Ф бэкон гносеология кратко

Обновлено: 19.05.2024

В связи с позициями, которые касаются решения вопроса о специфике, источнике и структуре научного знания, в философии Новой Эры существуют два гносеологических понятия:

эмпирика (от Gr. empiria — опыт) — направление в эпистемологии, признающее сенсорный опыт единственным источником достоверных знаний. Эмпирика характеризуется абсолютизацией опыта, сенсорным знанием, принижением роли рационального знания (понятия, теория).

Представительства: Ф. Бекон, Т. Хоббс. Д. Локк, Д. Беркли, Д. Хьюм.

рационализм (от лат. ratio — разум) — это эпистемологическое направление, рассматривающее разум как решающий или даже единственный источник истинного знания.

Представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Х. Лейбниц.

Рене Декарт (1596-1650 гг.) под влиянием математики и естественных наук превратил философию в абстрактную теоретическую науку.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.), основатель эмпирики в английской философии, считал, что знания основываются исключительно на наблюдениях и опыте. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание не может быть самоцелью. Главная задача знаний и опыта — помочь людям достичь практических результатов в своей работе, способствовать новым изобретениям, развитию производства, господству человека над природой. Цель науки, по словам Бэкона: «знать причины и скрытые силы вещей и дать человеку полезные изобретения и открытия, которые могут улучшить его жизнь и увеличить его власть над природой.

Гносеология бэкона - Гносеологическая проблематика философии Нового времени: соотношение чувственного и рационального познания.

Вехи биографии

Обычно рассказы о жизни людей, вошедших в историю философии, не яркие. Не так в случае с Фрэнсисом Бэконом (1561 — 1626), лордом Веруламским. Он родился в семье нуворишей. Беконы, Кавендиш — это английские семьи, получившие титул лордов не благодаря благородству и старине семьи, а в результате личной инициативы, успешных политических и экономических действий. В начале своей карьеры Бэкон занял пост Лорда Тайной Печати, а позже Лорда-канцлера — высшую должность, которую мог занимать в Англии только человек не-рояльной крови. Но каким бы славным ни был подъем, падение было тяжелым: английский парламент набирал силу, стремясь свергнуть короля, и последовавшие за этим политические беспорядки заставили короля пожертвовать величайшей фигурой в своей партии. Бекон был судим за взяточничество, осужден и приговорен к смертной казни. Король смягчил приговор, но политическая деятельность лорд-канцлера была прекращена: Его лишили всех кабинетов, запретили любую политическую деятельность, а Бэкон полностью посвятил себя научной работе, которую он не прекращал даже как политик.

Особенности процесса научного познания

Хорошо известно, что развитие науки, особенно естественных наук, тесно связано с эмпирическими методами исследования. Осознание их важности пришло в эпоху Возрождения, и это была, пожалуй, самая значительная революция в истории науки.

Одним из его главных идеологов, несомненно, был Ф. Бэйкон. Он резко выступил против книжной науки ученых и их догматического мышления, провозгласив величие опыта и призвав научиться читать книгу самой природы.

Этот замечательный афоризм Ф. Бэкона является одним из лучших выражений духа своего времени.

Истинное знание мира, по его мнению, можно получить только на основе наблюдений и экспериментов. Чисто логическое рассуждение не может привести к открытию новых явлений или новых закономерностей. Эксперимент имеет особое значение в познании. Чувства могут нас обмануть, в чем каждый может убедить себя на собственном опыте. Они также ограничены в своей способности понимать природу.

Эксперимент — это другое.

Его когнитивная сила огромна.

Однако способ мышления, основанный на силлогистических рассуждениях, не подходит для понимания природы через опыт.

Он не думал, что рассуждения от генерала к конкретному ошибочны. Они вполне уместны в определенных ситуациях. Однако, понимая природу, следует полагаться не на дедукцию, а на индуктивный метод.

Истинный способ познания природы — это постепенное движение от конкретного к все более и более обобщающим. Конечно, это нелегко и требует много терпения, но он долговечен и надежен в своих результатах.

Этот метод еще не разработан должным образом. Но это не должно нас смущать.

Неужели нельзя считать, что долгие путешествия и путешествия, ставшие столь частыми в наше время, открыли и показали многое в природе, что может пролить новый свет на философию. И, конечно, было бы стыдно, если бы, пока границы материального мира — земля, море и звезды — открывались и расширялись так широко, духовный мир продолжал оставаться в узких пределах того, что было открыто древними.

Заблуждения разума

Наука, по мнению Бэкона, не может служить только цели оправдания Бога, но и не может быть знанием ради знания. Конечной целью науки является изобретение и открытие. Целью изобретения и открытия является человеческая полезность: удовлетворение человеческих потребностей и улучшение человеческой жизни, увеличение энергетического потенциала, умножение человеческой власти над природой. Но наука, по мнению Бэкона, в своем нынешнем виде не способна решать положительные задачи, необходимо реконструировать здание науки. По словам Бакона, для того чтобы реформировать науку и развивать естественные науки, необходимо научиться правильно мыслить. Это, в свою очередь, требует очищения разума от заблуждений, которые являются препятствием для познания природы. Бэкон идентифицирует четыре типа заблуждений, которые он называет идолами или духами:

Бэкон считал идолов Кина ложными представлениями о мире, присущими всей человеческой расе и обусловленными ограничениями человеческого разума и чувств. Эта ограниченность чаще всего проявляется в антропоморфизации вещей, то есть даровании человеческих характеристик природным явлениям, смешении природной природы с собственной человеческой природой. Чтобы уменьшить ущерб, причиняемый идолами вида, люди должны сравнивать показания органов чувств с объектами окружающего мира и тем самым проверять их точность.

Каждый человек, Бэкон считает, имеет свою собственную пещеру, свой субъективный внутренний мир, который ставит штамп на все его действия.
Из всех его суждений о вещах и процессах реальности. Неспособность человека выйти за пределы своей субъективности является причиной такого рода заблуждений.

Среди идолов рынка или места бекона — неправильные представления людей, созданные неправильным употреблением слов. Люди часто вкладывают в одни и те же слова разные значения, и это приводит к бесполезным, бесплодным спорам о словах, к завораживающим вербальным спорам, которые в конечном итоге отвлекают людей от изучения природных явлений и их правильного понимания. Бэкон называет их идолами рынков или площадей, потому что в средневековых городах и во времена Бэкона в местах скопления людей — рынках и площадях — происходили научные споры о том, сколько дьяволов помещается на конце иглы.

Идолы родства и пещеры принадлежат к естественным характеристикам человека, и их преодоление возможно на пути самообразования и самообразования. Идолы рынка и театра приобретаются разумом. Они являются следствием доминирования прошлого опыта над личностью: авторитет церкви, мыслителей и т.д. Поэтому борьба с ними должна проходить через трансформацию общественного сознания.

Общее значение доктрины идолов определяется ее воспитательной функцией. Однако перечисление идолов не гарантирует движение к истине. Такая гарантия является тщательно разработанной доктриной метода.

Исторические условия и особенности развития философии

Начиная с 17 века, естественные науки развивались быстрыми темпами. Потребности навигации определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное — развитие математики и механики. Новая наука основывается, прежде всего, на практике производства материалов: изобретении машин в текстильной промышленности, совершенствовании производственного инструментария в угольной и металлургической отраслях.

Философия Нового времени характеризуется сильной материалистической тенденцией, которая исходит в основном из экспериментальной естественной науки.

Важными философами Европы XVII века являются Ф. Бэкон, С. Хоббс и Ж. Локк (Англия), Р. Декарт (Франция), Б. Спиноза (Голландия), Х. Лейбниц (Германия).

В современной философии, особенно в XVII веке, большое внимание уделяется проблемам онтологии, то есть доктрине бытия и вещества, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

Задача науки и философии — утвердить власть человека над природой, его здоровьем и красотой — привела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их основных сил. Поэтому проблемы вещества и его свойств интересуют буквально всех философов Нового времени.

Философия Нового времени сделала большой шаг в развитии эпистемологии (гносеологии). Основными проблемами были проблемы философского научного метода, методологии познания человеком внешнего мира, взаимосвязи внешнего и внутреннего опыта. Задача состояла в том, чтобы получить достоверные знания, которые послужили бы основой для всей системы знаний. Выбор различных путей решения этой проблемы привел к появлению двух основных эпистемологических течений — эмпиризма и рационализма[5] .

В исторический период Нового времени меняется общая направленность философии и стиль философствования. На первый план выходит проблема человека, определяющая гуманистическую направленность философии.

Гуманизм ассоциируется с такими именами, как Леон Баттиста Альберти, Лоренцо Балла, Эразмус из Роттердама, Монтанье, Томас Море и др. Это период отказа от догматического схоластики и оправдания идеи возрождения человека из духа древности. Гуманистическое течение представлено философами и поэтами Данте Алигьери (1265-1321) и Франческо Петрарком (1304-1374). Сам факт единения поэзии и философии в творчестве одного человека значителен, как бы указывая на путь гармонии, по которому должен идти каждый человек. Как в своих поэтических произведениях, так и в философских трактатах мыслители отстаивают идею ценности земной жизни, критического отношения к официальной религии и ее представителям и, прежде всего, постулируют новое отношение к человеку, его чувствам, его месту в мире. По всей Италии возникают гуманистические круги, которые обсуждают и развивают эти взгляды в оппозиции к религии и университетам, цепляющимся за схоластические традиции.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Гносеология – это часть теории познания, философский раздел, в рамках которого осуществляется изучение таких проблем, как природа знания, его границы и возможности, соотношение знания с реальностью, субъекта и объекта познания, а также идет исследование всеобщих предпосылок познавательной деятельности, условий достоверности знания, критериев его истинности, а также форм и уровней познания.

Фрэнсиса Бэкона По данной теме мы уже выполнили реферат Утопия Фрэнсиса Бэкона подробнее (1561-1626 гг.) принято считать родоначальником философии Нового времени. Он потомок дворянской семьи, которой принадлежало заметное место в английской политической жизни. Его отец – лорд-хранитель печати. Бэкон По данной теме мы уже выполнили презентацию Френсис Бэкон подробнее окончил Кембридж.

Общее направление всего мышления Бэкона в рамках философской науки – это абсолютно однозначная материалистичность. При этом материализм Бэкона ограничивался исторически и гносеологически. Бэкон определил гносеологию, или иначе гнозеологию, чаще называемую учением о познании, в качестве философской дисциплины, занимающейся исследованием вопроса, затрагивающего возможность и условия истинного знания.

Философия Бэкона основывается на объективных потребностях общества и выражает интересы прогрессивных общественных организаций того периода. Он делал упор на эмпирические исследования, на процесс познания природы, что логически следует из практики прогрессивных общественных классов того времени, например, начинающей формироваться буржуазии.

Готовые работы на аналогичную тему

Бэкон относил к ряду философских наук также и учение о человеке. Он различал в человеке две души – чувственную и разумную:

  • разумная душа – боговдохновленная, происходит от божьего духа;
  • чувственная душа – схожа с душой животных, формируется из набора материальных элементов, являясь органом разумной души.

Творчеству Бэкона характерен определенный подход к методу познания и мышлению людей. Исходный момент любой познавательной деятельности, по его мнению, – чувства. Его часто называют основателем эмпиризма.

Эмпиризм – это направление, выстраивающее гносеологические посылки в основном на чувственном познании и опытах.

Эмпирия – это опыты, базирующиеся на эксперименте, а не какое-либо изолированное чувственное восприятие.

Главной заслугой Ф. Бэкона можно считать, то что он разработал методологию, то есть учение о методе.

В соответствии с Бэконом По данной теме мы уже выполнили реферат Предмет познания по Фрэнсису Бэкону подробнее , объектом познания выступает природа, задачей познания – получение истинного знания, целью знания – господство над природой, а методом – средство решения познавательных задач.

Исходным пунктом метода выступает опыт. Однако опыт не должен быть слепым. Нет необходимости в куче знаний и опытов. Опыт должен дополняться рациональной организацией. Исследователь должен быть как пчела, которая собирает нектар и перерабатывает его в мёд. То есть ученый должен рациональной осмысливать и перерабатывать опытные знания. Основной рабочий метод своей логики Бэкон видит в индукции. В ней он отмечает гарантию от недостатков не только логических, но и всего познания в целом. Характеризовал он индукцию следующим образом. Под индукцией Бэкон понимал такую форму доказательства, которая присматривалась к чувствам, стремилась постичь естественный характер вещей, стремилась к делам и практически сливалась с ними.

Индукция – истинный метод рационального осмысления – от частного к общему, то есть обобщение протекает непрерывно, равномерно и без скачков. Он отвергал индукцию, осуществляемую простым перечислением. Такая индукция приводит к неопределенным заключениями, она подвергается ряду опасностей, угрожающих ей со стороны противоположных случаев, если она будет обращать внимание только на то, что для нее привычно, не приходя при этом ни к одному выводу. Поэтому Бэкон подчеркивал необходимость перерабатывать или, точнее, разрабатывать индуктивный метод.

Значение бэконовской философии не может быть определено его социальными воззрениями, которые, несмотря на всю их прогрессивность для своего времени, не переступают рамок эпохи. В первую очередь, значение его философских взглядов состоит в критике спекулятивного созерцательного подхода к окружающему миру, который характерен философии позднего средневековья. Этим Бэкон значительно помог началу формирования философии Нового времени.

  1. Идолы рода – ложные представления о вещах, обусловленные несовершенными органами чувств человека и ограниченностью его разума;
  2. Идолы пещеры – искаженные представления об окружающей действительности, связанные с индивидуальным воспитанием каждого человека, уровнем его образования, а также со слепым следованием за авторитетами;
  3. Идолы рынка – ложные представления людей, вызванные искаженным употреблением слов, особенно популярных на торговых площадях и рынках;
  4. Идолы театра – искаженные представления людей, которые они позаимствовали из разных философских систем.

Общая тенденция философского мышления Бэкона является однозначно материалистической. Однако материализм Бэкона ограничен исторически и гносеологически.

Теория познания (или гносеология , философия познания) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.

Философия Бэкона исходит из объективных потребностей общества и выражает интересы прогрессивных общественных сил того времени. Его упор на эмпирические исследования, на познание природы логически вытекает из практики тогдашних прогрессивных общественных классов, в частности нарождающейся буржуазии. Бэкон представляет философию как науку о реальном мире, основанную на опытном познании. Это подтверждает и название одного из его исследований - "Естественное и экспериментальное описание к основанию философии ". Основное внимание Бэкон уделял проблематике науки, знания и познания. В мире науки он видел основное средство решения социальных проблем и противоречий тогдашнего общества.

К философии Бэкон относит и учение о человеке. Он различал в человеке две души - разумную и чувственную. Первая – боговдохновенная, вторая - подобная душе животных: первая происходит от „ духа Божия “, вторая - из набора материальных элементов и является органом разумной души.

Творчество Бэкона характеризуется определенным подходом к методу человеческого познания и мышления. Исходным моментом любой познавательной деятельности являются для него, прежде всего чувства. Его часто называют основателем "эмпиризма" - направления, которое строит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте. Эмпирия - опыт, опирающийся на эксперимент (а не изолированное чувственное восприятие).

Главная заслуга Фрэнсиса Бэкона – разработка методологии, то есть учения о методе.

По Бэкону , объект познания – природа; задача познавания – получение истинного знания; цель знания – господство над природой; метод – средство решения познавательных задач. Исходный пункт метода – опыт. Но он не должен быть слепым. Не нужно груды опытов и знаний.Опыт должен быть дополнен рациональной организацией. Исследователь должен быть похож на пчелу, собирающую нектар и перерабатывающую его в мед. То есть рационально осмыслить и переработать опытные знания. Основным рабочим методом своей логики Бэкон считает индукцию. В этом он видит гарантию от недостатков не только в логике, но и во всем познании вообще.Характеризует он ее так: "Под индукцией я понимаю форму доказательства, которая присматривается к чувствам, стремится постичь естественный характер вещей, стремится к делам и почти с ними сливается". Индукция является истинным методом рационального осмысления – от частного к общему, непрерывное, без скачков тщательное обобщение. Он отвергает ту индукцию, которая, как он говорит, осуществляется простым перечислением. Такая индукция "ведет к неопределенному заключению, она подвержена опасностям, которые ей угрожают со стороны противоположных случаев, если она обращает внимание лишь на то, что ей привычно, и не приходит ни к какому выводу".Поэтому он подчеркивает необходимость переработки или, точнее говоря, разработки индуктивного метода. Значение философии Бэкона не определяется его социальными воззрениями, которые, несмотря на относительную прогрессивность, не переступают рамок эпохи; оно состоит прежде всего в критике спекулятивного созерцательного подхода к миру, характерного для поздней средневековой философии. Этим Бэкон существенно способствовал формированию философского мышления Нового времени.




Учение Бэкона об идолах.

Основная заслуга в том, что он первым изменил отношение к теории познания. Основной метод научных исследований был прежде аристотелевским (дедукция–от общего к единичному путем логических выводов). На пути чисто логических выводов не найти принципиально новое знание, можно лишь выявить уже известное, существовавшее скрыто. Основой познавательной деятельности должна быть индукция, которая опирается на опыт. Чтобы получить общее представление о чем-либо, нужно иметь определенный опыт (стул–мебель).

Ф. Бэкон ценил свой метод исследования за то, что он позволил классифицировать факты, на которые опирается наука. Люди, считал он, не должны уподобляться паукам, которые ткут нить из самих себя; муравьям, которые просто собирают; они должны быть подобно пчелам, которые и собирают, и упорядочивают.

Как и большинство мыслителей своей эпохи, родоначальник эмпиризма Фрэнсис Бэкон (1561-1626), считая задачей философии создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали в средние века. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому роду. Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Бэкон отрицает понимание науки как самоцели и как пути к более углубленному и просветленному разумом созерцанию природы. Наука - средство; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования этих явлений для блага людей. Разрабатывая свой метод, Бэкон прежде всего останавливается на основных ошибках и препятствиях, стоящих на пути человека, находящегося в научном поиске. Он называет эти препятствия идолами и выделяет четыре вида идолов:

1. Идол рода - главное препятствие на пути к познанию. Возникает из-за несовершенства человеческого разума. Голова - как кривое зеркало. Человек судит по своей природе, что и приводит к ошибкам. Человеку свойственно искать факты, совпадающие с его мнением, и отбрасывать отрицательные инстанции. Для устранения 1-го идола Бэкон рекомендует сверять показания чувств с реальными объектами.

2. Идол пещеры. Возникает за счет субъективной оценки идей. Каждый человек имеет свою нишу (пещеру) интеллектуального развития. Человек проецирует свой духовный уровень на других. Решение: самокритичная оценка своих способностей.

3. Идол площади. Связан с неправильным употреблением терминов, слов, языка науки, что ведет к ложным идеям и результатам. Решение: критическая оценка соответствия терминов определяемых ими вещей.

4. Идол театра - ссылка на ложные авторитеты. Решение: неприятие никаких выводов без доказательства кем бы они не были сформулированы. В средние века и в античности используется главным образом дедуктивный метод (мысль движется от аксиом к частным выводам). По Бэкону же всякое познание и изобретение должно опираться на опыт, т. е. должны двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям (индуктивный метод). Можно выделить два случая индукции: полная (когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается присущее им свойство) и неполная индукция (когда на основе наблюдения конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса явлений). В науке главным образом приходится прибегать к неполной индукции. Заключение, сделанное на ее основе, носит лишь вероятностный характер и не обладает строгой необходимостью. Пытаясь сделать метод неполной индукции по возможности более строгим, Бэкон считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты опровергающие его. Таким образом индуктивный метод Бэкона - это обобщение эмпирических фактов и выводов. Причем, Бэкон считает, что базис научного знания составляют те положения, которые возникли на основании обобщения опытных фактов и доказаны экспериментально. Это вовсе не означает, что он отрицает теорию и дедуктивный метод. Он рассматривает два типа опытов:

1. Опыты "плодоносные". Они приносят сиюминутную пользу.

2. Опыты "светоносные". Их истинность объясняется на основе теории.

И без ее применения они не могут дать истины. Выделение отрицательных субстанций (т.е. поиск фактов опровергающих определенный вывод) требует усложнение опыта. Ставится новый опыт с новыми условиями, что невозможно без наличия теории. Таким образом основным принципом метода Бэкона является единство теории и практики. Можно выделить основное отличие философии Бэкона от античной философии. В античной философии происходит идеализирование общего (мир идей Платона). Аристотель критикует Платона, но придерживается взгляда, что истина - от общего к частному, и что о единичном не может быть знания. Бэкон же говорит, что процесс познания может происходить путем обобщения опытных данных и таким образом может быть получено знание об общем.

14. Учение об идолах Бэкона.

Предпосылкой реформы науки должно стать по замыслу Бэкона, и очищение разума от заблуждений, которых он насчитывает 4 вида. Эти препятствия на пути познания он называет идолами: идолы рода, пещеры, площади, и театра. Идолы рода - это ошибки, обусловленные наследственной природой человека. Мышление человека имеет свой недостатки, т.к. "уподобляется неровному зеркалу которое, примешивая к природе вещей свою природу отражает вещи в искривленном и обезображенном виде". Человек постоянно истолковывает природу по аналогии с человеком, что находит свое выражение в теологическом приписывании природе конечных целей, которые ей несвойственны. В этом и проявляются идолы рода. К идолам рода Бэкон относит и стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям. Он, например, указывал, что часто орбиты вращающихся планет считаются некруговые, что необоснованно.
Идолы пещеры - это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. Например, одни исследователи верят в непогрешимый авторитет древности, другие склонны отдавать предпочтение новому. "Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает… Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнаются и портят разум".
Идолы площади (рынка) - это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, что слова - это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи.
Идолы театра (или теорий) - это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных мнений и воззрений. Здесь Бэкон имел ввиду систему Аристотеля и схоластику, слепая вера, в которые оказывала сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Он называл истину дочерью времени, а не авторитета. Искусственные философские построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это, по его мнению, своего рода "философский театр".



14. Учение об идолах Бэкона.

Предпосылкой реформы науки должно стать по замыслу Бэкона, и очищение разума от заблуждений, которых он насчитывает 4 вида. Эти препятствия на пути познания он называет идолами: идолы рода, пещеры, площади, и театра. Идолы рода - это ошибки, обусловленные наследственной природой человека. Мышление человека имеет свой недостатки, т.к. "уподобляется неровному зеркалу которое, примешивая к природе вещей свою природу отражает вещи в искривленном и обезображенном виде". Человек постоянно истолковывает природу по аналогии с человеком, что находит свое выражение в теологическом приписывании природе конечных целей, которые ей несвойственны. В этом и проявляются идолы рода. К идолам рода Бэкон относит и стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям. Он, например, указывал, что часто орбиты вращающихся планет считаются некруговые, что необоснованно.
Идолы пещеры - это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. Например, одни исследователи верят в непогрешимый авторитет древности, другие склонны отдавать предпочтение новому. "Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает… Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнаются и портят разум".
Идолы площади (рынка) - это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, что слова - это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи.
Идолы театра (или теорий) - это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных мнений и воззрений. Здесь Бэкон имел ввиду систему Аристотеля и схоластику, слепая вера, в которые оказывала сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Он называл истину дочерью времени, а не авторитета. Искусственные философские построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это, по его мнению, своего рода "философский театр".


Основоположник теории эмпиризма в теории познания, философ, историк, английский политический деятель Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в Лондоне. Родители Фрэнсиса, отец, лорд — канцлер сэр Николас Бэкон и мать, Анна Кук, воспитывали его в условиях непрекращающихся интриг большой политики. Атмосфера в доме состояла из переплетения личных дел с государственными вопросами, что определила воспитание Бэкона. Формирование интеллекта юного Фрэнсиса проходило на глазах у общества. Ниже кратко описаны вехи жизни выдающегося европейского мыслителя.

Этапы жизненного пути.

С апреля 1673, по июнь 1576 года юный Фрэнсис Бэкон обучался в колледже при Кембриджском университете. Его наставником и персональным учителем был сам будущий архиепископ Кентерберийский, Джон Уитгифт. Еще будучи студентом Бэкон отличался хорошими манерами и живым умом, чем очаровал королеву Елизавету . Во время учебы в колледже у него сформировалась стойкая неприязнь к учению Аристотеля, которое по его мнению хорошо для научных споров и диспутов, но бесполезно для общественной жизни.

Смерть отца в 1579 году заставила Ф. Бэкона возвращаться домой. Из первоначально предполагаемой суммы наследства ему досталась только пятая часть. Это обстоятельство вынудило молодого Фрэнсиса устроиться на работу юристом. Все попытки получить работу при дворе закончились неудачей, хотя королева всегда благоволила ему. Причины отказа в должности так и остаются неизвестными. В результате, в 1582 году Ф. Бэкон смог получить лишь должность младшего барристера (адвоката более высокого ранга).

1584 стал годом начала политической карьеры ученого. В том году он впервые был избран депутатом Палаты общин парламента. Монархические убеждения Фрэнсиса Бэкона пришлись ко двору. Король Яков видел в нем подданного, который может разрешить конфликты с парламентом. В итоге, к 57 годам Бэкон стал лорд — канцлером и обладателем многих поместий королевства.

Политическая карьера ученого завершилась в результате обострения борьбы между королевской и парламентской властью. Под давлением парламента, чтобы успокоить взбунтовавшееся общественное мнение королю пришлось пожертвовать некоторыми должностными лицами, среди которых был и Фрэнсис Бэкон. Он был оштрафован на крупную сумму и арестован на несколько дней за казнокрадство. Получив оправдание, Бэкон, тем не менее, в политику больше не возвращался.

Последние годы жизни Бэкона прошли под знаком научных опытов. Он утверждал, что холод препятствует порче мяса и умер, простудившись во время проведения экспериментов в 1626 году. Наследников Фрэнсис Бэкон от позднего брака с Алисой Бэрнем не оставил.

Кратко о философии Бэкона.

В философских трудах Фрэнсис Бэкон критиковал схоластический подход к логике, который пренебрегает проблемой образования понятий. Основной идеей добэконовской философии был культурологический подход к развитию общества. Бэкон же настаивал на том, что необходимо признать приоритетным развитие науки и техники. Он утверждал, что научные открытия случайны, они нуждаются в систематизации, что даст мощный толчок развитию человеческого общества. В основу же научного познания ученый ставил индукцию и экспериментальную науку, что предполагало исчерпанность процесса в результате повторяемости.

Фрэнсис Бэкон внес весомый вклад в формирование и становление европейской философской науки и теоретической культурологии.

Читайте также: