Джон колтрейн биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

My goal is to live the truly religious life, and express it in my music. If you live it, when you play there’s no problem because the music is part of the whole thing. To be a musician is really something. It goes very, very deep. My music is the spiritual expression of what I am — my faith, my knowledge, my being.

Моя цель — жить действительно духовной жизнью и выразить это в моей музыке. Если вы живете именно так, то играть легко, потому что музыка часть такой жизни. Она очень, очень глубоко в вас. Моя музыка это вдохновенное выражение моего Я — моей Веры, моего опыта, моего естества.

В 1962 году Колтрейн делает совместную запись с Дюком Эллингтоном, что свидетельствует о его признании со стороны мэтра. Наряду с этим Колтрейн играл с такими признанными мастерами, как Телониус Монк, Сонни Роллинс, Майлз Дэвис и др.

Содержание

Биография

Несмотря на относительно короткую карьеру (он стал известен широкой публике только в возрасте 33 лет, а умер, не дожив до 41 года), Джон Колтрейн до сих пор является одной из самых известных и противоречивых фигур джазового мира. Он играл в разных, чуть ли не противоположных стилях, и это служило причиной столь же противоположных отзывов критиков о его музыке. Однако уже давно никто не подвергает сомнению грандиозный вклад Колтрейна в современный джаз и влияние на творчество подавляющего большинства саксофонистов второй половины XX века.

Дискография

Наиболее значительные из альбомов Колтрейна:

  • Coltrane (debut solo LP) (1957 г.)
  • Blue Train (1957 г.)
  • John Coltrane with The Red Garland Trio (1957 г.)
  • Soultrane (1958 г.)
  • Lush Life (1958 г.)
  • Giant Steps (1960 г.)
  • Coltrane Jazz (1961 г.)
  • My Favorite Things (1961 г.)
  • Olé Coltrane (1961 г.)

Изданные на Impulse! Records:

  • Africa/Brass (1961 г.)
  • Live! at the Village Vanguard (1962 г.)
  • Coltrane (1962 г.)
  • Duke Ellington & John Coltrane (1963 г.)
  • Ballads (1963 г.)
  • John Coltrane and Johnny Hartman (1963 г.)
  • Impressions (1963 г.)
  • Live at Birdland (1963 г.)
  • Crescent (1964 г.)
  • A Love Supreme (1965 г.)
  • The John Coltrane Quartet Plays (1965 г.)
  • Ascension (1965 г.)
  • New Thing at Newport (live with Archie Shepp) (1965 г.)
  • Kulu Se Mama (1966 г.)
  • Meditations (1966 г.)
  • Live at the Village Vanguard Again! (1966 г.)
  • Expression (1967 г.)

Интересные факты

Причислен к лику святых африканской православной церковью гарвиитов [источник не указан 429 дней] .

джон колтрейн биография джаз бибоп боиграфии джазменов отвратительные мужики disgusting men john coltrane

Рекомендуем читать статью под музыку самого Джона Колтрейна, чтобы проникнуться полностью:

Детство

Колтрейн родился в 1926 году в ничем не примечательной семье. Отец был портным, а мать — домохозяйкой. Оба увлекались музыкой, но не зарабатывали ею на жизнь. Дома часто звучали записи Дюка Эллингтона, Джимми Лансфорда и Луи Армстронга, которые впоследствии стали кумирами Джона.

джон колтрейн биография джаз бибоп боиграфии джазменов отвратительные мужики disgusting men john coltrane

Когда Колтрейну исполнилось двенадцать лет, он пережил несколько смертей близких людей подряд: умер его дед, через месяц от рака скончался отец, а затем ушел из жизни дядя. Мать, чтобы прокормить семью, была вынуждена устроиться на работу в другой город — Атлантик-Сити. Джон остался один заканчивать школу. Эти события сильно повлияли на маленького Колтрейна и воспитали в нем стойкость и внутренний стержень.

Впервые Джон взял в руки музыкальный инструмент в детском оркестре при церкви Св. Стефана в 1939 году. Этим инструментом оказался по случайности альтгорн, так как на тот момент все остальные инструменты уже были разобраны. Затем он переключился на кларнет, а позже заинтересовался саксофоном.

Филадельфия и армия

джон колтрейн биография джаз бибоп боиграфии джазменов отвратительные мужики disgusting men john coltrane

Джон окончил школу в 1943 году и сразу переехал в Филадельфию. Здесь он искал работу и параллельно поступил в музыкальную школу. Филадельфия тех лет — это идеальное место для джазового музыканта, так как там находилось множество джаз-клубов. Колтрейн работал на рафинадном заводе, а в свободное время посещал те самые клубы, где учился у своих кумиров: саксофониста Чарли Паркера, трубача Диззи Гиллеспи, пианистов Бада Пауэлла и Телониуса Монка и барабанщика Макса Роуча. Эти музыканты были основоположниками стиля под названием бибоп. Молодой Колтрейн как раз поймал эту волну и активно крутился в местной тусовке.

Бибоп — это джазовый стиль, который был создан в середине 40-х годов. Характерные черты — быстрый темп и сложная структура. Здесь делался акцент не на мелодии, а на импровизации.

джон колтрейн биография джаз бибоп боиграфии джазменов отвратительные мужики disgusting men john coltrane

В 1945 г. Джон стал постепенно зарабатывать музыкой. Тогда же он впервые услышал, как играет его будущий кумир и идол — Чарли Паркер. 8 августа 1945 года, как раз в день ядерной бомбардировки Японии, Колтрейн пошел служить на флот. Кстати, 21-м годом позже, во время тура по Японии, Джон посетил ядерный мемориал в Нагасаки.

В армии он провел год на Гавайях, где играл в военном оркестре. Там же, на базе в Перл-Харбор, получил и первый опыт работы в студии.

В 1946 году Колтрейн вернулся из армии и окунулся в музыкальную жизнь Филадельфии. Он обучался в нескольких музыкальных школах, набирался опыта у множества именитых преподавателей, играл в клубах и оркестрах. В 1947 году Джону впервые повезло устроить джем-сейшн со своим кумиром Чарли Паркером.

Успех и героиновая зависимость

джон колтрейн биография джаз бибоп боиграфии джазменов отвратительные мужики disgusting men john coltrane

В середине сороковых в джазовой тусовке началось повальное увлечение героином. Так уж получилось, что у джаза и героина в те времена была некая магическая связь. Бытовал миф, что героин якобы улучшает композиторские навыки и способность к восприятию сложных и утонченных музыкальных структур.

джон колтрейн биография джаз бибоп боиграфии джазменов отвратительные мужики disgusting men john coltrane

Сам Паркер не раз подчеркивал, что хорошо играет вовсе не из-за героина, а, скорее, вопреки ему. Но те, кто хотел достичь молниеносного успеха, были уверены, что именно опиаты помогут достичь им высот. В те времена смертность среди джазовых музыкантов зашкаливала — на ее фоне передозы звезд рока и хип-хопа кажутся просто несущественными.

Если джазмены не умирали от героина, то становились его рабами. В список известных наркоманов входили Майлз Дэйвис, Стэн Гетц, Декстер Гордон, Чет Бейкер, Сонни Роллинз и многие другие. Джон Колтрейн не стал исключением.

Фри-джаз и философские взгляды

Фри-джаз — стиль, в котором акцент делается на импровизацию и музыкальное разнообразие, что позволяет максимально отразить интеллектуальную составляющую музыки.

джон колтрейн биография джаз бибоп боиграфии джазменов отвратительные мужики disgusting men john coltrane

В конце 1950-х годов американские джазмены начали экспериментировать и отходить от привычных музыкальных структур и регулярного ритма. Акцент делался на импровизацию и эмоциональность.

Музыканты работали над эмоциональным раскрепощением, отказывались от стандартной логики последовательности аккордов. Основоположником стиля стал саксофонист Орнетт Коулмэн.

Поклонники джаза называли фри-джаз экспериментальным и новаторским. Критики, наоборот, воспринимали его как попытку вернуть стиль к этническим и религиозным корням.

джон колтрейн биография джаз бибоп боиграфии джазменов отвратительные мужики disgusting men john coltrane

Фри-джаз вызывал критику у консервативно настроенных любителей джаза. Надо понимать: подобный музыкальный авантюризм был в новинку и люди не понимали, что происходит. Музыкальные излияния авангардистов воспринимались как бред и какофония.

Новая революция в джазе происходила параллельно со становлением афроамериканского движения за гражданские права 1950-1960-х годов.

Темнокожее население обретало свободу и право на самовыражение. Афроамериканское сообщество выражало протест и выступало против европейского культурного доминирования.

джон колтрейн биография джаз бибоп боиграфии джазменов отвратительные мужики disgusting men john coltrane

Во фри-джазе музыканты обратились к разным религиям, в первую очередь нехристианским — к буддизму и индуизму. Отказ от европейских музыкальных стандартов привел к популярности внеевропейских культур, главным образом, восточных.

Сам Колтрейн родился в христианской семье. После развода с первой мусульманской женой Наймой, женился на пианистке, которую встретил в одном из клубов. Вместе они увлеклись индийской философией. Но, несмотря на это, Джон верил в единство всех религий и пытался совместить религиозное познание с научным.

Джаз, Вселенная и математика

джон колтрейн биография джаз бибоп боиграфии джазменов отвратительные мужики disgusting men john coltrane

Колтрейн увлекался не только музыкой, но математикой и строением Вселенной. Он безостановочно искал смысл жизни в космосе, структуру которого пытался понять. В поздние годы Джон использовал саксофон в качестве инструмента для поиска новых связей между музыкой и Вселенной, так же, как физики используют экспериментальные инструменты. Например, на пластинке Giant Steps Колтрейн вышел за рамки изучения множества стандартных прогрессий аккордов.

Одним из кумиров Джона был Альберт Эйнштейн. Колтрейн занимался поиском связей между современной физикой, циклическим временем в восточной философии, а также западной гармонией и африканскими полиритмами.

Он использовал звук и музыку, чтобы разгадать вечные тайны Вселенной. Он расширил двухмерное пространство тона и времени в гиперпространство, которое включало многофонические звуковые манипуляции — одновременное воспроизведение обертонов и звуков.

джон колтрейн биография джаз бибоп боиграфии джазменов отвратительные мужики disgusting men john coltrane

Наследие и влияние на музыку

джон колтрейн биография джаз бибоп боиграфии джазменов отвратительные мужики disgusting men john coltrane

В Калифорнии даже открылась африканская православная церковь имени Джона Колтрейна. Здесь люди молятся и устраивают службы под его музыку.

джон колтрейн биография джаз бибоп боиграфии джазменов отвратительные мужики disgusting men john coltrane

Интеллектуальность Колтрейна — это постоянное обращение к культурам других народов, поиск себя, самосовершенствование и исследование. Однажды Майлз Дэвис сказал, что если бы Колтрейн делал музыку сейчас, то это, скорее всего, был бы хип-хоп, и он точно также заставил бы всех ломать голову даже в этом жанре.

23 сентября 1926 года родился будущий великий тенор-саксофонист Джон Колтрейн. Мальчик рос в музыкальной семье, однако бедность вынуждала их больше выживать, чем вести праздный образ жизни, поэтому зарабатывать музыкой им не довелось. 13-летним подростком Джон начинал с кларнета и альтгорна, позже переключился на саксофон. Выступая в оркестрах, он начал постепенно приобретать популярность в своем городе. До 1945 года Колтрейн выступал в ночных клубах Филадельфии и совершенствовал свою технику игры. Но тогда он по-прежнему оставался все еще неизвестным миру талантливым музыкантом.

Джон Колтрейн John Coltrane jazzpeople

Начиная в биг-бэндах, Джон Колтрейн все же построил блестящую сольную карьеру

Дорога к мечте

Занятия джазом пришлось отложить из-за службы в армии с 1945 по 1946 годы. Спустя год Джон Колтрейн вернулся в Филадельфию и недолго играл в оркестре Джо Уэбба. Перейдя в King Kolax band, музыкант задумался о том, чтобы освоить тенор-саксофон. Его первые попытки оказались весьма успешными, и этот инструмент сохранился в его фаворитах до конца жизни.

Существуют и другие версии, почему он оставил альт-сакс. По одной из них, причиной этому послужил Чарли Паркер, а точнее его одержимость освоить все музыкальные возможности этого инструмента по другой, руководитель бэнда, участником которого являлся Колтрейн, боялся, что Джон сможет заменить его, и порекомендовал ему выбрать себе более подходящий саксофон.

Джон Колтрейн (John Coltrane)

Джон Колтрейн во время записи альбома A Love Supreme

Главное, что может музыкант – это передать слушателю ощущения от чудеснейших вещей, которые он ощущает во Вселенной

1949 год ознаменовался для Колтрейна присоединением к оркестру Диззи Гиллеспи. В этом же составе саксофонист записал свою первую сольную композицию We Love to Boogie (1951), что, несомненно, повлияло на дальнейшее развитие его творческой судьбы. Все же музыканту не удавалось долго задерживаться на одном месте. Причиной тому были проблемы с наркотиками. Пристрастившись к белому порошку, Колтрейну все сложнее было уживаться с другими музыкантами, и потому приходилось уходить.

Поиски своего стиля

Удача улыбнулась Колтрейну в 1951 году – Майлс Дэвис пригласил его в свой бэнд. В период работы с известным трубачом, до 1957 года, музыкант записал с гением модального джаза 4 альбома: Relaxin’, Cookin’, Steamin’ и Workin’. Покинув квинтет Дэвиса, Колтрейн не до конца осознавал, в каком направлении ему двигаться, так как его музыкальный стиль еще не сформировался.

В 1957 году саксофонисту предложил контракт лейбл Prestige, на котором записал первый сольный альбом Coltrane. Позже он присоединился к квартету Телониуса Монка, но и там продержался недолго. Переборов тягу к наркотикам, Колтрейн возобновил сотрудничество с Майлсом Дэвисом, и они записали совместный альбом с историческим значением для джаза Kind of Blue.

My Favourite Things: Coltrane at Newport входит в Лучшие кул-джаз альбомы

Miles Davis Майлс Дэвис Джон Колтрейн John Coltrane jazzpeople

Джон Колтрейн и Майлс Дэвис

60-е принесли Колтрейну невероятный успех. В эти годы он создал основополагающие его творчество альбомы, которые стали музыкальными шедеврами и до сих пор сохраняют свое бессмертие. Это Love Supreme, Coltrane Jazz и Giant Steps. Джон Колтрейн стал в какой-то степени джазовым классиком своего времени. Техничное исполнение и новаторские идеи поставили его в один ряд с выдающимися современниками. В это же время появляется John Coltrane’s Quartet, чьи джазовые баллады становятся примером для подражания. Не только поклонники, но и музыканты черпали вдохновение в их творчестве. Игра четырех человек одного бэнда почиталась чуть ли не как эталонная. Некоторые и современные джазовые критики полагают, что квартету Колтрейна удалось начать новый виток развития джазовой культуры.

Наравне с работой в разных ансамблях Джон Колтрейн не оставлял свои собственные проекты. После записи альбома, состоящего исключительно из его сочинений, он окончательно решил собрать собственный бэнд. В числе других джазовых гигантов, с которыми саксофонисту Колтрейну довелось сотрудничать, Сони Роллинз, Билли Хиггинс, Элвин Джонс, Дюк Эллингтон, Эл Хит, Ред Гарленд, Пол Чемберс, Маккой Тайнер, Мол Уолдрун и другие.

Культовой пластинкой Колтрейна стала Love Supreme, записанная в 1964 году и изданная в 1965. У музыканта был уникальный подход к джазовой музыке – религиозный. Свое отношение к джазу он и воплотил в этом альбоме – для него это была не просто работа или увлечение. Это была его вера. Это было его спасением, к которому он обращался в трудные минуты своей жизни.

Джон Колтрейн John Coltrane jazzpeople

В Калифорнии церковь избрала своим небесным покровителем Джона Колтрейна

Джон Колтрейн умер, не дожив до 41 года. Приобретя широкую известность в 33, он успел сделать невероятно много. Икона джаза во всем мире, Колтрейн невольно стал ключевой фигурой для одного из храмов богослужения в Сан-Франциско.

Узнайте, как любовь спасла Джона Колтрейна от зависимости – Джазовые исполнители и наркотики

From the list below choose one of our FAQs topics, then select an FAQ to read. If you have a question which is not in this section, please contact us.

Скончался талантливый крымский гитарист-виртуоз Виталий Макукин

Будет ли Джаз Коктебель 2021? Да, будет! Даты уже определены!

Крымскотатарский музыкант Усеин Бекиров презентовал композицию с джазменом Майком Стерном

Фестиваль джазовой музыки пройдёт в Севастополе 12 сентября

В Коктебеле пройдет по набережной джазовый парад

В Крыму завершился Международный джазовый фестиваль Koktebel Jazz Party

На джазовом фестивале Live in Blue Bay выступят исполнители из Италии и США

17-й сезон джаза в Коктебеле пройдет на пяти площадках

Джордан Стэнли

Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…

Паркер Чарли

Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…

Армстронг Луи

Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…

Колтрейн Джон

Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …

Эллингтон Дюк

Дюк Эллингтон написал более 1000 произведений. По мнению Б…

Гиллеспи Диззи

Диззи Гиллеспи – феноменальный американский джазовый труба…

Бейси Каунт

Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…

Экстайн Билли

Hello there, You have done an incredible job. I'll definitely digg it and personally recommend to my .


Он вырос в Хай-Пойнте, откуда переехал в Филадельфию . Его родители были детьми пасторов африканского методистского епископального Сиона, и с начала 1930- х годов они жили в большой семье со своими бабушкой и дедушкой по материнской линии, тетей, дядей и двоюродным братом. Отец Колтрейна был портным, но он играл на скрипке и гавайской гитаре , а его мать пела и играла на фортепиано в церкви [3] . Сначала он не относился к музыке всерьез; его отношение изменилось в возрасте 12 лет после драматической серии смертей в семье (умерли его отец, дедушка и бабушка, а в следующем году - дядя [3] ). Поскольку уровень жизни семьи значительно снизился, Колтрейн начал играть на кларнете в местном духовом оркестре . Однако под влиянием Джонни Ходжеса , саксофониста в оркестре Дюка Эллингтона , он вскоре сменил кларнет на альт-саксофон [5] . В то время он играл в группе средней школы Уильяма Пенна. Когда он окончил эту школу в возрасте 16 лет, он был полон решимости продолжить музыкальную карьеру.

Начало карьеры

Гигантские ступени

В мае 1959 года Колтрейн записал свой первый крупный альбом Giant Steps . Он возвращается к многоаккордным структурам, над которыми работал раньше. Гармоническая структура заглавного трека выходит далеко за рамки простых паттернов хард-бопа , а мелодическая линия не содержит декоративных деталей, что было типично для бибопа, а служит прежде всего для подчеркивания последовательности аккордов. Однако год спустя он записывает альбом My Favorite Things (октябрь 1960), который, в свою очередь, является возвращением к модальной игре, поэтому Колтрейн отказался от вертикальной импровизации и сосредоточился на горизонтальных мелодических линиях [9] .

60-е гг.

В апреле 1960 года его знаменитая группа дебютировала с пианистом МакКоем Тайнером и барабанщиком Элвином Джонсом , к которому в 1961 году присоединился басист Джимми Гаррисон . Его восхищение достижениями Орнетт Коулман за это время возросло [5] . Оба музыканта часто обсуждали музыку друг с другом. В начале 1960-х Колтрейн даже делал записи с группой Коулмана, но компания Atlantic Records выпустила их только через несколько лет [10] .

В этот период Колтрейн также записывался с трубачом фри-джаза и участником группы Коулмана Доном Черри . Они показывают музыкальный регресс Колтрейна, и даже Черри - главный представитель авангарда - играет здесь гораздо более условно, особенно если сравнить его записи с Колтрейном с записями, записанными с Колтрейном. Фактически, можно сказать, что развитие Колтрейна в сторону фри-джаза началось, когда он присоединился к своей группе в конце 1961 года альт-саксофониста, флейтиста и бас-кларнета Эрика Долфи [11] .

Несмотря на критический прием, и Колтрейн, и Коулман, и в меньшей степени Тейлор пользовались в 1962 году чрезвычайно высоким уважением в джазовых кругах. Некоторые из основных музыкантов, такие как Сонни Роллинз и Джеки Маклин , адаптировали стиль Колтрейна, чтобы улучшить свой стиль. Положительные отзывы пришли и от более старых музыкантов - Арта Пеппера и Стэна Гетца [17] .

1960-е были временем величайших триумфов Колтрейна. В его музыке можно было услышать звуковые эксперименты и характерную атональность, которая до сих пор вдохновляет поколения музыкантов. Колтрейн - один из предшественников фри-джаза , в канон которого входят записанные им альбомы: A Love Supreme и Ascension .

Читайте также: