Ф м матвеев художник кратко
Обновлено: 02.07.2024
Матвеев, Федор Михайлович - живописец-пейзажист (1758 - 1826), сын солдата лейб-гвардии Измайловского полка. Воспитывался в Академии Художеств с 1764 по 1778 г. и, окончив курс с малой золотой медалью, в течение года оставался при академии, в качестве ее пенсионера. В 1779 г. получил большую золотую медаль и отправлен за границу. Посетил Германию и Швейцарию, жил и работал в Италии, в Риме пользовался руководством Ф. Гаккерта. По окончании срока командировки дважды ездил на долгое время снова в Италию, где, таким образом, протекла большая часть его жизни. Умер в Риме. Картины Матвеева некогда пользовались уважением не только в России, но и в Италии. Из них можно указать на ряд пейзажей (большей частью виды окрестностей Рима, Римской Кампаньи и Тосканы) в музее Александра III и в Академии Художеств и на сицилийские виды, в Московском Румянцевском музее.
В шесть лет его отправили в училище при Академии художеств, а затем он продолжил обучение у Семёна Щедрина – крупного русского пейзажиста XVIII века. В 1779 году Матвеев с блеском закончил Академию, получив большую золотую медаль. Она обеспечила ему оплаченную государством поездку в Италию, из которой художник впоследствии так и не вернулся.
Строгие каноны классицизма, воплощённые в этом пейзаже, не выглядят академически сухими: их смягчает асимметричная композиция, которая решена с помощью плавной перемены планов, связанных между собой извилистыми водными потоками и горными дорожками. На переднем плане композицию уравновешивают деревья, которые также играют роль кулис. По узким тропинкам ходят путешественники - они держат дорогу к вилле, которая изображена по центру второго плана.
В 2008 году искусствоведы установили, что на этой картине изображена знаменитая Вилла д’Эсте – одна из самых совершенных итальянских вилл XVI века, которая находится в городе Тиволи неподалеку от Рима. Судя по сургучным печатям на обороте подрамника, в начале XIX века этот пейзаж принадлежал графу Юрию Головкину – русскому послу в Австрии и действительному тайному советнику.
Автор:
Павел Ин
Творчество Федора Михайловича Матвеева (1758—1826)
Вид Рима. Колизей
Такое понимание задач жанра стало определяющим в искусстве Федора Михайловича Матвеева. После четырнадцатилетнего обучения, получив высшую академическую награду, художник уезжает в Рим совершенствовать свое мастерство.
Вид в окрестностях Неаполя от подножия Позиллипо.
Сын солдата лейб-гвардии Измайловского полка. Воспитывался в Академии Художеств с 1764 по 1778 г. и, окончив курс с малой золотой медалью, в течение года оставался при академии, в качестве ее пенсионера. В 1779 г. получил большую золотую медаль и отправлен за границу. Посетил Германию и Швейцарию, жил и работал в Италии, в Риме пользовался руководством Ф. Гаккерта. По окончании срока командировки дважды ездил на долгое время снова в Италию, где, таким образом, протекла большая часть его жизни. Умер в Риме. Картины Матвеева некогда пользовались уважением не только в России, но и в Италии.
Ф. М. Матвеев был сыном солдата лейб-гвардии Измайловского полка. В шестилетнем возрасте его определили в Воспитательное училище при Петербургской АХ. Заканчивал он обучение в пейзажном классе Сем. Ф. Щедрина. В 1778 г. получил большую золотую медаль и через год отправился пенсионером в Рим. Там он быстро усвоил принципы входящего в силу классицизма и стал последовательным классицистом. Каковы эти принципы в пейзажной живописи? Изображая конкретный вид, выбрать наиболее величественное и достойное. При этом увидеть в изображаемом его идеальный прообраз. Есть и образец - искусство античности, которое во времена Матвеева вызывало необычайный интерес, доходящий до всеобщего восторга. Требование "благородной простоты и спокойного величия" (И. И. Винкельман) предполагало в живописи гармонию и ясность: симметричную, уравновешенную композицию с обязательным делением па три плана и боковыми "кулисами", скульптурное понимание формы, локальный цвет (то есть собственный цвет предмета без учета его изменения под воздействием света и воздуха). Лучшие произведения Матвеева - "Вид в окрестностях Неаполя" (1806), "Вид на Лаго-Маджоре" (1808), "Вид Рима. Колизей" (1816), "Вид Больсенского озера в Италии" (1819) и др. Эти пейзажи имеют редкое достоинство: при всей своей идеальности они не превращаются в схему, здесь есть живое чувство. По свидетельству современников, Матвеев так обожал природу, что работал на натуре целыми днями, часто забывая о еде. В то же время его реальность - преображенная, возвышенная, даже героическая. Писал он и сочиненные пейзажи. В Италии Матвеев прожил сорок семь лет. Сначала ему мешало вернуться в Россию чувство свободы творчества, которого на родине не было. Потом мешали постоянно растущие долги. Он приобрел известность и уважение, ему покровительствовали образованные русские вельможи. Однако платили за работу мало. Несколько раз Матвеев обращается в АХ с просьбой помочь оплатить долги и прислать денег на дорогу домой, отправляет туда свои картины. Однако АХ оказалась слишком бережливой. Только в 1819 г. ему назначили пенсию 500 талеров в год. Матвеев умер в Италии в преклонном возрасте. Молодой Сильвестр Щедрин посещал мастерскую Матвеева в Риме и находил его одним из лучших современных пейзажистов, отмечал профессиональное мастерство и легкость исполнения, точность в передаче натуры (вплоть до формы листьев разных пород деревьев), теплоту колорита, освещение и неподражаемое умение писать дальние планы.
Русский художник-пейзажист, мастер классицистического пейзажа. В 1778 году получил большую золотую медаль. В 1806 году за картину Вид в окрестностях Неаполя, Академия Художеств удостоила его звания академика,
Сын солдата лейб-гвардии Измайловского полка, отданный в возрасте шести лет в Воспитательное училище при Академии художеств. Федор Матвеев окончил ландшафтный класс Академии в 1778 году. При этом он был первым выпускником означенного класса, получившим за выпускную работу большую золотую медаль. Пенсионером Академии уезжает в 1779 году в Италию и остается в ней навсегда. Много работая и постоянно совершенствуя свое мастерство, художник становится одним из ведущих европейских пейзажистов. Он быстро усвоил принципы входящего в силу классицизма и стал последовательным классицистом. Каковы эти принципы в пейзажной живописи? Изображая конкретный вид, выбрать наиболее величественное и достойное. При этом увидеть в изображаемом его идеальный прообраз. Есть и образец - искусство античности, которое во времена Матвеева вызывало необычайный интерес, доходящий до всеобщего восторга. Требование "благородной простоты и спокойного величия" (И. И. Винкельман) предполагало в живописи гармонию и ясность: симметричную, уравновешенную композицию с обязательным делением па три плана и боковыми "кулисами", скульптурное понимание формы, локальный цвет (то есть собственный цвет предмета без учета его изменения под воздействием света и воздуха). Лучшие произведения Матвеева - "Вид в окрестностях Неаполя" (1806), "Вид на Лаго-Маджоре" (1808), "Вид Рима. Колизей" (1816), "Вид Больсенского озера в Италии" (1819) и др. Эти пейзажи имеют редкое достоинство: при всей своей идеальности они не превращаются в схему, здесь есть живое чувство. По свидетельству современников, Матвеев так обожал природу, что работал на натуре целыми днями, часто забывая о еде. В то же время его реальность - преображенная, возвышенная, даже героическая. Писал он и сочиненные пейзажи. Его полотна, написанные по канонам классицизма, пользуются большим спросом. Он регулярно отсылает их в Россию, получает за них звание академика (в 1807 г.), знакомит петербургскую публику с красотами Италии и постоянно стремится в любезное Отечество. Он приобрел известность и уважение, ему покровительствовали образованные русские вельможи. Однако платили за работу мало. Только в 1819 г. ему назначили пенсию 500 талеров в год. Он постоянно интересуется жизнью на родине, опекает молодых русских художников в Италии, получает с 1819 года пожизненный императорский пенсион, внушает уважение за рубежом ко все еще молодому русскому искусству. Матвеев умер в Италии в преклонном возрасте. Молодой Сильвестр Щедрин посещал мастерскую Матвеева в Риме и находил его одним из лучших современных пейзажистов, отмечал профессиональное мастерство и легкость исполнения, точность в передаче натуры (вплоть до формы листьев разных пород деревьев), теплоту колорита, освещение и неподражаемое умение писать дальние планы.
Название : Итальянский пейзаж
Год создания : 1806
Материал : Холст, масло
Собрание : Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Название : Итальянский пейзаж
Год создания : 1780-е
Материал : Холст, масло
Размер : 47,5 x 70
Собрание : Частная коллекция
Название : Итальянский пейзаж
Год создания : 1780-е
Материал : Холст, масло
Размер : 47,5 x 70
Собрание : Частная коллекция
Название : Озеро Альбано
Год создания : 1823
Материал : Холст, масло
Размер : 60 х 73,5
Собрание : Ивановский областной художественный музей
Название : Берег Средиземного моря
Материал : Холст, масло
Собрание : Государственный музей искусств Узбекистана
Название : Окрестности Рима
Год создания : 1812
Материал : Холст, масло
Размер : 97 х 132,5
Собрание : Тверская областная картинная галерея
Название : Итальянский пейзаж
Год создания : 1820
Материал : Холст, масло
Размер : 96 x 85
Собрание : Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Название : Вид в окрестностях Тиволи
Год создания : 1819
Материал : Холст, масло
Размер : 73.3 x 97
Собрание : Государственная Третьяковская галерея
Название : Итальянский пейзаж
Год создания : 1819
Материал : Холст, масло
Размер : 109.2 x 156
Собрание : Государственная Третьяковская галерея
Название : Пейзаж в Швейцарии
Год создания : 1818
Материал : Холст, масло
Размер : 21.8 x 26.8
Собрание : Нижегородский художественный музей
Название : Вид в окрестностях Берна
Год создания : 1817
Материал : Холст, масло
Размер : 111 x 159.5
Собрание : Государственный Русский музей
Название : Вид Рима. Колизей
Год создания : 1816
Материал : Холст, масло
Размер : 135 x 194.3
Собрание : Государственная Третьяковская галерея
Название : Вид Сицилии. Горы.
Год создания : 1811
Материал : Холст, масло
Размер : 108 x 159
Собрание : Государственная Третьяковская галерея
Название : Пейзаж с водопадом
Год создания : 1810е
Материал : Холст, масло
Собрание : Ярославский художественный музей
Название : Окрестности Рима
Год создания : 1810
Материал : Холст, масло
Размер : 49 x 62
Собрание : Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского
Название : Водопад в Тиволи
Год создания : 1810
Материал : Холст, масло
Размер : 49 x 62
Собрание : Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского
Название : Каскад близ Рима
Год создания : 1806
Материал : Холст, масло
Размер : 80 x 108
Собрание : Новгородский государственный объединенный музей-заповедник Новгород
Название : Водопад в Тиволи близ Рима
Год создания : 1804
Материал : Холст, масло
Размер : 95 x 134
Собрание : Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Год создания : 1800е
Материал : Холст, масло
Размер : 72.4 x 97
Собрание : Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Название : Вид в Тиволи близ Рима
Год создания : 1794
Материал : Холст, масло
Размер : 61 x 77
Собрание : Государственная Третьяковская галерея
Название : Вид в Тиволи близ Рима
Год создания : 1782
Материал : Холст, масло
Размер : 72.5 x 96.5
Собрание : Государственный Русский музей
Название : Вид Рима. Колизей
Материал : Холст, масло
Размер : 107.2 x 154.5
Собрание : Государственная Третьяковская галерея
Название : Пейзаж с фигурами в античных одеждах
Материал : Холст, масло
Размер : 98 x 134
Собрание : Государственный Русский музей
Название : Вид Римской Кампаньи
Материал : Холст, масло
Размер : 56 x 69
Собрание : Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Читайте также: