Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов рф кратко

Обновлено: 05.07.2024

Суверенитет (нем. Souveranitat, от франц. souverainete — верховная власть) — независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Суверенитет, т.е. верховная власть над определенной территорией. В обществе много видов власти, но высшей должно обладать государство, его решения обязательны для всех граждан. Лишь ему принадлежит право на издание законов. Суверенная власть, распространяющаяся на всю или большую часть территории страны, относится к числу важнейших признаков государства. Государственный суверенитет выражается в неприкосновенности территории государства, самоопределении ее народа, самостоятельном выборе внутренней и внешней политики. С помощью государственных органов государство осуществляет свои многочисленные функции.

Внутренние и внешние функции государства ( 9 класс)

Функции государства весьма многочисленны. Основные из них были присущи уже древним государствам, другие возникали по мере развития цивилизации. Функции государства делятся на внутренние и внешние.

К основным внутренним функциям государства относятся:

установление и поддержание режима законности и правопорядка в обществе;

организация экономической жизни, денежного обращения в стране;

осуществление общественно значимых работ (строительство дорог, мостов, систем орошения и т. п.);

социальная функция — организация в обществе тех или иных систем здравоохранения, просвещения, помощи неимущим и инвалидам и т. п.

К главным внешним функциям государства относятся:

защита границ и оборона страны при нападении извне;

внешнеполитическая деятельность — представление страны в отношениях с другими странами;

организация экономических связей с другими странами.

Формы государства ( 9 класс)

Форма государства – это способ организации государства, состоящий из формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Форма правления определяет способ образования органов государственной власти. Их всего две: монархия и республика. В монархии власть наследуется, а в республике правителя избирают на определенный срок. Монархии бывают абсолютными и ограниченными (конституционными). Республики бывают парламентскими, президентскими и смешанными. В парламентской республике сильна власть избираемого гражданами парламента. Парламент избирает президента и формирует правительство, ответственное только перед ним. Парламентскими республиками являются Италия, Германия. Роль президента в них слабее роли премьер-министра, возглавляющего правительство. В президентской республике сильна власть избираемого гражданами президента, который кроме того, что выполняет полномочия главы государства еще, и возглавляет правительство. Смешанные республики объединяют признаки парламентской и президентской республик. Россия является смешанной республикой. Форма государственного устройства – это характер отношений между высшими органами власти государства и органами власти его территориальных единиц. Существуют две формы государственного устройства: унитарные и федеративные государства. Любое государство делится на территориальные части (губернии, края, области и т.д.). Это необходимо для эффективного управления государством. В унитарных государствах эти территориальные части не имеют политической и юридической самостоятельности, они подчиняются центральным органам власти, у них нет своей конституции и законов. Тогда, как территориальные части федеративного государства, которые называются субъектами, имеют самостоятельность, свои органы государственной власти (главу, законодательный орган , правительство, суды), свои законы и конституцию.

Понятие и признаки органов государственной власти

  • Формирование органа в соответствии с порядком, установленным законодательно;
  • Каждый орган в государственном механизме обладает самостоятельностью;
  • Деятельность государственных органов регулируется законодательством;
  • Государственный орган обладает властными полномочиями;
  • У каждого государственного органа есть своя материальная и финансовая база;
  • Наличие четкой внутренней структуры.


Система органов государственной власти в РФ

  1. Единство системы. Строение системы органов государственного управления закреплено в конституции РФ (ст. 11).
  2. Разделение властей на три самостоятельные ветви: исполнительную, законодательную и судебную.
  3. Демократичность, выражается в том, что носитель власти – народ, который осуществляет свою волю через свободные выборы, и перед которым отчитываются должностные лица.
  4. Деятельность системы органов управления осуществляется в строгом соответствии с законами государства.
  5. Гуманизм, выражается в том, что главная цель системы органов власти – обеспечение интересов общества и человека.
  6. Суверенитет власти – это ее независимость от внешнеполитических факторов и верховенство внутри страны.

Структура органов власти в РФ

Законодательная власть в РФ

В России постоянно действует двухпалатное федеральное собрание – представительный и законодательный государственный орган. Верхняя и нижняя палаты федерального собрания имеют как общие, так и отдельные функции.


Функции палат Федерального собрания

Исполнительная власть в РФ

  1. Составление федерального бюджета, передача его Государственной думе и контроль за его исполнением.
  2. Контроль за единством финансовой, кредитной и денежной политики в России.
  3. Осуществление политики государства в области социального обеспечения, науки, культуры, экологии, здравоохранения и т.д.
  4. Осуществление мер, направленных на безопасность страны, увеличение ее обороноспособности.
  5. Реализация внешней политики.


Полномочия правительства РФ

Судебная власть в РФ

  1. Правосудие может осуществляться только судом.
  2. Строгое соответствие конституции и законодательству РФ.
  3. Судьи независимы, законом обеспечено невмешательство кого бы то ни было в осуществление правосудия. Судья не имеет права совмещать свою деятельность с любой другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, а также быть депутатом.
  4. Рассмотрение дел в большинстве случаев ведется коллегиально.
  5. На судебном процессе обязателен принцип состязательности, при этом стороны судебного процесса имеют равные права.
  6. В РФ действует презумпция невиновности, то есть правило, согласно которому человек не может быть признан виновным до тех пор, пока его вина не доказана.
  7. Недопустимо повторное осуждение за одно и то же преступление.
  8. Обе стороны судебного процесса имеют право пользоваться помощью квалифицированных юристов.

Институт президентства в РФ

  • Избирается на определенный срок – 6 лет.
  • Пользуется неприкосновенностью.
  1. Правотворческая деятельности (издание указов и распоряжений), право законодательной инициативы. Право вето.
  2. Предоставление гражданства РФ и политического убежища иностранным гражданам.
  3. Назначение представителей президента РФ в федеральных округах.
  4. Назначение выборов в Государственную Думу.
  5. Назначение представителя Правительства РФ.
  6. Выдвижение кандидатов на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов.
  7. Выполнение функций Верховного главнокомандующего вооруженными силами РФ.
  8. Руководит внешней политикой РФ.
  1. Власть
  2. Юридическая сила
  3. Государство
  4. Голосование
  5. Законопроект
  6. Форма государственного устройства
  7. Выборный
  8. Отлагательное вето
  9. Политический режим

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Осуществление управления федеральной собственностью (правит.114)
  2. Формирование Совета Безопасности России (през.83)
  3. Назначение на должность Председателя Счетной Палаты (госдума 103)
  4. Назначение выборов Государственной Думы (през 84)
  5. Назначение на должность судей Конституционного Суда (совет федерации 102)
  6. Утверждение военной доктрины РФ

Первое неверно, поскольку это относится к полномочиям Правительства (114 статья Конституции). А вот второе, согласно 83 статье Конституции, находится в ведении Президента. Третье, по 103 статье Конституции, относится к деятельности Государственной Думы. Четвертое, согласно 84 статье основного закона – полномочие Президента. Пятое относится к полномочиям Совета Федерации (102 статья Конституции), а шестое, согласно 83 статье – к полномочиям Президента.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Субъекты страны Х наделены значительной политической самостоятельностью.
  2. Правительство не несет ответственности перед парламентом.
  3. Президент избирается населением в ходе всеобщих выборов.
  4. Правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте.
  5. Правительство формируется президентом.

Первое неверно, поскольку это говорит о федеративном устройстве государства, но не о типе республики. А вот второе верно – правительство было бы ответственно перед парламентом в случае парламентской республики, а так оно ответственно перед президентом. Третье также верно, потому что при парламентской республике президент избирался бы членами парламента. Четвертое неверно, поскольку правительство формируется президентом, что сказано в 5 утверждении.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Гражданину 31 год.
  2. У гражданина нет высшего образования в области политологии.
  3. Гражданин проживает в РФ 8 лет.
  4. Гражданин по вероисповеданию католик.
  5. Гражданин не женат.

Согласно 81 статье Конституции, стать Президентом РФ может гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории страны не менее 10 лет. При этом для кандидатов не устанавливается образовательный ценз – то есть наличие высшего образования не обязательно. Пунктов о вероисповедании и семейном положении в списке обязательных требований к кандидатам тоже нет. Значит, верны 1 и 3 положения – гражданин моложе нужного возраста и проживает в стране меньше, чем того требует закон.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Согласно 114 статье Конституции, Правительство РФ занимается разработкой федерального бюджета и обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. Все остальные полномочия, в соответствии с 84 и 86 статьями Конституции РФ, находятся в ведении Президента РФ.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Совет Федерации
  2. Государственная Дума

Выполнить такое задание сложно, если не выучить полномочия палат. Согласно 102 статье Конституции РФ, к ведению Совета Федерации из данного списка относится утверждение изменения границ между субъектами РФ и назначение выборов Президента РФ. Все остальные пункты, в соответствии со 103 статьей Конституции, относятся к полномочиям Государственной Думы.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO1401s Установите соответствие между субъектами государственной власти РФ и функциями, которые они выполняют: к каждой позиции из 1 столбца подберите соответствующую ей позицию из 2 столбца.
ФУНКЦИИ СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
А) Осуществление помилования Б) Изменение границ между субъектами РФ В) Разработка федерального бюджета Г) Управление федеральной собственностью Д) Назначение на должность Председателя ЦБ РФ 1) Совет Федерации 2) Правительство РФ 3) Государственная Дума 4) Президент РФ
А Б В Г Д

Как видим, выполнить такое задание, не имея четкого представления о полномочиях субъектов власти, очень сложно, поэтому все это нужно хорошо выучить. Осуществление помилования относится к полномочиям Президента – это указано в 89 статье Конституции. Изменение границ между субъектами РФ – одно из полномочий Совета Федерации (102 статья Конституции). Разработкой федерального бюджета занимается Правительство, что указано в 114 статье Конституции. Управление федеральной собственностью также относится к полномочиям Правительства (та же 114 статья). А вот назначение на должность Председателя ЦБ РФ относится к ведению Государственной Думы (103 статья Конституции).

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Назначение выборов Президента Российской Федерации
  2. Разработка федерального бюджета
  3. Обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики
  4. Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации
  5. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации

Назначение выборов входит в ведение Совета Федерации, поэтому первое неверно. А вот второе верно – согласно 114 статье Конституции, это относится к полномочиям Правительства. Третье также находится в ведении Правительства, а вот четвертое и пятое, согласно 103 статье Конституции, относятся к полномочиям Государственной Думы.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации.
  2. Федеральное Собрание – нижняя палата парламента РФ.
  3. Состав Федерального Собрания избирается по пропорциональной системе.
  4. Федеральное Собрание – постоянно действующий орган.
  5. В Федеральное Собрание входит 450 членов.

Федеральное Собрание – парламент РФ; первое утверждение верно, поскольку это – представительный и законодательный орган нашей страны. Второе ошибочно; нижняя палата парламента – Государственная Дума. Третье тоже неверно: по пропорциональной системе избирается лишь состав Государственной Думы, а в Совет Федерации входит по 2 представителя от каждого субъекта страны. Четвертое верно согласно 99 статье Конституции. А вот пятое неправильно: 450 депутатов входит только в Государственную Думу.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Количество мест, которые партия получает в парламенте, зависит от процента голосов, полученных ею на выборах.
  2. Партии, не прошедшие процентный барьер, не получают места в парламенте.
  3. Независимые, беспартийные кандидаты также имеют право выдвинуть свою кандидатуру на выборы.
  4. Для избрания необходимо получить большинство голосов, при получении меньшинства голосов мест в парламенте партия не получает.
  5. Возможно применение системы абсолютного или относительного большинства голосов.

При пропорциональной избирательной системе голосование проходит по партийным спискам; исходя из процента набранных голосов партии получают соответствующее количество мест в парламенте. Однако для того, чтобы пройти в парламент, необходимо преодолеть определенный процентный барьер, то есть получить минимальное для прохождения в парламент число голосов – например, на выборах Государственной Думы он составляет 7%. Исходя из всего этого, видно, что верны первое и второе утверждения. Остальные утверждения характеризуют мажоритарную систему, при которой побеждает единственный кандидат, набравший большинство голосов – причем большинство может быть как абсолютным, так и относительным.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Мировой судья
  2. Супруг
  3. Военнослужащий срочной службы
  4. Избиратель
  5. Губернатор

Это задание на первый взгляд кажется несложным, однако важно помнить, что по российскому законодательству мировым судьей можно стать только с 25 лет, а губернатором – с 30. Вступать в брак граждане могут с 16 лет, на военную службу призываются с 18 лет, избирателем можно также стать по наступлении 18. Следовательно, верны второе, третье и четвертое положения.

Читайте также: