Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды полномочия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России (Росгидромет) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Подчиняется Правительству Российской Федерации.

Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 372 с изменениями от 14 декабря 2006 г. и 29 мая, 7 ноября 2008 г.

Росгидромет обеспечивает в установленной сфере деятельности выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации, в том числе по Конвенции Всемирной метеорологической организации, рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, подписанному в Мадриде 4 октября 1991 года.

Содержание

Основные функции

  • государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации,
  • лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы в соответствии с законодательством Российской Федерации,
  • государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов,
  • ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении,
  • формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения,
  • государственный мониторинг атмосферного воздуха.

Согласно отчёту Росгидромета, в 2009 году точными оказались 96 % суточных прогнозов службы. [1]

История

История метеослужбы России началась с создания в 1849 г. Главной физической обсерватории (ГФО). С этого времени началось на планомерной основе создание регулярной сети метеорологических и магнитных наблюдений, печатание и распространение материалов наблюдений, создание метеорологического приборостроения и системы поверки приборов.

Во время Первой мировой войны при ГФО было создано Главное военное управление (Главмет), от которого ведут свое начало Гидрометеорологическая служба вооруженных сил страны, гидрометеослужбы отдельных родов войск.

Гражданская война нанесла огромный ущерб наблюдательной сети. Прекратили работу 1072 станции в европейской части России и 461 станция — в Сибири. В 1918 г. ГФО получала сводки лишь от 17 станций страны и ни одной сводки из-за границы.

В период 1921—1929 гг. шел процесс создания метеорологических бюро в союзных республиках, краях, областях. Они стали прообразом созданных затем территориальных УГМС и ЦГМС. По примеру РСФСР были основаны центральные геофизические учреждения в союзных республиках.

ЦИК и Совнаркомом СССР 7 августа 1929 г. было принято постановление о создании Единой гидрометеорологической службы СССР. 9 февраля 1932 г. произошло слияние гидрометеорологических комитетов СССР и РСФСР. А 23 февраля 1933 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление об организации Центрального управления Единой гидрометеорологической службы СССР (ЦУЕГМС) при Народном комиссариате земледелия СССР. 14 ноября 1936 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление об организации Главного управления Гидрометеорологической службы при Совете Народных Комиссаров СССР (ГУГМС при СНК СССР).

К 1941 г. в состав Гидрометеослужбы страны входили республиканские и территориальные управления, пять крупных центральных научно-исследовательских институтов (ГГО, ЦИП, ГГИ, ЦАО, ГОИН), два высших учебных заведения (Московский и Харьковский гидрометеорологические институты), три техникума (в Москве, Владивостоке и Ростове-на-Дону), более 200 оперативных органов службы прогнозов погоды и водного режима.

С началом Великой Отечественной войны Гидрометеорологическая служба страны была переведена в состав Красной Армии и выполняла как работы для военных, так и для гражданских нужд, но и все свои прежние обязанности.

В послевоенные годы происходило дальнейшее активное преобразование и усиление службы. В 1950-е годы было создано пять новых региональных научно-исследовательских институтов — в Киеве (УкрНИГМИ), Ташкенте (САНИГМИ), Владивостоке (ДВНИГМИ), Тбилиси (ЗакНИГМИ) и Алма-Ате (КазНИГМИ).

В 1960-е годы в службу был передан еще ряд институтов — из Академии наук были переданы ИПГ, ВГИ, ГКЦ, из Главсевморпути — Арктический и антарктический научно-исследовательский институт.

В 1978 г. ГУГМС было преобразовано в Государственный комитет по гидрометеорологии и контролю природной среды СССР (Госкомгидромет СССР), который был отнесен к общесоюзным государственным комитетам, а его председатель автоматически становился членом Правительства СССР.

После распада СССР в 1991 г. была образована Гидрометеорологическая служба России в составе Минэкологии России.

Руководители службы

  • 1929—1936 — А. Ф. Вангенгейм
  • 1936—1939 — Г. А. Ушаков
  • 1939—1947, 1962—1974 — Е. К. Фёдоров
  • 1947—1950 — В. В. Шулейкин
  • 1950—1962 — А. А. Золотухин
  • 1974—1991 — Ю. А. Израэль
  • 1992—1993 — Ю. Ф. Зубов
  • 1993—2009 — А. И. Бедрицкий
  • 2009 — наст. время — А. В. Фролов

Структура

В настоящее время Гидрометеослужба России функционирует как самостоятельная Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). В ее состав в настоящее время входит 22 территориальных управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС), при этом большинство УГМС имеют в своем составе региональные центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЦГМС), расположенные в центрах регионов РФ (областей, краёв, республик).

В составе Росгидромета работают 17 научно-исследовательских институтов, из них два имеют статус Государственного научного центра (Гидрометцентр России и Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). При службе функционирует шесть техникумов (в городах Алексин, Владивосток, Москва, Иркутск, Ростов, Туапсе), а также ряд других вспомогательных организаций.

I. Общие положения

1. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, федеральному государственному контролю (надзору) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.05.2008 N 404, от 08.08.2009 N 649, от 14.09.2009 N 737, от 06.06.2013 N 477, от 15.11.2021 N 1943)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обеспечивает в установленной сфере деятельности выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации, в том числе по Конвенции Всемирной метеорологической организации, рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, подписанному в г. Мадриде 4 октября 1991 г.

2. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 N 404)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также настоящим Положением.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 N 404)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения .

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет:

A) обеспечение органов государственной власти, Вооруженных Сил РФ, а также населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;

Б) организацию составления прогнозов погоды, водности, урожая сельскохозяйственных культур, глобальных и региональных изменений климата;

B) обеспечение работы противолавинной службы;

Г) определение в установленном порядке перечня работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, организацию и обеспечение их выполнения;

Д) участие в установленном порядке в проведении гидрометеорологической экспертизы проектов строительства и проектов освоения территорий;

Е) согласование в установленном порядке условий гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения плавания судов, полетов летательных аппаратов, работы космонавтов в открытом космосе, проведения спасательных операций;

Ж) исследования гидрометеорологических и геофизических процессов в атмосфере, на поверхности суши, в Мировом океане, Арктике и Антарктике, а также в околоземном космическом пространстве в части изучения и прогнозирования радиационной обстановки, состояния ионосферы и магнитного поля Земли;

3) утверждение перечня приборов, аппаратуры и других технических средств наблюдений по профилю своей деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования.

A) осуществляет контроль и надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;

Б) осуществляет контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

B) осуществляет контроль и надзор за состоянием, использованием,
охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

Г) осуществляет контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов;

Д) осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;

Е) осуществляет контроль и надзор за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;

Ж) осуществляет контроль и надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений;

3) государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с Постановлением Правительства от 25 сентября 2008 г. N 716 О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды) утвержден перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды).

Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющие федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды), являются одновременно по должности государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы, в том числе:




руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - главным государственным инспектором Российской Федерации по охране природы;

заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля, - заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы;

начальники управлений, заместители начальников управлений, начальники отделов и заместители начальников отделов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля, - старшими государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы;

начальники отделов, заместители начальников отделов территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля, - старшими государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности (на территории субъекта Российской Федерации);

федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля, - государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности (на территории субъекта Российской Федерации).

Данное постановление утвердило перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды)

1. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
2. Заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля.

3. Начальники управлений, заместители начальников управлений, начальники отделов и заместители начальников отделов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля.
4. Федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля.
5. Руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

6. Заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля.

7. Начальники отделов, заместители начальников отделов территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля.

8. Федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения .

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет:

A) обеспечение органов государственной власти, Вооруженных Сил РФ, а также населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;

Б) организацию составления прогнозов погоды, водности, урожая сельскохозяйственных культур, глобальных и региональных изменений климата;

B) обеспечение работы противолавинной службы;

Г) определение в установленном порядке перечня работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, организацию и обеспечение их выполнения;

Д) участие в установленном порядке в проведении гидрометеорологической экспертизы проектов строительства и проектов освоения территорий;

Е) согласование в установленном порядке условий гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения плавания судов, полетов летательных аппаратов, работы космонавтов в открытом космосе, проведения спасательных операций;

Ж) исследования гидрометеорологических и геофизических процессов в атмосфере, на поверхности суши, в Мировом океане, Арктике и Антарктике, а также в околоземном космическом пространстве в части изучения и прогнозирования радиационной обстановки, состояния ионосферы и магнитного поля Земли;

3) утверждение перечня приборов, аппаратуры и других технических средств наблюдений по профилю своей деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования.

A) осуществляет контроль и надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;

Б) осуществляет контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

B) осуществляет контроль и надзор за состоянием, использованием,
охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

Г) осуществляет контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов;

Д) осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;

Е) осуществляет контроль и надзор за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;

Ж) осуществляет контроль и надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений;

3) государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с Постановлением Правительства от 25 сентября 2008 г. N 716 О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды) утвержден перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды).

Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющие федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды), являются одновременно по должности государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы, в том числе:

руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - главным государственным инспектором Российской Федерации по охране природы;

заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля, - заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы;

начальники управлений, заместители начальников управлений, начальники отделов и заместители начальников отделов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля, - старшими государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы;

начальники отделов, заместители начальников отделов территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля, - старшими государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности (на территории субъекта Российской Федерации);

федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля, - государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности (на территории субъекта Российской Федерации).

Данное постановление утвердило перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды)

1. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
2. Заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля.

3. Начальники управлений, заместители начальников управлений, начальники отделов и заместители начальников отделов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля.
4. Федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля.
5. Руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

6. Заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля.

7. Начальники отделов, заместители начальников отделов территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля.

8. Федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля.

Росгидромет - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Вышестоящий орган исполнительной власти - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Горгидромет

Полномочия, задачи и функции

Росгидромет в указанной сфере деятельности обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации, в том числе по Конвенции Всемирной метеорологической организации, рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике.

Принципиальным для деятельности Росгидромета в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области мониторинга окружающей среды и ее загрязнения является обеспечение права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, закрепленного в ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Росгидромет осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Деятельность Росгидромета базируется на международном обмене гидрометеорологической и другой информацией о состоянии окружающей среды на глобальном уровне. Правительство Российской Федерации по становлением от 8 февраля 2002 года № 94 подтвердило свои обязательства, вытекающие из участия России в Конвенции ВМО, в т. ч. по международному обмену данными гидрометеорологических наблюдений и осуществлению функций Мирового метеорологического центра в г. Москве.

Миссия Росгидромета состоит в обеспечении гидрометеорологической безопасности Российской Федерации и предоставлении государственных услуг в области гидрометеорологии, смежных с ней областях и мониторинга загрязнения окружающей среды и направлена на достижение следующих национальных целей:

  • повышение качества жизни населения;
  • обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста;
  • создание потенциала для будущего развития;
  • повышение уровня национальной безопасности. Гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:
  • глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением;
  • единство и сопоставимость методов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также методов сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации;
  • безопасность проведения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;
  • интеграция с внутригосударственными и международными системами мониторинга окружающей среды, ее загрязнения;
  • эффективность использования информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
  • обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, и ее доступности для пользователей (потребителей);
  • соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей среды и обеспечения экологической и гидрометеорологической безопасности.

Обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменений климата (обеспечение гидрометеорологической безопасности) — первая стратегическая цель Росгидромета. Деятельность в рамках достижения указанной цели, в первую очередь, направлена на снижение потерь от опасных гидрометеорологических явлений (ОЯ) — природных процессов и явлений, которые по своей интенсивности (силе), масштабу распространения и продолжительности оказывают или могут оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую среду.

Эта деятельность осуществляется, прежде всего, путем незамедлительной передачи экстренной информации об опасности возникновения и развития ОЯ в Национальный центр управления в кризисных ситуациях Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также путем передачи штормовых предупреждений и (или) штормовых оповещений населению, государственным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления.

Актуальной остается задача повышения эффективности активного воздействия на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления. Прежде всего, это касается мер по защите населения, рекреационных центров и объектов экономики от снежных лавин, активных воздействий с целью улучшения метеоусловий во время проведения массовых мероприятий, спортивных соревнований, а также противоградовой защиты сельскохозяйственных посевов.

Второй стратегической целью Росгидромета является обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики, Вооруженных Сил Российской Федерации, Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. Деятельность по достижению указанной цели включает в себя:

  • предоставление информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении населению, органам государственной власти, секторам экономики, Вооруженным Силам Российской Федерации, Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • формирование государственных информационных ресурсов в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики), мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения.

Третья стратегическая цель Росгидромета — гидрометеорологическое обеспечение деятельности Российской Федерации в Арктике, Антарктике (в районе действия Договора об Антарктике) и Мировом океане.

Деятельность Росгидромета в рамках этой цели направлена, в первую очередь, на развитие сети пунктов сбора гидрометеорологической и гелиогеофизической информации и передаваемой обзорной и прогностической информации о состоянии окружающей среды в регионах Арктики, Антарктики и в акватории Мирового океана.

В последнее время эта деятельность приобретает особо важное значение в связи с решением задач по освоению природных ресурсов этих регионов.

Реализация миссии и достижение стратегических целей осуществляется путем решения следующих основных задач Росгидромета:

Читайте также: