Факторы оценки предприятия кратко

Обновлено: 28.06.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.


Каадзе Анастасия Геннадьевна Ответственный редактор

Создать перспективную компанию и успешно двигать ее вперед без понимания рыночной стоимости бизнеса практически невозможно. Оценка бизнеса становится опорой для формирования стратегии развития предприятия, оптимизации политики управления активами, обеспечения устойчивости текущей деятельности, повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности. Результаты оценки подталкивают к обоснованным управленческим решениям. Ни одна серьезная операция, будь то купля-продажа имущества, страхование активов, разрешение споров или оформление кредита, не может обойтись без профессионального взгляда со стороны. Следование авторитетному мнению, основанному на реальных цифрах и расчетах, — это гарантированный залог успеха.

Решениям и действиям предшествует анализ. Для принятия рациональных финансовых решений менеджеру необходим аналитический инструментарий, на основе которого разрабатываются и обосновываются управленческие решения. По результатам этого исследования формируется оценка таких параметров, как масштабы бизнеса и динамика его развития, эффективность рыночной, инвестиционной, операционной и финансовой деятельности, а также обосновывается предварительный вывод об успешности организации в отношении создания стоимости.

Решениям и действиям предшествует анализ. Для принятия рациональных финансовых решений менеджеру необходим аналитический инструментарий, на основе которого разрабатываются и обосновываются управленческие решения.

Оценивая на предварительном этапе масштабы деятельности организации и динамику развития бизнеса необходимо проанализировать следующие ее характеристики.

1. Экономический потенциал предприятия

Этот показатель целесообразно оценивать через валюту баланса, численность работников, выручку: учитывая, с одной стороны, финансово-экономические критерии, зафиксированные в законодательстве, и с другой — рациональные соотношения между показателями. Для малого бизнеса — это выручка до 400 млн. руб., стоимость активов до 400 млн. руб., численность работников до 100 чел. Для среднего бизнеса значения показателей следующие: выручка до 1 млрд., стоимость активов до 1 млрд., численность до 1000 чел. соответственно. Для крупного бизнеса на региональном уровне значения показателей соответственно до 10 млрд. руб., до 10 млрд. руб., до 5000 чел. Превышение хотя бы одним из показателей критериальных значений позволяет отнести организацию к крупному бизнесу на федеральном уровне. При оценке размера предприятия он сравнивается с минимальным и максимальным эффективным размером предприятия отрасли; если размер предприятия меньше минимального или больше максимального эффективного размера, то такой бизнес будет менее эффективен, чем его отраслевые конкуренты. Кроме того, на этом этапе дается характеристика интеграционным связям организации, т.е. участию в совместной деятельности или в группе организаций, что увеличивает конкурентоспособность бизнеса.

Оценка динамики основных показателей деятельности организации позволяет финансовому менеджеру сделать предварительные выводы об эффективности бизнеса. Часто именно этот блок показателей дает возможность сделать более объективные выводы о состоятельности бизнеса, чем рассчитанные по различным методикам коэффициенты. Стабильный рост основных показателей — весомый аргумент в пользу выводов об эффективности организации.

2. Показатели рыночной деятельности

Одним из самых значимых показателей, оценивающих рыночную деятельность организации, является ее рыночная доля, определяемая как отношение объема реализации организации к емкости рынка, или относительная рыночная доля, определяемая как отношение объема реализации организации к объему реализации ближайшего конкурента. Кроме того, важна динамика рыночной доли, при ее положительной динамике можно говорить об укреплении рыночного положения организации и об усилении рыночных позиций.

Еще один показатель — качество рыночной доли характеризует уровень доходности продаж относительно рынка в целом. Качественная рыночная доля формируется за счет продажи более дорогой и рентабельной продукции, чем в среднем по рынку. Устойчивость рыночного положения организации и конкурентоспособность ее продукции характеризуют следующие показатели, рассчитываемые по финансовой отчетности:

  • темп прироста выручки — позволяет дать общую оценку динамики платежеспособного спроса на продукцию предприятия, а следовательно, ее конкурентоспособности. Показатель должен превышать номинальный темп прироста емкости рынка, что приводит к увеличению рыночной доли организации и свидетельствует о конкурентоспособности ее продукции;
  • рентабельность продаж (маржа), которая показывает, насколько предприятие, во-первых, успешно в реализации ценовой политики, а во-вторых, рискованно с точки зрения возможного неблагоприятного изменения цен как на реализуемую продукцию, так и на закупаемые ресурсы. Увеличение показателя свидетельствует об укреплении рыночных позиций организации, поскольку рост маржи вкупе с высоким темпом прироста выручки — признак конкурентоспособной продукции.

Относительные показатели оценки инвестиционной деятельности организации характеризуют инвестиционную активность организации:

  • отношение внеоборотных активов и арендованных основных средств к стоимости оборотных активов — показывает относительный размер реальных и финансовых инвестиций и характеризует инвестиционную активность организации в прошедших периодах;
  • коэффициент ввода основных средств — характеризует инвестиционную активность компании в отчетном году и является индикатором долгосрочности целей владельцев при наличии значительных инвестиций;
  • коэффициент годности основных средств — характеризует качество основных средств и их конкурентоспособность, а также инвестиционную активность организации в прошлых периодах.

Эти показатели характеризуют эффективность управления производственными ресурсами — внеоборотными и оборотными активами, а также персоналом. Операционную эффективность характеризуют:

  • отдача от внеоборотных активов — рассчитывается как отношение выручки к остаточной стоимости внеоборотных активов и характеризует эффективность использования этих активов;
  • продолжительность производственного и финансового цикла — характеризует эффективность управления оборотным капиталом и скорость преобразования оборотных активов в денежные средства. Короткая относительно эталонных значений или значений предыдущего периода продолжительность циклов — признак эффективного управления, направленного на уменьшение потребности в источниках финансирования операционной деятельности;
  • производительность труда — отношение выручки к численности работающих. Высокий уровень относительно эталонных значений или значений предыдущего периода — признак эффективного управления персоналом и относительно высокого качества персонала.

Основные относительные показатели для оценки финансовой деятельности организации характеризуют стратегию привлечения источников финансирования организации, а также уровень финансового риска:

  • плечо финансового рычага — отношение заемного (платного) капитала к собственному; характеризует возможности организации в привлечении внешнего капитала;
  • доля арендованного имущества в валюте баланса — характеризует возможности организации в развитии своей производственной базы за счет арендованного имущества;
  • дифференциал финансового рычага — соотношение между рентабельностью активов и средним процентом по заемному капиталу.

Основные относительные показатели для комплексной оценки деятельности организации характеризуют факторы стоимости:

В. Г. Koгдeнко, доктор экономических наук, пpoфессор, заведующая кафедрой финaнcoвого менеджмента Московского инженерно-физического института (государственный университет) (MИФИ (ГУ))

Тщательный анализ финансового состояния предприятия - одна из составляющих коммерческого успеха. Анализ деятельности позволяет оценить текущую позицию компании, учесть риски и благоприятные факторы, составить адекватный прогноз на будущее.

Понятие финансового анализа предприятия


Финансовым анализом называют комплекс методик по накоплению, переработке и анализу качественной и количественной информации, касающейся финансов предприятия. В успешных компаниях финансовый анализ идет рука об руку с управленческим, позволяя вовремя обнаружить и искоренить негативные тенденции и усилить позитивные.

Цели и задачи финансового анализа предприятия

Финансовый анализ выполняется для того, чтобы принять обоснованные управленческие решения.

На предприятиях проводится как внешний, так и внутренний анализ:

  • внутренним анализом занимаются сотрудники компании, используя более широкую базу (не только данные открытой отчетности, но и специфическую внутреннюю отчетность, вплоть до того, каков процент брака и рекламаций по тому или иному виду продукции) и большую степень детализации (то есть изучается не только общий результат предприятия, но и локальные показатели отдельных подразделений); чаще всего данные внутреннего финансового анализа не предоставляются общественности и могут быть достаточно специфическими, в них отражаются не только результаты, но и механизмы, которые к ним привели;
  • внешний анализ выполняется сторонними специалистами, представляющими интересы как бизнеса (партнеров, кредиторов, инвесторов), так и контролирующих органов (например, Федеральная налоговая служба), СМИ, научных организаций; целью проведения внешнего анализа являются: определение степени рисковости вложений капитала в предприятие, прогнозирование возможной доходности инвестиций, конкурентоспособности фирмы; отчеты максимально формализованы.

Иными словами, внешний анализ - констатация фактов. Внутренний - углубленная оценка причинно-следственных связей.

Также финансовый анализ предприятия может быть:

  • полным, тематическим (зависит от объема);
  • предварительный, текущий (или оперативный), ретроспективный (зависит от периода, за который проведен анализ).

Задачи подчиняются цели и виду исследования, среди них:

  • полная, объективная и своевременная оценка состояния финансов компании на отчетную дату;
  • выявление причин, которые привели к такому состоянию дел;
  • обнаружение резервов и ресурсов (возможно, не использованных), которые можно использовать для оптимизации деятельности предприятия в финансовой сфере;
  • проработка конкретных шагов, направленных на улучшение финансового состояния компании;
  • прогнозирование финансовых результатов будущих периодов.

Источники данных для анализа

В зависимости от заказчика, выбираются и источники информации. Могут использоваться как все перечисленные документы, так и часть.

  • Бухгалтерский баланс (форма №1). В нем отражены активы и пассивы предприятия на начало и конец отчетного периода.
  • Отчет о доходах или отчет о финансовых результатах (форма №2). В этом документе отражают как общие финансовые поступления (объем продаж), так и издержки, чистую прибыль и убыток.
  • Отчет о движении капитала (форма №3). В структуру этого отчета включаются данные о величине и составляющих собственного капитала, а также динамика изменений (за счет вкладов, изъятий и прочих операций).
  • Отчет о движении денежных средств или отчет о денежных потоках (форма №4). Документ отражает поступление и выплаты денежных средств и их эквивалентов за отчетный период. Не выплаченные или не полученные на момент составления отчета суммы в форме №4 не отражаются.
  • Дополнительные финансовые документы. Они выбираются, исходя из конкретной ситуации.

Важно понимать, что используемые данные имеют ограничения, на которые надо делать поправку при анализе:

  • коэффициенты, рассчитанные на основе бухгалтерской отчетности, являются общими, их целесообразно применять для принятия узких управленческих решений;
  • инфляция - фактор, способный исказить результаты анализа;
  • прибыль - недостаточно информативный показатель, чтобы только на его основе оценивать эффективность управленческих решений.

Есть программные продукты, которые позволяют получить нужные данные быстро и при минимальном влиянии человеческого фактора. Например, БИТ.ФИНАНС.Управленческий учет - Комплексное решение на базе 1С:Предприятие 8 для организации управленческого учета предприятия любого масштаба!

Методики финансового анализа предприятия

Чаще всего последовательно или параллельно применяют несколько методик. Это позволяет получить полную картину финансового состояния в разных разрезах.

Вертикальный анализ

В основе этого вида анализа - то, что итоговые показатели (на отчетную дату) принимаются равными 100%. Далее отдельные части (статьи) выражаются в виде процентов от целого. Иначе говоря, в процессе такого анализа выясняется удельный вес каждой составляющей в общем результате.

Второе название этого вида анализа - структурный. В рамках этой процедуры проводятся такие виды анализа:

  • анализ активов (оборотные, внеоборотные, их элементарный состав и уровень ликвидности) - это помогает в последующей оптимизации состава активов;
  • анализ капитала (удельный вес собственного и заемного капитала, их элементарный состав, срочность обязательств) - это позволяет выявить средневзвешенную стоимость капитала;
  • анализ денежного потока по видам деятельности (операционной, финансовой, инвестиционной).

Горизонтальный анализ

Второе название этого подхода - временной (динамичный). В его процессе данные, имеющиеся на отчетную дату, сравниваются с аналогичными данными за прошедший период (например, сравнивается собственный капитал на начало и конец 2-3 предшествующих лет).

В процессе отслеживается не только скорость роста отдельных статей, но и выявляются тенденции изменений.

Горизонтальный анализ особенно важен для компаний, деятельность которых существенно зависит от сезонности.

Важно! Вертикальный и горизонтальный анализы дополняют друг друга, рекомендовано их параллельное выполнение.

Сравнительный (пространственный) анализ

Главное в этом подходе - сопоставление между собой отдельных групп показателей. При этом по группам разбивается финансовая отчетность филиалов, подразделений компании. В качестве базы для сравнения могут выступать данные по таким же группам показателей у конкурентов или в целом по отрасли:

  • сравнение с конкурентами помогает понять, какие меры помогут занять выгодную позицию по отношению к конкретным компаниям;;
  • сравнение со средними показателями по отрасли показывает резервы, задействовав которые можно улучшить свои показатели;
  • сравнение сопоставимых данных между подразделениями компании дает пространство для маневра внутри компании и перераспределения ответственности и ресурсов между отделами;
  • сравнение текущих показателей с плановыми позволяет вовремя отследить отставание или опережение компанией и принять меры для исправления ситуации и извлечения из нее пользы.

Трендовый анализ

Разновидность горизонтального анализа, выделяемая в отдельный метод. Суть его в том, что показатели какого-то периода принимаются базовыми. С этой базой сравниваются показатели других периодов. На основе выявленных отклонений формируется тренд. Этот тренд служит основой для построение прогнозов на перспективу.

Факторный (интегральный) анализ

Данный метод подразумевает использование многомерного статистического анализа. Исследуется влияние отдельных факторов на общий результат. В рамках этого метода берутся во внимание внутренние и внешние факторы, оказывающие воздействие на предприятие:

  • законодательные изменения;
  • колебание уровня цен (как на продукцию, так и на ресурсы для ее производства);
  • социально-экономические изменения в регионах, где работает компания, ее подрядчики и клиенты.

При факторном анализе каждый фактор может быть разложен на ряд составляющих.

Анализ коэффициентов (относительных показателей)

Один из наиболее важных по мнению экспертов методов. Чаще всего рассчитываются показатели платежеспособности и ликвидности.

Иными словами, выясняется, есть ли у компании финансы для оплаты всех своих обязательств и насколько легко и быстро имущество может быть трансформировано в деньги.

БИТ.ФИНАНС/ПРОФ

С помощью БИТ.ФИНАНС/ПРОФ вы можете создать финансовый анализ своего предприятия в кратчайшие сроки

  • Бюджетирование;
  • Казначейство;
  • Формирование БДДС и план-фактный анализ;
  • Платёжный календарь.

Этапы проведения финансового анализа предприятия

1. Описание цели анализа, его формата

На этом этапе обычно привлекаются аналитики, которые на основе круга вопросов, на которые надо получить ответы, подбирают методы, которыми можно получить нужную информацию.

Уже на этом этапе необходимо понимать:

  • кто будет использовать данные финансового анализа, в какой форме должны быть поданы результаты, какова часть конфиденциальной информации;
  • промежуток времени, за который понадобятся данные;
  • перечень документов, из которых черпают нужную информацию.

2. Предварительный обзор состояния предприятия

Собираются данные о том, каковы ключевые показатели деятельности компании на момент проведения анализа. Обязательно надо зафиксировать такие данные:

  • условия работы компании;
  • результаты, которых добилось предприятие;
  • имущественное положение на начало и конец отчетного периода;
  • перспективы.

3. Проверка имущественного и финансового состояния организации

На этом этапе проверяется рациональность вложения денежных средств в активы. Также оцениваются платежеспособность и ликвидность организации.

Обычно рассчитываются такие показатели.

Обеспечивают понимание способности компании отвечать по краткосрочным обязательствам. В идеале - досрочно. В пессимистичном варианте - с нарушением сроков.


На основании приведенных ниже коэффициентов можно понять, насколько компания стабильна в долгосрочной перспективе. Практика показывает, что рассматривать эти показатели необходимо в динамике.

При этом постоянный рост заемного капитала - неблагоприятный фактор. Если в динамике и в сравнении с коэффициентом маневренности собственного капитала заемные средства периодически уменьшаются, это может быть свидетельством особенностей компании (например, сезонности). Также при оценке структуры капитала важно учитывать репутацию компании, источники привлечения средств.


4. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности

На этом этапе оцениваются и интерпретируются данные таких параметров.

  • Эффективность использования ресурсов предприятия

Анализируется на основе коэффициентов, приведенных ниже. Практика показывает, что от скорости оборота средств зависит годовой финансовый оборот.

Прослеживается закономерность: ускорение оборота на одном участке ведет к тому же на других. То есть: средства, вложенные в активы, быстрее становятся реальными денежными средствами.


Они задаются внутри компании (реже - вышестоящими организациями). Есть случаи, когда отклонение от плана не говорит о неполадках в работе. Если есть данные о том, что ресурсы перераспределены для достижения высоких результатов в других направлениях, то отставание от плана в определенном сегменте может быть оправданным и нормальным.

Этот показатель - комплексная оценка степени эффективности применения разных видов ресурсов предприятия.


5. Анализ структуры баланса

На этом этапе проверяется риск несостоятельности предприятия и возможности ее преодолеть. Обычно рассчитывается коэффициент утраты (или восстановления) платежеспособности. Покажет реальные перспективы компании:


Результат, который меньше 1 - опасный признак. Говорит о том, что в ближайшее время структура баланса может стать неудовлетворительной.


Результат, который больше 1 - свидетельство того, что на протяжении полугода компания может стать платежеспособной.

Оба показателя - вероятностные. Чтобы сделать картину достовернее, можно взять для расчетов не 2, а 4 временных отрезка (и даже более).

Вывод

Финансовый анализ деятельности предприятия - эффективный инструмент для анализа ограничений. Понимание ограничений, поможет составить план действий по увеличению эффективности вашего бизнеса.Также анализ деятельности организации поможет выявить наиболее уязвимые сегменты деятельности, планомерная работа с которыми приведет к положительной динамике деятельности.

БИТ.ФИНАНС.Проф – решение на базе 1С:Предприятие 8 для создания полноценной системы казначейства и бюджетирования в компании, холдинге. Система обеспечит вас финансовыми показателями (KPI) компании в виде наглядных отчетов, графиков, диаграмм и дашбордов для руководства компании.

Закажите бесплатную консультацию наших специалистов и они расскажут вам с помощью каких программ и отчетов 1С можно контролировать и анализировать деятельность предприятия.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Читайте также: