Фильм петр 1 кратко

Обновлено: 08.07.2024

Окрыленный славой, международным признанием своей предшествующей картины - "Грозы", режиссер Владимир Михайлович Петров в 1933 году приступает к работе над новым произведением - киноэпопеей "Петр Первый", две серии которой поочередно - в 1937 и в 1939 годах - вышли на экран.

Автор сценария Алексей Толстой не мог определиться в отношении к своему герою, пребывал некоторое время в ожесточенной полемике с самим собой. В пьесе "На дыбе" (1928), отдавая должное прогрессивным реформам царя, А. Толстой осуждал его действия с морально-этической точки зрения. Однако во второй и третьей редакциях пьесы, названной "Петр I", а потом и в сценарии фильма концепция выстроилась иначе: сценарий отчетливо апологетичен по отношению к личности Петра и его деятельности.

Литературный сценарий, казалось, не отрицал определения, какое дал Пушкин в "Истории Петра": "Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности или по крайней мере для будущего, вторые вырвались у нетерпеливого помещика". Но все же авторы фильма в трактовке образа Петра сделали упор на первую часть пушкинского суждения о деяниях Петра - "для вечности". Противопоставление Петра народу в картине сошло на нет. Не жестокие петровские указы, а злодеи бояре, кровопийцы заводчики, казнокрады чиновники - причина народных бед. Такова была концепция фильма.

Одна из драматургических линий экранной эпопеи - история беглого холопа Федьки, на собственной шкуре испытавшего все несправедливости бесчеловечного угнетения. Разоренный, битый барином, изведавший тяготы солдатчины, чуть не погибший в демидовских рудниках, Федька бежит на вольный Дон. Тем не менее, став атаманом вольницы, Федька не пошел против царя. Боярина, сторонника царевича Алексея, пытающегося подбить беглых людей на бунт против Петра, атаман отдает на растерзание возмущенной толпе.

Еще до съемок вокруг сценария фильма завязались споры. В статье "Петр I" в кино" (1937) А. Толстой писал: "Множество. штатных теоретиков от кино обрушили на нас самые разноречивые требования. Вихляющийся, истеричный Петр, которого нам навязывали, никак не совпадал с нашими замыслами. Мы далеки от мысли возродить тривиальный хрестоматийный образ "венценосного плотника", но мы не хотим в нашей картине умалять значение личности человека, возвысившегося над своей эпохой. " Вмешательство Сталина положило конец полемике. Встретившись с авторами, он одобрил концепцию картины.

Иначе и быть не могло. Фильм Петрова - в исторических одеждах, конечно, - воспевал вождя, укрепляющего государство и армию, борющегося с реакцией, любимого народом Конечно, подобная трактовка вступала в противоречие с традиционной установкой революционеров, включая Ленина, на воспитание в массах ненависти к самодержавию. Но зато она вполне соответствовала укреплению единоличной власти Сталина в стране.

Перед авторами фильма стояла задача повернуть к зрителю Петра I - одну из самых противоречивых фигур русской истории - только светлым ликом.

И они вполне успешно справились с этой задачей. Петр в фильме суров, но справедлив. "Широко было задумано, жалеть было некогда", - ключевое суждение экранного царя, и его не случайно впоследствии приписывали Сталину.

Реакция, с которой борется Петр на экране, предстает в двух ипостасях. Реакция внутренняя: духовенство - по фильму мракобесы и "свиные рыла", а также бояре - сторонники царевича Алексея, заговорщики, противники реформ. Реакция внешняя - иностранные государства, боящиеся как черт ладана укрепления России. Внутренний враг смыкается с внешним: возникает тема шпионажа, предательства государственных интересов. Царевич бежит в Италию, где при поддержке иноземцев вынашивает планы вторжения в Россию вражеских войск.

И все же этот вполне соответствовавший 1937-1939 годам идеологический пласт исторического фильма далеко не исчерпывает его содержание, оказывается неспособным умалить его художественную ценность.

Масштаб задуманной исторической эпопеи был грандиозен. Поначалу предполагалось сделать даже не две, а три серии фильма - совместно с французами, с участием иностранных актеров. Но, не совладав со все возрастающими препятствиями, авторы отказались от планов совместной постановки и соответственно от первой серии "Юность Петра".

Тем не менее работа кипела - на лето 1935 года намечались первые съемки картины. По макетам художника Николая Суворова строились дом Меншикова, монастырь, улицы города. В Озерках под Ленинградом была возведена "шведская крепость" (сорок вагонов леса пошло на ее строительство). На судоремонтном заводе в Херсоне шла работа над воссозданием петровской флотилии. Несколько десятков современных кораблей и парусников умелые плотники превратили в эскадру XVIII века.

Основательность в воссоздании архитектуры, быта, костюмов Петровской эпохи принесла свои плоды: впечатление подлинности интерьеров и атмосферы действия сразу поднимает в зрительском восприятии фильм над теми лентами, где господствуют грубо размалеванные задники, декорационная труха.

Поиски актера на роль Петра оказались мучительными. Петр на экране должен был покорять своей мощью. "Перед нами возникла волнующая проблема: воплотить в образах

черты национального характера", - писал Петров в статье "Идеи и образы "Петра I". Знаменитый к тому времени актер Николай Симонов был пятнадцатым в списке кандидатов на роль. Сделали кинопробу - и вот он, Петр! Правда, консультантов фильма одолевали сомнения: актер внешне не походил ни на одно из 25 известных изображений царя. Но А. Толстой произнес пророческие слова: если Симонов сыграет Петра, то запомнят именно его, - это и будет двадцать шестой и наиболее известный портрет великого реформатора.

Симонову чуть подбрили волосы, увеличив тем самым лоб, сделали парик, повторяющий петровскую прическу, приклеили усы. Для того чтобы актер "дорос" до гигантской фигуры своего героя (как известно, рост Петра был 204 сантиметра), Симонова обули в сапоги на высоких каблуках с подложенными внутрь пробками.

При работе над пластическим рисунком роли актеру более всего помогли пушкинские строки: ". Из шатра толпой любимцев окружен выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза. " Симоновский Петр во всем своем облике запечатлел ощущение свободы. Он - воплощенная мужицкая энергия, богатырская сила, неукротимый темперамент. Царь всегда в движении - в эпизоде встречи царя с боярской думой Петр не восседает, а, как непоседливый мальчишка, крутится на троне. Всегда - в трудах, в мирных или ратных, будь то работа в кузнице, у токарного станка или на поле брани. Незабываемы крупные планы Симонова: сияющие счастьем или горящие яростью глаза, белозубая улыбка, раскатистый смех.

Перед съемками сцены, в которой Петр, поймавший Меншикова на казнокрадстве, пудовыми кулачищами "учит" своего любимца, Михаил Жаров, исполнитель роли "светлейшего", начал нервничать. И, улучив минутку, жалобно прошептал режиссеру Петрову: "Не нравится мне сегодня что-то Симонов, уж слишком старательно готовится он к нашей сцене. Убьет! Ей-богу, убьет!" Режиссер внял мольбам Жарова, снял эпизод монтажно, по кусочкам, чтобы ассистенты успевали подставлять подушечку под симоновские тумаки.

В. Петрова справедливо называют "актерским" режиссером. Собрав в фильме великолепных актеров - Николая Симонова, Николая Черкасова, Аллу Тарасову, Михаила Тарханова и многих других, - Петров не допускает актерского "разнобоя" (а такое могло случиться, ведь каждый из них сам по себе - "звезда"), выстраивает ансамбль. Наполняет центральную драматическую линию фильма - взаимоотношения Петра и его сына, царевича Алексея (замкнутый круг любви-ненависти) - тончайшими психологическими нюансами.

По замыслу авторов столкновение Петра и Алексея - прежде всего смертельная схватка политических программ. Петр - символ рождающейся в муках новой России ("И драться научимся, и работать научимся!"). Алексей - олицетворение отсталой боярской Руси. Образ Алексея в фильме сильно расходился с его историческим прототипом. В действительности царевич был отнюдь не глуп, по словам А. С. Пушкина, сам Петр "уважал его ум", к тому же Алексей был "обожаем народом, который видел в нем восстановителя старины", а также почитаем православным духовенством, претерпевшим гонения и унижения от Петра.

В фильме Алексей - злобное и "немощное головой" ничтожество, государственный преступник ("В Москве буду жить, тихо, мирно с колокольным звоном. Корабли сожгу, армии распущу. Меншиков, собака, сдохнет на колу!"). Длинное, постное лицо, жидкие, сальные волосы, тонкие кривые ноги. В пластике - вкрадчивая вороватость. В глазах - вечный испуг, нерешительность, единственное желание - зарыться с головой под одеяло под бок своей пышнотелой любовницы Ефросиньи.

Но все же исполнитель роли, Николай Черкасов, сумел наделить Алексея куда более сложной, противоречивой, даже трагической натурой. Гневливо, ужасно, как у отца-властелина, блеснут глаза царевича в монастыре, куда Петр, вопреки воле Алексея, пошлет его снимать с церквей колокола - медь необходима была царю для отливки пушек.

. Вот уже качнулся, под плач толпы двинулся колокол с собора, крупный план бледного от ужаса перед свершившимся святотатством царевича, снятого сквозь решетку (предзнаменование?) церковной ограды, снова колокол, со стоном ударяющийся о землю.

На ассамблее в доме "светлейшего" Петр, уже увлекшийся Екатериной, приказывает всем танцевать. Все убыстряющийся вихрь танца передан все более короткими повторяющимися общими планами, перемежающимися крупными планами смеющихся Петра и Екатерины - в них смысл происходящего.

..Выходит из спальни царя Екатерина (Алла Тарасова). Теперь уже - царица. Склоняются перед ней вельможи, иностранные послы, бывший возлюбленный Меншиков. Лишь царевич недвижим. И вдруг сотрясает палаты его резкий, истерический крик: "Сука-а-а!" А в мимике перекошенного лица за считанные секунды читаем водоворот чувств: обида за брошенную Петром мать, ненависть в монастырской келье воспитанного человека ко всей этой "жизни во хмелю", греховной суете..

Симонов и Черкасов сыграли не только смертельную политическую вражду: в сердцах Петра и Алексея (дали понять актеры) затаенно, невысказанно живет глубокая любовь друг к другу, которая-то и приносится в жертву государственным интересам. "Все дела мои прахом развеешь. " - с горечью говорит Петр Алексею.

До высокого трагизма поднимаются Симонов и Черкасов в сцене, происходящей в пыточной камере. В последние минуты перед казнью Алексей бросается к Петру, как маленький мальчик, которого обидели злые люди. Прижимается к отцу. Тихо, жалобно стонет, чуя, что пробил последний час. Словно окаменевший от нестерпимой душевной муки, Петр отходит от царевича, глухо произносит: "Кончайте. "

В отличие от романа А. Толстого, в фильме на первый план выходит военная тема. Петр-воин - одна из главных характеристик царя-реформатора в этой картине. Что соответствовало исторической правде: за 35 лет царствования Петра едва ли наберется два мирных года. Петр на экране - прежде всего народный полководец, создатель регулярной русской армии. Режиссер вместе с операторами Вячеславом Гордановым и Владимиром Яковлевым блестяще поставили и сняли батальные сцены на суше и на море. Меншикова мы увидим во главе отряда кавалерии в эпизоде Полтавской битвы - храбреца, не боящегося ни черта, ни дьявола, смеющегося в лицо смерти. В сюжетной линии Меншикова, в прошлом - лоточника, выходца из народных низов, воплощена идея поддержки Петровых дел лучшими представителями народа.

Роль Меншикова в исполнении Михаила Жарова - одна из лучших в фильме Петрова. Кадр светлеет, когда в нем появляется хитрован Меншиков. В герое Жарова соединялось несоединимое: безграничная преданность Петру, живой ум, необыкновенная личная отвага и природное лукавство простолюдина, страсть к роскоши, взяточничество, казнокрадство. А уж о любви к прекрасному полу - говорить нечего. Надо видеть, каким кошачьим блудливым взглядом окидывает "светлейший" княжон Буйносовых. Заприметив же в другой раз в палатке рядом с Шереметевым Екатерину, просто идет напролом.

Возможно, сегодня страстные монологи Петра, обращенные во второй серии фильма к русским воинам, могут показаться излишне прямолинейными, чрезмерно патетичными. Но в их исполнении нет ни единой фальшивой ноты. Сколько искренности, сколько гордости за свой народ звучит в голосе Петра: "Вы, имея любовь к отечеству, не щадили живота своего и на тысячи смертей устремлялись безбоязненно! Воины России, храбрые дела ваши никогда не забудут потомки!"

И дух захватывало у внимающих Петру зрителей тех лет, многим из которых суждено было скоро стать воинами великой, народной, священной Отечественной войны.


Историко-биографический фильм по одноименному роману А. Н. Толстого. Передача, предшествующая показу ленты, познакомит зрителей с фильмами о жизни русских царей и императоров. Отправной точкой повествования становится 1910 год — создание первых отечественных кинокартин.











































Рецензии и отзывы к фильму

Если Алексей замышлял против отца, почему тот не судил и не казнил его открыто, а выдал народу фальшивую версию о смерти царевича в результате болезни? Да потому, что никакого заговора царевича Алексея не было. Безвольный. бесхарактерный. трусливый и глупый — вот таким представлен Алексей Петрович в фильме (нельзя не отметить гениальную игру Черкасова). Таким же предстанет нам Николай Второй по запискам Юровского.




список фильмы про петра

фильм юность петра

Продолжим наш список, фильмы про Петра 1 в котором будут рассматриваться в хронологическом порядке.

Наш список (фильмы про Петра 1) пополняется еще одной кинолентой, снятой по мотивам романа классика с весьма закрученным сюжетом.

список фильмы про петра

В Европе Ибрагим прославился благодаря своим достижениям не только в науке, но и в воинском деле, стал известным при дворе человеком. Однако в результате скандала из-за связи с замужней дамой был выслан в Россию. На родине Ганнибал не сохранил добрых взаимоотношений с царем. Виной всему стала женщина, на которой Петр хотел женить Ибрагима Петровича…

Роль Петра 1 в картине исполнил известный советский актер Алексей Петренко, а вот над образом Ибрагима Петровича Ганнибала трудился талантливый Владимир Высоцкий.

список фильмы про Петра 1

Вторая часть фильма Сергея Герасимова повествует о том, как в конце 17 в. Россия переживала кризис в торговле, несла огромные убытки. Причиной всему было отсутствие выхода к морю. Царь Петр 1 затевает великое дело – начинает строительство русского флота, позже берет крепость Азов. Но не всем по душе политика государя. Среди боярского сословия зреет недовольство.

О создании русского флота

События фильма разворачиваются на Русском Севере. В основе сюжета – жизни капитана-командора Сильвестра Иевлева, поручика таможенных войск Афанасия Крыкова и кормщика Ивана Рябова. Фильм является точной экранизацией всего романа, за исключением нескольких глав. Интересно, что персонажи Иван Рябов и Иевлев Сильвестр Петрович – реальные люди, имена которых известны истории.

россия молодая

Иван Рябов в 1701 году совершил подвиг – мужчина в качестве кормщика посадил на мель шведский корабль прямо под огонь береговой батареи, напротив специально построенной крепости. Иевлев Сильвестр Петрович участвовал в строительстве Новодвинской крепости, а также принимал участие в боевых действиях во время обороны Архангельска от шведов в 1701 году.

В фильме занята целая плеяда талантливых актеров советского периода – Борис Невзоров, Александр Фатюшин, Степан Старчиков, Александра Яковлева, Дмитрий Золотухин и др.

События последних лет жизни Петра

На закате жизни Петр 1 полюбил женщину моложе себя на 30 лет. Это была молдавская княжна Мария Кантемир – очень образованная дама своего времени. Она стала его фавориткой и, вероятно, любовью всей жизни. Петру казалось, что только Мария, как никто другой, понимает его. Именно из-за этой женщины Петр Великий был готов пойти на развод со своей женой, Екатериной 1. Мария Кантемир готовилась стать матерью наследника Великого Петра, однако интриги двора и безвременная смерть императора не позволили осуществиться задуманному.

петр первый завещание

Душевные переживания в фильме переплетаются с текущими государственными делами царя. Он борется против казнокрадства, продолжает укреплять флот. И вот однажды, волею случая оказавшись в ледяной воде, Петр заболевает. Становится понятно, что государь находится в шаге от смерти. Его придворные уже договорились о разделе власти, а верные в прошлом единомышленники озабочены лишь спасением собственных голов. Главные роли в картине исполнили Александр Балуев (Петр 1), Елизавета Боярская (Мария Кантемир), Ирина Розанова (Екатерина 1), Сергей Маковецкий (Александр Меншиков) и др. Музыку к фильму написал Владимир Дашкевич.


Место и время действия

События романа происходят в 1692–1704 годах в разных местах России (в Москве, Архангельске, на Неве), а также в Германии, Голландии, Англии.

Главные герои

  • Петр 1 – русский царь, великий реформатор, навсегда изменивший историю государства российского.

Другие персонажи

  • Александр Меншиков (Алексашка) – соратник царя, его верный друг, впоследствии ставший князем.
  • Алексей Бровкин – лучший друг Алексашки.
  • Франц Лефорт – генерал, друг и наставник молодого Петра.
  • Софья Алексеевна – царевна, сестра Петра, мечтавшая о власти.
  • Василий Голицын – князь, любовник Софьи, ее помощник в заговорах и бунтах.
  • Анна Монс – немка, возлюбленная Петра.
  • Евдокия Лопухина – законная жена Петра, подарившая ему наследника.

Краткое содержание

Книга первая

Главы 1-3

Петр влюбился в очаровательную Анхен, дочь зажиточного немецкого виноторговца Монса. На именинах у Лефорта Петр встретил Алексашку, с которым сдружился, и приблизил к себе, назначив на должность постельничего. Паренек зарекомендовал себя ловким и верным слугой. Он не позабыл о своем друге Алешке Бровкине и попросил царя назначить того барабанщиком в потешное войско.

Чтобы остепенить Петрушу, у его матери был простой план – женить его на Евдокии Лопухиной.

Главы 4-7

Книга вторая

Главы 1-2

Главы 3-5

Петр заключил мир с турками, и в 1700 году отправил войска на шведов. Молодой шведский король Карл XII с легкостью разбил русские войска под Нарвой. Заняв Лифляндию и Польшу, он намеревался углубиться в Московию, но генералы его отговорили. О мире с Карлом не могло быть и речи.

Петр направил все силы на завоевание Невы. После продолжительного боя была взята крепость, получившая название Шлиссельбург. Петр узнал об измене Анны Монс и отдалил ее от себя. Верный Меншиков быстро нашел сердечную замену царю – ею стала пленная девушка Катерина, которой суждено было стать царицей Екатериной I.

Книга третья

Главы 1-6

И что в итоге?

Пётр I – сумел яростным штурмом взять Нарву и взять в плен генерала Горна; Алексашка знакомит его с Катериной.

Александр Меншиков (Алексашка) – становится губернатором Нарвы.

Алексей Бровкин – назначен барабанщиком в потешное войско.

Софья Алексеевна – перевезена из Кремля в Новодевичий монастырь.

Василий Голицын – после подавления мятежа отправлен в вечную ссылку.

Анна Монс – изменяет Петру I, вследствие чего он отстраняет её от себя.

Евдокия Лопухина – Пётр отправляет жену в монастырь в Суздале и навсегда там оставляет.

Заключение

В произведении описывается жизнь Петра I, становление его как личности и как мудрого и решительного правителя большой державы. На его долю выпадает немало суровых испытаний, с которыми он достойно справляется.

Читайте также: