Фихте философ и общественный деятель представитель немецкого классического идеализма кратко

Обновлено: 06.07.2024

Характерной чертой философской деятельности Фихте было постоянное стремление объединить разрозненные силы для построения философского миросозерцания, могущего удовлетворить научным требованиям, а также нравственному и религиозному чувству. Бессилие философии произвести что-нибудь законченное и твердо установленное имеет, по мнению Фихте, своей ближайшей причиной полную изолированность и отчужденность отдельных представителей философии. В науке самого высокого и универсального интереса каждый упорно говорит своим языком, следует только собственной терминологии, вообще силится прежде всего стать оригинальным, вместо того чтобы искать общего и связующего. В результате — временный успех той или иной системы и никаких осязательных последствий для исторического развития философии. По мнению Фихте, необходимо прекратить эту фабрикацию отдельных систем (Systemmacherei) и перейти к коллективной работе, состоящей в систематической разработке того, что уже сделано предшествующими великими философами, и в соединении всех истинных философских принципов в одно органическое целое. Одушевляемый идеей философского общения, Фихте напечатал в 1846 г. приглашение на философский конгресс. Оно вызвало много возражений и споров, но конгресс всё-таки состоялся, в 1848 г., в Готе. Результаты его далеко не оправдали тех надежд, которые возлагал на него Фихте, и вообще идея философских конгрессов не получила дальнейшего развития и практического осуществления.

Гносеологический анализ приводит к различению во всех конечных видах внешней, или феноменальной, стороны и внутренней, пребывающей, то есть субстанциальной, сущности. Эту субстанциальную сущность следует понимать не как некоторую универсальную, всюду одинаковую основу, а как множественность отдельных индивидуальностей. Кроме того, эти последние ни в каком случае не могут быть представляемы материалистически, то есть в предикатах чувственности. Все реальное образует непрерывную градацию индивидуальных сущностей (Realwesen), отличающихся друг от друга сложностью содержания, задатками к различным проявлениям и степенью возбудимости. Сознание обусловливается именно высокой степенью возбудимости. Таким образом, сознающий дух и реальности, лежащие в основе феноменов косной материи, по существу принадлежат к одной и той же духовной природе. Каждая реальность обладает известной индивидуальной качественностью, более или менее интенсивно выраженной. Во взаимодействии реальностей эта интенсивность обнаруживается как сила. Не существует силы вообще, но лишь качественно определённая сила. Сила служит основой всех количественных определений. В свою очередь количественная сторона является экстенсивностью и интенсивностью. Эти последние внешним образом обнаруживаются в телесности. Всё реально-сущее обладает вечностью.

По Фихте, априорно или предэмпирично не только познание, но все существо души. Рассматривая тело как продукт души, Ф. различает в нём внешнее и внутреннее тело. К внешнему относится вся материальная сущность тела, лишь временно входящая в его состав и удаляющаяся из тела в процессах обмена веществ. Внутреннее тело есть тот постоянный принцип, который производит и поддерживает структуру внешнего тела. В этом смысле внутреннее тело есть ближайшее пространственное выражение души и посредствующее звено между нею и внешним телом. Самое образование тела происходит, по Ф., таким образом, что внешние реальности вовлекаются в его состав, ассимилируются и группируются в определённые пространственные соотношения. Эту пространственно-координирующую деятельность души Ф. называет воображением или фантазией. Таким образом тело, по Ф., является в известном смысле продуктом фантазии; рассматриваемое с точки зрения его пространственной или математической природы, оно называется фантастическим, с точки зрения вещественности или осязательности — физическим.

Для человека возможно лишь косвенное познание Бога через изучение всех реальных отдельностей; это познание не может иметь характер наглядности, но состоит в чистом умозрении. Главная его сущность — в понимании Бога трансцендентным мировым единством. В признании Бога сверхмировой личностью заключается существеннейшее отличие защищаемого Ф. теизма от предшествовавших ему пантеистических учений, по которым природа Бога целиком исчерпывается общей совокупностью мирового процесса. Мнение (ведущее своё начало от Фихте Старшего), по которому понимание Бога абсолютной личностью заключает в себе противоречие, Ф. считает ошибочным и основанным на том, что понятие личности принимается в узком смысле человеческой личности с присущими ей предикатами конечности и обусловленности. Ф. опровергает также высказанное некоторыми из его современников положение о несовместимости понятия Бога с признанием вечных несотворенных реальностей, заставляющих будто бы мыслить Бога или ограниченным, или во всяком случае по отношению к ним бездеятельным. По мнению Ф., все недоразумение заключается здесь в узком и нефилософском понятии творения, которому придаётся значение возникновения во времени. Бог — творец мира, но не в том смысле, что творит его в известный момент времени из ничего, а в том, что вечно или безвременно создаёт общемировую координацию.

Индивидуальные элементы мира, понимаемые отдельно друг от друга, не сотворены, а существуют вечно; но их общая связь и развитие обусловлены Богом. Самой основной формой отношений между отдельными реальностями является отношение средства и цели. Неорганическая природа представляет средство для достижения высших форм бытия органического мира. Весь мир по своей внутренней координации есть непрерывная цепь средств и целей. Так как источник этой координации — в Боге, то деятельность Бога по отношению к миру следует признать целеположной. Первоначальная сущность отдельных вещей и общемирового порядка направлена к абсолютному благу и совершенству и потому может быть названа божественной. Зло, или недолжное, не лежит в первоначальной природе вещей, но имеет внешнее и случайное происхождение. В каждом взаимодействии отдельных существ открывается возможность для разного рода отклонений от первоначальной, заложенной во всякой индивидуальности нормы развития — внутренней цели. Превращение этой возможности в действительность зависит от произвола существ. Но сущность первоначальной безгрешной природы никогда не уничтожается вполне, и в ней находится постоянный источник возврата к добру. Однако полное нравственное возрождение не может быть произведено собственными силами отдельных существ и нуждается в помощи Бога. Такую божественную помощь человечество получило в лице Христа. Обычное возражение против теодицеи, состоящее в вопросе, как мог Бог допустить возможность зла, устраняется тем соображением, что понятие недолжного, или зла, вытекает из самого понятия свободной воли как возможности самоопределения. Если бы Бог сделал невозможным всякое отклонение от первоначальной нормы добра, то это было бы равносильно полной обусловленности существ, и такой фатально развивающийся мир был бы лишён всякого нравственного смысла и ценности.

Важнейшие сочинения

Литература

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Имя Иоганна Готлиба Фихте принято относить к классической германской философии. Продолжая движение, начатое Кантом, он создал отдельное философское направление, которое было названо субъективным идеализмом. Работы Фихте носят социально-исторический, этический характер. Практическая философия Фихте определяет конечные цели человеческих поступков в масштабах общества, мира.

Биография

фото 914

Иоганн Фихте родился 19 мая 1762 года в маленькой деревушке под названием Рамменау в семье крестьян. Мальчик мог не стать философом, если бы не случайность. Барон Мильтиц не пришел в церковь, и будущий философ сумел точно пересказать проповедь. Барон был так впечатлен, что помог мальчику устроиться в Иенский и Лейпцигский университеты.

С 1790 года началось знакомство Фихте с трудами Канта, с которым Иоганн почувствовал духовное единство. Пытаясь встретится с Кантом, Фихте выслал ему одну из своих рукописей. Через год им удалось встретиться в Кенигсберге. Тогда, анонимно было опубликовано сочинение Фихте. Первоначально считалось, что авторство принадлежит Канту, но позже Иоганн проснулся знаменитым.

Еще через три года, профессор Иенского университета Иоганн Фихте начал преподавательскую деятельность в области этики, теории права. Через пять лет, философ был обвинен в пропаганде атеизма, из-за чего и переехал в Берлин.

С приходом французской армии, философ переехал в Кенигсберг, где в период с 1807–1808 гг. читал патриотические речи, призывавшие к объединению и реформированию системы образования.

В 1810 году Фитхе получил должность профессора и ректора Берлинского университета. На этом посту он пробыл четыре года, но мог занимать его дольше, если бы не вступил в ряды народного движения против Наполеона. Вскоре заразился тифом от жены, работающей в госпитале, и умер 27 января 1814.

Основные идеи

Следующий период можно ознаменовать философией деятельности Фихте. В этот период происходит идеалистический переворот. Субъективный идеализм остается в прошлом, а на его смену приходит объективный, раскрывающий творческое начало человеческого мышления.

Познание — динамичный и противоречивый процесс. Человек воспринимается в качестве субъекта, объектом выступает внешняя реальность. Результатом взаимодействия субъекта и объекта происходит взаимное преобразование каждого из них. Философ верил в способность человека познать мир и подчинить своей воле.

Диалектика

Фихте исследовал познание с его активной, деятельной стороны. Он рассматривал действие, как реальность. Субстанция рассматривается одновременно и в качестве субъекта. Понимание предмета возможно только через его развитие.

Во взаимодействии противоположностей, философ видит главный закон, по которому происходит движение духа человека. Он не рассматривает диалектику, в качестве отдельных положений и моментов, а развивают ее в качестве самостоятельного философского метода.

фото 915

Назначение человека

Индивид должен преобразовать окружающую реальность, общество и природные условия, привести их в соответствие с понятиями идеала. Подчинение неразумного и разумное владение на законных основаниях — главная цель человеческого существования.

Последняя цель человека должна быть заведомо неисполнимой, чтобы идти до нее всю жизнь. Цель человеческой жизни — получение желаемого, приближение к бесконечности и бесконечное самосовершенствование.

У каждого есть свой идеал человека и стремление стать таковым. Так совершенствуется не только отдельный человек, но и люди в целом. Взаимодействие в идеале проходит, без принуждения.

Совершенные индивиды имеют одинаковые, равные права и связаны между собой. Это недостижимый идеал, поэтому главная цель человека заключается в собственном совершенствовании равных, свободных людей. Это возможно через свободу воли и культуру.

Назначение ученого

Как и многие философы, Фихте рассматривал основные задачи человека и государства, их взаимодействие между собой. Предназначение человека и государства индивидуально и служит средством для наведения нравственного порядка. Главная государственная цель заключается в воспитании стремления исполнить истинный долг — совершенствоваться с точки зрения интеллекта и нравственности. . Под ученым, философ понимает воспитателя и учителя людей.

Истинное назначение сословия ученых — наблюдение за развитием рода человека, и постоянная помощь в этом развитии. Их призвание — указывать человеку направление к его последней цели — нравственному совершенствованию, но прежде он должен самостоятельно дойти до нее и указать другим этот путь.

Человек не нравственный в состоянии злобы, поэтому ученый должен быть добрым и спокойным. Учение заключается не в словах, а в примерах. Ученый подает пример нравственного идеала, во время всей своей жизни.

Определение наукоучения

Философия воспринимается Иоганном не отдельной наукой, а ее первоисточником. Она должна объяснить, насколько возможно само существование науки. Поэтому свое философствование он называл наукоучением, то есть учением о науке.

фото 916

Правдивость и системность — основные качества науки. Все положения должны выводиться из достоверного утверждения, доказуемого в рамках самой науки. Главная задача наукоучения — предоставить основание для развития науки, раскрывая основные положения других дисциплин.

Достоверность других дисциплин гарантирована, так как они выведены через наукоучение. Оно определяет и объясняет положения остальных наук и дисциплин. Наукоучение должно быть исчерпывающим для человеческого знания. Оно должно вмещать все положения, не противоречащие науке. Если одно из них вступает в противоречие, то противоречит всему знанию и исключается из него, потому что не является верным.

Мышление не совершает ошибок, когда находится в процессе действия. Достоверно только одно наукоучение и одна философия. Став основанием для науки, оно исключит ошибки, суеверия, случайности.

Сам Иоганн Фихте называл себя жрецом истины, развивая размышления о разумности и целесообразности мира. Основная задача человека в этом мире, его предназначение заключается в совершении разумных поступков.

Абсолютный разум — источник всего, находящегося на планете. Задача абсолютного разума — творить, используя для этой цели человека. Человек представлялся ему свободным, деятельным существом, главная задача которого реализовывать нравственный идеал, жить в мире и гармонии. Теория познания содержала размышления о неделимости субъекта с объектом и диалектической природе мышления. В деятельности философ видел развитие общества.

ФИХТЕ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

1. Sämtliche Werke, Bd. 1–8. В., 1845–46;

2. Werke, Bd. 1–6. Lpz., 1908–12;

3. Briefwechsel, Bd. 1–2. Lpz., 1925;

4. в рус. пер.: Основные черты современной эпохи. СПб., 1906;

5. Факты сознания. СПб., 1914;

6. Избр. соч., т. 1. М., 1916;

7. Замкнутое торговое государство. М., 1923;

8. О назначении ученого. М., 1935;

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) - второй, после Канта, представитель классического немецкого идеализма, буржуазный демократ, страстный патриот и гуманист, субъективный идеалист волюнтаристско-этического толка, смелый новатор, сознательно взявшейся за построение теории диалектики в современном нам понимании этого термина.

Фихте родился в бедной крестьянской семье, и лишь незаурядные его способности и случайные обстоятельства (поддержка титулованного мецената) дали ему возможность получить образование в университетах Иены и Лейпцига. Далее Фихте занимался преподаванием (был профессором Йенского и Берлинского университетов, ректором Берлинского университета), философским творчеством, всю жизнь был в гуще общественно-политических событий. Это был философ-пророк, проповедник и воспитатель. Современники отмечали его бескомпромиссность, честность, прямолинейность, большую силу воли и трудолюбие.

Философию Фихте считал фундаментом всего научного знания “Наукоучением”, наукой наук и источником человеческого могущества, т.к. она изучает общие методы и формы познания, занимается обоснованием всякого знания вообще.

Центральная проблема философии Фихте - свобода. Он утверждал, что принцип нашей жизни есть “абсолютная свобода воли”. Развивая Кантовские идеи об активности субъекта в познании, желая освободить субъекта от любой внешней определенности, Фихте начинает свою философию с самосознания личности, с “Я”. В акте самосознания человек рождает свой дух, свою свободу, творит не только себя, но и мир вокруг себя. Вместе с самосознанием (“Я есмь ”, “Я сам делаю себя”) полагается и его противоположность - “не- Я” (“Отчуждение Я”), а также их синтез в абсолютном субъекте. “Пульсация”, совпадение и распадение этих противоположностей – основа бытия по Фихте, а также метод его познания. Таким образом, Фихте раскрыл внутреннюю структуру одного из главных законов диалектики – закона единства и борьбы противоположностей, предприняв попытку объединить внутри активного, свободного, творческого субъекта бытие и сознание, практическое и теоретическое, природу и человека, общество и личность. Развитие общества, например, Фихте, представляет как процесс отчуждения Я в сферу культуры и в то же время стремление вновь слиться, прийти к тождеству с собой. Однако полное достижение этого идеала невозможно, т.к. это было бы прекращением всякой деятельности; поэтому человеческая история – бесконечное приближение к идеалу. Фихте рассматривает нации как коллективные личности, каждая из которых имеет свое особое предназначение. Эта идея была одной из основных в европейском романтизме и получила развитие у Ф. Шеллинга.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) - второй, после Канта, представитель классического немецкого идеализма, буржуазный демократ, страстный патриот и гуманист, субъективный идеалист волюнтаристско-этического толка, смелый новатор, сознательно взявшейся за построение теории диалектики в современном нам понимании этого термина.

Фихте родился в бедной крестьянской семье, и лишь незаурядные его способности и случайные обстоятельства (поддержка титулованного мецената) дали ему возможность получить образование в университетах Иены и Лейпцига. Далее Фихте занимался преподаванием (был профессором Йенского и Берлинского университетов, ректором Берлинского университета), философским творчеством, всю жизнь был в гуще общественно-политических событий. Это был философ-пророк, проповедник и воспитатель. Современники отмечали его бескомпромиссность, честность, прямолинейность, большую силу воли и трудолюбие.




Философию Фихте считал фундаментом всего научного знания “Наукоучением”, наукой наук и источником человеческого могущества, т.к. она изучает общие методы и формы познания, занимается обоснованием всякого знания вообще.

Центральная проблема философии Фихте - свобода. Он утверждал, что принцип нашей жизни есть “абсолютная свобода воли”. Развивая Кантовские идеи об активности субъекта в познании, желая освободить субъекта от любой внешней определенности, Фихте начинает свою философию с самосознания личности, с “Я”. В акте самосознания человек рождает свой дух, свою свободу, творит не только себя, но и мир вокруг себя. Вместе с самосознанием (“Я есмь ”, “Я сам делаю себя”) полагается и его противоположность - “не- Я” (“Отчуждение Я”), а также их синтез в абсолютном субъекте. “Пульсация”, совпадение и распадение этих противоположностей – основа бытия по Фихте, а также метод его познания. Таким образом, Фихте раскрыл внутреннюю структуру одного из главных законов диалектики – закона единства и борьбы противоположностей, предприняв попытку объединить внутри активного, свободного, творческого субъекта бытие и сознание, практическое и теоретическое, природу и человека, общество и личность. Развитие общества, например, Фихте, представляет как процесс отчуждения Я в сферу культуры и в то же время стремление вновь слиться, прийти к тождеству с собой. Однако полное достижение этого идеала невозможно, т.к. это было бы прекращением всякой деятельности; поэтому человеческая история – бесконечное приближение к идеалу. Фихте рассматривает нации как коллективные личности, каждая из которых имеет свое особое предназначение. Эта идея была одной из основных в европейском романтизме и получила развитие у Ф. Шеллинга.

Фихте По данной теме мы уже выполнили реферат Философия И. Г. Фихте подробнее родился в 1762 году в Раменау в семье бедного ремесленника. Уже будучи ребенком он отличался феноменальной памятью. Судьбу Фихте определил случай. Однажды барон Мильтиц опоздал на церковную службу и Фихте пересказал ее ему слово в слово. Пораженный способностями мальчика, барон взял над ним патронаж и озаботился его образованием.

Сначал Фихте учится в школе Пфорте, затем поступает на богословский факультет Йенского университета. Семья предполагает для Фихте карьеру священника, но барон умирает, и будущему философу не удается получить желаемое место. Несколько лет он выживает, зарабатывая частными уроками, затем устраивается домашним учителем и начинает изучать философию.

По рекомендации Гете По данной теме мы уже выполнили реферат Гегель подробнее Фихте получает кафедру в Йенском университете, где с большим успехом преподает. Однако его административная деятельность протекает в разрез с пожеланиями руководства университета, и при первой возможности они избавляются от Фихте, используя в качестве повода его предисловие к статье атеистического содержания. Вместе с тем, тот же Гете пишет о том, что Фихте задевает такие темы, которые лучше и не поднимать.

Готовые работы на аналогичную тему

Позднее Фихте возвращается в Берлин и снова преподает на кафедре в новом Берлинском университете. В это же время он вступает в масонскую ложу, но вскоре разочаруется в ней, так как интересы масонов оказываются далеки от философии. В 1814 году Фихте умирает от тифа, заразившись от собственной жены, которая работала медсестрой в военном госпитале.

Наукоучение Фихте

С позиции Фихте, догматизм, который приравнивался им к материализму, не состоятелен, ибо не материя не может ощущать, обладать сознанием и мышлением, а, следовательно, не может породить дух. В противовес ему Фихте создает учение свободы, которое основывается на трех положениях:

  • Я есть Я;
  • Я полагает не Я;
  • Я противополагает в Я делимое Я делимому не-Я.

Первое положение является самоочевидным. Для того, чтобы осознать себя, субъект должен обладать неким Я, которое и произведет данный акт самосознания. Таким образом, Я представляет собой единство как источника деятельности, активности, так и его результата. Сам акт самосознания протекает спонтанно, что обуславливает свободу духа и человека.

Однако объединение данных двух принципов порождает парадокс, зафиксированный в третьем положении. Согласно ему Я оказывается ограничено не-Я, которое его окружает, что в сущности в философии Фихте невозможно, поскольку реальностью обладает лишь Я, в то время как не-Я возникает по мере его осознания самим Я.

Для его разрешения Фихте углубляет созданную им структуру Я, через выделения в ней сознательной и бессознательной стороны. Совмещение данных форм активности Я, позволяет Фихте разработать систему включающую в себя четыре Я:

  • сознательное или практическое Я;
  • бессознательное не-Я;
  • интеллектуальное Я;
  • абсолютное Я.

Итак, практическое Я соответствует обыденному сознанию среднего индивида. Практическое Я ограничено в том смысле, в котором его самосознание, рефлексия возможны лишь при взаимодействии с не-Я, внешним объектом. При этом Я и не-Я несмотря на их отделенность друг от друга оказываются тесно взаимосвязана. Не-Я не может существовать без Я, которое является единственной реальностью и центром активности, однако и само Я не может начать осознавать окружающее и само себя без некоего толчка от не-Я.

Данное противоречие разрешается за счет признания существования более глубокого уровня интеллектуального Я. Оно не осознается практическим Я, поскольку последнее входит в него в качестве сознательного компонента. В тоже время, окружающее не-Я, также оказывается элементом Я, но продуктом бессознательной деятельности, фантазии и именно поэтому осознается практическим Я как нечто внешнее и чуждое.

Наконец, практическое Я постоянно стремится к своему расширению за счет поглощения не-Я, которое является одновременно и его ограничением и условием существования. Если бы в какой-то момент практическое Я поглотило бы все не-Я, что в действительности невозможно, то такое Я смогло бы осознать себя в полной мере, и не нуждалось бы более в не-Я для своего существования. Подобное Я Фихте приравнивает богу.

Этика и социальная философия Фихте

Большое внимание Фихте уделяет практической философии, в особенности этике, в которой он развивает Кантовские По данной теме мы уже выполнили реферат Кантовское учение о морали подробнее принципы, а также идеям о политическом и социальном устройстве общества.

Чтобы преодолеть противопоставление чувственности и рациональной воли, согласно которому, в философии Канта истинно моральное поведение исключает всякое получение удовлетворения, Фихте вводит понятие морального закона, который представляет собой синтез стремления человека и его волевых проявлений.

Политические взгляды Фихте значительно менялись во времени, от либерально-демократических (государство поддерживает, но не вмешивается) в сторону социалистических (государство обеспечивает равность прав и имущества) и, наконец, достаточно жестких представлений о социальном устройстве – классово-цеховой системе при тотальном контроле государственного аппарата.

Читайте также: