Факторы повышения эффективности делового общения кратко

Обновлено: 16.05.2024

Глобализация современной экономики проявляется, в частности, в том, что руководству и сотрудникам значительного числа организаций различных форм собственности и сфер деятельности приходится искать новые рынки сбыта, часто находящиеся далеко за пределами нашей страны. Одновременно особенно остро встает вопрос установления и поддержания значительного количества новых деловых контактов. Определенные сложности в обозначенном контексте могут быть обусловлены необходимостью взаимодействовать с представителями других народов, часто имеющих различные представления не только о стиле ведения бизнеса, но также и о межличностном и деловом общении. При этом важно своевременно трансформировать существующие практики бизнес-коммуникации, приведя их в соответствие с актуальными тенденциями общественного развития, а также учитывая особенности менталитета и мировоззрения любого из действующих или потенциальных контрагентов. Одним из детерминантов успеха в данном случае, на наш взгляд, является практическое применение некоторых принципов межкультурной коммуникации в процессе определения подходов к осуществлению делового общения.

Трансформацию практик делового общения в контексте ключевых принципов осуществления межкультурной коммуникации можно считать одним из факторов распространения инноваций в бизнес-сообществе. Обусловлено это тем, что в значительном числе случаев невозможно полностью разграничить коммуникацию, осуществляемую с партнерами из нашей страны и из-за рубежа. Поэтому представители организации могут в своей повседневной деятельности начать руководствоваться не только устоявшимися клише делового взаимодействия, но и инновационными подходами, усвоенными ими в процессе осуществления коммуникации с заграничными контрагентами. На практике это должно привести к постепенной гуманизации практик делового общения, обусловленной распространением среди персонала, отвечающего за ведение переговоров и подготовку письменной корреспонденции, принципов толерантности и уважения к мировоззренческим установкам народов и их отдельных представителей. Итогом этого станет повышение конкурентоспособности деятельности организации в целом, поскольку грамотное выстраивание коммуникативной стратегии в процессе ведения деловых переговоров позволит обеспечить заключение соглашений на наиболее выгодных условиях. Кроме того, уважительное и толерантное отношение персонала на определенном этапе станет одним из преимуществ организации, с которой захотят сотрудничать многие представители бизнеса. Так постепенно обновление практик делового общения в контексте учета факторов межкультурной коммуникации станет детерминантом повышения эффективности и результативности деятельности организации в целом. Это в конечном итоге должно привести не просто к трансформации существующих практик делового общения, но к формированию инновационной коммуникативной модели, применяемой в организации при поддержании контактов как с зарубежными контрагентами, так и с представителями других организаций, действующих в нашей стране.

Ориентация на обновление и трансформацию существующей модели делового общения обусловлена рядом факторов, к числу которых следует отнести как важность повышения эффективности деятельности конкретных организаций, так и необходимость дальнейшего распространения в бизнес-сообществе идеи о значении толерантного и уважительного отношения к партнерам по диалогу как основного детерминанта результативности осуществляемых переговоров, устанавливаемого взаимодействия в целом. В данном случае на передний план выходит идея применения инновационных подходов, заключающихся в соблюдении разумного баланса между установками отечественной деловой культуры и факторами межкультурной коммуникации. Результатом этого можно считать реализацию практик эффективного делового общения, ежедневно осуществляемого как внутри страны, так и с зарубежными партнерами.

1. Гончаренко Л. В. Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе: социально-философский анализ: Автореферат дис. … канд. филос. наук. М., 2014. 31 с.

2. Першина Е. Ю. Иностранные языки в истории межкультурной коммуникации России: Автореферат дис. … канд. культурологии. Владивосток, 2016. 27 с.

7.Стимулирование движения творческой мысли в новых направлениях.

Структура деловой беседы состоит из 5 фаз:

4.Опровержение доводов собеседника.

Фаза I. Начало беседы

Приемы начала беседы:

1. Метод снятия напряжения — позволяет установить тесный контакт с собеседником.

3. Метод стимулирования игры воображения — предполагает постановку в начале беседы множества вопросов по ряду проблем, которые должны в ней рассматриваться.

4. Метод прямого подхода — означает непосредственный переход к делу, без выступления.

Правильное начало беседы предполагает: точное описание целей беседы; взаимное представление собеседников; название темы; представление лица, ведущего беседу; объявление последовательности рассмотрения вопросов.

На что нужно обратить внимание при налаживании личного контакта с собеседником: ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения; обращение к собеседникам по имени и отчеству; соответствующий внешний вид (одежда, подтянутость, выражение лица); проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнениям и интересам; обращение за ответом и т.п.

Фаза II. Передача информации

Цель этой части беседы заключается в решение следующих задач: сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника; выявление мотивов и целей собеседника; передача запланированной информации; анализ и проверка позиции собеседника.

5 основных групп вопросов:

Фаза III. Аргументация

Мелочи, имеющие иногда решающее значение:

1. Оперировать простыми, ясными, точными и убедительными понятиями.

2. Способ и темп аргументации должны соответствовать особенностям темперамента собеседника.

3. Вести аргументацию корректно по отношению к собеседнику, т.к. это, особенно при длительных контактах, окажется для вас же намного выгоднее: всегда открыто признавать правоту собеседника, когда он прав, даже если это может иметь для вас неблагоприятные последствия; продолжать оперировать можно только теми аргументами, которые приняты собеседниками; избегать пустых фраз.

4. Приспособить аргументы к личности вашего собеседника: направлять аргументацию на цели и мотивы собеседника; избегать простого перечисления фактов; употреблять терминологию, понятную вашему собеседнику.

5. Избегать неделовых выражений и формулировок, затрудняющих аргументирование и понимание.

6. Попытаться как можно нагляднее изложить собеседнику свои доказательства, идеи и соображения.

Фаза IV. Опровержение доводов собеседника (нейтрализация замечаний собеседника)

Цели: убедительность изложения; надежность изложения; развеивание сомнений; мотивы сопротивления и точка зрения.

Почему возникают замечания: защитная реакция; разыгрывание роли; другой подход; несогласие; тактические раздумья.

Какова логическая структура опровержения замечаний: анализ замечаний; обнаружение настоящей причины; выбор тактики; выбор метода; оперативное опровержение замечаний.

Фаза V. Принятие решения

Цели: подытоживание аргументов, призванных и одобренных вашим собеседником; нейтрализация негативных моментов в заключении; закрепление и подтверждение того, что достигнуто; наведение мостов для следующей беседы.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Грамотное и эффективное деловое общение в современном мире – неотъемлемая часть деловых коммуникаций. Само понятие делового общения связано с умением понять собеседника и аргументированно убедить его в своей позиции. От этого зависит достижение высоких результатов не только менеджеров, но и всех, кто работает в коллективе.

Эффективное деловое общение. Его правила и методы

Каждому из нас в течение дня приходится общаться с людьми. Уровень образования, опыт и даже возраст человека влияют на результат коммуникации. Не всегда в положительную сторону. Чтобы достичь результата в общении, нужно обладать различными умениями и навыками эффективного общения.

Чем отличается эффективное деловое общение от неэффективного?

Эффективное деловое общение – это разумное сочетание уважения партнера и психологического воздействия на него. Критерием эффективности является подготовка к выступлению по правилу: продумать – записать – запомнить. Вот некоторые рекомендации:

  • Запишите краткий план выступления.
  • Выучите хорошо две части: вступление и концовку.
  • В середине речи импровизируйте, отступайте от темы.
  • Если употребляете сложные слова или словосочетания, выучите их наизусть.

Соблюдая эти рекомендации, вы научитесь уверенно выступать перед аудиторией. А вникнуть в идеи партнера поможет эффективное слушание в процессе делового общения. Что следует взять во внимание:

  • Не перебивайте собеседника.
  • Не смотрите в окно и на часы.
  • Дайте ответить партнеру, если задали вопрос.
  • Примите удобную позу и делайте записи по ходу беседы.
  • Используйте уточняющие вопросы.

Все эти правила дополняют методы эффективного делового общения. На некоторые рекомендуем обратить внимание:

  • Создание комфортной психологической атмосферы. Время, место для общения.
  • Структура общения. Говорите просто, не уходите от темы разговора.
  • Речь. Четко проговаривайте слова. Слушайте внимательно партнера.
  • Решение конфликтной ситуации. Выслушайте противоположную сторону спокойно. Позвольте уйти собеседнику, если сложно договориться. Обратите внимание на свои чувства в данной ситуации.

Все вышеперечисленное располагает к себе партнера и повышает эффективность делового общения.

Повышение эффективности делового общения

Продуктивное сотрудничество – задача эффективного общения. Поэтому обратим внимание на следующие факторы повышения эффективности делового общения:

  • Обращайтесь к собеседнику по имени отчеству. Самый приятный звук для человека – это его имя!
  • Установите зрительный контакт. Забудьте о посторонних вещах.
  • Только положительно отзывайтесь о коллегах.
  • Говорите конкретно. Используйте факты, цифры, схемы.
  • Побуждайте всех собеседников к выступлению. Последнее слово оставьте за собой.
  • Используйте терминологию, понятную для партнера.
  • Не вступайте в дискуссию, избегайте противоречий, используйте проверенные данные!

Но в деловом общении неизбежны конфликтные ситуации.

Поэтому для снятия тревоги или напряжения человек прибегает к различным технологиям эффективной защиты. Выделим следующие:

  • Проявите терпение.
  • Дайте собеседнику исчерпать свои силы.
  • Начните с неоспоримого факта.
  • Покажите человеку, как он выглядит со стороны.
  • Атакуйте вопросами. Отвечайте вопросом на вопрос. Вынуждайте партнера защищаться, оправдываться.

Чтобы не провоцировать конфликтные ситуации, полезно запомнить те невербальные формы, которые препятствуют деловому общению:

  • Мимика. Блуждающий взгляд.
  • Жесты. Чрезмерная жестикуляция.
  • Позы. Закрытые позы.

Контролируйте свои невербальные знаки и следуйте основным правилам деловой беседы:

Человек сможет четко выстроить процесс взаимодействия, если знает факторы, повышающие эффективность делового общения:

Перечисленные рекомендации помогут вам установить контакт и заинтересовать аудиторию. Правильно подать себя и удерживать внимание публики. Повысить уверенность в себе и достойно держаться в любой ситуации.

В информационном поле современного мира, при самых совершенных и сверхскоростных технических и электронных средствах взаимодействия, окончательные решения в деятельности принимаются людьми. Личное и профессиональное выживание, успех напрямую зависят от способности выстроить надежные отношения. Коммуникативное взаимодействие (деловое общение) является основой любой деятельности человека. Его участники выступают в официальном статусе и их действия направлены на решение конкретных задач и достижение результатов в соответствии с поставленной целью.

Общеизвестно, что деловое общение – это процесс, формирующий формальные отношения людей в ходе их профессиональной деятельности. Оно выступает как форма социально-речевого взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, необходимыми для постановки и решения разнообразных производственно-управленческих задач. В деловом общении невозможно прекратить взаимоотношения с партнером без потерь для обеих сторон.

Основная цель делового общения – эффективное управление любой организацией для осуществления её миссии. Организация (фирма, предприятие, завод, учреждение медицинского, юридического, военного, научного, художественного, сельскохозяйственного, педагогического, государственного управления и др. профили) – это любая группа людей, объединённых для совместной деятельности, направленной на достижение общих (и личных) целей. Известно также, что основной внутренней составляющей организации (структура, материальные ресурсы, технология, персонал, культура) являются люди и характер их корпоративного общения как внутри организации, так и при взаимодействии с внешним окружением (заказчики, поставщики, конкуренты, партнёры, управляющие системы и т. д.).

В результате деловых общений решаются задачи по развитию и успешной деятельности организации, по уменьшению её слабостей, чтобы воспользоваться возможностями и предотвратить угрозы. Отсюда возникает сложность и многоплановость такого процесса. Важнейшим элементом и условием успеха в этом случае является культура организации, оказывающая значительное влияние на эффективность ее деятельности.

Под культурой организации понимаются: комплекс позиций, точек зрения, манера поведения и речевые отношения её персонала, в которых воплощаются основные ценности этой организации. Таким образом, очевидно, что культура организации базируется на применении законов и методов риторики и правил делового общения. Для того, чтобы планировать и контролировать результаты коммуникативного общения, т. е. уметь управлять процессом, целесообразно представить его в виде схемы, изображенной на рис. 1.


Рис. 1. Процесс делового общения

Процесс делового общения состоит из основных элементов, соответствующих риторическим шагам, обозначающим путь от мысли к слову и воздействию, в которых отражены условия, влияющие на эффективность этого воздействия, т. е. результаты.

К основным факторам, влияющим на результативность процесса деловых общений, можно отнести следующие.

1. Чёткое представление цели общения (зачем нужно данное общение).

2. Владение специалистом ситуацией и материалом по теме общения.

3. Логическое построение речевого или письменного общения.

4. Умелое использование методики и техники формирования и преподнесения информации. Владение современными средствами общения, в том числе цифровыми технологиями.

5. Применение правил осуществления контакта, культуры общения и управления ситуацией.

7. Использование психологического воздействия личности на собеседников, в том числе обаяния, уверенности, эмоциональности, доброжелательности, внешнего вида.

8. Постоянный контроль, корректировка и оценка результатов общения.

Как видно из перечисленных факторов, определяющее значение здесь имеет речь (устная или письменная): слово, форма, манера и технология преподнесения текста (мысли). Для того чтобы смоделировать ход делового общения, спрогнозировать возможную реакцию его участников, необходимо знание правил риторики. Именно владение теорией подготовки, построения речи (с использованием, в частности, логической последовательности построения текста, аргументированности предъявляемых положений, применение чёткого понятийного аппарата) и практикой доведения до участников общения необходимой информации сделает процесс делового общения результативным. Овладение риторическими умениями и навыками послужит условием принятия более взвешенных и разумных решений при проведении деловых контактов, а в результате этого – применением эффективных действий для достижения успеха.

Читайте также: