Фгос 2022 изменения кратко

Обновлено: 05.07.2024

В статье – таблица с обзором главных изменений во ФГОС НОО и ООО. В ней вы найдете, что скорректировали в новых стандартах, как было раньше и какие требования придется соблюсти теперь. Вам не придется самостоятельно анализировать нововведения или поручать эту объемную работу подчиненным. Вы можете передать таблицу членам рабочей группы по переходу на новые ФГОС – так им будет легче построить свою работу.

ВложениеРазмер
obzor_izmeneniy_noo_ooo.doc 90 КБ
novyy_fgos_popova_n.t._-_kopiya.pdf 2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Новые образовательные стандарты НОО и ООО: обзор изменений [1]

В статье – таблица с обзором главных изменений во ФГОС НОО и ООО. В ней вы найдете, что скорректировали в новых стандартах, как было раньше и какие требования придется соблюсти теперь. Вам не придется самостоятельно анализировать нововведения или поручать эту объемную работу подчиненным. Вы можете передать таблицу членам рабочей группы по переходу на новые ФГОС – так им будет легче построить свою работу.

Обратите внимание на нестыковки в новых ФГОС НОО и ООО

на сентябрь 2021 года:

Законодательные нестыковки в новых ФГОС касаются программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, плана внеурочной деятельности и курсов повышения квалификации для педагогов. Так, из стандартов убрали норму о том, что советы родителей вправе участвовать в разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Но это не означает , что теперь их мнение не надо учитывать. Ведь такое право родителей также закреплено в статье 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Также в новых ФГОС не упоминают, что план внеурочной деятельности школа должна разрабатывать и утверждать самостоятельно. Но юридически это ничего не означает : план – это часть образовательной программы, а потому разрабатывать и утверждать его школа обязана самостоятельно в соответствии с требованиями законодательства.

Кроме того, в новых стандартах не упомянули, что педагоги обязаны повышать квалификацию раз в три года. В статье 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ по-прежнему закреплено , что у учителей есть право проходить повышение квалификации раз в три года , а в статье 48 – что они обязаны систематически повышать свой уровень. Но теперь нигде нет четких сроков , как часто школа обязана отправлять учителей на курсы повышения квалификации.

Какие изменения в работу школы вносят новые ФГОС НОО и ООО

Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ НОО, ООО

Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было

Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа , с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ. Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО)

Требования к результатам освоения программы

Требований было меньше

Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин (п. 9 ФГОС НОО, п. 8 ФГОС ООО)

Требования к пояснительной записке

Содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО

Теперь содержание пояснительной записки одинаковое. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности, но необходимо прописать механизмы реализации программы (п. 30.1 ФГОС НОО). А на уровне ООО понадобится добавить общую характеристику программы. Еще для ООО нужно описать механизмы реализации программы. Это касается и индивидуальных учебных планов (п. 31.1 ФГОС ООО)

Требования к рабочим программам

Не было требований: к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам проведения внеурочных занятий

Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать электронные образовательные ресурсы. Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности. Но в описании к учебным курсам такой деятельности обязательно нужно указать форму проведения занятия (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО)

Содержание календарного плана воспитательной работы

Ранее календарный план воспитательной работы только упоминался в федеральных государственных образовательных стандартах

Указали, что в план нужно включать не только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых она просто участвует (п. 32 ФГОС НОО, п. 33 ФГОС ООО)

Перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей

Деление предметов и курсов по предметным областям было другим

Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО

Включали в перечень обязательных предметных областей и учебных предметов

Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе. При этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать ( п. 33.1 ФГОС ООО)

Объем часов аудиторной нагрузки

ФГОС НОО: 2904 – минимум,

ФГОС ООО: 5267 – минимум,

ФГОС НОО: 2954 – минимум, 3190 – максимум

ФГОС ООО: 5058 – минимум, 5549 – максимум

Объем внеурочной деятельности на уровне НОО

1320 часов (п. 32.2 ФГОС НОО)

Требования к структуре содержательного раздела ООП

Раздел включал: программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО; программы отдельных учебных предметов, курсов, а также курсов внеурочки на уровне НОО; рабочую программу воспитания; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО; программу коррекционной работы

На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО). На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Программу коррекционной работы нужно включать, если в школе обучаются дети с ОВЗ. Также добавили рабочие программы учебных модулей (п. 32 ФГОС ООО)

Особенности обучения детей с ОВЗ

Применяли ФГОС НОО и (или) ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС для умственно отсталых

ФГОС НОО для детей с ОВЗ нельзя применять на уровне ООО . Адаптированные программы на уровне ООО необходимо разрабатывать на основе ФГОС ООО (п. 12 ФГОС ООО). Предусмотрели вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. Для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо предусмотреть адаптивную физкультуру. Можно изменить срок и продолжительность изучения иностранного языка для глухих, слабослышащих учеников, детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Если увеличиваете срок освоения адаптированной программы до шести лет на уровне ООО, то объем аудиторных часов не может быть менее 6018 (п. 33.1 ФГОС ООО)

Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий

Настолько подробных норм не было

Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО, п. 19 ФГОС ООО). Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причем доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4 ФГОС ООО)

Деление учеников на группы

Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы

Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному : с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (п.20 ФГОС НОО, п.20 ФГОС ООО)

Требования к программе формирования универсальных учебных действий

Требований и норм было больше

Для ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п. 32.2 ФГОС ООО)

Рабочая программа воспитания

Рабочая программа воспитания НОО должна была быть модульной и включать в себя обязательные разделы. Для рабочей программы воспитания ООО было меньше требований

Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть (п. 31.3 ФГОС НОО). Для ООО модульная структура также стала возможной , а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей (п. 32.3 ФГОС ООО)

Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов

Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п.34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО)

Были общие требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкой

Новые ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п.36.3 ФГОС ООО)

Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников – в печатном или электронном виде

Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО)

Требований было меньше

В новых ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО)

Во ФГОС было требование, по которому педагоги должны были повышать квалификацию минимум раз в три года

Исключили норму , по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО)

Частные школы могли получить бюджетные средства только в объеме норматива региона. Они не включали в себя все виды расходов и были ниже, чем у муниципальных школ. При этом брать деньги с родителей частные школы не могли, если услугу хотя бы частично профинансировали из бюджета

Частные и государственные школы, которые реализуют государственные программы, теперь надо финансировать в одинаковом объеме (п. 39.4 ФГОС НОО, п. 40.5 ФГОС ООО)

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые образовательные стандарты - новый формат урока

Статья о возможностях, которые открываются благодаря использованию ИТ в учебном процессе.

Сегодня компьютер в школе немыслим без электронных образовательных ресурсов. Учитель, использующий их на уроках, работает намного эффективнее, а ученик - гораздо более успешно учится.

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации

Одним из инструментов, позволяющих решить задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной школы, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследова.

Образовательные стандарты второго поколения предполагают существенные изменения в образовательной системе

Система физического воспитания в образовательных учреждениях на современном этапе нуждается в коренной перестройке, направленной на обеспечение качественного уровня физической культуры, физического ра.



Новые образовательные стандарты НОО и ООО (2021): обзор изменений

О новых требованиях ФГОС начального и основного общего образования (приказы Минпросвещения от 31.05.2021г№ 286 и № 287). В статье – таблица с обзоро.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Новые ФГОС, которые будут действовать с 1 сентября 2022 года

Описание презентации по отдельным слайдам:

Новые ФГОС, которые будут действовать с 1 сентября 2022 года

Новые ФГОС, которые будут действовать с 1 сентября 2022 года

Новая жизнь с 1 сентября 2022 года Именно с 2022 года начнут действовать ФГОС.

Новая жизнь с 1 сентября 2022 года
Именно с 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а ребята, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для других ребят продолжить обучение по ним будет возможно только при согласии родителей обучающихся.

Главные отличия Сегодняшние ФГОС содержат общие, размытые формулировки. Главн.

Главные отличия
Сегодняшние ФГОС содержат общие, размытые формулировки. Главным отличием обновленных стандартов станет следующее: в документе будут максимально точно сформулированы требования к предметам всей школьной программы, конкретизировано то, чем овладеет
школьник и что освоит. Также упор сделан на
применении знаний на практике.
В новой версии — все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. В документах отмечается, что ФГОСы обеспечивают единство образовательного пространства России, вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями и пр.

Можно выделить несколько позитивных моментов: Повышается прозрачность системы.

Можно выделить несколько позитивных моментов:
Повышается прозрачность системы образования, за что все мы бьемся уже долгое время.
Любой родитель сможет ознакомиться с документом и понимать, чему именно учат в школе их ребенка, а значит, повышается вероятность включения в процесс образования родителей.
Качество образования повысится за счет единства содержания.
Достижение личностных результатов, которые также детализированы и конкретизированы в обновленном документе, будет направлено на реализацию программы воспитания.
Определена система требований к тому, как должна
реализовываться образовательная программа,
это позволяет создать равные возможности
для того, чтобы ребята получили качественное
образование.

А что о воспитании? Патриотическое воспитание также включено в обновленные ФГ.

А что о воспитании?
Патриотическое воспитание также включено в обновленные ФГОС, необходимо работать над формированием российской гражданской идентичности. Что это значит? Когда девятиклассник завершает уровень образования, он должен быть готов выполнять свои гражданские обязанности, иметь системные знания о месте РФ в мире, ее исторической роли, территориальной целостности.
Отдаленный результат – это то, что определенно можно отнести к системе образования. В 2022 году ребята начнут обучение по обновленным ФГОС, но каков будет результат, мы увидим только спустя несколько лет.

Конкретика. В новой версии ФГОС — весь учебный процесс описан очень подробно.

Конкретика. В новой версии ФГОС — весь учебный процесс описан очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. По каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам.

Второй иностранный язык. В новых образовательных стандартах для основной школ.

Финансовая грамотность. С младших классов школьники теперь начнут изучать фин.

Новые ФГОСы наполнены требованиями так называемого знаниевого свойства: много.

«Министерство просвещения утверди­ло новый порядок организации образо­вательн.

6) Школа может использовать сетевую форму образовательных программ. Проще гов.


«Министерство просвещения утверди­ло новый порядок организации образо­вательн.

С 1 сентября 2022 года во всех школах РФ будут вводиться ФГОС третьего поколения.

ФГОС третьего поколения предполагает:

1. Уменьшение объема академических часов и организация обучения в режиме 5-дневной учебной недели.

2. Исключение из состава обязательных учебных предметов второго иностранного языка.

3. Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.

4. Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.

Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

Здесь Вы можете познакомиться с новыми стандартами 3-его поколения:

Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

В новом стандарте уделено внимание в т. ч. финансовой грамотности учеников, совершенствованию обучения на фоне развития информационных технологий.

Прием на обучение в соответствии с прежним ФГОС прекращается с 1 сентября 2022 г.

Образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с новым ФГОС обучение несовершеннолетних обучающихся, зачисленных до вступления в силу приказа, с согласия их родителей (законных представителей).


Нормативные документы по введению ФГОС НОО и ФГОС ООО в МОБУ СОШ с. Сухоречка в 2021-2022 уч.году.

Модель реализации ФГОС В МОБУ СОШ с Сухоречка проходит по следующим направлениям:

Новый ФГОС с 1 сентября 2022 года вступит в силу и начнет действовать для всех российских школ. Этот официальный документ содержит конкретизированные требования к образовательному процессу и существенно повышает планку как для учеников, так и для учителей. Обновленные ФГОС вступают в силу с момента начала нового учебного года, но есть некоторые нюансы, которые касаются учеников, обучающихся по нынешним стандартам. К чему готовиться учителям и ученикам, каким будет образовательный процесс согласно новым стандартам и что изменится для школы – детально об этом далее.

Что такое ФГОС



ФГОС – единый набор образовательных стандартов, действующий для всех государственных средних школ на территории России. Впервые стандарты были разработаны в 2004 году, это был ФГОС первого поколения, который позже был заменен новым документом. Сейчас действует ФГОС второго поколения, а с 1 сентября 2022 года вступит в силу новый стандарт. Это будет ФГОС третьего поколения.

ФГОС – это нормативный документ, в котором прописаны количественные и качественные требования к образовательной программе и результатам обучения школьников. Современная система обучения непрестанно совершенствуется, адаптируется под изменяющиеся условия в мире. Но, несмотря на это, структура новых ФГОС несущественно изменилась, они по-прежнему содержат основные пункты, которые обеспечивают следующие результаты:

  • развивают личностные качества учеников;
  • способствуют вариативности обучающих программ;
  • объединяют в одно педагогическую, обучающую и воспитательную деятельность;
  • способствуют формированию правильных паттернов мышления, духовных, социальных, культурных, экологических и трудовых навыков, необходимых для взрослой жизни;
  • поддерживают формирование правильной самоидентификации, способствуют патриотическому воспитанию.

Проект обновленных стандартов был одобрен, но какими будут изменения в программе, будут ли другие учебники, методы обучения по новому ФГОС, – пока неизвестно.

Какие стандарты действуют сейчас



В новый ФГОС 2022 изменения вносились с учетом результатов анализа ошибок, которые были допущены в прошлых вариантах документации. Документ с 2010 года не обновлялся, а ФГОС нового поколения уже не содержит тех недочетов, которые были обнаружены в предыдущих стандартах. Главным недостатком нынешнего сборника ФГОС считается отсутствие конкретики, детализации требований к образовательному процессу и ученикам.

В 2019 году Российской академией образования был проанализирован текущий вариант стандартов, в результате чего было внесено больше 500 критических замечаний. Сотрудники РАО раскритиковали подход, ориентированный на контроль школьников, а также высказались по поводу нехватки предложений, касающихся социализации и профилактической работы в отношении школьников с суицидальным и агрессивным поведением. Дополнительно было раскритиковано поверхностное отношение к привитию навыков здорового образа жизни.

Новый ФГОС с 1 сентября 2022 года: отличия от нынешних

Министерством образования уже приняты и обнародованы новые стандарты ФГОС, но переход на них будет совершен с началом следующего учебного года. Обновленная версия стандартов призвана вывести школьное образование на качественно новый уровень. Чтобы понимать отличия принятых стандартов от предыдущих версий документации, можно посмотреть, каковы характеристики новых ФГОС, которые отличают их от предыдущих.

Главное отличие обновленного документа состоит в том, что он содержит предельно конкретизированный перечень требований к тому, какими должны быть знания учеников по каждой отдельно взятой дисциплине.

Разработаны четкие критерии, под которые будет подогнана учебная программа. Также в новом документе зафиксирована отмена второго иностранного языка как обязательного предмета, и дополнены требования к образовательному курсу младших школьников.


Второй иностранный язык

В нынешнем стандарте прописано требование ко всем учащимся 5–9 классов. В их программе должен присутствовать второй иностранный язык как обязательный предмет. Поэтому рабочая программа 2021–2022 предусматривает наличие обязательного второго иностранного языка, но по новому ФГОС ученики смогут изучать его только при желании. Также второй дополнительный иностранный язык смогут изучать лишь в тех школах, где для этого созданы необходимые условия.

Новый ФГОС 2021–2022 учебный год не затронет, пока ученики доучиваются по старым стандартам, изменения вступят в силу лишь в 2022–2023 учебном году. Пока что основным иностранным является английский, а дополнительный – на выбор учеников. Если в настоящее время ученики все еще изучают дополнительный язык, после завершения учебного года при желании они смогут отказаться от этого предмета.

Финансовая грамотность с младших классов

Также новые ФГОС сдержат информацию о том, что с 1 сентября 2022 ученики младших классов начнут обучаться финансовой грамотности. Информация будет подаваться в доступной для восприятия форме, строго в рамках учебной программы.

Принятый проект не предусматривает появление новой отдельной дисциплины. Основы финансовой грамотности ученики будут осваивать благодаря дополненной программе таких предметов, как Окружающий мир, Математика, Информатика. Основы экономических знаний и понимание принципов управления финансами – это один из важных практических навыков, который ребенку понадобится в будущем.

Когда вступит в силу принятый министерством новый ФГОС с 1 сентября 2022 года, родители, не желающие переходить на новый стандарт обучения, могут написать заявление на имя администрации школы и в индивидуальном порядке отказаться от определенных дисциплин. Для обучения всех остальных школьников будут применяться программы, разработанные с учетом новых стандартов.

Читайте также: