Филиппо брунеллески кратко о нем

Обновлено: 02.07.2024

Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi; родился в 1377 году — умер 15 апреля 1446 года) — знаменитый итальянский художник XV века, величайший архитектор периода Раннего Возрождения, первооткрыватель теории линейной перспективы в живописи. Архитектурные шедевры Филиппо Брунеллески на протяжении многих столетий являются визитной карточкой Флоренции, в том числе великолепный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре — жемчужина зодчества кватроченто.

Филиппо Брунеллески также был гениальным скульптором, инженером и математиком. Помимо основной деятельности в сфере архитектуры он разрабатывал уникальные механизмы для церковных театрализованных мероприятий, военные укрепления для защиты городов, гидравлическое спецоборудование и успешно занимался кораблестроением.

Филиппо Брунеллески. Бронзовая фигурка Иоанна Богослова (часть декора алтаря Святого Якова в Пистойе), 1399

Биография Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески появился на свет во Флоренции в 1377 году в семье преуспевающего нотариуса и по совместительству государственного служащего Брунеллески ди Липпо. По линии матери близкими родственниками ему приходились члены влиятельных местных фамилий Спини и Альдобрандини.

Филиппо Брунеллески. Скульптура Святого Августина (часть декора алтаря Святого Якова в Пистойе), 1399

Филиппо был старшим ребенком в семье и с раннего детства обнаружил недюжинные способности к наукам. Благодаря стараниям отца, который планировал в старости передать мальчику свою практику, будущий художник получил отличное гуманитарное образование. За время обучения Брунеллески в совершенстве изучил латынь и с огромным вдохновением читал тексты древнеримских авторов в оригинале.

Филиппо Брунеллески. Конкурсный проект для дверной панели баптистерия Флоренции, 1401

Юный Филиппо искренне проникся идеалами античного искусства и отказался от блестящей карьеры нотариуса. В пятнадцатилетнем возрасте он стал учеником ювелира, у которого обучился основам рисования, лепки и гравировки. А в 1398 году Брунеллески приняли в элитную гильдию цеховиков Арте делла Сета в качестве ювелира и скульптора.

Филиппо Брунеллески. Двор мужской части Воспитательного дома во Флоренции, 1419-1445

Самыми первыми из работ мастера считаются фигурки апостолов для алтаря базилики Пистойского собора, созданные в 1399-1400 годах. Искусно изготовленные из бронзы статуэтки и сегодня украшают внутреннее убранство этого храма.

Филиппо Брунеллески. Базилика Сан-Лоренцо во Флоренции, 1420

В 1401 году в жизни Филиппо Брунеллески произошло событие, кардинально повлиявшее на его последующую судьбу. В числе других молодых авторов он принял участие в конкурсе, участники которого должны были представить проект барельефа для ворот Флорентийского баптистерия. Авторитетное жюри в итоге объявило победителем Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti), а Филиппо занял лишь второе место.

Филиппо Брунеллески. Купол Санта-Мария-дель-Фьоре, 1420-1436

Поражение в финале конкурса Брунеллески принял очень близко к сердцу. Молодой художник решил навсегда порвать с профессией скульптора и уехал в Рим, чтобы заняться раскопками античных архитектурных древностей. Вместе с Донателло (Donatello) он в течение трех лет зарабатывал на жизнь изготовлением ювелирных украшений, а все свободное время посвящал изучению древнеримских руин. Так Брунеллески увлекся архитектурой, которая впоследствии принесла ему всемирную славу.

Филиппо Брунеллески. Часовня Каппони, 1420

По возвращении из Рима Филиппо не только продолжал трудиться в гильдии Арте делла Сета, но и стал пробовать свои силы в качестве архитектора. Кроме того, в период между 1415-1420 годами мастер вплотную занялся теорией прямой перспективы и первым в мире составил ее подробное описание. На современников произвели огромное впечатление революционные идеи художника, а после того, как Брунеллески показал публике ряд опытов по созданию картин в центре Флоренции, он стал настоящей знаменитостью.

Филиппо Брунеллески. Капелла Пацци, 1429-1443

Признание заслуг мастера в теории искусств стало поворотным этапом в жизни Филиппо Брунеллески. В 1419 году он наконец получил персональный заказ на создание архитектурного проекта — Воспитательного дома или приюта для младенцев. По мнению искусствоведов это здание стало первой в Италии постройкой в стиле Ренессанса.

Филиппо Брунеллески. Двор Палаццо Барди, 1430-е

С этого момента и до конца своих дней Брунеллески больше никогда не испытывал недостатка в заказах. По его проектам и под личным руководствам мастера были построены десятки зданий во Флоренции и близлежащих городах Италии — шедевры эпохи Раннего Возрождения. Оставшуюся часть жизни гениальный архитектор посвятил любимой работе и единственному наследнику — усыновленному в 1415 году мальчику Иль Буджиано.

Филиппо Брунеллески. Ротонда церкви Санта-Мария дельи Анджели, 1434-1437

Филиппо Брунеллески умер 15 апреля 1446 в возрасте 68 или 69 лет. В ознаменование заслуг великого мастера его останки были с большими почестями захоронены в центральной базилике Флоренции Санта-Мария-дель-Фьоре. В наши дни скульптура архитектурного гения установлена на площади перед знаменитым собором, а внутри храма старинная эпитафия указывает туристам место, где покоится с миром этот уникальный человек.

Филиппо Брунеллески. Интерьер церкви Санто-Спирито, 1444

Самые известные работы Филиппо Брунеллески

Более 500 лет прошло с момента смерти великого итальянского художника, но время сохранило для потомков множество его уникальных шедевров. Среди самых известных работ Филиппо Брунеллески можно выделить:

Филиппо Брунеллески

Архитектор, скульптор, изобретатель и ученый Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi) был настоящим новатором и гением своего времени. Он внес неоценимый вклад в культурное наследие не только Италии, но и всего мира. Неповторимый облик Флоренции был создан во многом благодаря архитектурным шедеврам Брунеллески. Путешественникам, оказавшимся в этом удивительном городе, стоит обязательно посмотреть выдающиеся работы мастера и ощутить свою причастность к высокому искусству Раннего Возрождения.

Биография

Будущий великий творец родился в 1377 году. В отличие от других флорентийских художников он был выходцем из не простой семьи ремесленников.

Мать, Джулиана Спини (Giuliana Spini), принадлежала к знатному, богатому роду. Отец, Брунеллеско ди Липпо Лапи (di ser Brunellesco di Lippo Lapi), был почетным гражданином Флоренции, известным нотариусом, активно участвовавшим в политической жизни города, и выполнявшим важные дипломатические миссии.

Как и надлежало детям из состоятельных семей, Филиппо получил блестящее гуманитарное образование. С ранних лет он обучался латыни, словесности, литературе, богословию. Юноша проявлял незаурядный талант к точным наукам, усердно штудировал арифметику, геометрию и физику, удивляя позже своими познаниями знаменитого ученого Паоло Тосканелли (Paolo dal Pozzo Toscanelli). Еще в молодом возрасте разносторонне одаренный Филиппо увлекался живописью, и вместе с тем конструировал и мастерил всевозможные приспособления и технические новинки.

Любовь к творчеству определила жизненный путь Брунеллески, решившего посвятить себя ювелирному делу, которое в средние века было тесно сопряжено с искусством скульптуры и архитектуры.

Приобретая профессию, он практиковался в рисовании, лепке, гравировании, обучался у знаменитого ювелира Линардо ди Маттео Дуччи в Пистойе (Pistoia), и быстро преуспел в выбранной стезе. В 1398 году стал членом флорентийской гильдии искусств Арте делла Сета (Arte della Seta). В 1402 году уехал в Рим, где несколько лет скрупулёзно осваивал принципы и особенности сооружений античных времен.

Вернувшись в родной город, Филиппо Брунеллески быстро завоевал огромный авторитет и уважение со стороны жителей Флоренции. Долгие годы на него была возложена функция главного архитектора, занимавшегося планированием городской среды и выполнявшего важные правительственные заказы.

Создатель научной теории перспективы

Несмотря на то, что документальных подтверждений теоретических разработок и открытий Брунеллески не сохранилось, именно ему приписывается авторство идеи прямой перспективы. Благодаря его новаторскому взгляду на искусство мастерам XV века и последующих столетий открылся способ передачи глубины пространства и наружного объема.

В своих теоретических изысканиях Филиппо Брунеллески, опираясь на достижения античных творцов и известные ему тезисы технических наук, собрал в единую систему разрозненные представления о линейной перспективе. Он вывел законы трех измерений, симметрии и пропорции, которые распространялись как на живопись, так и на архитектуру. Для последней их применение было особенно важным, так как позволяло создать объемное изображение зданий, учесть все особенности и сложности конструкций, до начала строительных работ.

Без знаний перспективы невозможна работа современных художников, скульпторов, архитекторов и инженеров.

Скульптурные работы

Создание скульптурных произведений относится к раннему этапу творчества Брунеллески. Не все творения удалось сохранить. Так, например, изваяние Марии Магдалины, выполненное из дерева для украшения церкви Санто-Спирито (basilica di Santa Maria del Santo Spirito), сгорело в страшном пожаре 1471 года.

Чувственная, утонченная фигура Спасителя была создана, по приданию, в результате творческого спора с лучшим другом Брунеллески, Донателло (Donatello).

Произведение отличается оригинальностью, реалистичностью и свободой композиционного решения. Несмотря на то, что Филиппо не выиграл конкурс, бронзовый рельеф был признан работой, заслуживающей наивысших оценок. Ценители искусства могут увидеть его в Национальном музее Барджелло во Флоренции (Museo nazionale del Bargello).

Самые знаменитые архитектурные творения

Самые знаменитые архитектурные творения авторства мастера Филиппо Брунеллески находятся, конечно, во Флоренции.

Купол Брунеллески (Cupola del Brunelleschi)

Главное произведение мастера во Флоренции, принесшее ему невероятную известность, – купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (la Cattedrale di Santa Maria del Fiore).

Чертеж собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции

В этом монументальном творении воплощена гениальная инженерная мысль: при гигантских размерах восьмигранной конструкции (ее высота составляет 90 метров) удалось создать легкость, гармоничность, простоту и ясность форм. Возведение купола началось в 1420 году и завершилось спустя 14 лет. В ходе беспрецедентного строительства молодой архитектор, не имевший ранее опыта работы с такими масштабными объектами, придумал и реализовал несколько уникальных приемов, обеспечивших устойчивость и надежность сооружения:

Более того, архитектором были разработаны специальные механизмы с шестеренками, облегчающие поднятие многотонных строительных материалов на огромную высоту. Брунеллески тщательно продумал мельчайшие детали и вспомогательные приспособления. Он разработал систему водостоков, внутренних лестниц и проходов. Его авторству принадлежат чертежи фонаря с эдикулами (полукруглыми выступами), венчающего конструкцию.

Чертежи купола Брунеллески

Беломраморное сооружение на вершине купола было завершено уже после смерти архитектора под руководством Антонио Манетти (Antonio Manetti) и Бернардо Росселлино (Bernardo Rossellino).

Вид на собор и купол Брунеллески во Флоренции

Купол Брунеллески считается не просто одной из самых популярных достопримечательностей, а главным архитектурным символом Флоренции. Ежедневно тысячи туристов поднимаются на его смотровую площадку, преодолев более 460 ступенек, и наслаждаются с высоты птичьего полета великолепным панорамным видом.

  • Узнать больше интересных фактов про Брунеллески можно во время авторской обзорной экскурсии с гидом Натальей Колесниковой. Рекомендую!

Воспитательный дом

Параллельно с работой над куполом Дуомо (el Duomo) Брунеллески руководил проектированием и строительством других объектов, например, Ospedale degli Innocenti – Воспитательного дома для сирот, оставленных родителями. В стенах заведения должны были располагаться комнаты для младенцев, учебные классы и ремесленные мастерские, позволяющие детям приобрести профессию. Строительные работы начались в 1419 году и, из-за недостатка финансирования, закончились лишь в 1445 году, уже при участии ученика Брунеллески, Франческо делла Луна (Francesco Della Luna).

Воспитательный дом для сирот во Флоренции – проект Брунеллески

Стилистика здания и лоджии приюта оказала огромное влияние на развитие не только итальянской, но и мировой культуры, став эталоном архитектуры Раннего Возрождения. В основу концепции были положены новаторские идеи, рожденные мотивами древнеримского, готического и романского зодчества.

Фасад первого этажа 70-метровой постройки представляет собой воздушную аркаду, опирающуюся на изящные коринфские колонны, выполненные из темного серого камня. Этот необычный цветовой эффект, придающий сооружению динамику и ритмичность, впоследствии часто заимствовался флорентийскими архитекторами. Цельность и законченность композиции создается благодаря широкой лестнице, соединяющей здание с просторным двором. Боковые пролеты без аркад рождают ощущение монументальности и основательности.

Оспедале дельи Инноченти расположен на площади Святейшего Благовещения (piazza della Santissima Annunziata), в историческом центре Флоренции. На протяжении нескольких веков в стенах здания продолжало функционировать благотворительное учреждение. Помимо художественного музея сегодня здесь располагаются женские и детские приюты, ясли, школа материнства. Посещение Воспитательного дома входит во многие экскурсионные программы, вызывая большой интерес и восторг у туристов.

Сакристия в базилике Сан-Лоренцо

Здание старинной флорентийской церкви Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo), сооруженное еще в 393 году, во времена святого Амвросия Медиоланского, было обновлено и перестроено в XI веке.

базилика Сан-Лоренцо во Флоренции

В процессе реконструкции базилика приобрела романский стиль архитектуры, не лишившись при этом ранневизантийских зодческих идей. В начале XV века властями города было принято решение об очередном преобразовании обветшавшего храма, не имевшего тогда купола и состоявшего из трех небольших нефов.

Над созданием проекта реконструкции трудился Филиппо Брунеллески. Архитектор соорудил сакристию (ризницу), а также продумал, как можно расширить пространство здания, оформив планировку в виде латинского креста. Им были разработаны модели и эскизы фамильных капелл для представителей клана Медичи, купол базилики, варианты внутреннего и внешнего убранства стен. К 1429 году значительная часть работ была уже выполнена, но не закончена полностью из-за внезапной смерти Джованни ди Биччи де Медичи (Giovanni di Bicci de’ Medici), заказчика проекта. Дальнейшая реконструкция осуществлялась спустя несколько лет, под руководством другого архитектора – Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo), который несколько изменил творческие замыслы Брунеллески.

Капелла Пацци

Сооружение капеллы Пацци (Cappella dei Pazzi) в базилике Санта-Кроче (basilica di Santa Croce), названной в честь заказчика проекта – флорентийского состоятельного аристократа Андреа Пацци (Andrea de Pazzi), представляет собой одно из самых грациозных и изящных архитектурных произведений мастера.

Капелла Пацци во Флоренции, архитектор Филиппо Брунеллески

Церковь Санта-Мария-дельи-Анжели

Ораторий Санта-Мария-дельи-Анжели (Santa Maria degli Angeli) – очередная масштабная архитектурная работа Брунеллески в области церковного зодчества, которую, к сожалению, мастеру не удалось завершить.

Церковь Санта-Мария-дельи-Анжели архитектор Филиппо Брунеллески

Модель здания была создана в 1434 году. Архитектор с готовностью приступил к работе, но спустя три года строительство пришлось приостановить из-за нехватки денежных средств и развязавшейся войны между Луккой и Флоренцией. Брунеллески возвел лишь стены, высотой 4.5 метров. По утверждению некоторых историков сохранились копии чертежей великого мастера. В XVIII-XIX веках предпринимались неоднократные попытки восстановить здание церкви. Последняя реконструкция проводилась в 30-40-х годах прошлого столетия.

Церковь Санто-Спирито

Нынешнее здание базилики Санто-Спирито (Basilica di Santa Maria del Santo Spirito) стало настоящим символом эпохи Раннего Возрождения.

Церковь Санто-Спирито – символ эпохи Раннего Возрождения

Старый храм возвели на месте древнего монастыря, относящегося еще к XIII столетию. После разрушительного пожара, случившегося в XV веке, было принято решение о его глобальной реконструкции. Авторство чертежей и макетов новой церкви принадлежит Брунеллески. По замыслу архитектора фронтальная часть постройки должна была смотреть на реку Арно, однако плотно стоящие жилые дома и узкие улицы не позволили реализовать этот план. Мастер приступил к работе в 1436 году, возведение базилики завершилось уже после его смерти, спустя 18 лет, при участии Антонио Манетти (Antonio Manetti) и других учеников Брунеллески.


Планировка здания выполнена в форме латинского креста. Ощущение объемности и цельности конструкции создается благодаря полукруглым нишам, размещенным по периметру строения вместо прямоугольных боковых капелл. Ритмичное чередование колоннад и арочных сводов способствует динамике, архитектурной насыщенности, рождает глубину и визуальное расширение пространства.

  • Рядом с базиликой находится недорогой и вкусный ресторан Osteria Santa Spirito, берите на заметку.

Особенности архитектурного стиля

К сожалению, Брунеллески удалось завершить не все работы, но каждый проект творца увековечил его имя, став образчиком ренессансной архитектуры раннего периода, органично сочетавшей в себе средневековые традиции и классические элементы.

Лучший из мастеров Флоренции ушел из жизни в 1446 году, в почтенном возрасте 69 лет. Его творчество, объединившее монументальность и поэтичное изящество, высокое искусство и научную обоснованность замыслов, открыло новую эпоху и определило вектор развития архитектуры Раннего Возрождения. Стиль Брунеллески отличается ясной логикой композиционного решения и гармоничностью визуального облика. Система пропорций, идеальная строгость геометрических форм, применение линейной перспективы, внимание к деталям и мелким декоративным элементам, – все эти революционные для средневековья приемы породили новые эталоны красоты в искусстве.


Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi (Brunellesco) ; 1377—1446) — великий итальянский архитектор эпохи Возрождения.

Содержание

Биография

Начало творчества. Скульптура Брунеллески

Отказавшись от карьеры нотариуса, Филиппо с 1392 г. был в учении, вероятно, у золотых дел мастера, а затем проходил практику в качестве ученика у ювелира в Пистойе; учился также рисованию, лепке, гравированию, скульптуре и живописи, во Флоренции изучал промышленные и военные машины, приобрел значительные для того времени познания в математике в учении у Паоло Тосканелли, который, по свидетельству Вазари, обучал его математике. В 1398 г. Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера. В Пистойе молодой Брунеллески работал над серебряными фигурами алтаря Святого Якова — в его работах сильно влияние искусства Джованни Пизано. В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет) — с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь.

Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые ученые отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые — что таких путешествий было несколько и они были недолгими). Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло. В Вечном Городе они прожили несколько лет, а поскольку оба были превосходными золотых дел мастерами, то зарабатывали на жизнь этим ремеслом и все заработанное тратили на организацию раскопок античных руин. В свободное же время он целиком отдавался изучению римских развалин, и влияние римских впечатлений можно отметить в творчестве обоих мастеров.

Открытие перспективы

Брунеллески желал сделать восприятие реконструированных им терм и театров более наглядным и попытался создать из своих планов геометрически-перспективные картины для определенной точки зрения. В этих поисках впервые была открыта (или вновь открыта), согласно традиции, восходящей ко 2-й половине XV в., прямая перспектива.

Первые архитектурные проекты: Воспитательный дом и Сан-Лоренцо

В 1419 г. цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Оспедале дельи Инноченти — Приют невинных, действовал до 1875 г.), ставшего фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии.

Базилика Сан-Лоренцо и Старая сакристия

В то время как строился Воспитательный дом, Брунеллески в 1420 г. начал работу над Старой сакристией базилики Сан-Лоренцо (основана в 390 г., перестраивалась), и впервые создал ставшую образцовой для Ренессанса ясную и гармоничную центрическую композицию (окончена в 1428 г.). Средства на строительство выделили Медичи — здесь были погребены представители их семьи. Сакристия Сан-Лоренцо — просторное (ок. 11 м ширины) квадратное помещение, перекрытое куполом. С восточной стороны стена открывается в сторону алтаря, квадратного и тоже перекрытого куполом — маленькое низкое помещение, таким образом, подчинено большому, высокому; каждое четко воспринимается в отдельности, изолированно, в чём выразилась основная черта художественной задачи Брунеллески — стремление к ясности. Ребра и углы стен обоих помещений отмечены коринфскими пилястрами, поддерживающими антаблемент — ордер подчеркивает всю структуру помещения и ясно фиксирует восприятие пространства. На стены, над которыми поднимается купол, наложены декоративные арки, над антаблементом в люнетах — помещены полуциркульные окна. Паруса, люнеты, двери и участки над ними украшены рельефами, которые выполнил Донателло. Все тектонические сочленения — ордер, наличники окон, ребра сводов — сделаны из темного камня и выделяются на нейтральных нарядных белых стенах.

Боковые нефы базилики — не сквозные, как это было традиционно, а образованы цепью одинаковых квадратных помещений, перекрытых сводами. Античные по пропорциям, силуэту и рисунку капителей колонны легко несут тяжесть, через них перекинуты арки, все пространство расчленено с математической ясностью — избегнуто все давящее, все разъединяющее. Простая орнаментика, частично античная, частично следующая флорентийской традиции, частично — изобретенная самим Брунеллески, вносит отпечаток легкости, гармоничность, и все настроение этого церковного здания — настроение неомраченной жизнерадостности, наивной радости бытия.

Купол собора Санта Мария делла Фьоре

Капелла Пацци

В 1425 г. партия гвельфов поручила Брунеллески закончить строительство начатого ещё в 1418 г. Палаццо ди Парте Гвельфа (дворец гвельфов Флоренции), но по политическим причинам стройка вскоре остановилась.

В 1429 г. по заказу богатого флорентийского семейства Пацци Брунеллески начал строительство капеллы Пацци во дворе церкви Санта-Кроче. Перед фасадом капеллы Брунеллески устроил простой открытый 6-колонный портик с аркой посередине, видимо, желая повторить мотив древнеримской триумфальной арки. Сам фасад никогда не был окончен — неудача заговора Пацци против Медичи решила в 1478 г. его участь. Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 г., когда строился палаццо Питти. Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями. Маленький сферический купол без фонаря, перекрывающий пространство капеллы, по сути, является первым куполом Ренессанса, тогда как купол Санта-Мария дель Фьоре фактически построен с использованием готических приемов.

Контраст темной, красочной тектонической конструкции и светлой белой плоскости стены, легкость конструкции, цветные терракотовые рельефы работы Лука делла Роббиа производят то же радостное впечатление гармонии и возвышенной простоты, что и в более ранних зданиях Брунеллески.

Ораторий церкви Санта-Мария дели Анджели

В 1434 г. Брунеллески начал строить ораторий делла Сколари альи Анджели, примыкавший к флорентийской церкви Санта-Мария дельи Анджели, принадлежавшей конвенту Ордена камальдолезцев. Он должен был строиться на деньги, оставленные по обету завещанием знаменитого кондотьера Пиппо Спано. Богословскую программу капеллы разрабатывал А. Траверсари — ему принадлежит идея разместить в этом здании Греко-латинскую Академию (впоследствии Козимо Медичи, предлагавший закончить строительство на свои средства, собирался устроить здесь Академию рисунка). Число овальных капелл, идущих по кругу, начиная от входа, должно было, согласно этой концепции, видимо, символизировать Семь свободных искусств.

Церковь Санто-Спирито. Палаццо Питти

Базилика Санто-Спирито (Святого Духа) лишь незначительно отличается от Сан-Лоренцо: наружные капеллы являются здесь нишами полукруглой формы.

Брунеллески дожил только до закладки фундамента этой постройки. Лишь 8 лет спустя после его смерти была водружена первая колонна; детали, профили, украшения выполняли подчиненные строители, и их сухие формы лишь в самых общих чертах соответствуют замыслу самого мастера.

В 1440 г., в зените славы, Брунеллески получил заказ на постройку палаццо Питти. Лука Питти, разбогатевший купец, желавший политически и экономически разорить Медичи и фактически уже, казалось, побеждавший, потерял, в конце концов, всякое значение благодаря дипломатической ловкости Медичи и своей бесхарактерности. Его дворец должен был служить памятником его победы над Медичи и Флоренцией и должен был быть таким большим, что на его дворе можно было поместить самый большой дворец Флоренции. Двор остался открытым сзади, и получил фасад лишь столетие спустя (1558 г., архитектор Б. Амманати); и хотя дворец в целом и был, в конце концов, закончен, но совсем иначе, чем задумал его Питти, кроме того передний фасад был значительно удлинен в течение последующих столетий, так что первоначальное впечатление сильно изменилось.

Только средние 7 пролетов относятся к первоначальному зданию. Это было строение без подчеркнутой середины, без подчеркнутых углов, силуэт которого не имел уступов,— просто призматическая глыба. Над нижними этажами поднимались два одинаковых верхних этажа, все — огромных размеров (каждый высотой 12 м). Отделка всего фасада — грубым рустом, отдельные четырёхугольные камни — подавляющей тяжести. Чем сильнее чувствуется напряжение, тем больше чувствуется также, что мастер господствовал над материалом.

На последние годы жизни мастера падает постройка Палаццо Пацци-Кваратези (закончена после его смерти) во Флоренции. Нижний этаж обработан рустом, верхние этажи оштукатурены.

Только в 1972 г. стало известно, что похоронен Брунеллески в соборе Санта-Репарата (IV—V вв., во Флоренции) в предыдущем храме, на останках которого и был возведён кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore).

Как пишет Вазари "…16 апреля, ушёл в лучшую жизнь после многих трудов, положенных им на создание тех произведений, которыми он заслужил славное имя на земле и обитель упокоения. "



Филиппо Брунеллески — одно из ярчайших имен в истории мирового искусства. Он был не только скульптором, ювелиром, архитектором, градостроителем и инженером, но и первым человеком Возрождения, вдохновителем и учителем нового поколения мастеров. И венчает его наследие великое чудо: купол собора Санта-Мария дель Фьоре.

После поражения в знаменитом конкурсе 1401 года Филиппо Брунеллески решает покинуть Флоренцию и провести несколько лет в Риме.

Брунеллески продает небольшое имение в Сеттиньяно, пригороде Флоренции, и на вырученные деньги отправляется в путь. Вместе с ним едет его друг, молодой скульптор Донателло.
Рим необычайно притягивал и Брунеллески, и Донателло. Первый стремился изучить античную архитектуру, второй мечтал о постижении тайн древней скульптуры.

Великий город, лежащий в руинах и пребывающий в запустении, настолько поразил их обоих, что следующие несколько лет они проведут в непрерывном изучении.

Донателло и Брунеллески работали без устали и за время своего пребывания в Риме не оставили без внимания ни одной античной постройки и скульптуры. Они бесконечно обследовали, зарисовывали и измеряли все, что попадалось им на пути. Их интересовала техника, материалы, приемы, известные во времена античности.

Именно изучение древности позволило Донателло и Брунеллески обрести новое видение, с которым каждый из них начнет работу во Флоренции.

arkhitektura filippo brunelleski

Филиппо Брунеллески возвращается во Флоренцию вдохновленный и полный самых смелых идей. Годы изучения наследия древности открыли ему знания, утраченные в Средние века. Казалось, он мог ясно видеть в своем воображении весь Рим с его величественными постройками таким, каким он был до разрушения.

Стремление как можно реалистичнее отображать трехмерные объекты на двухмерной поверхности побудило его проводить бесчисленные эксперименты, целью которых было изучение линейной перспективы. Считается, что принципами построения линейной перспективы владели и греки, и римляне, а Брунеллески лишь вновь открыл ее законы. Но именно это открытие произвело революцию в изобразительном искусстве эпохи Возрождения.

Донателло и Мазаччо, ближайшие друзья и соратники Брунеллески, первыми решили применить принципы линейной перспективы в скульптуре и в живописи.
А Брунеллески тем временем приблизился к воплощению своего самого дерзновенного замысла…

arkhitektura filippo brunelleski

В начале XV века Флоренция превосходила все крупные города Европы по численности населения, уровню жизни, развитию торговли и ремесел. Но в самом городе существовала неразрешимая проблема: более века, символ города, собор Санта-Мария дель Фьоре оставался обезглавленным.

Собор, согласно проекту архитектора Арнольфо ди Камбио, должен был восхищать своим богатством и великолепием, так чтобы невозможно было создать человеческими руками ничего более величественного и прекрасного.

Проект предусматривал сооружение самого большого купола в мире, но осуществить замысел оказалось невозможно. Восьмигранный свод, намеченный Арнольфо ди Камбио был настолько массивным, что неминуемо обрушился бы под тяжестью собственного веса. Помимо этого существовала проблема возведения строительных лесов, для которых не хватило бы деревьев всей Тосканы, не говоря уже о запредельной дороговизне проекта.

Для решения этой задачи требовался не просто смелый, но гениальный инженер и архитектор, одержимый своими идеями. Именно таким был Филиппо Брунеллески. Идея возведения купола посетила его еще в Риме, и он, храня её в тайне, работал над ней каждый день. Он изучил и зарисовал все античные своды, особое внимание уделяя Пантеону с его огромным куполом, не имеющим опор.

Вернувшись во Флоренцию, он много месяцев тайно изготовлял модели и приспособления для постройки купола. Постепенно его замысел становился более отчетливым, он буквально видел купол построенным в своем воображении.

Тем временем, отчаявшиеся члены городского совета в 1418 году объявили конкурс на лучшее инженерное решение. Во Флоренции в очередной раз собрались архитекторы, не только из Тосканы и Италии, но также со всей Европы с тем, чтобы после обсуждения всех проектов решить, кто достоин этой работы.

arkhitektura filippo brunelleski

И вот на совете были высказаны самые разные предположения, многие из которых казались безумными.
Так один предлагал заложить столбы на земле, которые бы поддерживали арки, на которые будет опираться конструкция, другой предполагал создать купол из легкого туфа, третий хотел устроить земляную насыпь внутри собора, которую можно использовать вместо строительных лесов, да подмешать в землю монет, чтобы по окончании работ насыпь разобрали бы сами флорентийцы. Некоторые сходились во мнении устроить шатровый свод, подобный тому, что венчает баптистерий Сан-Джованни.

Когда же настала очередь Брунеллески, то он предложил совету проект двойного купола, который может быть возведен без громоздких лесов и огромных затрат.

«Господа, будьте уверены, что нет возможности возвести этот свод иначе, чем говорю я; и сколько бы вы надо мной ни смеялись, вы убедитесь, что другим путем поступать не должно и нельзя.

Если же возводить его так, как я это задумал, необходимо, чтобы он был двойным, с внутренними и внешними сводами, так, чтобы можно было проходить между теми и другими. А на углах всех восьми скатов здание должно быть сцеплено зубьями в толще кладки и точно так же опоясано венцом из дубовых балок по всем граням.

Но всем присутствующим эта идея показалась не более чем очередным невыполнимым безумством. Она вызвала лишь смех, а его самого и вовсе посчитали сумасшедшим.

В доказательство своих слов Филиппо мог бы представить созданную им модель, которую он держал при себе. Но он побоялся демонстрировать свою идею, опасаясь воровства.

Брунеллески не оставил свой проект, а еще более в нем уверившись, стал объяснять его по частям и в приватных разговорах с членами совета. Так, одного за одним, он убедил в своей правоте весь город.

7 августа 1420 года начались работы по возведению купола по проекту Филиппо Брунеллески.

arkhitektura filippo brunelleski

Вазари пишет о том, как продвигалась работа: «Постройка уже выросла на такую вышину, что было величайшим затруднением, однажды поднявшись, затем снова вернуться на землю; и мастера много теряли времени, когда ходили есть и пить, и сильно страдали от дневного жара. И вот Филиппо устроил так, что на куполе открылись столовые с кухнями и что там продавалось вино; таким образом, никто не уходил с работы до вечера, что было удобно для них и в высшей степени полезно для дела.

Гениальность и простота идеи состояла в том, что двойная конструкция, связанная ребрами и обручами задумывалась системой, поддерживающей саму себя. Особый способ укладки кирпичей придавал дополнительную прочность конструкции. Двойной свод, собранный из восьми граней, должен быть скреплен фонарем для нагрузки, предотвращающей обрушение.

Филиппо изготовил модель этого фонаря и, дожив до старости, и понимая, что может не увидеть купол законченным, он завещал, чтобы фонарь построили непременно по его проекту, что и произошло к 1470 году.

И вот много веков спустя купол Брунеллески возвышается над городом и не перестает восхищать своей идеальной красотой и гениальной простотой.

arkhitektura filippo brunelleski

arkhitektura filippo brunelleski

Брунеллески вошел в историю не только как гений, которому удалось возвести купол кафедрального собора, но и как создатель новой архитектуры.

Первой постройкой эпохи Возрождения считается воспитательный дом для сирот. В 1419 году еще до начала работы над куполом к Брунеллески обращаются представители гильдии торговцев шелком и поручают ему важный городской заказ.

arkhitektura filippo brunelleski

Брунеллески работал над многими проектами, но при жизни ему удалось завершить лишь Старую Сакристию в церкви Сан-Лоренцо.
Богатые флорентийцы решают совместными усилиями перестроить Сан-Лоренцо, одну из самых важных церквей города.
Медичи выделяют средства на строительство ризницы, где будут захоронены представители этой семьи.

arkhitektura filippo brunelleski

Строительство ризницы было завершено в 1429 году.
За лаконичной формой, представляющей собой комбинацию куба и полусферического купола, скрывается настоящий архитектурный шедевр в смысле организации и гармонии интерьера и его оригинального декора.

Все архитектурные элементы находятся в прекрасном равновесии, они словно подчиняют пространство человеку и законам геометрии. Разумно организованный мир Брунеллески — это светлое, ясное и открытое пространство, ничего общего не имеющее с душным полумраком готических соборов.

arkhitektura filippo brunelleski

Архитектура Брунеллески создана не для подавления человека, а для укрепления в нем веры в собственные силы и в гармоничный порядок вещей. Именно здесь люди наконец ощутили вкус жизни, свободы и радость бытия.

Брунеллески и Донателло снова работают вместе: скульптору было доверено декорирование ризницы Сан-Лоренцо. Это стало причиной серьезных творческих разногласий.

Для Филиппо имело значение только функциональное, разумное и упорядоченное. Отвергая любую перегруженность, он строил просто, использовал светлый и недорогой строительный камень. Отделка мрамором, мозаики, росписи или витражи, — все казалось ему загромождающим пространство, ненужным, лишним, иррациональным.

Грубоватая декоративность зрелых работ Донателло отдаляла его от видения Брунеллески. Филиппо не нравились ни бронзовые двери с рельефами, он посчитал их излишне грубыми для светлого и легкого пространства, ни медальоны со сценами из жизни Иоанна Евангелиста: Донателло разместил их над гербами, увеличив декоративность. В разрез с видением архитектора шли и рельефы над дверными проемами с изображением покровителей семьи Медичи: Святых Стефано и Лоренцо и Святых Коcьмы и Дамиана.

arkhitektura filippo brunelleski

Четыре других медальона с изображениями евангелистов наглядно демонстрируют, какой была зрелая манера Донателло. Он создал их грубоватыми, резкими, будто черновыми. Донателло учитывал, с какого расстояния будет видна работа и понимал, что незавершенность придает рельефам большую выразительность, словно глазу проще зацепиться за нечто несовершенное, незаконченное, чем созерцать работу, идеальную и отполированную до блеска.

Конечно, различия во взглядах Донателло и Брунеллески не сделали друзей врагами, но каждый из них твердо следовал своему видению. В главном все же они оставались единомышленниками.

Читайте также: