Факторы производства туристского продукта кратко

Обновлено: 02.07.2024

Процесс производства в туризме представляет собой производство новых туристических продуктов и оказание услуг, а также постепенное их совершенствование. Так как туризм является отраслью экономики, он также подчиняется ряду правил, касающихся вопросов производства и коммерческого продвижения. В большинстве случаев создание качественного туристического продукта является результатом усилия множества предприятий.

Туристический продукт представляет собой особый пакет документов, который позволяет туристу совершить въезд или выезд в какую-либо страну, а также включает в себя совокупность услуг по отдыху, проживанию, размещению, питанию, сопровождению экскурсовода и т.д.

Несмотря на то, что туристическую деятельность регламентируют именно экономические показатели, целью туристического визита являются юридические категории, а именно право граждан на свободное перемещение, передвижение. Именно поэтому туристический продукт так подробно регламентируется действующими юридическими нормами.

Турпродукт включает в себя оказание туристических услуг, к которым относятся:

  • перевозка любыми видами транспорта;
  • размещение, то есть поселение туристов в отеле, гостинице и т.д.;
  • оказание иных услуг в сфере туризма, которые не связаны с перевозкой и размещением.

Для того чтобы туристический продукт дошел до потребителя, необходимо его рекламировать. Именно поэтому туристические агентства и туристические операторы принимают участие в специализированных выставках, делают рекламные акции, каталоги, буклеты, а также прочую печатную продукцию, кроме того, информируют потенциальных потребителей через сеть Интернет. Некоторые туристические организации придумывают интересные ходы для того, чтобы привлечь потенциальных туристов.

Готовые работы на аналогичную тему

В туристический продукт возможно включение дополнительных услуг, к которым могут быть отнесены экскурсии, посещение СПА и различных оздоровительных центров, оказание медицинских услуг, посещение центров красоты и т.д.

Успех любой коммерческой туристической фирмы среди туристов зависит от того, насколько качественно будут оформлены документы, и насколько привлекательным для туристов будет предложенный туристический продукт. Поэтому целью любой туристической организации является создание качественного и привлекательного туристического продукта.

Рисунок 1. Понятие туристического продукта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Роль страхования в формировании туристического продукта

Большую роль в создании нового туристического продукта играет его страхование. Данный вид деятельности также является важным элементом национальной экономики. Сфера туризма пользуется особым успехом в сфере страхования, так как туризм зачастую может быть опасным для путешествующего лица, а посещения разных стран могут связываться с различными категориями рисков.

Несмотря на то, что на сегодняшний день расширяются внешнеэкономические связи, это требует, чтобы все виды деятельности соответствовали международным стандартам, по-прежнему существуют опасные туристические направления. Необходимо также учитывать, что при выезде туриста за рубеж затрагиваются интересы уже не одного государства, а нескольких.

Поэтому крайне важно, чтобы права и свободы туристов соблюдались во всех зарубежных поездках, а также, чтобы туристы не нарушали нормы действующего законодательства, находясь в стране временного пребывания.

Кроме того, страховые компании, работая с тем или иным туристическим продуктом, оценивают уровень его безопасности. Если туристический продукт безопасен, соответственно, страховые компании будут собирать страховые взносы без каких-либо потерь, поэтому такое сотрудничество будет взаимовыгодным и способствовать расширению и развитию данных секторов экономики.

Страхование необходимо на случай возникновения определённых неблагоприятных, непредвиденных ситуаций и событий, то есть страховых случаев. Например, турист может получить травму, находясь в другом государстве, попасть в сложную политическую, экономическую ситуацию, стать жертвой преступления, оказаться в экстремальной ситуации и т.д. В перечисленных случаях ему может помочь страхование.

Стадии продвижения туристического продукта

Формирование туристического продукта проходит ряд последовательных стадий, которые характеризуются колебаниями объема продаж и прибыли. В частности, можно выделить следующие этапы разработки нового турпродукта:

  • Стадия внедрения. На данной стадии продукт впервые предлагается целевой аудитории. Так как туристы ещё не знают предложенный продукт, наблюдается медленный темп его сбыта, соответственно прибыль практически отсутствует или имеется в незначительном объеме. Однако неизбежным на данной стадии являются затраты на маркетинг, что связано с необходимостью осведомления потенциальной целевой аудитории о наличии нового продукта.
  • Стадия развития. На данном этапе усиливается конкуренция, туристы уже ознакомлены с туристическим продуктом, убеждены в его качестве, вследствие чего наблюдается дальнейшее расширение рынка. Туроператор стремится расширить сферу своего влияния и "влезть" в новые сегменты рынка, что позволяет увеличить прибыль, а также привлечь новых клиентов.
  • Стадия зрелости. На данной стадии турпродукт характеризуется замедленным ростом сбыта, а также стабилизацией. Круг потребителей практически не расширяется, то есть продуктом пользуются те же самые потребители. Объем получаемой прибыли снижается не значительно, хотя и остается достаточно высокий, поэтому туроператор заинтересован в дальнейшей реализации турпродукта и максимальном продлении данной стадии.
  • Стадия спада. Это момент, когда турпродукт перестаёт пользоваться успехом у туриста, а потому прибыль идёт на убыль.

Для того, чтобы туристический продукт развивался и совершенствовался, он должен адаптироваться к новым потребностям туристов, например, к новым запросам касательно безопасности туристического продукта, необходимости наличия Wi-Fi в отеле и т.д. Кроме того, туристические услуги должны отвечать требованиям безопасности, обеспечить сохранность имущества туриста, охрану окружающей среды той страны, куда осуществляются путешествия.

Все это делает восприятие качества турпродукта во многом субъективным, зависящим от индивидуальных характеристик каждого туриста.
Кроме того, есть специфичные факторы, которые в значительной степени влияют на создание качественного турпродукта:
1. Дискретность (прерывистость) производства туруслуг и целостность их потребления. Гостеприимство – искусство мелочей. Работа каждого сотрудника в гостинице, ресторане, турфирме одинаково важна. В обеспечении качества турпродукта невозможно выделить более главную или менее главную службу – все они должны работать одинаково четко и качественно.
2. Возможность повторного производства туруслуг на одинаково высоком уровне, или продолжительность качества. Решение данной проблемы для многих производителей турпродукта становится непосильной задачей. Причины этого: плохое качество средств труда персонала, недостаток эргономичности рабочих мест, недостаток своевременной мотивации работников или налаженности всей системы взаимодействия между работниками предприятия.
3. У персонала турпредприятия нет шанса на исправление брака и, как следствие, нет шанса на возврат гостя. При этом гость, выбирая другое место отдыха, советует остальным поступать также. Ведь негативная информация распространяется быстрее позитивной. 4 из 100 клиентов, выразивших недовольство системой обслуживания, могут увести за собой почти в 3 раза больше потенциальных клиентов, чем те, кому обслуживание понравилось, привести.
Обязательные требования к качеству турпродукта:
- безопасность жизни и здоровья;
- гарантия предоставления услуг, согласно путевке;
- сохранность имущества туристов;
- охрана окружающей среды.
Критерий качества выражается через систему показателей, отражающих различные виды деятельности по обслуживанию туристов.
На качество туробслуживания влияют следующие факторы:
- природно-климатические;
- культурно-исторические ценности;
- психологические;
- специфические потребности туристов;
- культура труда и поведения сотрудников;
- имидж предприятия.

Производство туристского продукта требует ресурсов. Существуют три основные категории производственных ресурсов, или факторов производства: природные и культурно-исторические, людские, капитальные.

Организации отдыха предшествуют выявление и изучение природных туристских ресурсов, которые завершаются их оценкой. Затем определяются правила их эксплуатации и устанавливается режим охраны.

Существует несколько разновидностей оценки природных туристских ресурсов: технологическая — по функциональной пригодности ресурсов для того или иного типа рекреационной деятельности, физиологическая — по степени комфортности, психологическая — в зависимости от эстетических качеств. При этом учитываются устойчивость к антропогенным нагрузкам и разнообразие природных комплексов.

Наиболее распространенной является технологическая оценка природных туристских ресурсов. Рассмотрим ее на примере оценки рельефа для развития горнолыжного туризма (табл. 50).

Читайте также: