Фильм остров сюжет кратко

Обновлено: 08.07.2024

«- Милости просим, Ваше Высокопреосвященство, - отвечал на это Феофил, кланяясь Архипастырю до земли.

Неизвестно, было ли у митрополита действительное намерение побеседовать с блаженным или же, вспомнив брошенную тогда под ноги головню, он пожелал узнать у него значение этого поступка, только, выйдя из церкви после обедни, Владыка направился прямо к Феофилу.

Что же сделал блаженный? По возвращении своём в келью, он тотчас приказал келейнику наполнить бочку водой и набросать туда песку. Когда получилась изрядная “каша”, блаженный обляпал грязью стены своего жилища, вымазал двери и косяки, густо налил грязи на пол, сам выпачкался, как арап, и уселся посреди комнаты на скамью в торжественном ожидании высокого гостя… Через полчаса дверь в келью отворилась, и вошедший в неё митрополит остановился на пороге в изумлении: повсюду грязь и беспорядок. А сам хозяин кельи был похож не на монаха, а на человека, вылезшего из дымовой трубы.

- Это что такое? - гневно вопросил Архипастырь.

- Не сомневайтесь, Ваше Высокопреосвященство. Пожалуйте! Это я после пожара так. У меня пожар случился, так я его поливал, поливал, да и перепачкался…

Разгневанный Владыка бросил на юродивого презрительный взгляд и поспешно удалился. Но перед тем как ему садиться в карету, подбегает к митрополиту келейник Феофила Иван и подает ему три бутылки воды.

- От кого? Зачем это? - спрашивает митрополит.

- От старца Феофила, Ваше Высокопреосвященство. Гостинец вам передать велел.

Скажи, говорит, что головню заливать пригодится.

- Головню заливать? Это ещё что такое?

- Истинно так, Ваше Высокопреосвященство.

- А в бутылки чего налил? Испробуй!

- Вода, - отвечал келейник. - Простая вода, Владыко святый.

- Истинно так, Ваше Высокопреосвященство.

- Ну, так положи её кучеру, на передок. Видно напророчить, проказник, что-то захотел.


Режиссер

режиссер фильма

Награды

В ролях

Роль адмирала Тихона Петровича досталась Юрию Кузнецову. В молодости его сыграл Алексей Зеленский. На роль дочери адмирала Насти режиссер пригласил Викторию Исакову.

В съемках фильма также приняли участие:

  • Нина Усатова – пришедшая к старцу вдова.
  • Ольга Демидова – она сыграла роль женщины с ребенком.
  • Гриша Степунов – мальчик Ваня.
  • Сергей Бурунов – он сыграл в фильме адъютанта.

О чем фильм?

Господь наделил этого человека особым даром. Отец Анатолий обладает прозорливостью. Он прекрасно осведомлен о том, что ожидает в будущем тех людей, которые обращаются к нему. Кроме этого, молитвы инока позволяют исцелить человека от болезней. Именно поэтому к старцу Анатолию приезжают за спасением из разных уголков необъятной страны. Монах помогает каждому человеку. Однако делает он это не совсем обычным способом. Дабы не возгордиться, монах не говорит о том, что он и есть тот старец, к которому все и направляются. Он притворяется его келейником. Выслушав просьбу, он никогда не говорит человеку все напрямую, а уходит будто бы для того, чтобы посовещаться со старцем.

отец Анатолий на пирсе

Отец Анатолий весьма аккуратно изобличает Иова в зависти и злобе. Он не говорит это ему в глаза. Анатолий лишь спрашивает Иова, за что Каин совершил грех и убил Авеля.

Предыстория

Грех лежит и на душе старца Анатолия. В те моменты, когда его никто не видит, он, плача, просит покаяния у Бога. В чем же состоит его грех?

отец Анатолий молится

отец Анатолий у печи

После этого сюжет переносит нас в 1976 г. Мы видим уже постаревшего кочегара, который принял монашество и стал носить имя Анатолий. Основным послушанием для него является работа истопником. В монастыре он живет в котельной. Здесь же и спит прямо на углях.

Неожиданная встреча

Неся в своей душе груз греха, монах прожил с ним более тридцати лет. И несмотря на свое раскаяние и смирение, совершенное во время войны преступление не дает покоя старцу. Он часто отправляется в лодке на уединенный остров, где молится и раскаивается перед Богом в совершенном грехе.

монах везет девушку на остров

Место съемок

церковь на острове

Всю декорацию монастыря режиссер привязал к затопленной деревянной барже. Скорее всего, это судно осталось еще с тех пор, когда сюда в двадцатые годы прошлого века привозили заключенных.

Проведение съемок

монахи с лопатами

Съемки проходили в течение непродолжительного времени, ведь завершить их было необходимо до того момента, пока Белое море не покроется льдом. Возле Рабочеостровска съемочная группа находилась в период с начала октября и до первых чисел декабря 2005 г. И только некоторые сцены были отсняты под Дубной на Волге. Снимали их только ночью, чтобы зритель не понял, что это не море, а река. Еще одна сцена, в которой Тихон и его дочь Настя едут в поезде, – это Москва, Рижский вокзал.

Духовные уроки киноленты

Отец Анатолий является персонажем собирательным. Некоторые его поступки были заимствованы из жития известных оптинских старцев. Режиссер показал в своем фильме великого человека. Но почему же он занимается постоянным самобичеванием, испытывает муки совести и страдает?

Судя по отзывам зрителей, это кино способно поменять сознание. Уникальность фильма заключена в его герое, способном на искупление и покаяние. Этот образ терпит значительную эволюцию. Из человека слабого монах превращается в личность с непоколебимым духом, способную исцелить и спасти страждущих. И вместе с этим отец Анатолий спасает сам себя.

Заключение

Историческая справка

На его счету такие хиты, как:

Описание истории

Предлагаем кратко вспомнить сюжет фильма Остров. Действия переносятся в годы Великой Отечественной войны. Вся страна пребывает в упадке. Тихон и кочегар – два лучших друга. В столь непростое время мужчины служат на угольной барже. Но однажды их судно было замечено немцами. Тихона и кочегара берут в плен. И если Тихон не демонстрирует перед вражескими солдатами страха, то кочегар сразу же начинает умолять о пощаде. Немцы пользуются трусостью кочегара и предлагают ему спастись. Для этого кочегар должен собственноручно застрелить Тихона. Кочегар соглашается.

Концовка и скрытый смысл

Чем же закончился фильм Остров? К Анатолию приезжает видный адмирал со своей дочерью. Мужчина просит старца помочь в спасении души девочки. В просящем Анатолий узнает Тихона. Оказалось, что мужчина не умер от выстрела на барже, а лишь получил ранение. Тихон сообщает Анатолю, что не держит на него зла и давно простил. Теперь старик может умереть со спокойной душой.

Но в первую очередь Павел Лунгин создает историю о прощении. Перед нами человек, который раскаивается в совершенном грехе даже спустя десятилетия. Отец Анатолий, который помог стольким людям, не способен обрести покой даже в старости. Он регулярно уплывает от церковников на удаленный остров, где молится о прощении в полном одиночестве. И лишь после прощения со стороны Тихона Анатоль обретает покой. Главный герой умирает. И хоронят его по просьбе в обычном ящике из котельной.

Интересно! Примечательно, что роль грешника и святого в одном лице сыграл известный рок-бунтарь Петр Мамонов. Актеру удалось воплотить на экране неоднозначный образ монаха, который, как и сам Мамонов, не привык жить по уставу. Но все эксцентричные поступки старца Анатолия искренни и направлены исключительно на то, чтобы помочь прихожанам. Честность и неподкупность превратили его в целителя, к которому приезжают люди со всей страны.

Второстепенные роли блистательно исполнили:

  • Виктор Сухоруков
  • Дмитрий Дюжев
  • Юрий Кузнецов

Этот сайт в основном посвящен тому, что мне интересно вне работы. Ведется в порядке хобби.
Все изложенное на сайте - мое частное оценочное мнение и не может быть истолковано иначе.
Со всеми вытекающими из этого последствиями.

Фильм Павла Лунгина "Остров". Об этот фильм сломано немало копий:) Кто-то считает, что фильм однозначно "вреден". Кто-то наоборот, рассуждает о "полезности" фильма. В общем, страсти кипят.

Для начала приведу краткое содержание (вольный пересказ; для тех, кто не смотрел).

Начало фильма переносит нас в период Великой Отечественной войны. Молодой матрос (как потом выясняется - пленный) работает кочегаром. Ночью приплывает патрульный немецкий катер, офицер с которого требует выдать капитана. Матроса предлагают расстрелять. далее следует некрасивая сцена: матрос вырывает из угля своего капитана (Тихона). Немецкий офицер направляет на него пистолет, но глядя на собачье-рабскую позу матроса, меняет решение. Он оставляет в обойме пистолета один патрон, и объясняет матросу, что застрелив капитана, он будет жить. Капитана ставят у борта (очевидно, дело происходит на барже), матрос стреляет. капитан падает за борт. Немцы уплывают. Баржа взрывается. Эпизод заканчивается сценой, когда какие-то люди бегут к телу матроса, не подающего признаки жизни, выброшенному на берег.

Следующий эпизод переносит нас в 70-е года 20 века. Перед нами - небольшой монастырь, расположенный где-то на севере (точное месторасположение неизвестно; по крайней мере, намеков на это в фильме нет). Перед нами - юродствующий монах Анатолий. Анатолий работает в кочегарке - его стараниями поддерживается приемлемая для служения температура в Храме. Северная природа, уголь и пламя от угля. и постоянное глубокое покаяние Анатолия. (Петр Мамонов сыграл эту роль просто замечательно!). Господь наградил Анатолия даром прозорливости: многие приходят к нему люди ("с материка"). Вот девушка: пришла за "благословлением на аборт, а то замуж никто не возьмет". Вот женщина: пришла попросить помолиться за усопшего мужа. Анатолий, по Божьему наитию, отговаривает девушку от греха убийства во чреве, одновременно раскрывая себя ("я сам такой же: я человека убил"). Женщине указывает на то, что муж ее жив, что она должна поехать к нему. (честно говоря, этот эпизод мне показался самым "шаманским" во всем фильме - уж больно напоминает русские сказки: пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что). Показано и то, как по молитве Анатолия получил исцеление мальчик. Примечателен эпизод: Анатолий настоял на участии мальчика в Таинстве Причащения мальчика после исцеления.

Дальше - интереснее. В монастыре, который, разумеется, не замыкается на одном Анатолии (а такое впечатление, к сожалению, создается), живут иеромонах Иов (мне почему-то показалось, что он Благочинный, но об этом нигде не сказано прямо) и настоятель - Филарет. Иов - непреклонный, в некотором смысле страстный человек, борющий свои страсти. Филарет - добрый пастырь. Много в фильме строится на отношениях Иова, Филарета и Анатолия. Филарет называет Анатолия "проказник" и "шалун". И есть за что: Анатолий по-всякому "шутит" в обители. Правда, за каждой его "шуткой" скрывается глубокий смысл. просто понятно это становится не сразу.

Примечателен один диалог между Иовом и Анатолием. На какой-то обличающий вопрос Иова Анатолий отвечает: "А за что Каин убил Авеля?". Вопрос - глубоко символичен, потому что по ходу фильма раскрывается и подтверждается: жертва Авеля была более угодна Богу.

Показано в фильме и борение (вернее, внутреннее горение) Анатолия. Сложно передать это словами. Но в каждом жесте Анатолия (буквально) сквозит покаяние и плач душевный о своем грехе. Кроме того, ведомый Духом Святым, Анатолий вразумляет Иова и Филарета. этот эпизод не хотелось бы комментировать, поскольку сам пока не сложил о нем определенного мнения.

Заканчивает фильм сцена, которая начинается с известия о том, что Анатолий умрет. Это известие приносит сам Анатолий. Дальше события развиваются чуть быстрее. К Анатолию приезжает адмирал с дочкой. Дочь явно "не в себе". Говоря проще - одержима. Анатолий узнает в адмирале того самого Тихона, в которого он стрелял 30 лет назад. По молитве Анатолия Господь освобождает девушку от беса. Адмирал с дочкой удаляются на материк, перед этим Анатолий раскрывается перед адмиралом и просит у него прощения.

После этого следует сцена, где иеромонах Иов готовит гроб Анатолию. Их диалог - предпоследний в фильме - пронизан духом христианской любви. Анатолий одевает саван, и, отослав Иова сообщить о своей кончине, отходит ко Господу.

Последняя сцена фильма - монастырский баркас, везущий гроб с телом монаха Анатолия. В этом же баркасе иеромонах Иов везет надгробный крест. Это, по сути, и есть тот последний - молчаливый - диалог иеромонаха Иова с Анатолием.

Теперь - свои ощущения.

С одной стороны, фильм понравился. Понравился тем, что это фильм про православный монастырь, про монахов, про то, что является частью русской культуры. Понравилось то, что Анатолий показан не смиренным подвижником, несущим свой крест - а страдающим и мечущимся. Ищущим, и осознающим. Нравится то, что в фильме показан не только путь человека - но и Промысел Божий, ведущий этого человека по жизни.

Не понравилось же то что нет даже намека на жизнь Анатолия в течение 30 лет. Как он жил? Какой путь прошел? Как матрос стал монахом? (Намеком может служить сцена, когда Анатолия-матроса подбирают какие-то люди, возможно - монахи). Как нашел Господа Бога, как и через что получил от Господа благодать исцелений и молитвенную силу? Кроме того, не понравилась концентрация монастыря вокруг Анатолия. Настоятель, при его доброте, показан тихим и иногда кажется безвольным - мне кажется, что в реальности так не бывает.

Также стоит отметить, что местами герои показаны весьма гротескно – это касается всех без исключения персонажей, за исключением, пожалуй, Тихона – того самого, в которого стрелял молодой Анатолий.

Фильм снимался, кстати, практически без советов и консультаций со стороны священнослужителей, поэтому могут встречаться в нем определенные неточности с точки зрения Богослужения (допускаю, но не уверен, поскольку сам не в состоянии оценить - так ли это). Следует отметить и то, что, будучи снят внецерковными людьми (то есть, не под эгидой РПЦ), фильм получился удивительно церковным и теплым; вернее - христианским по сути, по духу. И это в моих глаза искупает те огрехи, которые в нем есть.

Общее ощущение: фильм хороший, однозначно стоит того, чтобы его посмотреть.

И еще одно предупреждение: возможны спойлеры! WARNING!


Можете не верить теглайну — это не фильм в стиле Гарри Поттера.

Монахи видят безжизненное тело и забирают его.

А теперь о самом фильме.

Он это не заслужил.

Он не хотел, чтобы так было.


Он пытается искупить свою вину на Острове.
Ежедневно он отплывает на пустынный клочок земли в море и молится там за свои грехи. Именно за это старого истопника не понимают другие монахи. Но к Анатолию приезжают люди. С разными просьбами, но в основном к нему являются те, кто хочет исцелится от какого-либо недуга.

Мольбы до самой смерти.


Я не зря назвал пункт именно так.
Актерская игра вне всяких похвал. Безусловно, образ, созданный Петром Мамоновым, затронет любого верующего и крещеного, да вообще любого человека. Смех появится только у дурачка, либо у Роджера Эберта, которого я не уважаю вообще. Дюжев отлично сыграл отца Иова, Сухоруков — Филарета. Безумно красивая роль молодого Анатолия, которого сыграл Тимофей Трибунцев.

Сюжет прекрасен. Нет ни капли выдумки, но это и не кино по реальным событиям. Действительно трагичная драма. С безумно трогательным концом, который прослезит кого угодно. Цельность и размеренность сценария действительно поражают. Я лично плакал два или три раза — воспитан очень добрым).

Манера съемки весьма классическая, но нам и не надо каких-то завихрений. Все вполне на уровне. Нет (наконец-то!) тонны спецэффектов, на которые делают ставки все сегодняшние режиссеры. Целиком на первом плане игра актеров. Даже сейчас фильм производит сильное впечатление, настолько сильное, что…

В общем решайте сами.

Достоинства: отличные пейзажи; жутко красивая игра актеров, в частности Петра Мамонова; сильный сюжет; трогательная и необычная развязка; нету уже изрядно доставших спецэффектов.
Недостатки: если таковые найдете, то вы, блин, боги юмора, я уверяю).

Читайте также: