Федеральная дорожная сеть в настоящее время кратко

Обновлено: 05.07.2024

Реализация программ дорожной деятельности (региональных проектов) в отношении автомобильных дорог общего пользования, объектов улично-дорожной сети в целях:

увеличения в 2024 году доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 50 процентов (относительно их протяженности по состоянию на 31 декабря 2017 г.);

снижения в 2024 году доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности на 10 процентов по сравнению с 2017 годом;

снижения в 2024 году количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом;

доведения в 2024 году в крупнейших городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85 процентов.

Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям "1", %

31 декабря 2017 г.

Доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии, %

31 декабря 2017 г.

Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, %

31 декабря 2017 г.

Количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети, %

31 декабря 2017 г.

"1" По данным формы статистической отчетности 1-ДГ по состоянию на 31 декабря 2017 г. общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения составляет 511 тыс. км.

3. Задачи и результаты федерального проекта

Наименование задачи, результата

Реализация программ дорожной деятельности (региональных проектов) в отношении автомобильных дорог общего пользования, объектов улично-дорожной сети в целях:

приведения в нормативное состояние сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;

доведения доли улично-дорожной сети городских агломераций, находящейся в нормативном состоянии, до 85%; сокращения доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки;

ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий

Определение участков дорожной сети федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, которые должны быть приведены в нормативное состояние, дорожной сети городских агломераций (формирование перечней автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), объектов улично-дорожной сети)

В целях формирования программ дорожной деятельности (региональных проектов) в субъектах Российской Федерации определены перечни участков дорожной сети федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, которые должны быть приведены в нормативное состояние, дорожной сети городских агломераций. На основании указанных перечней подготовлены проекты программ дорожной деятельности (региональных проектов)

Формирование программ дорожной деятельности (региональных проектов) в рамках федерального проекта "Дорожная сеть" федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (детализированные на период 2019 - 2021 годов, укрупненные на период 2022 - 2024 годов)

Программы дорожной деятельности (региональные проекты), детализированные на период 2019 - 2021 годов и укрупненные на период 2022 - 2024 годов, согласованы на уровне субъектов Российской Федерации, с ФАУ "Росдорнии" и представлены на утверждение в Росавтодор

Разработка и утверждение регламента взаимодействия Минтранса России, Росавтодора, Государственной компании "Автодор", ФАУ "Росдорнии", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках реализации национального проекта, предусматривающего, в том числе, установление порядка мониторинга контроля качества реализуемых субъектами Российской Федерации мероприятий федерального проекта

В целях организации взаимодействия Минтранса России, Росавтодора, Государственной компании "Автодор", ФАУ "Росдорнии", ФКУ "Центрдорразвития", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках реализации национального проекта утвержден Регламент взаимодействия

Утверждение Правительством Российской Федерации Правил распределения и предоставления иных межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий национального проекта

Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила распределения и предоставления иных межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий национального проекта

Заключение с субъектами Российской Федерации соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, предусматривающих принятие субъектами Российской Федерации обязательств по достижению показателей и решению задач национального проекта

Росавтодором заключены соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов с субъектами Российской Федерации, участвующими в реализации национального проекта, для обеспечения возможности достижения установленных показателей и решения задач национального проекта

На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий

Субъектами Российской Федерации достигнуты показатели федерального проекта в текущем году и представлены отчеты о реализации программ дорожной деятельности (региональных проектов) в Росавтодор

Субъектами Российской Федерации разработаны и представлены в Росавтодор согласованные программы дорожной деятельности (региональные проекты), актуализированные в том числе с учетом проведения оценки использования новых технологий и материалов за отчетный период

Программы дорожной деятельности (региональные проекты), актуализированные в том числе, с учетом проведения оценки использования новых технологий и материалов за отчетный период, утверждены и представлены на согласование в Росавтодор

На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий

Субъектами Российской Федерации достигнуты показатели федерального проекта в текущем году и представлены отчеты о реализации программ дорожной деятельности (региональных проектов) в Росавтодор

Субъектами Российской Федерации разработаны и представлены в Росавтодор согласованные программы дорожной деятельности (региональные проекты), актуализированные в том числе с учетом проведения оценки использования новых технологий и материалов за отчетный период

Программы дорожной деятельности (региональные проекты), актуализированные в том числе с учетом проведения оценки использования новых технологий и материалов за отчетный период, утверждены и представлены на согласование в Росавтодор

На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий

Субъектами достигнуты показатели федерального проекта в текущем году и представлены отчеты о реализации программ дорожной деятельности (региональных проектов) в Росавтодор

Субъектами Российской Федерации разработаны и представлены в Росавтодор согласованные программы дорожной деятельности (региональные проекты), актуализированные в том числе с учетом проведения оценки использования новых технологий и материалов за отчетный период

Программы дорожной деятельности (региональные проекты), актуализированные в том числе с учетом проведения оценки использования новых технологий и материалов за отчетный период, утверждены и представлены на согласование в Росавтодор

На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий

Субъектами Российской Федерации достигнуты показатели федерального проекта в текущем году и представлены отчеты о реализации программ дорожной деятельности (региональных проектов) в Росавтодор

Субъектами Российской Федерации разработаны и представлены в Росавтодор согласованные программы дорожной деятельности (региональные проекты), актуализированные в том числе с учетом проведения оценки использования новых технологий и материалов за отчетный период

Программы дорожной деятельности (региональные проекты), актуализированные в том числе с учетом проведения оценки использования новых технологий и материалов за отчетный период, утверждены и представлены на согласование в Росавтодор

На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий

Субъектами Российской Федерации достигнуты показатели федерального проекта в текущем году и представлены отчеты о реализации программ дорожной деятельности (региональных проектов) в Росавтодор

Субъектами Российской Федерации разработаны и представлены в Росавтодор согласованные программы дорожной деятельности (региональные проекты), актуализированные в том числе с учетом проведения оценки использования новых технологий и материалов за отчетный период

Программы дорожной деятельности (региональные проекты), актуализированные в том числе с учетом проведения оценки использования новых технологий и материалов за отчетный период, утверждены и представлены на согласование в Росавтодор

На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий

Субъектами Российской Федерации достигнуты показатели федерального проекта в текущем году и представлены отчеты о реализации программ дорожной деятельности (региональных проектов) в Росавтодор

Автомобильные дороги России – автомобильные дороги общего и необщего пользования, находящиеся на территории России.

Содержание

Классификация

    . Список этих дорог утверждается Правительством РФ. Находятся в собственности Российской Федерации. . Критерии отнесения дорог к этой категории утверждаются субъектом РФ. Находятся в собственности субъектов РФ.
  • Автомобильные дороги местного значения. Дороги в границах поселений (муниципального района, городского округа), не попадающие в другие категории. Находятся в собственности поселений.
  • Частные автодороги. Дороги, находящиеся в собственности физических и юридических лиц.

Учет и нумерация автодорог

Сведения обо всех дорогах подлежат включению в Единый государственный реестр автомобильных дорог РФ, ответственность за ведение которого возложена на Минтранс РФ. Любое лицо вправе получить выписку из реестра за плату, не превышающую 200 руб [2] . Это позволяет четко идентифицировать лицо, обязанное содержать соответствующую дорогу, что ранее в ряде случае оказывалось затруднительным, позволяло уклоняться от ответственности за ущерб, причиненный вследствие ненадлежащего состояния дороги и т.д.

Официальные учетные номера автомобильным дорогам федерального значения присвоены Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 № 62 (с изм. и доп.) [3] . Учетные номера дорогам регионального и местного значения должны присваиваться их собственниками. Фактически на картах автомобильных дорог продолжают использоваться исторические номера, присвоенные автодорогам регионального и местного значения в советское время. Многие дороги вовсе не имеют учетных номеров.

Платные автомобильные дороги

При объявлении автодороги платной владельцам транспортных средств должна быть обеспечена возможность альтернативного бесплатного проезда по автомобильной дороге общего пользования, протяженность которой не должна превышать протяженность платной дороги более, чем втрое.

Сеть автодорог

Большинство дорог на территории России образуют замкнутую федеральную сеть. Плотность сети больше в европейской части России и уменьшается по мере движения на север и восток. Плотность автодорог на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов является наименьшей. Многие из находящихся здесь дорог не соединены с федеральной сетью.

Общая протяжённость российской сети автодорог общего пользования федерального, регионального и местного значения оценивается Росавтодором в 1,1 млн км. (в том числе протяжённость местных дорог — 0,5 млн км) [4] , что явно недостаточно для такой страны, как Россия (для сравнения: протяжённость автодорог США составляет 6,4 млн км, Индии — 3,4 млн км) [5] . Протяженность автомобильных дорог федерального значения по данным Росавтодора составляет 50.5 тыс. км [6] .

Инфраструктура автодорог в целом находится в зачаточном состоянии. Относительно более развита сеть АЗС, главным образом, за счёт активного строительства новых станций игроками федерального и местного уровней в 2000-е годы. Остальные виды придорожного сервиса (точки общественного питания, мотели, автосервис и техпомощь, справочные услуги и др.) развиты слабо или не развиты вовсе.

Строительство и реконструкция дорог

В соответствии с Транспортной стратегией России до 2030 года общая протяжённость дорожной сети автодорог РФ при инновационном развитии российской экономики должна достигнуть 1,7 млн км (+54 %). Предстоит существенно увеличить темпы строительства и реконструкции дорог, создать новую систему автомагистралей, обеспечивающих движение транзитных автомобильных потоков в обход населенных пунктов с подъездами к ним. Планируется создание дорожной сети для обеспечения развития потенциальных точек экономического роста, в том числе для комплексного освоения новых территорий Сибири и Дальнего Востока.

В настоящее время при строительстве дорог применяется морально устаревшая, дорогая и медленная технология асфальтобетонного покрытия, к тому же не слишком пригодная для климата России и требующая частого ремонта покрытия. По мнению исследователей [7] , использование такой технологии ведёт в финансово-технологический тупик. Выходом из него могло бы стать использование бетонных технологий [8] , в частности технологии бетонных плит, стянутых стальными тросами, которая активно используется в США, позволяя быстро, дешево и качественно строить дороги.

Возможно, ситуация изменится в связи с тем, что проблема используемых дорожных технологий рассмотрена на самом высоком уровне: в послании Президента РФ Федеральному Собранию (12 ноября 2009) [9] . Например, по информации, размещённой на сайте Росавтодора в январе 2010, восточный обход Новосибирска (часть дороги М52 ) планируется строить с применением цементно-бетонного покрытия.




Качество самой дороги, по словам Кобызевой, оставляло желать лучшего. Хоть движение было далеко не таким активным, как сейчас, — в некоторых местах трасса была сильно разбита.

Однако на бетонку никто тогда и не думал жаловаться, ведь до нее от самого Воронино до сих пор нужно ехать по грунтовке через дачный поселок. Всего около километра. За эту дорогу местным жителям приходилось воевать с туристами, которые едут со всей страны к святому источнику Гремячий ключ, открытому самим Сергием Радонежским.


Фото: Анатолий Семехин / ТАСС

В соседней деревне Ботово была такая же проблема. Дошло до того, что решать ее пришлось местным жителям. Один из них построил асфальтовую дорогу на свои деньги. По сути, это частная дорога, и сложно даже представить, сколько заплатил за нее владелец. Сумму, хотя бы примерную, никто из местных не называет. По крайней мере, чужим людям. Но никаких шлагбаумов нет. И местные, и туристы пользуются дорогой свободно.

Примечательно, что этот отрезок в полтора километра длиной находится практически в идеальном состоянии и спустя многие годы.

Лишь в последние годы власти, наконец, построили для тех, кто едет к святому источнику, отдельную дорогу и даже оборудовали парковку.




Другими глазами на дорогу смотрят опытные российские дальнобойщики. По их наблюдениям, за двадцать лет кардинально изменилась сама дорожная инфраструктура.

6086188 25.11.2019 Зона отдыха у автозаправочной станции на трассе М-11 Москва — Санкт-Петербург.

О качестве дорог в масштабах страны, по словам Котова, судить очень сложно. Двадцать лет назад была другая эпоха: суровые люди ездили на суровой технике.

Хуже, по его словам, стали только сами водители.




Но главным отличием нынешних дорог от тех же, но двадцатилетней давности, стала безопасность.

Котов раньше всегда возил с собой в кабине карабин, похожий на автомат Калашникова, и газовый пистолет на ремне, но проходимцев, вымогателей и мошенников на дороге встречалось так много, что порой спасало только чудо.


Фото: Семехин Анатолий / ТАСС

Бандиты, по его наблюдениям, часто работали вместе с гаишниками, и именно это сотрудничество доставляло наибольшие проблемы. Сейчас же неприятности могут возникнуть только из-за какого-нибудь наркомана, угрожающего ломом пробить радиатор, если не дать ему на дозу.




В 2000 году Романов достаточно налюбовался дорогами с пассажирского места в кабине КамАЗа, которым управлял его отец. В основном все эти трассы оставляли желать лучшего. Во многом из-за качества самого асфальта и технологии его укладки.

Он хорошо помнит, что двадцать лет назад почти нигде не было металлических заграждений между рядами встречного движения, чаще происходили лобовые столкновения из-за засыпавших за рулем водителей. А сейчас есть и заграждения, и так называемая шумовая разметка: выступы на асфальте, создающие вибрацию и шум в салоне, что помогает встряхнуть задремавшего шофера.

Кроме прочего, на конец 90-х и начало 2000-х, по словам Романова, пришелся расцвет АЗС с некачественным бензином. Нужно было с умом выбирать подходящие автозаправки, и страдали не только те, кто искал топливо дешевле рыночной стоимости. Заметно вырос и дорожный разбой.




Исторические сложности

На протяжении российской истории с дорогами всегда было непросто. В некоторой степени сложности со строительством объясняются географическим положением и климатическими условиями — суровым климатом на значительной части территории страны. Кроме того, России, в отличие от стран Запада, не досталась в наследство дорожная система Древнего Рима, отдельные участки которой используются и по сей день. Россия возникла на богатой, но неосвоенной территории, и это оставило отпечаток на особенностях развития и строительства дорог в стране.

не имели к середине 1990-х асфальтированного выезда на основную сеть автомагистралей

После крушения Советского Союза современной России досталась разрозненная сеть разбитых дорог. Ситуация была настолько катастрофической, что граждане не могли даже поехать в соседние регионы. Поездки во многом зависели от погоды и времени года: люди месяцами могли быть отрезаны от цивилизации, даже не имея возможности получить медицинскую помощь. К середине 1990-х около 167 районных центров (из 1837) не были соединены с областными и республиканскими центрами дорогами с твердым покрытием. Не имели выезда на основную сеть автомагистралей по дорогам с твердым покрытием и жители около 250 тысяч средних и мелких населенных пунктов.

На фоне сложной экономической ситуации до решения этой проблемы у государства попросту не доходили руки, это не только создавало трудности жителям, но и тормозило развитие страны.

Катастрофически не хватало именно скоростных магистралей. До 2000 года их протяженность составляла всего 365 километров: это МКАД, шоссе Москва — Тула и шоссе Москва — Волоколамск. Две последних магистрали строили еще к Олимпиаде, которая прошла в Москве в 1980-м.




Время перемен

Ситуация начала кардинально меняться в нулевые — транспортная инфраструктура стала стремительно развиваться, протяженность трасс увеличилась, в стране начали появляться платные дороги, стартовала масштабная реконструкция существующих магистралей. К началу 2000-х протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием увеличилась на 42 тысячи километров (до 361 тысячи километров).


В 2014-м Россия присоединила Крым, а уже спустя два года началось строительство Крымского моста.

Мегапроект удалось закончить, несмотря на введенные санкции, сложные отношения с Украиной и проблемы со снабжением. Мост соединил полуостров с материковой Россией. Длина моста — 19 километров, что делает его самым протяженным в стране. На нем параллельно осуществляется автомобильное и железнодорожное движение. Автомобильную часть моста открыли 15 мая 2018 года, движение легковых машин и автобусов запустили на следующий день, поезда ходят через Керченский пролив с конца 2018 года. Общая стоимость проекта составила почти 228 миллиардов рублей.





Взгляд в будущее

Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

Важную роль стройки играют и в условиях глобального кризиса из-за пандемии: именно дорожные мегапроекты стали стимулом для экономики. Расходы на них собираются увеличить на 7,7 миллиарда рублей за счет средств, заложенных на будущие годы. Масштабные проекты оживят автомобильный рынок, доставку продуктов и другие сегменты экономики. Кроме того, там смогут найти работу те, кто лишился ее во время пандемии.


6.1. Федеральный проект "Дорожная сеть"

В рамках федерального проекта "Дорожная сеть" национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" предусматривается реализация программ дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, объектов улично-дорожной сети в целях:

приведения в нормативное состояние сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, улично-дорожной сети городских агломераций ;

сокращения доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки;

ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.

Реализация указанных программ дорожной деятельности должна обеспечить достижение следующих целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204:

увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 50% (относительно их протяженности по состоянию на 31 декабря 2017 г.);

снижение доли автомобильных дорог регионального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности на 10% по сравнению с 2017 годом;

снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом;

доведение в городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85%.

Финансовое обеспечение реализации указанных программ дорожной деятельности в части автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, улично-дорожной сети городских агломераций осуществляется с использованием средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в виде иных межбюджетных трансфертов, (далее - ИМБТ), а также дополнительных средств, получаемых субъектами в рамках исполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204, предусматривающих доведение норматива зачисления налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от акцизов на горюче-смазочные материалы до 100% (далее - дополнительные средства).

Объем ИМБТ и дополнительных доходов, направляемых бюджету i-го субъекта Российской Федерации определяется исходя из:

- объема средств, предоставляемых для достижения целевых показателей в части улично-дорожной сети городских агломераций;

- объема средств, предоставляемых для достижения целевых показателей в части сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения вне городских агломераций.

Определение объема средств, предоставляемых для достижения целевых показателей в части улично-дорожной сети городских агломераций, осуществляется с учетом численности населения города (городов), образующих городскую агломерацию.

Мероприятия национального проекта в части модернизации дорожной сети городских агломераций проводятся в 38 городских агломерациях, участвующих в реализации приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги", городских агломерациях, образуемых административными центрами субъектов Российской Федерации, и городах с населением свыше 200 тысяч человек .

Определение объема средств, предоставляемых для достижения целевых показателей в части сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения вне городских агломераций, осуществляется с учетом состояния автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на основании данных федерального статистического наблюдения (форма федеральной статистической отчетности N 1-ДГ Сведения об автомобильных дорогах общего пользования и сооружениях на них федерального, регионального или межмуниципального значения", утверждена приказом Росстата от 18 августа 2015 г. N 380).

Данный подход согласуется с положениями проекта Стратегии пространственного развития Российской Федерации, предусматривающими необходимость повышения устойчивости пространственного развития Российской Федерации, в том числе за счет увеличения количества точек экономического роста.

Под термином "городская агломерация" понимается образуемая крупнейшим городским округом - "ядром агломерации" и муниципальными образованиями - "спутниками" многокомпонентная система с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями, в частности, наличием "маятниковой" трудовой миграции населения.

Под термином "дорожная сеть городской агломерации" понимается определяемая в ходе подготовки программ дорожной деятельности совокупность имеющих агломерационное значение и расположенных на территории городской агломерации автомобильных дорог общего пользования местного, регионального и федерального значения, а также следующих объектов улично-дорожной сети :

- магистральные дороги скоростного и регулируемого движения;

- магистральные улицы непрерывного и регулируемого движения общегородского значения, транспортно-пешеходные и пешеходно-транспортные районного значения;

- наиболее загруженные улицы и дороги местного значения.

ИМБТ предоставляются при условии принятия субъектами Российской Федерации обязательств:

- по решению всех задач, необходимых для исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 в части национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в соответствии с утвержденными паспортами национального и федерального проектов;

- по достижению необходимых значений целевых показателей в соответствии с утвержденными паспортами национального и федерального проектов;

- по направлению на цели реализации национального и федерального проектов средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;

- по соблюдению регламента взаимодействия Минтранса России, Росавтодора, Государственной компании "Автодор", ФАУ "Росдорнии", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках реализации национального проекта;

- по утверждению в целях реализации национального проекта программ дорожной деятельности (включающих программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городских агломераций) по согласованию с Росавтодором, ГУОБДД МВД России, ФАУ "Росдорнии", по итогам проведения общественных обсуждений данных программ;

- по включению в программы дорожной деятельности положений, предусматривающих:

применение новых технологий и материалов;

применение при реализации капиталоемких мероприятий новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая контракты жизненного цикла;

соблюдение подрядными организациями гарантийных обязательств;

организацию системы контроля качества проводимых работ согласно рекомендациям Минтранса России;

синхронизацию проводимых работ с работами жилищно-коммунальных служб, иными национальными и федеральными проектами;

- по организации работы по актуализации информации в развернутых в рамках реализации национального проекта информационных системах.

Программы дорожной деятельности, разрабатываемые и реализуемые в целях настоящего федерального проекта, в том числе должны предусматривать:

- фиксацию "опорной" дорожной сети субъектов Российской Федерации , дорожной сети городских агломераций;

- формирование пообъектных планов работ по годам;

- проведение дорожных работ в целях достижения всех целевых показателей;

- плановые значения всех целевых показателей по годам;

- проведение работ по инструментальной диагностике;

- направление доходов бюджетов субъектов от штрафов за нарушение Правил дорожного движения (но не менее 10% от общего объема расходов на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог) на выполнение следующих задач :

обеспечение безопасности пешеходов, в том числе за счет совмещения всех расположенных в населенных пунктах наземных пешеходных переходов с искусственными неровностями; строительства внеуличных пешеходных переходов либо обустройства регулируемых пешеходных переходов на многополосных автомобильных дорогах; обеспечения дублирования дорожных знаков "Пешеходный переход" над проезжей частью автомобильных дорог вне населенных пунктов и магистральных дорог в населенных пунктах; применения удерживающих пешеходных ограждений в местах несанкционированного перехода проезжей части, расположений образовательных организаций и мест массового притяжения граждан;

обеспечение видимости транспортных средств и пешеходов в ночное время, в том числе за счет устройства наружного освещения в населенных пунктах, в пределах транспортных развязок, пешеходных переходов, в местах расположения остановок общественного транспорта и на аварийно-опасных участках;

обустройство кривых малого радиуса, участков с неуположенными откосами соответствующими дорожными знаками, направляющими устройствами и (или) сигнальными столбиками;

обеспечение круглогодичного наличия дорожной разметки, и использование желтой разметки на двух и трехполосных дорогах для обозначения линий, разделяющих встречные направления движения;

обеспечение условий для отдыха водителей в пути за счет строительства площадок отдыха на автомобильных дорогах вне населенных пунктов с их обустройством объектами сервиса (в том числе за счет использования механизмов ГЧП);

разделение встречных (на многополосных дорогах) и пересекающихся потоков транспортных средств путем применения дорожных ограждений (в том числе троссовых) и направляющих устройств, строительство разноуровневых транспортных развязок и железнодорожных переездов, введение светофорного регулирования в сложных транспортных узлах и пересечений с круговым движением;

отдаления рекламных конструкций за пределы полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог вне населенных пунктов.

Приведение автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и дорожной сети городских агломераций в нормативное состояние будет осуществляться с учетом соблюдения требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог".

Рисками реализации проекта являются:

1. Возникновение бюджетного дефицита, сокращение необходимых для достижения целевых показателей объемов финансирования мероприятий федерального проекта в том числе в связи с получением объема доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, в размере ниже прогнозируемого при разработке федерального проекта.

2. Изменение объемов доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, в результате внесения изменений в налоговое законодательство.

3. Повышение цен на дорожно-строительные материалы.

4. Нарушение сроков разработки программ дорожной деятельности субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов и иных документов, необходимых для реализации федерального проекта.

5. Повышение стоимости дорожной техники, закупаемой за пределами Российской Федерации и не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, в связи с возможными колебаниями на рынке валют.

6. Снижение качества выполняемых работ в связи с сокращением положительных эффектов от масштабов выполняемых работ в результате исполнения требований антимонопольных органов о разукрупнении лотов при проведении торгов.

В целях управления указанными рисками будет разработана комплексная ресурсная модель управления реализации проекта. Также нивелирование рисков будет обеспечиваться за счет реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденного ">распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р.

Принимаемые в рамках федерального проекта меры достаточны для решения поставленных задач. Мероприятия в рамках дорожной деятельности также будут осуществляться владельцами автомобильных дорог в рамках их текущей деятельности.

Минтранс и Росавтодор при поддержке регионов сформировали опорную сеть автодорог — важную часть транспортной стратегии России. В документ вошли 138 тыс. км федеральных и региональных трасс, выполняющих стратегическую роль для развития экономики страны. На поддержание и развитие этих дорог государство будет выделять средства в приоритетном порядке.


Фото: Станислав Забурдаев, Коммерсантъ

Фото: Станислав Забурдаев, Коммерсантъ

На данный момент опорная сеть уже сформирована, в нее вошли в общей сложности 138 тыс. км дорог, в том числе федеральных — 62 тыс. км, региональных — 76 тыс. км (из них 14 тыс. км планируется к передаче в федеральную собственность). Это:

  • дороги, связывающие по кратчайшему маршруту Москву и столицы субъектов (450 участков дорог общей протяженностью 76,5 тыс. км);
  • дороги, связывающие по кратчайшему маршруту центры регионов друг с другом и с городами с населением от 100 тыс. человек (880 дорог протяженностью 22,7 тыс. км);
  • обходы городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек;
  • дороги, обеспечивающие подъезды к аэропортам, ж/д станциям, морским и речным портам, транспортно-логистическим центрам (203 трассы протяженностью 16,1 тыс. км, связывающих 91 аэродром, 107 железнодорожных станций, 32 морских и 117 речных портов);
  • подъезды к 109 пунктам пропуска через государственную границу (165 дорог протяженностью 13,1 тыс. км);
  • дороги с прогнозируемой среднегодовой интенсивностью движения более 10 тыс. автомобилей в сутки (275 дорог протяженностью 9,6 тыс. км, не включая улично-дорожную сеть населенных пунктов);
  • дороги, входящие в состав европейских и азиатских международных маршрутов, проходящих по территории России (59 дорог протяженностью 34,4 тыс. км).

Опорная сеть автодорог теперь должна стать частью транспортной стратегии России до 2035 года. Проект этого документа был представлен в октябре на заседании госсовета президенту Владимиру Путину.

Читайте также: