Феномен японского дизайна кратко

Обновлено: 04.07.2024

Аутентично оформлять дома и квартиры в японском стиле предпочитают ценители, любящие минимализм, выраженный самобытной культурой востока. Для создания японского интерьера принято использовать простые и лаконичные формы геометрии, которые отражают уединение с природой, сдержанность, утонченность и универсальность обстановки.

Японский стиль в интерьере: общая характеристика

Воплощение японского стиля в интерьере для российского жилища проблематично из-за культурных обычаев и привычного порядка повседневной жизни. Однако дизайнеры разрабатывают достаточно удачные комбинации, подчеркивающие и ярко выделяющие японский стиль среди остальных направлений оформления интерьера:

  • пространства не перегружаются тяжелыми, массивными предметами, наоборот – японскому стилю характерна максимальная пустота;
  • японскому стилю интерьера присущи спокойные, четкие треугольные структуры, явно напоминающие остроугольные дома старинного Токио;
  • для оформления принято использовать исключительно рациональные и практичные декорируемые аксессуары.

Зарождение стиля

В истинно японском стиле отчетливо отражаются привычки, манеры и правила ежедневного бытия жителей страны Восходящего Солнца. Согласно философии, зарожденной в XVI веке, для японцев характерна сосредоточенность, максимум свободного пространства без суеты и способность видеть красоту в обычных, естественных вещах. Благодаря чтению культурных обычаев консервативная нация сумела сохранить и усовершенствовать принципы оформления пространства. Здесь сразу заметны цветущие сакуры, бамбуковая природа, разноцветные шелка, небоскребы японской столицы Токио, вершина Фудзиямы и словарные иероглифы.

Также происхождение японского стиля полностью соприкасается со специфическими природными и климатическими условиями. Учитывая факт постоянных землетрясений, цунами, ураганов и бурление подводного вулкана, нация не могла строить многоэтажные каменные дома и квартиры. Ко всему прочему, территории, выделяемые для жилья, были небольшими. И, чтоб после очередного землетрясения, не выискивать в руинах дорогостоящие детали интерьера, люди научились использовать природные материалы: бамбук, ротанг, древесина, солома, декоры из рисовой бумаги и так далее.

Сложив вместе природу, климат и теоретическое мировоззрение, зародился японский стиль, основной концепцией которого стал минимализм, сохраняющий максимум свободного пространства.

Отличительные черты японского стиля

Утонченность линий японского дизайна и европейское удобство могут легко сочетаться в интерьере вашей квартиры.

Утонченность линий японского дизайна и европейское удобство могут легко сочетаться в интерьере вашей квартиры.

Зная точный рецепт, как создать оформление в японском стиле, можно получить для интерьера восхитительную и таинственно этническую обстановку, которая не станет давить, наоборот – поспособствует ритмичному и одновременно спокойному тонусу жизни.

  • Ничего лишнего. В чисто японском стиле главное – минимализм, которому присущи лаконичность, функциональность и эргономика. Для бесполезных аксессуаров и элементов места нет. Единственное исключение декора – культовая атрибутика и статуэтки Будды.
  • Отсутствие яркой цветовой гаммы. Для дизайна квартиры принято использовать оттенки, созданные природой. Лишь для необычного выделения можно аккуратно вкрапить красный цвет.
  • Единение с природой. Чтоб наделить японским стилем жилое пространство необходимо: для мебели использовать материалы дерева, для перегородок ставить ширмы из рисовой бумаги, стены декорировать бамбуком, ротангом или соломой, на окна вешать легкие шелка или лен, а на полу класть паркетные доски и наделять его разными уровнями.
  • Гладкая простота. Все поверхности интерьера должны быть гладкими и блестящими. Для обстановки квартиры техникой, стоит также соблюдать строгость и функциональность.
  • Естественный свет и простор. Лучшее освещение – это свет из окна с помощью солнечных лучей. Лишь в некоторых случаях на стены устанавливают светильники с желтоватым светом. Фонарики из бумаги, напольные лампы, приглушенные софиты – основные детали, выдающие приглушенное освещение.

Кому импонирует японский стиль в интерьере?

Все достоинства оценят педантичные, не любящие беспорядок люди. Ведь здесь все должно быть расставлено на своих местах. Действительно поймут японский стиль в интерьере ценители природы, наполненной морским воздухом, тишиной, покоем и естественным светом. В традициях японского стиля захотят жить любители натуральной отделки интерьера: стены, на полу, потолок, освещение и прочее.

Особенно по душе придется стиль для интерьера натурам, которые увлечены традициями и изучением культурного развития востока. А вот тем, кто имеет детей, в просторном восточном интерьере делать нечего. Это напрямую связано с тем, что крохе попросту будет скучновато жить и развиваться в строгом, упорядоченном мире.

Отличительные элементы Японии в интерьере

Порой понять минимализм Японии сложно. Для европейцев это скорее своеобразное оформления интерьера для экономии пространства, чему характерны свои особенности относительно цвета, мебели, декора, освещение.

Цветовая гамма интерьера в японском стиле

Жители Японии отдают предпочтение светлой гамме. Жемчуг, беж, песок, оливки, персик, светло-коралловый, розовый, сероватый, темно-коричневый и теплые оттенки черного – основные цвета для оформления пространства.

Цветовая гамма очень важна для японского дизайна. В данном стиле категорически запрещается использовать яркие кричащие тона.

Цветовая гамма очень важна для японского дизайна. В данном стиле категорически запрещается использовать яркие кричащие тона.

Согласно палитре цветочных оттенков принято сочетать:

  • белый с коричневым, древесным, красным, бордовым;
  • бежевый с темно-коричневым и теплыми красными тонами;
  • оливковый с белым, светло-коричневым и темно-коричневым;
  • персиковый с алым черным и красно-коричневым;
  • теплые тона жемчужного, лазурного и кораллового с белым и темно-бордовым.

Освещение в японском стиле

Чтоб интерьер в японском стиле комнаты был наполнен дневным светом, убирают стены и двери. Вместо них для обстановки ставят ширмы, перегородки из рисовой бумаги.

В японском стиле важным является естественное освещение. Кроме того, искусственный свет не должен быть сильно ярким, это разрушит спокойствие интерьера.

В японском стиле важным является естественное освещение. Кроме того, искусственный свет не должен быть сильно ярким, это разрушит спокойствие интерьера.

Для окон в японском направлении оформления пространства отведена отдельная ниша. Чтоб как можно сильнее солнечный свет проникал в помещение стоит использовать очень большие окна, убирать стены, делать на полу подиумы и вешать на потолок световые элементы, выдающие приглушенное освещение.

  • Светильники устанавливаются на полу. Для мягкого рассеивания света их абажур выполняется из рисовой бумаги.
  • Люстры должны быть квадратными и плоскими. Для декора люстр можно использовать иероглифы или рисунки.
  • На стенах изредка крепят бумажные фонарики или лампы.

Мебель в японском стиле

Тумбы, комоды, столы и стулья на высоких четырех ногах – все это не для японского интерьера. Минимализм японской мебели подразумевает приземленные, удобные и комфортабельные конструкции.

  • Комоды на колесиках, дорожные сундуки, лестницы-шкафы, буфеты – все это тансу, присущее японской мебели для экономии пространства.
  • Кровать или диван в стиле чистой Японии – это татами или матрац, лежащие на полу. В современном мире мало кто пользуется татами, в основном это полноценная привычная кровать, просто лишенная ножек или диван-трансформер кубической формы.
  • Распашные шкафы не уместны. Заменяют шифоньеры тансу-купе. Для нас это шкафы-купе от потолка до полу с гладкими фасадами, без фурнитурного декора.

Материалы и отделка в японском интерьере

На полу принято использовать имитацию камней, паркет из дерева, оцинкование татами. Причем циновка татами возможна в спальне, гостиной или детской. В другом случае японцы считают, что определенно расположенные маты могут принести в дом несчастье. Особенно, если татами будут находится в коридоре квартиры.

Стены в стиле Инь и Янь отделывают исключительно природной текстурой: галька, бамбук, рогожка, солома, ротанг. В современном мире стены оклеивают обоями или красят. Потому совершенно возможно клеить на стены обои с природной текстурой.

Хоть восточный колорит не всегда понятен европейскому жителю, но его ценители понимают его достоинства и присущий ему комфорт.

Хоть восточный колорит не всегда понятен европейскому жителю, но его ценители понимают его достоинства и присущий ему комфорт.

Самое сложное – подобрать материалы для потолка. Зачастую его окрашивают в светлые цвета и дополняют темными балками из дерева или разбивают на квадраты с перекладинами. Также актуальны натяжные материалы для создания идеально ровной, не давящей поверхности.

Особенности декорирования помещения

Декорируя квартиру, важно не забывать, что японский стиль — это в первую очередь функциональность и минимализм. Не стоит увлекаться декором.

Декорируя квартиру, важно не забывать, что японский стиль — это в первую очередь функциональность и минимализм. Не стоит увлекаться декором.

Часто стены украшают нишами с помощью гипсокартона. Они создают углубление, куда можно поставить символы Инь и Янь или статуэтки Будды. Актуально вешать на стены картины в японском стиле. При этом стены не должны содержать много всего.

На полу можно поставить гравюры, икебаны, вазы и шкатулки, бумажные светильники. Для окон применимы панельные или римские шторки. Также актуальны жалюзи из дерева.

Текстиль для обивки мебели, штор и постельное белье в японском стиле – это натуральные хлопок, рогожка, кожа, замша, лен, шелк.

Минимализм интерьера квартиры в японском стиле

Для интерьера квартиры в японском стиле стоит соблюдать правила. Каждая комната должна не включать много мебели. Все самое необходимое и многофункциональное – основа, о котором гласит минимализм японского интерьера.

Кухня

Для кухни. как и для любой другой зоны в японском стиле, важен функционал и грамотное использование пространства.

Для кухни. как и для любой другой зоны в японском стиле, важен функционал и грамотное использование пространства.

Дизайн интерьера в японском стиле поражает функциональностью. Потому для интерьера кухни японцы требуют спланированной рабочей зоны. В качестве мебели применимы тумбы и навесные шкафы.

Внешне – это компактные системы, полностью управляемые электроникой. Здесь для мебели и ее фасадов актуальны дерево, непрозрачное стекло. Для элементов стола применимы столешницы из камня. Посуда – примитивна, стол и стулья – невысокие. Для декора интерьера кухни характерны расшитые иероглифами мягкие подушки, икебаны, гравюры.

Гостиная

Создать каноничную японскую комнату не сложно, однако настоящая японская мебель, требует привычки. Возможно стоит разбавить ее европейскими элементами.

Создать каноничную японскую комнату не сложно, однако настоящая японская мебель, требует привычки. Возможно стоит разбавить ее европейскими элементами.

Гостевой дизайн комнаты в японском стиле попросту изящен и великолепен. Ценители восточной культуры любят гостиную за оригинальную атмосферу, настраиваемую на позитив и незаметное времяпровождение.

В качестве мебели здесь уместны достаточно широкий диван, ширмы, маленький низкий журнальный столик вокруг которого расположены в качестве декоративных элементов подушечки. Украшения для интерьера гостевой зоны устанавливают в нишах. Это могут быть скромные икебаны, оригинальные статуэтки и вазы.

Спальня

Создав спальню в японском стиле, вы обретете вашу личную зону расслабления и восстановления после трудного дня.

Создав спальню в японском стиле, вы обретете вашу личную зону расслабления и восстановления после трудного дня.

По истине настоящий японский стиль в интерьере спальни – это широкий паркет, натяжной потолок, обшитые деревом или отштукатуренные стены. Мягкие тона также выделят дизайн спальни в японском стиле.

Приземистая кровать, шкаф-купе завуалированный в стену, комод на колесиках, лаконичные тумбы у кровати – та часть мебели, которая подчеркнет дизайн в японском стиле для спальни.

Ванная

Ванная – идеальное место квартиры, где японцы обретают спокойствие. Для отделки стен следует применить бамбук или древесину, так как эти материалы присущи для японского интерьера. Цвета стоит оставить исключительно пастельные, мягкие и затемненные. Освещение лучше вмонтировать в навесной потолок. Для махровых полотенец сделать ниши.

Для мебели ванны идеальным станет купель. Однако, в современном мире японцы давно не используют для мытья бочки, стоящие на печи. Потому можно смело устанавливать инновационную белую сантехнику, выделяющуюся оригинальным дизайном. Разделить ванну от туалета помогут ширмы из непрозрачной крепко натянутой ткани.

Прихожая

Создать прихожую в японском стиле не трудно. Но это место является весьма важным, так как именно с нее начинается погружение в восточную культуру вашей квартиры.

Создать прихожую в японском стиле не трудно. Но это место является весьма важным, так как именно с нее начинается погружение в восточную культуру вашей квартиры.

Холл квартиры в японском стиле – это:

  • деревянный пол и стеллажи;
  • светлые стены и потолок;
  • невидимая, спрятанная система хранения;
  • тусклое освещение.

В качестве декора для интерьера прихожей можно повесить рисунок или поставить одно растение с зелеными листьями.

Японский стиль в однокомнатной квартире

Если вы планируете зонировать комнаты, то для японского дизайна, удачным элементом станут бумажные перегородки.

Если вы планируете зонировать комнаты, то для японского дизайна, удачным элементом станут бумажные перегородки.

Для интерьера однокомнатной квартиры японская стилистика – лучшее решение рационально использовать пространство. Особенно воспроизвести малогабаритное жилище в японском стиле получится, если есть свободная планировка.

С одной стороны — японский стиль призывает к минимализму и некоторым лишениям. Но с другой дарит настоящий комфорт и покой, которые не сможет дать ни один другой стиль.

С одной стороны — японский стиль призывает к минимализму и некоторым лишениям. Но с другой дарит настоящий комфорт и покой, которые не сможет дать ни один другой стиль.

Завершает все выше указанные особенности японского интерьера философская красота, не имеющая пафоса, кричащих и лишних элементов декора. В японском жилище все должно быть несколько незаконченно, загадочно, ясно и не многословно. Ведь дизайн интерьера страны Восходящего солнца – это наполнение пространства изящностью, хрупкостью, чуткостью и эфемерностью.

Слайды и текст этой презентации


"Традиционная" японская культура сложилась в 17 в., когда в стране начинался процесс централизации верховной власти. Можно сказать, что за последние двадцать лет Япония превратилась в своего рода Мекку дизайна. Трудно назвать крупного европейского или американского дизайнера, который не посетил бы эту страну для изучения ее дизайна, отличающегося исключительно высоким эстетическим уровнем и органичным соединением национальных традиций с мировыми достижениями.

Феномен японского дизайна

Успехи японского дизайна часто объясняют многовековой культурой художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармоничность которой всегда

Успехи японского дизайна часто объясняют многовековой культурой художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармоничность которой всегда поражала зарубежных ценителей.

Японский дизайн плавающих городов.Японский феномен: от природы к искусству Как и большинство народов мира, в ранний период формирования социума.

Японский дизайн плавающих городов.

Японский феномен: от природы к искусству Как и большинство народов мира, в ранний период формирования социума.

Серия плитки

Серия плитки "Phenomenon" разработана конструктором и создателем уникальных интерьеров и сооружений Токужину Йошиоку (Tokujin Yoshioka)

Действительно, в формировании предметного мира японцы с древнейших времен придерживались концепции, основу которой составляют функциональность, лаконизм и чистота форм.

Понятно, что в островной вулканической стране с жесткой экономией земли все творческие силы человека вкладывались в разумную

Понятно, что в островной вулканической стране с жесткой экономией земли все творческие силы человека вкладывались в разумную организацию жизнедеятельности.

Японский дом - это навес, причем навес над пустым пространством. Это прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор. Здесь нет ни кон, ни дверей.

Простота и функциональность вынужденно обоснованы высокой сейсмической активности.

Здание, построенное архитекторами Анной Накамурой (Anna Nakamura) и Тайо Джинно (Taiyo Jinno) из японской студии.

В условиях даже ремесленного производства японская архитектура при всей своей высокой эстетичности была типовой, модульной предельно функциональной

В условиях даже ремесленного производства японская архитектура при всей своей высокой эстетичности была типовой, модульной предельно функциональной и конструктивной.

Вилла

Вилла "Раковина" японского дизайнера Котаро Иде.

Художественная культура издавна пронизывает весь быт японцев. Достаточно вспомнить о знаменитой японской церемонии угощения чаем, в которой

Художественная культура издавна пронизывает весь быт японцев. Достаточно вспомнить о знаменитой японской церемонии угощения чаем, в которой изящество выработанного веками рисунка движений как бы сливается с красотой утвари,

Эти традиции, безусловно, не могли не влиять на формирование современного японского дизайна. Однако их возраст измеряется веками,

Эти традиции, безусловно, не могли не влиять на формирование современного японского дизайна. Однако их возраст измеряется веками, а дизайн в Японии насчитывает не более 60 лет. Основным стимулом его развития, как представляется, были особые экономические условия, сложившиеся в Японии в послевоенный период.

Былинка все записи автора

Дизайн начал стремительно развиваться в Японии после второй мировой войны. XX в. создал множество новых вещей, которым надо было найти адекватную внешнюю форму. И оказалось, что принципы традиционного японского искусства – свободная композиция, асимметрия, целесообразность – соответствуют новым требованиям наилучшим образом. Красота, естественно вырастающая из целесообразности, стала основой общемирового взгляда на современный дизайн. Закономерно, что Япония стала одним из мировых лидеров в этой сфере. Множество художников работает в промышленности, причем не только в фарфоровой или текстильной, но и в машиностроении, других наукоемких отраслях. Со всего мира сюда едут изучать архитектуру, керамику и декоративно-прикладное искусство. Но несмотря на постоянный обмен идеями и универсальность современной промышленной техники, японский дизайн сохраняет свои уникальные особенности, отличительные черты, идущие от высокой культуры классического изобразительного искусства страны.


Художественная культура Японии развивалась в течение многих веков. Японский народ создал многоликий и необычный мир художественных образов и форм, в котором воплотилась история его жизни, бытовой уклад, верования и суждения о прекрасном. Одной из наиболее характерных особенностей японской культуры стала широкая ассоциативность, легшая в основу ее образной системы. Поэтичность мышления японцев проявилась в многозначности содержания созданных ими художественных предметов, отражающих представления о природе и мироздании.

Известно, что историческую судьбу каждого народа в значительной мере определяют географическое положение, природные и климатические условия. Островное положение Японии привело к относительной изолированности японского этноса и сохранению вплоть до современности его однородности. Восхищение красотой необычайно богатой и разнообразной природы Японии, умение наслаждаться каждым ее мгновением стало особенностью национального характера и получило прямое выражение во всех видах искусства. Особое внимание к жизни природы, связанное с зависимостью от ее стихий (тайфуны, землетрясения и т. д.), повлияло на отношение к ней как к живой и чувствующей.

Произведение японского дизайна – это микрокосм. Все его формы должны быть обдуманными и точными, красота завершенной. Но даже идеальные формы мало что значат, если под ними скрывается пустота. Предмет становится целым миром, если он символичен, если в нем выражено существо времени и природы. Поэтому форма, цвет и украшение предмета могут содержать в себе исторический или литературный смысл. Выразительные контрасты предельно обобщенных форм черного, белого и красного цвета в эмблемах универмагов, фирм и общественных организаций заставляют вспомнить о лапидарной эстетике самурайских гербов, но исторические аллюзии никогда не становятся навязчивыми. Самым главным источником вдохновения по-прежнему остается природа – весенние цветы сакуры, спасающие от летней жары прохладные воды, красные листья клена под осенней луной, снег на ветвях сосны и стеблях бамбука.

Развитие дизайна в послевоенной Японии происходило на фоне общего стремительного роста промышленного производства, в результате которого Япония превратилась в страну высокоразвитой индустрии. Происшедшие перемены поставили Японию перед необходимостью решения целого комплекса экономических проблем, среди которых наиболее острыми были проблемы реализации продукции, повышения его качества и конкурентоспособности, расширения внешнего рынка сбыта. Естественно, что в этих условиях стали уделять все более серьезное внимание дизайну как средству стимулирования спроса. Пожалуй, ни одна другая страна не предпринимала столь решительных шагов, направленных на поощрение дизайнерской деятельности, и не демонстрировала столь наглядных результатов в достижении поставленных целей. Япония сумела в удивительно короткий срок преодолеть отставание в области дизайна от передовых в этом отношении стран и обеспечить конкурентоспособность своих изделий на мировом рынке. Достижения японских дизайнеров получают сегодня самое широкое международное признание. Все чаще делаются попытки дать анализ причин этого явления, охарактеризовать его специфику, очертить исторический путь и выявить культурные корни. Успехи японского дизайна часто объясняют многовековыми традициями художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармоничность которых всегда поражала зарубежных ценителей. Действительно, в формировании предметного мира японцы с древнейших времен придерживались концепции, основу которой составляют функциональность, лаконизм, сдержанность и чистота форм. Японскому жилищу издавна присущи такие характерные для современных архитектуры и дизайна качества, как модульность и вариантность. В основу его планировки и проектирования внутреннего убранства положены стандартные размеры циновки.

Передвижные и раздвижные стенки и перегородки позволяют варьировать площадь помещений, изменять в зависимости от погоды, времени дня и года освещенность и приток наружного воздух. Художественное начало пронизывает весь быт японцев. Гармоничное визуальное единство предметной среды, сохранявшееся вплоть до начала индустриализации страны, сформировалось в условиях феодального строя и длительного периода изоляции Японии от всех контактов с внешним миром, конец которому положила революция Мэйдзи (1868 г.). Политические, социальные и экономические реформы осуществлялись одновременно с проникновением в Японию западной культуры. Индустрия как таковая начинает развиваться в Японии только после установления контактов с зарубежными странами, соответственно становление ее индустриального дизайна происходило в общем русле заимствования, освоения и творческого преобразования научных, технологических и эстетических достижений Запада. Все исследователи, занимающиеся историей японского дизайна, прослеживают его истоки в дизайне европейском, однако они существенно расходятся в датировке начала самого процесса. Так, И.Утимура считает, что европейские идеи художественного конструирования, в частности идеи Морриса, а затем деятелей Веркбунда и Баухауза, начали прорастать на японской почве с возникновением в Японии студий художников-абстркционистов (1930 г.) и созданием японского художественно-промышленного общества (1936 г.). Один из старейших дизайнеров Японии К.Акаси относит зарождение дизайнерского движения в стране к 1901 г., когда в Токийском высшем политехническом училище было открыто отделение промышленного проектирования. Профессор С. Койкэ утверждает, что японское правительство сформулировало свою политику в области дизайна в 1877-1880 гг. Х. Цуруока считает дизайн результатом послевоенных заимствований из американской промышленности и относит его возникновение приблизительно к 1955 г.

Предтечей японского дизайна считают К.Нотоми, художника и коммерческого эксперта, официально изучавшего художественную промышленность европейских стран конца XIX в. и стремившегося перенести ее опыт на японскую почву.

 (300x220, 104Kb)


Императорский дворец в Токио

10 принципов японской архитектуры

Архитектура и дизайн японской культуры отличается от привычной для европейцев. Проектирование формы зданий, планирование интерьера, дизайн, организация освещения создаются с учетом нескольких правил. Следуя им можно создать комфортное пространство для тела и души.

Японский дизайн пространства для жизни представляет собой совокупность принципов. Интерьер в японском стиле на первый взгляд нам кажется простым и незавершенным, но именно в этой простоте заложена глубина. Роль каждого элемента формы, материалов, предметов, узоров и освещения в интерьере важна. Все они взаимосвязаны и представляют единый ансамбль.

10 принципов японской архитектуры: дизайн и освещение

Молодой архитектор Юсуки Такахаси выделил принципы японской архитектуры, которые характеризуют культуру и дизайн:

1 — kanso — простота

В отличие от европейцев японцы считают, что истинное богатство в простоте.

10 принципов японской архитектуры: простота kanso

2 — fukinsei — асимметрия

Симметрия проста и очевидна, в ней нет загадки и недосказанности. Симметричные линии слишком навязчивы. Асимметрия более гибкий инструмент в работе дизайнера. Ведь ассиметричный объект с разных сторон выглядит по-разному, а значит и восприятие от него разное.

Несимметричная однородность делает простой предмет целостным и интересным.

10 принципов японской архитектуры: fukinsei – асимметрия

3 — shibumi — эссенция (сибуми)

Есть такое понятие у японцев umami (умами — приятный вкус), который выделяют в отдельный самостоятельный 5-ый вкус. По сути это вкус белка, ощущение насыщения на языке. Примером умами является глутамат натрия, который используется в приправах.

4 — shizen — природность, естественность, натуральность

Японский дизайн предусматривает общение и контакт с природой. Если речь идет не о загородном доме, а о городском интерьере, то в помещениях должны присутствовать природные мотивы и зелень. Жители Японии вдохновляются природой, привнося ее часть в жилые помещения.

В идеальном японском интерьере должна быть гармония между архитектурой и ландшафтом. Необходим баланс разных планов. Например, если в интерьере все гармонично, то и за окном должен быть не менее гармоничный сад или ландшафт.

10 принципов японской архитектуры: природность shizen

5 — yugen — недосказанность в интерьере и архитектуре

Это понятие подразумевает под собой форму неосязаемой глубины. Представьте себе окно, через которое вы видите то, что находится за ним. Но то, что находится за стенами здания мы не видим. Таким образом человек, находящийся в помещении имеет возможность пофантазировать, представить себе, что там есть.

10 принципов японской архитектуры: недосказанность yugen

6 — datsuzoku — не обыденность

10 принципов японской архитектуры: не обыденность datsuzoku

7- seijaku — покой, спокойствие

Это то самое состояние покоя и спокойствия, которое возникает в душе человека в определенном пространстве. Для японцев важно, как человек ощущает себя попав в это пространство. Для нас европейцев, это сродни комфорту, но не только для тела, но и души.

10 принципов японской архитектуры: спокойствие seijaku

8 — ma — пустота (space, пространство)

В традиционных японских домах зонирование и организация пространства достигается за счет раздвижных перегородок. Когда из пустого единого пространства, появляются комнаты, которые затем можно легко трансформировать и превратить в пустоту.

Создавать пустоту между объектами — это подход по-японски. У японцев считается, что детали, расположенные в пустоте, определяют восприятие.

10 принципов японской архитектуры: пустота - ma

9 — wabi — скудность

Японский интерьер не должен быть перенасыщен объектами. Может быть один очень дорогой предмет, высокого качества, на фоне которого все вокруг кажется скудным. Эта скудность не связана с жадностью, это дозирование, возможность сравнения, размышления. Представьте себе, что символизировать данный принцип могла бы фотография, когда падающие капели воды из старого крана создают круги на воде.

10 принципов японской архитектуры: скудность -wabi

10 — sabi — уединенность (одиночество)

Это внутренне чувство, которое возникает, когда попадаешь в определенное пространство.

Место куда хочется сбежать. Оно самодостаточно, в нем можно зарядиться психологически. Японцы чувствуют себя комфортно и защищенными в момент уединенности. Местом, которое могло бы вызывать подобные чувства, мог бы быть старый храм, в котором сквозь тишину и окна пробивается луч солнца.

10 принципов японской архитектуры: уединенность - sabi

Освещение в японском интерьере

Японские интерьер и архитектура — это связь с природой. Большие окна и полупрозрачные перегородки впускают в помещение максимум естественного света.

Интерьеры создаются с учетом солнечного света, и того, какие эффекты он создает в помещении. Поэтому вечером искусственное освещение становится заменой естественного. В японском дизайне нет агрессивных световых пятен и излишне ярких зон. Свет используется мягкий, поддерживающий баланс творческого начала и восприятия.

Японский дизайн. Особенности освещения:

— светильники минималистичные, простых форм, из натуральных материалов (вполне подойдут варианты в стиле лофт)

светильники в японском дизайне

— свет мягкий, локальный; переходы освещенных мест и тени

— преобладает теплый свет (цветовая температура 3000-4000К)

— светильники используются незаметные (встраиваемые, контурный свет, закарнизная подсветка, профильные системы, компактные подвесные светильники простых форм)

светильники в японском дизайне

— светильник выполняет скорее функциональную задачу, а не декоративную

— с помощью света выделяется фактура,важные зоны, а также значимые предметы с помощью акцентного света

10 принципов японской архитектуры: освещение

— ритм в интерьере подчеркивается светом

Философия японской архитектуры и интерьеров

В то время, когда дизайнеры смотрят вперед, они опираются на корни традиционной японской культуры, когда архитектура составляет гармонию с окружающей природой.

Источником такого подхода во многом является результат горного ландшафта Японии, воздействия экстремальных погодных явлений, таких как землетрясения, которые ставят природу на передний план повседневной жизни. Таким образом, страна имеет ограниченное количество мест для проживания, а большая часть населения находится на побережье.

У японских зданий часто нет дверей. Когда погода очень жаркая, особенно в более бедных общинах в Японии, они просто открывают все здание. Природа "течет" через жилое пространство.

Природа и пространство для жизни — едино в понимании японцев. Красота и богатство выражаются в свободном пространстве, находящимся в гармонии с природой.

Читайте также: