Петербург времен елизаветы петровны кратко

Обновлено: 14.05.2024

Если своим рождением Петербург обязан императору Петру I, то своей красотой — его последователям. И в первую очередь императрицам Елизавете Петровне и Екатерине II. Именно они наполнили город прекрасными зданиями, привили жителям Северной столицы архитектурный вкус и задали высочайшую планку, соответствовать которой сегодня удаётся мало кому из зодчих.

Дочь Петра I Елизавета правила Россией с 1741 по 1762 год. Она любила архитектуру барокко — богато украшенную, наполненную аллегориями. Самые значимые здания, построенные при ней, - Зимний, Царскосельский и Петергофский дворцы, Смольный собор.

А вот её невестка Екатерина II считала барокко вычурным, глупым. Ей нравился строгий классицизм, этот стиль царил в её правление, продолжавшееся с 1762 по 1796 год. Тогда появились Гостиный двор, Академия художеств, Академия наук, Мраморный и Таврический дворцы.

Смольный собор: ВИП-монастырь

Белый воздушный храм, построенный при Елизавете Петровне архитектором Бартоломео Растрелли, — настоящий шедевр барокко. Монастырь вокруг него планировался непростой: в нём Елизавета Петровна хотела провести старость вместе со своими приближёнными. Так что строили его, как пятизвёздочный отель: 120 келий люкс имели комнаты для персональной прислуги и кухни. Но ВИП-монастыря не получилось. При Екатерине II кельи приспособили под Общество благородных девиц, где обучались девушки-аристократки. Оно было создано по образцу школы Сен-Сир под Парижем, а консультировал Екатерину II её друг, французский просветитель Дидро.

Таврический дворец: Двойной подарок

Таврический дворец, в котором проходит Евразийский женский форум, строился в подарок любовнику Екатерины II — князю Григорию Потёмкину, самому влиятельному в России сановнику. Дворец был роскошен и богат. Но дорог в содержании. Поэтому Потёмкин уговорил императрицу выкупить свой подарок за огромные деньги - 400 тысяч рублей. Но однажды во время бала, проходившего в этом дворце, Потёмкин заговорил с Екатериной II, встав на одно колено. О чём они беседовали — неизвестно. Но вскоре императрица во второй раз подарила Таврический дворец князю. Так что он получил и деньги, и здание. На месте их беседы - в середине Екатерининского зала под центральной люстрой — теперь принято загадывать желания. Они должны сбыться в течение одного года.

Мраморный дворец: Компенсация любовнику

Прекрасный дворец на набережной Невы должен был стать компенсацией Григорию Орлову за прекращение любовной связи с Екатериной II. Архитектор Антонио Ринальди соединил устаревавший барокко и входивший в моду классицизм. А своё название дворец получил из-за 32 сортов мрамора, использованных в отделке.

Но Григорий Орлов до компенсации не дожил: он умер незадолго до окончания строительства дворца.

Медный всадник: PR легитимности

Француз Фальконе придумал скульптуру с взлетающим на скалу всадником — очень сложную инженерно, но энергичную, впечатляющую.

За доставкой в Петербург валуна для постамента следила вся Европа: газеты печатали отчёты — как камень волокут к Финскому заливу, как обрабатывают, как грузят на судно с тремя сотнями гребцов.

Императрица добилась своей цели: её имя встало в один ряд с именем Петра I. Памятник вскоре стали называть Медным всадником - по названию знаменитой поэмы Пушкина.

А старый памятник Растрелли не пропал: сын Екатерины II Павел I, ненавидевший мать, назло ей поставил скульптуру перед Михайловским замком.

Эрмитажный театр: Комедия о свиньях

Ведь прототипов героев пьесы все знали: Пострелова — это княгиня Дашкова, подруга и соратница Екатерины II, президент Академии наук, Дурындин - Алексей Нарышкин, сенатор и влиятельный сановник.

Поводом для пьесы послужила ссора в усадьбе Кирьяново, где жила Дашкова. В цветник как-то залезли свиньи из соседнего имения Нарышкина. Рассерженная княгиня велела их зарезать. Этого уже не стерпел Нарышкин и выставил претензию за животных дорогой голландской породы. Мирить своих приближённых пришлось императрице.

О скандале знал весь двор, поэтому пьеса Екатерины II вызвала бурю смеха. Вот только Дашкову и Нарышкина весь спектакль слуги держали за руки, чтобы они не вскочили и не подрались.

Летний сад: Решётка вместо фонтанов

Ещё при Петре I в Летнем саду было множество фонтанов. А к временам Елизаветы Петровны их уже насчитывалось больше полусотни! Но их уничтожило наводнение 1777 года. Екатерина II отказалась восстанавливать былое великолепие, ведь фонтаны - атрибут ненавидимого ею барокко. Зато Екатерина подарила Летнему саду прекрасную решётку, которую все сразу признали одной из красивейших в мире.

А фонтаны, кстати, вернулись: во время реконструкции Летнего сада в 2009-2011 годах восемь из них восстановили.

Екатерининский дворец: Неисполненная последняя воля

Елизавета Петровна приказала архитектору Растрелли на месте скромных палат Екатерины I, жены Петра I, возвести роскошный Екатерининский дворец. В 1756 году он был готов. На отделку дворца ушло 100 килограммов золота, оно было повсюду — и внутри, и снаружи. Но самыми роскошными были Большой зал и ведущие к нему две анфилады: там глаза болели от золота.

А вот многие комнаты дворца Екатерина II перестроила. Шотландский архитектор Чарлз Камерон сделал строже, проще и удобнее.

Во время Второй мировой вой­ны дворец сильно пострадал, его восстанавливают до сих пор. Причём некоторые залы, перестроенные Екатериной II, возвращают облик, полученный при Елизавете Петровне. Некоторые детали декора, демонтированные при Екатерине, нашлись в запасниках Михайловского замка - спустя 200 лет их вернули на прежнее место.

Александрия: Поздравление от народа

В роскошном парке Петергофа, украшенном многочисленными фонтанами и дворцами, есть романтический уголок — Александрия. Он связан с ещё одной российской императрицей Александрой Фёдоровной, женой Николая I.

Настоящий расцвет этого места пришёлся на времена Николая I. Император подарил участок свой нежно любимой

Обычно имение императрицы оставалось закрыто для посторонних. Но было исключение. 13 июля Александра Фёдоровна праздновала день рождения. Как правило, это событие проходило в кругу семьи. Но на следующий день, 14 июля, ворота Александрии распахивались: любой человек мог прий­ти во дворец и поздравить царицу.

Общеизвестный факт, что город Санкт-Петербург был основан по указу российского самодержца Петра I Алексеевича Романова в 1703 году после первых побед в недавно начавшейся Северной войне. Основан в качестве его резиденции ближе к театру военных действий, ближе к прямому морскому пути в Европу. А где резиденция правителя, там и столица государства, каковой Санкт-Петербург и стал в 1712 году. Но вот на блистательную столицу Российской империи и один из красивейших городов мира Петербург (поначалу Питербурх) во времена Петра Великого совершенно не походил. Немногочисленные каменные здания были разбросаны по разным концам строящегося города. По большому счёту, кроме крепости на Заячьем острове, царских дворцов городского (Зимнего) и летнего (Петергоф), дворца петровского друга и петербургского губернатора Меншикова достроенных больших зданий почти и не было. На месте нынешних каналов виднелись котлованы с попытками укрепления берегов с помощью брёвен. Проектов было куда больше, чем плодов. В недолгое правление внука основателя города Петра II столица возвратилась в Москву. И вполне был шанс у Питера остаться в истории дорогостоящим, но так до конца и нереализованным проектом своенравного самодержца.

Петровское барокко

Хотя эта часть архитектурного наследия и названа в честь Петра I, но своего подлинного расцвета петровское барокко достигло в правление племянницы Петра Алексеевича Анны Иоанновны. При ней Петербург вновь приобрёл статус столицы, были завершены проекты, заложенные при её дяде в губернаторство Меншикова А.Д., изрядно "подчистившего" казну. Завершенно строительство здания Кунсткамеры, здания двенадцати коллегий почти завершено, достроена церковь Св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, Петропавловский собор с его знаменитым ангелом на 100-метровом шпиле и многое другое. Собственно говоря, при Анне Иоанновне к 1732 году Дворцовая площадь стала историческим центром города. До этого центр перемещался от Троицкой площади Санкт-Петербургского острова к Стрелке Васильевского острова.

Если своим рождением Петербург обязан императору Петру I, то своей красотой — его последователям

Как Елизавета Петровна и Екатерина II изменили Петербург и окрестности

Если своим рождением Петербург обязан императору Петру I, то своей красотой — его последователям. И в первую очередь императрицам Елизавете Петровне и Екатерине II. Именно они наполнили город прекрасными зданиями, привили жителям Северной столицы архитектурный вкус и задали высочайшую планку, соответствовать которой сегодня удаётся мало кому из зодчих.

Дочь Петра I Елизавета правила Россией с 1741 по 1762 год. Она любила архитектуру барокко — богато украшенную, наполненную аллегориями. Самые значимые здания, построенные при ней, - Зимний, Царскосельский и Петергофский дворцы, Смольный собор.

А вот её невестка Екатерина II считала барокко вычурным, глупым. Ей нравился строгий классицизм, этот стиль царил в её правление, продолжавшееся с 1762 по 1796 год. Тогда появились Гостиный двор, Академия художеств, Академия наук, Мраморный и Таврический дворцы.

Смольный собор: ВИП-монастырь

Белый воздушный храм, построенный при Елизавете Петровне архитектором Бартоломео Растрелли, — настоящий шедевр барокко. Монастырь вокруг него планировался непростой: в нём Елизавета Петровна хотела провести старость вместе со своими приближёнными. Так что строили его, как пятизвёздочный отель: 120 келий люкс имели комнаты для персональной прислуги и кухни. Но ВИП-монастыря не получилось. При Екатерине II кельи приспособили под Общество благородных девиц, где обучались девушки-аристократки. Оно было создано по образцу школы Сен-Сир под Парижем, а консультировал Екатерину II её друг, французский просветитель Дидро.

Таврический дворец: Двойной подарок


Таврический дворец, в котором проходит Евразийский женский форум, строился в подарок любовнику Екатерины II — князю Григорию Потёмкину, самому влиятельному в России сановнику. Дворец был роскошен и богат. Но дорог в содержании. Поэтому Потёмкин уговорил императрицу выкупить свой подарок за огромные деньги - 400 тысяч рублей. Но однажды во время бала, проходившего в этом дворце, Потёмкин заговорил с Екатериной II, встав на одно колено. О чём они беседовали — неизвестно. Но вскоре императрица во второй раз подарила Таврический дворец князю. Так что он получил и деньги, и здание. На месте их беседы - в середине Екатерининского зала под центральной люстрой — теперь принято загадывать желания. Они должны сбыться в течение одного года.

Мраморный дворец: Компенсация любовнику


Прекрасный дворец на набережной Невы должен был стать компенсацией Григорию Орлову за прекращение любовной связи с Екатериной II. Архитектор Антонио Ринальди соединил устаревавший барокко и входивший в моду классицизм. А своё название дворец получил из-за 32 сортов мрамора, использованных в отделке.

Но Григорий Орлов до компенсации не дожил: он умер незадолго до окончания строительства дворца.

Медный всадник: PR легитимности

Француз Фальконе придумал скульптуру с взлетающим на скалу всадником — очень сложную инженерно, но энергичную, впечатляющую.

За доставкой в Петербург валуна для постамента следила вся Европа: газеты печатали отчёты — как камень волокут к Финскому заливу, как обрабатывают, как грузят на судно с тремя сотнями гребцов.

Императрица добилась своей цели: её имя встало в один ряд с именем Петра I. Памятник вскоре стали называть Медным всадником - по названию знаменитой поэмы Пушкина.

А старый памятник Растрелли не пропал: сын Екатерины II Павел I, ненавидевший мать, назло ей поставил скульптуру перед Михайловским замком.

Эрмитажный театр: Комедия о свиньях


Ведь прототипов героев пьесы все знали: Пострелова — это княгиня Дашкова, подруга и соратница Екатерины II, президент Академии наук, Дурындин - Алексей Нарышкин, сенатор и влиятельный сановник.

Поводом для пьесы послужила ссора в усадьбе Кирьяново, где жила Дашкова. В цветник как-то залезли свиньи из соседнего имения Нарышкина. Рассерженная княгиня велела их зарезать. Этого уже не стерпел Нарышкин и выставил претензию за животных дорогой голландской породы. Мирить своих приближённых пришлось императрице.

О скандале знал весь двор, поэтому пьеса Екатерины II вызвала бурю смеха. Вот только Дашкову и Нарышкина весь спектакль слуги держали за руки, чтобы они не вскочили и не подрались.

Летний сад: Решётка вместо фонтанов


Ещё при Петре I в Летнем саду было множество фонтанов. А к временам Елизаветы Петровны их уже насчитывалось больше полусотни! Но их уничтожило наводнение 1777 года. Екатерина II отказалась восстанавливать былое великолепие, ведь фонтаны - атрибут ненавидимого ею барокко. Зато Екатерина подарила Летнему саду прекрасную решётку, которую все сразу признали одной из красивейших в мире.


А фонтаны, кстати, вернулись: во время реконструкции Летнего сада в 2009-2011 годах восемь из них восстановили.

Екатерининский дворец: Неисполненная последняя воля


Елизавета Петровна приказала архитектору Растрелли на месте скромных палат Екатерины I, жены Петра I, возвести роскошный Екатерининский дворец. В 1756 году он был готов. На отделку дворца ушло 100 килограммов золота, оно было повсюду — и внутри, и снаружи. Но самыми роскошными были Большой зал и ведущие к нему две анфилады: там глаза болели от золота.


А вот многие комнаты дворца Екатерина II перестроила. Шотландский архитектор Чарлз Камерон сделал строже, проще и удобнее.


Во время Второй мировой вой­ны дворец сильно пострадал, его восстанавливают до сих пор. Причём некоторые залы, перестроенные Екатериной II, возвращают облик, полученный при Елизавете Петровне. Некоторые детали декора, демонтированные при Екатерине, нашлись в запасниках Михайловского замка - спустя 200 лет их вернули на прежнее место.

Александрия: Поздравление от народа


В роскошном парке Петергофа, украшенном многочисленными фонтанами и дворцами, есть романтический уголок — Александрия. Он связан с ещё одной российской императрицей Александрой Фёдоровной, женой Николая I.


Настоящий расцвет этого места пришёлся на времена Николая I. Император подарил участок свой нежно любимой

Обычно имение императрицы оставалось закрыто для посторонних. Но было исключение. 13 июля Александра Фёдоровна праздновала день рождения. Как правило, это событие проходило в кругу семьи. Но на следующий день, 14 июля, ворота Александрии распахивались: любой человек мог прий­ти во дворец и поздравить царицу.


Величественные дворцы, золотые купола, огромные зеркала, скульптуры, вазы и колонны – всё это годы правления Елизаветы Петровны.

Приход к власти Елизаветы Петровны ознаменовали эпоху возвращения страны к петровским традициям и культурного подъёма. Младшая дочь Петра I отлично справлялась с войнами, просвещением империи и освоением Сибири. При ней строились огромные пышные дворцы как символ авторитета государственной власти. Архитектура середины XVIII века активно прославляла на весь мир могущество Российской империи.

Стиль елизаветинского барокко отказался от строгих фасадов и западноевропейских форм. Императрице были ближе пышные формы, золотая отделка, яркие детали. В эту эпоху в архитектуру вернулись и древнерусские черты – крестово-купольная схема и луковичные пятиглавия.

Главным творцом при дворе и любимцем императрицы стал архитектор Бартоломео Растрелли. Он умело использовал на фасадах колонны, украшал окна и проёмы полукруглыми навершиями с богатым декором. Внутренне пространство у Растрелли насыщенно окнами и зеркалами, которые придают помещению ещё больший масштаб.

Растрелли оказался и выдающимся инженером, применив в большинстве своих построек каменные платформы – ростверки на сваях. Они уходили глубоко в землю и равномерно распределяли нагрузку, что позволяло строить все эти огромные здания на болотистых петербургских почвах.

Большой петергофский дворец

Изначально на этом месте стояли небольшие палаты, построенные при Петре I. Растрелли в 1745-1752 годах увеличил их на один этаж и сделал частью центрального корпуса дворца, созданного по мотивам Версаля. Вместо скромных флигелей была построена церковь с пятью куполами. В обработке фасадов архитектор оставил мотивы оригинальных петровских палат: пилястры, русты, кованные решетки. Новый рисунок появился на капителях, картушах и рельефном орнаменте деталей. Общая длина фасада достигла 268 метров.

Интерьеры большого дворца везде были украшены золочённой деревянной резьбой. При этом в декоре была использована живопись. В залах и кабинетах большую роль играли зеркала и наборные паркеты. Полностью отделка была завершена в 1755 году.

Среди самых эффектных и роскошных помещений выделяется парадная лестница. В её отделке Растрелли применил едва ли не все возможные средства декорирования: масляная живопись плафона, темперная роспись стен, резьба по дереву, кованый металл и лепнина. Стоит также обратить внимание на танцевальный зал. Он имеет фальшивые зеркальные окна-обманки, их изобилие создаёт эффект многократно умноженного пространства.

Архитектор: Франческо Растрелли

Год постройки: 1755 год

Фото: Instagram / @andrei_mikhailov

Екатерининский дворец в Пушкине

В марте 1752 года Растрелли приступил к реконструкции дворца, существовавшего со времён Екатерины I в Царском селе. Елизавета Петровна сочла его слишком старомодным и маленьким для официальной императорской летней резиденции. Хотя небольшой дворец уже несколько раз расширяли, но каждый раз этого было недостаточно.

Растрелли оправдал ожидания императрицы и воздвиг огромное здание. На одну только отделку фасада длинной 325 метров ушло более ста килограммов золота. Официальное открытие состоялось 30 июля 1756 года, гости были абсолютно поражены размерами дворца.

Внешне дворец покрасили в классические цвета барокко: белый и небесно-голубой. На фасаде появились колонны, лепнина и фигуры атлантов. В северной части здания возвышается церковь с пятью золотыми куполами.

Внутри размах Растрелли стал ещё больше, один только Тронный зал во всю ширину здания вызывает полный восторг. Зал площадью 860 кв. метров выполнен единым пространством без дополнительных опор. Самым известным помещением дворца стала Янтарная комната, изготовленная в начале XVIII века в Пруссии. Её подарил король Фридрих Вильгельм I в 1716 году Петру I.

Во время Великой Отечественной войны Царское село было оккупировано: дворец практически полностью разрушен, 80% интерьеров утрачены, а Янтарная комната бесследно исчезла. Восстановление Большого дворца продолжается и сейчас, на данный момент завершена реконструкция 32 помещений из 58.

Архитектор: Франческо Растрелли

Год постройки: 1756 год

Фото: Instagram / @andrei_mikhailov, @golovdinov

Зимний дворец

Главной работой Растрелли стало здание официальной зимней императорской резиденции. Это был уже пятый по счёту Зимний дворец в Петербурге, он же стал последним. Его строительство было закончено уже после смерти Елизаветы Петровны. Принимал работу 6 апреля 1762 года Пётр III, но внутренняя отделка на тот момент ещё не была завершена.

Растрелли проработал в России почти полвека, он занимался возведением трёх из пяти императорских резиденций: Зимнего дворца для Анны Иоанновны в 1735 году, временного здания на Невском в 1755 году и нынешнего для Елизаветы Петровны. Последний стал на долгое время самым высоким зданием Петербурга и включал в себя 1,5 тыс. комнат. Общая площадь дворца была около 60 тыс. кв. метров.

С приходом к власти Екатерины II Растрелли был отстранён от дальнейшей работы над дворцом. Роскошное барокко уже устарело и уступило место сдержанному классицизму. Внутреннюю отделку дворца проводили архитекторы Юрий Фельтен, Жан Батист Валлен-Деламот и Антонио Ринальди. Новая императрица сама распределяла назначение залов и приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную.

Архитектор: Франческо Растрелли

Год постройки: 1762 год

Фото: Instagram / @andrei_mikhailov

Никольский морской собор

Площадь, на которой был построен собор, изначально была плацом моряков русского флота. Территория вокруг неё была застроена одноэтажными казармами. В 1743 году в центре была построена небольшая деревянная церковь, освящённая в честь Николая Чудотворца, который традиционно считается покровителем плавающих и путешествующих. Греческие купцы передали в дар храму византийскую икону святителя Николая.

В июле 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о возведении нового каменного собора на месте обветшалого здания. Об этом императрицу просил лично князь Михаил Голицын. Проект был поручен архитектору Адмиралтейств-коллегии Савве Чевакинскому.

Массивный двухэтажный храм представляет в плане равноконечный крест. У собора пять глав с золотыми куполами. Фасад раскрашен в ярко-голубой цвет. Рядом с церковью в 1755-1758 годах была построена изящная четырехъярусная колокольня. Три её нижних яруса украшены колоннами, а верхний венчает купол с тонким шпилем.

К 1756 году начались работы по отделке храма. Фасады украсили коринфскими колоннами, пилястрами, лепными наличниками и скульптурой. Красоты зданию добавляют балконы с узорными коваными решётками. Все работы были завершены в 1762 году и 20 июля уже в присутствии Екатерины II был освящён престол верхней церкви. Грандиозное здание вмещает в себя почти 5 тыс. человек. Главная святыня собора – икона святителя Николая с частицей мощей по сей день находится в нижнем храме.

Архитектор: Савва Чевакинский

Год постройки: 1762 год

Фото: Instagram / @liliya_belaya_photo, @golovdinov

Смольный собор

На месте Смольного собора при Петре I располагались дворы, поставлявшие смолу для строительства кораблей. Рядом был выстроен дворец, в котором росла Елизавета Петровна. Когда она взошла на трон, то хотела в старости постричься в монахини и в тишине и покое завершить свои дни. Для возведения монастыря было выбрано место, где императрица провела своё детство.

Проект традиционно был поручен Растрелли, в комплекс монастыря должны были войти храм с церквями и колокольней, а также институт для девушек из дворянских семей. Торжественная церемония закладки состоялась 30 октября 1748 года в присутствии императрицы. К 1751 году были закончены подготовительные работы и заложены фундаменты. Благодаря щедрому финансированию строительство велось с большим размахом. Но с началом семилетней войны всё сильно замедлилось, а после смерти Елизаветы Петровны и совсем прекратилось.

После отъезда Растрелли из России в 1762 году дальнейшей работой занимался Юрий Фельтен. Из-за нехватки средств отказались от строительства колокольни и внутренней отделки собора. Он стоял недостроенным почти 70 лет, пока Николай I не приказал закончить дело, иначе храм бы просто развалился. Проект был завершён Василием Стасовым за три года. Общее время строительства собора составило 87 лет.

Стены оштукатурили и окрасили, колонны и цоколи пилонов облицевали белым искусственным мрамором. Фасад нижней части собора по стилю больше напоминает дворец, нежели храм. Собор создаёт необычную иллюзию его размеров: по мере приближения он визуально уменьшается, при этом не теряя величественности.

Читайте также: