Европейская интеграция после второй мировой войны кратко

Обновлено: 19.05.2024

В годы войны единая Европа, как никогда, казалась утопией, хотя и в это время не прекращалась творческая и общественная активность европейских федералистов, о которых шла речь выше. Некоторым из них удалось войти в контакт с У. Черчиллем и Ш. де Голлем, с государственными деятелями стран антигитлеровской коалиции и заинтересовать их планами создания построенной на федеративных принципах демократической послевоенной Европы.

Примечательно, что одновременно с цюрихским призывом У. Черчилля в той же Швейцарии, в Хертенштейне, 15–22 сентября 1946 г. собрались делегаты европейских федералистских движений из 14 стран, принявшие Хертенштейнскую хартию, своего рода проект единой федеративной Европы. Хартия содержала весьма радикальные положения (цитируем полностью):

«1. Организация Европейского Сообщества, основанного на принципах федерализма как необходимого элемента учреждения подлинного Всемирного союза.

2. Согласно принципам децентрализации и демократической организации снизу доверху Европейскому Сообществу предстоит самому разрешать противоречия, возникающие между его членами.

3. Федеративное Европейское Сообщество должно вступить в ООН и создать региональный орган согласно ст. 52 Устава Организации Объединенных Наций.

4. Нации, члены Европейского Сообщества делегируют Федерации экономические, политические и военные атрибуты своего суверенитета.

5. Европейская федерация открыта всем народам, которые считают себя европейскими и которые разделяют положения ее Устава.

6. Европейская федерация определяет права и обязанности своих граждан в Хартии гражданина Европы.

7. Эта Хартия основывается на уважении человеческой личности, осознающей свою ответственность в отношении различных общностей, к которым она принадлежит.

8. Европейская федерация будет стремиться к скоординированному материальному восстановлению, экономическому, социальному и культурному сотрудничеству, использованию прогресса техники в интересах человека.

9. Европейская федерация не направлена против кого-либо, отвергает любую форму империализма и отказывается быть инструментом какой-либо иностранной державы.

10. В Европейскую федерацию принимаются и приглашаются свободно созданные региональные федерации.

11. Только единая Европейская федерация сможет гарантировать территориальную и моральную целостность национальных общностей, больших или малых.

Итак, условия блокового противостояния, экономической и оборонной зависимости большинства европейских государств диктовали в обоих лагерях свою логику объединения. В Западной Европе интеграционные тенденции первых послевоенных пяти лет шли по трем основным направлениям: экономическая интеграция, оборонительный союз, политическое объединение.

Создание ЕОЭС в немалой степени стимулировало экономическую интеграцию социалистического лагеря. На экономическом совещании в Москве 5–8 января 1949 г. представители Албании, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии принимают подготовленное решение о создании Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), годом спустя в него принимается ГДР. Создание и деятельность СЭВ были продиктованы, естественно, не столько экономическими, сколько политическими интересами. Так, важнейшие решения в СЭВ принимались на уровне глав правительств на сессии Совета. Исполнительный комитет (с 1962 г.) СЭВ состоял из членов Совета в ранге заместителей глав правительств. Многочисленный Секретариат осуществлял не только административно-исполнительные функции: для анализа и решения текущих проблем создавались различного рода комитеты и постоянные комиссии СЭВ, деятельность которых обеспечивалась Секретариатом. Не будет большим преувеличением утверждать, что структура органов и компетенция СЭВ во многом предвосхищали организацию Европейского Сообщества и при учреждении обоих объединений экономические и политические факторы тесно переплетались.

Согласно договору вооруженное нападение на одного или нескольких его участников рассматривается как нападение на все договаривающиеся стороны. Высшим политическим органом НАТО стал по договору Североатлантический Совет, чьи сессии проводятся дважды в год на высшем уровне при участии министров иностранных дел, обороны, экономики, финансов. Постоянный Совет в штаб-квартире НАТО заседает не реже раза в неделю.

Отныне дипломатическая и военная активность Западной Европы, а точнее, натовской ее части, будет в фарватере американской политики, – ситуация, которую осмелится оспорить лишь де Голль…

5 мая 1949 г. страны брюссельской группы Западного Союза (Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург), к которым присоединились Дания, Ирландия, Испания, Норвегия и Швеция приняли в Лондоне Устав Совета Европы, определив, что штаб-квартирой новой организации будет Страсбург, который федералисты давно избрали символом европейского согласия.

В развитие положений гл. I Устава Совета Европы 4 ноября 1950 г. принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней. Для обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя членами Совета Европы, образовывались Европейская Комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека117. Таким образом, Совет Европы стал первой панъевропейской организацией гуманитарного и правозащитного характера, основанной на общих ценностях правового государства.

На протяжении длительного периода времени интеграция осуществлялась в экономической сфере:

  • в 1951 году было создано ЕОУС (Европейское объединение стали и угля);
  • в 1957 году подписаны Римские договора о создание ЕЭС (Общий рынок) и Евроатома;
  • в 1978 году была создана ЕВС (Европейская валютная система);
  • в 1987 году вступил в силу ЕЕА (Единый Европейский АКТ) фиксировавший цель создания единого экономического пространства.

Наконец, успехи развития экономической интеграции европейских стран, привели к необходимости социально-политического объединения, без которого дальнейшее экономическое развитие объединения представлялось затруднительным. В 1991 году был представлен Маастрихтский договор о Европейском союзе, предполагавший значительную степень усиления наднациональных структур ЕС и передачи им широких полномочий. Хотя, в конечном итоге договор был одобрен и ратифицирован, ряд наиболее значимых его положений оказались вычеркнуты.

Согласно договору с 1999 года страны объединились в Экономический и Валютный Союз, в рамках которого с 2002 года их национальные валюты были заменены единой – евро, что открывало возможности для беспрецедентной экономической интеграции стран.

Готовые работы на аналогичную тему

Европейская интеграция осуществлялась не только в интенсивном, но и экспансивном направлении. Если в ЕОУС вошли всего 6 государства – страны Бенилюкса, Франция, ФРГ и Италия, то к 1999 году ЕС включает в себя 14 стран, в 2004 году ЕС переживает самое масштабное расширение на восток, принимая в свои ряды сразу 10 стран (8 бывших стран соц. лагеря, а также Кипр и Мальту), в 2007 году его ряды пополняют Болгария и Румыния, а в 2013 году Хорватия, и на сегодняшний день в ЕС входят 27 стран (после выхода Великобритании 31 января 2020 года).

Проблемы европейской интеграции

Несмотря на значительные успехи строительства общеевропейского дома, как в области экономического развития, так и территориального расширения, начиная с 2008 года ЕС регулярно сталкивается с кризисами, каждый из которых ставит под вопрос легитимность самой идеи европейского объединения. И хотя перспективы действительного распада Евросоюза минимальны – подобный ход принесет лишь убытки входящим в ЕС государствам, в основе кризисных процессов лежат объективно существующие противоречия и проблемы европейской интеграции:

  • проблема суверенитета и политического лидерства;
  • проблема солидарности и социально-экономических диспропорций;
  • проблема общеевропейской безопасности.

Таким образом Еврокомиссия, несмотря на свои претензии, не является центром политической силы в ЕС. Договорной характер отношений затрудняет принятие важных решений особенно в кризисные периоды, и если до 2004 года, такой формат оставался достаточно эффективным, то после масштабного расширения ЕС, он значительно пострадал.

Отсутствие солидарности сказывается и на возможностях организации в обеспечении общеевропейской безопасности. Пандемия коронавируса выявила необходимость создания общеевропейской системы здравоохранения, что в свою очередь предполагает передачу государственного суверенитета на наднациональный уровень. Не менее острой является проблема взаимодействия внутренних органов стран ЕС, которые в условиях свободного перемещения граждан внутри союза, оказались неспособны эффективно противостоять террористической угрозе в 2016-17 годах. Вместе с тем, проекты по интеграции вооруженных сил или силовых ведомств ЕС саботируются странами периферии – прежде всего Прибалтики и Польшей, которые настаивают на углублении зависимости ЕС от НАТО, а в конечном итоге от США.

Перспективы европейской интеграции

Типичным ответом на кризисные события для европейского сообщества является ресуверенизация, т.е. снижение уровня интеграции, осуществление протекционистской политики в рамках ЕС, возрождение внутренних границ и усиление национального контроля над своей территорией, ограждение от проблем соседей по европейскому дому. Вместе с тем усиление данной политики не только негативно сказывается на ходе европейской интеграции, но и ставит под сомнение саму легитимность идеи общеевропейского объединения.

Однако ЕС удается найти выходы из сложившихся кризисных ситуаций и сохранить свою целостность. Наиболее вероятным ответом на новые вызовы станут попытки реформирования ЕС в направлении его федерализации, усиления наднациональных институтов, передачи в их компетенцию более широкого круга вопросов, что позволило бы вывести процесс решения существующих проблем на новый уровень.

Европейский союз, насчитывающий ныне в своем составе 15 государств-членов с населением около 380 млн. человек, представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире.

Европейская интеграция как явление может быть рассмотрена в двух аспектах: политическом и экономическом. Именно понятия политического и экономического дали начало масштабной дискуссии о европейской интеграции. Центральным вопросом в этом споре стал вопрос о статусе государства. Идеологические трения, касающиеся радикальных изменений в политическом сообществе или поддержания status quo государства-нации, во многом не утратили свою злободневность, однако перешли на качественно новый уровень. Наиболее ожесточённые споры развернулись между сторонниками различных теорий объединения Европы и допустимых границ регионального сотрудничества.

Также в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Важная причина состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.

Вторая мировая война показала насколько был хрупок мир в Европе. И даже Лига Наций, на которую возлагались большие надежды по предотвращению новой военной угрозы, оказалась не в состояние навести порядок на международной арене. После двух разрушительных войн перспектива третьей войны отнюдь не привлекала европейцев. Боязнь немецкого реваншизма, а также советская угроза, которой принадлежит не последняя роль в истории европейской интеграции, толкали европейские страны к сотрудничеству. Именно сотрудничество представлялось единственной формой международных отношений, которая сможет гарантировать мир и порядок в Европе. Вместе с тем, такая альтернатива встречала множество препятствий, например, взаимная неприязнь наций, нерешённые вопросы о спорных территориях, ответственность за развязывание войны, выплата контрибуций.

Однако поиски путей послевоенного урегулирования Европы начались ещё до окончания Второй мировой войны. Так, правительства Нидерландов, Бельгии и Люксембурга ещё во время войны, будучи в изгнании, договорились о тесном экономическом сотрудничестве после окончания войны.

Официально Совет был создан 5 мая 1949 г. Устав Совета Европы был подписан в Лондоне десятью государствами: Бельгией, Данией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Великобританией, Францией и Швецией. Штаб-квартира СЕ расположилась в Страсбурге — городе на границе Франции и Германии, в качестве символа примирения двух стран. Через три месяца Робер Шуман, как представитель Франции, страны, в которой будет находиться штаб-квартира Организации, открыл первое заседание Комитета Министров.

Совет Европы — старейшая в Европе международная политическая организация. Её основная заявленная цель — построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона.

Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Глава I Устава Совета Европы посвящена целям, которые преследует Совет Европы, и состоит из одной единственной статьи 1. В ней, в частности, говорится следующее:

«а) Целью Совета Европы является осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу.

Постепенно СЕ сосредоточился на правовых и правозащитных вопросах. Сегодня его цель определяется как построение Европы без разделительных линий, основывающейся на принципах демократии, прав человека и верховенства закона (правового государства). Деятельность его направлена, прежде всего, на обеспечение и защиту прав человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные или культурные права, то есть деятельность Совета Европы охватывает все сферы жизни человека. Однако экономическими и военно-политическими вопросами организация не занимается.

Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта или Маастрихтского договора и обладает важнейшими нормотворческими функциями.

Также в своей работе я хочу указать основные события в истории углубления евроинтеграции:

1951 — Парижский договор и создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).

1957 — Римский договор и создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Евратома.

1965 — договор о слиянии, в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трёх европейских сообществ ЕОУС, ЕЭС и Евратома.

1985 — подписание Шенгенского соглашения.

1986 — Единый европейский акт — первое существенное изменение учредительных договоров ЕС.

1992 — Маастрихтский договор и создание на основе Европейского Экономического Сообщества Европейского союза.

2007 — подписание Договора о реформировании в Лиссабоне.

1 декабря 2009 — вступление в силу Лиссабонского договора, согласно которому Евросоюз становится правосубъектным.

Читайте также: