Феминистское движение в сша кратко

Обновлено: 04.07.2024

На протяжении десятков лет с газетных страниц и университетских кафедр, с экранов телевизоров и с киноэкранов бурными потоками изливалась феминистская пропаганда: женщины ни в чем не уступают мужчинам, а наоборот – даже их превосходят, побеждают мужчин на их собственном поле, играя по их собственным правилам. Пропаганда о том, что мужчины вымирающий вид, что они слабы во всём и вообще едва ли ещё нужны, а если даже нужны, то на правах "второго пола", обязанных за то, что их милостиво оставили жить - быть должными своим хозяйкам во всем.

Нужны примеры? Феминистические боевики "Эон Флакс", "Ультрафиолет", "Солт", "Копы в юбках", "Электра", многосерийные "Убить Билла", "Обитель зла", "Другой мир", "Лара Крофт" и многие другие, менее известные (не говоря уже о фильмах про волшебство с ведьмочками и ведьмищами). В этих киношедеврах мускулистые амазонки, в совершенстве владеющие приемами восточных единоборств, играючи разбрасывают толпы злодеев мужского пола – тех, кого еще не сразили не знающих промаха снайперши.

Феминизм легко ставит под сомнение традиции прошлых веков, где мужчина – глава семьи, защитник, добытчик, кормилец, а женщина – хранительница очага, мать и подруга. Все это – якобы пропагандистская агония "мерзкого патриархата", из последних сил цепляющегося за свою "власть". Однако могучий напор движения за женское равноправие (а если честно, то, конечно, не за равноправие, а за превосходство) – неудержим, он сметает все на своем пути. Мужчины неизбежно будут оттеснены на вторые роли в обществе, на тяжёлую и грязную работу, на роль слуг – и пусть ещё скажут спасибо, что не убили.

И что же, довольны женщины своим триумфом? Если судить по дружному плачу на реках вавилонских, не очень. Куда подевались настоящие мужчины? – рвут на себе волосы вчерашние неумолимые поборницы женской гегемонии. За кого выходить замуж? С кем заводить детей? Да на худой конец, хотя бы просто крутить романы? Мужчина – ау, отзовись! Увы, не дает ответа. И с каждым днем стенания по поводу того, куда подевались настоящие мужчины, становятся все более и более лихорадочными и паническими. А женский секс-туризм, когда американские дамы разъезжаются в поисках жеребцов-альфонсов по всему миру, приобретает чудовищные размеры.

Тем временем колесница воинствующего феминистского движения неумолимо катится вперед, сметая все на своем пути. В том числе вековой опыт и здравый смысл в понимании биологических различий между мужчиной и женщиной. Если бы полвека назад кто-нибудь заикнулся о том, что пора привлечь женщин к службе в полиции и пожарной охране наравне с мужчинами, его бы подняли на смех. Кандидаты в полицейские и пожарные должны удовлетворять жестким требованиям по физической силе и ловкости, а женщины, несмотря на все успехи феминизма, никак не могут не то что сравняться в этом отношении с мужчинами, а даже хоть немного ликвидировать разрыв. Ничего не попишешь – биология!

Но феминистки не собирались ждать милости от природы и быстро нашли выход из положения: если требования, предъявляемые к полицейским и пожарным, носят дискриминационный характер, надо просто снизить эти требования – и вся недолга. Раньше в ходе теста пожарный должен был вскарабкаться по лестнице, влезть в окно, взвалить на плечо манекен весом 90 кг и проделать с ним обратный путь. Никто не станет отрицать, что за редчайшими исключениями женщине такое не осилить. Но в угоду феминисткам нормативы были резко снижены.

Также издревле считалось, что война – сугубо мужское занятие. Но нет таких крепостей, которые не могли бы взять феминистки. Под их могучим напором испуганный Конгресс широко распахнул ворота вербовочных пунктов, и девушки хлынули на воинскую службу. В основном, конечно, в поисках нетрудной работы и, конечно, мужей, но некоторые – из идейных побуждений. Кстати, в современных вооруженных силах можно найти достаточно неопасной и нетяжёлой для женщин работы. Но феминистские лидерши настаивали на совершенно абсурдном требовании – допустить представительниц прекрасного пола в боевые части, несмотря на ущерб для боеготовности, который неминуемо последует.

Но плевать на боеготовность! Зато кратчайший путь к вершинам военной карьеры пролегает через службу на передовой, а феминистки горячечно мечтают о том дне, когда на американском Олимпе рядом с женщиной-президентом появится полностью женский генералитет. Но, незадача - в боевых частях опять-таки действуют строгие требования по физической подготовке. И вновь в ход был пущен испытанный прием – предоставить женщинам поблажки, снизить для них нормативы. И вот в списках, скажем, кандидатов в морскую авиацию появляются женские имена.

К тому же система правосудия сориентирована на давно изменившуюся ситуацию вековой давности, когда жена, как правило, сидела дома, занимаясь воспитанием детей и ведением хозяйства, и в случае, если муж, единственный добытчик, уходил из семьи, брошенная жена и мать оставалась без средств к существованию. Ситуация изменилась, но законы (скорее всего специально и умышленно) остались прежними. В некоторых штатах суды в случае развода приговаривают мужчину к пожизненной каторге алиментов даже в том случае, если брак носил мимолетный характер, у разводящихся супругов нет детей и жена вполне в состоянии себя обеспечить. В США вообще законы иногда доходят до казусов, но лишь подобные антимужские законы феминистки пытаются протащить везде.

Коль скоро среди американских мужчин растет настороженное и отрицательное отношение к браку, естественно, что они все меньше и меньше думают о том, чтобы повысить свои шансы в глазах потенциальных подруг жизни. В частности, растущее число мужчин проявляет нежелание получать высшее образование. В ближайшие годы пропорция женщин среди студенчества достигнет 60%. Когда в ходе нечестной конкуренции с женщинами ни образование, ни квалификация мужчины уже не имеет значения (а имеет только "неправильный" пол) тратить время и силы на образование и квалификацию мужчины не желают.

Но это не единственная и даже не главная причина падения популярности высшего образования среди мужчин. Вся атмосфера на кампусах быстро феминизируется, университет становится чуждой территорией для мужчин, где их все чаще третируют как прирожденных мерзавцев, чья порочная натура подталкивает их к агрессии и актам насилия. Феминистки-профессорши повсеместно внушают студенткам, что мужчины – враги, и именно как с врагами с ними обращаются в пределах университетской территории. Хелен Смит подробно описывает действующие на кампусах положения о сексуальных преследованиях и домогательствах, которые, как правило, ведут к ложным наветам и обвинительным вердиктам на показательных процессах, в которых приговор предшествует судебному разбирательству и определяет его ход.

Все общепринятые нормы и процедуры сбора и представления доказательств игнорируются, презумпция невиновности для мужчин исключается, любой самый нелепый слух принимается в качестве неопровержимого свидетельства виновности. Следует добавить, что администрация Обамы и Управление защиты гражданских прав Министерства образования всячески поощряют эту практику феминистской инквизиции. Так стоит ли удивляться тому, что столь многие потенциальные студенты не видят смысла в высшем образовании (не говоря уже о его убогом качестве и огромном финансовом бремени, сопряженном с его получением)?

Но ныне фактически на любой работе мужчины, хотят они того или нет, вынуждены иметь дело с женщинами, а чисто мужские клубы были фактически поставлены вне закона решением Верховного суда США от 1987 года, уполномочившим власти штатов и городов запрещать дискриминацию по признаку пола со стороны частных клубов деловой направленности. Удивительное дело, но на чисто женские клубы это решение почему-то не распространяется – мужчин туда по-прежнему не пускают, хотя сами мужчины туда не очень то и рвутся.

Исследование Хелен Смит не академическая монография - это срез реальной американской действительности, в его основе сотни интервью и тысячи электронных писем и блогов. Собранные ею данные можно считать достаточно точным отражением мотивов американских мужчин и достоверной картиной социальной, правовой и экономической дискриминации мужчин, осуществляемой американским феминизмом.

111 лет назад, в январе 1909-го, в мире прошла первая женская автогонка. Маршрут пробега – из Филадельфии в Нью-Йорк и обратно. В связи с этим знаковым событием мы решили вспомнить основные вехи в развитии феминизма и борьбы женщины за право быть увиденными и услышанными – не только на кухне.

Профессор истории Дартмутского колледжа Аннелиз Орлек, рассуждая о феминизме, настаивает: исторически на отношение к людям влияли не только личные достоинства и недостатки, но и их биологический пол, а значит, и существующие в конкретный момент времени гендерные нормы. Это выражалось (и выражается) в неравенстве зарплат, доступе к ресурсам и политической власти, в проявлении насилия и многом другом.

Говоря об истории феминизма, важно помнить, что к нему относится множество разных течений, несколько волн идеологического развития, разные виды общественно-политических движений, которые часто пересекались. Объединения черных и белых женщин, бедных и богатых, рабочих и студенток, движения лесбиянок, экофеминисток и даже женщин ку-клукс-клана и женщин-скинхедов.

Вряд ли получится остановиться на одной дате, которую можно считать днем рождения феминизма, учитывая количество разнообразных предпосылок. Но можно говорить об исторической эпохе, когда движение в эту сторону началось: речь идет о периоде распада феодального общества, когда женщин стали нанимать на работу и они сами смогли зарабатывать себе на жизнь.

С чего все началось

Переломный XIX век

Если рассматривать историю США, то первые ростки феминизма появляются там в 1830-х годах, когда Штаты сотрясали социальные беспорядки. Американский феминизм вырос из нескольких движений, одним из которых стало движение за права фабричных рабочих, отстаивающее увеличение прожиточного минимума не только работающих мужчин, но и женщин, а также безопасные условия труда и уменьшение продолжительности рабочего дня в Массачусетсе и других городах Новой Англии.

Кстати, первыми в мире женщинами, получившими избирательное право, стали имущие жительницы Новой Зеландии в 1893 году. Постепенно подтянулись и остальные: Австралия – в 1902-м, Финляндия – в 1906-м, Норвегия – в 1913-м, Дания и Исландия – в 1915-м, Россия – в 1917-м…

Ключевые слова: США; СУФРАЖИЗМ; ФЕМИНИЗМ; ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА; USA; SUFFRAGISM; FEMINISM; POLITICAL RIGHTS.

В США в ходе революции 1775-1783 гг. в 1776 году была принята Декларация независимости, но в ней не прописывались политические права женщин, то есть избирать и быть избранными [2].

Впервые, вопрос о правах женщин на политическом уровне был поднят в 1776 году, Эбигейл Смит Адамс.

В США своё отражение нашел либеральный феминизм. Идеями либерального феминизма во вторую половину XIX века интересовались представительницы высших и средних слоев населения. Их основная цель заключалась в изменении жизни женщин всех социальных слоев в лучшую сторону посредством законодательных реформ.

В 1848 году в городе Сенека-Фоллз Элизабет Кэди Стэнтон и Лукреции Лотт прошла конференция, где феминистки подняли вопрос о правах женщин. После этого в США начались волнения. Они расширяли свои ряды, присоединили к себе движение за трезвость, движение в защиту инвалидов, движение утопического социализма, аболиционистское движение и другие. Увеличение состава способствовало подключить к этому протесту женщин многих городов США [3, с. 129]. Элизабет Кэди Стэнтон, была ярой феминисткой, всячески пыталась радикально решить проблему. Она высказывалась негативно о мужчинах, подчеркивая, что у них нет таких средств, которые бы позволили им отнимать у женщин их права.

Так же в отличие от Элизабет Кэди Стэнтон, с ее радикальными намерениями появились представительницы с менее радикальными взглядами, как Люси Стоун и Джулия Уор Хоу. Ими в 1866 году была основана Американская ассоциация равных прав, которая всеми силами хотела добиться избирательного права для женщин [4]. Л. Стоун и Д. Хоу были уверены, что, добившись избирательного права, женщины без каких-либо трудностей смогут решить остальные проблемы.

Вопрос о равных правах женщин и мужчин своего пика достиг в 1860-е гг. начали появляться новые организации. Появилось еще одно новое понятие, как суфражизм. Суфражизм — это политическое направление феминизма, то есть движение женщин за равные политические права с мужчинами. В отличие от феминизма, который отстаивает права женщин в разных направлениях и политических, и социальных и др. С появлением данного направления и началась история отстаивания женщинами в США свих политических прав.

В 1890 году в США была создана Национальная американская ассоциация за избирательные права женщин. Теперь женщины напрямую могли голосовать, тем самым участвуя, в политической деятельности США. В 1869 году об этом объявил Вайоминг, в 1893-м – Колорадо, в 1896-м – Айдахо и Юта [5, с. 74].

В 1900-е гг. они подготовили законодательные поправки в Конституцию США. Это стало их самым большим продвижением вперед, к своей цели. В 1920 году женщины получили активное избирательное право, была введена 19 поправка в конституцию 1787 года [6].

Но когда началась Вторая Мировая война, про этот вопрос опять забыли. Как не пробовали женщины участвовать в делах государства, их ставили на второй план. По этой причине в 1960-е гг. начали возобновляться претензии в сторону правительства в ограничении женщин. Только к 1970-му году ситуация стала улучшаться, американкам дали больше возможностей участвовать в политической жизни, решать важные вопросы государства [7].

В 80-е гг. женщин стали признавать полноценными политическими субъектами. При президенте США Билле Клинтоне, женщины стали активно принимать участие в государственных делах. Этот вопрос стала освещать пресса, женщины стали занимать крупные посты на политической арене. Так большое значение в политической жизни имела и имеет до сих пор Хиллари Клинтон, ее кандидатуру буквально год назад выдвигали на пост президента США [8].

Движение феминизма, то есть борьба женщин за равные с мужчинами права развивалась достаточно интенсивно. Как правило, правительство подтверждало угнетенное положение женщины в обществе нормативными актами, тем самым вызывая ярость теоретиков феминизма. В конце XVIII происходит зарождение недовольства женщин по отношению государства к ним и их правам. Но уже рьяное сопротивление начали осуществлять только в XIX – первой половине XX вв., это первая волна феминизма. Эту стадию можно характеризовать, как борьбу за достижение юридических прав женщин наравне с мужчинами. Вторая волна феминизма начинается в 60-х годах XX в. – борьба за фактическое равенство женщин и мужчин. Акцент на свободу, автономию женской личности. Теперь женщины готовы были не только голосовать, но и быть избранными. Третья волна начинается с 90-х гг. XX века, суть которой заключается в том, что в обществе не должно присутствовать определение по половой принадлежности.

Чуть больше ста лет назад у женщин не было права ни учиться наравне с мужчинами, ни обладать собственностью, ни голосовать. Тогда в конце XIX — начале ХХ веков появилось движение суфражисток, выступавших за равные политические и экономические права, и началась первая волна феминизма.

Первая волна феминизма

Во время первой волны феминизма появляются два направления: либеральное и марксистское. Либеральные феминистки выступают за получение равных прав во всех сферах и самостоятельный выбор. Марксистский феминизм считает частную собственность и капитализм корнем гендерного притеснения.

Вторая волна феминизма

Вторая волна феминизма началась в 60-х годах. Активисты обратили внимание на неравенство в социальной сфере. Да, женщины имеют право голосовать, но в парламенте их гораздо меньше, чем мужчин. Многие женщины, несмотря на большую свободу выбора профессий, чем до войны, оставались домохозяйками, не получали образование и занимались в основном детьми. Феминистки начали обсуждать репродуктивные права женщин, право на аборт и доступную контрацепцию, а также проблемы насилия.

Третья волна фиминизма

Сейчас феминизм претерпел множество изменений, от борьбы за право на образование до борьбы за уникальность каждого человеческого опыта.

Как произошла гендерная революция и к чему она привела?

Наш эксперт — Людмила Попкова, кандидат исторических наук, доцент Самарского государственного университета.


История феминизма

Феминизм — это социальное движение за равноправие женщин. Какие этапы проходил феминизм в своем развитии?

В начале 90-х годов специалисты говорят, что начинается третий этап феминизма, когда феминизмов становится уже множество: феминизм чернокожих женщин, этнических меньшинств, постколониальный феминизм, культурный и исламский феминизм. Всё новые группы включаются в борьбу за свои права. Появляются новые темы. Борьба, таким образом, продолжается, и сейчас, в XXI веке, она уже переходит в глобальную стадию.

Гендерная революция в западных странах

К концу XX века можно с очевидностью сказать, что гендерная система демократических западных стран радикально поменялась. Некоторые исследователи говорят, что в этих странах произошла гендерная революция. Какие достижения мы можем видеть?

Первое, самое главное, достижение — идеи гендерного равноправия стали общепризнанными в этих странах. Уже ни одно правительство не может позволить себе не включать программу достижения гендерного равенства в общую стратегию развития. И ни один публичный деятель не решится на сексистское высказывание, если он не хочет рисковать своей карьерой.

Второе, самое заметное, достижение — женщины получили возможности реализации во всех сферах профессиональной занятости. Уже не только высокооплачиваемые юристы, менеджеры, ученые, но и военные, полицейские, министры обороны и священники не удивляют жителей западных стран. В лютеранской Церкви Швеции недавно была избрана на пост главы этой церкви женщина-архиепископ. Англиканская церковь также избирает на высокие посты женщин-епископов. Как удалось им не отказываться от своей профессиональной карьеры, от своих профессиональных амбиций? Этому, конечно, способствовала специальная политика европейских стран. Здесь лидируют скандинавские страны: Норвегия, Швеция, Финляндия. Их обычно называют странами государственного феминизма. Что сделали эти правительства? Они через систему государственных пособий, детских садов, оплачиваемого родительского отпуска, пособий по обучению и переобучению молодых матерей позволили женщинам совмещать свою карьеру и семейные обязанности. Иначе многодетная мать, нынешний министр обороны Германии, вряд ли могла бы претендовать на этот пост. Как и премьер-министр Норвегии, воспитывающая двоих детей.

Поэтому мы можем сказать, что к концу XX века всё новые и новые направления достижения равенства становятся частью общей политики. И Европейский союз делает принятие законов по гендерному равенству обязательным условием для вступления.

Почему феминисткам удалось воздействовать на эту политику? Они смогли убедить общество. А в демократических странах те, кто желает победить на выборах, должны учитывать это мнение. Поэтому политики были вынуждены отказываться от своих консервативных убеждений, а приходя к власти, выполнять свои предвыборные обещания. Конечно, не все проблемы решены и в западных странах. Но общая тенденция очевидна. Гендерное равенство — это часть демократии. И без него невозможно прогрессивное развитие стран.

Глобальный феминизм

Глобальный феминизм XXI века. Какая повестка сейчас у феминистского движения?

Можно сказать, что уже с середины 90-х годов феминизм становится действительно глобальным явлением. Крупные и влиятельные международные организации включают феминистскую повестку дня в свои программы и стратегии развития. Еще в конце 70-х годов Организация Объединенных Наций принимает конвенцию о запрете дискриминации в отношении женщин. И все государства, подписавшие эту конвенцию, обязаны представлять отчеты о выполнении положения. С 2000-х годов уже такая крупная финансовая организация, как Всемирный банк, публикует аналитические доклады, где оценивает уровень развития страны в зависимости от индекса гендерного равенства.

Конечно, для развитых и развивающихся стран стоят разные задачи по достижению равенства. Но есть общие проблемы. И международное феминистское движение, прежде всего вместе с ООН, выдвигает самые актуальные задачи для глобального феминизма. Какие это проблемы? Первое, что объединяет все страны независимо от их уровня развития, — это проблема насилия в отношении женщин. Резолюция ООН обязывает страны ужесточать наказание за сексуальную эксплуатацию, за сексуальное насилие, насилие над женщинами в военных конфликтах и принимать законы об уголовном преследовании за домашнее насилие. Уже более 120 стран приняло такие законы.

К отдельным видам насилия, конечно, мы относим суровые виды наказания в отношении женщин в тех странах, где господствуют патриархатные и традиционалистские нормы. Там, где приходят к власти исламские фундаменталисты, они обычно ужесточают меры в отношении женщин. Придя к власти в Иране, они не только заставили женщин надеть головные платки, хиджабы или одежду, закрывающую все тело, но и лишили их многих прав, которыми до этого пользовались женщины в светском Иране.

Первая проблема, с которой сталкиваются женщины Азии и Африки, — это проблема бедности. 70% самых бедных людей — это женщины. Вторая проблема — высокая материнская смертность. 30% женщин в этих странах умирают при родах, поскольку не могут получить доступную и качественную медицинскую помощь.

Другая серьезная проблема — образование девочек. Талибы, придя к власти в Афганистане и в некоторых районах Пакистана, сразу запретили образование девочек. А в 2012 году пакистанская школьница Малала Юсуфзай получила тяжелое ранение в голову в школьном автобусе. Талибы стреляли в нее только за то, что она вела блог о праве девочек на образование. Малалу чудом удалось спасти. Сейчас она возглавляет борьбу за права девочек. Малала стала лауреатом Нобелевской премии мира.

Поэтому феминистки всего мира сейчас объединяют усилия с международными организациями для того, чтобы бороться за ликвидацию всех форм угнетения по разным основаниям в разных странах мира. Конечно, до полного равноправия далеко и в демократических странах. Поэтому борьба глобального феминизма продолжается.

Российский феминизм

В Советском Союзе, где, как известно, считалось, что женский вопрос решен, а независимых общественных движений не существовало совсем, феминизм мог возникнуть только как подпольное явление. И такие немногочисленные феминистские группы появились в Ленинграде в 70-е годы. Им даже удавалось публиковать самиздатовский феминистский журнал.

Но по-настоящему о женском движении в России мы можем говорить только с начала 90-х годов. То есть в постсоветский период. Стали возникать многочисленные независимые женские организации. Число их постоянно росло и достигло нескольких сотен. Но большинство из них не ставило политических задач, выполняя только функции социальной помощи малообеспеченным женщинам, женщинам с больными детьми, одиноким матерям. Это была теория малых дел. Хотя постепенно часть этих организаций стала выдвигать требования к государству о соблюдении трудовых и социальных прав женщин, о принятии антидискриминационных законов, законов о домашнем насилии.

По-настоящему группы, которые называли себя феминистскими, стали возникать в России только в конце 2000-х годов. Это были группы, по примеру их западных коллег, роста самосознания. Они формировались в социальных сетях и ставили такую же задачу, как феминизм второй волны: понять причины гендерного неравенства, причины сексизма в российском обществе. Российские феминистки из этих групп были убеждены, как и их западные коллеги, что система патриархата держится в том числе и на согласии женщин с предрассудком о мужском превосходстве. И женщины не позволяют себе осознать свои интересы и бороться за эти интересы и права. Но постепенно число этих групп росло, они поднимали все новые и новые темы. Создавали феминистские сайты, проводили просветительские кампании и постепенно стали переходить к публичным акциям.

Необходимо сказать, что, несмотря на наступление консерваторов, большинство российской молодежи, я думаю, и девушек, и молодых людей, никогда не согласится вернуться в прошлое. Они уже разделяют идеи равноправных отношений, свободы выбора. Поэтому феминизм в России имеет очень большие перспективы. И мы видим интерес к феминистским группам и увеличение числа поддерживающих феминизм в последние годы.

Идея проекта: Ирина Костерина
Координатор и логист: Юлия Островская
Режиссер: Дмитрий Вакулин
Оператор: Кирилл Бегишев
Монтаж: Ирина Савина
Иллюстрации: Елена Зайкина

Читайте также: