Федерализм в рф кратко

Обновлено: 02.07.2024

Под государственным устройством понимается совокупность правовых норм, регулирующих состав территории государства, правовой статус составных частей государства, порядок взаимоотношения составных частей государства с центральной властью и между собой.

ФЕДЕРАЛИЗМ - 1) одна из двух форм территориальной организации гос-ва, предполагающая его сложный, союзный характер; 2) с 1992 г. - одна из основ конституционного строя РФ, основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а также равноправие и самоопределение народов в составе Федерации.

РФ является примером страны с асиметричным федеративным устройством, т.е. ее субъекты имеют разный статус. Р.Ф. строится по национально-терр-му принципу, в частности, республики образованы по национальному принципу, автономные округа и автономная область - по смешанному признаку, все остальные -по территориальному. В РФ существует 83 субъекта (21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов).

Принципы российского федерализма

Ст. 1 Конституции РФ определяет Россию как федеративное государство, а ст. 5 констатирует, что РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Ст. 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на кот-х строится российский федерализм.

1. Государственная целостность РФ.

Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем, что

  • государственный суверенитеткак верховенство и независимость гос.власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам.
  • Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из РФ.
  • РФ имеет единую территорию в пределах гос.границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.

2. Единство системы государственной власти.

Данный принцип означает как общие основы построения органов государственной власти Федерации и субъектов, так и проведение общей государственной политики.

3. Провозглашение равноправия субъектов РФ.

Конституция РФ в ст. 5 закрепляет, что РФ состоит из равноправных субъектов Российской Федерации, а также, что во взаимоотношениях с федеральными органами гос.власти все субъекты РФ между собой равноправны. НО Равноправие субъектов РФ является только провозглашенным и не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и политико-правовой практикой федеративных отношений:

1) в ст. 5 Конституция РФ называет республики государствами, предоставляя им право иметь свои конституции.

Остальные субъекты Российской Федерации вправе иметь только уставы.

Конституция РФ (ст. 66) устанавливает, что устав края, области, города фед.значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. В отношении порядка принятия конституций республик такого ограничения не установлено - они могут быть приняты и на республиканском референдуме;

2) республики вправе устанавливать свои государственные языки. Такое право не предоставлено автономной области и округам, также образованным по национальному признаку;

3) республики вправе иметь свое гражданство: граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики;

4) автономные округа могут входить в состав края или области, то есть находиться в составе иного субъекта Российской Федерации. При этом территория и население автономного округа включаются в состав территории и населения края или области;

5) практика заключения двухсторонних соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации.

Такие договоры заключены не со всеми субъектами Российской Федерации и, таким образом, отношения с одной группой субъектов регулируются помимо Конституции РФ, многостороннего Федеративного договора еще и двухсторонними договорами, а другая группа субъектов руководствуется только Конституцией РФ и федеративным договором. Кроме того, содержание двухсторонних договоров с разными субъектами Российской федерации существенно различается между собой.

4. Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

Право народов на самоопределение является общепризнанным принципом международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в Российской Федерации, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от Российской Федерации с созданием собственного государства. Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов Российской Федерации как территориально-политическим общностям.

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Существование двухуровневой системы органов государственной власти в Российской Федерации предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне. В РФ предметы ведения между Федерацией и субъектами разграничиваются путем установления предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов, предметов ведения субъектов федерации, а также заключения договоров и соглашений.

В настоящее время реальный российский федерализм представляет собой территориальную форму демократии, строгое разграничение ф-й и собственности между федеральной и регион.властями, все большая передача властных ф-й и ср-в для их выполнения из Центра в регионы вместе с ответственностью за реализацию функций и использование средств.

Демократизация обществ.жизни в России требует федерализации отношений между Центром и регионами. Федерализм - это залог целостности государства, так как регионам незачем стремиться к отделению от России, если им уже гарантировано самостоятельное развитие.

Федерализм закреплен как одна из основ конституционного строя России. Федерализм - это конституционная основа исторически сложившегося государственного единства народов РФ, в которой выражено добровольное желание всех наций, народов, субъектов РФ, т.е. всего многонационального народа России, сохранить "исторически сложившееся государственное единство". Он выступает как юридическая гарантия целостности территории России, составляющих ее республик и территорий. Федерализм призван: обеспечивать и сохранить исторически сложившееся государственное единство, территориальную целостность государства; интегрировать его территориальные сообщества; учитывать и сочетать многообразные интересы государства и особенности его частей; способствовать их самоорганизации и саморегулированию; противодействовать различным формам обособления (регионального, этнического и иного свойства).

Федерализм как форма и принцип организации гос-ва по содержанию проявляет себя в виде совокупности задач, целей, способов, конституционно-правовых отношений, норм и принципов, определяющих основное предназначение Федерации - установление пределов централизации и децентрализации власти и управления на всей территории страны.

Сущность рос федерализма составляют гос-ная целостность, единство системы гос власти, разграничение предметов ведения и полномочий между фед-ми органами гос власти и органами власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов.

Конституция, закрепляя федерализм, одновременно устанавливает, как, на каких принципах устроена РФ..

Современная конституционная модель российского федерализма объединяет национальные и территориальные начала - в этом ее своеобразие. Конституция исходит из многообразия субъектов РФ. К ним относятся республика, край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ, перечень которых дан в Конституции.

Федерализм в России выступает прежде всего как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на территории страны. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации - республик, автономной области, автономных округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в другие.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни. Поэтому субъектами РФ наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. РФ построена на сочетании территориальных с национально-территориальными началами добровольного объединения ее субъектов. Это объединение нашло отражение в Конституции РФ.

Основы конституционного строя включают следующие принципы федерализма, определяющие гос-но-территориальное устройство РФ:

1) государственная целостность;

2) равноправие и самоопределение народов;

3) единство системы государственной власти;

4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами гос власти субъектов Федерации;

5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами гос. власти.

Равноправие также выражается в равном представительстве в Совете Федерации. "В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов власти".

Еще один признак равноправия субъектов - разграничение в Конституции РФ предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. РФ взяла на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъектам Федерации должна быть предоставлена вся полнота государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Объем принадлежащих исключительно РФ предметов ведения и полномочий определен с учетом того, что он должен быть достаточным для обеспечения интересов Российского государства в целом, всего многонационального народа России. Заметим, что предметы ведения Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов приведены непосредственно в Конституции Российской Федерации. Предметы ведения субъектов в ней не перечисляются. Да это практически и невозможно сделать, поскольку они постоянно расширяются в интересах проживающего на территории субъекта Федерации населения




Федерализм закреплен как одна из основ конституционного строя России. Федерализм - это конституционная основа исторически сложившегося государственного единства народов РФ, в которой выражено добровольное желание всех наций, народов, субъектов РФ, т.е. всего многонационального народа России, сохранить "исторически сложившееся государственное единство". Он выступает как юридическая гарантия целостности территории России, составляющих ее республик и территорий. Федерализм призван: обеспечивать и сохранить исторически сложившееся государственное единство, территориальную целостность государства; интегрировать его территориальные сообщества; учитывать и сочетать многообразные интересы государства и особенности его частей; способствовать их самоорганизации и саморегулированию; противодействовать различным формам обособления (регионального, этнического и иного свойства).

Федерализм как форма и принцип организации гос-ва по содержанию проявляет себя в виде совокупности задач, целей, способов, конституционно-правовых отношений, норм и принципов, определяющих основное предназначение Федерации - установление пределов централизации и децентрализации власти и управления на всей территории страны.

Сущность рос федерализма составляют гос-ная целостность, единство системы гос власти, разграничение предметов ведения и полномочий между фед-ми органами гос власти и органами власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов.

Конституция, закрепляя федерализм, одновременно устанавливает, как, на каких принципах устроена РФ..

Современная конституционная модель российского федерализма объединяет национальные и территориальные начала - в этом ее своеобразие. Конституция исходит из многообразия субъектов РФ. К ним относятся республика, край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ, перечень которых дан в Конституции.

Федерализм в России выступает прежде всего как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на территории страны. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации - республик, автономной области, автономных округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в другие.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни. Поэтому субъектами РФ наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. РФ построена на сочетании территориальных с национально-территориальными началами добровольного объединения ее субъектов. Это объединение нашло отражение в Конституции РФ.

Основы конституционного строя включают следующие принципы федерализма, определяющие гос-но-территориальное устройство РФ:

1) государственная целостность;

2) равноправие и самоопределение народов;

3) единство системы государственной власти;

4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами гос власти субъектов Федерации;

5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами гос. власти.

Равноправие также выражается в равном представительстве в Совете Федерации. "В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов власти".

Еще один признак равноправия субъектов - разграничение в Конституции РФ предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. РФ взяла на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъектам Федерации должна быть предоставлена вся полнота государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Объем принадлежащих исключительно РФ предметов ведения и полномочий определен с учетом того, что он должен быть достаточным для обеспечения интересов Российского государства в целом, всего многонационального народа России. Заметим, что предметы ведения Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов приведены непосредственно в Конституции Российской Федерации. Предметы ведения субъектов в ней не перечисляются. Да это практически и невозможно сделать, поскольку они постоянно расширяются в интересах проживающего на территории субъекта Федерации населения

Федерация - что это такое? Значение термина простыми словами. Что такое субъект федерации? Федеративное устройство. Признаки федеративного государства. Примеры стран-федераций. Формы и принципы федеративного устройства. Принцип федерализма в Конституции РФ - в чем суть? Россия как федерация: принципы федерализма.

Фото Федерация - это… Признаки и страны. Федеративное устройство РФ

Что такое федеративное устройство

Федерация - это государство, где регионы имеют определенную политическую самостоятельность. Субъекты федерации, из которых состоит федерация, имеют ряд признаков государства, но не имеют государственного суверенитета.

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Федерация - одна из форм территориально-государственного устройства наряду с унитарным государством и конфедерацией.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Признаки федеративного государства

Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.

Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.

Наряду с федеральной конституцией субъекты издают собственные учредительные акты - конституции, уставы, основные законы.

Субъекты имеют право издавать региональные законы.

У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.

Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.

Часть государственной собственности является федеральной, часть - собственностью субъектов.

Двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства, верхняя палата - орган представительства субъектов федерации.

Субъект федерации не обладает суверенитетом и не может быть субъектом международных отношений. Этим федерация отличается от конфедерации - международно-правового союза суверенных государств. В международных отношениях государство представляют федеральные органы.

Страны с федеративным устройством. Примеры федераций

Соединенные Штаты Америки - федерация, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Штаты во главе с губернаторами наделены широкими полномочиями. Высший орган законодательной власти - двухпалатный Конгресс, состоящий из Палаты представителей и Сената.

Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Федеративная Республика Германия включает 16 федеральных земель. Помимо парламента-бундестага в Германии существует бундесрат - орган представительства земель.Земли имеют неравное представительство в бундесрате, но юридически их статус одинаков.


Федеративные государства на карте мира. Wikimedia

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России федеративное устройство оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Федерализм - один из принципов, заложенных в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Это одна из основ конституционного строя.

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

​2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Конституция РФ. Статья 1

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Задачи федерализма - способствовать демократизации управления за счет большей самостоятельности субъектов, а также регулировать национальные отношения, обеспечивая равноправие и самоопределение народов.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция РФ. Статья 5

Российский парламент (Федеральное Собрание) состоит из нижней палаты - Государственной Думы и верхней палаты - Совета Федерации, где заседают по два представителя от каждого региона.

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).

Принципы федерализма в РФ

Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.

Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.

Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.

Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.

Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции

Предметы ведения - это сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти.

Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

Внешняя политика и оборона.

Финансовое, валютное, таможенное регулирование.

Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

Защита прав и свобод граждан.

Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.

Административное, трудовое, семейное, жилищное право.

Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.

Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Государство Z - федерация? Задания из ЕГЭ

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

1) Форма территориально-государственного устройства - федерация, федеративное государство.

2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:
- Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.
- Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.
- Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.

Конституция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления. Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (территориального) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной основе
2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан
3) по­ли­ти­че­ский плюрализм
4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство регионов
5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных образований, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет определённой соб­ствен­ной компетенцией
6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей конституции

Правильный ответ: 456

Регулярные выборы на альтернативной основе, гарантия прав и свобод, политический плюрализм - все это признаки демократического режима. Но не любое демократическое государство является федерацией.

А вот двухпалатный парламент, собственная компетенция субъектов и наличие у них собственных конституций - это признаки федеративного устройства.

федерализм

Федерализм — это принцип территориального устройства государства, согласно которому страна разделена на отдельные территориальные элементы — субъекты федерации.

Особенности федерации России:

  • Децентрализация власти, которая выражается в двухуровневой системе власти — центральной и субъектов. Однако верховная власть принадлежит федеральным органам.
  • Каждый субъект имеет свои конституции или уставы, органы всех ветвей власти
  • Все субъекты федерации равны между собой
  • Высший орган законодательной власти имеет две палаты. Так в РФ Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы
  • Интеграция территориальных единиц, то есть субъекты, хотя и являются относительно самостоятельными, в то же время составляют единое, целостное государство
  • Двухканальная система налогов
  • Возможность в республиках иметь двойное гражданство при главенстве российского.

Состав субъектов РФ:

  • республики
  • края
  • области
  • города федерального значения
  • автономные области
  • автономные округа

Принцип федерализма России закреплён в статье №1 Конституции РФ.

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Читайте также: