрикеАлжире и Тунисе .

С началом Первой Мировой войны в 1914 году художник узнал, что непригоден к военной службе.

В своих путешествиях, которые он совершил позднее — с 1920 по 1940 годы, он писал море, корабли, огни и оживлённую жизнь городов.

Среди европейских городов художника особенно впечатлили итальянские Неаполь и Венеция . В картинах с морем и лодками, написанных там, он старался подчёркивать свет над водой, используя технику, не похожую на технику импрессионистов. Марке изображал воду как большую область простого тона без иллюзионистской перспективы, из которой корабли словно переходят в другую плоскость. Вода как бы остаётся под прямым углом к плоскости холста, а отражения больших кораблей, легко плывущих по ней, точно соответствуют тону, что проецирует необходимое пространство.

Во время Второй Мировой войны , а точнее с 1940 по 1945 годы, Марке прожил в Алжире , а по её окончании вернулся в родную Францию .

В ГМИИ им. А. С. Пушкина празднуют 140-летие со дня рождения художника Альбера Марке. Buro 24/7 объясняет, кто такой Марке и почему о нем стоит знать. А также делится занимательной историей про то, как Марке однажды приехал в СССР и что из этого вышло

Альбер Марке — пожалуй, одна из самых важных фигур во французской да и в мировой живописи начала ХХ века. И пусть Марке известен меньше, чем его друг Анри Матисс, знать о нем необходимо: без его наследия не обошлась коллекция ни одного из мало-мальски значимых музеев, а ГМИИ им. А.С. Пушкина и музей Современного искусства города Парижа в этом году пышно отмечают 140-летие со дня рождения мастера.

Как обсуждать творчество Марке, не перепутав фовизм с постимпрессионизмом (и не потерявшись во всех -измах)

Альбер Марке: что знать и как обсуждать, не спутав фовизм с постимпрессионизмом (фото 1)

Альбер Марке: что знать и как обсуждать, не спутав фовизм с постимпрессионизмом (фото 2)

И кстати

В 1934 году Марке посетил СССР. И пусть фовизм к тому моменту уже изжил себя, уроки парижского гостя восприняли на ура советские студенты. Результат — очевиден: с ерые пейзажи художников сталинского режима 30-х (от Антонины Софроновой до Николая Лапшина) остаются все такими же серыми, но приобретают узнаваемый флер меланхоличности. Об этом — ниже.

Что Марке делал в СССР (и чем это закончилось)

Альбер Марке: что знать и как обсуждать, не спутав фовизм с постимпрессионизмом (фото 3)

Альбер Марке: что знать и как обсуждать, не спутав фовизм с постимпрессионизмом (фото 4)

Живопись Марке о чем это все

Полотна Марке — целиком и полностью об атмосфере, в них нет событийности или кого-либо нарратива: Свободы, ведущей народ, не ждите. На большинстве картин — Париж серых, болотистых и голубовато-сизых красок: так и чувствуются присущая городу сырость и холодный воздух. Марке передает атмосферу Парижа, избегая полного набора клише от художников предыдущего поколения — кафе с любителями абсента, пляски в Мулен Руж, идиллические посиделки в парках. Второй излюбленный жанр художника, как ни странно,— солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками.

Не спешите очаровываться: сам Марке был человеком весьма закрытым и неразговорчивым. Матисс даже сравнивал его с моднейшим в Париже японским гравером Кацусика Хокусаем, у которого даже пейзажи по меланхоличности могли бы дать фору поздним фильмам Андрея Звягинцева. Но об этом, как говорится, уже в следующей серии.

Альбер Марке: что знать и как обсуждать, не спутав фовизм с постимпрессионизмом (фото 5)

Альбер Марке: что знать и как обсуждать, не спутав фовизм с постимпрессионизмом (фото 6)

Читайте также: