Факторы социализации личности кратко

Обновлено: 30.06.2024

Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Стадии социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.

1) Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе. В дальнейшем основой социализации становится школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.

2) Ресоциализация, или вторичная социализация, — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. При этом изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

3) Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

4) Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками, и девочки учатся быть девочками.

Факторы социализации – это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию:

1) макрофакторы (космос, планета, страна, общество, государство),

2) мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ)

3) микрофакторы (семья, группы сверстников, организации).

– идентификация – это механизм отождествления индивида с некоторыми людьми или же группами, позволяющий усваивать разнообразные социально принятые и одобренные образцы и нормы поведения человека в обществе, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация – процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

– подражание – это механизм сознательного или бессознательного воспроизведения индивидом модели поведения, опыта других людей, в частности, манер, движений, поступков и тому подобное;

– внушение – это механизм воздействия на поведение и психику человека, предполагающий некритическое восприятие им особенностей и специфики воспринимаемой информации. Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

– фасилитация – это механизм, который оказывает стимулирующее влияние в поведении одних людей на деятельность других, в результате чего совместная человеческая деятельность протекает свободнее и интенсивнее (в упрощенном описании понятие “фасилитация” можно понимать как “облегчение”);

– конформность – это механизм осознания наличия расхождений во мнениях определенного индивида с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, которое реализуется и проявляется в поведении.

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации.

Факторы социализации.

Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

  1. Макрофакторы – глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
  2. Мезофакторы – условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
  3. Микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.

Виды и этапы социализации.

Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.

Остальные виды социализации:

  1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
  2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
  3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
  4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

Основными институтами социализации являются:

    ;
  • сверстники; ; ; ;
  • средства массовой информации.

В социологии существует также такое понятие, как десоциализация. Десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.

Факторы социализации – это условия, определенные обстоятельства, побуждающие индивида к активному действию.

Среди факторов социализации выделяют:

  • макрофакторы,
  • мезофакторы,
  • микрофакторы .

Макрофакторы социализации

Макрофакторы социализации оказывают влияние на социализацию всего человечества или очень больших групп людей, проживающих в определенных странах.

К макрофакторам относятся:

  • Вселенная, или Космос.
  • Планета Земля.
  • Все человеческое сообщество.
  • Страна – территория, имеющая границы, выделяемая из остальных территорий по природным условиям и географическому положению.
  • Общество – совокупность социальных отношений, сложившихся между людьми в стране, включающая в свою структуру семью, государство, возрастные, социальные, профессиональные и другие группы.
  • Государство – часть политической системы социума, обладающая властными функциями.
  • Природная среда, или географический фактор.

В современном мире имеется множество проблем, отражающихся на условиях жизни индивида, оказывающих косвенное или прямое влияние на социализацию личности:

  1. Экологические проблемы – загрязнение окружающей среды.
  2. Демографические проблемы – рост или сокращение численности населения отдельных стран.
  3. Экономические проблемы – экономические кризисы, увеличение разрыва уровня экономического развития отдельных стран и континентов.
  4. Военно-политические проблемы – распространение ядерного оружия, рост числа региональных конфликтов, политическая нестабильность.

На социализацию личности оказывают влияние характеристики полоролевой структуры общества, предопределяющие представления о статусном положении пола, полоролевые ожидания, самоопределение.

Государство выступает как:

  • фактор социально контролируемой социализации: участие в создании воспитательных и образовательных учреждений (детские сады, школы, колледжи, институты, учреждения для детей с ослабленным здоровьем и т.д.);
  • фактор относительно направляемой социализации: определение обязательного минимума образования, срок службы в армии, возраст вступления в брак и т.д.);
  • фактор стихийной социализации: идеология, политика, социальная и экономическая практика, характерные для данного государства формируют определенные условия для жизни его граждан.

Готовые работы на аналогичную тему

Мезофакторы социализации

Мезофакторы социализации – это определенные условия социализации групп людей, объединенных:

  • национальным признаком;
  • типом и местом поселения (поселок, село, город, регион);
  • принадлежностью к аудитории того или иного средства массовой коммуникации (компьютеры, телевидение, радио, кино и т.д.).

Этнические особенности, влияющие на способ социализации делят на:

  • витальные, или жизненно важные (охрана здоровья, характер питания, способы физического развития);
  • ментальные, или духовные.

Особенности социализации, определенные типом и местом социализации:

  1. Значительный социальный контроль за поведением индивида, открытость в общении в поселках и селах.
  2. Широкий выбор системы ценностей, групп общения, стиля жизни, значительные возможности для самореализации в городе.
  3. Основные функции средств массовой коммуникации:
  4. Социально-психологическая функция: потребность в связях с другими людьми, удовлетворение в получении информации, поддерживающей его идеи, ценности, взгляды.
  5. Распространение знаний в области науки и культуры.
  6. Социальное управление и регулирование, поддержание общественных отношений.

Микрофакторы социализации

Микрофакторы социализации – это различные социальные группы, непосредственно влияющие на человека и участвующие в процессах его воспитания: семья, рабочий коллектив, группы сверстников и т.д.

Социализация личности происходит через различные институты социализации, позволяющие не отставать от уровня и темпов развития общества. К ним относятся:

  • семья,
  • общепринятые нормы и ценности,
  • государственные и общественные учреждения и т.д.

Основными факторами социализации являются семья и образовательные учреждения.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 09.08.2021

Наталья Николаевна Чувелева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Социальные факторы принято разделять на макро-, мезо- и микрофакторы, отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и другие особенности развития личности, в том числе качество жизни, определяемое состоянием экономики, экологическую обстановку, наличие экстремальных и иных социальных обстоятельств.

К макрофакторам относится также культура как система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека: биологическую (еда, сон, отдых и т.д.), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, культура, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).

Мезофакторы — это детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины. К ним относится этнос (нация) — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими, относительно стабильными особенностями культуры и психики, общим самосознанием, т.е. сознанием своего единства и отличия от других. Принадлежность к той или иной нации, ее традициям во многом определяет специфику социализации личности.

Оказывают влияние на процесс социализации человека и региональные условия его проживания, которые зависят от конкретной части страны, где он живет, и вносят свою специфику в его образ жизни, обычаи,привычки,традиции.

При анализе процесса социализации нельзя не учитывать социально-экономические различия города и деревни, поэтому тип поселения (село, поселок, город-мегаполис) также придает определенное своеобразие социализации людей, в них проживающих.

Микрофакторы — это детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организации, учебном заведении и т.п.).

Общество, в том числе и отдельные его субкультуры, оказывают воздействие на личность на всех стадиях ее социализации. Такое воздействие осуществляется или непосредственно (например, через средства массовой информации), или через группу, к которой принадлежит человек, через ее нормы и ценности.

Во втором периоде дотрудовой стадии социализации основным ее институтом является школа, которая еще в большей мере, чем семья, зависит от общества, политического устройства государства. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, она сама по себе есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа должна подготовить человека к жизни в обществе в целом. Школа задает ребенку образы и образцы гражданина и тем способствует (или препятствует) его вхождению в общественную жизнь. Школа расширяет возможности и умения ребенка в сфере общения и взаимодействия, что выступает как важнейший момент социализации. Привлекательность среды сверстников заключается в том, что она относительно независима от взрослых, а иногда и противоречит им.

Институт школы подробно рассматривается в контексте возрастной и педагогической психологии (Я.Л. Коломинский, А.С. Чернышев и др.). Но здесь необходимы лонгитюдные и междисциплинарные исследования, отнесенные ко всему комплексу проблем социализации.

Это относится и к другим институтам социализации: трудовому коллективу, референтной группе, различным общественным организациям.

Любой институт социализации несет в себе воздействия более широкой группы или общности людей через традиции, обычаи, образ жизни. Личность формируется в целостном обществе: макросреде и микросреде, и каждая оставляет на индивидуальности свои следы и трудноразрешимые последствия.

Проблема взаимодействия индивида и социальных факторов отражена в работах Б.Ф. Поршнева. Особое значение в социализации личности придается историческому развитию государства, так как каждый период и этап развития общества предъявляет свои требования к личности. В стабильные фазы развития общества личность в значительной мере нивелируется, подчиняется разного рода групповым (родовым, профессиональным, конфессиональным и др.) устремлениям и нормативам. У человека гипертрофированно развивается групповая идентичность (по терминологии Э. Эриксона) как осознание себя членом какой-либо (большой или малой) социальной группы с принятием ее целей и морали в ущерб индивидуальным и общечеловеческим ценностям. К таким периодам относятся, например, Средневековье в Европе (А.Я. Гуревич), Средние века на Руси (Ю.М. Лотман). Затем в истории отмечается нарушение интегрированности человека со своей социальной группой, сословием, постепенно акцентрируется индивидуально-личностный слой его идентичности (Э. Фромм).

Предложенная Л.Н. Гумилевым концепция этногенеза иллюстрирует взаимосвязь процессов социализации и этапа развития общества. В стабильные периоды общественного развития социально более адаптированными являются люди, ориентированные на групповые ценности, т.е. с групповым уровнем идентификации. В период бурного развития этноса в обществе начинают доминировать новые ценности, акцентирующие значение риска и преуспевания в различных сферах общественной жизни. Активизируются личности разных типов: с одной стороны, те, у которых одновременно пре­ обладают и общечеловеческий, и индивидуально-личностный уровни идентичности; а с другой стороны, люди, спасающиеся от общественных бурь с помощью привычных стереотипов ориентации на групповые нормы.

Индивидуально-личностные факторы социализации личности чрезвычайно значимы, поскольку социализация — это не простое механическое отражение личностью чужого опыта. Каждая конкретная личность не только усваивает опыт группы, но субъективно преобразовывает его в собственные социальные установки (аттитюды) , социальные ожидания (экспектации) , ценностные ориентации. Усвоение общественно-исторического опыта субъективно и другим быть не может. Разные личности выносят из объективно одинаковых социальных ситуаций различный опыт.

Подчеркнем влияние этапа жизненного пути личности на особенности ее социализации. Согласно данным Л. Кольберга, дети до семи лет большей частью находятся на доконвенциональном уровне морального развития. Их поведение определяется в основном стремлением избежать наказания или получить поощрение, у них доминирует незрелый индивидуально-личностный уровень идентичности.

К 13 годам и до окончания школы у большей части детей преобладает групповой уровень идентичности, когда каждый поступок оценивается в зависимости от точки зрения референтной для ребенка группы. В стабильные периоды развития общества этот уровень идентичности и далее остается доминирующим, так как, по сведениям Л. Кольберга, только 10% детей старше 16 лет достигают постконвенционального уровня морального развития, что означает одновременное наличие индивидуально-личностного и общечеловеческого уровней идентичности.

Читайте также: