Фехтование в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

В том, что Россия в средние века с успехом отражала напа­дения врагов и с Запада и с Востока,— доказательство высокого уровня мастерства владения холодным оружием русских воинов.

Различного рода поединки на холодном оружии были сравни­тельно редки в быту русского народа, а поединки русских воинов с представителями армий захватчиков, которые происходили до сражений, являли собой всю силу и мастерство владения холод­ным оружием русских, защищающих независимость своей Ро­дины от вторжения иностранцев. Недаром герои русских бы­лин — богатыри воспеваются за борьбу с темными силами при­роды и врагами, покушающимися на свободу земли русской. Недаром в русских былинах все превышающей силой наделен человек мирного труда, землепашец Микула Селянинович.

К концу XVII в. в связи с укреплением централизованного государства России, борьбой за дальнейшее усиление его эконо­мического и военного могущества физическая культура дворян­ства теряет связь с народной физической культурой и начинает тяготеть к западноевропейским ее образцам. Фактором сохране­ния военного могущества России являлись бытовавшие среди народа исконно русские общенародные игры, состязательные упражнения и молодецкие забавы.

При Петре Первом русская армия стала по боевой выучке лучше, чем армии Европы. Первостепенное значение Петр Пер­вый придавал рукопашному бою. Учтя старинные традиции рус-кого народа — решать бой в рукопашной схватке, Петр Первый превратил штык в мощное наступательное оружие, тогда как в европейских армиях штык был только оборонительным ору­жием.

В эпоху Петра Первого фехтование на шпагах становится обязательным занятием придворных (рис. 23). Посылаемые Петром Первым с целью получения образования в Англию, Ита­лию, Испанию, Голландию русские дворяне изучали там также и фехтование.





После смерти Петра Первого в русскую армию стали про­никать принципы, характерные для прусской наемной армии. Од­нако передовые русские люди противились этому. Одним из них был фельдмаршал П. А. Румянцев. В учрежденном в 1731 г. Шляхетском корпусе было сохранено шпажное искусство.

Во второй половине XVIII в. в России возникла отечествен­ная система военно-физической подготовки в борьбе против по­пыток насадить в русской армии порядки, характерные пруссаче­ству. Основоположником этой системы был генералиссимус А. В. Суворов (1730—1800).

Русский флотоводец Ф. Ф. Ушаков (1745—1817) создал ана­логичную по своей направленности систему обучения военных моряков. Составной частью этой системы было обучение моряков штыковому бою.

Однако в большинстве гимназий учащиеся фехтованием не занимались. Фехтование было распространено только среди при­вилегированных слоев населения, в народных училищах оно пол­ностью отсутствовало. Среди трудового населения в России, осо­бенно на Урале, бытовало известное исстари фехтование на палках.

Одной из форм организации занятий любителей фехтования в России того времени были частные фехтовальные училища и частная практика преподавателей фехтования, содержавших для этой цели специальные залы. Проникало фехтование и в универ­ситеты. Так, с 1812 г. оно вошло в программу Харьковского уни­верситета, а с 1835 г. — Гельсингфоргского.

Таким образом, в первой половине XIX в. в России зароди­лась отечественная методика обучения фехтованию (Соколов, Сивербрик). К этому времени фехтование уже вышло за преде­лы столицы и начинало развиваться в Москве, Смоленске, Твери, Риге, Вильно, Севастополе, Томске, Омске и других городах Рос­сии.

Во второй половине XIX в. в России шло дальнейшее разви­тие фехтования среди дворянства, особенно офицерства и отчасти привилегированных слоев населения. Фехтование постепенно про­никало в высшие учебные заведения и гимназии. Однако дворян­ское сословие по-прежнему почти монопольно пользовалось этим видом физических упражнений для воспитания своей моло­дежи. С этой целью были открыты: в Петербурге в 1851 г. для офицеров гвардии Императорский фехтовальный зал, где препо­давал Сивербрик, в 1857 г. — офицерский фехтовально-гимнастический зал, расположенный в Инженерном павильоне, и в 1890 г. в Варшаве — военно-фехтовальный гимнастический зал.

Официальные состязания по фехтованию на звание чемпиона России начались с 1860 г. Условия завоевания этого звания бы­ли чрезвычайно трудными: необходимо было выиграть первый приз два года подряд. Участниками соревнований были почти исключительно офицеры российской армии.

Вплоть до конца XIX столетия фехтование в среде граждан­ской части горожан в России развивалось чрезвычайно медленно. Состязания проводились редко. Мало было мест для занятий фехтованием. В 1890 г. в Москве работали всего только три част­ных фехтовальных зала.

В начале XX столетия возникают военные курсы для подго­товки преподавателей фехтования. Так, в 1908 г. в Петербурге открылись офицерские окружные курсы, а позже при них начали работу курсы для унтер-офицеров. Через год курсы были реорганизованы в Главную гимнастическо-фехтовальную школу. В 1910 г. открылась Московская военная фехтовально-гимнастическая школа.

Слушатели курсов стали преподавателями фехтования в Пе­тербурге, Москве, Твери, Харькове, Чугуеве, Туле, Коломне, Та­ганроге, Рыбинске, Томске, Смоленске, Киеве, Одессе, Вильно, Риге и других городах. Из слушателей военных курсов выдели­лись талантливые русские фехтовальщики, впоследствии мастера спорта: В. М. Захаров и Т. И. Климов.

В связи с увеличением отечественных кадров преподавателей любительское фехтование в начале XIX столетия полу­чает несколько большую возможность развития. Основанная в Петербурге в 1911 г. спортивная студенческая лига ста­ла проводить каждый год состязания по фехтованию на рапирах и саблях. Еже­годные соревнования проводились и на первенство высших учебных заведений Петербурга и среди воспитанников воен­ных училищ. Так, в 1908 г. в Одессе со­стоялся первый фехтовальный турнир высших учебных заведений. Всероссий­ское состязание по фехтованию было проведено впервые в 1912 г. в Киеве. В числе участников состязаний выступа­ли и женщины.

Этот фехтовальный академизм, насаждаемый иностранными учителями фехтования, выражался в том, что почти все обучение фехтованию сводилось к выработке технических навыков выпол­нения приемов в урочной обстановке.

Фехтование было включено в программы российских олим­пиад 1913 г. (Киев) и 1914 г. (Рига).

В период первой мировой войны затормозилось развитие фехтовального спорта в России.

Особое место в истории развития фехтовального спорта в России занимает фехтование на штыках, являющееся отече­ственным видом спорта, возникшим на основе искусства штыко­вого боя, которым славились русские войска. Этот вид фехтования был свободен от иноземного влия­ния и развивался самостоятельно, в основном среди солдатских масс.

Фехтование на штыках к концу XVIII в. поднялось у нас до уровня технической виртуозности и тонкого тактического искусства.

В дореволюционной России чет­ко обозначились две линии в разви­тии спортивного фехтования на лег­ком классическом оружии — рапира и сабля: аристократическая — офи­церская и простонародная — солдат­ская. Работавшие в России ино­странные учителя, обучая фехтова­нию офицерство и немногих избран­ных из солдатского состава армии, из которых они готовили себе по­мощников — мониторов, насаждали итальянскую « французскую фехто­вальные школы. Офицерство, в сре­де которого имело место преклоне­ние перед западноевропейской дворянско-буржуазной культурой, обык­новенно без критики воспринимало фехтовальную премудрость классических школ фехтования. Немногочисленные же фехто­вальщики на легком оружии, вышедшие из простого народа, из нижних военных чинов, не могли противопоставить иностранным учителям своих, теоретически обоснованных положений. Однако своей блестящей спортивной практикой эти люди утверждали отечественное фехтование, преодолевающее косность приемов и правил иностранных школ, которым их обучали. Лучшим из аристократической группы фехтовальщиков был офицер Шкилев, который героически погиб с шашкой в руках в империали­стическую войну 1914 г., зарубив в рукопашной схватке девяте­рых немецких солдат. Отличными бойцами из простого народа были успешно выступавшие на международных соревнованиях П. А. Заковорот и Т. И. Климов, а также не уступавшие им в искусстве владения холодным оружием В. М. Захаров, О. С. Агафонов и ряд других русских мастеров фехтования. Многие из них пытались противопоставить догматизму фех­товальной классики здравый смысл и острый ум русского человека.




В том, что Россия в средние века с успехом отражала напа­дения врагов и с Запада и с Востока,— доказательство высокого уровня мастерства владения холодным оружием русских воинов.

Различного рода поединки на холодном оружии были сравни­тельно редки в быту русского народа, а поединки русских воинов с представителями армий захватчиков, которые происходили до сражений, являли собой всю силу и мастерство владения холод­ным оружием русских, защищающих независимость своей Ро­дины от вторжения иностранцев. Недаром герои русских бы­лин — богатыри воспеваются за борьбу с темными силами при­роды и врагами, покушающимися на свободу земли русской. Недаром в русских былинах все превышающей силой наделен человек мирного труда, землепашец Микула Селянинович.

К концу XVII в. в связи с укреплением централизованного государства России, борьбой за дальнейшее усиление его эконо­мического и военного могущества физическая культура дворян­ства теряет связь с народной физической культурой и начинает тяготеть к западноевропейским ее образцам. Фактором сохране­ния военного могущества России являлись бытовавшие среди народа исконно русские общенародные игры, состязательные упражнения и молодецкие забавы.

При Петре Первом русская армия стала по боевой выучке лучше, чем армии Европы. Первостепенное значение Петр Пер­вый придавал рукопашному бою. Учтя старинные традиции рус-кого народа — решать бой в рукопашной схватке, Петр Первый превратил штык в мощное наступательное оружие, тогда как в европейских армиях штык был только оборонительным ору­жием.

В эпоху Петра Первого фехтование на шпагах становится обязательным занятием придворных (рис. 23). Посылаемые Петром Первым с целью получения образования в Англию, Ита­лию, Испанию, Голландию русские дворяне изучали там также и фехтование.


После смерти Петра Первого в русскую армию стали про­никать принципы, характерные для прусской наемной армии. Од­нако передовые русские люди противились этому. Одним из них был фельдмаршал П. А. Румянцев. В учрежденном в 1731 г. Шляхетском корпусе было сохранено шпажное искусство.

Во второй половине XVIII в. в России возникла отечествен­ная система военно-физической подготовки в борьбе против по­пыток насадить в русской армии порядки, характерные пруссаче­ству. Основоположником этой системы был генералиссимус А. В. Суворов (1730—1800).

Русский флотоводец Ф. Ф. Ушаков (1745—1817) создал ана­логичную по своей направленности систему обучения военных моряков. Составной частью этой системы было обучение моряков штыковому бою.

Однако в большинстве гимназий учащиеся фехтованием не занимались. Фехтование было распространено только среди при­вилегированных слоев населения, в народных училищах оно пол­ностью отсутствовало. Среди трудового населения в России, осо­бенно на Урале, бытовало известное исстари фехтование на палках.

Одной из форм организации занятий любителей фехтования в России того времени были частные фехтовальные училища и частная практика преподавателей фехтования, содержавших для этой цели специальные залы. Проникало фехтование и в универ­ситеты. Так, с 1812 г. оно вошло в программу Харьковского уни­верситета, а с 1835 г. — Гельсингфоргского.

Таким образом, в первой половине XIX в. в России зароди­лась отечественная методика обучения фехтованию (Соколов, Сивербрик). К этому времени фехтование уже вышло за преде­лы столицы и начинало развиваться в Москве, Смоленске, Твери, Риге, Вильно, Севастополе, Томске, Омске и других городах Рос­сии.

Во второй половине XIX в. в России шло дальнейшее разви­тие фехтования среди дворянства, особенно офицерства и отчасти привилегированных слоев населения. Фехтование постепенно про­никало в высшие учебные заведения и гимназии. Однако дворян­ское сословие по-прежнему почти монопольно пользовалось этим видом физических упражнений для воспитания своей моло­дежи. С этой целью были открыты: в Петербурге в 1851 г. для офицеров гвардии Императорский фехтовальный зал, где препо­давал Сивербрик, в 1857 г. — офицерский фехтовально-гимнастический зал, расположенный в Инженерном павильоне, и в 1890 г. в Варшаве — военно-фехтовальный гимнастический зал.

Официальные состязания по фехтованию на звание чемпиона России начались с 1860 г. Условия завоевания этого звания бы­ли чрезвычайно трудными: необходимо было выиграть первый приз два года подряд. Участниками соревнований были почти исключительно офицеры российской армии.

Вплоть до конца XIX столетия фехтование в среде граждан­ской части горожан в России развивалось чрезвычайно медленно. Состязания проводились редко. Мало было мест для занятий фехтованием. В 1890 г. в Москве работали всего только три част­ных фехтовальных зала.

В начале XX столетия возникают военные курсы для подго­товки преподавателей фехтования. Так, в 1908 г. в Петербурге открылись офицерские окружные курсы, а позже при них начали работу курсы для унтер-офицеров. Через год курсы были реорганизованы в Главную гимнастическо-фехтовальную школу. В 1910 г. открылась Московская военная фехтовально-гимнастическая школа.

Слушатели курсов стали преподавателями фехтования в Пе­тербурге, Москве, Твери, Харькове, Чугуеве, Туле, Коломне, Та­ганроге, Рыбинске, Томске, Смоленске, Киеве, Одессе, Вильно, Риге и других городах. Из слушателей военных курсов выдели­лись талантливые русские фехтовальщики, впоследствии мастера спорта: В. М. Захаров и Т. И. Климов.

В связи с увеличением отечественных кадров преподавателей любительское фехтование в начале XIX столетия полу­чает несколько большую возможность развития. Основанная в Петербурге в 1911 г. спортивная студенческая лига ста­ла проводить каждый год состязания по фехтованию на рапирах и саблях. Еже­годные соревнования проводились и на первенство высших учебных заведений Петербурга и среди воспитанников воен­ных училищ. Так, в 1908 г. в Одессе со­стоялся первый фехтовальный турнир высших учебных заведений. Всероссий­ское состязание по фехтованию было проведено впервые в 1912 г. в Киеве. В числе участников состязаний выступа­ли и женщины.

Этот фехтовальный академизм, насаждаемый иностранными учителями фехтования, выражался в том, что почти все обучение фехтованию сводилось к выработке технических навыков выпол­нения приемов в урочной обстановке.

Фехтование было включено в программы российских олим­пиад 1913 г. (Киев) и 1914 г. (Рига).

В период первой мировой войны затормозилось развитие фехтовального спорта в России.

Особое место в истории развития фехтовального спорта в России занимает фехтование на штыках, являющееся отече­ственным видом спорта, возникшим на основе искусства штыко­вого боя, которым славились русские войска. Этот вид фехтования был свободен от иноземного влия­ния и развивался самостоятельно, в основном среди солдатских масс.

Фехтование на штыках к концу XVIII в. поднялось у нас до уровня технической виртуозности и тонкого тактического искусства.

В дореволюционной России чет­ко обозначились две линии в разви­тии спортивного фехтования на лег­ком классическом оружии — рапира и сабля: аристократическая — офи­церская и простонародная — солдат­ская. Работавшие в России ино­странные учителя, обучая фехтова­нию офицерство и немногих избран­ных из солдатского состава армии, из которых они готовили себе по­мощников — мониторов, насаждали итальянскую « французскую фехто­вальные школы. Офицерство, в сре­де которого имело место преклоне­ние перед западноевропейской дворянско-буржуазной культурой, обык­новенно без критики воспринимало фехтовальную премудрость классических школ фехтования. Немногочисленные же фехто­вальщики на легком оружии, вышедшие из простого народа, из нижних военных чинов, не могли противопоставить иностранным учителям своих, теоретически обоснованных положений. Однако своей блестящей спортивной практикой эти люди утверждали отечественное фехтование, преодолевающее косность приемов и правил иностранных школ, которым их обучали. Лучшим из аристократической группы фехтовальщиков был офицер Шкилев, который героически погиб с шашкой в руках в империали­стическую войну 1914 г., зарубив в рукопашной схватке девяте­рых немецких солдат. Отличными бойцами из простого народа были успешно выступавшие на международных соревнованиях П. А. Заковорот и Т. И. Климов, а также не уступавшие им в искусстве владения холодным оружием В. М. Захаров, О. С. Агафонов и ряд других русских мастеров фехтования. Многие из них пытались противопоставить догматизму фех­товальной классики здравый смысл и острый ум русского человека.

29 Сентября 2020, 12:59

Большой спецпроект SRSLY про этот вид спорта.


Понимаете, когда клинок ломается, он превращается в 50-сантиметровый нож, которым спортсмен продолжает орудовать уже по инерции. Если соперник не увидел, что клинок сломался, то бой может закончиться трагично.

Другой спортсмен, Владимир Лапицкий, на Олимпиаде в Москве тоже получил травму: у его противника сломалась рапира, которой он попал в спину Лапицкого. Обломок прошел по ребру спортсмена, к счастью, не задев никаких жизненно важных органов. Но борьбу Владимир продолжить не смог, из-за чего наша команда (а это были командные соревнования) взяла серебро, а не золото.


Ильгар обнимает своего ученика Дмитрия Жеребченко после победы на чемпионате мира 2017 года



О новых реалиях

На самоизоляции находился в Уфе, где живут мои родные и близкие. Не видел смысла мотаться в Москву, хотя обычно большую часть времени провожу в столице. Да, соревнования не проходят, но это не повод опускать руки: я по-прежнему работаю, тренируюсь и иду к своим целям. Сейчас важно держать себя в тонусе, поддерживать общую форму и ни в коем случае не запускать себя, потому что рано или поздно все это закончится.

Желательно тренироваться каждый день, но мы же тоже не роботы, выходные нужны. Какого-то особого режима нет. В каком весе тебе комфортно фехтовать, в таком и будь: у нас есть разные фехтовальщики — и худые, и поплотнее.

О пользе фехтования

Во-первых, в отличие от бокса, фехтование — нетравматичный вид спорта. Экипировка с годами становится все лучше, а клинки — прочнее. Кроме того, идет развитие не только физических возможностей, но и интеллектуальных тоже. Вообще, я бы всем родителям советовал отдавать детей в спорт, даже не столько в профессиональный, сколько в любительский, — для общего развития.


О доходах

Зарплата любого спортсмена зависит от основных соревнований (чемпионаты мира, Европы, Олимпийские игры) и от того, как он на них выступает.

О свободном времени

Зимой люблю кататься на сноуборде, летом мне нравится выезжать на природу. У нас в Башкирии очень много красивых мест. В общем, предпочитаю активный отдых.

О качествах фехтовальщика

Фехтование — это быстрые шахматы. Поэтому нужно мгновенно соображать и реагировать, приспосабливаться к ситуации. Еще важны выносливость и дисциплина. Хотя последнее, в принципе, не помешает в любой профессии.

Это - одна из самых больших странностей "русского мира" и всей нашей истории. Вот скажите, какие виды исторического фехтования вы знаете? Того самого, старинного, сугубо практического, предназначенного для утилитарной цели - победы в бою, а не на спортивном ринге?

Есть сведения об огромном количество школ западного фехтования. На мечах, шпагах, тесаках, копьях, топорах, даже дубинах - вот уж "народнее" оружия не придумаешь!

Есть немецкая традиция, есть несколько видов итальянских, есть испанская, позже подключилась французская. Даже в средневековой Англии были свои фехтовальные школы и свои мастера, о которых нам все-таки кое-что известно. Да, они котировались ниже итальянцев и немцев, но все-таки они были.

В виде, весьма близком к первозданному, сохранилось много японских фехтовальных школ. Сохранились китайские и даже индийские - но. Не русские.

Ушедшее искусство

Русской школы боевого средневекового фехтования не существует в природе. Мы не знаем даже, была ли она вообще. Мы не имеем никакого представления хотя бы о самых популярных в кругу наших предков-воинов ударах и других приемах.

Даже у наших "закадычных друзей" поляков все-таки была своя школа. Да, она не сохранилась в первозданном виде, потому что носители традиции, ясновельможные паны, предпочитали доказывать свое преимущество саблей, а не пером.

Черт побери, да найдите в XVII веке такого шляхтича, чтоб хотя бы читать умел! ))

Но тем не менее мы знаем о польской школе хотя бы название - крестовка, или крыж. Синявский, реконструируя национальную польскую технику, пользовался средневековыми источниками ближайших соседей - немцев. Он положил в основу восстановленного "крыжа" фехтование дюссаком (тесаком), чрезвычайно популярное в германских государствах позднего Средневековья. Этот вариант реконструкции может считаться спорным - но мы хотя бы знаем, что у поляков своя техника фехтования была .

А у нас в России нет по этой теме ничего. Нет ни одного письменного источника, хотя наши предки были вполне грамотны. Ни одной миниатюры или гравюры. Ни хотя бы пары упоминаний в летописях вскользь - мол, русские предпочитают в бою такой-то и такой-то удар - а ведь, анализируя подобные летописные оговорки, можно если не восстановить технику, то хотя бы составить о ней какое-то представление.

По крайней мере, ни мне, ни всем моим друзьям и знакомым, интересующимся данной темой, ничего о таких источниках, хотя бы косвенных, не известно. Кстати, большая просьба к читателям: если кому-то встречались хоть какие-то упоминания об особенностях русского боевого фехта, пожалуйста, не поленитесь - поделитесь в комментариях или в группе ВК (ссылка внизу).

У нас даже нечего реконструировать. Нет хотя бы национального названия боевой традиции. Полный ноль. Почти абсолютный.

Все современные школы "славянского фехтования" в буквальном смысле высосаны из пальца. Они придуманы уже в наше время на волне увлечения родноверием, "славянскими ведами", Велесовой книгой и прочими "священными сказаниями праславянского народа". Последние, увы, на 99% являются подделками.

Современное "славянское" фехтование - именно что современное. Синтезированное. В его основу положены те приемы и методики, которые вообще естественны для меча со щитом (или сабли, если брать более "поздний" вариант). Да, они относительно логичны - но тем не менее в каждой национальной школе всегда была своя "изюминка", своя особенность. В России по этой части ничего такого нет. Мы даже не знаем, каким приемам обращения с саблей или бердышом учили стрельцов Ивана Грозного! Но ведь должны были учить, хоть как-то, хоть чему-то!

Увы - учили, скорее всего, сугубо индивидуально, или в рамках домашнего обучения, или, скажем, лучший в рубке стрелец передавал молодому поколению своего полка сугубо личный опыт. Свести все это дело в систему наши предки так и не додумались. Возможно, просто не видели в этом нужды. Некое рациональное зерно в этом есть: в полевом бою индивидуальные фехтовальные навыки значат не так уж много, как на дуэли. Хотя, конечно, в некоторой степени повышают шансы выжить.

Русь развивалась в тесной связи с многочисленными соседями. Наши предки постоянно воевали и с внешним противником, и друг с другом. Были нередки и судебные поединки, хотя целой дуэльной культуры в России, в отличие от Запада, так и не завелось. Почему - другой вопрос, выходящий за рамки данной статьи, но возможно, это - одна из причин отсутствия русской фехтовальной школы.

Но тем не менее единственные источники по русскому фехтованию относятся, самое раннее, к концу XVIII века, и представляют собой обыкновенно учебники для армейских нужд - как штыком тыкать и саблей рубить на поле боя. Потом стали появляться и учебники фехтования для дворян, и школы завелись. Только это все было основано на западных методиках.

У народа, который воевал большую часть своей известной истории, просто не могло не быть какой-то своей национальной боевой традиции. Но увы, все "русское фехтование", о котором нам известно - это в основном очень поздние техники, XIX века как минимум.

Той эпохи, когда о фехтования в бою практического толка уже был самый пшик.

А вот то самое, настоящее, русское средневековое - вымерло. Скорее всего, оно было, не могло не быть, но его больше нет.

В 1755 г. при Московском университете открылась гимназия, в которой фехтованием занимались четыре часа в неделю. По новой дисциплине даже устраивались публичные экзамены.
С середины XVIII столетия фехтовальным спортом занимались во всех университетах, гимназиях и военных учебных заведениях России. Официальные соревнования на звание чемпиона России проводились с 1860 г. Причём сначала нужно было выиграть главный приз два года подряд, иначе чемпионский титул не присваивался. За первенство боролись армейские офицеры и немногочисленные воспитанники частных фехтовальных школ. Фехтование пользовалось популярностью лишь среди привилегированных слоев на­селения. Во второй половине XIX в. этот вид спорта развивался не только в столицах, но и в провинциальных городах: Смоленске, Казани, Харькове, Риге. Тогда открылось несколько офицерских фехтовальных залов.

В начале XX в. преподавателей фехтования стали готовить на военных курсах. В 1908 г. в Санкт-Петербурге начали работать офицерские курсы, реорганизованные позже в Главную гимнастическо-фехтовальную школу. А через два года появилась Московская военная фехтовально-гимнастическая школа.
Русские фехтовальшики впервые приняли участие в крупных международных соревнованиях в 1910 г. В Париж тогда съехалось более 100 спортсменов из различных стран. От России выступали два саблиста — П. Заковорот и Ю. Мишо. Заковорот занял третье место, а Мишо — пятое.
Через год в Петербурге была организована Спортивная студенческая лига, она ежегодно устраивала встречи по фехтованию на рапирах и саблях на первенство высших учебных заведений, в том числе и военных училищ. В 1912 г. в Киеве состоялось первое Всероссийское состязание по фехтованию, в котором участвовали и женщины.

В XX в. чётко обозначилось два направления в развитии российского фехтования: 1) прикладное штыковое и сабельное (для офицеров и рядовых); 2) любительское спортивное на рапирах, шпагах и эспадронах (им увлекались учащиеся и студенты, а также офицеры и нижние чины).
Развитие фехтования в императорской России дало хорошие плоды для последующих успехов советских, а в последствии и российских фехтовальщиков на мировых первенствах.

Первые успехи советского фехтования

история развития фехтования как вида спорта

В олимпийском Риме (I960 г.) произошла сенсация. Чемпионами стали фехтовальщики СССР. Победы одержали и женская, и мужская команды рапиристов. Вот имена первых советских олимпийских чемпионов: Галина Горохова, Александра Забелина, Татьяна Петренко, Валентина Прудкова, Валентина Растворова, Людмила Шишова, Виктор Жданович, Марк Мидлер, Юрий Рудов, Герман Свешников, Юрий Сисикин.

В личном турнире по фехтованию на рапирах высшую награду завоевал ленинградский студент Виктор Жданович. В финале он не проиграл ни одного боя. Но не все сражения прошли гладко. В предпоследнем поединке Жданович встретился с англичанином Б. Хоскинсом. Победа Виктора означала, что золотая медаль достанется ему досрочно. При счёте 2 : 0 ленинградец допустил тактическую ошибку — решил не рисковать, чем немедленно воспользовался соперник счёт 2 : 2. Соперники вновь обменялись уколами. Вначале успеха добился Жданович, затем снова ангиличанин. Но па этом Хоскинс себя исчерпал. Виктор ещё дважды уколол его и победил.
Уже в ранге олимпийского чемпиона Жданович провёл поединок со знаменитым Кристианом д'Ориоля. Это был не только спор двух сильнейших — встретились представители двух школ: классической, французской, и советской, творчески переработавшей достижения французов, итальянцев и венгров. Жданович взял верх со счётом 5 : 3.
Венгерские саблисты, с 1928 г. не проигравшие ни одной Олимпиады, и в Риме стали первыми в командном зачёте. В личном первенстве золотая и серебряная медали достались опять-таки спортсменам из Венгрии — Рудольфу Карпати и Золтану Хорвату. Выдающийся итальянский фехтовальщик Эдоардо Манджаротти получил золотую медаль за победу в командном турнире на шпагах и серебряную — на рапирах. В Риме на своей пятой Олимпиаде он отметил четвертьвековой юбилей жизни в спорте.

Новые победы отечественного фехтования

Источник:
"Энциклопедия для детей" Т. 20. СПОРТ / Глав. ред. Э68 В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2001.

Фехтование – это олимпийский вид спорта, суть которого заключается в ведении боя с использованием холодного оружия. Различают следующие виды спортивного фехтования: на рапирах, на саблях, на шпагах. Фехтовальщикам необходимо нанести укол сопернику и отражать или избегать уколов по себе. Соревнования по фехтованию проводятся как между мужчинами, так и между женщинами.

фехтование

  • История возникновения и развития фехтования
  • Правила фехтования
  • Фехтовальная дорожка
  • Фехтовальная экипировка
  • Судейство в фехтовании
  • Соревнования по фехтованию

Международная федерация фехтования была основана 29 ноября 1913 в Париже. Сегодня она располагается в Лозанне (Швейцария). Федерация Фехтования России (ФФР) официальный сайт.

FIE

История возникновения и развития фехтования

Еще 3 тыс. лет назад египетский фараон Рамзес III устроил в честь победы над ливийцами турнир по фехтованию. На фресках тех времен отчетливо различается оружие очень похожее на современное, которое используется в фехтовании, а также маски защищающие лица. Помимо Египта соревнования устраивались также в Древней Греции, Индии, Риме, Китае и Японии.

В средние века фехтованием занимались в основном представители аристократии феодальных княжеств и государств. Простые горожане и крестьяне фехтовали на палках, обитых железом или на алебардах.

Фехтование как искусство владения шпагой и рапирой зародилось в Испании в XV веке, примерно в тоже время в Германии была создана корпорация преподавателей фехтования, а в Англии — ассоциация фехтовальщиков.

В XVI веке в Италии впервые были определены принципы фехтования, выразившиеся в классификации приемов и действий. Итальянские преподаватели создали курс изучения фехтования и теоретически обосновали его принципы. В это время популярность набирали такие виды оружия, которые могли проникнуть острием клинка в щели между пластинами лат. Это обстоятельство заставило сужать клинок меча к острию и, в конечном итоге, привело к появлению шпаги, которая окончательно вытеснила меч. Испания стала родиной рапиры с классическим типом рукояти, имеющей чашеобразную гарду.

Первые соревнования по фехтованию (в современной их трактовке) были проведены в 1986 году в Будапеште.

9 ноября 1913 года в Париже была создана Международной федерации фехтования. В 1914 году были сформулированы первые международные правила. В 1921 году в Париже под её эгидой был организован первый международный турнир, который позже получил статус чемпионата мира. Чемпионаты мира на шпагах среди мужчин проводятся с 1921 года, на саблях с 1922 года, на рапирах с 1926 года.

Первый Чемпионат Европы был проведен в 1981 году под эгидой Европейской конфедерацией фехтования, а с 1972 года стал проводиться Кубок мира по фехтованию.

Правила фехтования

Перед началом поединка оружие должно быть проверено на жесткость, длину, наличие микротрещин, а экипировка и маска должна быть проверена на прочность и электропроводимость.

правила фехтования

Победа в поединке присуждается спортсмену, который первым нанесет определенное количество уколов сопернику или нанесет большее их количество за отведенное время. Все уколы фиксируются специальной электронной системой, после фиксации укола раздается звуковой сигнал и загорается специальная лампа. Арбитр может не засчитать укол или удар, если он был нанесен с нарушением правил. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается, был ли укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность.

За пересечение задней границы, спортсмены наказываются штрафными уколами. За пересечение боковых границ дорожки штрафных уколов не назначается, но бой останавливается, а нанесенные удары аннулируются. Ещё штрафной укол можно получить за столкновение телами, наказывается при этом виновник столкновения.

Фехтовальная дорожка

Фехтовальная дорожка имеет размеры 14 метров в дину и 1,5 – 2 метра в ширину. Она изготовлена из электропроводящего материала и изолирована от системы регистрирующей уколы и удары. На дорожке нанесена следующая разметка:

  • центральная линия;
  • 2 линии исходной позиции (на расстоянии 2 метров от центральной линии);
  • боковые границы дорожки;
  • задние границы дорожки.

фехтовальная дорожка

С каждой стороны дорожки обозначены двухметровые отрезки (по всей ширине), которые предупреждают отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Фехтовальная экипировка

Защитный костюм фехтовальщика состоит из куртки и брюк по колено на подтяжках, сделанных из облегченного кевлара. На ногах у спортсменов длинные белые гетры и специальная обувь для фехтования с плоской подошвой. На голове у фехтовальщиков маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.

защитный костюм фехтовальщика

У шпажистов сетка фехтовальной маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.

защитная маска фехтовальщика

Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а фехтовальщики на саблях — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.

Рассмотрим виды оружия которые используются в фехтовании (отличия):

  • Рапира – колющее холодное оружие с гибким клинком. Длина рапиры варьируется от 90 до 110 сантиметров, а масса рапиры равна 500 гр. Для защиты рук спортсменов, в рапире предусмотрена гарда диаметром 12 сантиметров.
  • Шпага – колющее холодное оружие, по конструкции очень похожее на рапиру. В отличие от рапиры у шпаги более жесткий клинок (трехгранное сечение) и она на 270 грамм тяжелее. Гарда, защищающая руки спортсмена равна 13,5 сантиметров в диаметре.
  • Сабля – рубяще-колющее холодное оружие трапециевидного сечения длиной до 105 см и массой 500 г.

оружие в фехтовании

Судейство в фехтовании

Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Все фехтовальные бои проводит судья, имеющий удостоверение национального или международного арбитра. В его обязанности входит:

  • вызов участников;
  • проверка снаряжения перед боем;
  • слежение за правильной работой аппарата;
  • наблюдение за остальными членами судейской коллегии (ассистентами, хронометристами, секретарями и др.);
  • вынесение спортсменам наказаний за нарушения;
  • поддержание порядка.

Судья выполняет свои обязанности при помощи автоматического фиксатора уколов и двух ассистентов, которые следят за использованием невооруженной руки, закрыванием поражаемой поверхности, уколами, нанесенными в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и заднюю границы поля боя и за всеми другими нарушениями, предусмотренными Правилами.

Ассистенты судьи располагаются на противоположных концах фехтовальной дорожки, в их обязанности входит наблюдение за общим ходом боя. Ассистенты должны меняться сторонами после каждого периода в боях тура прямого выбывания и после каждого боя в командной встрече.

Соревнования по фехтованию

  • Олимпийские игры.
  • Чемпионат мира по фехтованию – ежегодное международное соревнование на рапирах, шпагах и саблях.
  • Кубок мира по фехтованию – ежегодное международное соревнование по фехтованию, которое проводится под эгидой Международной федерации фехтования. В сезоне проводится ряд турниров, за каждое место на отдельном турнире присуждаются очки, которые потом суммируются.
  • Национальные чемпионаты.

Читайте также: