Европейская культура 17 19 века кратко

Обновлено: 01.07.2024

Становление европейской культуры прочно связано с ее историей: войны и захваты, тесная торговая связь с другими государствами, возникновение религии. Однако, несмотря на то что история человека с момента появления на территории Европы и до наших дней насчитывает более 2 млн лет, письменные источники охватывают период лишь последних трех тысячелетий. Археологические же изыскания чуть приоткрывают завесу тайны культурного наследия.

Первобытное общество.

С периодом каменного века связано становление современного человека и расселение его по европейской территории. Усовершенствование оружия, жилищ - были первыми достижениями человека. К этому периоду, в плане культурного развития, относят изготовление посуды и тканей, а также наскальные рисунки.

Более поздний период характеризуется появлением первых крупных поселений. Человек занимается изготовлением оружия с элементами декора, появляются украшения из серебра и золота.

Античность.

К III тысячелетию до н. э. особенно выдвигаются вперед достижения Греции и Рима (чуть позднее). Сложение общинного строя, укрупнение поселений, развитие земледелия, а также формирование религиозной мифологической системы - все это повлияло на культурное развитие, которое впоследствии стало родоначальником всего последующего искусства Европы. Такое стремительное развитие опередило свое время на целое тысячелетие, об этом говорят как о "греческом чуде".

Это период возникновения и развития науки: математики, философии, астрономии. Своих классических форм достигают области архитектуры, скульптуры, художественного творчества. Впоследствии в эпоху "Возрождения" они рассматривались как недостижимый идеал совершенства.

Окончанием эпохи принято считать год падения Рима, V век н. э.

Средневековье. (5-15в)

Падение Римской цивилизации привело к некоторому непродолжительному периоду упадка культуры Европы в целом. Однако, в первую очередь благодаря возникновению Христианства, наступил новый виток расцвета искусства.

Карл Великий, император франков, считается одним из тех правителей, который в большей степени повлиял на возрождение культуры. По его указам открывались церковные школы, был разработан единый текст Библии, фолианты которой украшались драгоценными камнями и пластинами из драгоценных металлов, а также содержали в себе красочные миниатюры.

Изменились и философские взгляды, приобретающие все более религиозную манеру изложения и размышления. Многие ученые-философы этого периода задумывались о существовании Бытия, спорили о способе познания окружающего мира.

Средневековые школы подразделялись на светские и церковные. Изучали 7 основных предметов, так называемых свободных наук. В конце XII века в Италии появился первый университет. Значимые открытия были сделаны во многих областях науки, медицине.

В художественной литературе большую популярность завоевали рыцарские романы.

Значительному влиянию церкви подверглась архитектура. Средневековые соборы романского, а затем готического стиля, до сих пор поражают своим величием.

Эпоха Возрождения. (16-19в)

Период эпохи Возрождения считается переходным от Средневековья к Новому времени. Политические события, объединение стран, изменения уклада жизни повлекли за собой изменения и культурного плана. В разных странах возникали изменения церковного режима, что означало переход от влияния христианских идей в искусстве к возвращению к классической эпохе Античности.

Литературные изменения были связаны, прежде всего, с появлением печатного станка и первых типографий. Отклонение от рукописного текста в пользу печатного повлекло за собой широкое распространение художественных произведений. Новым направлением в литературе стал гуманизм, который впоследствии трансформировался в жанр утопии. В поэзии активно развивается такая форма, как сонет.

В скульптуре и изобразительном искусстве главную роль сыграло возвращение к античности. Понимание красоты и гармонии в изображении идеала человека и наделение его духовными, христианскими свойствами положило начало своеобразному синтезу культур. Сюжетами чаще всего становились отрывки из мифологии и истории.

Музыка также претерпела существенные изменения. Происходит формирование собственных национальных школ. Инструментальная музыка получила самостоятельность как направление искусства.

Эпоха Просвещения и промышленная революция.

Период эпохи Просвещения стал продолжением идей Возрождения. Однако, роль науки в жизни человека была возвышена над религиозной, что в большей мере сказалось и в искусстве.

Философия в этот период стала более прогрессивна и цельна. Была разработана стройная концепция прошлого и настоящего человечества и наибольший упор был сделан на обретение "светлого будущего".

Художественное искусство явилось продолжением прошлой эпохи. Основным направлением остался классицизм, но возникли и новые, такие как барокко и рококо.

Особый расцвет в этот период приобретают музыкальные жанры. Музыка эпохи Просвещения практически вытеснила другие направления в искусстве.

Культура Европы Нового времени.

С конца XIX века активную роль в искусстве играет технический прогресс. Развитие предприятий, достижения науки, новые изобретения помещают жизнь человека в искусственные рамки. Героями этого времени можно назвать тех, кто активно занимался предпринимательством.

В философии основными течениями стали фрейдизм и экзистенциализм, основной задачей которых представлялось изучение человеческой личности, ее адаптации к современным реалиям.

Художественная культура этого периода очень разнообразна. Основными жанрами были модернизм и постмодернизм, с характерными чертами ответвления от классической художественной школы. Декадентство и авангард, основные подтипы модернистской культуры, стали направлениями, изменяющими представление о цвете, пространстве и композиции в целом.

Культура Европы, со своими особенностями развития, этапами становления, оказала большое влияние на жизнь современного человека, формирование его личности и реализации творческого потенциала.

  • Периодизация эпохи
  • Характерные особенности
  • Научный прогресс
  • Культурные черты
  • Принципы искусства
  • Известные деятели
  • Значимые события
  • На пороге открытий

Культура Нового времени

Периодизация эпохи

Новое время взяло за основу духовные ориентиры и жизнь буржуазии. В нем выделяются 3 периода, у каждого из которых имеются культурные особенности:

Прогрессирование культурного развития отмечалось в Испании и Франции. Англия страдала от бесконечных революций, поэтому немного отстала от них. В европейских государствах начался процесс становления современной философии и мировой живописи.

После этого завершилось формирование мануфактур, стало выделяться политическое либеральное течение, появилась свободная экономика. Общество потянулось к праву и свободе выбора идеологии, что вылилось в итоге в развитие Просвещения.

Характерные особенности

Новое время было наполнено противоречиями, поскольку сменялся старый общественный уклад. Ценности подверглись переосмыслению, был воспринят технологический прогресс. Главные особенности эпохи:

Периодизация эпохи

  1. Отдельная личность играет большую роль. Внимание устремлено на ее духовность, результатом чего стало открытие самосознания.
  2. Человек потянулся к гуманизму, отдававшему первенство свободе творчества. Его особенность заключалась в универсальности, когда личность получает право на жизнь, свободу, обогащение.
  3. Сформировались условия для технического прогресса, изменений жизненного уклада, укрепления экономического порядка.
  4. Обострились отношения между властью и церковью, в результате чего первой не удалось доминировать.

Представитель общества постепенно перерождался в экономическое орудие, необходимое для зарабатывания денег. Одновременно с этим наблюдалась борьба с экономической и техногенной зависимостью. В искусстве положено начало многим стилистическим жанрам. В XIX веке появился кинематограф. Это время уникально тем, что подарило обществу метро с подземными туннелями.

Научный прогресс

Развитие производства привело к проведению новых исследований. Механика вместе с движением тел вышла на первый план. Стремительному расширению подверглась научная культура. Немаловажная роль в этом отведена математическим открытиям.

Вселенная уже не считалась неким существом, она стала признаваться безликим феноменом, который управляется природными законами, поддающимися изучению. Религия отошла на второй план и стала приравниваться к несуществующим факторам.

Культурные черты

Характерные особенности

Рассматривая периодизацию Нового времени, следует отметить научную революцию, неразрывно связанную с теорией Коперника. Религиозная среда отнеслась к последней с протестом, а фанатики находили в ней неразрывную связь с Джордано Бруно, осужденным в свое время инквизицией. Позже Кеплером было доказано перемещение планет по траектории, напоминающей по форме эллипс.

К характерным чертам Нового времени относится телескоп, изобретенный Галилео Галилеем. Это приспособление помогло доказать однородность планет. По завершении этих открытий науки разделились на гуманитарные и прикладные.

Научный прогресс

Развитие науки осложнялось тем, что общество разделилось на две половины. Одни были сенсуалистами, другие поддерживали рациональность. Первые склонялись к тому, что достоверным является эмпирический и чувственный путь. Вторые утверждали, что познать окружающий мир можно только разумом.

Культура в Новый период сопровождается развитием культа женского тела, особенно в Западной Европе. В XIX веке дамы отстаивали социальную независимость, свободу слова. Брак заключался только по взаимной любви, разрешался для мужчин с 30 лет, для женщин — с 25 лет. Общество стало образованным, появилась традиция раздельного обучения девочек и мальчиков.

Принципы искусства

Культурные черты

Барокко охватывает все сферы жизни, начиная с одежды и заканчивая архитектурой. Женские наряды, выполненные в этом стиле, отодвинули на второй план французские кружевные изделия. В архитектуре всячески уравновешивались формы, например, массивные детали объединялись с воздушными элементами.

Англии и Франции этот стиль преобразовался в классицизм. Для него характерны античные формы, лаконичность сочетается со строгостью. В основе барокко присутствует рационализм.

Для Новой эпохи характерен и стиль рококо. Он отождествляется с отхождением человека от привычного мира с целью погружения в фантазии, иллюзии. Подобный стиль соединил в себе воздушные и изящные черты. Он демонстрирует этнические восточные детали, какие особенно ярко просматриваются в художественной культуре. Литература обогатилась новым направлением сентиментализмом.

Известные деятели

Известные деятели

В эпоху Нового времени активно развивается наука, она позволила появиться и закрепиться важным принципам естествознания. Накопившиеся знания целителей, врачей и алхимиков подверглись структурированию и получили конкретную форму. Появившиеся идеалы науки неразрывно связывались с экспериментальной проверкой догматов религии и природных процессов, математическими достижениями.

Общие знания и образование стали авторитетными явлениями. Они считались двигателями прогресса. К философии проявляется уважительное отношение благодаря работам известных ученых Вольтера, Руссо, Беркли.

Особенности культуры Нового времени заключаются в одновременном падении авторитета церкви. Наука, построенная на разуме и практических исследованиях, вышла на первое место:

  • уникальной является методология науки Галилея;
  • за Ньютоном осталась механика и основные ее принципы;
  • философию от схоластики освободили Гоббс, Бэкон, Спиноза.

Прослеживалось снижение зависимости общества от религии. Формирование науки основано не на достижениях конкретной личности, а на многочисленных проверенных фактах.

Значимые события

Этот период принес не только колоссальные перемены в мире науки и искусства, но и важные географические открытия. Значительный прогресс наблюдался в медицине, математике, астрономии, философии. Изменилось восприятие религии и веры в целом. Здесь наблюдается колоссальный переворот, связанный с культурными убеждениями.

Значимые события

Официальная дорога в Индию была найдена в 1498 году Васко да Гамой. Открытие принесло прибыльные торговые возможности в отношении стран, расположенных на индийском побережье.

На пороге открытий

Копернику удалось освоить математику и астрономию, создать первые астрономические таблицы, одновременно с этим он совершенствовался в правовом образовании, медицине. Д. Бруно — настоящий революционер, он доказывал существование множества планет, утверждал, что Солнце является звездой, а аналогичных ему тел во Вселенной не сосчитать. И только Галилею с созданием телескопа удалось доказать общественности теории Коперника и Бруно.

На пороге открытий

Книгопечатанье стало достижением И. Гутенберга, оно способствовало развитию образованности. Интеллектуальный человек стал эталоном и культурным образцом Нового времени.

Насыщенный событиями культурно-исторический XVII век принес много перемен в Европу и Россию, оставив богатое наследие. Наблюдается становление бюрократических государств, отход от средневековых принципов. Динамичному развитию подверглась социально-экономическая жизнь, что оставило заметный отпечаток на культуре. В городах появляется развитая инфраструктура, общество тянется к образованию. На первый план выходят свобода слова и появление интеллигенции.

Характеристику Нового времени в школе изучают на уроках истории и культурологии. Для закрепления материала дети пишут рефераты и доклады по теме, читают в кратком содержании литературные и научные труды представителей эпохи.

Западноевропейская культура XIX века

Культуру XIX века принято считать культурой буржуазной. Развитие капитализма сопровождалось формированием мощ­ного рабочего движения, возникновением первой в мире рабочей партии (Англия). Идеологией рабочего движения стал марксизм, который оказал огромное влияние на специально-политическую жизнь Европы и всего мира. В 1871 году рабо­чие Парижа на несколько месяцев установили свою власть — Парижскую Коммуну. Под руководством К.Маркса и Ф.Энгельса создается 1-й Интернационал — Международное това­рищество рабочих. После его роспуска в европейских странах стали возникать социально-демократические партии, которые руководствовались идеями марксизма. Марксизм занимает ведущее место в общественном сознании XX века.

XIX век — век окончательного утверждения капиталис­тической формы хозяйствования, век интенсивного разви­тия промышленного производства, таких его отраслей, как ме­таллургия, машиностроение, энергетика и др. Это и век пол­ного востребования науки, которая поднимается на небыва­лую раннее высоту. Потребности промышленности диктуют формирование в Европе системы школьного и профессио­нального образования. Растет число студентов в университе­тах. Англия становится страной всеобщей грамотности. Вот лишь некоторые из научных достижений этого времени:

• обоснование Чарльзом Дарвином основных факторов процесса эволюции органического мира от обезьяны к че­ловеку;

• создание физиком Майклом Фарадеем учения об элек­трическом поле;

• разработка микробиологом Луи Пастером метода про­филактики против сибирской язвы;

• описание ботаником Робертом Броуном ядра раститель­ной клетки и открытие беспорядочного движения мельчай­ших частиц (броуновское движение).

В практику культурной жизни XIX века входит проведе­ние научных конференций, симпозиумов, всемирных выставок и т.п. Расширяется техническое оснащение художествен­ной культуры; в конце XIX века появляется киноисскуство, возникает дизайн (художественное конструирование), как следствие бурного развития техники, массовизации производства и расширения границ эстетической деятельности. Проводятся эксперименты по соединению музыки и цвета. (А.Скрябин, М.Чюрленис).

В художественной культуре XIX века нет единой доминан­ты. Формируются и функционируют различные общеевро­пейские стили и направления.

Романтизм (первая треть XIX века) представляет собой широкое идейное и художественное движение в духовной жизни европейского и американского общества. Зародив­шись в Германии (Шиллер, Гете, братья Шлегель) романтизм расширился по всему миру:

• в поэзии его представителями были Д.Байрон, В.Гюго, В.Жуковский;

• в романтической философии и эстетике — Ф.Шеллинг, С.Кьеркегор;

• в музыке — Ф.Шопен, Г.Берлиоз, Ф.Шуберт;

• в живописи — Э.Делакруа, Т.Жерико, Д.Констебл, О.Кипренский;

• в художественной литературе — В.Скотт, А.Дюма, Э.Гофман, Ф.Купер.

В основе романтизма лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности. Художники, приверженные к это­му направлению, изображали драматически неразрешимые противоречия между низменной действительностью и высоким идеалом. Отсюда уход романтического в мир иллюзий, в фантастические страны и т.п. В романтизме главное — не показ индивидуализма, а героико-патетическое прославление одиночества.

Произведения художников (роман) наполнены чувства­ми восторга и отчаяния, ощущением вечной загадки мира, не­постижимости его полного познания. Как правило, художник создает в произведении искусства свой мир, более прекрас­ный, чем реальная жизнь. Романтизм был реакцией передо­вых людей Европы на крушение идеалов Великой Французс­кой революции. С наибольшей силой романтизм проявился в художественной поэзии Германии, Франции, Англии.

Он нашел отражение и в музыке. Это музыкальное твор­чество Шопена, Берлиоза, Шуберта, Листа.

• глубинное постижение жизни;

• широкий охват действительности;

• художественное осмысление противоречий жизни.

Характер человека трактуется в реалистических произ­ведениях как противоречивое и развивающееся единство. Он может меняться в зависимости от обстоятельств жизни. Для писателей-реалистов (Н.Гоголь, Ф.Стендаль, О.Бальзак, А.Пушкин, Ф.Достоевский, А.Чехов, Л.Толстой и др.) харак­терен обостренный интерес к социальному началу действи­тельности.

В 60-70-е годы XIX века во Франции возникло художе­ственное направление, получившее название импрессио­низм. Импрессионизм наиболее ярко воплотился в изобразительном искусстве. Стилистическими признаками импрес­сионизма являются:

• отказ от замкнутости и стабильности изображения объектов;

• фиксация мгновенных, как бы случайных ситуаций, фрагментарность;

• неожиданные ракурсы фигур и предметов.

В живописи наиболее ярко импрессионизм проявился в тиорчестве О.Ренуара, Э.Дега, Э.Мане, К.Моне, К.Писсаро. Эти художники стремились передать красоту мимолетных состоя­ний природы, подвижность и изменчивость человеческой жиз­ни. Пейзажные работы они писали на открытом воздухе (на пленэре), чтобы передать ощущение сверкающего солнечного света. Это породило новую живописную технику, которая особенно проявилась в цветовом решении полотен: локальный цвет, тончайшее ощущение цветовой гаммы, ее зависимости от освещения и состояния воздушной среды.

Природа понималась импрессионистами, как объективная действительность, которой можно доверять. Художник в их понимании — посред­ник между людьми и природой, призванный раскрыть людям красоту этого мира, свое впечатление от него.

На рубеже XIX—XX вв. импрессионизм проник в другие виды искусства. Этот стиль использовали скульпторы О.Роден и П.Трубецкой, писатели М.Пруст, К.Гамсун и А.Анненский, а также П.Верлен, русские художники К.Коровин и И.Грабарь.


Литература:
Афонин В.А., Афонин Ю.В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. — Луганск: Элтон-2, 2008. — 296 с.

$XIX$ век стал периодом интенсивных изменений жизни обитателей Европы. Усиление процессов урбанизации и индустриализации сопровождалось ломкой прежних устоев и традиций; изменение всех аспектов жизнедеятельности было настолько глубоким, что сам исторический период воспринимался как время появления нового социального устройства, нового способа существования.

Экономическая культура XIX века

В результате усиление процессов урбанизации и социализации социальная структура европейских стран изменилась, общество разделилось на два класса:

  • буржуазию, владевшую средствами производства;
  • пролетариев, продающих свою рабочую силу.

Социальное и экономическое положение рабочего класса было чрезвычайно тяжелым: низкий уровень жизни, длительный рабочий день (до 16 часов в сутки), широкое использование дешевого детского и женского труда, колоссальная безработица.

В сложившихся условиях закономерными стали многочисленные политические и экономические выступления рабочих, требовавших социального реформирования. Следствием обострения социальных конфликтов стало возникновение коммунистического и социального движений, появление профсоюзных организаций.

В результате политической борьбы, проведения политических реформ к концу XIX века удалось снизить неблагоприятные последствия индустриализации, в большинстве европейских стран государство стало брать на себя борьбу с бедностью.

Научно-технический прогресс как культурный феномен XIX столетия

В $XIX$ веке были сделаны многочисленные научно-технические открытия, которые изменили образ жизни людей. В это время появились пароходы, автомобили, начинается эра воздухоплавания, были открыты электрическое и газовое освещение, телефон, телеграф, граммофон, фонограф, кинематограф и фотография.

Наука перешла от простого накопления теоретических и эмпирических данных к этапу выявления закономерностей, механизмов. В физике, химии, биологии совершаются великие открытия. Из формы рационального познания мира наука становится социальным институтом, производительной силой, роль которой в обществе постоянно усиливается.

Готовые работы на аналогичную тему

Научные и технические изобретения преображали старые промышленные отрасли и создавали новые, немноголюдные городки на протяжении жизни одного поколения превращались в города с миллионным населением.

Менялся и образ самого человека, идеальным героями эпохи индустриализации становятся талантливые, предприимчивые фабриканты, умелые рабочие.

В общественной жизни интенсивно осуществляются процессы секуляризации.

Секуляризация – процесс освобождения общества от религии и власти.

Роль религии все чаще отводится науке, научному мировоззрению, несопоставимому с иррациональностью религиозного мировосприятия. Отделение церкви от государства способствует росту образования.

Искусство XIX века

Художественная жизнь общества претерпевала радикальные изменения. Противоречия европейского развития наиболее ярко отразились в искусстве, привели к появлению многообразных художественных направлений.

Под влиянием многочисленных онтологических изменений Европа превращалась в нетрадиционный тип общества, в котором все больше распространялось новаторство, где художественные стили не сменяли друг друга, но существовали параллельно, органично дополняя друг друга.

Интенсивно развивается эстетика. Свои взгляды на сущность искусства в это время были сформулированы в работах Канта, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, Шопенгауэра, Ницше и др., во многом предопределив и обусловив дальнейшее развитие искусства.

Таким образом, культурная жизнь европейских стран XIX столетия ознаменовалась рядом глубоких онтологических изменений, которые привели к формированию качественно нового в историческом плане типа общества, обусловили интенсификацию научно-технического прогресса, появление многообразных художественных направлений.

Читайте также: