Фазы этногенеза гумилева кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пассионарная теория этногенеза не встретила понимания и поддержки учёных ни в СССР [1] [неавторитетный источник?] , ни за пределами Советского Союза [2] .

Пассионарную теорию этногенеза преподают в Высших Школах: России, Казахстана, Узбекистана, как одну из теорий развития этноса [3] .

Содержание

Этнические системы

Этнические системы являются одновременно:

  • биологически обусловленными сообществами людей, подобным львиным прайдам или муравейникам;
  • формой приспособления людей к ландшафту;
  • взаимно комплементарными группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам;
  • группами людей со сходным стереотипом поведения;
  • группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю;
  • устойчивыми эволюционирующимисистемами; структурами.

Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами:

хотя и могут ими быть.

Этнические системы

Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия и консорция. Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.

Суперэтнос Самая крупная этническая система. Состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы. Этнос Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером. Пример: Русские. Субэтнос, конвиксия и консорция части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы, старообрядцы, казаки.

Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.

Формы этнических контактов

Этнические антисистемы

Этническая антисистема: системная целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей.

Пассионарность

Понимание пассионарности у Л. Н. Гумилёва несколько различается в разных работах. По сути, это социально-историческое явление, характеризующееся появлением в ограниченном ареале большого числа людей со специфической активностью (пассионариев). Мера пассионарности — удельный вес этих пассионариев в социуме.

Уровни пассионарности

Базовая классификация

Подробная классификация

Л. Н. Гумилёвым была предложена и более тонкая классификация по признаку пассионарности, включающую девять её уровней.

Пассионарные толчки

Время от времени происходят массовые мутации, повышающие уровень пассионарности (пассионарные толчки). Они продолжаются не дольше нескольких лет, затрагивают узкую (до 200 км) территорию, расположенную вдоль геодезической линии и тянущуюся несколько тысяч километров. Особенности их протекания указывают на их обусловленность внеземными процессами. Мутационная природа пассионарного толчка явственно следует из того, что пассионарные популяции появляются на поверхности Земли не произвольно, а одновременно в отдаленных друг от друга местах, которые располагаются в каждом таком эксцессе на территории, имеющей контуры протяженной узкой полоски и геометрию геодезической линии, или натянутой нитки на глобусе, лежащей в плоскости, проходящей через центр Земли. Это говорит, в свою очередь, о том, что центрально-симметричные поля Земли определяют геометрию пассионарного толчка. Таким полем, скорее всего, может быть электромагнитное поле, а следовательно причиной мутации должен быть внешний энергетический источник, с излучением которого это поле взаимодействует.

Пассионарные толчки, описанные Л. Н. Гумилёвым (легенда к карте):

    -2 (Верхний Египет). Крушение Древнего царства. Завоевание гиксосами Египта в XVII в. Новое царство. Столица в Фивах (1580 г.) Смена религии. Культ Озириса. Прекращение строительства пирамид. Агрессия в Нумибию и Азию. (Иордания. Северная Аравия). (Восточная Анатолия). Образование хеттов из нескольких хатто-хуритских племен. Возвышение Хаттуссы. Расширение на Малую Азию. Взятие Вавилона.
    (Северный Китай: Шэньси). Завоевание княжеством Чжоу империи Шан Инь. Появление культа Неба. Прекращение человеческих жертвоприношений. Расширение ареала до моря на востоке, Янцзы на юге, пустыни на севере.
  1. (?)Скифы (Центральная Азия).


Пассионарные толчки, описанные Л. Н. Гумилёвым. Римскими цифрами обозначены номера толчков, арабскими пронумерованы этносы, возникшие в ходе данного толчка

    (центральная Италия). Появление на месте разнообразного италийского (латино-сабино-этрусского) населения римской общины-войска. Последующее расселение на среднюю Италию, завоевание Италии, закончившееся образованием Республики в 510 г. до н. э. Смена культа, организации войска и политической системы. Появление латинского алфавита. (Италия). (Италия).
  1. (?)Галлы (южная Франция). (средняя Греция). Упадок ахейской критомикенской культуры в XI—IX вв. до н. э. Забвение письменности. Образование дорийских государств Пелопоннеса (VIII в.). Колонизация эллинами Средиземноморья. Появление греческого алфавита. Реорганизация пантеона богов. Законодательства. Полисный образ жизни, .
  2. Киликийцы (Малая Азия). (Персида). Образование мидян и персов. Дейок и Ахемен — основатели династий. Расширение Мидии. Раздел Ассирии. Возвышение Персиды на месте Элама, закончившееся созданием царства Ахеменидов на Ближнем Востоке. Смена религии. Культ огня. Маги.
    (Казахстан). Вторжение в европейскую Скифию. Истребление скифов. Появление тяжелой конницы рыцарского типа. Завоевание Ирана парфянами. Появление сословий. -согдийцы (Средняя Азия). (южная Монголия). Сложение хуннского родоплеменного союза. Столкновение с Китаем. . . (южная Маньчжурия, Северная Корея). Возвышение и падение древнего корейского государства Чосон (III—II вв. до н. э.). Образование на месте смешанного тунгусо-маньчжуро-корейско-китайского населения племенных союзов, выросших впоследствии в первые корейские государства Когуре, Силла, Пэкче.
    (южная Швеция). Переселение готов от Балтийского моря к Чёрному (II в.). Широкое заимствование античной культуры, закончившееся принятием христианства. Создание готской империи в Восточной Европе. . Широкое распространение из Прикарпатья до Балтийского, Средиземного и Чёрного морей. (современная Румыния). (Малая Азия, Сирия, Палестина). Возникновение христианских общин. Разрыв с иудаизмом. Образование института церкви. Расширение за пределы Римской империи. -2 (Иудея). Обновление культа и мировоззрения. Появление Талмуда. Война с Римом. Широкая эмиграция за пределы Иудеи. (Абиссиния). Возвышение Аксума. Широкая экспансия в Аравию, Нубию, выход к Красному морю. Позже (IV в.) принятие христианства.
    -мусульмане (Центральная Аравия). Объединение племен Аравийского полуострова. Смена религии. Ислам. Расширение до Испании и Памира. (долина Инда). Низвержение империи Гупта. Уничтожение буддийской общины в Индии. Усложнение кастовой системы при политической раздробленности. Создание религиозной философии Веданты. Троичный монотеизм: Брама, Шива, Вишну. (южный Тибет). Монархический переворот с административно-политической опорой на буддистов. Расширение в Центральную Азию и Китай. . -2 (северный Китай: Шэньси, Шаньдун). На месте почти вымершего населения северного Китая появились два новых этноса: китайско-тюркский (табгачи) и средневековой китайский, выросший из группы Гуаньлун. Табгачи создали империю Тан, объединив весь Китай и Центральную Азию. Распространение буддизма, индийских и тюркских нравов. Оппозиция китайских шовинистов. Гибель династии. . Война за гегемонию между королевствами Силла, Пэкче, Когуре. Сопротивление танской агрессии. Объединение Кореи под властью Силла. Усвоение конфуцианской морали, интенсивное распространение буддизма. Формирование единого языка. (Японцы). Переворот Тайка. Возникновение центрального государства во главе с монархом. Принятие конфуцианской морали как государственной этики. Широкое распространение буддизма. Экспансия на север. Прекращение строительства курганов.


В связи с огромным поднятием активности Китая, Японии, Ирана, Ирака и. т. д. в XIX—XX вв. дискутируется вопрос о десятом пассионарном толчке, произошедшем в конце XVIII века. Одни (гипотеза принадлежит В. А. Мичурину) проводят его по линии Япония — Ближний Восток, другие (гипотеза выдвинута М. Хохловым) — по вертикальной линии, проходящей через Кавказ.

Этногенез

Начальные условия

Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий:

  • нахождение территории на линии пассионарного толчка или мощный генетический дрейф пассионарности в место начала этногенеза,
  • сочетание двух или более ландшафтов на территории,
  • присутствие двух или более этносов на территории.

Протекание

Типичный этногенез состоит из следующих стадий:

Срок Название Примечания
0 лет (начало отсчёта) Толчо́к или дрейф Как правило, не отражён в истории.
0—150 лет Инкубацио́нный пери́од Рост пассионарности. Отражён только в мифах.
150—450 лет Подъём Быстрый рост пассионарности. Сопровождается тяжёлой борьбой и медленным расширением территории.
450—600 лет Акмати́ческая фа́за, или перегре́в Колебания пассионарности около максимума, превосходящего оптимальный уровень. Быстрое увеличение могущества.
600—750 лет Надло́м Резкий спад пассионарности. Гражданские войны, раскол этнической единицы.
750—1000 лет Инерцио́нная фа́за Медленный спад пассионарности на уровне около оптимального. Общее процветание.
1000—1150 лет Обскура́ция Спад пассионарности ниже нормального уровня. Упадок и деградация.
1150—1300 лет Аго́ния Только для этносов, не сумевших выйти в гомеостаз. Быстрый распад.
1150 лет—неопределённо долго Гомеоста́з Существование в равновесии со средой.

Взаимодействие этносов

Способы, которыми взаимодействуют этносы, определяются их уровнем пассионарности, комплемента́рностью (отношению друг к другу на уровне эмоций) и размерами. Эти способы включают симбиоз, ксению и химеру.

Критика пассионарной теории этногенеза

…подготовил почву для бурного произрастания разнообразных творцов псевдоисторического бреда… с необходимой аудиторией потребителей их продукции. Без него ни первые не были бы столь самоуверенны, ни вторые столь многочисленны. Ибо Л. Гумилев своим авторитетом как бы санкционировал произвольное обращение с историей.

Теория, по которой пассионарные толчки являются следствием вариации интенсивности космических лучей, также не выдерживает строгой естественнонаучной критики. Данные дендрохронологии ясно показывают, что приводимые Л. Н. Гумилёвым даты пассионарных толчков не соответствуют реально наблюдаемым максимумам образования 14 C, являющегося универсальным маркером интенсивности внешней радиации [11] . К тому же известно, что в горной местности интенсивность космического излучения заметно выше, чем вблизи уровня моря, и тогда горные этносы должны были бы иметь бо́льшую пассионарность, чем равнинные, чего на приводимых Л. Н. Гумилёвым примерах пассионарных этносов не наблюдается.

В частности, историк и этнограф Виктор Шнирельман обвиняет Гумилёва в антисемитизме. Он указывает:

Фаза этногенеза –в пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилеева, стадия процесса этногенеза, определяемая направлением, скоростью и пределами изменения уровня пассионарного напряженияв этнической системе.

* Подъем (300 лет)
510-810
Фаза подъема – период стабильного повышения уровня пассионарного напряжения системы вследствие пассионарного толчка или генетического дрейфа.
Выход славян на историческую арену.
Аналогии:
Арабы в отношениях с Византией, Ираном и Эфиопией (310-610).
Германские варварские королевства (310-610)
Североамериканские колонии, США и Канада (1510-1810).
Испания: начало реконкисты (710-1010).
В России: голядь, Моксель и колонизация их земель славянами, "гибридизация" с местными (710-1010)

* Акматическая фаза (300 лет)
810-1110
Фаза акматическая – колебания пассионарного напряжения в этнической системе после фазы подъема на предельном для данной системы уровне пассионарности.
Возникновение славянских держав и принятие христианства Украиной-Русью.
Аналогии:
Арабы и ислам, Аббасиды (610-910).
Империя Карла Великого (610-910).
США и Канада (1810-2110).
Испания: возвышение Кастилии (1010-1310).
В России: Владимиро-Суздальское княжество, Московское княжество (1010-1310)

* Инерционная фаза (300 лет)
1410-1710
Фаза инерционная или фаза инерции – плавное снижение пассионарного напряжения этнической системы после фазы надлома.
Использование традиций Акматической фазы для движения "по инерции" ("по накатанному").
Верность традиции предков (католичество в Польше, православие в Украине, Московии и на Балканах), казачество и братства.
Аналогии:
Разгром монголами, мамлюкские султаны Сирии и Египта восстанавливают традиции Аббасидов, возникновение Османской империи, появление в Хиджазе Саудов (1210-1510).
Фридрих Барбаросса, династия Габсбургов (1210-1510).
Эпоха Бурбонов, война в Испании, распад Испанской империи (Португалии, Нидерландов, Латинской Америки), гражданские войны ХІХ в., поражеение от США (1610-1910).
В России - Смутное время, династия Романовых, Всероссийская империя (1610-1910).

Диалектика развития этноса у Гумилева имеет шесть фаз, не все из которых понятны и логичны.

Логика Гумилева (переход от фактического материала к построению графиков) имеет ряд пробелов, на которые обратили внимание практически все критики теории пассионарности.

В статье предпринимается попытка посмотреть на развитие этноса и ответить на некоторые вопросы, на которые не смог ответить Гумилев в своих книгах.

Заранее приношу извинения, если некоторые утверждения, высказываемые мной как факты, не совпадают с мнением читателей и за то, что в статье даются ссылки не на все труды Льва Гумилева, а только на те, которые были под рукой автора.

2. Недостатки теории Гумилева

2.1. Развитие пассионарности

Кратко логику развития этноса по Гумилеву можно сформулировать следующим образом.

У Гумилева пассионарность приходит к этносу каким-то неизвестным путем из космоса, проходит определенными линиями по поверхности Земли, после чего у людей, живущих на территориях, подвергшихся внешнему воздействию, происходят некоторые генетические изменения, которые в течение примерно полусотни поколении в дальнейшем определяют развитие и существование этноса, причем не просто способ существование, но определенный стиль (матрицу) поведения.

Гумилев, не приводя подробно, а только ссылаясь на некое исследование более чем 50-ти этносов/государств без всякого анализа цифр и кривых приводит сложную кривую развития пассионарности этноса, деля процесс развития этноса на 5 этапов:

Первая фаза – фаза пассионарного подъема этноса, вызванная пассионарным толчком.

Акматическая фаза – стабильное состояние пассионарности – нет роста, нет падения.

2.2. График Гумилева и шесть фаз этногенеза

Ниже приведен график самого Льва Гумилева:

2.3. Недостатки теории Гумилева

В своих трудах Гумилев подробно обрисовывает видение развития этноса, но при этом обходится без общепринятых в исторических кругах тщательно выверенных описаний, полных перечней, историографических обзоров. Он не приводит ни одной статистической или сравнительной таблицы, ни одного графика распределений, вычисления.

Для многих историков, этнографов, да и простых читателей, теория Гумилева выглядит скорее как гипотеза, чем как научно обоснованный факт.

Основные вопросы к теории Гумилева, на которые сам автор ответить не смог, или ответил весьма уклончиво:

Ниже лишь некоторые из вопросов, ответам на которые посвящена эта статья.

- Что является базой для появления пассионариев?

- Что не научно в графике пассионарности Гумилева?

- Как выглядел бы научный график изменения пассионарности?

- Что приводит к смене фаз/стадий этногенеза?

- Чем определяется длительность фаз/стадий этногенеза?

- Какова связь между этносом и государством? Какая связь между развитием этноса и государства?

- Какова связь между направлением энергии пассионариев и направлением энергии общества?

- Как связаны пассионарность и социальные условия?

- Какие силы приводят этнос к гибели? Почему умирает этнос?

- Чем определяются конечные сроки существования этноса? Когда умирает этнос?

Попробуем найти ответ если не на все, то хотя бы на некоторые из этих вопросов.

Для начала определим понятия пассионарности и этноса, с которыми будем оперировать в статье.

2.4. Пассионарность по Гумилеву

Такая основа пассионарности наукообразна, но мало что объясняет.

А энергией в виде повышенной тяги к действию и организации других людей мы встречаем повсеместно как предпринимательство. Никакого отношения тяга к предпринимательству не имеет ни к космической или биологической энергии, ни к мутациям. Связь такой деятельности с энергией живого вещества биосферы обнаружить не удалось.

Современной науке не удалось обнаружить мутационных изменений в человеке, который или захотел, или расхотел быть предпринимателем.

Но важно заметить, что в истории бывают случаи, когда природа дает людям шанс освоить ее ресурсы, и большое количество людей объединяются для предоставленных природой экономических шансов и создают государство. И если такая тяга и предпринимательская энергия позволила некоторой группе людей объединиться, присвоить себе название определенной нации, создать государство, то тогда можно говорить об образовании нового этноса со своей историей, культурой и пассионарностью.

2.5. Этнос по Гумилеву

Вот лишь некоторые определения этноса, данные самим Гумилевым:

2.6. Этнос в данной статье

В рамках данной мы несколько сузим определение этноса/народа по Гумилеву, ограничив рассмотрение только тех случаев, когда народ создал государство, и образовалась неразрывная связь между народом и государством.

Это, с одной стороны, позволит более четко определить границы рассмотрения, с другой стороны, позволит добавить к диалектике развития этноса (истории этноса) диалектику развития соответствующего государства (историю государства).

Т.е. рассматриваться будут только те ситуации, когда народ и государство получили общность исторической судьбы.

2.7. Причины распада этноса по Гумилеву

2.8. Сроки жизни этноса по Гумилеву

Этот и другие вопросы мы обсудим детально ниже.

Главное, что шесть гумилевских фаз этногенеза мы сократим и приведем к трем стадиям.

* 1 Фаза подъема (рождение этноса)
* 2 Фаза акматическая(культурный расцвет этноса)
* 3 Фаза надлома(время великих подвигов и жестоких преступлений0
* 4 Фаза инерционная ("золотая осень" цивилизации)
* 5 Фаза обскурации (сумерки этноса)
* 6 Фаза мемориальная (смерть этноса)

Переход к акматической фазе - " Мы хотим быть великими "

Фаза акматическая (культурный расцвет этноса) - колебания пассионарного напряжения в этнической системе после фазы подъема на предельном для данной системы уровне пассионарности, императив "Будь самим собой! "


Переход к фазе надлома - " Мы устали от великих!"

Фаза надлома (время великих подвигов и жестоких преступлений) - резкое снижение уровня пассионарного напряжения, императив - "Мы знаем, мы знаем, все будет иначе!"


Переход к инерционной фазе - " Дайте же жить, гады!"

Фаза инерционная ("золотая осень" цивилизации:стремление к материальным излишествам на фоне упадка культуры) - плавное снижение пассионарного напряжения этнической системы , императив - " Будь таким, как я!"


Переход к фазе обскурации - " С нас хватит! "

Фаза обскурации (сумерки этноса) - снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт, императив - "Будь таким, как мы!


Преход к мемориальной фазе (возможна регенерация) - " День, да мой!"

Фаза мемориальная (смерть этноса) - отдельными представителями этноса сохраняется культурная традиция.Память о героических деяниях предков продолжает жить в виде фольклорных произведений, легенд, императив - " Помни, как было прекрасно!"

Переход к гомеостазу (реликт) - " Будь сам собой доволен, тролль! "

Источник - "Этногенез и биосфера Земли" Л.Н.Гумилев

ФАЗЫ ЭТНОГЕНЕЗА (концепция Л.Н.Гумилева)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Пассионарная теория этногенеза

Статья раскрывает основные моменты этого научного труда в доступной для читателя форме.

В чем заключается пассионарная теория этногенеза

Пассионарная теория этногенеза Гумилева

Рисунок 1. По мнению Гумилёва, носители пассионарности занимали весьма заметное место в истории

Согласно пассионарной теории этногенеза Гумилева, развитие любого этноса находится в прямой зависимости от усиления или ослабевания явлений пассионарности. Так, предложенная концепция объясняет, в чем заключается зависимость эпох от взаимодействия разных этносов между собой и с окружающей средой. При этом автор подробно размышляет о том, какие ландшафты более, а какие менее благоприятны для возникновения сильных этносов.

Этнические системы и их формы

По его утверждению они представляют собой:

  1. Биологические сообщества людей как одного из видов живой природы.
  2. Способ приспособления человечества к окружающему миру.
  3. Объединенные группы людей, связанные осознанием своего единства и самоидентификацией от других этнических систем.
  4. Совокупность индивидов по общим стереотипам поведения.
  5. Сообщество, члены которого имеют общее происхождение и историю.
  6. Системы, которые постоянно эволюционируют.
  7. Структуры, сложенные по иерархической системе.

В зависимости от того, что является объединяющим фактором внутри каждой этнической системы, историк выделяет такие ее виды:

Автор отмечает, что чем выше в этом иерархическом построении находится этническая система, тем дольше период ее существования (рисунок 2).

Уровни и классификация пассионарности

Часто такая деятельность является жертвенной, поскольку высшая цель воспринимается носителем пассионарности как более важная, чем собственное счастье, интересы, а также жизнь своих соотечественников. При этом доминант не всегда действует с благими целями, поэтому под влиянием его энергии могут совершаться не только подвиги, но и преступления.

По мнению Гумилева, феномен пассионарности имеет психологическое объяснение и зависит от уровня космического излучения в результате солнечной активности и вспышек сверхновых.

Проводя классификацию способности к пассионарности, автор выделяет три ее уровня:

  1. Пассионарий – обладает избыточной энергией, которая проявляется в поведении как предприимчивость, готовность нести жертвы ради достижения цели, желание и стремление изменять окружающий мир. Как видим, пассионарию чужд инстинкт самосохранения, и при этом личность может быть как созидателем (ученым, художником, писателем, политиком), так и разрушителем (воином, террористом и просто неудачником).
  2. Гармоничный человек – пребывает в равновесии с окружающей его средой. Его биологические инстинкты и стремления уравновешивают друг друга. Такая личность в определенных условиях может стать довольно успешной.
  3. Субпассионарий – склонен к пассивности, лени, паразитизму и предательству. Его биологические импульсы (лень, похоть, злоба, зависть) превосходят душевную энергетику. Именно поэтому типичными представителями субпассионариев называют бродяг, наемников и проституток.

Кроме базовой классификации, изложенной выше, Гумилевым был отражен и более подробный период роста пассионарности, включающий 9 уровней. Так, наивысшим среди них считается жертвенный уровень, представители которого готовы без колебаний пожертвовать собственной жизнью (Ян Гус, Иван Сусанин). Нулевой уровень соответствует обычному обывателю, полностью приспособленному к окружающему ландшафту (рисунок 3).

Уровни пассионарности

Рисунок 3. Каждый отдельный человек также подвергается классификации и принадлежит к определенному уровню пассионарности

Самый низкий уровень, согласно пассионарной теории этногенеза, отведен субпассионариям, абсолютно не способным к каким-либо действиям, в результате чего происходит их взаимоистребление и даже гибель этноса. При всем этом автор отмечает, что уровень пассионарности никак не влияет на способности личности и темперамент. Иными словами, обыватель может иметь высокие умственные способности, а пассионарий быть глупцом и т.д.

Развитие этногенеза

По мнению автора, каждый этнос в своем развитии проходит девять последовательных этапов, каждый из которых привносит в его жизнь новое стереотипное поведение групп людей. Для начала развития этногенеза необходима устойчивая и способная к расширению популяция, занимающая определенную территорию и отличающаяся от остальных определенным стереотипом поведения.

При этом местность должна сочетать в себе два или более ландшафта, на которых должны присутствовать два или более этноса и при этом находиться на линии пассионарного толчка (рисунок 4).

Схема развития этногенеза

Рисунок 4. Схематическое развитие этноса отражает его взлеты и падения

Итак, на первом этапе происходит толчок, который дает появление пассионарных личностей, что в ходе истории никак не отображается. На втором (инкубационном) этапе наблюдается рост этого процесса, что в ходе истории занимает до 150 лет и отображается только в мифах и легендах. Следующие 300 лет отмечаются быстрым развитием пассионарности, что сопровождается кровопролитной борьбой и медленным расширением территории.

Фаза от 450 до 600 лет носит название акматической (перегрева), когда этнос быстро увеличивает свое могущество, находясь на максимальной стадии уровня стремлений. Следующие полтора столетия этническая единица подвергается расколу через гражданские войны, кои приводят к медленному спаду пассионарности до оптимального уровня, что выглядит как общее процветание благодаря накопленным богатствам и традициям. После отметки в 1000 лет после первого толчка начинается упадок и деградация, продолжающиеся еще 150 лет. Спустя еще 350 лет о жизни этноса остается только память.

Через 1150 лет от начала наступает фаза гомеостаза (существования в равновесии со средой), которая может длиться неопределенно долго до нового генетического дрейфа. Если этнос не сумел войти в гомеостаз, происходит его полный распад, исчезновение или поглощение другими этносами.

Этническое взаимодействие

Если объяснять этническое взаимодействие простым языком, то это способы, с помощью которых этносы взаимно влияют друг на друга. Эти взаимодействия зависят от уровня пассионарности, комплиментарности (отношения друг к другу на уровне эмоций) и размеров этносов (рисунок 5).

Что такое этническое взаимодействие

Рисунок 5. В современном мире далеко не все народы (этносы) могут мирно сосуществовать

Всего существует 3 способа таких взаимодействий:

Критический взгляд на пассионарную теорию этногенеза

После публикации теории пассионарности в специальных журналах, она была подвержена существенной критике научной общественностью. Ученая среда заявила, что представленная теория не основывается на достаточном количестве научно обоснованных аргументов, что выводит ее за пределы научных исследований.

Больше интересных фактов о теории пассионарности Гумилева приведено в видео.

Читайте также: