Федерализм это кратко и понятно в истории

Обновлено: 05.07.2024

Федерализм – это система основных признаков и принципов определенной формы государственного устройства, совокупность структур, норм и методов государственного управления, которые устанавливают взаимодействие центра и субъектов и обеспечивают рациональное и эффективное функционирование государства в интересах как федерации в целом, так и ее субъектов. Федерализм характеризует форму государственного устройства.

К основным принципам федерализма относятся: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации; однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, которые обеспечивают его безопасное существование и функционирование.

Различают две модели федерализма — дуалистический и кооперативный. Дуалистический федерализм базируется на идее равновесия между федерацией и ее субъектами, которые имеют свои предметы ведения и не вмешиваются в дела друг друга. Такая модель федерализма характерна для США. Кооперативный федерализм основан на идее взаимного дополнения полномочий центра и субъектов федерации, их сотрудничестве. Эта модель федерализма используется в Германии. В современной юридической литературе в зависимости от типа правового акта, который положен в основу федерации, выделяют два типа федеративных государств: договорныеи конституционные.

В основе договорных федераций лежит специфический правовой договор (например, Федеративный договор России от 31 марта 1992 года), а конституционные федерации основаны исключительно на Конституции. Исторически первые федерации были именно договорными по своей сути. Существуют конституционно-договорные федерации. Так, в РФ к конституции прилагается договор.

Основы современного российского федерализма.С 1992 года федерализм является основой конституционного строя Российской Федерации, принципом ее государственно-территориального устройства, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации не обладают государственным суверенитетом, они не имеют права на свободный односторонний выход из состава Российского государства, не обладают верховенством на своей территории, не имеют абсолютной независимости в международных отношениях. Действие федерального права распространяется на всю Российскую Федерацию и ни один из субъектов федерации не вправе препятствовать его законному применению.

В федеративных государствах действует — конституционно-правовой принцип федерального приоритета: если федеральный закон и закон субъекта федерации по-разному регулируют один и тот же вопрос, то действует федеральный закон. Принцип федерального приоритета закреплен в Конституции Российской Федерации 1993 года. В Россииасимметричная форма федерализма: республики (государства) обладают большим объемом прав, чем края, области, города и округа (территории) в их взаимоотношениях с центром.

Для российского федерализма характерно:

1.смешанный этнотерриториальный характер субъектов Федерации, чреватый дроблением регионов по этническому признаку и т. д.;

2.асимметричность масштабов и статусов субъектов Федерации;

3.нарастающая дифференциация регионов в социальном и политическом отношениях, по уровню жизни;

4.инициированный сверху, государственный характер российского федерализма;

5.отсутствие серьёзной базы федерализма в обществе, в частности регионального самосознания (так, в республиках его часто заменяет этническое);

6.чрезмерная роль субъективного фактора, когда личностные качества главы региона могут во многом определять и отношения с Центром, и политическую ситуацию в регионе;

7.нестыковка регионального законодательства с федеральным, что противоречит принципу равенства прав граждан независимо от места их проживания.




Федерализм – это система основных признаков и принципов определенной формы государственного устройства, совокупность структур, норм и методов государственного управления, которые устанавливают взаимодействие центра и субъектов и обеспечивают рациональное и эффективное функционирование государства в интересах как федерации в целом, так и ее субъектов. Федерализм характеризует форму государственного устройства.

К основным принципам федерализма относятся: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации; однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, которые обеспечивают его безопасное существование и функционирование.

Различают две модели федерализма — дуалистический и кооперативный. Дуалистический федерализм базируется на идее равновесия между федерацией и ее субъектами, которые имеют свои предметы ведения и не вмешиваются в дела друг друга. Такая модель федерализма характерна для США. Кооперативный федерализм основан на идее взаимного дополнения полномочий центра и субъектов федерации, их сотрудничестве. Эта модель федерализма используется в Германии. В современной юридической литературе в зависимости от типа правового акта, который положен в основу федерации, выделяют два типа федеративных государств: договорныеи конституционные.

В основе договорных федераций лежит специфический правовой договор (например, Федеративный договор России от 31 марта 1992 года), а конституционные федерации основаны исключительно на Конституции. Исторически первые федерации были именно договорными по своей сути. Существуют конституционно-договорные федерации. Так, в РФ к конституции прилагается договор.

Основы современного российского федерализма.С 1992 года федерализм является основой конституционного строя Российской Федерации, принципом ее государственно-территориального устройства, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации не обладают государственным суверенитетом, они не имеют права на свободный односторонний выход из состава Российского государства, не обладают верховенством на своей территории, не имеют абсолютной независимости в международных отношениях. Действие федерального права распространяется на всю Российскую Федерацию и ни один из субъектов федерации не вправе препятствовать его законному применению.

В федеративных государствах действует — конституционно-правовой принцип федерального приоритета: если федеральный закон и закон субъекта федерации по-разному регулируют один и тот же вопрос, то действует федеральный закон. Принцип федерального приоритета закреплен в Конституции Российской Федерации 1993 года. В Россииасимметричная форма федерализма: республики (государства) обладают большим объемом прав, чем края, области, города и округа (территории) в их взаимоотношениях с центром.

Для российского федерализма характерно:

1.смешанный этнотерриториальный характер субъектов Федерации, чреватый дроблением регионов по этническому признаку и т. д.;

2.асимметричность масштабов и статусов субъектов Федерации;

3.нарастающая дифференциация регионов в социальном и политическом отношениях, по уровню жизни;

4.инициированный сверху, государственный характер российского федерализма;

5.отсутствие серьёзной базы федерализма в обществе, в частности регионального самосознания (так, в республиках его часто заменяет этническое);

6.чрезмерная роль субъективного фактора, когда личностные качества главы региона могут во многом определять и отношения с Центром, и политическую ситуацию в регионе;

7.нестыковка регионального законодательства с федеральным, что противоречит принципу равенства прав граждан независимо от места их проживания.

(federalism) Смысл понятия заключается в следующем: все будут удовлетворены (или никто не будет постоянно находиться в невыгодном положении) при условии оптимального сочетания национальных интересов с интересами региональными или территориальными. Такое сочетание осуществляется посредством сложного механизма сдержек и противовесов в системе общенационального или федерального правительства, с одной стороны, и множества региональных правительств – с другой. Это очень удобная, приобретающая все большую популярность, но всегда неясная, а порой и опасная концепция, претендующая на описание способа организации территориального управления и соблюдения противоречивых территориальных интересов. Концепция вместе с тем не допускает ни чрезмерной централизации, характерной для унитарных систем, ни крайней децентрализации, свойственной конфедерациям. В этой концепции есть три главных сомнительных положения. Во-первых, на практике федеральные системы функционируют в самых разнообразных политических условиях и дают самые разнообразные политические результаты. Еще не появилась ни одна истинно федеральная схема отношений между центральной и региональными властными структурами. Пока еще нет полной ясности относительно того, что региональные интересы и власти всегда лучше обеспечены и защищены в федеральных странах, чем в унитарных. Во-вторых, теоретическая база федерации остается непроработанной. В литературе описываются три обобщенные модели федерализма – двойная, кооперативная и органическая. Если эти модели статичны (непреходящи), т. е. в любой конкретный исторический момент мы можем обнаружить примеры всех трех, то различия между ними окажутся настолько велики, что отнести их к одному и тому же явлению нельзя. Если, однако, утверждается, что они по своей сути эволюционны, т.е. двойной федерализм существовал, скажем, в XIX в., кооперативный – в середине XX, а органический – в конце XX в., то, похоже, разница между федеральной и унитарной системами окажется совсем маленькой. "Федерализм" – это классический пример концептуальной натяжки. В-третьих, сторонники федеральной "идеи" и мнения о федерализме как об очень ясном принципе правления наиболее убедительны, когда они ограничивают свои исследования вопросами формальных структур и институтов. Чего им никогда не удавалось, так это присовокупить к отличительным чертам федерализма и характерной для него децентрализации другие политические феномены, политические культуры, партийные системы, влияние чиновничества и внешние воздействия. В результате политическая наука не в состоянии серьезно поддержать "идею" федерализма. Единственными ее сторонниками, похоже, являются юристы, специализирующиеся в области конституционного законодательства. Все эти сугубо научные неясности не имели бы большого значения, если бы федерализм не выступал столь часто в качестве символа серьезных расхождений и конфликтов. Это странное и вместе с тем опасное явление, поскольку политики –приверженцы федерализма часто предлагают этот символ как способ ухода от территориальных конфликтов. На практике же люди проявляли готовность бороться и умереть в борьбе за этот принцип или против него. Это связано с тем, что федерализм обычно становится "живой" политической проблемой в двух чрезвычайно опасных ситуациях: 1) когда регион желает отделиться от федерации и 2) когда предпринимается попытка заменить непрочную конфедерацию или союз более централизованной федерацией. Федерализм, таким образом, является одной из концепций, оспариваемых по существу (essentially contested concept). Возможно, он предлагает средний путь к сотрудничеству и общему согласию в области территориальных интересов. На практике же, если такие вещи вообще существуют, формального принятия на себя обязательства следовать конституционному федерализму вообще не требуется. Если же они не существуют, то и федерализм их не создаст.

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

(от лат. foederatio - союз, объединение) - система правления, в которой власть осуществляется од­новременно общенациональным правительством и автономными органами правления. Центральным пунктом определения является двухуровневая структура правления.

При федерализме суверенность разделяется между национальным (федеральным) и региональным руководством, т.е. с одной стороны центральное правительство, с другой штаты, провинции, республики, кантоны, земли и другие составляющие региональной власти.

Монтескье писал: "Небольшие республики погибают от внешнего врага, а большие - от внутренней язвы". Он же считал наилучшим способом защиты от этих опасностей создание конфедеративной республики. С по­мощью конфедерации сохранялось бы достоинство маленьких республик, а использование других механизмов правления могло бы предотвратить "внутренние порчи".

Аналогичная идея была взята на вооружение "отцами-основателями" Сое­диненных Штатов Америки, но с рядом поправок, сформулированных Александром Гамильтоном. Он предложил альтернативную конструкцию, которая и представляла собой федеративную систему правления. В этой системе каждая единица правления создавалась в расчете на конкретных граждан, а не коллективного субъекта. Был выдвинут принцип, согласно которому индивиды, конкретные граждане являются главными единицами правления в государстве. Это фундаментальный принцип либерализма и правового государства.

Федерализм предполагает, таким образом, децентрализацию, т.е. территориальную самостоятельность поселений, городов, крупных административных единиц и т.д. В конечном счете право решать вопро­сы, связанные с местной муниципальной общностью, должно принадле­жать именно тем, кто с ней связан непосредственно и кто обеспечи­вает необходимые средства для их решения. Федерализм признает не­обходимость широкого развития местного самоуправления - основы гражданского общества.

Ведь именно в рамках местного самоуправления эффективно используется непосредственная, прямая демократия для решения вопросов, затрагивающих жизнь каждого гражданина.

В настоящее время в России сделан серьезный прорыв в понимании действительного смысла федеративного устройства с преодолением разрушительного принципа национально-территориального деления России. Федерализм в Конституции РФ акцентируется только на обеспечении условий при­мирения национальных интересов и на сфере взаимоотношений нацио­нальных образований. Конституцией обеспечиваются условия примире­ния разнообразных интересов - территориальных, социальных и др., в том числе регулирования и защиты прав и свобод человека и граж­данина.

Важно, что в Конституции четко прослеживается двухуровне­вая система правления, где власть осуществляется одновременно фе­деральным органом и субъектом федерации, т.е. налицо один из важ­ных атрибутов классического понимания федерализма.

Политология. Словарь. — М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

принцип политико-территориального устройства государства (страны) или в организационном построении партии, общественной организации путем объединения ранее обособленных единиц или же разделения ранее единого, унитарного государства (организации) на составные части - субъекты федеративного образования.

Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .

от лат. foedus – союз) – принцип территориальной организации государства, предполагающий его устройство в форме федерации, т.е. объединения союза государственных образований. По своему назначению Ф. содержит возможности децентрализовать и распределять власть по вертикали; интегрировать территориальные сообщества в единое целое.

фр. federalisme) -1) одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер (см. ФЕДЕРАЦИЯ); 2) одна из основ конституционного строя РФ, основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация государственной власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а т.ж. равноправие и самоопределение народов в составе Федерации; 3) политическое движение за федеративное устройство.

принцип, доктрина, положенные в основу политико-территориального и (или) национально-территориального устройства ряда современных государств. По своему назначению Ф. содержит возможности децентрализовать и распределять власть по вертикали; интегрировать территориальные сообщества в единое целое. Ф. выступает в виде совокупности способов, целей и задач, конституционно-правовых норм и принципов, направленных на установление пределов централизации и децентрализации властных и управленческих функций государства и его субъектов путем разграничения предметов ведения и полномочий между ними, а также между их органами государственной власти.
Ф. является, прежде всего, способом обеспечения и сохранения единства, территориальной целостности государства, учета и сочетания многообразных интересов государства и его частей, их самоорганизации и саморегулирования, противостояния региональному и этническому обособлению. Мировой опыт показывает, что Ф. в определенных исторических условиях позволяет сочетать национальный фактор с территориальным и иными (например, лингвистическим, конфессиональным), обеспечивает единое демократическое, экономическое, правовое, оборонное и т.п. пространство, взаимный контроль федерации и ее субъектов через различные механизмы (политические, правовые, финансово-бюджетные и т.д.).
Определяющим критерием идентификации Ф. как способа принятия решений в сложном государстве является наличие конституционно установленного разграничения предметов ведения, полномочий между федерацией и ее частями (субъектами).
По своим целям и задачам Ф. не замыкается на принципах устройства государства, поскольку им охватывается значительно более широкий круг общественных связей и отношений, касающихся практики становления и функционирования гражданского общества, политической, экономической, социальной и иных систем. В сущности Ф. отражает стремление территориальных, этнических и иных сообществ к интеграции, взаимовыгодному сотрудничеству.
Существующие в мире модели Ф. основываются на сочетании множества факторов (территориального, исторического, национального характера), на учете их взаимодействия и взаимовлияния в реальной конституционно-правовой и политической практике.
Современный Ф. основывается на различных критериях. Концепция дуалистического Ф. исходит из идеи равноправия между федерацией и ее субъектами, достигаемого наделением целого и его частей самостоятельной компетенцией и определением пределов вмешательства в дела друг друга, а также из двойственности суверенитета, признаваемого как за федерацией, так и ее субъектами (формально такой федерацией был СССР).
В основу "координированного" Ф. положена идея такого разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами. когда они рассматриваются как независимые друг от друга и обладающие в основном одинаковым статусом в пределах конституционной компетенции.
Кооперативный Ф. (ФРГ) исповедует концепцию взаимного дополнения, вертикального и горизонтального сотрудничества федерации и ее составных частей, их взаимодействия и взаимозависимости в процессе осуществления конституционных полномочий.
Конкретные формы Ф. непосредственно связаны с характером федерации, организационным ее построением, способом возникновения и ее структурой (договорная либо конституционная, территориальная - национально-территориальная, асимметричная - симметричная, централизованная (интеграционная) - относительно децентрализованная (деволюционная).

способ (принцип) территориальной организации государства, выраженный в характере взаимоотношений субъектов федерации между собой и федеральными органами государственной власти. Ф. как сочетание самоуправления и разделения властей выполняет две главные функции: 1) децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали. Считается поэтому, что по сравнению с унитаризмом Ф. есть более демократический принцип организации государства, поскольку допускает децентрализацию власти ее полицентризм, гарантирующий от диктатуры; 2) интегрирует территориальные сообщества, т. е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования - единого целостного государства. Как воплощение принципа Ф. федеративное государство хотя и состоит из отдельных субъектов, однако представляет собой единое, целостное государство, которому присущи те же свойства, что и унитарному государству: единая территория, население, живущее на этой территории, власть, действующая на всей территории государства. Как принцип государственного устройства Ф. включает в себя способ урегулирования разногласий и объединение сообщества людей на государственном уровне; определяет разделение государственной власти по вертикали территориальными образованиями различного уровня в едином государстве. В западной науке Ф. понимается как процесс, призванный заглушать конфликты центра и мест, устанавливать их взаимодействие, обеспечивать наиболее целесообразные в данных условиях методы управления. В качестве принципа конституционного строя Ф. выступает и как способ государственного территориального устройства страны, и как конституционная основа исторически сложившегося государственного единства многонационального народа России, являющегося юридической (и фактической) гарантией государственной целостности РФ, целостности ее территорий, а также территорий, входящих в РФ. Конституция РФ (ч. 3 ст. 5) прямо указывает на то, что "федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти". Возведение Ф. в ранг конституционного принципа означает, что в РФ национальный вопрос и вопрос о территориально-политической организации общества и государства, разграничении предметов ведения между союзом и составляющими его частями (субъектами) решается на основе принципа Ф. Изначально Ф. опирается на строгое, двухуровневое разделение властей и полномочий. По этой причине различные уровни власти должны иметь свои ключевые органы и располагать определенными финансовыми средствами, достаточными для осуществления своих задач. Субъекты РФ имеют собственную территорию, конституции или уставы и органы власти, которые в пределах предоставленных им прав обладают высокой степенью независимости; предметами ведения Федерации являются важнейшие вопросы государственной жизни: организация высших органов власти, внешняя политика, оборона страны, финансы, федеральные налоги, федеральные энергетические системы, транспорт, информация, связь, правовые основы единого рынка и др. В ведение субъектов РФ входит более широкий круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие единого (общегосударственного) регулирования. Во многих сферах Федерация и ее субъекты тесно взаимодействуют, обеспечивая политическую, правовую, экономическую и другую интеграцию государства в слаженно работающий единый организм. Субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом. Действующая Конституция РФ, как и предыдущая, не говорит о том, что субъекты Федерации являются суверенными. Особенно важно, что они лишены права на сецессию - свободный (односторонний) выход из состава Российского государства, не обладают верховенством на своей территории, не имеют абсолютной независимости в международных отношениях. Субъекты РФ не обладают верховенством на своей территории в том смысле, что действие федерального права распространяется на всю Федерацию и ни один из субъектов Федерации не вправе препятствовать его законному применению (ч.1 и 2 ст. 15 Конституции РФ).
Принято различать две основные модели Ф. - дуалистический и кооперативный. Дуалистический Ф. базируется на идее равновесия между Федерацией и ее субъектами, которые имеют свои предметы ведения и не вмешиваются в дела друг друга (эта модель Ф. характерна для США). Концепция кооперативного Ф. основана на идее взаимного дополнения центра и субъектов федерации, их взаимовыгодного сотрудничества (эта модель Ф. используется, в частности, в ФРГ).
Принцип Ф., определяющий сложный (многосоставный), союзный характер государства, находит воплощение в территориальной организации федеративного государства.
От понятия "Ф." необходимо отличать "псевдофедерализм" - термин (введенный И.А. Ильиным), характеризующий процесс внедрения принципов Ф. в государствах, не имеющих достаточных социокультурных и социально-экономических предпосылок для его формирования, определяющий его сложный (многосоставный), союзный характер.
(В.Ч.)

(от лат. foederatio — союз, объединение) — 1) теория и практика создания целостного союзного государства, образованного совокупностью политически и юридически равнозначных частей (квазигосударств), связанных общими интересами, историческими судьбами, договорными конституционными отношениями и совместным управлением в единое государственное целое с большей степенью взаимозависимости (федерация) или большей автономией частей, субъектов (конфедерация); 2) форма государственности, в основе которой лежат следующие принципы: формирование геополитического пространства государства как единого целого из территориальных членов (субъектов) федерации (штатов, кантонов, земель, республик и т. п.); субъекты федерации обычно наделяются учредительной властью, обладают ограниченным суверенитетом, включая принятие собственной конституции; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией; каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы; одновременно существуют единое федеративное (союзное) гражданство и гражданство союзных единиц.
В социально-политическом отношении принципы федерализма внутренне связаны с философией естественного права и теорией конституционализма (парламентаризм, представительная демократия), с формированием гражданского общества и рождением института нации как согражданства населения разных этнических групп, объединенных данной государственностью. В социально-экономическом отношении принципы федерализма могут быть реализованы только на основе развития внутреннего рынка страны, который интегрирует все материальные ресурсы субъектов федерации для удовлетворения всей массы потребностей данного государства и внешнеэкономической деятельности федеративного центра, создания условий для развития национального производства.
Конкретные формы федерализма постоянно меняются, отражая различные варианты взаимоотношений между федеральной (центр) властью и субъектами Федерации прежде всего в области экономики (денежная политика, налоги, кредит и т. п.). Можно выделить три наиболее известные формы: договорную, централистскую и кооперативную, позволяющие проследить исторические тенденции развития социально-экономических основ федеративной государственности. Им соответствует и определенный экономический механизм взаимодействия властных структур разных уровней.
Договорная форма федерализма рассматривает федерацию в виде объединения государств, передающих на основе договора некоторые права новообразованному центральному правительству. В договорной федерации все формы подпадают под совместное регулирование. Федеральное правительство не может приобрести новых прав, прежде всего, в области экономики, без предварительного согласия членов федерации, поскольку оно сформировано ими. Особой разновидностью современной договорной федерации является координированный федерализм, когда центр и регион, уровни власти действуют независимо друг от друга в конституционно установленных пределах.
Централистская форма федерализма предполагает, что вся социально-экономическая (и политическая) жизнь в отдельных частях государства должна осуществляться на основе решений общефедеральных органов. Исходным положением этой формы федерализма является тезис, что только народ страны образует единственно законный источник суверенной власти, и потому правительство, пользующееся поддержкой большинства населения, должно быть верховным над правительствами субъектов федерации.
Кооперативная форма федерализма основывается на социально-экономическом сотрудничестве между федеральным центром и субъектами федерации. Здесь акцент делается на разработку не юридических процедур, регулирующих компетенцию различных уровней управления, а механизмов, способствующих выявлению и согласованию взаимовыгодного сотрудничества между властными структурами государства. Эти отношения часто отклоняются от правовых норм, установленных между федерацией и ее субъектами, и носят характер фактических отношений, сформировавшихся под воздействием конкретных социальноэкономических условий развития страны. Здесь экономический механизм дополняется специфически организованным механизмом вертикального и горизонтального сотрудничества.
Различные теории федерализма не выявляют в полной мере экономические, социальные и политические корни федеративной государственности. Они представляют собой попытки теоретически осмыслить отдельные стороны этого многофакторного явления общественной жизни, наиболее актуальные для определенного периода исторического развития отдельных стран и мировой цивилизации в целом. В теории федерализм осмысливался и под углом выяснения вопросов, касающихся суверенитета, — политико-правового статуса, полномочий и компетенции федерации и ее составных частей. Были высказаны три взаимоисключающие точки зрения: согласно первой (Г. Еллинек,
П. Лабанд, В. Уиллоуби и др.) суверенитетом обладает только федерация в целом. Их оппоненты (М. Зейдель, Д. Кальхаун), наоборот, считали, что суверенитет принадлежит составным частям федерации, особенно в тех случаях, когда субъекты федерации наделялись конституцией правом нуллификации и свободного выхода из союза. Третьи (А. Токвиль, Г. Вайц и др.) делили суверенитет между федерацией и ее членами соответственно закрепленной в конституции доле государственной власти. В обоснование такого взгляда указывалось, что политикоправовой статус федерации и ее членов не может быть изменен никем из них в одностороннем порядке. Проблемы федерализма осмысливались и с точки зрения возможности достижения компромисса в управлении сложными структурами, его принципы стали связываться с возможностью принятия конкретных решений, обеспечивающих устойчивость, эффективность, мир.
Различие концепций федерализма определяется учеными главным образом по критерию взаимоотношений разных уровней власти.
Россия — федеративное государство. В соответствии со ст. 5 Конституции РФ все субъекты Федерации являются равноправными субъектами и равноправными по отношению друг к другу. При этом республики имеют свою конституцию и законодательство, а прочие субъекты — устав и законодательство. Здесь же закрепляются положения о государственной целостности и единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации. Однако из приведенных положений очевидно, что субъекты Федерации находятся не в равноправном положении. Так, республики по сути обладают атрибутами государства, чего нельзя сказать о прочих субъектах. Наличие подобных противоречий в определении статуса субъектов Федерации приводит к серьезным издержкам в отношениях центра и субъектов, в отношениях между самими субъектами и, наконец, оказывает негативное воздействие на процесс функционирования системы государственного управления в целом.
Конституция РФ (ст. 71–73) весьма четко определяет сферы компетенции, предметы ведения федеральных органов власти и ее субъектов.
Одной из сложнейших проблем, стоящих перед современной системой государственного управления, являются взаимоотношения центра и субъектов Феде- рации, центральной и местной власти. Эта проблема сводится к вопросу о доле ответственности за общее состояние системы государственного управления, приходящейся на федеральные, республиканские, краевые, областные, городские и другие органы власти, о сфере компетенции этих органов в осуществлении управленческих функций.
З. М. Зотова
Список литературы
Абдулатипов Р.Г, Болтенкова А. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России: в 3 кн. — М., 1992–1993.
Федерализм: теория и история развития (сравнительно-правовой анализ). — М., 2000.
Федерализм: теория, институты, отношения: сравнительно-правовое исследование / отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М., 2001.
Федерация в зарубежных странах. — М., 1993.

Федерация - что это такое? Значение термина простыми словами. Что такое субъект федерации? Федеративное устройство. Признаки федеративного государства. Примеры стран-федераций. Формы и принципы федеративного устройства. Принцип федерализма в Конституции РФ - в чем суть? Россия как федерация: принципы федерализма.

Фото Федерация - это… Признаки и страны. Федеративное устройство РФ

Что такое федеративное устройство

Федерация - это государство, где регионы имеют определенную политическую самостоятельность. Субъекты федерации, из которых состоит федерация, имеют ряд признаков государства, но не имеют государственного суверенитета.

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Федерация - одна из форм территориально-государственного устройства наряду с унитарным государством и конфедерацией.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Признаки федеративного государства

Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.

Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.

Наряду с федеральной конституцией субъекты издают собственные учредительные акты - конституции, уставы, основные законы.

Субъекты имеют право издавать региональные законы.

У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.

Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.

Часть государственной собственности является федеральной, часть - собственностью субъектов.

Двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства, верхняя палата - орган представительства субъектов федерации.

Субъект федерации не обладает суверенитетом и не может быть субъектом международных отношений. Этим федерация отличается от конфедерации - международно-правового союза суверенных государств. В международных отношениях государство представляют федеральные органы.

Страны с федеративным устройством. Примеры федераций

Соединенные Штаты Америки - федерация, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Штаты во главе с губернаторами наделены широкими полномочиями. Высший орган законодательной власти - двухпалатный Конгресс, состоящий из Палаты представителей и Сената.

Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Федеративная Республика Германия включает 16 федеральных земель. Помимо парламента-бундестага в Германии существует бундесрат - орган представительства земель.Земли имеют неравное представительство в бундесрате, но юридически их статус одинаков.


Федеративные государства на карте мира. Wikimedia

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России федеративное устройство оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Федерализм - один из принципов, заложенных в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Это одна из основ конституционного строя.

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

​2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Конституция РФ. Статья 1

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Задачи федерализма - способствовать демократизации управления за счет большей самостоятельности субъектов, а также регулировать национальные отношения, обеспечивая равноправие и самоопределение народов.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция РФ. Статья 5

Российский парламент (Федеральное Собрание) состоит из нижней палаты - Государственной Думы и верхней палаты - Совета Федерации, где заседают по два представителя от каждого региона.

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).

Принципы федерализма в РФ

Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.

Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.

Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.

Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.

Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции

Предметы ведения - это сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти.

Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

Внешняя политика и оборона.

Финансовое, валютное, таможенное регулирование.

Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

Защита прав и свобод граждан.

Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.

Административное, трудовое, семейное, жилищное право.

Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.

Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Государство Z - федерация? Задания из ЕГЭ

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

1) Форма территориально-государственного устройства - федерация, федеративное государство.

2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:
- Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.
- Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.
- Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.

Конституция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления. Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (территориального) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной основе
2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан
3) по­ли­ти­че­ский плюрализм
4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство регионов
5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных образований, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет определённой соб­ствен­ной компетенцией
6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей конституции

Правильный ответ: 456

Регулярные выборы на альтернативной основе, гарантия прав и свобод, политический плюрализм - все это признаки демократического режима. Но не любое демократическое государство является федерацией.

А вот двухпалатный парламент, собственная компетенция субъектов и наличие у них собственных конституций - это признаки федеративного устройства.

Понятие “Федерация” происходит, как и многие термины из латыни. Термин переводится как “союз” или “объединение” и означает тип государственного устройства, при котором его административные единицы обладают политической самостоятельностью.

Федерация – определение, что такое – кратко и понятно в истории

Особенности устройства

От унитарного государства федерация отличается тем, что органы власти представлены в виде двух систем: федеральных и субъектов федерации.

Федерация – определение, что такое – кратко и понятно в истории

Рис. 1. Федерация.

В государстве действует федеральная конституция и существуют еще нормативные правовые акты, региональные законы. У субъектов нет государственного суверенитета, зато есть свои гербы, столицы, гимны и другие атрибуты. Однако, субъект федерации не является субъектом международных отношений и не имеет государственного суверенитета. Субъектом федерации может быть штат, например, в США, Мексике и Малайзии. В Германии таковыми являются земли, а в Швейцарии кантоны. В России субъекты федерации разнообразные, например, республики, автономные округа и автономная область.

Швейцария, несмотря на то, что провозглашает себя конфедерацией, является все-таки де-факто федеративным государством. Примером конфедерации является Евросоюз, а еще СНГ и Союзное государство Беларуси и России.

Федерация – определение, что такое – кратко и понятно в истории

Рис. 2. Федерация карта.

Федеративное устройство в истории России

Историю федерализма в России следует вести от Октябрьской революции. В январе 1918 на III съезде Советов РСФСР была провозглашена федерацией. Первая ее конституция была принята в июле 1918 года. Следующим шагом стало создание СССР в декабре 1922 года. Изначально он состоял из четырех республик: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.

Первые федеративные проекты устройства России относятся к деятельности декабристов. Никита Муравьев в своем проекте конституции предлагал поделить государство на 14 держав и 2 области

Федерация – определение, что такое – кратко и понятно в истории

Рис. 3. Страны Федерации.

Что мы узнали?

Кратко и понятно определение федерации для детей можно прочитать в школьных учебниках обществознания и политико-экономической географии. Следует понимать, что такое федерация в истории некоторых государств. Федерализм распространен в некоторых крупных государствах – России, США, Канаде, Мексике.

Читайте также: