Филиппо липпи биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Липпи появился на свет в семье мясника Томмазо Липпи в Ардильоне – одном из бедных районов Флоренции, знаменитом разве что нахождением там крупной обители монахов-кармелитов. Своих родителей Филиппо не знал. Его мать Антония ди сер Биндо Серниджи скончалась в родах. Пару лет спустя не стало и отца. Сироту приютила тетка, Монна Лапаччи. Но она была небогата, к тому же рано осталась вдовой с тремя детьми на руках. Прокормить еще и племянника оказалось ей не по силам. По этой причине восьмилетний Филиппо был отдан послушником в кармелитский монастырь.

Только на уроках рисования рассеянный, бестолковый Липпи вдруг становился собран и внимателен. Он обнаруживал явное дарование. Кармелиты быстро смекнули: если вырастить в своих стенах даровитого художника, незачем будет платить за росписи алтарей и стен людям со стороны. Ради такого дела Филиппо даже разрешили не посещать уроки.

По-видимому, это решение принесло Липпи облегчение. Теперь то время, в которое он должен был безуспешно протирать рясу над грамматикой и геометрией, Филиппо проводил в особом для всех посетителей и послушников монастыря Санта Мария дель Кармине месте – капелле Бранкаччи. Она притягивала к себе всех, кто, подобно ему, начинал рисовать и желал совершенствоваться в живописной технике.

Всего за несколько лет капелла Бранкаччи приобрела статус легенды. Еще бы, ведь её расписывал сам Мазаччо! Гениальный первопроходец эпохи Возрождения, он умер всего 27-ти лет, оставив потомству громкую славу, а кармелитам – незаконченную капеллу.

В 1426-м году Липпи становится правой рукой настоятеля кармелитского монастыря в Сиене, а первые упоминания о нём как о знаменитом художнике датируются началом 1430-х годов.

Похвалы так вскружили Липпи голову, что в 1433-м году он снял рясу и оставил монастырь, выбрав жизнь вольного художника. О нескольких последующих годах в биографии Липпи нет точных сведений, зато есть множество интересных историй разной степени правдоподобности.

Рассказывают, что однажды, отправившись с друзьями в морское путешествие, Липпи попал в плен к арабским пиратам, был доставлен в Берберию (Северная Африка) и там продан в рабство. Целых полтора года он влачил жалкое существование невольника. В один прекрасный день Липпи по памяти нарисовал углем на стене фигуру своего хозяина в полный рост. Особенно достоверно он выписал одежды. Поскольку в той культуре существовал запрет на изображение человека, владельцу Липпи раньше не приходилось лицезреть собственных портретов. Он был настолько потрясён, что распорядился отпустить художника. В 1437 году его доставляют в Неаполь, а уже оттуда Липпи возвращается во Флоренцию.

Подобный образ жизни мешал Филиппо выполнять заказы к назначенному сроку. Видя это, Козимо Медичи однажды вынужден был запереть его в комнате, чтобы тот сосредоточился на работе. После двух дней бесплодного томления Липпи разодрал простыни на лоскуты, сплёл из них канат и через окно выбрался на волю.

В 1456-м году Филиппо исполняется пятьдесят, а его судьба делает еще один неожиданный виток: монаха-сластолюбца назначают исполнять обязанности капеллана в женском монастыре Санта Маргарита. 21-летняя монахиня по имени Лукреция Бути позировала Липпи и вскорости влюбилась в мэтра. Недолго думая, художник похищает Лукрецию из монастыря. В 1457-м году вне брака родился их сын, названный Филиппино (имя означает маленький Филиппо). Однако родные Лукреции бьют тревогу. Её находят и возвращают в монастырь. Скандал вспыхивает с новой силой и доходит до римского Святого Престола.

Горячая любовь к жизни противопоказана монаху, но именно она сделала Липпи художником. Его религиозная живопись необыкновенно лирична и проникновенна, и она больше воспевает земную прелесть флорентийской женщины, чем непостижимую красоту божественного предназначения Девы Марии.

С именем Липпи связывают несколько технических новшеств, важных для истории итальянской живописи.

Сын Филиппино, которому на момент смерти Липпи было 12 лет, под руководство Боттичелли стал весьма известным художником. В 1480-е годы Филиппино, бережно сохранив стиль Мазаччо, наконец, завершит роспись капеллы Бранкаччи, которая когда-то своим совершенством сделала художника из его отца, Филиппо Липпи.

* "фра" - сокращение от итал. frate, то есть брат; указывает на монашеский статус

Филиппо Липпи (1406—1469) — флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения.

Содержание

Биография Филиппо Липпи

Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время в Падуе (1434), в Прато (1453-65) и наконец в Сполето, где и умер 9 октября 1469 г.

Был учителем Сандро Боттичелли. Имел сына-художника, которого тоже звали Филиппо.

Творчество Липпи

Художник развился под влиянием Мазолино и Мазаччо; на его художественное образование также повлиял Фра Анджелико Фьезольский.

Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений. В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи.

Его мадонны — очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены.

Относительно станковых картин Липпи надо заметить, что он первый стал придавать им круглую форму — писать картины, для которых итальянцы усвоили название quadri tondi (рус. тондо) и которые вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквах, взамен распространенных перед тем триптихов.

Интересные факты из жизни художника

Бросив в 1431 г. монастырскую жизнь, Липпи продолжал, однако, носить иноческую одежду. Старинные биографы рассказывают, будто он был захвачен в Анконе берберийскими пиратами, увезен ими в Африку и провёл там несколько лет в рабстве. И будто Липпи так поразил хозяина своим искусством, что тот отпустил его на волю.

Однако это предание не подтверждается документами.

Напротив того, не подлежит сомнению другой эпизод в жизни Липпи — похищение им в 1456 г. из женского монастыря в Прато молодой монахини Лукреции Бути и женитьба на ней, вследствие которой ему пришлось испытать много неприятностей и тревог, пока папа, по ходатайству Козимо Медичи, не освободил супругов от монашеского обета и не признал их брак законным. Однако и после того, несмотря на свою громкую известность, Липпи не знал покоя и по причине своей беспорядочной жизни и расточительности был преследуем кредиторами.

Хочу рассказать вам о художнике итальянского Возрождения Фра Филиппо Липпи, а вернее об истории его любви.

Весной я ездила во Флоренцию и, конечно, побываала в галереи Уффицы. Одна из картин, которая притягивает взглад - "Мадонна с младенцем ангелами" Фра Филиппо Липпи.

Фра Филиппо Липпи или История одной любви, фото № 1

Пока Лукреция позировала, Филиппо много говорил, как никогда в жизни. Он рассказывал ей о прекрасных городах и звенящих фонтанах, о платьях флорентийских красавиц, о том, как чудесно пахнут цветы и как шумят тенистые леса. Он рассказывал ей о мире, который он так любил и в котором так много солнечного света, радости и тепла. Лукреция, потрясенная, следила за его работой и вдруг промолвила, что ей тоже больше всего на свете хотелось бы увидеть этот мир. В тот же день они решились вместе покинуть монастырь, сбежать из него тайком. Это произошло во время празднования Выноса Пояса Пречистой Девы Марии. На торжество в Прато обычно съезжались со всей страны, и процессия паломников с бесценной реликвией медленно двигалась по узким улицам города. В такой толпе было легко затеряться, поэтому влюбленные без труда ускользнули от настоятельницы.

Фра Филиппо Липпи или История одной любви, фото № 8

Фра Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi , 1406—1469) — флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения.

Содержание

Биография

Бросив в 1431 г. монастырскую жизнь, Липпи продолжал, однако, носить иноческую одежду. Старинные биографы рассказывают, будто он был захвачен в Анконе берберийскими пиратами, увезен ими в Африку и провёл там несколько лет в рабстве. И будто Липпи так поразил хозяина своим искусством, что тот отпустил его на волю. Однако это предание не подтверждается документами.



Напротив того, не подлежит сомнению другой эпизод в жизни Липпи — похищение им в 1456 г. из женского монастыря в Прато молодой монахини Лукреции Бути и женитьба на ней, вследствие которой ему пришлось испытать много неприятностей и тревог, пока папа, по ходатайству Козимо Медичи, не освободил супругов от монашеского обета и не признал их брак законным. Однако и после того, несмотря на свою громкую известность, Липпи не знал покоя и по причине своей беспорядочной жизни и расточительности был преследуем кредиторами.

Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время в Падуе (1434), в Прато (1453-65) и наконец в Сполето, где и умер 9 октября 1469 г.

Был учителем Сандро Боттичелли.

Творчество



Библиография

Здесь я покоюсь, Филипп, живописец навеки бессмертный,
Дивная прелесть моей кисти - у всех на устах.
Душу умел я вдохнуть искусными пальцами в краски,
Набожных души умел - голосом бога смутить.
Даже природа сама, на мои заглядевшись созданья,
Принуждена меня звать мастером равным себе.

В мраморном этом гробу меня упокоил Лаврентий
Ме́дичи, прежде чем я в низменный прах обращусь.

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Фра Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi , 1406—1469) — флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения.

Содержание

Биография

Ф. Липпи. Мадонна на троне.

Напротив того, не подлежит сомнению другой эпизод в жизни Липпи — похищение им в 1456 г. из женского монастыря в Прато молодой монахини Лукреции Бути и женитьба на ней, вследствие которой ему пришлось испытать много неприятностей и тревог, пока папа, по ходатайству флорентийского герцога Козимо Медичи, не освободил супругов от монашеского обета и не признал их брака законным. Однако и после того, несмотря на свою громкую известность, Л. не знал покоя и по причине своей беспорядочной жизни и расточительности был преследуем кредиторами.

Творчество

Ссылки

es:Fra Filippo Lippi fi:Fra Filippo Lippi fr:Fra Filippo Lippi pl:Fra Filippo Lippi pt:Fra Filippo Lippi sr:Фра Филипо Липи

Читайте также: