Федор карпов публицистика кратко

Обновлено: 05.07.2024

На­ря­ду с этим Карпов не­од­но­крат­но вёл пе­ре­го­во­ры с по­сла­ми ев­ропейских го­су­да­рей. В 1517 году при­ни­мал С. фон Гер­бер­штей­на - по­сла императора Свя­щен­ной Римской им­пе­рии Мак­си­ми­лиа­на I Габс­бур­га, в 1518 году - императорского по­сла Ф. да Кол­ло и пап­ско­го ле­га­та А. де Кон­ти фон Тур­на. В 1526 году вёл пе­ре­го­во­ры с де­ле­га­ци­ей послов па­пы Рим­ско­го Кли­мен­та VII, императора Свя­щен­ной Римской им­пе­рии Кар­ла V, польского ко­ро­ля и великого князя ли­тов­ско­го Си­гиз­мун­да I Ста­ро­го о про­дле­нии пе­ре­ми­рия ме­ж­ду Русским государством и Великим княжеством Ли­тов­ским на 6 лет; в 1529 году вновь об­су­ж­дал во­прос о воз­мож­но­сти про­дле­ния пе­ре­ми­рия. В 1527 году был в чис­ле по­ру­чите­лей за князя М.Л. Глин­ско­го. Карпов со­хра­нил свои по­зи­ции при московском ве­ли­ко­кня­же­ском дво­ре и в пе­ри­од ре­гент­ст­ва Е.В. Глин­ской, т. к. ещё с 1520-х годов яв­лял­ся её до­ве­рен­ным ли­цом. С января 1537 года оруж­ни­чий.

Идеи Карпова близ­ки взгля­дам И.С. Пе­ресве­то­ва и пе­ре­кли­ка­ют­ся с ря­дом со­ци­аль­но-по­ли­тических идей со­вре­мен­ных ему западно-ев­ропейскимх мыс­ли­те­лей (Н. Ма­киа­вел­ли и др.). Ак­цен­ти­ро­ва­ние в про­из­ве­дени­ях Карпова раз­ли­чий ме­ж­ду ду­хов­ны­ми и свет­ски­ми нор­ма­ми, как и ори­ен­та­ция на ан­тич­ную литературу, по­бу­ж­да­ли не­ко­то­рых ис­сле­до­ва­те­лей сбли­жать Карпова с западно-ев­ропейскими гу­ма­ни­ста­ми.

По­след­нее упо­ми­на­ние о Карпове от­но­сит­ся к октябрю 1539 года. Во вклад­ной кни­ге Трои­це-Сер­гие­ва монастыря от­ме­чен вклад Кар­по­вых (декабрь 1539 года) на сум­му 50 рублей (со­от­вет­ст­ву­ет вкла­ду на веч­ное по­ми­на­ние в си­но­ди­ках), ко­то­рый, по всей ви­ди­мо­сти, вне­сён по умер­ше­му Кар­по­ву.

Сочинения:

Со­чи­не­ния пре­по­доб­но­го Мак­си­ма Гре­ка. Ка­зань, 1862. Ч. 3. С. 274–277;

Ни­коль­ский Н.К. Ма­те­риа­лы для ис­то­рии древ­не­рус­ской ду­хов­ной пись­мен­но­сти // Хри­сти­ан­ское чте­ние. 1909. № 8–9. С. 1119–1125;

Дру­жи­нин В.Г. Не­сколь­ко не­из­вест­ных ли­те­ра­тур­ных па­мят­ни­ков из сбор­ни­ка XVI-го в. // Ле­то­пись за­ня­тий ар­хео­гра­фи­че­ской ко­мис­сии. 1909. Вып. 21. С. 106–113;

Зи­мин А.А. Об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ские взгля­ды Ф. Кар­по­ва // Тру­ды От­де­ла древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры. М.; Л., 1956. Т. 12. С. 160–173;

По­хваль­ное сло­во ве­ли­ко­му кня­зю Ва­си­лию III // Ар­хео­гра­фи­че­ский еже­год­ник за 1964 г. М., 1965;

Па­мят­ни­ки ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си: Ко­нец XV – пер­вая по­ло­ви­на XVI в. М., 1984. С. 502–519, 744–749;

Крас­но­ре­чие Древ­ней Ру­си (XI–XVII вв.). М., 1987. С. 235–247;

Биб­лио­те­ка ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си. СПб., 2000. Т. 9: Ко­нец XV – пер­вая по­ло­ви­на XVI в. С. 338–359.

Краткая биография Фёдора И. Карпова (1475 - 1540).

Федор Иванович Карпов - русский политический деятель, писатель, публицист, дипломат, ученик знаменитого Максима Грека. Родился приблизительно в период с 1475 по 1480 - более точно год рождения неизвестен, равно как и многие другие факты из его биографии. Принадлежал к роду Рюриковичей (предками были князья Фоминские). Их семья не бедствовала, но и не была очень богатой.

Федор Карпов служил в Иноземном приказе, занимая в этом ведомстве ключевые посты. Известно, что на протяжении нескольких десятков лет он был ключевой фигурой во внешней политике русского государства в восточном направлении, особенно связанной с Крымским ханством. Федор Иванович Карпов был обладателем блестящего интеллекта, но в то же время человеком скромным, старающимся находиться в тени, не выпячивать своих заслуг, хотя на самом верху многие важные решения принимались не без его участия. Это помогло ему в непростые времена уберечься от происков завистников и клеветников, отвести от себя многие неприятности. В конце XV-первой половине XVI вв. Карпов был единственным человеком, отвечавшим за восточную внешнюю политику, который удержался на этом посту при трех правителях: Иване III, Василии III и Иване IV.

Первое упоминание об этом политическом деятеле относится к 1495 г., когда он был постельничим Ивана III. В 1529 г. Карпов являлся обладателем ранга окольничьего, с 1537 г. стал оружничьим, единственным из высших чинов, кто имел отношение к управлению монаршим военным арсеналом.

Об этом человеке известно, что он был очень образованным, хорошо владел латынью и на этом языке изучал сочинения Аристотеля. Круг интересов и волнующих его проблем был очень широк, в него входила не только философия, но и богословие, вопросы мировоззрения, астрология, античная литература и др.

Некоторые эпизоды из биографии Федора Карпова были тесно связаны с Максимом Греком, приглашенным Василием III в Москву редактировать богослужебную литературу. Когда ученого монаха подвергли опале и предъявили ему обвинение в преднамеренном неверном переводе и порче книг, мог пострадать и Карпов, но от незавидной участи его уберегло то, что он никогда не скрывал одобрительного отношения к сильному самодержавию. Первая половина XVI в. представляла собой довольно непростое время, наполненное всевозможными дискуссиями, полемикой, но к Федору Карпову все относились с огромным уважением, считая его человеком умным и авторитетным.

Скончался Ф.И. Карпов ориентировочно в период с 1540 по 1545 г., но точно до наступления 1546 года.

Из сочинений К. сохранилось два его послания Максиму Греку, послание митрополиту Даниилу и послание старцу Филофею. Переписка К. и Максима Грека, опубликованная Н. К. Никольским, состоит из двух посланий Максима и ответа на одно из них К. Узнав о том, что одно из его сочинений вызывает неблагоприятные толки, Максим Грек отправил К. послание, написанное в резких выражениях, в котором ученый грек возмущается неосведомленностью К. в основных богословских вопросах. В своем ответе К. укоряет Максима за то, что тот решился преждевременно его осуждать; он уверяет, что никогда не говорил ничего дурного о Максиме Греке. На письмо К. Максим ответил примирительным посланием. Н. В. Синицына вслед за Н. К. Никольским датирует эту переписку 1518–1519 гг. В другой раз К. обратился к Максиму за разъяснением одного места из третьей книги Ездры (гл. 6, 42, 47–54), где говорится о сотворении мира и о Левиафане. Сохранился ответ Максима Грека на это послание, утративший, впрочем, жанровые признаки письма (Сочинения преподобного Максима Грека, ч. 3, с. 274–280).

Не все сочинения К. получили распространение в рукописной традиции. Послание Даниилу сохранилось в единственном списке – сборнике 60-х гг. XVI в. (возможно, при его составлении использован архив Даниила) ГПБ, Q.I.1439, по которому оно было опубликовано В. Г. Дружининым; в двух списках известна переписка К. с Максимом Греком (по одному опубликована Н. К. Никольским, другой – ГИМ, Синод. собр., № 791). Зато популярностью пользовались послание К. старцу Филофею (издано А. А. Зиминым) и в особенности послание Максиму Греку о третьей книге Ездры; последнее сочинение часто помещается в составе сборников сочинений Максима Грека вместе с ответом афонского старца (вместе они были опубликованы и в издании сочинений Максима). Послание о третьей книге Ездры оказало влияние и на другие памятники древнерусской письменности – заимствования из него обнаруживаются в Похвальном слове Василию III (см.: Розов Н. Н. Похвальное слово великому князю Василию III // АЕ за 1964 г. М., 1965, с. 281), на его основе построен эпистолярный образец в письмовнике XVII в. (Голубев И. Ф. Два прозаических послания из письмовника XVII в. // ТОДРЛ, М.; Л., 1965, т. 21, с. 186–187). Все послания К. опубликованы в ПЛДР.

Изд.: Соч. препод. Максима Грека. Казань, 1862, ч. 3, с. 274–277; Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // Христ. чт., 1909, № 8–9, с. 1119–1125; Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI-го в. // ЛЗАК, 1909, вып. 21, с. 106–113; Зимин А. А. Общественно-политические взгляды Федора Карпова // ТОДРЛ. М.; Л., 1956, т. 12, с. 160–173; ПЛДР. Конец XV – 1-я пол. XVI в. М., 1984, с. 502–519, 744–749.

Доп.: Красноречие Древней Руси (XI–XVII вв.). М., 1987. С. 235–247.

Доп.: Зимин А. А. Россия на пороге нового времени. М., 1972, с. 344–350.

Д. М. Буланин

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-. / Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, [2] с.

Карпов Федор Иванович (ск. до 1545), дипломат и писатель. Происходил из старинного княжеского рода. В 1495 году постельничий в поездке Ивана III и его внука Дмитрия в Новгород. С 1508 года Карпов становится одним из руководителей восточной политики Московского государства, занимаясь преимущественно Крымским ханством.

Сохранились четыре принадлежащие Карпову послания (два — Максиму Греку, митр. Даниилу, старцу Филофею). Это лишь малая часть переписки образованных и высоко ценящих знание книжников, посвященная богословию, политике и т.д.

В кратком послании Филофею Карпов оценивает “писанийце” старца Елеазарова монастыря как сложенное “Омировым бо словом и риторским разумом”, “не варварски же, ни невежески”. Карпову свойственная обширная светская начитанность. В послании Даниилу он ссылается на “Этику к Никомаху” Аристотеля, цитирует “Метаморфозы”, “Искусство любви” и “Фасты” Овидия. Он, по свидетельству Максима Грека, интересовался астрономией, философией, владел восточными языками, латынью, греческим. “Разумным” называл Карпова Максим Грек.

Карпов Федор Иванович (? - ок. 1540 г.) - боярин в княжение Ивана III Васильевича, Василия III Ивановича и Ивана IV Васильевича, сын И. К. Карпова. В 1508 г. под руководством Д. В. Ховрина участвовал в переговорах с ногайцами. В том же году встречал послов хана Менгли-Гирея. Вскоре его произвели в окольничие. Он становится одним из главных специалистов по восточным делам, поэтому именно к нему обращались с посланиями крымские царевичи. Зимой 1514/15 гг. под началом Ю. Д. Траханиота Малого и Г. Ф. Давыдова вёл переговоры с турецким послом Камалом. В 1516 г. вёл переговоры с Крымскими послами. В 1517 г. присутствовал на встрече с императорским послом С. Герберштейном и давал необходимые справки по турецкому вопросу. В том же году получил чин боярина. В 1518 г. самостоятельно вёл переговоры с Крымским послом Кудояром, затем присутствовал на приёме прусского посла. Тогда же его приглашали в качестве советника по восточным делам для участия в переговорах с императорским послом Ф. да Колло. В 1519 г. снова под руководством Давыдова и Траханиота участвовал в переговорах с крымским мурзой Аппаком. В 1519-1521 гг. описывал Муром. Став главной фигурой в восточной дипломатической службе России, Карпов принимал самое деятельное участие в переговорах 1523, 1524 и 1529 гг. с крымскими и турецкими послами. В 1526 г. и 1529 г. участвовал в приёме литовских представителей. В 1530 г. Карпов вёл переговоры с казанским послом Табаем и его свитой о свержении с казанского престола Сафа-Гирея и возведении Шейх-Али, а затем - Джан-Али. Среди сочинений Максима Грека значится одно его послание к Карпову.

Использованы материалы из кн.: Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 223-224.

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 269.

Карпов Федор Иванович (ум. до 1545) - русский политический деятель и писатель 1-й половины 16 века, ученик Максима Грека. Более 30 лет играл ведущую роль в руководстве внешней политикой Русского государства, в 30-40-х годах 16 века имел чин окольничего. Карпов был широко образованным человеком, знал латинский язык, античную литературу и философию. Из немногих сохранившихся сочинений Карпова наиболее известны послания к митрополиту Даниилу, Максиму Греку и др., отличающиеся образностью языка и смелой мыслью. Ратуя за сильное и "справедливое" самодержавие, он выражал интересы дворянства. Взгляды Карпова развил позднее И. С. Пересветов.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Источники: Дружинин В. Г., Несколько неизв. лит. памятников из сборника XVI в., ЛЗАК, в. 21, СПБ, 1909.

Литература: Ржига В. Ф., Боярин-западник XVI в. (Ф. И. Карпов), "Уч. зап. Ин-та истории РАНИОН", т. 4, М., 1929; Кимеева Е. Н., "Послание митрополиту Даниилу" Ф. Карпова, ТрОДРЛ, (т.) 9, М.-Л., 1953; Зимин А. A., Обществ.-политич. взгляды Ф. Карпова, там же, (т, 312, М.-Л., 1956.

Карпов Федор Иванович (? — до 1545), русский дипломат, боярин, писатель, православный мыслитель.

Карпов — один из руководителей восточной политики России в к. XV — 1-й пол. XVI в., при трех государях — Иване III, Василии III и Иване IV. Впервые он упомянут как постельничий Ивана III в 1495. В 1529 Карпов получил чин окольничего, а в 1537 — чин и должность оружничего (один из высших чинов, связанных с заведованием царским арсеналом).

В историю древнерусской литературы Карпов вошел как автор нескольких посланий, из которых до нас дошло четыре: 2 — Максиму Греку, 1 — митр. Даниилу и 1 — иноку Филофею.

Далее читайте:

Издание:

Памятник литературы Древней Руси. Кон. 15—1-я пол. 16 в. М., 1984.

Литература:

Ржига В. Ф. Боярин-западник 16 в. (Ф. И. Карпов). — В сб.: Ученые записки Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук Института истории, т. 4. М., 1929;

Памятники литературы Древней Руси. Кон. XV - 1-я иол. XVI в. М . 1984,

Карпов Федор Иванович (около 1475/80 — около 1540/45), русский политический деятель и писатель 1-й половины XVI в., дипломат, публицист. Происходил из рода Рюриковичей ветвь князей Фоминских. В источниках впервые упоминается в 1495 году как постельничий Ивана III, в последний раз - в 1539 году. При великом московском князе Василии III Ивановиче и наследовавшей ему Елене Васильевне Глинской занимал ключевые посты в Иноземном приказе. Играл ведущую роль в руководстве внешней политикой Русского государства в 30-х гг. XVI в. В 1508—1539 гг. занимался вопросами восточной внешней политикой России. Имел чин окольничего.

Источники и публикации

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Писатели России по алфавиту
  • Писатели России XVI века
  • Русские писатели по алфавиту
  • Русские писатели XVI века
  • Публицисты России
  • Дипломаты России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Карпов, Фёдор Иванович" в других словарях:

Карпов Фёдор Иванович — (? до 1540), дипломат, публицист. В 1508 1539 руководил восточной внешней политикой Русского государства, окольничий (1538). В посланиях к митрополиту Даниилу и Максиму Греку гуманистические и рационалистические устремления, интерес к наукам. * … Энциклопедический словарь

Карпов, Фёдор — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Карпов. Карпов, Фёдор: Карпов, Фёдор Андреевич: Карпов, Фёдор Андреевич (посол) (начало XVI века) посол Василия III в Казани. Карпов, Фёдор Андреевич (воевода) (середина XVI века)… … Википедия

Дуз-Хотимирский, Фёдор Иванович — Фёдор Иванович Дуз Хотимирский В 1923 году Дата рождения: 13 сентября (25 сентября) 1881(1881 09 25) … Википедия

Карпов — Содержание 1 Известные носители 1.1 А 1.2 Б 1.3 В … Википедия

Постельничий — Постельничий старинная должность придворного, в обязанности которого входило следить за чистотой, убранством и сохранностью царской постели. Постельничими обычно назначались близкие к царю бояре. При царе Иване III постельничими служили… … Википедия

Читайте также: